Рассказ утюжок и мороженое тема и идея

Сказки

Полянская «Утюжок и мороженое», тема и идея какие?

Если создавать блог для заработка, то на первом месте будет интересная тематика на которую можно писать много и часто. Но на мой взгляд уникальность темы не главное, главное «найти» своего читателя, писать интересно и грамотно. То, о чём вы будете писать, это то, в чём выне дилетант.

«Прямую линию» президента РФ Владимира Путина покажут по основным центральным телеканалам: Первый канал, канал Россия 1, Россия 24. Также можно послушать трансляцию на радио «Россия» и «Маяк». Смотреть онлайн можно на сайте российского канала Вести (vesti.ru). После «Прямой линии» запись будет доступна на сайте youtube.

В сочинении на данную тему обязательно следует написать следующее:

Кто был в грозу или шторм на море, сразу слышит этот грозный рокот, шум волн, накатывающих на берег.

Почему-то мне кажется, что у Фета любой порой была весна. У него очень много стихов посвящено этой поре. Он отражает и цветение деревьев, и полет бабочки, и птиц, и солнце.

особое место в творчестве Афанасия Фета занимали журавли. Сейчас эти птицы прочно связаны с Россией. Они и лиричны, и патриотичны, и память о погибших защитниках Отечества. Но по мнению многих критиков и исследователей творчества Фета, именно он ввел этих красивых птиц в поэзию, наделив их такими качествами.

Испугаешь тут, когда осень на дворе, а зима не за горами. И предстоит путь журавлям долгий и опасный. И не каждый из них вернется обратно. Вот потому и разливается над землей этот крик журавлиный.

А в эти строки вчитайтесь, как красиво!

Чудесный пейзаж, очень живой, со своими звуками, светом, напоенный влагой.

Ничем не уступает этому описанию и следующий:

Источник

«Эгоизм или милосердие?» Урок внеклассного чтения по литературе (9 класс)

Разделы: Литература

1. Подготовка к восприятию

– Сегодня на уроке мы будем вести разговор на очень важную тему. А начать его я предлагаю с литературной викторины. Прослушайте отрывки текстов из художественных произведений, назовите их авторов.
(Отрывки берутся из произведений, ранее изученных и объединенных темой – милосердие, гуманность в отношениях между людьми).
– Что объединяет эти произведения? (Проблема, которую авторы ставят перед читателем, – гуманное, милосердное отношение людей друг к другу).
– Милосердие… Гуманность… Что обозначают данные слова? (Человеколюбие, «милое сердце» – это готовность помочь, умение сострадать, любить; чуткость в отношениях людей.)
– Подберите антонимы к этим словам. (Себялюбие, эгоизм)
– Как вы думаете, что должно лежать в основе отношений между людьми: эгоизм или человеколюбие, милосердие?

2. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы попытаемся понять, почему же мы должны проявлять друг к другу милосердие, взаимопонимание, почему нельзя строить взаимоотношения на себялюбии. А помогут нам в этом рассказы современных писателей И.Полянской «Утюжок и мороженое» и Б.Екимова «Ночь исцеления».

3. Основное содержание урока

1) Анализ рассказа «Утюжок и мороженое»

– Какое впечатление на вас произвел рассказ? (Грустное, что-то в этой семье не так, в ней неуютно).
– Кратко передайте содержание рассказа. (Обычная семья: мать, отец, две сестры и бабушка. В доме часто ссорятся, и бабушка, чтобы оградить внучек от этих сцен, уводит их гулять на улицу. В одну из таких прогулок они видят будку с мороженым. Но деньги есть только у старшей девочки. И, несмотря на просьбу сестры и бабушки, она не покупает им мороженое)

«Они смотрели на меня с одинаковым выражением лиц, круглыми, детскими глазами, в которых не было никакой хитрости, одно лишь желание полакомиться мороженым. Они смотрели на меня как бы заранее облизываясь. И я плотнее прижала ко дну кармана мои денежки, чтобы они ненароком не высвободились и не ушли от меня, как и вновь обретенная житейская мудрость, и в тот день не купила им мороженое».

– Почему девочка так и не купила мороженое? (Она обиделась на них. Это была своего рода месть.)
– О чем она думает? («А живите вы как хотите!»)
– Что привело к такой обиде на самых близких людей? (В семье постоянные ссоры, рукоприкладство. «Мне никто не помогает, когда отец таскает меня за волосы, никто не вступится, как будто, так и надо…»)
– Какие взаимоотношения царят в этой семье? (Родители часто ссорятся, девочки, боясь наказания за какой-либо проступок, лгут; бабушка не заступается за девочек.)
– Бабушка любила внучек, так почему же не могла их защитить? (Она тоже была лишняя в этой семье и слабая. Всё, что она могла сделать – это уводить девочек на прогулку во время семейных скандалов).
– Чем болела Рита, и когда начинались приступы?
– Почему же в этой семье всё так плохо: ссоры, скандалы, рукоприкладство, ложь, страх? (В этой семье не было тёплых, добрых отношений. Всё основывалось на себялюбии, эгоизме каждого члена семьи. Девиз этой семьи – «Каждый крутится, как умеет». Никто никого не любил, никто не проявлял сочувствия, взаимопонимания.)
– К чему привели такие отношения между самыми близкими людьми? (Одиночеству, лжи, ненависти…)
– Хотелось бы вам жить в такой семье?

Вывод: если отношения между людьми строятся на эгоизме, то это ведет к болезни (Рита), одиночеству (бабушка и Галя), душевной черствости (родители), лжи, ненависти.

2) Анализ произведения Б.Екимова «Ночь исцеления».

– Понравился ли вам рассказ?
– С каким настроением вы закрыли последнюю страницу? (Можно ответ изобразить цветом).
– Назовите главных героев произведения?
– Что вы узнали о бабе Дуне? Чем она болела и почему?
– Какого лекарства ждала душа бабушки Дуни? (Её болезнь нужно было лечить не лекарством, а чуткостью, заботой, любовью.)
– Как её дети относились к ней? (Они не могли понять мать, её болезнь им мешала, поэтому баба Дуня редко гостила у них.)
– «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…». Кого имел в виду автор? (Гриша жалел родителей, которые были глухи к болезни матери.)
– Кто и как вылечил её?
– Галя и Гриша – ровесники. В этом сходство героев. А что их различает? (Гриша умеет сострадать, сопереживать, любить. Галя этих качеств не имеет.)
– К чему приводит милосердие Гриши? (К выздоровлению бабушки.)

Вывод: милосердие, забота, взаимопонимание приводят к выздоровлению не только тела, но и души.

4. Обобщение

– Итак, ребята, сегодня мы познакомились с интересными произведениями современных писателей, которые поднимают очень важную проблему – проблему эгоизма и гуманизма в отношениях между людьми. Так на каких нравственных основах люди, особенно близкие, должны строить свои отношения?

Читайте также:  Рассказ в сокращении королевство кривых зеркал

5. Проверка домашнего задания

– Какие высказывания, отражающие вашу точку зрения, вы подготовили к уроку?

6. Заключительное слово учителя

– Я хочу пожелать вам, чтобы в вашем сердце не поселились ложь, жестокость, чёрствость, себялюбие, ибо это ведет к болезни, страшной и трудноизлечимой, приносящей гое не только вам, но вашим близким. И имя этой болезни – эгоизм.
Пусть в вашей душе, в вашем сердце всегда живут сострадание, милосердие, чуткость.
Помните, что «себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево» (И.Тургенев)

7. Рефлексия

– На ваших столах – листы цветной бумаги. Пусть каждый выберет цвет, соответствующий его настроению, и допишет предложение: «Я выбираю …., потому что…»

8. Домашнее задание (письменный ответ на вопрос)

Согласны ли вы с мнением Сенеки, который говорил: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»?

Источник

Сочинение по произведению И. Полянской «Утюжок и мороженое»

Семья – это ячейка общества, состоящая из родных и близких людей, это то, с чего начинается жизнь каждого человека. Первые впечатления об устройстве мира, знания о нем мы получаем от родителей. Именно в семье создается характер человека, его личностные качества. Семья – это целый мир, в котором должны царить взаимопонимание и любовь.

Эмиль Золя сказал: “Залог семейного счастья в доброте, открытости, отзывчивости”. В счастливой семье люди любят, ценят и уважают друг друга, беспокоятся о физическом и психологическом состоянии близких. Семью, в которой нет теплых родственных отношений, доверия, любви, доброты, сложно назвать счастливой.

Рассмотрим рассказ Ирины Полянской “Утюжок и мороженое”. Повествование ведется от лица девочки, которая живет в несчастливой семье.

Ее родители очень часто ссорятся, из-за чего сестра рассказчицы Рита болеет летаргией. Летаргия – это похожее на длительный сон болезненное состояние с почти неощутимым пульсом и слабым дыханием. Девочки надеются, что бабушка, будучи представителем старшего, более мудрого поколения, скажет свое слово и прекратит скандалы, но она лишь закладывает уши ватой.

Из-за нездоровой обстановки в семье прежде всего страдают дети. Рассказчица была честным, добрым ребенком, который не врал, не льстил родителям, чтобы те отпустили гулять или купили новую игрушку, но это изменилось. Бабушка героини забирала ее деньги, отец был слишком строг, родители ссорились, сестре все разрешали, потому что она умела врать и изворачиваться. Все эти обстоятельства сломили девочку, уничтожили те хорошие, благородные качества, которыми она обладала. Рассказчица научилась врать: чтобы успокоить отца, ругавшего Риту из-за подаренного им утюжка, сказала, что отдала игрушку на время Зине Зиминой, дочери папиного начальника; чтобы не покупать мороженое бабушке и сестре, солгала о том, что у нее нет денег.

В итоге, в семье, где нет доброты и отзывчивости, дети осознали житейскую “мудрость”: “Каждый крутится, как умеет… ” Герои рассказа Ирины Полянской глубоко несчастны, их нельзя назвать настоящей семьей. Мы, читатели, можем предположить, что в семьях, которые создадут рассказчица и ее сестра в будущем, не будет доверия, любви и отзывчивости.

В семье, где нет доброты и отзывчивости, дети осознали житейскую “мудрость”: “Каждый крутится, как умеет… ” Герои рассказа Ирины Полянской глубоко несчастны, их нельзя назвать настоящей семьей. Мы, читатели, можем предположить, что в семьях, которые создадут рассказчица и ее сестра в будущем, не будет доверия, любви и отзывчивости.

Вывод: если отношения между людьми строятся на эгоизме, то это ведет к болезни (Рита), одиночеству (бабушка и Галя), душевной черствости (родители), лжи, ненависти.

Источник

Анализ рассказа И. Полянской «Утюжок и мороженое»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс
Тип Рабочие программы
Автор Антонова Т.Г.
Дата 02.02.2014
Формат doc
Изображения Нет

Анализ рассказа И.Полянской «Утюжок и мороженое».

Цель: Научить учащихся владеть навыками комплексного анализа текста.

Задачи: 1)выявить проблемно-тематический аспект текста и композиционные приёмы, с. помощью которых автор воплощает замысел в текст;

2)развивать умение анализировать тексты

3)воспитывать в учениках милосердие, сострадание к слабым, чуткость, отзывчивость,

Начинаю урок с биографических сведений о писательнице.

Ирина Полянская прожила всего 52 года.

Родилась в семье репрессированного научного работника в закрытом сталинском концлагере для учёных, работавших над атомным проектом. После окончания средней школы в Новокуйбышевске закончила актёрское отделение училища искусств в Ростове-на-Дону и Литературный институт имени Горького в Москве (семинар прозы Георгия Берёзко, семинар поэзии Евгения Винокурова). Работала концертмейстером, актрисой, санитаркой в отделе травматологии, корреспондентом в газете, литконсультантом и редактором в журналах.
Дебютировала в 1982 году в журнале «Аврора» с рассказом «Как провожают пароходы». В 1988 году выпустила первую книгу повестей и рассказов. Входила в конце 80-х в группу молодых писательниц «Новые амазонки», причисленных критикой к идейно-эстетическому течению «новой женской прозы» в современной русской литературе. Автор нескольких книг прозы, публикаций в российской периодике. Произведения переводились на английский, французский, немецкий и др. языки.
Лауреат немецкой литературной премии «Lege Artis» (Лейпциг, 1995), премии журнала «Новый мир» (1997) и премии им. Ю.Казакова за лучший русский рассказ (2003). Финалист «Русского Букера» (1998).

— Давайте ещё раз перечитаем рассказ, но при этом карандашом подчеркнём те слова в рассказе, которые вам хотелось бы выделить, т. е ключевые слова, слова-символы и яркие детали.

— Вернёмся к названию рассказа. Какую смысловую нагрузку несёт оно? Какова символика названия?

— Обратим внимание на первые предложения текста. Что интересного вы в них заметили?

— О чём же этот рассказ? Какова его тематика?

Рассказ посвящён взаимоотношениям отцов и детей и одиночеству ребёнка в семье.

— Какие проблемы поднимает в нём автор?

В рассказе поднимаются проблемы семейных отношений, роли детства в становлении личности ребёнка, лжи и лицемерия, ответственности семьи за воспитание детей.

— Как вы думаете, почему повествование в рассказе ведётся от первого лица? Почему автор употребил именно такой приём?

Когда рассказчик участвует в событиях и повествует о них, создаётся иллюзия достоверности происходящего. Используя образ рассказчика, автор как бы раскрывает его внутренний мир, позволяет почувствовать правдоподобность происходящего.

— Рассмотрим архитектонику рассказа.

— Каковы образы времени и пространства в рассказе? Когда живописец рисует картину, то он пользуется пространственными категориями, а художник слова имеет такое преимущество, что может показать связь временных и пространственных отношений.

Известный литературовед М. Бахтин называет хронотопом существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. Само слово «хронотоп» в дословном переводе означает «времяпространство». Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности Эйнштейна. Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, в литературоведение он был перенесен почти как метафора (почти, отмечает М. Бахтин, но не совсем): литературоведу важно выражение в нем неразрывности пространства и времени как четвертого измерения пространства. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп.

Читайте также:  Путешествие по сказке кот петух и лиса

— Как отразилось это прошлое во сне? О чём нам говорят такие детали, как дорога в аптеку, похоронный оркестр в песочнице?

— Как вы думаете, почему бабушка противопоставляет себя молодым? Символом каких качеств является слово молодой? Что значит молодой в молодом городе?

— Вы, наверное, заметили, что антитеза, т.е. противопоставление, тоже является одним из композиционных приёмов в тексте. Какие ещё противопоставления, кроме названных выше, вы заметили?

— Можно ли сказать, что жизнь главной героини после эпизода с утюжком уподобилась «королевству кривых зеркал»?

Да, конечно, она научилась жить для себя, ради своих интересов. Как, собственно говоря, и жили все в её семье. Ведь её же никто не защищал, когда отец таскал за волосы за непонятную ей вину. Да и молодой, циничный учитель истории, изрекающий сентенции «каждый умирает в одиночку» завершил её формирование. Рассказчица разучилась жалеть. Если раньше она всегда покупала сладости, то в конце рассказа она уже им отказывает.

— Каков ритм, темп повествования? Какие интонации вы заметили?

— Какие ещё изобразительно- выразительные приёмы вы можете выделить в рассказе. Каковы их функции?

Состояние Риты после того, как отец установил пропажу утюжка передают такие эпитеты, как «непролазный страх», «отчаянная головушка», метафоры «гром разразился», фразеологизм «час расплаты» и т.д. Развёрнутая метафора «раскалённая лава перелилась через пороги, хлынула в нашу комнату» показывает, какие напряжённые отношения были у родителей.

-Какие штампы, речевые клише вы заметили в эпизоде о городе?

«Богатырские плечи», «крепкий, как орешек», «городская знать», «бодро гарцевали», «стояли на марше».

— Выше мы уже немало говорили о главной героине рассказа и даже давали ей характеристику. Каково же её отношение к другим героям рассказа?

— Какова роль подтекста в рассказе?

В какой форме ведётся повествование в рассказе? Ассоциации с какими произведениями русской литературы вы можете установить в этом рассказе?

— Какова же авторская позиция в произведении?

Авторская позиция явно не выражена. Но ему грустно оттого, что в жизни такое происходит. «Грустно стою я на почте». И всё- таки там же мы читаем, что жизнь по новым правилам может вести только к пропасти.

Источник

Анализ рассказа И. Полянской «Утюжок и мороженое»

Анализ рассказа И.Полянской «Утюжок и мороженое».

Цель: Научить учащихся владеть навыками комплексного анализа текста.

Задачи: 1)выявить проблемно-тематический аспект текста и композиционные приёмы, с. помощью которых автор воплощает замысел в текст;

2)развивать умение анализировать тексты

3)воспитывать в учениках милосердие, сострадание к слабым, чуткость, отзывчивость,

Начинаю урок с биографических сведений о писательнице.

Ирина Полянская прожила всего 52 года.

Родилась в семье репрессированного научного работника в закрытом сталинском концлагере для учёных, работавших над атомным проектом. После окончания средней школы в Новокуйбышевске закончила актёрское отделение училища искусств в Ростове-на-Дону и Литературный институт имени Горького в Москве (семинар прозы Георгия Берёзко, семинар поэзии Евгения Винокурова). Работала концертмейстером, актрисой, санитаркой в отделе травматологии, корреспондентом в газете, литконсультантом и редактором в журналах.
Дебютировала в 1982 году в журнале «Аврора» с рассказом «Как провожают пароходы». В 1988 году выпустила первую книгу повестей и рассказов. Входила в конце 80-х в группу молодых писательниц «Новые амазонки», причисленных критикой к идейно-эстетическому течению «новой женской прозы» в современной русской литературе. Автор нескольких книг прозы, публикаций в российской периодике. Произведения переводились на английский, французский, немецкий и др. языки.
Лауреат немецкой литературной премии «Lege Artis» (Лейпциг, 1995), премии журнала «Новый мир» (1997) и премии им. Ю.Казакова за лучший русский рассказ (2003). Финалист «Русского Букера» (1998).

— Давайте ещё раз перечитаем рассказ, но при этом карандашом подчеркнём те слова в рассказе, которые вам хотелось бы выделить, т. е ключевые слова, слова-символы и яркие детали.

— Вернёмся к названию рассказа. Какую смысловую нагрузку несёт оно? Какова символика названия?

Несмотря на то, что в слове утюжок присутствует уменьшительно-ласкательный суффикс, он символизирует собой предмет, которого нужно остерегаться, он может обжечь, катком прокатиться по твоей жизни. А мороженое, хоть и сладкое, ассоциируется со словом холод. Название рассказа не предвещает ничего хорошего. Горячее и холодное – оксюморонное сочетание.

— Обратим внимание на первые предложения текста. Что интересного вы в них заметили?

В первых же предложениях текста мы видим, что у них (это о родителях рассказчица выражается как о посторонних людях – они) своё, а у бабушки с сестрой – «Квартеронка». Бабушка вместе с другой внучкой старалась уйти из реального мира в мир нереальный – в мир видений. А с кем же она – одинока?

У рассказчицы раздвоенное жало, как у змеи – применяет сравнение автор. Личность рассказчицы начинает раздваиваться. Змея – символ мудрости. Рассказчица приобретает житейскую мудрость.

— О чём же этот рассказ? Какова его тематика?

Рассказ посвящён взаимоотношениям отцов и детей и одиночеству ребёнка в семье.

— Какие проблемы поднимает в нём автор?

В рассказе поднимаются проблемы семейных отношений, роли детства в становлении личности ребёнка, лжи и лицемерия, ответственности семьи за воспитание детей.

— Как вы думаете, почему повествование в рассказе ведётся от первого лица? Почему автор употребил именно такой приём?

Когда рассказчик участвует в событиях и повествует о них, создаётся иллюзия достоверности происходящего. Используя образ рассказчика, автор как бы раскрывает его внутренний мир, позволяет почувствовать правдоподобность происходящего.

— Рассмотрим архитектонику рассказа.

«Архитектоника – общая внешняя форма строения литературного произведения и взаимосвязи его частей».

— Каковы образы времени и пространства в рассказе? Когда живописец рисует картину, то он пользуется пространственными категориями, а художник слова имеет такое преимущество, что может показать связь временных и пространственных отношений.

Известный литературовед М. Бахтин называет хронотопом существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. Само слово «хронотоп» в дословном переводе означает «времяпространство». Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности Эйнштейна. Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, в литературоведение он был перенесен почти как метафора (почти, отмечает М. Бахтин, но не совсем): литературоведу важно выражение в нем неразрывности пространства и времени как четвертого измерения пространства. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп.

Читайте также:  Пословица к сказке сова и ворон

— Время, изображённое в рассказе – это прошлое героини, её детство. А про настоящее героини мы узнаём из хронотопа сна. В прошлом мы видим пространство комнаты девочек. И в ней мы видим описание кровати. На ней Рита сомнамбулически раскачивалась. На ней спасалась от «раскалённой лавы»(метафора), которая врывалась из комнаты родителей. В пространстве комнаты мы не видим других предметов – это место, похожее на место временного проживания, на гостиницу, откуда человек всегда хочет уехать. Вставной эпизод о городе расширяет пространство – мы видим описание молодого города.

— Как вы думаете, куда устремляла свои помыслы юная героиня рассказа – в центр или на его окраины?

— Конечно же, в центр – там жила городская знать и росли чистопородные розы, а прочий люмпен был вынужден, как цветы – люмпены жить по окраинам. Может быть, и героиня чувствовала сейчас себя люмпеном.

Люмпены — деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые нерассуждающе повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью[

Время в рассказе неспешно разворачивает свой свиток в прошлом. А настоящее противопоставляется прошлому – тут всё свёртывается. Мотив сна в русской литературе издавна использовался для мотивировки поступков героев, сновидения являлись пророческими. Как например, сны Петра Гринёва в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина или Обломова, героя романа Гончарова. Хронотоп сна может включать в себя все три времени – прошлое, настоящее и будущее.

— Как отразилось это прошлое во сне? О чём нам говорят такие детали, как дорога в аптеку, похоронный оркестр в песочнице?

Прошлое перелетает к героине целыми отдельными скверами, «усечёнными конусами домов». И героиня не может отыскать дорогу в аптеку. Дорога – символ поиска истины, обретения правильного пути, а аптека – место, где можно купить лекарство от болезни. Значит, дорогу к истине она никак отыскать не могла. Похоронный оркестр в песочнице – символ детства, которого и не было. Подсознание подсказывает, что детство было загублено ещё в прошлом. Но даже во сне ей не даёт покоя эпизод с мороженым. И тут героиня чувствует запоздалое, быть может, раскаяние. Будущего уже не исправишь – в том мире, где теперь обитает бабушка – деньги недействительны.

— Как вы думаете, почему бабушка противопоставляет себя молодым? Символом каких качеств является слово молодой? Что значит молодой в молодом городе?

— Вы, наверное, заметили, что антитеза, т.е. противопоставление, тоже является одним из композиционных приёмов в тексте. Какие ещё противопоставления, кроме названных выше, вы заметили?

— Можно ли сказать, что жизнь главной героини после эпизода с утюжком уподобилась «королевству кривых зеркал»?

Да, конечно, она научилась жить для себя, ради своих интересов. Как, собственно говоря, и жили все в её семье. Ведь её же никто не защищал, когда отец таскал за волосы за непонятную ей вину. Да и молодой, циничный учитель истории, изрекающий сентенции «каждый умирает в одиночку» завершил её формирование. Рассказчица разучилась жалеть. Если раньше она всегда покупала сладости, то в конце рассказа она уже им отказывает.

— Каков ритм, темп повествования? Какие интонации вы заметили?

Неспешно ведёт своё повествование рассказчица. Она как бы пытается разобраться в своей запутанной жизни, неспешно развёртывает свиток жизни. И только в эпизоде с учителем всё происходит мгновенно. Он проносится мимо них с бабушкой, как метеорит. На быстрый темп указывает обилие глаголов и деепричастий – «перепрыгивая», «пробежал», «мимоходом поделив», «поняла» и т.д. Тут же мы замечаем вопросительные и восклицательные предложения. Почему «прогуливаем», а не гуляем? Есть что-то постыдное в слове прогуливаем. Прогуливать можно с уроков, с работы, а отчего же прогуливали они? Неужели учитель истории догадывался об их тайнах, и это его веселило.

— Какие ещё изобразительно- выразительные приёмы вы можете выделить в рассказе. Каковы их функции?

Состояние Риты после того, как отец установил пропажу утюжка передают такие эпитеты, как «непролазный страх», «отчаянная головушка», метафоры «гром разразился», фразеологизм «час расплаты» и т.д. Развёрнутая метафора «раскалённая лава перелилась через пороги, хлынула в нашу комнату» показывает, какие напряжённые отношения были у родителей.

-Какие штампы, речевые клише вы заметили в эпизоде о городе?

«Богатырские плечи», «крепкий, как орешек», «городская знать», «бодро гарцевали», «стояли на марше».

Найдите примеры парадокса в тексте. Парадокс – греч.-«противоречащий обычному мнению» – выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из неё, а, наоборот. Ей противоречит, давая неожиданное и необычное её истолкование. Для парадокса характерны необычность содержания, противоречащая общепринятой трактовке данной проблемы, которая затрагивается парадоксом. Путём парадокса могут быть зашифрованы какие-нибудь особо тонкие мысли.

— Выше мы уже немало говорили о главной героине рассказа и даже давали ей характеристику. Каково же её отношение к другим героям рассказа?

— Какова роль подтекста в рассказе?

Все самые главные мысли мы читаем в подтексте. Героиня спасает сестру. Но подтекстом мы читаем, что её тошнит от её хитрости. Так кого же она спасала или губила – себя или сестру? Рита выходила на крыльцо как королева. Но подтекст говорит, что всё существо её пело от радости, как у ребёнка. Рассказчица пишет, что она приобрела житейскую мудрость – но подтекст сна говорит нам об обратном.

В какой форме ведётся повествование в рассказе? Ассоциации с какими произведениями русской литературы вы можете установить в этом рассказе?

Повествование ведётся от первого лица – это монолог, исповедь героини. Исповедальный характер носили многие произведения великого русского писателя Достоевского, в том числе и рассказ «Кроткая». Героиня ведь в каком-то смысле тоже приходит к покаянию, хотя и полностью сама этого не осознаёт пока. Через много лет она хочет послать денег сестре и бабушке. Она научилась прощать. Ведь русская душа по сути христианка. И в этом мы находим лучшие черты реализма.

— Какова же авторская позиция в произведении?

Авторская позиция явно не выражена. Но ему грустно оттого, что в жизни такое происходит. «Грустно стою я на почте». И всё- таки там же мы читаем, что жизнь по новым правилам может вести только к пропасти.

2. Егораева, Г.Т. ЕГЭ 2011. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

Источник

Познавательное и интересное