Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 45. М.М. Пришвин «Выскочка»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали, героев.
Выскочка – человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.
Улучила – нашла подходящее время (С.И. Ожегов)
Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая (В Даль)
С заскоком и пыльцой в голове – глупая
Обязательная и дополнительная литература:
Основное содержание урока
О природе писали многие писатели – натуралисты: Д.С. Мамин – Сибиряк, Е. Чарушин, В. Астафьев, А. Куприн. Среди них М. М. Пришвин- известный русский писатель – натуралист.
Давайте вспомним, какие произведения Пришвина вы читали ил знаете?
Михаил Михайлович Пришвин написал:
«Недосмотренные грибы», «Деревья в лесу», «Ребята и утята», «Золотой луг», «Лесная капель».
Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Михаил Пришвин писал:
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
-Как вы понимаете эти значение этих слов?
Это значит, что человек любит и заботится о себе и своей Родине.
— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать
Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».
— А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?
— Обратимся к толковому словарю Ожегова.
Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.
Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием?
Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.
Сейчас мы прочитаем и выясним, кто же герои рассказа.
Вам встретятся такие слова:
полено – кусок распиленного бревна для растопки;
выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;
бдительность –внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость.
Улучила – нашла подходящее время (С.И. Ожегов)
Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая (В.Даль)
Чтение текста «Выскочка»
Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Биюшку, Биюшку все стали называть Вьюшкой.
Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.
Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, — известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
Кто является героем рассказа?
( Героем рассказа является собака Вьюшка)
— Какой породы была Вьюшка?
(Вьюшка была охотничьей собакой)
— Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки.
— Как вы думаете, почему?
-Какое отношение автора к собаке?
(с любовью, нежностью, обращается ласково).
— Как можно озаглавить эту часть?
Вьюшка получила подарок.
— Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?
«..Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом – это означало тревогу и начало бдительности…»
— Как могут дальше развиваться события?
Продолжаем чтение текста.
Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! — и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной — хвать! Другая сорока с другой стороны хвать! — и унесла косточку.
Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собирались отнять у собаки вторую.
Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
— Тра-та-та-та-та! — застрекотали все сороки.
— Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!
— Тра-ля-ля-ля-ля! — ответила Выскочка.
— Скачите как надо, а я — как мне самой хочется.
Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.
Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя — скок и подумают — наступали шесть умных сорок.
— Как сорокам удалось украсть косточку?
(хитростью: одна отвлекала, другая украла).
— Почему автор назвал сороку Выскочкой?
(Сорока была не такая как все, она лезла вперед других сорок).
— Как вы думаете, почему она так поступила?
(хотела показать себя храброй).
— Как вы понимаете это выражение.
— Почему автор выбрал именно эти слова?
(Они помогают показать характер героев).
Отношение автора к Выскочке, по-вашему мнению, каково?
(Добродушно-насмешливое. Автор улыбается, посмеивается над Выскочкой с мягкой иронией).
Такие произведения называются юмористическими.
Как можно озаглавить вторую часть?
Чтение текста до конца.
Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост и кость выпала…
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом
Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост.
Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут ему в зад длинную соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, — гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут — сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.
Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.
— Какой момент в рассказе самый напряженный? (кульминация сюжета)
(Когда Выскочка схватила кость и попыталась улететь)
— К какому жанру литературы отнесём это произведение?
(По жанру это произведение относится к рассказу.)
— Какие особенности жанра вы выделите?
(описываются реальные события из жизни героев)
— А к какому стилю рассказа отнесем рассказ: к художественному или научно – познавательному?
(когда автор передает свои мысли, чувства, переживания – это художественный тип текста.
А когда сообщают точные сведения, информацию – это научный тип текста.
В этом рассказе автор показывает свои чувства, отношение к главным героям. Он пишет про Вьюшку с любовью, юмором, так как она прекрасно служила сторожем, была весёлой и всем нравилась. К Выскочке он относится насмешкой и состраданием.
«Говорят, что в семье не без урода». Потерявшей хвост сороке рассказчик сострадает: «Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц. Ничего сорочьего не остается тогда в ней, и не за что в ней не узнаешь какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой».
— Почему произведение называется «Выскочка»?
(так зовут главную героиню).
Заглавием является имя героя.
— Как вы думаете, почему она так поступила?
(хотела показать себя храброй).
Как можем озаглавить третью часть?
3.Выскочка осталась без хвоста.
Типовое тренировочное задание
Распределите слова и словосочетания по колонкам.
Веселая; ушки как рожки; хвостик колечком; зубки беленькие; не такая как все; «не то
чтобы совсем глупенькая, но с заскоком. »; пёстрая; проворная.
Правильный вариант ответа:
ушки как рожки; хвостик колечком; зубки беленькие
«не то чтобы совсем глупенькая, но с заскоком. »;
Подсказка: вспомните, как описывает автор героев рассказа.
Типовое контрольное задание
Напечатайте пословицу, которая показывает главную мысль рассказа.
Рассказ в котором автор не передает свои чувства переживания называется
Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
И сердцу стало так тепло.
Как поздней осенью порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты.
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне.
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.
Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?
Сравнение- сопоставление предметов или явлений. В данных строфах сопоставляются картины природы и состояния человека.
Ответ: сравнение или параллелизм.
Вы правы, хоть и довольно сложное по структуре, но это сё-таки сравнение. Ответ поправлен.
Термин «сравнение»,я считаю, здесь не совсем корректен. Тут, по моему, более уместен термин «параллелизм, так как действия происходят параллельно друг другу.
Я думаю это не просто параллелизм, а психологический параллелизм
Этот ответ добавлять не будем, так как такого термина в кодификаторе нет.
Какое средство иносказательной выразительности дважды использовано поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»)?
Такое средство называется эпитет. Дадим определение.
Эпитет — образное определение.
Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой и пятой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
Гипербола(«вековая разлука») — преувеличение.
Сравнение («как бы во сне»).
Анафора («тут…тут; и то же…и та ж..) — единоначатие.
«Вековая разлука» может считаться и эпитетом.
В ответе не учтен эпитет: «отжившее сердце», «время золотое»
В задании речь идёт о четвёртой и пятой строфах, а Вы о первой пишите. Читайте задание внимательно.
Согласна с Вами. Можно и так считать. Пояснения дополнены.
так же возможен вариант 134 (гипербола, анафора, эпитет).
Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).
Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение.
Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.
Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка – с помощью сравнения «как во сне» он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной.
Таким образом, используя различные поэтические средства, Тютчеву удаётся передать силу чувств, охвативших лирического героя.
В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?
Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Блок.
На мой взгляд,ответ не точен. В вопросе речь идет об ОСОБЕННОСТЯХ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ- то есть о том,КАК Тютчев передает переживания своего лирического героя. Тут,наверно,уместно будет упомянут о «ночной» лирике Тютчева, о его тихих ночных откровениях, о неразрывной связи его лирики с природой, о его умении созерцать мир. Мне кажется,что похожие настроения наполняют лирику Бунина и Фета.
А в приведенном для пояснения фрагменте раскрывается отношение Тютчева к любви, причем на основе только одного,конкретного стихотворения. Это не является ответом на вопрос.
Ответ верен. Любовь — это тоже чувство, раскрываемое в конкретном стихотворении, принадлежащем лирике Тютчева. Сравнение с ещё двумя произведениями других авторов в ответе есть.