Рассказ в котором автор не передает свои чувства переживания называется

Сказки

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 45. М.М. Пришвин «Выскочка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали, героев.

Выскочка – человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.

Улучила – нашла подходящее время (С.И. Ожегов)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая (В Даль)

С заскоком и пыльцой в голове – глупая

Обязательная и дополнительная литература:

Основное содержание урока

О природе писали многие писатели – натуралисты: Д.С. Мамин – Сибиряк, Е. Чарушин, В. Астафьев, А. Куприн. Среди них М. М. Пришвин- известный русский писатель – натуралист.

Давайте вспомним, какие произведения Пришвина вы читали ил знаете?

Михаил Михайлович Пришвин написал:

«Недосмотренные грибы», «Деревья в лесу», «Ребята и утята», «Золотой луг», «Лесная капель».

Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Михаил Пришвин писал:

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

-Как вы понимаете эти значение этих слов?

Это значит, что человек любит и заботится о себе и своей Родине.

— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать

Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».

— А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

— Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.

Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием?

Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

Сейчас мы прочитаем и выясним, кто же герои рассказа.

Вам встретятся такие слова:

полено – кусок распиленного бревна для растопки;

выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;

бдительность –внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость.

Улучила – нашла подходящее время (С.И. Ожегов)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая (В.Даль)

Чтение текста «Выскочка»

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Биюшку, Биюшку все стали называть Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, — известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

Кто является героем рассказа?

( Героем рассказа является собака Вьюшка)

— Какой породы была Вьюшка?

(Вьюшка была охотничьей собакой)

— Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки.

— Как вы думаете, почему?

Читайте также:  Рассказы о море для детей 2 класса

-Какое отношение автора к собаке?

(с любовью, нежностью, обращается ласково).

— Как можно озаглавить эту часть?

Вьюшка получила подарок.

— Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

«..Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом – это означало тревогу и начало бдительности…»

— Как могут дальше развиваться события?

Продолжаем чтение текста.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! — и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной — хвать! Другая сорока с другой стороны хвать! — и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собирались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

— Тра-та-та-та-та! — застрекотали все сороки.

— Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

— Тра-ля-ля-ля-ля! — ответила Выскочка.

— Скачите как надо, а я — как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя — скок и подумают — наступали шесть умных сорок.

— Как сорокам удалось украсть косточку?

(хитростью: одна отвлекала, другая украла).

— Почему автор назвал сороку Выскочкой?

(Сорока была не такая как все, она лезла вперед других сорок).

— Как вы думаете, почему она так поступила?

(хотела показать себя храброй).

— Как вы понимаете это выражение.

— Почему автор выбрал именно эти слова?

(Они помогают показать характер героев).

Отношение автора к Выскочке, по-вашему мнению, каково?

(Добродушно-насмешливое. Автор улыбается, посмеивается над Выскочкой с мягкой иронией).

Такие произведения называются юмористическими.

Как можно озаглавить вторую часть?

Чтение текста до конца.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост и кость выпала…

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост.

Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут ему в зад длинную соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, — гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут — сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Читайте также:  Сказки о приемных родителях

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

— Какой момент в рассказе самый напряженный? (кульминация сюжета)

(Когда Выскочка схватила кость и попыталась улететь)

— К какому жанру литературы отнесём это произведение?

(По жанру это произведение относится к рассказу.)

— Какие особенности жанра вы выделите?

(описываются реальные события из жизни героев)

— А к какому стилю рассказа отнесем рассказ: к художественному или научно – познавательному?

(когда автор передает свои мысли, чувства, переживания – это художественный тип текста.

А когда сообщают точные сведения, информацию – это научный тип текста.

В этом рассказе автор показывает свои чувства, отношение к главным героям. Он пишет про Вьюшку с любовью, юмором, так как она прекрасно служила сторожем, была весёлой и всем нравилась. К Выскочке он относится насмешкой и состраданием.

«Говорят, что в семье не без урода». Потерявшей хвост сороке рассказчик сострадает: «Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц. Ничего сорочьего не остается тогда в ней, и не за что в ней не узнаешь какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой».

— Почему произведение называется «Выскочка»?

(так зовут главную героиню).

Заглавием является имя героя.

— Как вы думаете, почему она так поступила?

(хотела показать себя храброй).

Как можем озаглавить третью часть?

3.Выскочка осталась без хвоста.

Типовое тренировочное задание

Распределите слова и словосочетания по колонкам.

Веселая; ушки как рожки; хвостик колечком; зубки беленькие; не такая как все; «не то

чтобы совсем глупенькая, но с заскоком. »; пёстрая; проворная.

Правильный вариант ответа:

ушки как рожки; хвостик колечком; зубки беленькие

«не то чтобы совсем глупенькая, но с заскоком. »;

Подсказка: вспомните, как описывает автор героев рассказа.

Типовое контрольное задание

Напечатайте пословицу, которая показывает главную мысль рассказа.

Источник

Рассказ в котором автор не передает свои чувства переживания называется

Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении?

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

И сердцу стало так тепло.

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты.

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, —

И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне.

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь.

Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?

Сравнение- сопоставление предметов или явлений. В данных строфах сопоставляются картины природы и состояния человека.

Ответ: сравнение или параллелизм.

Вы правы, хоть и довольно сложное по структуре, но это сё-таки сравнение. Ответ поправлен.

Термин «сравнение»,я считаю, здесь не совсем корректен. Тут, по моему, более уместен термин «параллелизм, так как действия происходят параллельно друг другу.

Читайте также:  Сказки с собаками и кошками

Я думаю это не просто параллелизм, а психологический параллелизм

Этот ответ добавлять не будем, так как такого термина в кодификаторе нет.

Какое средство иносказательной выразительности дважды использовано поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»)?

Такое средство называется эпитет. Дадим определение.

Эпитет — образное определение.

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой и пятой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

Гипербола(«вековая разлука») — преувеличение.

Сравнение («как бы во сне»).

Анафора («тут…тут; и то же…и та ж..) — единоначатие.

«Вековая разлука» может считаться и эпитетом.

В ответе не учтен эпитет: «от­жив­шее серд­це», «время зо­ло­тое»

В задании речь идёт о четвёртой и пятой строфах, а Вы о первой пишите. Читайте задание внимательно.

Согласна с Вами. Можно и так считать. Пояснения дополнены.

так же возможен вариант 134 (гипербола, анафора, эпитет).

Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).

Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.

Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь.

Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка – с помощью сравнения «как во сне» он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной.

Таким образом, используя различные поэтические средства, Тютчеву удаётся передать силу чувств, охвативших лирического героя.

В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.

Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Блок.

На мой взгляд,ответ не точен. В вопросе речь идет об ОСОБЕННОСТЯХ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ- то есть о том,КАК Тютчев передает переживания своего лирического героя. Тут,наверно,уместно будет упомянут о «ночной» лирике Тютчева, о его тихих ночных откровениях, о неразрывной связи его лирики с природой, о его умении созерцать мир. Мне кажется,что похожие настроения наполняют лирику Бунина и Фета.

А в приведенном для пояснения фрагменте раскрывается отношение Тютчева к любви, причем на основе только одного,конкретного стихотворения. Это не является ответом на вопрос.

Ответ верен. Любовь — это тоже чувство, раскрываемое в конкретном стихотворении, принадлежащем лирике Тютчева. Сравнение с ещё двумя произведениями других авторов в ответе есть.

Источник

Познавательное и интересное