Рассказ в стихах об открытии периодического закона

Сказки

Стихи о Менделееве Дмитрии Ивановиче

Мир встрепенулся сонный
в объятиях строки.
Семнадцатый ребёнок
родился у семьи.
Дед мальчика — священник —
обычный Соколов.
Отец — причуд пленник
из глубины веков:
Фамилия соседей
прилипла, словно лист,
Хоть батюшка не беден,
уважил сей каприз.

Гимназии директор
в Тобольске проживал,
Марию вскоре встретил,
Cуть счастия узнал.
Купца простого дочка —
прерасная жена
Вела хозяйство прочно,
детишек родила.
Отец ушёл в отставку —
от катаракты «стон».
Стекла досталась плавка —
Корнильевых закон.

Образованье важно:
в столицу переезд.
История покажет:
где есть науки свет.
У Дмитрия успехи
росли, как снежный ком,
И в памяти навеки
остались целиком.
Метролог, физик, химик.
Великолепен ум.
Как солнце светит имя
у гениальных дум.

Таблица элементов —
основа из основ.
Открытий знатных лента.
Подход к науке нов.
Метеоролог. Важен
пикнометр. А шар
Что стратосфере страшен —
науке свежий дар.
Эфир считался газом,
передающим свет
И притяженье разом:
от физика совет.

Он рассчитал, что будет
миллионов восемьсот
Простых у русов судеб:
когда наступит год
Пятидесятый в веке —
котором мы сейчас.
Война несла огрехи,
где жизней мир угас.
Припомните: как звали
сто первый элемент.
Померкли все медали.
У имени лишь свет.

Целеустремление!
В небо шар взлетел,
Полное затмение
Видеть он хотел.
Звёздные видения
Несколько минут,
Бесконечность гения
В множестве секунд.
Три часа плыл в небе
Небывалый зонт,
Вышел Менделеев
В новый горизонт,
К звёздам сквозь затмение
Над страной родной,
Русское Поехали!
Слышал над Землёй!

Приходил человек бородатый на поле.
Был участок земли не велик и не мал.
Человек сыпал в землю ученые соли,
До соленых потов над землей колдовал.

На рассвете вставал поля этого ради.
Щупал тощих суглинков он каждую пядь.
Говорили крестьяне, на опыты глядя:
— Что-то Дмитрий Иваныч затеял опять!

Солнце вешнее почву до дна прогревало.
В бороздах подсыхала весенняя грязь.
И парилась земля, и натужно вздыхала.
И зелеными всходами вдруг взорвалась.

Потянулись ростки, понацелились в небо.
Разговор многозвучный, сгустясь, повели,
Неизбежным предвестьем великого хлеба
Неуемная сила рвалась из земли!

Летом гром грохотал, с неба рушились ливни.
Тонкий стебель, беспомощен с виду и мал,
Как атлант, в неотступном порыве счастливом
Грузный колос над полем с трудом поднимал.

Был отборным зерном каждый колос наполнен.
Разливалась по полю стозвонная медь.
Изо всех волостей в августовские полдни
Мужики приходили на хлеб поглядеть.

Удивлялись крестьяне ржаной этой силе.
Наприкидку сощуря наметанный глаз.
И руками, назад отойдя, разводили:
— Что наука-то делает нынче у нас!

Крепко руки им жал человек бородатый.
Мужики с ним подолгу беседы вели.
Уходила наука к сердцам благодатным
Настоящих хозяев российской земли.

Был четвертый ряд нарушен —
Элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен —
Тот, что в этом месте нужен.

Но напрасно беспокойство —
Существует где-то он!
«Я найду сначала свойства,
И поможет мне закон!»
Удельный вес назвал и цвет,
Летуч на воздухе иль нет,
Как плавится, в чем растворим…
Законом пользуясь своим,
Три элемента предсказал,
Как будто их в глаза видал!
Быть может,
раз в тысячелетье
Свершить подобное дано,
Но мир открытья не заметил
Иль не поверил — все равно.
И кто-то говорил по-свойски:
«Забудь об этой ерунде!
Как можно обнаружить свойства
Веществ, не найденных нигде?!»
Вот как-то раз узнали
Ученые всех стран:
Металл чудесный галлий
(в честь Франции назвали)
Открыл Буабодран.
Довольный и счастливый,
Рассматривал металл,
Но писем из России
Никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его,
От русского ученого?!
— Ошибся я! Слыхали?!
Француз был удивлен:
— В глаза не видел галлий,
А свойства знает он!
Вес высчитал удельный
Точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев
Еще пять лет назад!
Глаза его сверкали,
Топорщились усы.
Но вот металл свой галлий
Он кинул на весы.
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица!
Я вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически
Приветствую закон!»
У химиков переполох!
Ведь галлий был одним из трех,
Предсказанных заранее.
И следом, как из-под земли,
Вдруг скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли
(естественно, в Германии).
Потом дополнилась таблица.
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят закон
Открытья будущих времен.

Однажды мне выпадает счастье большое —
Смогу я побыть в тишине.
Я в боблово еду с открытой душою,
Где все улыбается мне.

Там звездами лик небосвода усыпан.
Там каждой я веточке свой.
Там самое доброе дерево-липа
Меня укрывает листвой.

Там спят незабудки у каждой аллеи
В лирическом нежном строю.
Там тихой тропою идет Менделеев
И думает думу свою.

В березовой роще, как в давние годы,
Мы молча с тобой постоим.
И наши печали, и наши невзгоды,
Наверно, растают, как дым.

Там вспомним все истины наши простые.
Так будем ценить этот дом,
Где родина наша — родная Россия
Тебя укрывала крылом.

Источник

Внеклассное мероприятие :»Открытие периодического закона».

специалист в области арт-терапии

Периодический закон Д.И. Менделеева.

1 марта 2011 года исполняется 142 года со дня открытия Д. И. Менделеевым периодического закона.

Открытию закона предшествовала длительная и напряжённая научная работа Менделеева в течение 15 лет (1854-1869), а дальнейшему его углублению было отдано ещё 25 лет ( до начала 1907 г.)

1. Предшественники Менделеева сделали много для подготовки открытия периодического закона. Но ни один из учёных не решился на основании подмеченной периодичности предсказать новые химические элементы.

2. Ни один из учёных не сумел в полном объёме охватить совокупность физических и химических свойств элементов и образованных ими веществ.

Для предшественников Менделеева периодичность была лишь удобным способом классификации; они не увидели в ней фундаментального закона природы!

Он полон событий, сомнений!

И тайн бесконечных, и смелых догадок.

Планет круженье, свет зари –

Всё то, что видим мы снаружи,

Законом связано внутри.

Найдётся ль правило простое,

Что целый мир объединит?

Таблицу Менделеев строит.

Природы ищет Алфавит!

Приступая к чтению лекций по химии в Петербургском университете и перебрав все книги, Менделеев не нашёл ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. Поэтому он решил написать новую книгу «Основы химии».

Случилось в Петербурге это.

Задумался невольно он:

«Как рассказать про элементы?

Нельзя ли тут найти закон?»

3. Искали многие решенье,

Но проходя лишь полпути,

Бросали. Мучило сомненье:

«А можно ли закон найти?»

4 Мир состоит из элементов.

( в то время знали 60).

А сколько их всего? На это

Нельзя ответить наугад.

Но не гадал, а верил он:

«Тут должен, должен быть закон!»

Читайте также:  Рассказ о том как я болела на английском языке

Упрямо он искал решенье.

Был Труд, Надежда и Терпенье,

И вера в то, что он найдёт!

Он так работал целый год.

17 февраля (1марта по новому стилю) 1869 г. Д. И. Менделеев предполагал выехать из Петербурга для обследования артельных сыроварен в Тверскую и другие губернии. В день выезда он искал ответна вопрос: какую группу элементов в «Основах химии» следует описывать сразу после щелочных металлов?

Но вот дела отложены,

С утра поездку дальнюю

Все чемоданы собраны.

На козлах кучер мается:

«Поспеть бы надо к поезду,

А барин всё копается!»

И к двери направляется.

Он к двери на-прав-ля-ет –ся …

Шляпа брошена в углу!

Он бросается к столу.

И строчит карандашом.

Наконец-то! Он нашёл!

Он на чём попало пишет. Ничего вокруг не слышит.

Наконец-то понял он,

В чём разгадка, в чём закон!

Из кабинета он выходит:

«Не упустить бы мысли той!»

Он элементы ставит в строй,

Но всё ж таблица не выходит …

Тогда усталостью сражён,

Лёг на диван и видит сон …

(Под тихую музыку в полумраке на сцене, кружась и мелькая, появляются учащиеся со знаками химических элементов)

5. То кружились, то мелькали,

То взрывались, то пылали,

То шипели, то сверкали.

То в покое пребывали:

Алюминий, натрий, калий,

Фтор, бериллий, водород …

Перепутались все свойства,

Стали строиться в ряды.

(учащиеся выстраиваются, образуя первый и второй ряды)

Во втором ряду волненье:

Все боятся окисленья!

Литий. Фтор- ужасный окислитель!

Я не встану в этот ряд!

Пусть другие здесь горят!

И Бериллий мрачно мыслит:

Кислород нас всех окислит!

И, простите за повтор:

Как несносен этот фтор!

5. Бор кивает головой,

Но не рвётся сразу в бой!

И азот не лезет в спор.

Но зато взорвался фтор:

Фтор. Ах! Так мы для вас не пара!

Окисляй! За мной, вперёд!

И за них я, и за вас!

Я сражаться не горю,

Я вас лучше помирю!

Встану я посередине!

Третий ряд! Трубите сбор!

(Звучит музыка, элементы в танце)

Натрий, магний, алюминий.

Кремний, фосфор, сера, хлор!

По порядку, по закону,

Элементы встали в ряд!

И выходит, что в колонну

Кремний встал под Углерод

Сера схожа с Кислородом.

Алюминий встал под Бор-

Ряд пристраивают к ряду.

А рядов- то десять к ряду.

(Показывает по таблице).

Металлы под металлами,

Ковкие под ковкими,

Идут своими клетками.

По порядку все стоят.

Вот Природы Алфавит!

Вокруг периодического закона вскоре же после его открытия,

развернулась острая длительная борьба. Сторонников у него сначала было очень мало, даже среди русских химиков. Противников же –

много, особенно в Германии и Англии.

8 Был четвёртый ряд нарушен

Элемент не обнаружен.

Элемент не обнаружен –

Тот, что в этом месте нужен.

Но напрасно беспокойство.

Существует где-то он!

«Я найду сначала свойства.

И поможет мне закон!»

Удельный вес назвал и цвет,

Летуч на воздухе иль нет,

Как плавится, в чём растворим …

Законом пользуясь своим,

Три элемента предсказал,

Как будто их в глаза видал!

9 Быть может, раз в тысячелетье

Свершить подобное дано.

Но мир открытья не заметил

Иль не поверил, всё равно.

И кто-то говорил по-свойски:

«Забудь об этой ерунде!

Как можно обнаружить свойства

Веществ, не найденных нигде!»

В 1875 г. Французский учёный Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Менделеева, открыл новы металл, назвал его – галлием.

По ряду свойств и по способу открытия галлий совпал с экаалюминием

Менделеева. Но его удельный вес оказался сначала меньше предсказанного. Несмотря на это, Менделеев послал во Францию «Заметку по поводу открытия галлия», настаивая на своём предсказании.

Вот как-то раз узнали учёные всех стран:

Металл чудесный Галлий (в честь Франции назвали)

Довольный и счастливый

Он взял письмо, прочёл его.

От русского учёного?!

Француз был удивлён.

В глаза не видел Галлий,

А свойства знает он!

10 Вес высчитал удельный

Точней, чем я, стократ.

Ещё пять лет назад!

Глаза его сверкали,

Но вот металл свой Галлий

10. Ответ в Россию мчится:

Проверен мной практически

11. Это был первый триумф периодического закона, вызвавший большой интерес к трудам Менделеева и его предсказаниям.

10. Учёный мир был ошеломлён тем, что предсказание Менделеевым свойств экаалюминия оказались такими точными.

Периодический закон начинает утверждаться в химии, переходя из гипотезы в строго доказанную истину.

В 1879 году Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился

предсказанный Менделеевым экабор.

В 1886 году Винклер в Германии открыл германий. Свойства германия с удивительной точностью совпали с предсказанными Менделеевым

13. У химиков переполох!

Ведь Галлий был один из трёх,

И следом как из-под земли,

Вдруг Скандий в Швеции нашли,

На свет Германий извлекли

(естественно в Германии)

12. Менделеев включил присланные ему портреты Лекока де Буабодрана,

Нильсона и Винклера в общую рамку, озаглавив её «Укрепители периодического закона.

14 После этих блестящих триумфов периодический закон прочно утвердился в науке в качестве объективного закона, истинность которого проверена и подтверждена на практике.

Потом дополнилась таблица.

Узнали новые частицы.

Прославят, подтвердят Закон.

Открытья будущих времён.

14. Создание периодической системы поставило перед учёными новую задачу: найти физическое обоснование закона.

15. На это указывал и сам Менделеев, который писал о периодическом законе как о «новой тайне природы, ещё не поддающейся рациональной концепции».

14. В 1913 году английский физик Мозли разработал метод экспериментального определения величин зарядов ядер по рентгеновским спектрам элементов и ввёл термин «атомный номер».

15. Опытным путём он установил, что заряды ядер изменяются в соответствии с порядковыми номерами элементов в периодической таблице.

14. Порядковый номер, совпадающий с зарядом атомного ядра, становится важнейшей фундаментальной характеристикой атома, определяющей его структуру, физические и химические свойства.

17. Но самой крупной вехой в физическом осмыслении периодического закона явилась теория великого датского учёного Нильса Бора, который в 1921 г. Высказал мысль о том, что периодичность свойств атомов определяется периодическим строением их электронных оболочек.

16. Этот закон и теперь, спустя 140 лет, остаётся самым важным законом химии.

17. Он позволяет разобраться в огромном многообразии явлений, с которыми мы встречаемся в природе.

Источник

История открытия Периодического закона Д.И. Менделеева

Разделы: Химия

Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 химических элемента, описаны состав и свойства их многочисленных соединений, но как расположить их, как классифицировать?

История открытия Периодического закона Д.И. Менделеева – тема нашего урока. Его мы проведём в виде учёного совета, на котором присутствуют учёные – классификаторы.

Девиз урока: “Мощь и сила науки во множестве фактов, цель в обобщении этого множества и возведении их к началам… Собрание фактов и гипотез – это ещё не наука; оно есть только преддверие её, мимо которого нельзя прямо войти в святилище науки. На этих преддвериях надпись – наблюдения, предложения, опыт”.

Читайте также:  Пятеро из одного стручка сказка или рассказ

В класс на заседание учёного совета приглашаются учителем по – одному учёные-классификаторы в форме в виде накидки и соответствующей шапочки. Учёные-классификаторы: Антуан Лавуазье, Иоганн Вольфган Деберейнер, Уильям Одлинг, Джон Ньюлендс, Лотар Мейер, Д.И. Менделеев (Приложение 1 слайд №1).

Учащиеся, исполняющие роль учёных, занимают место за столом. Над доской в виде таблиц – классификации учёных, такие же таблицы лежат на партах учащихся и демонстрируются на слайдах

Урок продолжают два ведущих ученика, которые сообщают краткие сведения об учёных и предложенной ими классификации. После их сообщения, учитель ещё раз называет фамилию учёного, предоставляя ему слово. Ученик, исполняющий роль учёного, поднимается и сообщает о классификации данного учёного. На слайде демонстрируется портрет и биография учёного.

Антуан Лавуазье поднял химию до уровня подлинной науки, завершив дело Бойля и Ломоносова. Он был не только крупным учёным, но и крупной общественно – политической фигурой. Трагически погиб в вихре Великой Французской революции. Современник Робеспьера.

Учитель: “Слово предоставляется Антуану Лавуазье”.

Поднимается ученик, исполняющий роль учёного, и рассказывает от имени учёного о классификации.

Эта классификация положила начало многим другим попыткам, число которых увеличивалось по мере открытия всё новых и новых элементов.

2 ведущий (ученик) (Приложение 1 слайд №3 и слайд №4)

Иоганн Вольфганг Деберейнер – немецкий учёный, выходец из бедной семьи. Мечтал завести аптеку, но так и не смог. Попытался стать фабрикантом, но из этого тоже ничего бы не получилось, если бы не помощь влиятельного друга. Этим влиятельным другом был великий поэт и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте. Он помог Деберейнеру получить должность профессора в Иенском университете.

Учитель: “Слово предоставляется Иоганну Вольфгану Деберейнеру”.

Поднимается ученик, исполняющий роль учёного и рассказывает о классификации от имени ученого.

“Я на основании сходства химической природы некоторых элементов расположил их триадами:

1 триада 2 триада 3 триада 4 триада 5 триада
Li-литий Ca-кальций P-фосфор S-сера Cl-хлор
Na-натрий Sr-стронций As-мышьяк Se-селен Br-бром
K-калий Ba-барий Bi-висмут Te-теллур I-иод

При этом я обнаружил интересную математическую закономерность: масса атома среднего элемента равна средней арифметической массе атомов крайних элементов.

23, 00(Na) = ( 6, 94(Li) + 39, 1(К) )/2

1 ведущий (ученик) Уважаемый коллега, ваша классификация долгое время занимала умы многих химиков. Стали выявляться новые и новые триады. Многие учёные понимали, что все эти закономерности не случайны, что элементы связаны неясным внутренним родством, однако причин этих закономерностей ни вами, ни авторами предложенных таблиц не выявлено.

Учитель называет фамилию следующего классификатора – Уильям Одлинг (Приложение 1 слайд №5)

2 ведущий (ученик) Оксфордский профессор химии Уильям Одлинг принадлежал к поколению Вюрца, Кекуле, Бутлерова, немало способствовал успеху конгресса в Карлсруэ и выработке представлений об атомности (валентности) химических элементов.

Учитель: “Слово предоставляется Уильяму Одлингу”.

Поднимается ученик, исполняющий роль ОДЛИНГА, и рассказывает о классификации учёного.

2 ведущий (ученик) Джон Ньюлендс – прекрасно образованный лондонский химик, успевший прославиться пока не столько в своей науке, сколько тем, что сражался с австрийцами за свободу Италии в войсках Гарибальди. (Приложение 1 слайд №6)

Учитель: “Слово предоставляется Джону Ньюлендсу” (Приложение 1 слайд №7)

Поднимается ученик, исполняющий роль учёного, и рассказывает о его классификации от имени учёного.

“Я стал располагать химические элементы в порядке возрастания их атомных весов и уже в первой своей таблице я увидел то, что нельзя было увидеть в таблице Одлинга. Во – первых, наличие большого числа парочек с одинаковой разницей в атомном весе. Причём эта разница чаще всего была равна 16, например: 6, 9(Li) u 22, 9(Na)

До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до

Свою таблицу, в которой все элементы распределены в восьми вертикальных столбцах – октавах – сходные же элементы расположены на горизонталях – я назвал законом октав.

Воодушевленного Ньюлендса на заседании Лондонского общества ожидало разочарование. Уважаемый коллега, а не пробовали ли вы расположить элементы в алфавитном порядке и открыть ещё какой – нибудь закон. Учёные – коллеги приняли решение считать закон октав спорным. И всё же заслуга Ньюлендса несомненна. Он первый подметил повторяемость свойств элементов на 8 элементе, привлёк внимание к этому числу.

Два англичанина не были единственными людьми, в чьи двери постучался Периодический закон. Немецкий учёный – ученик Бунзена, Лотар Мейер, участник конгресса в Карлсруэ, как и Одлинг с Ньюлендсом, принялся составлять таблицы элементов.

Учитель: “Слово предоставляется Лотару Мейеру”. Поднимается ученик, исполняющий роль учёного и от его имени рассказывает о классификации учёного. (Приложение 1 слайд № 9)

“Моя таблица основана на сходстве элементов по их атомности (валентности) по водороду. Всего в моей таблице шесть вертикальных столбцов, вмещающих 44 элемента. В каждом из них находятся элементы, сходные по их атомности, и разность между относительными атомными массами соседних по каждому вертикальному столбцу сходных элементов отличается на закономерно возрастающие числа: 16, 16, 45, 45, 90. Но что удивительно, эта разность между Si и Sn непомерно велика. Точно также не подтверждается наличием каких-либо элементов намеченная разность после каждого четвёртого элемента третьего, четвертого и шестого столбцов”.

1 ведущий (ученик) Уважаемый коллега, но вы, предложив нам свою таблицу, не делаете никаких логических выводов, а один из них о существовании неизвестных в то время элементов. Вы выявили периодическую повторяемость атомных объёмов элементов и вы были более, чем кто-либо из учёных близки к периодическому закону и всё же не решились на смелые выводы. Общее число попыток классификации до Д. И. Менделеева было около 50. Звучит “Лунная соната” Людвига Бетховена. И на фоне негромкой музыки начинается рассказ о Периодическом законе.

…В двери науки всё громче и громче стучался Периодический закон. И с разных направлений двигались на этот звук люди, одарённые наиболее острым слухом. Одни делали первые шаги, другие прошли уже значительный отрезок пути.

А Дмитрий Иванович всё ещё задерживался на старте. (Приложение 1 слайд №10)

Тысяча восемьсот шестьдесят пятый. Тысяча восемьсот шестьдесят шестой. Тысяча восемьсот шестьдесят седьмой. Годы летели быстро, до полного насыщения заполненные лекциями, лабораторными занятиями, литературным трудом, хозяйственными хлопотами, административными делами.

Это всё для студентов.

А ведь есть ещё и коллеги. “Отзыв о докторской диссертации Ильенкова”, “О магистерской диссертации Семёнова”, “О магистерской диссертации Яцуковича”.

И агрохимия, агрохимия. Программы опытов. Сами опыты. Отчёты об опытах. Сутки бежали за сутками, требовалась перемена обстоятельств. И такая перемена должна была произойти с неизбежностью. Он получал главную кафедру университета.

Читайте также:  Раскраска к басне толстого два товарища

Да что там университета – он получал главную кафедру России: в Петербургском университете химии училось под три сотни человек, в пять раз больше, чем во всех остальных университетах страны. Вместе взятых.

С осени 1867 года и до весны следующего Дмитрий Иванович читал вводную часть курса. Учил студентов химической грамоте. Но уже в этой, вроде бы несложной части курса Дмитрий Иванович встретился с трудностью. И небольшая вроде бы трудность – а принципиальная. В каком порядке перечислять элементы? Самым срочным образом он должен был добыть компас, добыть карту мира взаимодействующих атомов.

У него появилась, наконец, насущная необходимость открыть Периодический закон.

Три ученика ведут рассказ в стихах об открытии периодического закона (Приложение № 2, стихотворение 1, 2, 3)

Д. И. Менделеев: “Свой первый вариант системы элементов я назвал “Опыт системы элементов, основанный на атомном весе и химическом сходстве”. Эти слова произносит ученик, исполняющий роль Д. И. Менделеева. (Приложение 1 слайд №11)

Да, ему удалось сделать то, о чём мечтали все великие естествоиспытатели – расположить химические элементы по лестнице природы. 17 февраля 1869 года день рождения системы – историческая дата в истории науки.

Слово учителя. Первый вариант системы не удовлетворил Д. И. Менделеева, и он приступает ко второму варианту, на который затрачивает полтора года напряжённой работы. Во – втором варианте чётко обозначены горизонтальные ряды – периоды, вертикальные ряды – группы, а в каждой группе – ряды подгруппы. Второй вариант дал возможность предсказать Д.И. Менделееву существование уже не 4 элементов, а двенадцати. Десяти элементам изменил относительные атомные массы, валентность по кислороду.8элементов разместил вопреки принятым ранее представлениям о сходстве их с другими элементами. Все эти менделеевские новшества были восприняты большинством учёных как неслыханная дерзость. В том же 1871году Д.И. Менделеев сформулировал открытый им закон “Свойства простых тел, также форма и свойства элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов”.

Твердо убеждённый в естественности своей системы и её научной правдивости, Д.И.Менделеев решается на невиданный в истории химии шаг- трём элементам: экабору, экаалюминию, экасилицию описывает с изумительной точностью их свойства, свойства их соединений, даже методы, которыми они могут быть открыты.

Открытию закона предшествовала длительная и напряжённая научная работа в течение 15 лет (1854 – 1869 год). И дальнейшему его углублению было отдано ещё 25 лет. Предшественники Менделеева (Деберейнер, Ньюлендс, Мейер) много сделали для подготовки открытия периодического закона. Но ни один из этих учёных не решился на основании подмеченной периодичности предсказать новые химические элементы. Для них периодичность была лишь удобным способом классификации, они не видели в ней фундаментального закона природы. Ни один из них не сумел в полном объёме охватить совокупность физических и химических свойств элементов и образованных ими веществ, обнаруживающих всю глубину периодического закона.

Многим ли доводится при жизни получить признание их гениальности. В то время уже ходила по Петербургу неизвестно кем сочинённая фраза: “Бутлеров у нас самый умный, а Менделеев самый гениальный”. Между тем его система вот – вот должна подвергнуться тяжелейшему испытанию.

ученик читает стихотворение 4 (Приложение № 2)

Эмиль Лекок де Буободран будучи богатым виноделом изучил самостоятельно химию. Всю жизнь он работал в собственной лаборатории, где занимался спектральным анализом.

Буободран “При исследовании пиринейской цинковой обманки я открыл новый элемент, который назвал в честь Франции – галлием”.

Менделеев “Экаалюминий при соприкосновении с воздухом не окисляется”.

Буободран “Галлий заметно не окисляется на воздухе”.

Менделеев “Он даёт квасцы”.

Буободран “Я получил соль, которая как я думаю, есть аммиачные квасцы галлия”.

Буободран “Если, как я предполагаю, нет ошибки в определении моих квасцов галлия, то существование этой соли указывает на атомность нового элемента. Окись галлия –G2O3. Плотность галлия – 4, 7”.

Менделеев “Арифметика – штука точная. Иное дело лабораторный опыт. Достаточно не полностью очистить препарат от более лёгкой примеси, как плотность окажется заниженной. Надо Буободрану порекомендовать очистить свой металл”.

В 1876 году Буободран сумел приготовить 0, 5 грамма галлия. У предельно чистого галлия плотность оказалась равной 5, 956. Это была первая победа.

ученик читает стихотворение 6 (Приложение №2)

Ларс Нильсон был профессором в Упсале, затем в сельскохозяйственной академии в Стокгольме.

“В 1879 году я обнаружил новый элемент, один к одному походивший на менделеевский экабор. Я назвал его скандием и делаю следующее заявление – так подтверждаются самым наглядным образом мысли русского химика, позволившие не только предвидеть существование найденного простого тела, но и наперед дать его важнейшие свойства”.

Клименс Винклер. Несколько поколений его предков работали на горнометаллургических предприятиях Фрейберга (Саксония). На фабрике была хорошая лаборатория, где Клименс получил первое знакомство с химией. Был большим мастером химического анализа. Заведовал кафедрой аналитической химии Горной академии.

“Милостивый государь, разрешите мне при сем передать Вам оттиск сообщения, из которого следует, что мною обнаружен новый элемент – Германий. Сначала я был того мнения, что этот элемент заполняет пробел между сурьмой и висмутом в вашей Периодической системе. И что этот элемент совпадает с вашей экасурьмой. Но все указывает на то, что мы имеем дело с экасилициумом. Я надеюсь вскоре сообщить вам более подробно об этом интересном веществе. Сегодня ограничиваюсь лишь тем, что уведомляю вас о вероятном новом триумфе вашего гениального исследования и свидетельствую Вам своё почтение глубокое уважение”. К.Винклер.

Потом дополнилась таблица

Узнали новые частицы.

Прославят, подтвердят закон

Открытья будущих времён.

Эмиля де Буободрана, Ларса Нильсона, Клименса Винклера Дмитрий Иванович Менделеев назвал утвердителями Периодического закона, их портреты всегда висели у него в кабинете на почётном месте. (Приложение 1 слайд № 12, слайд №13, слайд №14, слайд №15).

“Все учащиеся, которые участвовали в проведении урока, оцениваются отметками, и вместе с остальными учениками класса сдают конспект урока, в котором должны быть указаны фамилии учёных – классификаторов, особенность классификации элементов и недостатки классификации. За конспект учащиеся получают отметки. Таким образом, опрашивается весь класс”.

1.Агафошин, Н.П. Периодический закон и система Менделеева/Н.П.Агафошин.-М.:Просвещение,1982.-120с.

2.Антология русской советской поэзии: ВЗ-т.-М.:худож. лит.1987.-т.2.-1987.-384с.

3.Габриелян, О.С.Химия 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Олег Сергеевич Габриелян, Галина Георгиевна Лысова.- М.: Дрофа, 2002.-368с.

4.Ефимовский, Е.Ракета и травинка/Е.Ефимовский.-Л.:Дет. лит.,1984.-98с.

5.Макареня, А.А. Д.И.Менделеев/А.А.Макареня, Ю.В.Рысев.- М.:Просвещение,1988.-112с.

6.Менделеев, Д.И. Периодический закон/Дмитрий Иванович Менделеев.-М.:наука,1958.- 271с.

7.Петрянов, И.В. Для жатвы народной : документ. повесть/Игорь Васильевич Петрянов, Валентин Исаакович Рич.-М.: Сов. Россия,1983.-272с.

8.Сергеева, М.П. К 120-летию открытия периодического закона/М.П.Сергеева//Химия в школе.-1989.-№1.-с.150-159.

9.Суровцева, Р.П. Методика использования лекционно-семинарской системы работы по химии в средней общеобразовательной школе: метод.рекомендации.-М.:типогр.ХОЗу миннефтепром,1986.-35с.

10.Хомченко, Г.П. Химия для поступающих в вузы/Г.П.Хомченко.-М.:Высшая школа,2006.-328с.

11.Химия: энциклопедия химических элементов/ М.:Дрофа,2000.-432 с-(школьная энциклопедия).

Источник

Познавательное и интересное