Класс: 5
Презентация к уроку
Цели:
Оборудование: компьютер, экран, проектор, звуковоспроизводящие устройства, компьютерная презентация открытого урока «Вода и ее роль в природе».
Предварительная подготовка:
Перед проведением данного урока проводится предварительная подготовка докладов, создание презентации. Учитель готовит тесты по теме, на которые учащиеся ответят по завершении урока. Данный урок проводят для учащихся 5 классов.
Ход урока
Вода окружает нас всюду, где бы мы ни были. Она присутствует в воздухе в почве, в телах живых организмов.
Казалось бы, что о воде- то мы с вами все знаем. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся. А помогут нам специалисты-ученые: биолог, химик, физик, географ, метеоролог, геолог, эколог, медик и спасатель МЧС.
(специалисты поочередно представляются перед аудиторией)
Учитель: Уважаемые ребята! Прежде чем мы с вами начнем изучать новую тему, предлагаю вам вспомнить об известных свойствах и значениях воды на Земле.
Фронтальный опрос по теме (список вопросов):
(по ходу проверки демонстрируются верные ответы на слайдах презентации)
Учитель: Вода-это химическое вещество и поэтому у воды есть свои «химические секреты». О них нам расскажет специалист-химик.
Химик-Вода является универсальным природным растворителем. Изучая в лаборатории химический состав подземной воды, можно установить, откуда эта вода и каков её химический состав. В составе воды химики находят до 50 различных элементов. Чаще всего в воде встречаются: поваренная соль, железо, сера, медь. Иногда встречаются серебро, радий и даже мышьяк. В состав подземных вод входят разные вещества и поэтому свойства подземных вод тоже различны. Бывают лечебные подземные источники, а бывают и ядовитые для живых организмов. В ядовитых источниках содержатся вредные для живых существ химические вещества. Это: свинец, киноварь, медь. В состав воды могут входить примеси нефти, а также ядовитый газ сероводород. В составе же морских вод встречаются все известные химические элементы, существующие на Земле. Но больше всего в составе морских вод солей, особенно поваренной соли на 1 литр до 35 грамм соли.
Ребята скажите, откуда же берётся соль в океанах и морях?
(варианты ответов учащихся)
Соль в океаны и моря поступает с суши с материков и островов, ее выносят реки, впадающие в моря.
Учитель: Каковы энергетические свойства воды? Об этом нам расскажет специалист-физик.
Физик-Вода-это источник разнообразной энергии на нашей планете. Первый вид энергии поставляемый водой-это тепловая энергия подземных вод-гейзеров и горячих источников. Много гейзеров в вулканических районах земли, где грунтовые воды расположены не далеко от центра вулкана. В настоящее время на Камчатке в России используются гейзеры для отапливания помещений в зимний период (демонстрация видеофрагмента о гейзерах).
Второй вид энергии воды-механическая энергия. Энергия воды укрощается на гидроэлектростанциях, где превращается в необходимое для человека электричество. Гидроэлектростанции и в местах бурного течения рек. Это свойство механической работы воды известно давно. Так строились мельницы на речках и ручьях. Вода вращала колесо, а оно вращало жернова, которые и измельчали зерно в муку.
Со временем человек научился использовать свойства водяного пара. Все вы видели, как пар над кипящем чайником приподнимает крышку. Водяной пар выполняет механическую работу. Это свойство и заметили люди и вот уже были созданы паровые машины-чудо техники вращающие колесо, качающие подземные воды, приводящие движение станки, паровозы и др. такую энергию, которая способствовала быстрому развитию промышленности, науки и техники (демонстрация слайда о паровой машине и паровозе).
Учитель: Значение пословицы «Вода камень точит» и роль воды в формировании облика Земли нам объяснит специалист-географ.
Учитель-Спасибо специалисту- географу за интересный рассказ о влиянии воды на рельеф Земли. Хотелось бы узнать о том, как вода влияет на климат Земли. По этому вопросу нас проконсультирует специалист в области климата и погоды Земли – метеоролог.
Самые известные теплые течения это-Гольфстрим, Куросио, а холодное-Ойясио (демонстрация видеофрагмента о морских течениях).
Кроме океанических течений на климат Земли оказывают влияние снежное и ледяное покрывало.
Снег защищает почву, посевы от мороза. Между снежинками заключён воздух. Воздух не пропускает тепло. Снег же содержит до 85% воздуха. Поэтому температура под « одеялом» всегда бывает выше нуля. А весной когда снег тает, он снабжает почву влагой т.к. в 1 см3 содержится 0,15 грамма воды. Есть пословица, отражающая это влияние снега на растительность и урожай «Много снега, много хлеба».
В Якутии есть посёлок Оймякон, а в его окрестностях озеро, где зимняя температура воздуха доходит до – 700 С.А рыба в этом озере не замерзает, дело в том, что ледяной покров озера защищает воду от охлаждения ниже + 40 С.Известно, что солёная вода замерзает при более низких температурах. Поэтому соленые водоемы долгое время не покрываются льдом зимой.
Учитель: Какие еще замечательные секреты таит в себе вода? Что в ней содержится? Об этом нам расскажет геолог.
Геолог-В состав вод Мирового океана входит много солей, минералов и все химические элементы. Подсчитано, что «золотой фонд» Мирового океана составляет около 8 миллионов тонн. В будущем так будут получать необходимое полезное сырье. В настоящее время ведутся такие разработки по получению золота, урана и др. ценные полезные ископаемые, но они пока еще очень трудоемки. В настоящее время добывается соль из морской воды. Например, в 1 литре воды из Мёртвого моря содержится 200 грамм калийной соли. Эта соль является ценным удобрением для растений. В основном из морской воды добывают калийную, поваренную, горькие соли, соли брома и йод.
Учитель: О влиянии воды на живые организмы, о жизни в водной среде расскажет специалист- биолог.
Биолог-В составе любого живого организма вода занимает ведущую роль. Без воды человек не проживет и трех дней! При массе тела человека 70 килограмм, 45 килограмм приходятся на воду и лишь 25 килограмм на твердые вещества. Тело взрослого человека на 64% состоит из воды, а тело ребенка содержит до 80% воды. Из органов нашего тела больше всего воды содержит мозг-81%.В крови и железах-73-80,% т.е. из 5 литров крови почти 4 литра это вода, меньше всего воды в костях от 22 до 34%.
В составе пищевых продуктов содержится много воды. В грибах, овощах и фруктах содержится до 90% воды. В молоке от 85-90% воды, а вот в сливочном масле уже только 14% воды. Получается, что большую часть необходимой для нашего организма воды мы получаем с пищей.
Есть ли жизнь в капле воды? На этот вопрос можно ответить утвердительно. В капле воды взятой из озера, пруда, аквариума под увеличением микроскопа можно разглядеть крошечных живых существ. Это микроскопические животные и растения. А в водоемах обитает много разнообразных живых существ. Это рыбы, водоросли, моллюски, ракообразные, рыбы, звери и насекомые для них вода это дом родной, который обеспечивает их всем необходимым для жизни. Но иногда вода содержит болезнетворных микробов опасных для человека и других живых организмов. В средние века бактерия чумы распространилась по Европе и уничтожила 40 миллионов человек. Главная причина была в проникновении в питьевую воду бактерии чумы, из-за нечистоплотности людей. Через воду могут распространяться возбудители тифа, дизентерии, холеры и сибирской язвы. Поэтому люди должны соблюдать гигиену и бережно относиться к воде (демонстрация видеофрагмента о значении воды для живых организмов).
Учитель: Вода может быть не просто необходимой для человека, но и лечебной. Какая вода является лечебной, об этом нам расскажет специалист-медик.
Медик-Вода может быть лечебной, минерализированной или минеральной. Кроме того, она может быть естественной и искусственной. Минеральную воду применяют при лечении органов пищеварения, почек, печени и других заболеваниях по назначению врача. Лечебная польза воды есть и при обычном принятии ванн с морской водой или в виде отваров и настоев из лекарственных трав.
Во времена средневековья не во всех странах люди соблюдали личную гигиену. Они не мылись, не ухаживали за кожей, волосами, не чистили зубы и не меняли часто одежду. Даже короли не считали для себя необходимым ежедневно мыться. В 1601 году при осаде города Остенде испанская принцесса Изабелла клялась: «Я не сменю своего платья до тех пор, пока город не будет в наших руках! Осада длилась три года. Принцесса сдержала клятву. В те времена люди пудрились и опрыскивали себя духами, чтобы прикрыть грязь и отбить неприятный запах грязного тела. Грязь и отсутствие гигиены приводило к большим эпидемиям различных заболеваний.
Позднее врачи научились стерилизовать медицинские инструменты, что бы не способствовать распространению болезней.
Учитель: Вода может быть верным другом, а может быть грозным природным явлением или даже стихийным бедствием. Подробнее об этом нам расскажет специалист МЧС.
Специалист МЧС-Все знают, что нужно соблюдать осторожность при купании в реках, озерах и морях. Но не все знают, что помимо этого существуют и другие опасности в окружающей природе с участием водной стихии. Это ливневые дожди, наводнения, оползни, сели, цунами, снежные лавины. Люди должны знать об этих природных бедствиях, которые угрожают всему живому и в том числе человеку. Многие из этих бедствий не возможно предупредить заранее и поэтому важно знать, где они происходят, что лучше к ним подготовится и снизить отрицательные последствия (демонстрация фрагментов об стихийных бедствиях: ливневых дождях, наводнениях, оползнях, селях, цунами, снежных лавинах).
Учитель: Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Возникла необходимость в охране природы. Об этом нам расскажет специалист –эколог.
Эколог: Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Загрязнение воды несет гибель всему живому. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды. А теперь посмотрите на картинку и расскажите, что на ней неправильно.
(демонстрация картинки с изображением реки, в которой плавают бутылки и прочий мусор. Ученики рассказывают о необходимости содержать водоемы в чистоте).
Учитель: Ребята, мы ознакомились с рассказами специалистов о многообразии свойств и значений воды на Земле. А теперь пришло время викторины. Тот, кто правильно ответит на вопрос, будет награжден призом. Итак, приступаем. Желаю всем успеха!
Вопросы викторины:
Вопросы от химика:
Вопросы от физика:
Вопросы от географа:
Вопросы от метеоролога:
Вопросы от геолога:
Вопросы от биолога:
Вопросы от медика:
Вопросы от спасателя МЧС:
Вопросы от эколога:
Подведение итогов викторины. Награждение призами учащихся.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнали о разнообразном значении воды в природе и жизни человека. В средствах массовой информации сообщалось об исследованиях воды и ее новых свойствах. Учеными- исследователями доказано, что вода является информационной структурой, которая впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! А вода будет только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте. Вода-это настоящая и будущая жизнь на Земле.
Класс: 5
Презентация к уроку
Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ.
Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.
Цели по содержанию:
Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте Воды в природе.
Планируемые результаты.
Универсальные учебные действия (УУД).
Оборудование для учителя:
Оборудование для учеников: компьютер и файловая папка с заданиями на столе у каждого ученика; учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин/, 2012; тетрадь с печатной основой, оборудование, необходимое для опытов: мерный стакан, две бутылки с питьевой водой по 0,5л, кусочек сахара-рафинада, столовые ложки, тарелки.
Используемая методическая литература:
Предмет исследования: вода – источник жизни.
Краткое описание: Учащиеся знакомятся и изучают свойства воды, объясняют процесс круговорота воды на Земле; называют и показывают части гидросферы на карте; прогнозируют изменения в составе гидросферы под влиянием человека.
Ход урока
1. Мобилизующий этап.
(Слайд 1)
Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.
Слайд 1.
Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса: Все готовы?
Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня отгадать тему урока Вам помогут слайды презентации и загадка…
Слайд 2.
2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.
Отгадывание загадки (слайд 2)
«С горы сбегая без труда, она гремит как гром
В морозный день она тверда – руби хоть топором!
Нагрей ее – и к небесам она взлетит
Теперь ты мне ответишь сам: тогда зовут ее вода»
– Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ.
Слайд 3.
Откройте тетрадь с ПО (стр.63), запишите, пожалуйста, в тетради число, тему урока.
Слайд 4.
«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете»»
Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.
Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?
Слайд 5.
Сегодня на уроке мы должны:
Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? ( Ответы детей.)
Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды!
Слайд 6.
Проблемный вопрос урока
А много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь – кто считает – Много. И Вы – правы!)
Площадь всех океанов и морей составляет 71 % поверхности Земли. На долю суши приходится 29%.
Слайд 7.
Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Из космоса наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего и на глобусе, и на карте. Это так, потому что значительную часть поверхности планеты занимают водные пространства. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.
Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода.
3. Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний.
Слайд 8.
Проблемный вопрос урока
Воды много, но Хватит ли её всем? (выслушиваются мнения учащихся)
Сегодня в течение урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.
Слайд 9. (стихи – Алёшкина Ан.)
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все – при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)
Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды.
Слайд 10.
Но, Какие сведения о воде Вам уже известны?
Что мы знаем о воде? Давайте вспомним основные свойства воды. (На партах стакан с водой.)
Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)
Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет). Бросим кусочек сахара в стакан, что происходит? (Сахар растворяется). Если переливать воду в другой стакан – она течёт. Подведём итог: вода какая?
Слайд 11.
Закрепляем, читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)
Слайд 12.
Ребята, как вы думаете, почему существует выражение «Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» (выслушиваются мнения учащихся).
Вы близки к ответу. Мы протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт? – вода замёрзнет, превратится в лёд! Лёд и снег – это замёрзшая вода.
Слайд 13.
Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом. (демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)
Слайд 14.
Слайд 15.
(2 ученик зачитывает стихи):
Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.
Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.
Вы скажете, что я схитрил?
Но лед – замерзшая вода.
Прошел – и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда. (С. Олегова)
Да, по воде, находящейся в твёрдом состоянии, можно ходить и даже кататься на коньках.
Слайд 16.
Вода обладает и другими уникальными свойствами
Слайд 17.
«Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» Вы согласны с данным выражением?
3 ученик.
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем. (С. Олегова)
Каково же, по-вашему, значение воды?
Слайд 18 – 21. Представленные иллюстрации помогут вам ответить на вопрос.
Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Слайд 22. Практикум «Подсчет содержания воды в организме школьника» mводы= mтела х 0,65
Слайд 23.
Минутка отдыха
Физкультминутка
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Шаг на месте. Ходим строем,
Сейчас дыханье успокоим.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.
Учитель. Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Мы продолжим наш урок.
Слайд 24.
Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли?
Слайд 25. Гидросфера – это водная оболочка Земли. (запись в тетрадь).
Она состоит из трёх частей. Каких? (Самост. работа с учебником параграф 23, пункт 1).
Дополните схему в тетради.
Слайд 26. Проверим, справились ли вы с заданием – вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере.
Слайд 27.
Основную часть гидросферы составляет Мировой океан.
Слайд 28. Он подразделяется на 4 океана.
Слайд 29.
Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
Некоторые исследователи выделяют пятый океан – Южный. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии. Однако выделение Южного океана не общепринято.
А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?
Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.
Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься
Длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)
Слайд 30. Используя рисунок 136 в учебнике стр.113, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе.
А теперь – Постарайтесь озвучить представленную схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками.
Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане.
В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная!
Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан – атмосфера – суша – океан замыкается.
Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.
В тетрадь!
Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?
Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?
Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?
Солнце сделало наши водоемы неиссякаемыми. Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе; реки и подземные воды постоянно пополняются водой из Мирового океана.
Океан не переполняется водой, потому что этому препятствует процесс испарения.
Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.
IV. Закрепление нового материала.
Слайд 31.
Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока
Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? (Да)
Проблемный вопрос:
На планете Земля – 71% воды, суши – 29%. Но во многих городах мира, России, в том числе в Ульяновске множество киосков по продаже питьевой воды. Почему?
Слайд 32.
(Загрязнение воды)
Выступление учащихся:О качестве воды и её влиянии на здоровье человека мы узнаем из презентации, подготовленной Миленой и Леной. Давайте послушаем их.
(Во время работы использовали такие методы исследования: – анализ; – наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; – сравнение; – обобщение.)
Спасибо за информацию. И мы подводим итог урока.
V. Рефлексия.
Слайд 33
Что нового Вы сегодня узнали?
Что понравилось на уроке?
Выводы: В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.
Слайд 34. Проверим ваши знания, ответьте на ряд вопросов теста.
На своих листах Вы ставите № вопроса и букву ответа.
Поставьте себе отметку, на которую Вы (думаете) ответили.
Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листами с соседом по парте. Пусть Ваш одноклассник выставит Вам отметку согласно критериям оценивания. Сверяйтесь с правильными ответами.
Слайд 35. Правильные ответы
Слайд 36. Домашнее задание
Заполнить задания в тетради на печатной основе (стр. 63-65)
Слайд 37.
У меня на столе – магниты.
Я вас прошу: Уходя с урока сдать мне Ваши тесты и прикрепить к доске
– жёлтый смайлик с улыбкой, если на уроке Вам было интересно, и Вы всё поняли,
– синий – если урок Вам не понравился было скучно.
Слайд 38.
Спасибо за работу на уроке! До новых встреч!