Рассказ ворон бунин когда написан

Сказки

Рассказ ворон бунин когда написан

Э тот рассказ — не первый из поздней книги писателя о любви «Тёмные аллеи», что мы читали вслух и всесторонне обсуждали на занятиях. И всякий раз после чтения формулировали тему (о чём написан), идею (для чего написан), как отвечает общему замыслу книги. Не обходилось без разноголосицы и оживлённых дебатов, но именно «Ворон», как правило, никого не оставлял равнодушным, вызывал подчас жаркую полемику, в ходе которой шёл в умах процесс переоценки ценностей… В конце прений иные точки зрения обращаются в свою противоположность, что и даёт основания назвать это занятие уроком взросления.

Ещё в 10-м классе на примерах произведений А.П. Чехова учились мы писать рецензию на рассказ, определять его тему, а затем и идею, росли в своих рассуждениях о «Даме с собачкой» от банальных «курортный роман с продолжением”, «любовная повесть без последней главы” до «рассказа о душевном подъёме, на который способен человек, когда, поднимаясь над суетной жизнью будней, ощущает свою связь с миром, природой, человечеством — с самим собой” (тема), «о любви, которая в свои лучшие минуты возвращает человеку это ощущение” (идея).

Приступив в 11-м классе к творчеству Бунина, прочитав дома «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар» и «Митину любовь», а затем на занятиях ряд рассказов из книги «Тёмные аллеи», мы в ходе обсуждений нашли ответ на скользкий вроде бы вопрос: почему у писателя все рассказы — «про это”? Довольно скоро и почти единогласно пришли к выводу, что украденные у жизни дни легкомысленных удовольствий не делают людей счастливыми. А подлинная любовь и чувство оскорблённой чести не могут мириться с изменой («Кавказ»); шалость, переросшая в нечистоплотность, коверкает судьбы героев, и никакой прочный союз не может начаться с предательства, так что — береги честь смолоду («Натали»); где доверчивость имеет дело с цинизмом, там и надругательство: грязный наследит — не отмоешься («Стёпа»). Так доискивались мы, о чём написан рассказ и с какой целью. После этого становился убедительным важный вывод: в любовных отношениях как нельзя лучше, полнее и правдивее проявляется сущность человека, сильные и слабые стороны его характера, воля, благородство, порядочность, их нехватка или отсутствие. Ставя героев в различные любовные ситуации, Бунин рассказывает не «про это”: он исследует в людях человеческое. При этом писатель нигде не нарушает жизненной правды, а вымысел под его пером обретает черты реальности, тонко замеченного и осмысленного наблюдения.

Ежегодные сентябрьские уроки (Бунина, как правило, одиннадцатиклассники «проходят” в сентябре) независимо от степени начитанности аудитории, от количественного перевеса в ней мальчиков (это редко) или девочек, когда ставится на обсуждение рассказ «Ворон», показывают, что «в товарищах согласья нет”: мнения расходятся, оценки и выводы делаются самые неожиданные и, думаю, удручающе далёкие от бунинских. Испытанный ранее метод определения темы произведения желаемых результатов не даёт.

— Друзья мои, о чём пишет здесь автор? — вопрошаю и получаю такие вот убеждённо звучащие ответы:

— О разрушенном счастье.

— Об эгоизме одинокого. (Мотив одиночества отмечали мы ранее в рассказах «Таня», «В Париже».)

— Союз любящих разрушен — чья здесь вина?

Словом, все симпатии аудитории на стороне молодых героев. И полное понимание устремлений тех, кому восемнадцать; негодование в адрес старого Ворона… Чувствую, зрелых суждений мне не дождаться, но всё-таки прошу обозначить идею рассказа. После паузы слышу:

— Где деньги, там и правда. — Это мнение юноши.

— Стерпится — слюбится, — замечает девушка не без сарказма в голосе.

— На чужой каравай рот не разевай. — Это кто-то, скорее всего, шутит.

Настроение в классе — готовность согласиться и с первым, и со вторым, и даже с третьим. Никто не чувствует поверхностности этих суждений. Как же пробиться к истине? И как внушить к ней, буде она отыщется, доверие? Пробую по-другому:

— Как по-вашему, что хочет сказать читателю автор названием рассказа?

— Молодой человек ссылается на калмыцкую сказку, которую расказывает Гринёву Пугачёв.

— Вот и этот тоже… Стареет уж, а туда же — молодым только мешает…

— Ворон — символ одиночества, — развивает свою мысль та, что определяла тему рассказа как эгоизм одинокого. — У японского поэта Басё есть хокку, трёхстишие:

На голой ветке
Ворон сидит одинокий.
Осенний вечер.

Ссылка по памяти на одинокого ворона, так представленного восточным классиком, вызывает уважение, и все внимательно слушают ученицу. Она пытается провести параллель между одиночеством героев рассказов «Таня» и «Ворон», обвинить того и другого в эгоизме. Но убеждённый холостяк из столицы, нашедший развлечение в деревне, и угрюмый вдовец, озабоченный воспитанием малолетней дочери, никак не сопоставимы. И параллель не возникает.

А ворон — прежде всего мудрый. Чаще это фольклорное его качество вспоминают сами ученики, реже намекнуть приходится. Бунинскому Ворону явно за сорок, лет десять ещё предстоит ему управляться с взбалмошной, своенравной Лилей, которой нужна мать или та, что способна её заменить. У молоденькой гувернантки Елены Николаевны это как-то получается. А если дать Елене Николаевне больше прав? Не гувернантка, а член семьи? Ворон исподволь надёжно опутывает её воображение радужными перспективами, в какой-то момент убеждает, что и в нравственном отношении союз девушки не с сыном, а с отцом был бы состоятелен: растить Лилю, а может, и своих общих детей. А сыну — жениться ещё не время…

Тут случаются запальчивые, больше эмоциональные, нежели доказательные возражения. Спрашиваю в лоб: что значит жениться? Усмешки, хохоток, остроты. Вспоминаем, конечно, сколь часто женитьба и замужество бывали деловым предприятием для укрепления социального статуса семей, для объединения их капиталов, земель, предприятий. И только потом выносим социальные и экономические мотивы за скобки, приходим к определению, которое всех устраивает как общечеловеческая суть понятия. Жениться — это сознательно и добровольно взять на себя ответственность за женщину, за её счастье, за создание семьи.

Да, не время сыну жениться, ему о поприще надо думать, а не возмущаться отцовским произволом, не негодовать на родителя за свой разрушенный двухнедельный роман. В самом деле, чем семью-то кормить? На отца рассчитывать? А у того свои заботы и нужды. Он отец, да и сам ещё не стар. Так что же основательнее и честнее — виды отца на Елену Николаевну или поползновения сына?

У Ворона есть своё, накопленное — тысяча десятин земли. Поэтому он имеет возможность взять за себя девушку из бедной семьи, бесприданницу: её приданое — молодая энергия, женское терпение, результативная помощь в воспитании Лили. А сын не имеет ещё профессии, ему ещё только предстоит поступить на службу, и за Еленой Николаевной, которую он легкомысленно готов лишить выбора, ничего нет. Как и чем жить? Имеет ли юноша право заводить такую семью, что с первых дней существования будет зависима от отца, будет разорять Ворона, у которого свои обязательства перед дочерью?

Читайте также:  Рассказы белорусских писателей про животных

Большинство учащихся, кажется, начинают понимать. Но вопросы всё же возникают:

— Почему семья будет зависима?

— Какие обязательства у отца?

На вопросы нужно отвечать, но лучше поставить их на обсуждение. Дискуссия неизбежно затягивается, пока не будут расставлены все точки над «i”. А ставятся они, эти точки, не вдруг. Собственного опыта для верных ответов не хватает у шестнадцатилетних. Нужно привлечь знания из истории и литературы. В разных классах и в разные годы приводятся те или иные примеры, житейские ситуации, пока не будут найдены исчерпывающие ответы. Вспоминается брак отца Тургенева с богатой В.П. Лутовиновой, что была на тринадцать лет старше мужа, и последствия этого брака; отказ А.А. Фета от женитьбы на возлюбленной, бесприданнице Елене Лазич, и последовавшая за этим трагедия, а затем брак поэта с состоятельной Марией Петровной Боткиной; психологические обстоятельства женитьбы Николая Ростова на Марии Болконской и многое, многое другое.

Елена Николаевна — только что кончившая гимназию дочь многосемейного сослуживца Ворона — приглашена гувернанткой к дочери Ворона. Глава семьи не может не отвечать у себя в доме за её судьбу и нравственность. Окажись он в дверях комнаты часом позже, ему пришлось бы взять на себя устройство и содержание скороспелой семьи сына, а карьера новоявленного молодого мужа оказалась бы под большим вопросом. Ворон неизбежно разорялся бы, всё меньше был бы способен обеспечить будущее дочери.

Как правило, здесь возникает и разговор об отцовских обязанностях перед детьми. Уточняем, что время действия в рассказе — восьмидесятые годы теперь уже позапрошлого, XIX века: именно тогда сын Ворона мог окончить в Москве не просто платный, но дорогостоящий Катковский лицей, дававший своим выпускникам возможность претендовать на престижную чиновничью должность. А обязанности перед сыном извечны: дать ему образование и научить его принимать ответственные решения, иначе говоря — научить быть мужчиной. В данном случае отец не дал сыну поступить безответственно и, видимо, верно оценил его возможности, предложив искать себе дело в столице. По воле автора юноша оказался с характером и самолюбием. Сильный. Значит, надо полагать, найдя себе впоследствии подругу жизни, помирится с отцом.

Обязанности перед дочерью сложнее, многограннее. Чаще всего одному только отцу, без матери, они не по силам. Женское участие в воспитании девочки просто необходимо. В описываемое время социальные права женщин, возможности для них занять место на общественном поприще были настолько ограниченны (об этом приходится напоминать), что первой в семье была родительская обязанность обеспечить новорождённую до вступления её в самостоятельную жизнь приданым. Размер приданого в значительной мере определял положение девушки в обществе, круг её знакомств.

Тут к месту известный прецедент. Когда В.П. Тургенева (Лутовинова) родила внебрачную девочку (больной её муж годами находился вдали от семьи, на излечении), она тут же выделила «приёмной дочери”, воспитаннице, крупную сумму, каковую вручила «на сохранение” отцу девочки доктору А.Е. Берсу, будущему тестю Л.Н. Толстого, в качестве её приданого.

Вторая отцовская забота — дать девочке воспитание, соответствующее требованиям того общества, для которого она предназначена. Для дочери известного в губернии, близкого к губернатору чиновника это означало знание французского языка, сведений из истории, русской и французской словесности, жёсткого кодекса светских правил; умение принимать и отдавать визиты, вести себя на балу, в гостиной, с прислугой, сесть за фортепиано, распорядиться по хозяйству; умение быть женственной, обаятельной, со вкусом одетой; быть скромной, но и находчивой, занять гостя и не показаться навязчивой. Что и говорить, от девушки требуется так много! И только женщина способна быть ей наставницей. Для восьмилетней Лили Ворон угадал её, эту наставницу, в Елене Николаевне.

Вот о каких вещах заставляет задуматься и поговорить небольшой, всего на двадцать минут чтения, рассказ И.А. Бунина. А завершается наше занятие (как доказательство его продуктивности) новым, теперь уже окончательным и единодушным определением темы рассказа: заботы детного вдовца.

Как-то внезапно повзрослевшие мои собеседники осторожно, взвешивая слова, определяют идею произведения. Формулировки, словесное выражение разные, но смысл того, что всем хочется выразить, один: только ответственность, родная сестра мудрости, приводит к единственно верным решениям.

Источник

Краткое содержание рассказа Бунина «Ворон»

Популярные сегодня пересказы

Краткое содержание: Ворон

Символичность уже в самом названии поэмы: ворон выклевывает глаза и мозг, то есть ослепляя и лишая разума. Именно о такой любви и рассказывает главный герой. Отверженному влюблённому приснился сон. В нем он оказался один ночью в мрачной долине, где встретил духа, который предупредил его о том, что вход в эту долину доступен каждому, кого завлекло сюда безрассудство и сладострастие, но уйти отсюда непросто, для этого понадобится мужество и разум. Наш герой полюбопытствовал, как называется это необыкновенное место, в котором он оказался. В ответ он услышал, что названий у этого места несколько: Свинарник Венеры, Очарованный дол, Лабиринт любви.

А обитают в нем несчастливые, когда-то бывшие при Дворе Любви, но отвергнутые ее и сосланные в ссылку в это место. Если герой будет честен с духом и расскажет тому историю своей любви, то он поможет влюбленному выйти из лабиринта. Наш герой, тонкий ценитель и знаток поэзии, философ сорока лет, за несколько месяцев до описанных событий вел беседу со своим приятелем. Речь шла о знаменитых женщинах. Сначала они обсудили героинь древности, потом стали собеседники стали обсуждать современность. Приятель расхваливал одну свою знакомую, рассказывая о ее достоинствах и пока он перечислял их, философ про себя подумал: «Любимцем Фортуны будет тот, кому она в своей благосклонности презентует любовь столь идеальной дамы».

Решив для себя попытаться добиться ее благосклонности, наш герой решил расспросить приятеля о ее имени, звании, где проживает и получил всеобъемлющий ответ на все. Попрощавшись в приятелем, философ тут же направился туда, где есть надежда повстречать ее. Он был ослеплен красотой дамы, о которой до этого лишь слышал, он понял, что пойман в силки любви и решился признаться в своем чувстве. Он написал письмо и получил ответное послание, стиль и содержание которой не оставили сомнений, расхваливающий величайший ум и искусство красноречия незнакомки либо хотел обмануть его, либо сам жестоко ошибся. Однако пламенеющее в любящей груди чувство от этого не погасло. Он решил, что цель послания в том, чтобы спровоцировать его на новые письма, которые он тотчас же написал. Но ни письменного, ни устного ответа так и не получил.

Читайте также:  Рассказ про астероиды для 5 класса

Дух, внимательно выслушав рассказчика, изложил свое мнение по этому поводу. Он сказал, что понял причины, по которым наш герой влюбился и последующие события, приведшие его в отчаяние. Также он заметил, что есть два обстоятельства, которые он может ему вменить в укор: возраст и род деятельности того. Они должны были предостеречь его от любовного соблазна и научить осмотрительности. Философу должен был понять, что любовь высасывает душу, повреждает рассудок, вредит памяти и убивает способности».Это все было испытано им самим на себе. Его вторая жена была искусной обманщицей и притворившись кротким созданием она вошла в его дом, но затем превратилась в скользкую гадину. Она жестоко притесняла домочадцев, управляла почти всеми его делами, прибрала к рукам все доходы, принеся в дом ссоры и беды вместо покоя и мира. Как-то раз он увидел в доме ее любовника и догадался, что тот далеко не единственный. Этой распущенной женщине нипочем были его упреки и он все сносил от нее, накапливая в сердце терзания и мучение, вот оно и не выдержало.

Коварная обманщица была рада его смерти. Она переехалапоближе к церкви, чтобы избежать любопытных глаз и стала предаваться разврату. Дух предъявил портрет жены и она оказалась той же, в которую влюблен философ. Дух посетил мир живых как раз на следующую ночь после написания героем первого письма. Зайдя в спальню, он застал ее зачитывающей вслух послание и глумясь над каждым словом, веселя любовника. Вот таким образом эта женщина потешалась со своим идиотом-любовником над мужчиной. Дух советует философу не обманываться, будто эта женщина исключение. Все они преисполнены коварством, желание власти для них сродни страсти. Никто не может быть равным женскому полу в подозрительности и злобе. И что наш герой обязан отомстить этой подлой женщине за нанесенную обиду, принеся пользу себе и ей.

Герой был потрясен откровением духа и попытался узнать, почему именно его он выбрал, откликнулся на его несчастье, хотя и не знал его при жизни. Дух ответил, что вина по которой он должен наказать его наполовину лежит на нем потому, что эта женщина когда-то была его женой и никто не знал ее сущность лучше него. Именно поэтому он взялся вылечить философа от его болезни. Герой просыпается, размышляет о том, что увидел и услышал во сне и принимает решение навсегда расстаться с губительной любовью. Краткое содержание поэмы «Ворон» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Ворон». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Иван Бунин — Ворон

Бунин Иван Алексеевич

Отец мой похож был на ворона. Мне пришло это в голову, когда я был еще мальчиком: увидал однажды в «Ниве» картинку — какую-то скалу и на ней Наполеона с его белым брюшком и лосинами, в черных коротких сапожках, и вдруг засмеялся от радости, вспомнив картинки в «Полярных путешествиях» Богданова, — так похож показался мне Наполеон на пингвина, — а потом грустно подумал: «А папа похож на ворона…»

Отец занимал в нашем губернском городе очень видный служебный пост, и это еще более испортило его, думаю, что даже в том чиновном обществе, к которому принадлежал он, не было человека более тяжелого, более угрюмого, молчаливого, холодно жестокого в медлительных словах и поступках Невысокий, плотный, немного сутулый, грубо черноволосый, темный, с длинным бритым лицом, большеносый, был он и впрямь совершенный ворон — особенно когда бывал в черном фраке на благотворительных вечерах нашей губернаторши, сутуло и крепко стоял возле какого-нибудь киоска в виде русской избушки, поводил своей большой вороньей головой, косясь блестящими вороньими глазами на танцующих, на подходящих к киоску, да и на ту боярыню, которая с чарующей улыбкой подавала из киоска плоские фужеры желтого дешевого шампанского крупной рукой в бриллиантах, — рослую даму в парче и кокошнике с носом настолько розово-белым от пудры, что он казался искусственным. Был отец давно вдов, нас, детей, было у него лишь двое, — я да маленькая сестра моя Лиля, — и холодно, пусто блистала своими огромными, зеркально-чистыми комнатами наша просторная казенная квартира во втором этаже одного из казенных домов, выходивших фасадами на бульвар в тополях между собором и главной улицей. К счастью, я больше полугода жил в Москве, учился в Катковском лицее, приезжал домой лишь на святки и летние каникулы. В том году встретило меня, однако, дома нечто совсем неожиданное.

— Белокурым, любезная Елена Николаевна, идет или черное, или пунсовое… Вот бы весьма шло к вашему лицу платье черного атласу с зубчатым, стоячим воротом а ля Мария Стюарт, унизанным мелкими брильянтами… или средневековое платье пунсового бархату с небольшим декольте и рубиновым крестиком… Шубка темно- синего лионского бархату и венецианский берет тоже пошли бы к вам… Все это, конечно, мечты, — говорил он усмехаясь… — Ваш отец получает у нас всего семьдесят пять рублей месячных, а детей у него, кроме вас, еще пять человек, мал мала меньше, значит, вам скорей всего придется всю жизнь прожить в бедности. Но и то сказать, какая же беда в мечтах? Они оживляют, дают силы, надежды. А потом, разве не бывает так, что некоторые мечты вдруг сбываются? Редко, разумеется, весьма редко, а сбываются… Ведь вот выиграл же недавно по выигрышному билету повар на вокзале в Курске двести тысяч, — простой повар!

Она пыталась делать вид, что принимает все это за милые шутки, заставляла себя взглядывать на него, улыбаться, а я, будто и не слыша ничего, раскладывал пасьянс «Наполеон». Он же пошел однажды еще дальше, вдруг молвил, кивнув в мою сторону:

— Вот этот молодой человек тоже, верно, мечтает: мол, помрет в некий срок папенька, и будут у него куры не клевать золота! А куры-то и впрямь не будут клевать, потому что клевать будет нечего. У папеньки, разумеется, кое-что есть, — например, именьице в тысячу десятин чернозему в Самарской губернии, — только навряд оно сынку достанется, не очень-то он папеньку своей любовью жалует, и, насколько понимаю, выйдет из него мот первой степени…

Читайте также:  Рассказ любовь к жизни главные герои

Был этот последний разговор вечером под Петров день, — очень мне памятный. Утром того дня отец уехал в собор, из собора — на завтрак к имениннику губернатору. Он и без того никогда не завтракал в будни дома, так что и в тот день мы завтракали втроем, и под конец завтрака Лиля, когда подали вместо ее любимых хворостиков вишневый кисель, стала пронзительно кричать на Гурия, стуча кулачками по столу, сошвырнула на пол тарелку, затрясла головой, захлебнулась от злых рыданий. Мы кое-как дотащили ее в ее комнату, — она брыкалась, кусала нам руки, — умолили ее успокоиться, наобещали жестоко наказать повара, и она стихла, наконец, и заснула. Сколько трепетной нежности было для нас даже в одном этом — в совместных усилиях тащить ее, то и дело касаясь рук друг друга! На дворе шумел дождь, в темнеющих комнатах сверкала иногда молния и содрогались стекла от грома.

— Это на нее так гроза подействовала, — радостно сказала она шепотом, когда мы вышли в коридор, и вдруг насторожилась.

Мы пробежали в столовую, распахнули окно — мимо нас, вдоль бульвара, с грохотом неслась пожарная команда. На тополи лился быстрый ливень, — гроза уже прошла, точно он потушил ее, — в грохоте длинных несущихся дрог с медными касками стоящих на них пожарных, со шлангами и лестницами, в звоне поддужных колокольцев над гривами черных битюгов, с треском подков мчавших галопом эти дроги по булыжной мостовой, нежно, бесовски игриво, предостерегающе пел рожок горниста. Потом часто, часто забил набат на колокольне Ивана Воина на Лавах… Мы рядом, близко друг к другу, стояли у окна, в которое свежо пахло водой и городской мокрой пылью, и, казалось, только смотрели и слушали с пристальным волнением. Потом мелькнули последние дроги с каким-то громадным красным баком на них, сердце у меня забилось сильнее, лоб стянуло — я взял ее безжизненно висевшую вдоль бедра руку, умоляюще глядя ей в щеку, и она стала бледнеть, приоткрыла губы, подняла вздохом грудь и тоже как бы умоляюще повернула ко мне светлые, полные слез глаза, а я охватил ее плечо и впервые в жизни сомлел в нежном холоде девичьих губ… Не было после того ни единого дня без наших ежечасных, будто бы случайных встреч то в гостиной, то в зале, то в коридоре, даже в кабинете отца приезжавшего домой только к вечеру, — этих коротких встреч и отчаянно долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев. И отец, что-то чуя, опять перестал выходить к вечернему чаю в столовую, стал опять молчалив и угрюм. Но мы уже не обращали на него внимания, и она стала спокойнее и серьезнее за обедами.

В начале июля Лиля заболела, объевшись малиной, лежала, — медленно поправляясь, в своей комнате и все рисовала цветными карандашами на больших листах бумаги, пришпиленных к доске, какие-то сказочные города, а она поневоле не отходила от ее кровати, сидела и вышивала себе малороссийскую рубашечку, — отойти было нельзя: Лиля поминутно что-нибудь требовала. А я погибал в пустом, тихом доме от непрестанного, мучительного желания видеть, целовать и прижимать к себе ее, сидел в кабинете отца, что попало беря из его библиотечных шкапов и силясь читать. Так сидел я и в тот раз, уже перед вечером. И вот вдруг послышались ее легкие и быстрые шаги. Я бросил книгу и вскочил:

Новая няня для Лили

В кратком содержании «Ворона» Бунина рассказывается о том, что молодой человек заметил изменения по приезду из Москвы. Словно солнце поселилось в их квартире, и свет исходил от одной юной особы, сменившей старую няню его младшей сестры Лили. Эта девушка была ровесницей молодого человека, ее отец был подчиненным у «ворона», но семья жила бедно. Поэтому юная особа очень обрадовалась тому, что оказалась на таком хорошем месте после окончания гимназии.

Девушку звали Елена, «ворон» же всегда обращался к ней по имени-отчеству — Елена Николаевна. Лена была пуглива, робка, всегда неловко себя чувствовала за чинными обедами этого семейства. Но рассказчик заметил, что даже не только сам дом изменился, но и некоторые повадки его отца. Он стал терпимее к слугам, стал немного больше разговаривать. Когда он обращался к молодой няне, она смущалась и краснела. Но еще Лена старалась не смотреть в сторону его сына.

Это не укрылось от взора сурового «ворона»: чем сильнее девушка старалась не поднимать глаз на рассказчика, тем холоднее относился отец к своему сыну. Все понимали, что эта робость от страха того, что она чувствует себя счастливой рядом с молодым человеком. Однажды за чаем строгий хозяин сказал, что Елене Николаевне подойдут пунцовое платье и рубиновый крестик, но об этом ей можно только лишь мечтать. Однако мечты могут и сбыться. Тогда еще ни его сын, ни юная девушка не знали о чувствах «ворона».

Темы и настроение

Поэма пронизана меланхоличным настроением, что заявлено с первых строк произведения. На это указывает утомленное, измученное состояние героя, время суток – глубокая ночь. Вскоре сплин сменяется тревогой, предчувствием беды.

Трансформация образа ворона меняет настроение в поэме, а также по мере развития включает новые темы. Первым предположением лирического героя было то, что к нему стучится запоздалый гость. Казалось бы, ничего необычного, беспокоиться не о чем. Но стоило герою открыть дверь – он никого не увидел. С этих пор в поэме появляется страх, который уже не отпустит персонажа. В открытое окно залетает ворон, который своим видом даже веселит испуганного юношу. Теперь тема рока главенствует в поэме, а герой, вступив в диалог со зловещей птицей, узнаёт о неминуемом несчастии. Ворон видится его жертве демоном, посланником Аида – звучит тема смерти, смерти не только возлюбленной, но и всего прекрасного, что было в жизни молодого человека.

Источник

Познавательное и интересное