Рассказ воспитателя о предмете явлении событии в каком возрасте

Сказки

Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном обще­нии с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Ос­новная цель этого метода — создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.

Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства. Следует знать и помнить некоторые требования к использованию расска­за о природе как метода обучения. Прежде всего необходимо учитывать, что детям известно и что неизвестно о сообщаемом явлении. Важно учитывать их интересы, а также опираться на возрастные возможности восприятия литературных текстов.

Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада.

Рассказ — вид творческой художественной деятельности вос­питателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, раз­мышлять над ними. Не менее важна выразительность речи.

Много сведений для рассказов детям воспитатель может почерпнуть из биологических журналов («Юный натуралист», «Приусадебное хозяйство»), периодических изданий, специаль­ных книг. Для рассказов можно использовать короткие отрывки из природоведческих детских книг. Рассказы можно создавать и самим, используя опыт собственных наблюдений за явления­ми природы. Однако следует помнить, что к собственному рассказу необходимо предъявлять высокие требования, взыс­кательность.

Рассказывать детям надо увлеченно, образно, красочно. А для этого необходимо уметь подбирать точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Составляя рассказ, воспита­тель должен позаботиться о включении в него не только извест­ных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.

Использовать рассказ как метод экологического воспитания можно уже в младших группах. Для малышей рассказ должен быть предельно кратким и тесно связанным с их жизненным опытом. Постепенно рассказы увеличиваются по объему и ус­ложняются по содержанию. В старшем дошкольном возрасте используются не только рассказы, повествующие о каком-либо событии, но и такие, которые ставят перед детьми вопросы, заставляют их размышлять, делать выводы. Например, воспи­татель для рассказа может использовать произведение Ю. Дмит­риева «Маленькая тайна». Не закончив рассказа, можно попро­сить детей догадаться, отчего произошли события, о которых повествуется в рассказе.

Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов и т. д. Это помогает детям понять его смысл.

Чтобы привлечь внимание детей и удержать его на протяже­нии всего времени общения, нужно не только выбрать интерес­ную тему с увлекательным сюжетом, но и образным, точным языком передать свое отношение к событиям.

Рассказ воспитателя строится с учетом особенностей воспри­ятия детей разного возраста. Для малышей используются рас­сказы краткие и близкие их опыту. Для старших детей рассказы усложняются по содержанию и увеличиваются по объему.

Вопрос и задания. 1. Каково значение и место рассказа в формировании знаний детей о природе? 2. Перечислите требования к рассказу воспитателя в разных возрастных группах. 3. Составьте рассказы о природе для детей раз­ных возрастных групп. 4. Определите место каждого рас­сказа в системе работы по экологическому воспитанию детей. 5: Составьте конспект занятия — рассказ воспита­теля о природе (для одной из возрастных групп детей) с яркой экологической направленностью.

Источник

Значение и место рассказа воспитателя в формировании знаний о предметах и явлениях природы

Рассказ– вид творческой художественной деятельности воспитателя, требующий от него:

— определённых знаний о природе,

— умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними.

Решая определённые образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учётом опыта и интересадошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы.

Восприятие рассказа для детей является сложной умственной деятельностью. Ребёнок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его. Поэтому рассказ воспитателя строится с учётом восприятия детей разного возраста.

Он должен отвечать следующим требованиям:

— быть достоверным, научным по содержанию,

— должен быть занимательным, иметь яркий сюжет,

— должен быть эмоциональным, рассказан образным и точным языком.

Такой рассказ действует не только на ум, но и на чувства ребёнка, надолго ему запоминается.

Рассказывать детям можно с разными целями:

— для ознакомления с новыми явлениями, фактами,

— для расширения знаний о знакомых явлениях и предметах

Рассказ обязательно должен сопровождаться иллюстративнымматериалом. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми.

Для малышей рассказ должен быть предельно кратким и связным с из жизненным опытом. Постепенно рассказы увеличиваются по объёму и усложняются по содержанию.Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должен быть не более 10- 15 мин.

Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Занятие – основная форма ознакомления детей с природой. Типы занятий, их место в системе эколого- природоведческой работы

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, в повседневной жизни ( в труде, опытах, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Занятия дают возможность формировать знания последовательно, с учётом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определённой системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности.

Читайте также:  Прокомментируйте имя тонкого в рассказе чехова

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от типа занятия, от его основной задачи.

Различают следующие типы занятий:

На первично- ознакомительном занятии дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ воспитателя.

Углубленно – познавательный тип занятий строится на конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений за объектами природы, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, делает яркие сообщения, включает игровые проблемные ситуации, использует труд детей в природе.

Цель занятия обобщающего типа – выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе сформировать обобщённое представление.

Формирование обобщённых представлений осуществляется в процессе специальной итоговой беседы, стержнем которой является система вопросов. Содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщённое представление.

Комплексные занятия– это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. В труде, играх дети учатся творчески применять полученные знания на практике, а это способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 31 | Нарушение авторских прав

Источник

Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном обще­нии с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Ос­новная цель этого метода — создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.

Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства. Следует знать и помнить некоторые требования к использованию расска­за о природе как метода обучения. Прежде всего необходимо учитывать, что детям известно и что неизвестно о сообщаемом явлении. Важно учитывать их интересы, а также опираться на возрастные возможности восприятия литературных текстов.

Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада.

Рассказ — вид творческой художественной деятельности вос­питателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, раз­мышлять над ними. Не менее важна выразительность речи.

Много сведений для рассказов детям воспитатель может почерпнуть из биологических журналов («Юный натуралист», «Приусадебное хозяйство»), периодических изданий, специаль­ных книг. Для рассказов можно использовать короткие отрывки из природоведческих детских книг. Рассказы можно создавать и самим, используя опыт собственных наблюдений за явления­ми природы. Однако следует помнить, что к собственному рассказу необходимо предъявлять высокие требования, взыс­кательность.

Рассказывать детям надо увлеченно, образно, красочно. А для этого необходимо уметь подбирать точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Составляя рассказ, воспита­тель должен позаботиться о включении в него не только извест­ных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.

Использовать рассказ как метод экологического воспитания можно уже в младших группах. Для малышей рассказ должен быть предельно кратким и тесно связанным с их жизненным опытом. Постепенно рассказы увеличиваются по объему и ус­ложняются по содержанию. В старшем дошкольном возрасте используются не только рассказы, повествующие о каком-либо событии, но и такие, которые ставят перед детьми вопросы, заставляют их размышлять, делать выводы. Например, воспи­татель для рассказа может использовать произведение Ю. Дмит­риева «Маленькая тайна». Не закончив рассказа, можно попро­сить детей догадаться, отчего произошли события, о которых повествуется в рассказе.

Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов и т. д. Это помогает детям понять его смысл.

Чтобы привлечь внимание детей и удержать его на протяже­нии всего времени общения, нужно не только выбрать интерес­ную тему с увлекательным сюжетом, но и образным, точным языком передать свое отношение к событиям.

Рассказ воспитателя строится с учетом особенностей воспри­ятия детей разного возраста. Для малышей используются рас­сказы краткие и близкие их опыту. Для старших детей рассказы усложняются по содержанию и увеличиваются по объему.

Вопрос и задания. 1. Каково значение и место рассказа в формировании знаний детей о природе? 2. Перечислите требования к рассказу воспитателя в разных возрастных группах. 3. Составьте рассказы о природе для детей раз­ных возрастных групп. 4. Определите место каждого рас­сказа в системе работы по экологическому воспитанию детей. 5: Составьте конспект занятия — рассказ воспита­теля о природе (для одной из возрастных групп детей) с яркой экологической направленностью.

Дата добавления: 2014-12-22 ; просмотров: 1667 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном обще­нии с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Ос­новная цель этого метода — создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.

Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства. Следует знать и помнить некоторые требования к использованию расска­за о природе как метода обучения. Прежде всего необходимо учитывать, что детям известно и что неизвестно о сообщаемом явлении. Важно учитывать их интересы, а также опираться на возрастные возможности восприятия литературных текстов.

Читайте также:  Рассказ на тему профессия моей мечты

Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада.

Рассказ — вид творческой художественной деятельности вос­питателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, раз­мышлять над ними. Не менее важна выразительность речи.

Много сведений для рассказов детям воспитатель может почерпнуть из биологических журналов («Юный натуралист», «Приусадебное хозяйство»), периодических изданий, специаль­ных книг. Для рассказов можно использовать короткие отрывки из природоведческих детских книг. Рассказы можно создавать и самим, используя опыт собственных наблюдений за явления­ми природы. Однако следует помнить, что к собственному рассказу необходимо предъявлять высокие требования, взыс­кательность.

Рассказывать детям надо увлеченно, образно, красочно. А для этого необходимо уметь подбирать точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Составляя рассказ, воспита­тель должен позаботиться о включении в него не только извест­ных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.

Использовать рассказ как метод экологического воспитания можно уже в младших группах. Для малышей рассказ должен быть предельно кратким и тесно связанным с их жизненным опытом. Постепенно рассказы увеличиваются по объему и ус­ложняются по содержанию. В старшем дошкольном возрасте используются не только рассказы, повествующие о каком-либо событии, но и такие, которые ставят перед детьми вопросы, заставляют их размышлять, делать выводы. Например, воспи­татель для рассказа может использовать произведение Ю. Дмит­риева «Маленькая тайна». Не закончив рассказа, можно попро­сить детей догадаться, отчего произошли события, о которых повествуется в рассказе.

Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов и т. д. Это помогает детям понять его смысл.

Чтобы привлечь внимание детей и удержать его на протяже­нии всего времени общения, нужно не только выбрать интерес­ную тему с увлекательным сюжетом, но и образным, точным языком передать свое отношение к событиям.

Рассказ воспитателя строится с учетом особенностей воспри­ятия детей разного возраста. Для малышей используются рас­сказы краткие и близкие их опыту. Для старших детей рассказы усложняются по содержанию и увеличиваются по объему.

Вопрос и задания. 1. Каково значение и место рассказа в формировании знаний детей о природе? 2. Перечислите требования к рассказу воспитателя в разных возрастных группах. 3. Составьте рассказы о природе для детей раз­ных возрастных групп. 4. Определите место каждого рас­сказа в системе работы по экологическому воспитанию детей. 5: Составьте конспект занятия — рассказ воспита­теля о природе (для одной из возрастных групп детей) с яркой экологической направленностью.

Источник

Рассказ воспитателя и детей о природе, его особенности

Словесные методы, их роль в формировании экологических знаний, экологической культуры дошкольника

При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух трех ребят участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной ко окну, посмотрим на наше растение, поговорим с ними и польем их.(подходит к окну).Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке – вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть?(трогает землю в горшке).Сухая земля. А ведь им нужна вода – они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Мы нальем в горшочек воды, пей цветочек сколько хочешь и расти дальше – мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растении – это и есть образец взаимодействия с природой.

Методика проведения природоведческой беседы, виды бесед

Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.

Читайте также:  Произведение лесков левша это повесть или рассказ

Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей.

Беседа — это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.

Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты.

В первой части беседы с целью подготовки детей к обобщению включаются также вопросы воспитателя к детям: «Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнали грачей? Где мы их видели? Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?» Когда воспитатель с детьми выяснит все это, он спрашивает: «Почему грачи прилетают раньше других птиц?» (Аналогично и о других птицах — скворце, ласточке и др.) Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: «Почему не все птицы прилетают одновременно?». Опора на опыт детей и логическая последовательность вопросов обеспечивают большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей, понимание ими существенных связей и зависимостей. К вопросам воспитателя в беседе предъявляется ряд требований. Вопросы предлагаются всей группе, так как в них всегда заключена умственная задача, которая должна решаться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна содержаться одна мысль. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов: «Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Воспитатель во время беседы заботится о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые.

Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.

Рассказ воспитателя и детей о природе, его особенности

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.
Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются.

Яркость, образность и конкретность языка — обязательное требование к рассказу воспитателя. Такой рассказ действует не только на ум, но и на чувства ребенка, надолго запоминается. Однако яркость и образность должны подчиняться содержанию рассказа, а не быть самоцелью. Хорошо воспринимаются детьми рассказы от лица героя. Для того чтобы подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включают вопросы к детям, побуждая их к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.

Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами (с трудом взрослых в природе, охраной и привлечением птиц, охраной дикорастущих растений и др.). Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10—15 мин.

Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 233 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Познавательное и интересное