Работа с текстом. Подготовка к ВПР, 4 класс.
специалист в области арт-терапии
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Он к девочкам побежал, но и они от него отвернулись. Кинулся Вовка к Пушку, а тот на улицу удрал. Хотел Вова с Мурзеем поиграть. Кот сбежал от Вовы на высокий шкаф. Решил Вова ёжика из-под дивана выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался. Подошёл Вова к бабушке, а она даже глаз не подняла на внука. Сидит в уголке, крупу перебирает да слезинки утирает.
Наступило самое страшное, что только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинёшенек!
2. Что хотел сказать автор?
3. Раздели текст на смысловые части и озаглавь их.
4. Задай вопрос к тексту.
5. Замени слово «выманить» близким по значению в выделенном предложении.
6. Как ты понимаешь слово «грубил»
7. Найди в тексте слово, соответствующее этой схеме.
8. Выпиши из подчеркнутого предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
А как ты думаешь – могут ли рыбы различать запахи?
Есть такая рыба – лосось. Взрослые лососи живут в океане, а когда у них созревает икра, они плывут в реки. Удивительны упорство и сила этих рыб, которые пробиваются вверх по течению. Через пороги и водопады до прохладных и чистых горных ручьёв. Но самое замечательное то, что каждый лосось плывёт для метания икры в тот самый ручей, в котором когда-то вывелся из икринки он сам. Как находит лосось дорогу? Ведь в океаны впадают десятки рек, а в каждую реку – сотни ручьёв.
И вот учёные поставили опыт. В верховьях реки выловили несколько сотен лососей, чуть-чуть не доплывших до своих родных ручьёв, а затем в цистерне с водой отвезли обратно, вниз по реке. Там их пометили особыми метками и выпустили. Но прежде у половины рыб ноздри заткнули комочками ваты. Что же получилось? Рыбы с заткнутыми ноздрями так и остались там, где их выпустили. Они кружились на одном месте и никак не могли отыскать дорогу обратно. А все остальные снова поплыли вверх по реке, в тот самый ручей, в котором они родились. Значит, лососи отыскивают дорогу по запаху!
И вообще оказалось, что у рыб очень тонкое обоняние. Например, форель по запаху определяет места, где вода хоть чуточку загрязнена, и уходит подальше, в чистую воду. А сомы и другие рыбы по запаху могут узнавать друг друга. Соседа, к которому привыкли, не тронут – а чужака будут прогонять.
11. Что хотел сказать автор?
12. Раздели текст на смысловые части и озаглавь их.
13. Задай вопрос к тексту.
14. Замени слово «опыт» близким по значению в выделенном предложении.
15. Как ты понимаешь слово «отыскивают»
16. Найди в тексте слово, соответствующее этой схеме.
17. Выпиши из подчеркнутого предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
18. Представь, что ты опоздал в школу, потому что помогал маме и отводил младшую сестрёнку (брата) в детский садик. Напиши объяснительную записку.
Земля долго ждала дождя. Дождь начался на рассвете.
Ветер волной пробежал по ниве, пригнул одинокую берёзку у оврага и вдруг взметнул столбы пыли, расстелил до земли колосья ржи. Упали первые крупные, тяжёлые капли. Они падали всё чаще и чаще, пошли мелкой дробью, потом разом хлынул неукротимый ливень.
Ливень шумел по косогорам, земля набухла и почернела. После долгих засушливых дней она задышала и ожила. Живительная влага напоила поле.
Дождь кончился внезапно. С неба брызнули солнечные лучи. Солнце и тёплый ветерок подсушили колосья, рожь поднялась, в небо глянули синие глаза васильков.
2. Что хотел сказать автор?
3. Раздели текст на смысловые части и озаглавь их.
4. Задай вопрос к тексту.
5. Замени слово «внезапно» близким по значению в выделенном предложении.
6. Как ты понимаешь слово «брызнули»
7. Найди в тексте слово, соответствующее этой схеме.
8. Выпиши из подчеркнутого предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Представь, что одноклассники пригласили тебя на каток, а ты по уважительной причине не можешь прийти. Постарайся отказаться от приглашения так, чтобы не обидеть ребят. Запиши свой отказ.
Обычай поддерживать неугасимый огонь один из самых древних на Земле. Тысячи лет назад люди не умели добывать огонь. Они искали его и берегли, как сокровище. Если бы он погас, другого негде было бы достать.
Первобытный человек был смелым существом. Ему часто приходилось вступать в бой и с огромным мамонтом, и с могучим пещерным медведем. Нашлись и храбрецы, которые не побоялись приблизиться к угасающему огню. Они схватили горящий сук и внесли его в своё жилище. Эти удивительные, смелые люди приручили огонь, как приручают диких зверей. Изобретение Э́дисона, который сделал первую электрическую лампочку, ничто по сравнению с изобретением этих покрытых шерстью, длинноруких, косолапых людей. Не будь огня, мы и сейчас мало чем отличались бы от обезьян.
Научившись добывать огонь, человек мог не бояться его потерять. Но ещё долго в храмах горели неугасимые светильники. Они напоминали о том времени, когда огонь не умели добывать, когда он был редкой и драгоценной находкой.
2. Что хотел сказать автор?
3. Раздели текст на смысловые части и озаглавь их.
4. Задай вопрос к тексту.
5. Замени слово «драгоценной» близким по значению в выделенном предложении.
6. Как ты понимаешь слово «добывать»
________________________________________________________________________________________
7. Найди в тексте слово, соответствующее этой схеме.
8. Выпиши из подчеркнутого предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Как ты понимаешь пословицу «Глаза страшатся, а руки делают» Приведи в пример ситуацию.
Е. Пермяк «Самое страшное». Урок смыслового чтения
специалист в области арт-терапии
Тема: Е. Пермяк « Самое страшное»
— формирование оргдеятельностной, коммуникативной компетенций;
— воспитание любви к людям и животным.
Технологии: педагогические мастерские; ТРКМ.
Технологические приёмы: раскадровка текста, составление пословиц, «Хорошо- плохо».
Оборудование: Портрет писателя, листочки с именами, цветные
карточки с текстом, карточки с пословицами, инструкция – схема.
При встрече здороваться
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
— К нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
И действительно доброе утро, потому что проснулась и обнаружила, что всё в порядке. Сегодня ночью мне приснился очень страшный сон. Мне снился конец света.
Вы знаете, ребята, было очень страшно.
— А что для вас в жизни самое страшное?
Его отец умер от чахотки, когда сыну было всего лишь 3 года. Матери было очень нелегко воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в обществе бабушки, деда и тётки, окруживших мальчика теплотой, заботой и вниманием. Е.А. Пермяк написал для детей сотни рассказов и сказок. Прожил писатель долгую жизнь. 80 лет. Может быть потому, что очень сложный период был в жизни писателя, он написал рассказ который так и называется «Самое страшное». (Открываю название)
— После чтения мы проверим наши предположения.
— Совпадут ли они с замыслом автора.
— Чье мнение окажется ближе.
— Итак обратимся к тексту.
III ) Стадия осмысления
— На доске инструкция, которая поможет увидеть каждую часть.
— Что будем делать после каждой части? (Остановку). Знак показывает «СТОП».
— Потом обсуждения, подтверждение или опровержение ваших предположений, и только после этого приступим к следующей части.
Итак: читаем первую часть и выносим на доску интересные моменты.
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого!
— Каким рос мальчик Вова? Прочитайте.
— Почему его все боялись, ведь он рос крепким, сильным, а это хорошие положительные качества.
— А хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
— Давайте попробуем предположить дальнейшее развитие сюжета. (Высказывания детей)
— Ну что же читаем дальше.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
— Итак, почему же Вову все боялись? (Он всех обижал)
— Кого же обидел Вова? Как?
— Отвечая на вопрос мы используем раскадровку, чтобы всем было легче наблюдать за развитием событий
— Как вы думаете, чем гордился Вова? (Что он никого не боится, ничего ему не страшно).
— Ребята, ведь гордиться тем, что смел, отважен, ничего не боится – неплохо.
— А о чем не задумывался Вова, совершая свои поступки?
— Давайте обратимся к нашим предсказаниям. Смог ли кто-нибудь до чтения предположить, о чем пойдет речь в рассказе?
— Какие из ваших предположений уже не подтвердились?
— О чем же идет речь в рассказе? (О жизни мальчика)
— Раз Вова никого не боялся, был сильным, ничего ему страшно не было, может он в жизни стать героем, олимпийским чемпионом?
— Как думаете какие события могут произойти дальше?
— К чему может привести такое поведение?
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
— Давайте вернемся к нашим предсказаниям
— Какие из предсказаний уже не сбудутся?
— Что же произошло? (От Вовы все отвернулись)
— Предположите, какой может быть концовка рассказа?
Посмотрите на инструкцию.
Внимание: Возьмите четвертую часть желтого цвета (Читает учитель)
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
— Ожидали вы такого конца? Почему?
— Действительно ли одиночество является самым страшным в жизни?
— Какова главная мысль рассказа? (Самое страшное – Одиночество)
— А вот лично для вас одиночество является самым страшным? Почему?
— А сейчас я хочу предложить вам пофантазировать: Как изобразить одиночество?
— Художники изображают красками, композиторы музыкой, скульпторы возводят статуи. А как вы изобразите одиночество?
— Может у него есть вкус, запах, цвет?
— Расположитесь как вам удобно, закройте глаза и под музыку пофантазируйте, как изобразить одиночество.
— Итак, как же вы изобразили одиночество: В каких красках? Какой вкус? Какая по громкости музыка.
— А сейчас давайте вернемся к рассказу и поиграем в игру «Хорошо – Плохо»
-Поздороваться с взрослыми;
-Стрелять в девочек из рогатки;
— Помочь младшей сестренке одеться;
— Строить рожи взрослым;
— Наступить на хвост собаке;
— Приготовить чай для бабушки;
-Выдергивать усы коту;
— Помогать учителю убирать в классе;
— Загонять колючего ежика под шкаф;
— Ласково разговаривать с мамой;
— Уступить место старшему в автобусе;
— Помочь дедушке донести сумку;
— Накормить рыбок в аквариуме;
— Ребята, а хотелось бы вам узнать, какие пословицы придумал народ об этом?
Не мил и свет, когда друга нет.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
Береги землю родимую, как мать любимую.
— Я по классу разместила карточки и предлагаю вам встать, найти, принести к доске и собрать пословицы по цвету.
— Давайте прочитаем культурные образцы.
— Посоветуйтесь в парах и выберите те, которые подтверждают главную мысль рассказа.
V ) Итог в начале урока мы предполагали, что же самое страшное?
— Какие версии вы выдвигали?
— Чьи же предположения оказались самыми близкими к содержанию текста. Молодцы!
— Ваши предположения, ребята, тоже важны, но наш рассказ был посвящен одиночеству.
— Подчеркните что же случилось для Вовы самое страшное?
— Какова главная мысль рассказа?
— Чему же ребята учит этот рассказ?
— И я вам желаю, чтобы вы извлекли для себя нравственный урок. Дарите людям теплоту своей души, любовь, внимание, заботу, будьте добрыми и отзывчивыми и вас всегда будут окружать друзья.
— А дома я хочу вам предложить выполнить творческое задание по выбору.
— Изобразите самое страшное из пластилина, из глины (у нас ребята занимаются в кружке), нарисуйте или напишите. А может быть кто то напишет Вове письмо – советы: Как надо поступить чтобы не остаться одному.
— Подводя итог, давайте скажем:
— Чему же мы сегодня учились на уроке? (Предсказывать сюжет, фантазировать, размышлять, думать, работать в парах, предполагать, читать с остановками).
— Какие приемы использовали? (Чтение с остановками, «Хорошо – Плохо»)
— А понравились ли вам эти приёмы? Хотелось ли вам узнать что же произойдет в следующей части?
— Эти приёмы мы не раз еще будем использовать при работе с текстом и не только на уроках чтения.
Рассказ «Надежный человек»
Рассказ Е.Пермяка «Надежный человек» показывает, что сделать человека смелее и избавить от страхов может только забота и защита окружающих, а не запугивание.
Первоклассник Андрюша был сыном летчика и ничего не боялся, а его одноклассница Ася была очень трусливой девочкой. Мальчику не нравилась такая соседка по парте, и Андрей принес в класс огромного паука в банке. Тогда испуганная девочка пересела на другую парту. Но после разговора с мудрой учительницей, школьник понял, что поступал неправильно и стал заботиться о своей однокласснице.
Надежный человек
На первой парте в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.
Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А её не пересаживали.
Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С этого и началось… Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
— Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.
— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна, — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.
Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом — на Асино.
— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа…» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!»
С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
— А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.
— Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.
— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. — Если хочешь, пойдём в школу вместе.
Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.
— Да, — тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.
И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.
Рядом с Андрюшей она вдруг чувствовала себя сильной и смелой.
Помогите мне пожалуйста 1) Определите и запишите основную мысть текста 2)Составь и запиши план текста из трёх пунктов?
Помогите мне пожалуйста 1) Определите и запишите основную мысть текста 2)Составь и запиши план текста из трёх пунктов.
В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
Вот текст : • (1)Вова рос подвижным и сильным мальчиком.
(3)Да и как не бояться такого!
(5)Собаке Пушку на хвост наступал, коту Мурзею усы выдёргивал, ёжика под диван загонял, даже своей бабушке грубил.
(6)Никого не боялся Вова и очень этим гордился.
(8)Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть.
(9)Он к девочкам побежал, но и они от него отвернулись.
(10)Кинулся Вовка к Пушку, а тот на улицу удрал.
(11)Хотел Вова с Мурзеем поиграть.
(12)Кот сбежал от Вовы на высокий шкаф.
(15)Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
(16)Подошёл Вова к бабушке, а она даже глаз не подняла на внука.
(17)Сидит в уголке, крупу перебирает да слезинки утирает.
(18)Наступило самое страшное, что только бывает на свете : Вова остался один.
Пермяку) заранее спасибо.
Основная мысль заключена в 18 предложение : «Наступило самое страшное, что только бывает на свете : Вова остался один».
вова очень плохой мальчие
Главная мысль заключается в том что нельзя быть похожим на вову такк как ты получишь авторитет но ты будешь один всю жизнь!
Прочитай текст, который придумал Вова Колесников?
Прочитай текст, который придумал Вова Колесников.
Вспомни признаки текста.
Какие ошибки допустил Вова?
У нас дома многокниг.
В одном шкафу стоят папины книги о приподных заповедниках.
Еще у нас много игрушек и дисков с музыкой.
У меня их целая полка!
Запиши исправленный текст.
Кто был в библиотеке?
Кто был в библиотеке?
Озаглавь текст, выпиши из текста сущ муж и жен рода?
Озаглавь текст, выпиши из текста сущ муж и жен рода.
Каждое утро Вова ел кашу.
Аза окном на ветке силел грач.
Вова ест кашу и говорит грачу Хочешь кашки дурашка?
Однажды Вова подошел к столу а каши в тарелке нет.
Смотрит Вова на грача.
Атотему и говорит : Хочешь кашки дурашка?
Прочитайте?
В воскресенье вся семья Сергеевыx поеxала на речку.
Вечером они приеxали домой.
Бабушка спросила : » Как вы провели выxодной день?
» Отец сказал : » Мне интересно было удить рыбу ».
Расположить предложения так чтоб получился связный рассказ?
Расположить предложения так чтоб получился связный рассказ.
Бабушка не поднимала глаз на внука.
Вова был сильнее своих товарищей.
Даже пушок убежал на улицу.
Мальчик побил друга, наступил на хвост собаке, наградил бабушке.
Наступил тяжёлый день.
Ребята не захотели дружить с ним играть.
Девочки не стали с ним играть.
Она сидела и связала чулок.
Ничего не говорила, только плакала.
Он никого не боялся.
Это было самое страшное.
Упр 366?
Учись видеть в жизни веселые моменты и рассказывать об этом с юмором.
Выпиши из текста существительные мужского и женского рода.
А за окном на ветке сидел грач.
А каши в тарелке нет.
Смотрит Вова на грача.
Слово Вова существительное?
Слово Вова существительное?
Прочитайте текст?
Представь себе, что ты автор этого рассказа.
День был воскресный.
Я с Вовой пошел кататься на лыжах с гор.
Мы залезли на гору.
Вова поехал первым и не упал.
Вторым поехал я и тоже не упал.
Потом мы увидели Сережу и пошли прыгать с трамплина.
В первый раз я и Вова упали, а Сережа проехал.
Нам было очень весело.
Мы не заметили, как подошёл вечер.
И мы стали расходиться по домам.
Вову попросили подобрать примеры слов с данными суфиксами далее в тексте?
Вову попросили подобрать примеры слов с данными суфиксами далее в тексте.
Изложение Шёл пятый день ВОВ?
Изложение Шёл пятый день ВОВ.
1)Трое суток не смолкала 2)Обе мачты и все паруса сорвало 3)Фрегат уносится 4)Ночь. Ветер стих. Сижу, пишу 5)Фрегат ударился, содрогнулся 6)Исповедь кончена.
Ночь. Сижу в каюте и пишу. Страшный треск. Крики. Бегу к команде. Три часа ночи.
(В а л’ с) Вальс 4 звука 5 букв.
1) На улице зима. 2) Иду на войну.
Бегать, говорить, собирать, класть, идти.