Рассказ я не ел горчицу план 4 класс

Сказки

Галявкин Виктор «Никакой горчицы я не ел»

Читательский дневник по рассказу «Никакой горчицы я не ел» Виктора Голявкина

Автор: Голявкин, Виктор Владимирович

Название: «Никакой горчицы я не ел»

Главные герои: Мальчик.

Второстепенные герои: Кондукторша, Шофёр, Экскаваторщик.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — беззаботный, весёлый мальчик.

Прогульщик и лентяй.

Любопытный — везде суёт свой нос.

Характеристика второстепенных героев:

Кондукторша, Экскаваторщик, Шофёр — занятые люди, серьёзные.

Краткое содержание рассказа «Никакой горчицы я не ел»

Стоял прекрасный весенний день, и герой решил не ходить в школу.

Он спрятал портфель и отправился гулять.

Мальчик разговорился с шофёром, но тот прогнал его.

Герой слушал умные речи взрослых, а те подшутили над мальчиком.

Мальчика прогнал дворник и прогнали рабочие с лесов.

Он сел на трамвай, а кондукторша сразу поняла, что он прогуливает школу.

Она сказала, что у мальчика такое лицо, будто он ел горчицу.

Герой не понял этих слов и обиделся.

Он слез с трамвая и наблюдал за работой экскаватора.

Герой глупо улыбался экскаваторщику.

Ему было непонятно, почему всем вокруг весело, а ему одному скучно.

План рассказа «Никакой горчицы я не ел» :

2. Разговор с шофёром.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль рассказа

Главная мысль автора в том, что каждый человек должен заниматься своим делом, чтобы не скучать.

Основная идея произведения в том, что скучают бездельники и лентяи.

Даже хорошая весенняя погода не спасёт от скуки, если тебе нечем заняться.

Если все вокруг заняты своим делом и только ты один прогуливаешь школу.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас тому, что бездельничать плохо и что у каждого должно быть своё дело.

У взрослых это работа, у детей учёба.

Если не заниматься своим делом, прогуливать уроки, то будет скучно и грустно.

Ведь такой прогульщик обречён на одиночество.

Краткий отзыв о рассказе «Никакой горчицы я не ел» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я долго смеялась над злоключениями его героя.

Автору удалось написать очень смешную историю, которая читается на одном дыхании.

Он рассказал о том, как скучно проводит своё время одинокий прогульщик.

Герой рассказа думал, что ему будет весело, но оказалось наоборот.

Весело было всем, кто был занят делом, а ему скучно.

Мне не понравился поступок мальчика.

Прогуливать уроки нехорошо.

Так делают только очень плохие дети.

Рассказ заставляет задуматься о том, чтобы ценить своё время и не тратить его на пустое.

Каждый должен заниматься положенным ему делом, и тогда всем будет хорошо.

Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда не поступать так, как его герой.

Ведь к чему приводит такой поступок, мы уже знаем.

Пословицы к произведению:

1. Кто любит науки, тот не знает скуки.

2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют.

Неохота как-то в школу.

Любому ведь надоест.

Словарь неизвестных слов:

Патент — документ, подтверждающий право.

Ещё читательские дневники по другим произведениям Виктора Голявкина:

«Тетрадки под дождём»

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Конспект урока литературного чтения в 4-м классе. Тема «Виктор Голявкин. «Никакой я горчицы не ел»

Цели: создать условия для:

Ход урока.

I. Орг. момент. (Слайд № 2-чистый)

У: Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.

II. Актуализация знаний.

У: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его рассказывает подготовленный ученик)

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

(Стихотворение Юлиана Тувима «ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ». А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)

У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.

III. Постановка учебной задачи. (Слайд № 3)

У: Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

— Биографию писателя расскажет нам …(подготовленный ученик)

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

У: О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.

У: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.(Слайд № 5)

Д: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.

Читайте также:  Рассказ драгунского арбузный переулок краткий пересказ

Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

У: Давайте сформулируем цель урока.

Д: Выявить причины грустного настроения героя. (Слайд № 6)

У: А какие есть предположения по этому поводу?

Д: Обидел кто-то. Не хотел учиться.

У: Давайте сформулируем цель урока и гипотезу.(Слайд № 7)

Д: Цель: Выяснить, почему мальчику грустно.

(Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)

Гипотеза: Кто-то обидел.

IV. Работа с текстом.

У: Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план.

Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.»

У: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте. (Слайд №8)

Д: Хотелось петь, испытывал радость.

У: Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Д: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.

У: Что даст ему встреча?

Д: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.

У: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
1 Прогульщик Хотел петь, радовался свободе.
2 Шофер Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь.
3 Изобретатели Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай!
4 Дворник Нечем заняться, скучно, обида. Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать.
5 Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения.
6 Кондуктор Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным.
7 Экскаваторщик Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

V. Вывод.

У: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?(Слайд №10)

Д: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

У: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?(Слайд № 11)

Д: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.

VI. Творческая работа. (Слайд № 13)

У: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу? Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.

VII. Домашнее задание по выбору. (Слайд №14)

Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.

Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.

Подобрать пословицы или крылатые выражения.

Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

04.10.2018

Голявкин В. «Никакой я горчицы не ел»

Голявкин В., рассказ «Никакой я горчицы не ел»

Жанр: рассказы о детях

Читайте краткое содержание других рассказов Голявкина:
«Как я писал стихи»
«Как мы на самолете летали»

Главные герои рассказа «Никакой я горчицы не ел» и их характеристика

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс», Климанова, Горецкий, смотрите по ссылке.

Чему учит рассказ «Никакой я горчицы не ел»
Рассказ учит заниматься своим делом и не мешать другим делать их дело. Учит тому, что прежде чем кем-то стать, нужно долго учиться. Учит пользе знаний. Учит не быть бездельником и лодырем.

Отзыв на рассказ «Никакой я горчицы не ел»
Мне очень понравился этот поучительный рассказ. Мальчик рассчитывал хорошо провести время, пока другие ребята учили уроки, но он просчитался. Никому не было до него дела и мальчик страшно скучал. Он был один и ему нечего было делать. А скука убивает в человеке любую радость.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Никакой я горчицы не ел»
Мальчик спрятал сумку под лестницу и пошел гулять по улицам. Первым он увидел шофера, который что-то высматривал в моторе машины.
Мальчик попытался завязать разговор, но шофер предложил ему чинить машину вместе и мальчик ушел. Чинить машины он не умел.
Дальше мальчик увидел двух мужчин, которые разговаривали про патент. Что такое патент мальчик не знал и застыл рядом, открыв рот. Мужчины увидели его и предложили подтолкнуть кривой дом. Мальчик решил, что они над ним смеются, но мужчины не смеялись.
Тогда мальчик увидел забытую дворником метлу и хотел ее взять. Но дворник коршуном налетел на него и отобрал метлу. Тогда мальчик полез на строительные леса, но кто-то сверху заругался на него. Он перешел на другую сторону и увидел наверху лесов штукатуров.
Мальчик сел в трамвай, доехал до кольца и вернулся на тоже самое место. Он не знал что еще делать, ведь домой идти было рано. А все вокруг куда-то спешили.
Кондукторша вдруг сказала мальчику, чтобы он заплатил за проезд, но денег у мальчика не было. А кондукторша сказала, что он вероятно сбежал из школы, потому что у ребят, которые бегут из школы лица веселые, а у мальчика такое, словно он горчицу ел.
Мальчик обиделся и сказал, что никакой горчицы он не ел.
Мальчик сошел в незнакомом месте. С одной стороны шла стройка и пять экскаваторов рыли яму. Яма была глубокой и мальчик засмотрелся. К нему подошел экскаваторщик и спросил, не хочет ли мальчик в ковш. Но мальчик ответил, что хочет в кабину и, вспомнив про лицо, стал улыбаться.
Экскаваторщик спросил, чего он рожи корчит, и пояснил, что чтобы работать на экскаваторе надо учиться.
Мальчик подумал, что экскаваторщик говорит про школу и снова стал улыбаться.
Вокруг была весна, светило солнце, воробьи купались в лужах, но мальчик не понимал, почему ему так скучно.

Читайте также:  Почему у разных народов есть сказки с похожими сюжетами

Источник

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «В.Голявкин. Никакой я горчицы не ел» с презентацией

Выбранный для просмотра документ Конспект урока литературного чтения в 4.docx

Конспект урока литературного чтения в 4-м классе.

Тема «Виктор Голявкин. «Никакой я горчицы не ел»

Цели: создать условия для:

раскрытия смысла художественного произведения;

воспитания думающего ученика, стремящегося к развитию ученика.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. На уроке создаются условия для обогащения словаря обучающихся, используется наглядный материал. Используется презентация в формате PPT. Смена слайдов и эффектов анимации происходит на уроке только по щелчку мыши.

Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.

Педагогические технологии: информационно-коммуникативные (мультимедийные, интерактивные); здоровьесберегающие; развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используется на данном уроке прием этой технологии (синквейн).

Ученики: дети 9–10 лет.

Портрет писателя: В.В. Голявкина.

Выставка книг писателя.

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

У: Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.

– Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. На каждом уроке мы чувствуем, что самое дорогое для ученика и учителя…правильно, время! Не будем терять ни минуты. Вы получили домашнее задание познакомиться с произведением В. Голявкина “Никакой горчицы я не ел”. (Слайд № 2)

Дыхание (короткий вдох – выдох длиннее).

Лучше упражнения выполнять в парах:
“Одуванчик” (сильный выдох)
“Надуй шарик” (быстро)
“Задуй свечки на торте” (длинный выдох).

Выразительная речь. (Слайд № 4)

Произнести пословицу: “Скучен день до вечера, коли делать нечего”, меняя темп, тон, громкость, ставя логические ударения на разных словах.

2. Проверка домашнего задания – чтение по ролям.

1.Чтение по ролям отрывка из рассказа «Что любит Мишка»

2.Прочитать текст . (Слайд № 5)

-Назовите тему и главную мысль этого текста.

II. Актуализация знаний.

У: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его рассказывает подготовленный ученик)

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

(Стихотворение Юлиана Тувима «ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ». А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)

У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.

III. Постановка учебной задачи. (Слайд № 6)

У: Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». (Слайд № 7)

— Биографию писателя расскажет нам … (подготовленный ученик)

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик. (Слайд № 8,9)

У: О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.

Виктор Голявкин – художник и писатель

Сюжеты для рассказов брал из жизни.

Героями чаще всего являются мальчики.

У: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы. (Слайд № 10)

Д: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.

Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

У: Давайте сформулируем цель урока.

Д: Выявить причины грустного настроения героя.

У: А какие есть предположения по этому поводу?

Д: Обидел кто-то. Не хотел учиться.

У: Давайте сформулируем цель урока и гипотезу.

Д: Цель: Выяснить, почему мальчику грустно.

(Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)

Гипотеза: Кто-то обидел.

IV. Словарная работа.

Патент- 1. Документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение, о его приоритете. Получить патент на изобретение. 2. Свидетельство на право занятия торговлей, промыслом. (П одготовленный ученик поработал с толковым словарём и знакомит со значением слова). (Слайд № 11)

Читайте также:  Рассказ о швейцарии на немецком языке с переводом на русский

V. Физминутка. (Слайд № 12)

У: Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план. После чтения мы ответим на вопрос : Подходит ли к рассказу пословица: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»? (Слайд № 13)

Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.»

У: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.

Д: Хотелось петь, испытывал радость.

У: Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Д: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.

У: Что даст ему встреча?

Д: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.

У: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

Хотел петь, радовался свободе.

Вздохнул и дальше пошел.

Прогнал (Не умеешь, не надо).

Делай то, что умеешь.

Удивление, обида, возмущение.

Смеются над ним, Иронизируют.

В мире много непознанного. Познай!

Нечем заняться, скучно, обида.

Злится, прогнал. Метла для работы.

Не мешай другим работать.

Удивление, интерес (головой верчу во все стороны)

Знай правила безопасного поведения.

Усталость, испуг, стыд, страх.

Определила, что он прогульщик, разоблачила.

Тайное становится явным.

Удивление, желание работать на экскаваторе.

Не захотел разговаривать.

Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

У: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели Д: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

У: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?

Д: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.

У: Подумайте и скажите, пословица подходит к этому рассказу?

V I II. Домашнее задание по выбору. (Слайд №16)

1) Написать письмо: чтобы я посоветовал главному герою.

2) Подготовиться к чтению по ролям фрагмента рассказа.

3)Прочитать другие рассказы В.Голявкина, Ю. Драгунского (Слайд № 17)

1-я группа – время.
2-я группа – дело.
3-я группа – потеха.

Виктор Голявкин. Никакой я горчицы не ел. Любое издание.

Источник

Технологическая карта урока по рассказу В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»

В данной разработке представлены формы и методы работы с произведением, помогающие лучшему пониманию учащимися пррооизведения

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по рассказу В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»»

Технологическая карта урока

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Открытие нового знания

познакомить учащегося с писателем В. Голявкиным; показать справедливость пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого.

Планируемые образовательные результаты

Учащийся должен научиться характеризовать героев рассказа; соотносить пословицу и рассказ; определять последовательность событий; составлять план; находить слова

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.

Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей

Коррекция нарушений развития ребенка

Развивать внимание, память, мышление, речь

Основные понятия и термины

Не знакомые слова в тексте

Организационная структура урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

Приветствует учащегося, настраивает его на рабочий лад

Проверяет готовность к уроку, приветствует учителя, настраивается на работу

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; управление своей деятельностью; развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества с учителем

— Что тебе было задано дома?

— Перескажи рассказ, который ты читал дома

Прочитать любой рассказ Драгунского

Самоопределение к деятельности

— Расшифруй шифр, и ты узнаешь, какой рассказ мы будем сегодня читать на уроке

«ЛЕ ЕН ЫЦИЧРОГ Я ЙОКАКИН»

— Какие учебные задачи ты поставишь перед собой на уроке?

Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

– Сегодня мы прочитаем рассказ о мальчике, твоем ровеснике, который однажды тёплым, весенним днём решил не пойти в школу…

– Рассказал об этом другой замечательный детский писатель Виктор Голявкин. Вот как это было.

Учитель читает рассказ

— Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найди слова-подтверждения в тексте.

— Как ты думаешь, что могло произойти дальше?

— Что даст ему встреча?

— Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

Источник

Познавательное и интересное