Рассказ я поздно понял какие отношения были у героя рассказа с его мамой
Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и веселым характером. Ее все любили. А она любила меня, для меня жила и работала. Рано овдовев, так и не вышла замуж. Я хорошо помню, как она в первый раз повела меня в школу. Мы с ней очень волновались. Во дворе школы было очень много взрослых, и все они держались за своих детей. Когда ребятам велели построиться в шеренгу, родители построились вместе с ними. Кудрявый учитель, улыбаясь, сказал: «Взрослые, отойдите, школьники пойдут в классы без вас». Мать, разжав мою руку, сказала: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина» — и подтолкнула меня. Но я очень быстро освоился в новой обстановке и заявил, что буду ходить в школу самостоятельно, и мать по телефону сказала подруге: «Он стал совсем взрослым, в школу ходит один и послал кошку к чертовой бабушке».
Помню, в четвертом классе одна девочка подарила мне живую черепаху. Мне никто никогда не дарил черепах, и я очень полюбил эту девочку. Я сделал ей из коры чернильницу в подарок, но она отдала эту чернильницу другой девочке, сказав, что это не чернильница, а «бузня». Дома я, не выдержав, разревелся и рассказал все матери. «Знаешь,— сказала она,— со мной однажды так же было. Это очень больно, и я тоже плакала, но я женщина, мне простительно, а ты мужчина, возьми себя в руки». Мне стало легче, и я сразу разлюбил эту капризную девчонку.
Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился, в свободное время мы ходили на лыжах, в театр, а по вечерам любили мечтать о будущем. Она мечтала, что у меня будет сильный характер, и что я буду писателем, а я о том, как буду иметь постоянный пропуск в кино.
Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили. Может быть, это случилось потому, что у меня появились новые товарищи, которым мне хотелось подражать, но я думаю, что сваливать все на товарищей не стоит. Мне было 16 лет, и кое-что я уже соображал.
Я стал вести самостоятельную жизнь. Это выражалось в том, что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в глаза. Однажды я, возвращаясь в три часа ночи, заметил около своих ворот маленькую фигурку матери. От стыда, что она не спит из-за меня, что сейчас она увидит, что я выпил, я прошел мимо, будто не узнал ее.
После десятилетки я в институт не попал, так как, ведя самостоятельный образ жизни, в сущности, не занимался. Я пошел работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку.
Однажды я заметил у нее на столике валидол, но я никогда не слышал, чтобы она жаловалась на сердце. Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя ее каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать.
Так прошел год, наступила весна, и мать стала уговаривать меня готовиться к экзаменам. Я понимал, что она права, но у меня было маловато воли. Наступил май. Встретил я его хорошо. Два дня праздника с компанией собирались у меня. Мама, все нам приготовив, уходила к подруге. Третьего я уехал с ребятами за город. Уез жая, забыл оставить матери записку, что не приду ночевать.
Пришел домой я четвертого после работы, но ее уже не застал: она умерла третьего вечером, когда в квартире никого не было.
С компанией, которая не нравилась моей матери, я сразу порвал. Настоящих друзей среди них не было, я это сделал без всякого сожаления. Не бросая работы, я стал готовиться к экзаменам и осенью, сдав все на пятерки, внезапно понял, что радость, которой не с кем поделиться, теряет свою прелесть.
На втором курсе я очень подружился с одним студентом. Олег был серьезным и добродушным парнем. Глядя на него, я думал, что он понравился бы моей маме. Воспитанник детдома, он сохранил только смутные вос поминания о своих родителях, которых потерял в ран нем детстве.
Обычно, когда мы сидели с Олегом у меня, я потом провожал его до метро. В этот вечер он сухо сказал: «Не провожай». Я чувствовал, что могу потерять друга. Больше всего в этот вечер мне хотелось услышать слова: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина».
Через неделю Олег подошел ко мне. «У меня к тебе просьба,— сказал он,— напиши все, что ты мне сказал.
Так, как рассказал, так и напиши. Твоя мама хотела, чтобы ты писал, попробуй для нее. »
Та, кому я посвятил этот рассказ, никогда его не прочтет и не узнает, что я всю жизнь буду стараться стать таким, как она хотела,— я взял себя в руки, ведь я — мужчина.
«Я поздно понял…»
Высылаю рассказ «Я поздно понял». Если пригодится, хорошо, если нет, то «никто с вас не спросит, никто не осудит». Этот рассказ храню с юных лет, иногда перечитываю. Был напечатан в журнале «Работница», автор — Елизавета Ауэрбах.
Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и весёлым характером. Её все любили. А она любила меня, для меня жила и работала. Рано овдовев, так и не вышла замуж. Я хорошо помню, как она в первый раз повела меня в школу. Мы с ней очень волновались. Во дворе школы было много взрослых, и все они держались за своих детей.
Когда ребятам велели построиться в шеренгу, родители построились вместе с ними. Кудрявый учитель, улыбаясь, сказал: «Взрослые, отойдите, школьники пойдут в классы без вас». Мать, разжав мою руку, сказала: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина» — и подтолкнула меня. Но я очень быстро освоился в новой обстановке и заявил, что буду ходить в школу самостоятельно, и мать по телефону сказала подруге: «Он стал совсем взрослым, в школу ходит один и послал кошку к чёртовой бабушке».
Помню, в четвёртом классе одна девочка подарила мне живую черепаху. Мне никто никогда не дарил черепах, и я очень полюбил эту девочку. Я сделал ей из коры чернильницу в подарок, но она отдала её другой девочке, сказав, что это не чернильница, а «бузня». Дома я, не выдержав, разревелся и рассказал всё матери. «Знаешь,— сказала она,— со мной однажды так же было. Это очень больно, и я тоже плакала. Но я женщина, мне простительно, а ты мужчина, возьми себя в руки». Мне стало легче, и я сразу разлюбил эту капризную девчонку.
Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился, в свободное время мы ходили на лыжах, в театр, а по вечерам любили мечтать о будущем. Она мечтала, что у меня будет сильный характер, и что я буду писателем, а я — о том, как буду иметь постоянный пропуск в кино.
Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили. Может быть, это случилось потому, что у меня появились новые товарищи, которым мне хотелось подражать, но я думаю, что сваливать всё на товарищей не стоит. Мне было 16 лет, и кое-что я уже соображал. Я стал вести самостоятельную жизнь. Это выражалось в том, что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в глаза.
Однажды я, возвращаясь в три часа ночи, заметил около своих ворот маленькую фигурку матери. От стыда, что она не спит из-за меня, что сейчас она увидит, что я выпил, я прошёл мимо, будто не узнал её.
После десятилетки я в институт не попал, так как, ведя самостоятельный образ жизни, в сущности, не занимался. Пошёл работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку. Однажды я заметил у неё на столике валидол, но никогда не слышал, чтобы она жаловалась на сердце. Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя её каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать.
Так прошёл год, наступила весна, и мать стала уговаривать меня готовиться к экзаменам. Я понимал, что она права, но у меня было маловато воли.
Наступил май. Встретил я его хорошо. Два дня праздника с компанией собирались у меня. Мама, всё нам приготовив, уходила к подруге. Третьего я уехал с ребятами за город. Уезжая, забыл оставить матери записку, что не приду ночевать.
Пришёл домой я четвёртого после работы, но её уже не застал: она умерла третьего вечером, когда в квартире никого не было…
С компанией, которая не нравилась моей матери, я сразу порвал. Настоящих друзей среди них не было, я это сделал без всякого сожаления. Не бросая работы, я стал готовиться к экзаменам и осенью. Сдав всё на пятерки, внезапно понял, что радость, которой не с кем поделиться, теряет свою прелесть.
Обычно, когда мы сидели с Олегом у меня, я потом провожал его до метро. В этот вечер он сухо сказал: «Не провожай». Я чувствовал, что могу потерять друга. Больше всего в этот вечер мне хотелось услышать слова: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина».
Через неделю Олег подошёл ко мне. «У меня к тебе просьба, — сказал он, — напиши всё, что ты мне сказал. Так, как рассказал, так и напиши. Твоя мама хотела, чтобы ты писал, попробуй для неё…».
Та, кому я посвятил этот рассказ, никогда его не прочтёт и не узнает, что я всю жизнь буду стараться стать таким, как она хотела. Я взял себя в руки, ведь я — мужчина.
Маргарита Степановна Удод, Полтавская обл.
Урок развития речи. Текст Е.Ауэрбаха «Я поздно понял»
Конспект урока развития речи по теме: Текст Е.Ауэрбаха «Я поздно понял»
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Текст Е.Ауэрбаха «Я поздно понял»»
Тема: Урок развития речи. Текст Е.Ауэрбаха «Я поздно понял. »
а) образовательные:формирование знаний, умений и навыков вдумчивого выразительного чтения и умения анализировать прочитанное, находить основную мысль текста
в)воспитательные:осуществлять нравственное воспитание обучающихся,
формировать моральные качества, прививать любовь и уважительное отношение к матери, а также к окружающим людям, вызывать у обучающихся положительные эмоции
Тип урока: урок формирования знаний, умений, навыков
Методы и формы проведения урока: интерактивный, беседа, диалог, рассказ
Межпредметные связи: казахский, англиский языки, этика
Оборудование, наглядный материал: интерактивная доска, слайды, тексты, кластеры
Мобилизация внимания обучающихся, создание мотивации к действиям на уроке, настрой на позитивные мысли.
Кто для вас является самым близким и дорогим человеком в вашей жизни?
Кто-то назвал папу-главным человеком в своей жизни, кто-то бабушку с дедушкой, но большинство из вас назвали маму.
Сегодня мы посвятим наш урок самому дорогому человеку во всех поколениях – Маме.
Лексическая тема: «Мы будем вечно прославлять
ту женщину, чьё имя – Мать!»
Девиз урока: «Люди! Братья мои!
Берегите своих матерей!
Человеку даётся однажды!»
1) Выразительное чтение студентами стихотворений о маме
2) Составление ассоциативного ряда (кластеров) со словом «Мама»
— Мы каждый день произносим слово «Мама». Какие ассоциации у вас возникают, когда мы произносим это слово? Какая у вас мама?
Самый светлый, самый добрый, самый,самый. человек;
Человек, который дал нам жизнь;
Любит, заботится о нас, переживает, помогает.
Встречает нас с уроков вкусным обедом;
Раньше всех встает, позже всех ложится;
Понимающий меня человек.
нежная добрая заботливая
любящая Мама отзывчивая
красивая бескорыстная любимая
3) Как вы обращаетесь к своим мамам?(мама, мамочка, мамуля, маменька, матушка. )
Дагестанский поэт Расул Гамзатов писал:
По-русски – мама, по-грузински – нана,а по-аварски –ласково баба.
Как же на других языках звучит слово «мама»?(на казахском: ана, анашым, апа, апатайым. ; на английском:mother…, на французском – maman, итальянском – mamma, румынском –mama, испанском –mama…)
Какой вывод можно сделать? (Во всех языках слово «мама» звучит похоже и имеет общий слог «ма»)
4) Как вы относитесь к своим мамам? Не обижаете ли вы их порой? Что мы должны сделать, чтобы глаза, душа, сердце матери всегда светились добротой, спокойствием, счастьем и красотой?
На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня. Перед вами рассказ Е. Ауэрбаха о своей матери и о себе. Послушайте внимательно.
1) Чтение рассказа «Я поздно понял…»
(Перед студентами отпечатанные тексты)
2)Беседа по содержанию текста:
Кто является героем рассказа?
Кто воспитывал мальчика?
Какой была мама героя?
Что произошло с мальчиком после 9 класса?
Какие события произошли в мае?
Почему умерла мама героя?
Какое решение принял юноша после смерти матери?
Какой вывод сделал наш герой?
Как вы думаете, можно ли быть уверенным в том, что в жизни юноши больше не будет плохих поступков? Почему?
— Парень, с которым подружился наш герой, назвал его подлецом. Как вы понимаете это слово? Согласны ли вы с его оценкой?
Подлый – арам, іші арам, арам ниет
В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое толкование этого слова: подлец – подлый человек, негодяй,низкий в нравственном отношении,бесчестный; человек, совершивший подлый поступок.
Определение лексического значения слова «подлец» методом ассоциации. Составление кластеров.
Урок литературы по рассказу Е.Ауэрбах «Я поздно понял»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Педагогический дебют-2018
ПЕТРОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Атлашевская СОШ»
Чебоксарского района
Эпиграф к уроку:
«Есть на свете прекраснейшее
существо, у которого мы всегда в долгу,
— это мать».
Тема урока:
«Берегите, люди, Матерей!»
( По рассказу Е.Б.Ауэрбах
«Я поздно понял…»).
Петрова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Атлашевская СОШ»
Чебоксарского района
Мама! Самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.
И сколько бы ни было нам лет – пять или пятьдесят, нам всегда нужна мать, её ласка, её взгляд.
Елизавета Борисовна Ауэрбах (31 июля 1912 – 28 июля 1995) — советская актриса театра и кино, эстрады, писательница. Народная артистка РСФСР (1991). С детства мечтала стать режиссером и поступила на режиссерский факультет театрального техникума. После второго курса её приглашают во вспомогательный состав МХАТа. На этой сцене Ауэрбах более 25 лет, преимущественно эпизодические роли.
После войны начала писать рассказы, юморески. Выступления с ними в концертах пользовались большим успехом. Поэтому с 1962 г. Ауэрбах, оставив театр, стала актрисой и автором миниатюр на эстраде.
Кроме того, актриса много выступала в школах, устраивая как бы дополнительный урок, на котором читала детям и классику, и собственные рассказы.
Умерла 28 июля 1995 года. Похоронена на Введенском кладбище.
Лю́двиг ван Бетхо́вен
Соната «Расставание»
Вопросы к рассказу Е.Ауэрбах
«Я поздно понял…»
В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое толкование этого слова:
подлец – подлый человек, негодяй,низкий в нравственном отношении, бесчестный; человек, совершивший подлый поступок
Составление синквейна к слову
мама.
доброта любовь
нежность счастье
радость улыбка
спокойствие
опора
мудрость
беспокойство
поддержка теплота
Пословицы
Материнская молитва со дня моря вынимает.
2.Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
БЕРЕГИТЕ СВОИХ МАТЕРЕЙ!
Берегите своих матерей,
Уважайте, цените, лелейте,
Окружайте любовью своей,
И душою, и сердцем болейте…
Не забудьте, что где-то вас ждут.
Приезжайте, почаще звоните,
Даже несколько скромных минут,
Не жалея в душе, подарите.
Берегите своих матерей,
Успевайте, пока они рядом,
Относитесь, как можно теплей-
Ничего им другого не надо…
В пятой заповеди Божия сказано:
«Чти отца своего и матерь твою
да благо ти будет,
и долголетен будеше на земле».
(«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы
тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле»)
Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь.
Почитать родителей значит: уважать их авторитет, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех.
Написать небольшое сочинение-рассуждение «Признание маме», в котором вы ответите на такой вопрос:
О чем заставил меня задуматься рассказ Е. Ауэрбах «Я поздно понял»?
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Самарских студентов будет учить робот
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки России выделит до 600 млн рублей для проведения научных проектов мирового уровня
Время чтения: 1 минута
Условленные жесты облегчили дистанционное обучение студентов по видеосвязи
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сочинение-рассуждение «Я поздно понял»
Омарова Б.З.
3 базовый уровень
сш № 11 пос. Достык Алакольский район Алматинская область
Тема урока : Сочинение – рассуждение на морально – нравственную тему «Я поздно понял»
Критерии успеха: анализируют художественный текст, письменно высказывают собственные рассуждения
Критерии оценивания : умение последовательно и грамотно излагать на письме свои мысли;
умение аргументировать и доказывать своё мнение, отвечать на проблемные вопросы;
3.Вызов Постер- «Ценности»
4.Этап «Чтение и осмысление»
5.Первичное закрепление по критическим вопросам
6. Усвоение понятий.
7. Работа с памяткой «Жизненных правил».
8. Работа с цитатами.
11. Рефлексия» (на стикерах)
Приветствие учащихся, позитивный настрой
Чтение рассказа, усвоение
Проверяет подготовку к уроку, позитивный настрой
Сообщает цели и задачи урока
Деление на группы : Милосердие, Нравственность
раздаю номерки для маршрутного листа (№1,2,3,4,5)
— Нам сегодня предстоит интересная работа: написать сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему, поэтому сначала давайте выясним, какие же нравственные ценности вы считаете главными, определяющими?
Составьте постер «Мои главные нравственные ценности».
Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.
Коллективное чтение рассказа Ауэрбаха из цикла «Маленькие рассказы» (раздатка №1)
Перед вами вопросы (раздатка №2)– прочитайте их, обдумайте ответы, обсудите в группе
Просмотр слайдов: Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
Составьте памятку «Жизненных правил», используя ключевые слова на карточках, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.
(раздатка №3- ключевые слова для памятки)
– Прочитайте цитаты (раздатка №4). Обдумайте их.
Используйте их в своей последующей работе.
А сейчас перед вами задача – написать «Письмо маме» от лица главного героя, так если бы его мама выжила и лежит в больнице- в реанимации. Какие слова и чувства захотел бы герой посвятить своей маме? Порассуждайте, обдумайте и напишите.
Оценивание по маршрутному листу
Главным для меня на уроке было, то …
Теперь я буду знать, что…
Меня огорчило то, что…
Напишите на стикерах свои отзывы
Готовятся к уроку, психологический настрой
Пишут дату, знакомятся с целью урока (слайд 1)
Делятся на пары и группу
Работают в паре и в группе, составляют постер
«Мои главные нравственные ценности».
Любовь, честь, долг, ответственность, свобода, достоинство.
Защита постеров спикерами.
Прослушивание текста, осмысление, усвоение
Ответы учащихся по маршрутному листу
Работают в группе над составлением памятки
«Жизненных правил». Используют ключевые слова из ресурсов №3
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
2. Умейте видеть достоинства людей, цените их.
3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.
4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
Соответствие (сравнить) со слайдом –«Памятка»
8. Работа с цитатами.
9. Пишут письмо маме от лица главного героя.
Пишут отзывы на стикерах
Раздаточный материал № 1
Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и веселым характером. Ее все любили. А она любила меня, для меня жила и работала. Рано овдовев, так и не вышла замуж. Я хорошо помню, как она в первый раз повела меня в школу. Мы с ней очень волновались. Во дворе школы было очень много взрослых, и все они держались за своих детей. Когда ребятам велели построиться в шеренгу, родители построились вместе с ними. Кудрявый учитель, улыбаясь, сказал: «Взрослые, отойдите, школьники пойдут в классы без вас». Мать, разжав мою руку, сказала: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина» — и подтолкнула меня. Но я очень быстро освоился в новой обстановке и заявил, что буду ходить в школу самостоятельно, и мать по телефону сказала подруге: «Он стал совсем взрослым, в школу ходит один и послал кошку к чертовой бабушке».
Помню, в четвертом классе одна девочка подарила мне живую черепаху. Мне никто никогда не дарил черепах, и я очень полюбил эту девочку. Я сделал ей из коры чернильницу в подарок, но она отдала эту чернильницу другой девочке, сказав, что это не чернильница, а «бузня». Дома я, не выдержав, разревелся и рассказал все матери. «Знаешь,— сказала она,— со мной однажды так же было. Это очень больно, и я тоже плакала, но я женщина, мне простительно, а ты мужчина, возьми себя в руки». Мне стало легче, и я сразу разлюбил эту капризную девчонку.
Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился, в свободное время мы ходили на лыжах, в театр, а по вечерам любили мечтать о будущем. Она мечтала, что у меня будет сильный характер, и что я буду писателем, а я о том, как буду иметь постоянный пропуск в кино.
Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили. Может быть, это случилось потому, что у меня появились новые товарищи, которым мне хотелось подражать, но я думаю, что сваливать все на товарищей не стоит. Мне было 16 лет, и кое-что я уже соображал.
Я стал вести самостоятельную жизнь. Это выражалось в том, что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в глаза. Однажды я, возвращаясь в три часа ночи, заметил около своих ворот маленькую фигурку матери. От стыда, что она не спит из-за меня, что сейчас она увидит, что я выпил, я прошел мимо, будто не узнал ее.
После десятилетки я в институт не попал, так как, ведя самостоятельный образ жизни, в сущности, не занимался. Я пошел работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку.
Однажды я заметил у нее на столике валидол, но я никогда не слышал, чтобы она жаловалась на сердце. Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя ее каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать.
Так прошел год, наступила весна, и мать стала уговаривать меня готовиться к экзаменам. Я понимал, что она права, но у меня было маловато воли. Наступил май. Встретил я его хорошо. Два дня праздника с компанией собирались у меня. Мама, все нам приготовив, уходила к подруге. Третьего я уехал с ребятами за город. Уезжая, забыл оставить матери записку, что не приду ночевать.
Пришел домой я четвертого после работы, но ее уже не застал: она умерла третьего вечером, когда в квартире никого не было.
С компанией, которая не нравилась моей матери, я сразу порвал. Настоящих друзей среди них не было, я это сделал без всякого сожаления. Не бросая работы, я стал готовиться к экзаменам и осенью, сдав все на пятерки, внезапно понял, что радость, которой не с кем поделиться, теряет свою прелесть.
На втором курсе я очень подружился с одним студентом. Олег был серьезным и добродушным парнем. Глядя на него, я думал, что он понравился бы моей маме. Воспитанник детдома, он сохранил только смутные воспоминания о своих родителях, которых потерял в раннем детстве.
Обычно, когда мы сидели с Олегом у меня, я потом провожал его до метро. В этот вечер он сухо сказал: «Не провожай». Я чувствовал, что могу потерять друга. Больше всего в этот вечер мне хотелось услышать слова: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина».
Через неделю Олег подошел ко мне. «У меня к тебе просьба,— сказал он,— напиши все, что ты мне сказал.
Так, как рассказал, так и напиши. Твоя мама хотела, чтобы ты писал, попробуй для нее. »
Та, кому я посвятил этот рассказ, никогда его не прочтет и не узнает, что я всю жизнь буду стараться стать таким, как она хотела,— я взял себя в руки, ведь я — мужчина.
Е. Ауэрбах из цикла «Маленькие рассказы»
Раздаточный материал № 2
-О чём же этот рассказ?
-Какие проблемы поднимает автор в произведении?
-О чём предлагает задуматься? О чём порассуждать?
-Как вы думаете называется рассказ? Рассказ называется …
-Как вы понимаете значение милосердие?
— Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
-В чем оно проявляется? Примеры.
— В чем причины людского равнодушия и невнимания?
— Можно ли воспитать милосердие в себе?
— Какие выводы из рассказа для себя сделали вы
-Нужно ли старшеклассникам читать такие произведения и почему?
-Какое чувство вызывает у вас конец рассказа?
— А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие»-…
-О чём же этот рассказ?
-Какие проблемы поднимает автор в произведении?
-О чём предлагает задуматься? О чём порассуждать?
Раздаточный материал №3
Памятка «Жизненных правил».
1. Любите окружающих вас …
3. Научитесь прощать людям их …
4. Учитесь ставить себя на место …
5. Не стесняйтесь проявить свое …
6. Старайтесь прийти на …
7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните …
Раздаточный материал №4
– Прочитайте цитаты. Обдумайте их. Объясните их значение :
1.Законы природы начертаны в сердце каждого человека-ответ о причинах
людских поступков скрывается только в человеческом сердце. (Де Сад)
2.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим. (Д.С.Лихачёв)
3.И от огня любви житейское страданье уносится, как мимолётный дым…( Вл. Соловьёв)
4.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие. (Л.Н.Толстой)
5.Тревожьтесь обо мне пристрастно и глубоко.
Не стойте в стороне, когда мне одиноко.
Желайте мне добра и рядом и не рядом ( Е.Евтушенко)