Рассказ юмористический чехова короткий очень короткий

Сказки

Смешные рассказы Антона Чехова

Сборник самых смешных рассказов [ 1 ] русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904).

Пересолил (1885 г.) 9,8

Землемер приехал на станцию «Гнилушки». До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать – сорок. Землемер с трудом нашел возницу, который взялся доставить его до усадьбы — здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти. Вечерело. Дорога до усадьбы проходила через темный лес. Вдруг, возница повернул в сторону. «Куда же это он меня повез? — подумал землемер. — наверняка к своим сообщникам, чтобы ограбить!».

Ах, зубы! (1886 г.) 9,5

У любителя сценических искусств сильно болят зубы. Бросая все он мчится к зубному врачу. Но там его ждет огромная очередь.

Глупый француз (1886 г.) 9,5

Француз зашел в московский ресторан и видит русского, который поедает огромную гору блинов. «Этот человек хочет умереть! Нельзя безнаказанно съесть такую массу! Да, да, он хочет умереть. Это видно по его грустному лицу.» — думает француз.

Орден (1884 г.) 9,3

Учителя пригласили в гости к купцу, у которого две молодые симпатичные дочки. Чтобы добавить себе значимости, учитель одолжил у своего друга, военного, орден. И вот, надев чужой орден, учитель отправился в гости.

На охоте (1884 г.) 9,2

Дядя, страстный охотник, повел племянника на охоту в своем имении. — «Но ведь я, дядюшка, и ружья-то держать путем не умею!» — протестовал племянник. — «Пустяки. Приучайся. Ну, смотри же. Чуть только зверь — пли. «.

Смерть чиновника (1883 г.) 9,2

Чиновник, во время спектакля, случайно чихнул на впереди сидящего генерала.

Драма (1887 г.) 9,1

К известному писателю пришла дама, которая написала драму и просит прочитать её и высказать свое мнение. Писатель не хочет тратить время на это, но не может отказать женщине. Дама начинает нудно и долго читать свое произведение, а писатель размышляет о том, как побыстрее выпутаться из этой ситуации.

Маска (1884 г.) 9,1

Во время бала-маскарада, в единственное тихое места клуба — библиотеку, ввалилась шумная компания.

Оратор (1886 г.) 9,1

Умер важный чиновник. Запойкина, который обладает редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи, попросили выступить на похоронах.

Беззащитное существо (1887 г.) 9,0

К руководителю коммерческого банка пришла просительница и жалуется, что ее мужа незаконно уволили из военно-медицинского ведомства. Женщина постоянно твердит: «Я слабая, беззащитная».

Дипломат (1885 г.) 9,0

Неожиданно умерла жена чиновника. Надо уведомить мужа. Полковнику Писареву доверили это деликатное дело: «Только вы, голубчик, не сразу, не оглоушьте, а то как бы и с ним чего не случилось. Болезненный. Вы подготовьте его сначала, а потом уж. «

Добрый немец (1887 г.) 9,0 18+

Муж неожиданно возвращается из командировки к молодой жене.

Юбилей (1892 г., небольшая пьеса) 9,0

Коллектив коммерческого банка готовится к юбилею. В это время появляется просительница и жалуется, что ее мужа незаконно уволили из военно-медицинского ведомства.

(сюжет пьесы близок к сюжету рассказа Беззащитное существо (1887 г.))

На даче (1886 г.) 8,9

Женатый, немолодой мужчина получил письмо с признанием в любви от таинственной незнакомки, которая приглашает его на свидание. Идти или не идти на свидание.

Открытие (1886 г.) 8,9

Успешный инженер случайно обнаружил у себя талант художника и стал размышлять, как сложилась бы его жизнь, если бы он выявил этот дар в молодые годы.

Произведение искусства (1886 г.) 8,9
Свадьба (1890 г., небольшая пьеса) 8,9
Невидимые миру слезы (1884 г.) 8,8

Загулявшая компания мужчин заглянула, поздно ночью, к одному из них перекусить. Но вот беда, ключ от шкафа и погреба у спяшей жены.

Пассажир 1-го класса (1886 г.) 8,8

Два пассажира первого класса разговорились о славе и известности.

Сирена (1887 г.) 8,8

После заседания мирового суда судьи собрались в совещательной комнате. Все изрядно проголодались и один из судей заговорил о том, как хорошо вкусно поесть.

Примечания

↑ 1) Сборник составлен по рейтингу рассказов, разработанному редакцией Dslov.ru (МАХ 🏆 10 ).

Другие сборники рассказов Антона Чехова:

↑ 2) (1858 – 1889) — русский художник, родной брат писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904).

Источник

Топ 10 самых коротких рассказов А.П. Чехова

Рассказы Антона Павловича Чехова не спутать с рассказами других авторов – в них он, прежде всего, делает акцент на чертах характера героев и их окружающей жизни. Набором, казалось бы, незаметных черт, автору удавалось подчеркнуть особенности персонажей, и привлечь внимание к их внутреннему миру. В своих рассказах Чехов поднимал самые разные темы, но о себе он не любил писать. Давайте вместе узнаем, какие рассказы у Чехова самые короткие, и с удовольствием прочитаем их.

Чехов сказал: «Краткость — сестра таланта», и в этой подборке рассказов мы понимаем – действительно, чтобы передать смысл и поведать о чем-то – ни к чему использовать длинные предложения.

10. Вверх по лестнице

В своих рассказах Чехов всегда точно изобличает людей, их истинную сущность, положительные и отрицательные качества. Многие рассказы помогают читателям жить в нашем сложном мире.

В рассказе «Вверх по лестнице» затронута одна проблема – в наше время статус человека значит довольно много. Если человек занимает высокую должность, то с ним уважительно обращаются. Читатель познакомится с Долбоносовым – это человек высокого статуса, а Щепоткин не относится к высокому чину, с которым привык общаться Долбоносов.

Но когда читатель узнает, что Щепоткин раньше был учителем у семьи Долбоносова, то поменяет к нему свое отношение.

9. Визитные карточки

Короткий рассказ Чехова, в котором он высмеивает дурной обычай рассылать свои визитные карточки. Кстати, визитки уже существовали в XIX веке. Писатель создает целую галерею смешных фамилий «своих» вымышленных знакомых. В этом рассказе нет непредсказуемого сюжета, но, тем не менее, смысл и юмористический подтекст в рассказе заложен. Вполне возможно, что рассказ захочется прочитать несколько раз.

8. Делец

В произведении Антона Павловича Чехова рассказывается о маленьком мальчике, который родился слепым. Но у человека есть и другие физиологические восприятия – он слеп, но у него очень хорошо развиты остальные чувства.

Мальчик обучился игре на фортепиано и даже, будучи еще маленьким, встретил свою будущую жену. Счастливая судьба не обошла стороной этого мальчика, однажды у него родился сын с хорошим зрением.

7. О бренности

Рассказ занимает всего две страницы, однако в них Чехов заложил очень глубокую мысль. Советник Семен Петрович садится за стол, ожидая подачу блинов. В доме празднуют масленицу. Перед советником Подтыкиным расстилается целая картина: семга, икра и т. д. У Подтыкина уже потекли слюнки, и он хотел поскорее приступить к трапезе…

6. Нечто серьёзное

Рассказ Чехова был написан в 1885 году. О чем он? На вопрос о том, о чем говорится в рассказе, самым лучшим ответом будет: «Ввиду пересмотра «Уложения о наказаниях» не мешало бы кстати внести в него статьи…» Впервые был опубликован в журнале «Осколки». Шутливый рассказ, который обязательно должен прочитать каждый.

5. Беседа пьяного с трезвым чёртом

В рассказе Чехова читатель познакомится с такими героями, как черт с тяжелой судьбой и пьяный чиновник. Черт пришел к чиновнику и начал жаловаться на свою жизнь, в том числе на людей. Создание ада рассказывает, что раньше людей можно было с легкостью увести от правильного пути, и их легко было можно обмануть, а сейчас они стали такими, что сами кого хочешь обманут! Черт понравился чиновнику Лахматову, он даже решил его оставить у себя, вот только на утро черт исчез.

4. Глупый француз

Чехов был врачом, поэтому неудивительно, что в своем коротком рассказе «Глупый француз» он высмеивает такую тему, как обжорство. Француз – это клоун, работающий в цирке, он заходит позавтракать в трактир, обычно он есть очень мало, и этот раз – не исключение.

За соседним столиком он видит благообразного господина, который уплетает блины – один за другим. Потом он выпивает водку, затем принимается за семгу и снова за блины! Рассказ Чехова подойдет для чтения тем, кто любит посмеяться.

3. Дачники

Рассказ был написан в 1885 году. История о двух молодоженах – Саше и Варе. Они живут за городом, наслаждаются компанией друг друга, тишиной и одиночеством, природой. Но понятие счастья у молодоженов разное: Варя не обращает внимание на бытовые моменты, ей больше нравится наслаждаться природой, пейзажами и нахождением рядом любимого человека.

Сашу же беспокоит бытовое: ужин, горячие руки жены. Несмотря на разные приступы счастья, герои счастливы. Но однажды к ним приезжают гости и их привычный мир рушится…

2. Жизнь в вопросах и восклицаниях

«Жизнь в вопросах и восклицаниях» – рассказ, написанный Чеховым в молодые годы. Автор описывает в нем жизненные этапы человека, начиная с самого рождения. Рассказ очень реалистичный, читатель думает: «А ведь так и есть», держа в руках произведение Антона Павловича.

Когда читаешь этот рассказ, то жизнь проносится перед глазами. Если не вдаваться в подробности и коротко сказать, о чем этот рассказ – он о жизни. Автор постарался описать жизнь во всех ее проявлениях.

1. Неудача

Чехов написал рассказ «Неудача» в 1886 году. Он был опубликован в журнале под названием «Осколки», вот только назывался он тогда по-другому: «Сорвалось!». В маленьком рассказе целая трагичная, но не лишенная иронии история.

Произведение заключается в том, что семья Пепловых ожидают застать врасплох учителя Щупкина, который объясняется в любви их дочери Наташеньке – самовлюбленной девице.

Герои этой трагикомедии – люди необразованные, но пытаются рассуждать о серьезных вещах. Родители Наташеньки любят свою дочь, но, кажется, хотят выдать ее замуж за кого попало. Но так кажется только на первый взгляд, ведь учитель для них – человек, занимающий высокий статус.

Источник

10 лучших коротких рассказов Антона Павловича Чехова

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Чехов – поистине мастер коротких рассказов. Основная черта большинства из них – яркие акценты на бытовой жизни и тонкостях взаимоотношений простых русских обывателей. Благодаря невероятной остроте слога, точно и ярко подобранным словам и речевым оборотам писателю удалось передать тонкие внутренние переживания главных героев и погрузить в нужную атмосферу. За весь свой творческий период Чехов написал немало рассказов, в большинстве своем – юмористических, но при этом наполненных грустными обрывками панорамы жизни в тогдашней России. Вашему вниманию подборка самых коротких и необычных из них.

Гений емких и коротких сюжетов: топ-10 самых небольших рассказов Антона Павловича Чехова

Номинация место Произведение рейтинг
Обзор самых небольших рассказов Чехова 1 75000 5.0
2 Баран и барышня 4.9
3 Беззаконие 4.8
4 Брак по расчету 4.7
5 Гриша 4.7
6 Толстый и тонкий 4.6
7 Смерть чиновника 4.5
8 Пересолил 4.5
9 Святая простота 4.5
10 Нервы 4.4

75000

Старая как мир история о предательстве и неверности. Но Чехову удалось облачить ее в такую ярко-трагичную обертку, что после прочтения остро ощущается боль тех, кто стал поневоле жертвой поведения главного героя. Два приятеля возвращаются домой, и рассуждают о том, как один из них проиграл деньги, данные женой для оплаты учебы ее младшей сестры.

Главный герой – Василий Иваныч – самоуверенный красавчик, мот и прелюбодей совсем не жалеет о своем поступке и беспокоится лишь о том, что его благоверная будет «всю ночь проповедь читать», когда он вернется домой. Придя домой, он узнает, что супруга выиграла в лотерею 75000 рублей по билету, подаренному бывшим возлюбленным (товарищем Василия): она радуется, что теперь муж перестанет быть таким беспорядочным, кутежником, ведь, по ее мнению, только бедность толкала его на это.

Читайте также:  Рассказ про папу на немецком языке

Но Василий не слышит ее, у него в голове свои мысли. Стремглав он бежит к своей бывшей любовнице, отвергнувшей его из-за отсутствия у него денег, и отдает ей билет как старый подарок, который оказался ценным. А в это время другая сидит и смотрит в пустую шкатулку из-под билета заплаканными, почти обезумевшими глазами и понимает, кто украл деньги.

Баран и барышня

К чему может привести сытая жизнь, наполненная «смертельной скукой»? К тому, что тот, кто ее ведет, легко испортит жизнь другому. «Милостивый государь», проснувшийся от послеобеденного сна и не знающий, чем себя занять, принимает барышню из более низкого сословия, которая одето просто, «…даже очень просто». И из любопытства соглашается ее выслушать.

Скромная девушка сбивчиво и неловко объясняет, что пришла с просьбой дать ей билет «для бесплатного проезда на родину». Барышня рассказывает, что она небогата, а ей нужно срочно съездить в далекий Курск, где живут родители, поскольку она давно не была дома и получила письмо о том, что ее мать больна.

Милостивый государь, глядя на хорошенькую девушку, бестактно интересуется ее личной жизнью, семьей. Девушка, сконфуженная такими вопросами, вынуждена отвечать, в надежде получить желаемое. Барин поит ее чаем, беседует до самого вечера, а затем отправляет восвояси, заявив, что ему уже в театр пора. На вопрос девушки о том, смеет ли она надеяться на бесплатный билет, сообщает ей, что она перепутала подъезд, и «какой-то железнодорожник» живет рядом с ним. Попав, наконец, по назначению, барышня узнает, что полчаса назад тот уехал в столицу. Автор ярко показывает проблему «маленького человека» и его зависимость от людей «сильных», которые могут разрушить чужие жизни просто от скуки.

Беззаконие

Рассказ о том, как один дурной поступок может привести к настоящей душевной буре и, в то же время, стать причиной невероятно смешной истории. Главный ее виновник – коллежский асессор Мигуев, изменивший своей супруге с горничной. Однажды, совершая вечернюю прогулку около своей дачи, вспоминал он неприятный момент недельной давности, когда причина его «минутного увлечения» пригрозила ему тем, что расскажет все его жене и ребеночка их общего подбросит.

И вот Мигуев обнаруживает на своем крыльце узел с малышом. Испытывая ужас за свое положение, мнение окружающих и собственной супруги, он хватает ребенка и решается подбросить к другому крыльцу – купца Мелкина. Пока он идет к дому соседа, его одолевает целая буря мыслей, неожиданно перерастающих из низменных в благородные: асессор переживает о том, как будет расти его сын и в кого он превратится.

Результатом душевных терзаний становится твердое решение оставить ребенка себе. И вот Мигуев, преодолевая страх, вернулся домой, «направился к жене и стал перед ней на колени». Огорошив ее неожиданной новостью, главный герой выбегает из дому, решив дать ей время «прийти в чувство». А в это время мимо идет дворник и сообщает о том, что местная прачка оставила на крыльце асессора своего ребеночка и тот пропал. Мигуеву не остается ничего другого, кроме как сказать своей заплаканной и рассерженной супруге, что он пошутил.

Брак по расчету

Рассказ можно смело назвать тонкой насмешкой над человеческой алчностью, отягченной узколобостью окружающих и суровыми реалиями тогдашних взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В первой части мы попадаем на свадебный ужин в доме вдовы Мымриной. Нечаянно затеянный телефонистом разговор про электричество незаметно перетекает в тему приданого и брака по расчету. Жених, усмотрев в словах телефониста намек на свой финансовый интерес в браке, оскорбляется и прогоняет сконфуженного гостя прочь.

Вторая сцена – следующее утро. В переулке, где живет вдова, какой-то переполох. Повсюду летает пух, а взору окружающих предстает странная процессия: 2 городовых, жених, за ним – вдова Мымрина и невеста, а, точнее, уже жена Дашенька, дворник и толпа ребятишек. Оказывается, весь шум-гам из-за того, что «честного человека» обсчитали и вместо тысячи рублей приданого дали девятьсот. А жених, разозлившись, распорол тещину перину, выпустив пух в окно.

Но идущая следом невеста плачет не от обиды. Ее мать отвечает прохожим, что ей «Перины жалко! Три пуда!». Обе стороны, оказывается, стоят друг друга. После прочтения остается грустный и неприятный осадок от осознания гадостности человеческой натуры. Автору отлично ужалось передать идею «сделки с совестью».

Гриша

В этом маленьком увлекательном рассказе автору удалось умело показать психологию ребенка через комбинацию детского взгляда на вещи, людей и окружающий мир с мнением взрослого, в лице которого выступает читатель. Главная проблематика, которую Чехов затрагивает в рассказе, это бережное отношение к детству: актуальная как в 19-м веке, так и на сегодняшний день тема. К маленьким детям зачастую относятся как к неразумным существам, в них совершенно не видят личности.

Автор повествует об одном дне из жизни мальчика Гриши, который впервые отправился на прогулку в «большой» мир вместе со своей няней. Ребенок еще очень мал («родившийся два года и восемь месяцев тому назад») и с удивлением для себя узнает, что люди не бегают за кошками, не берут у других нянь апельсины, не боятся громко идущей шеренги солдат, а в гостях обнимаются и пьют, причем жуткую гадость (о чем он узнает благодаря тому, что нянька дает ему попробовать из своей рюмки).

Читатель же может составить свое собственное мнение. Например, о том, что няня к ребенку равнодушна и недобросовестно выполняет свои обязанности, отец не принимает участие в жизни сына: «для чего существует папа – неизвестно». Мама же не понимает поведение и состояние ребенка после первого дня вне дома: когда у него начинается жар от обилия впечатлений и попытки их переварить в голове во время сна, она дает сыну касторку.

Толстый и тонкий

В короткой истории автору удалось великолепно рассказать «о длинных вещах». Здесь отлично показана зависимость человека от занимаемого положения и связанное с этим стереотипное мышление (хотя и личность как таковая тоже играет свою роль). В повествовании речь идет о двух старинных друзьях детства, которые случайно встречаются на вокзале спустя много лет. С помощью оригинальных словесных штрихов Чехов мастерски передает суть происходящего, используя метафоры, постоянные сравнения и пр.

«Тонкий» (Порфирий) и «Толстый» (Михаил) оказываются представителями совершенно разных социальных слоев. Порфирий – коллежский асессор, а Михаил дослужился до тайного советника – высшей государственной должности. Узнав о чине своего старого друга, Тонкий буквально меняется на глазах: «съежился, сгорбился, сузился». Толстый по-прежнему обращается к другу, а тот начал раболепствовать, чем вызвал у Толстого раздражение и тошнотворное ощущение.

Чехов с присущим ему тонким юмором высмеивает неприятных ему людей, которые пресмыкаются перед высокой должностью. Осмеиваемый в рассказе маленький чиновник раболепствует перед старым другом тогда, когда его никто и ничто к этому не вынуждает. Здесь остро показан мир «тонкого» человека с рабской психологией.

Смерть чиновника

Рассказ считается одним из ранних в творчестве писателя. Автору удается (впрочем, как всегда) передать главную мысль посредством простой и короткой истории. В центре этого сюжета – мелкий чиновник Червяков, который, будучи на театральном представлении, случайно чихает на голову сидящему впереди генералу. На почве произошедшего конфуза у мелкого чиновника появляется мысль о том, что надо обязательно извиниться. Это он и делает, наклонившись вперед к генералу.

После этого с главным персонажем начинает происходить нечто невообразимое. Его не покидает чувство тревоги, в голове появляется целый рой мыслей, он находится в постоянном замешательстве. А ведь для этого нет совершенно никаких причин: представитель высокого ранга абсолютно не обиделся и спокойно принял извинение. Но чиновник не находит себе покоя. Он начинает преследовать генерала, приходя к нему на службу. В результате доводит того до бешенства и он с криком прогоняет Червякова, который приходит домой, ложится на диван и умирает.

Пересолил

В простом, на первый взгляд, сюжете прослеживается одна четкая линия: землемеру Смирнову необходимо добраться до усадьбы и для этого он нанимает на станции, куда прибыл, местного мужика Клима. Начинает смеркаться и перспектива 30 верст ехать в компании «здоровеннейшего мужика», который сворачивает в темный лес, а его лошадь уже бежит галопом, постепенно приводит чиновника в ужас. Он начинает рассказывать вознице о том, как он могуч («силы у меня, словно у быка»), что у него три пистолета и пр. Тут-то и начинается самое интересное.

Святая простота

Чехову удалось создать мастерски построенный диалог двух абсолютно не понимающих другу друга людей в лице сына Александра – успешного столичного адвоката и отца Саввы – настоятеля церкви в небольшом городке. Автору удалось четко показать ту социальную пропасть, которая разделяет преуспевающую интеллигенцию Москвы и прозябающую, ограниченную провинциальность.

Поднимается здесь и острая нравственная проблема: сын, живущий разнообразными интересами столицы, невероятно преуспевающий юрист – абсолютно равнодушен к своему престарелому отцу. Однажды приехав в родную губернию по делам, он не считает нужным проведать отца, которого не видел «лет 12-15». Вместо этого он посещает местный театр, в котором скупает от скуки все билеты, потратив громадную сумму в 300 рублей: просто чтобы спектакль состоялся для него.

Александр – из совершенно чуждого его отцу мира. Он стоит выше многих людей, как в материальном, так и в моральном аспекте. Когда отец, не веря в озвученные сыном, по его мнению, фантастические заработки, спрашивает, за что сын получает такие громадные деньги, получает удивляющий его ответ: «за талант». Чехов стремился показать читателю в этом рассказе (без намека на морализаторство) ненормальность «простительного» с точки зрения многих, абсолютно безразличного отношения сына к судьбе отца.

Нервы

Пусть и маленький, а, все же, шедевр русского писателя. Чехову удалось создать мистический, таинственный и при этом невероятно комичный сюжет. Главный его персонаж – архитектор Ваксин – возвращается вечером домой после званого ужина, где проводился спиритический сеанс, а, точнее, были лишь разговоры о спиритизме, погребенных заживо и пр. Ваксин даже сам делал попытку вызвать дух своего умершего дяди.

Впечатленный этим событием, главный герой, отходя ко сну, никак не может успокоиться: ему все время что-то мерещится во тьме, слышатся звуки и пр. Ваксин – самодостаточный, успешный, женатый мужчина. Тем комичнее выглядит вся ситуация: его страхи выглядят очень нелепо, но до того забавно, что главный герой кажется очаровательным. Ничего предосудительного в его поведении нет и то, как он пытается придумать причину для того, чтобы вызвать гувернантку и не оставаться в комнате одному, выглядит невероятно смешно.

В итоге доходит до того, что Ваксин чуть ли не вламывается к гувернантке и, когда она засыпает, тихонько входит в комнату и ложится в уголке на сундук. Там, свернутым в калачик его и обнаруживает ранним утром супруга, уезжавшая к Троице.

Источник

Особенности поэтики комического в произведениях А. П. Чехова

«Смех сквозь слезы» в ранних рассказах писателя

Мягкий и грустный юмор – это характерная черта практически всех произведений Чехова. Проявилась она уже в его ранних рассказах.

Например, знаменитый рассказ «Лошадиная фамилия», который заставляет читателя искреннее смеяться, наблюдая, как нерадивый отец семейства вместе со всеми домочадцами пытается разгадать «лошадиную фамилию» зубного врача. Однако даже за этой веселой сценой стоит некоторая авторская грусть: люди впустую проводят свое время, интересуясь не человеком, а только его нелепой фамилией.

То же самое мы встречаем в рассказе «Смерть чиновника». В нем передается судьба мелкого чиновника Червякова, совершившего оплошность (чихнувшего в театре на лысину генерала) и умершего от переживаний по этому поводу. Сама атмосфера рассказа юмористическая, но в конце произведения читатель испытывает чувство горечи: главный герой умирает от собственного страха, причины которого на самом деле ничтожны.

Читайте также:  Сказки которые написал маршак

Самые смешные рассказы Чехова Антона Павловича

Пересолил (1885 г.) 9,8

Землемер приехал на станцию «Гнилушки». До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать—сорок. Землемер с трудом нашел возницу, который взялся доставить его до усадьбы — здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти. Вечерело. Дорога до усадьбы проходила через темный лес. Вдруг, возница повернул в сторону. «Куда же это он меня повез? — подумал землемер. — наверняка к своим сообщникам, чтобы ограбить!»…

Ах, зубы! (1886 г.) 9,5

У любителя сценических искусств сильно болят зубы. Бросая все он мчится к зубному врачу. Но там его ждет огромная очередь…

Глупый француз (1886 г.) 9,5

Француз зашел в московский ресторан и видит русского, который поедает огромную гору блинов. «Этот человек хочет умереть! Нельзя безнаказанно съесть такую массу! Да, да, он хочет умереть. Это видно по его грустному лицу.» — думает француз…

Орден (1884 г.) 9,3

Учителя пригласили в гости к купцу, у которого две молодые симпатичные дочки. Чтобы добавить себе значимости, учитель одолжил у своего друга, военного, орден. И вот, надев чужой орден, учитель отправился в гости…

На охоте (1884 г.) 9,2

Дядя, страстный охотник, повел племянника на охоту в своем имении. — «Но ведь я, дядюшка, и ружья-то держать путем не умею!» — протестовал племянник. — «Пустяки… Приучайся… Ну, смотри же. Чуть только зверь — пли. »…

Смерть чиновника (1883 г.) 9,2

Чиновник, во время спектакля, случайно чихнул на впереди сидящего генерала…

Драма (1887 г.) 9,1

К известному писателю пришла дама, которая написала драму и просит прочитать её и высказать свое мнение. Писатель не хочет тратить время на это, но не может отказать женщине. Дама начинает нудно и долго читать свое произведение, а писатель размышляет о том, как побыстрее выпутаться из этой ситуации…

Маска (1884 г.) 9,1

Во время бала-маскарада, в единственное тихое места клуба — библиотеку, ввалилась шумная компания…

Оратор (1886 г.) 9,1

Умер важный чиновник. Запойкина, который обладает редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи, попросили выступить на похоронах…

Беззащитное существо (1887 г.) 9,0

К руководителю коммерческого банка пришла просительница и жалуется, что ее мужа незаконно уволили из военно-медицинского ведомства. Женщина постоянно твердит: «Я слабая, беззащитная»…

Дипломат (1885 г.) 9,0

Неожиданно умерла жена чиновника. Надо уведомить мужа. Полковнику Писареву доверили это деликатное дело: «Только вы, голубчик, не сразу, не оглоушьте, а то как бы и с ним чего не случилось. Болезненный. Вы подготовьте его сначала, а потом уж…»

Добрый немец (1887 г.) 9,0 18+

Муж неожиданно возвращается из командировки к молодой жене…

Юбилей (1892 г., небольшая пьеса) 9,0

Коллектив коммерческого банка готовится к юбилею. В это время появляется просительница и жалуется, что ее мужа незаконно уволили из военно-медицинского ведомства…

(сюжет пьесы близок к сюжету рассказа Беззащитное существо (1887 г.))

На даче (1886 г.) 8,9

Женатый, немолодой мужчина получил письмо с признанием в любви от таинственной незнакомки, которая приглашает его на свидание. Идти или не идти на свидание?…

Открытие (1886 г.) 8,9

Успешный инженер случайно обнаружил у себя талант художника и стал размышлять, как сложилась бы его жизнь, если бы он выявил этот дар в молодые годы…

Произведение искусства (1886 г.) 8,9

Доктор получил в подарок, от пациента, канделябр старой бронзы, художественной работы, украшенный обнаженными женскими фигурами. Такой подарок нельзя оставить в кабинете, куда приходят люди, а выкинуть жалко …

Свадьба (1890 г., небольшая пьеса) 8,9

Готовятся к свадьбе. Одна проблема — не нашли генерала. А что за свадьба без генерала? …

Невидимые миру слезы (1884 г.) 8,8

Загулявшая компания мужчин заглянула, поздно ночью, к одному из них перекусить. Но вот беда, ключ от шкафа и погреба у спяшей жены…

Пассажир 1-го класса (1886 г.) 8,8

Два пассажира первого класса разговорились о славе и известности…

Сирена (1887 г.) 8,8

После заседания мирового суда судьи собрались в совещательной комнате. Все изрядно проголодались и один из судей заговорил о том, как хорошо вкусно поесть…

Смешное и грустное как отражение несовершенства человеческого мира

Смешное в рассказах Чехова всегда стоит на первом плане, а грустное прячется за этим фасадом. Так происходит в не менее известном рассказе «Хамелеон». Главный его герой отдает диаметрально противоположные приказания насчет маленькой собачонки, доставляющей прохожим неудобства, в зависимости от предположений людей из толпы, кому принадлежит эта собачка: человеку бедному или богатому и знатному. Подобострастие «хамелеона» вызывает у читателей искренний смех, однако это тоже смех сквозь слезы. Ведь многие люди ведут себя также двулично, подобострастно и лживо.

Похожую сцену наблюдаем и в рассказе «Толстый и тонкий». Случайная встреча двух товарищей, учившихся когда-то вместе в гимназии, на первых порах выглядит весьма душевно, пока речь не заходит о служебном положении «тонкого» и «толстого» господина. Оказывается, что «толстый» товарищ занимает пост гораздо выше «тонкого». После того, как это обстоятельство выясняется, никакой душевный разговор уже невозможен. Прежние приятели расходятся друг с другом, потому что в мире фальши и ложной славы они не могут общаться на равных. Читатели этого рассказа не могут сдержать улыбки, при изучении такой сцены, однако, это улыбка грустная.

Те же коллизии сюжета встречаем в рассказе «Злоумышленник». Читатели прекрасно понимают, что мужичок, снимавший гайки с железнодорожного полотна, чтобы с их помощью ловить рыбу, вовсе не является опасным преступником. Сцена его допроса выглядит смешно. Однако читатель смеется и жалеет этого безграмотного героя, который может сильно пострадать за свое вынужденное невежество. В этом рассказе проявилась еще одна характерная черта чеховских произведений: в них очень часто говорится о том, что люди из интеллигенции, обладающие властью и имеющие образование, не готовы слушать и понимать то, чем живет простой народ. Сословия разделяет пропасть, мешающая человеческим взаимоотношениям.

Особенности поэтики комического в произведениях А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов — один из величайших русских писателей-классиков.

Свои произведения он начал писать рано, еще в юности. Сотрудничая в юмористических журналах и газетной периодике, Чехов самим фактом этого сотрудничества был поставлен в условия много- и скорописания. Анекдоты, «мелочишки», подписи к рисункам, пародии, шуточные объявления, забавные календари, комическая реклама, юмористические задачки, комические новеллы, сатирические рассказы — работа молодого писателя была чрезвычайно интенсивна и жанрово разнообразна [3, с.56]. Вначале это были просто зарисовки с натуры, которые постепенно становились все серьезнее, глубже, приобретали общественное значение. Например, рассказ «Смерть чиновника», относящийся к раннему периоду творчества Чехова, — это уже не просто насмешка, это сатира.

Каковы же приёмы юмористического изображения жизни в малой прозе Чехова? Обычно различают комизм характеров, комизм сюжета и в связи с сюжетом — положений, в какие попадают герои произведения, комизм портретов, комизм речи, имён, фамилий, комизм в описании окружающей обстановки.

Чехов пользовался всеми этими компонентами: в его произведениях вызывают смех и сюжет, и характеры героев, и их портреты и речь. Но, необходимо отметить, что комизм Чехова не был гневным смехом, суровым приговором над современной общественной жизнью: скорее это была добродушная, снисходительная усмешка над маленькими, заурядными людьми, которые казались писателю не только смешными, но одновременно слабыми и жалкими.

Чеховский смех был предельно демократичен. Этот демократизм — в его всепроникающем характере (жизнь человеческая — от рождения до смерти — находит в лице Чехова своего обстоятельного исследователя); в его всеохватности (писатель подмечает комические стороны жизни практически всех социальных групп России); в легкости его восприятия.

Демократизм чеховского смеха предопределил и особенность его поэтики. Введя читателя в мир повседневности, мир обыденных забот «среднего человека», который был в сущности главным героем Чехова, писатель прибегает к «поэтике бесконечно малых величий» [1,с.98]. Эта поэтика — и в интересе к мелочам, подробностям жизни; и в пристальном внимании к деталям, характеризующим состояние героя, его действия; и в самом интересе к рядовому, ничем не выдающемуся эпизоду жизни. Все то, что происходит в комических произведениях Чехова, порождено, как правило, не столько исключительными обстоятельствами, сколько естественным ходом событий.

Отношение героя с миром в комических произведениях Чехова сложны и разнообразны. Это разнообразие нашло свое отражение и в поэтике чеховских комических произведений: комическая новелла, сатирический рассказ, ироническая трагикомедия, показывают определенную эволюцию отношений героя с миром.

С эволюцией комического воспроизведения действительности связано и изменение жанровых привязанностей Чехова. Если в первый период творчества (до 1887г.) писатель тяготеет к комической новелле, то второй период (1887–1898гг.) можно соотнести с развитием сатирического рассказа, а третий (конец 90-х — начало 900-х гг.) — с жанром иронической трагикомедии [3, с.60]. Понятно, что такое разграничение не носит безусловного характера: сатирические рассказы, например, появляются из-под пера писателя и в первый период его деятельности, элементы иронической трагикомедии очевидны и в пьесе без названия, но в целом для комического творчества Чехова характерна именно такая эволюция. Нетрудно увидеть в этой смене жанров определенную закономерность: движение от комической маски к характеру связано с укрупнением повествования (новелла — рассказ — пьеса). Чехов идет от изображения эпизода к изображению жизни во всей ее многоплановости и разнохарактерности.

Определяя специфику поэтики комического в произведениях Чехова, мы в праве говорить об особой системе чеховского психологического комизма [3, с.72]. Система эта возникла не сразу, наиболее отчетливо ее черты проявились в 90-е гг. Однако контуры ее просматриваются уже в самом начале творчества писателя.

Отметим особенности этой системы. Во-первых, писатель постепенно отказывается от резких форм заострения, ориентируясь преимущественно на внешнее правдоподобия изображаемого. Во-вторых, ощутимо движение Чехова от изображения комической маски к изображению комического характера: происходит постепенное усиление психологического начала в создаваемых писателем образах. В-третьих, чеховское комическое повествование полифонично — комическое, лирическое и трагическое начала оказываются нерасчленимыми. В-четвертых, несложная фабула эпизода в чеховских произведениях вбирает в себя многообразие жизни. В-пятых, в комических произведениях писателя действует особый комический хронотоп [3, с.75].

Можно выделить по крайней мере четыре признака, характеризующих время и пространство в комических произведениях Чехова независимо от их жанра. Это, во-первых, пространственно-временная ограниченность происходящего (предельная локализация места в комической новелле, сатирическом рассказе, в иронической трагикомедии). Герой не просто замкнут в определенное пространство, он не ощущает потребности в существовании за пределами очерченного круга. Предельная локализация времени и пространства и порождает, в частности емкость детали: отказавшись от развернутого воспроизведения картин, Чехов чрезвычайно уплотнил художественное время.

Во-вторых, для чеховского комического хронотопа характерно движение героя от эпизода к эпизоду (в новелле, как правило, эпизодом все исчерпывается; в рассказах и пьесах мы видим систему эпизодов, в пределах каждого из которых герой ведет себя исчерпывающе).

В-третьих, для комических произведений Чехова существенным и господствующим является хронотопический ряд бытового времени. Этот ряд развернут и детализирован. Персонажи в нем показаны в поступках, в действии, в произносимом слове. Бытовое время — это и время переживаний, и время состояний. В соответствии с канонами комического повествования оно всегда интенсивно: время организует и пространство эпизода, и героя в этом пространстве. Господство бытового времени — это и господство бытового пространства. Чеховские произведения удивительно кинематографичны, если иметь в виду интерьер каждого эпизода. Комические персонажи у Чехова действуют, как правило, в хорошо знакомой им обстановке, где стандартные атрибуты выполняют роль ориентиров. Недаром многие комические новеллы начинаются с описания места действия.

Читайте также:  Рассказ тургенева муму почему герасим ушел в деревню

В-четвертых, комический чеховский хронотоп — это и наличие бытийного времени автора. И хотя это время чаще всего намечено лишь пунктирно, мы ощущаем постоянное стремление писателя раздвинуть перед героями границы мира, их окружающего, дать почувствовать безмерность пространства, ощутить необходимую каждому человеку связь времен. Отсутствие у героя желания «прорваться» и питает чеховскую иронию. Бытийное время автора возникает как альтернатива господствующему принципу повседневности: «так заведено», «так положено». Наиболее явственно оно в пьесах и сатирических рассказах, но биение его ощутимо и в новеллах, где за пределами описываемого эпизода угадывается безмерное пространство жизни [3,с.83].

В пределах хронотопической комической общности произведений Чехова можно выделить и жанровую специфику каждого из них. Так, в комической новелле господствует хронотопический ряд переживаний героя, в сатирическом рассказе — ряд событий, в иронической трагикомедии — ряд судьбы. Существование этих рядов предопределено главным для Чехова — стремлением писателя соотнести нравственное состояние героя и нравственность мира, в котором он живет и который он творит.

Чехов, автор комических произведений, хорошо понимал, что условия, в которые поставлена человеческая личность, может изменить только сам человек, неустанная работа его души, и прилагал все усилия, чтобы заставить эту душу активно работать. В том числе — и с помощью смеха.

Успех Чехова–драматурга в значительной мере был подготовлен рядом характерных особенностей его художественного метода, которые в своем логическом развитии означали предельное сближение повествовательного творчества с драматургическим.

Строгая объективность, решительный отказ от иллюзорности идеологических концепций и дали возможность Чехову сделать существенный вклад в развитие реалистического искусства [1, с.480].

В центре произведений Чехова оказывается теперь простой, внезапно прозревший человек, начавший великую переоценку привычных ценностей. Он хочет немногого — всего лишь удовлетворения своих элементарных человеческих стремлений [1, с.482].

Непримиримый конфликт человека с нравственными, социальными и политическими основами буржуазного строя вырастал в конфликт всемирно-исторического значения. [1, с.484].

Принципиальные идейно-творческие задачи, которые решал Чехов, определяли характерные особенности его художественной системы. Так мы приходим к истокам новаторской художественной структуры чеховской прозы. Отказ от внешне-событийного сюжетного построения, перенесение внимания на духовный мир героя — все это было прямым следствием основного открытия Чехова. Здесь же следует искать глубинные истоки емкой лаконичности чеховского стиля. Ему нужно было показать сущность тех процессов, которые происходили в сознании его современников, а он видел ее именно в ломке устоявшихся представлений. Писатель стремился к тому, чтобы запечатлеть кризисное, переломное состояние героев. Лаконичность, сочетаемая с глубокой внутренней напряженностью и драматизмом повествования, способствовала реализации этой основной задачи Чехова.

Новаторство Чехова-драматурга имеет те же истоки. В основе его тот же конфликт человека с господствующим социальным строем, имея в виду не особые острые ситуации, а враждебность человеку повседневного, обычного течения жизни. Отсюда такие особенности чеховской драматургии как «внутреннее действие» или «подводное течение», особая структура речи персонажей с ее неизменным подтекстом, — всем тем, что помогает Чехову подниматься от прозы убогого будничного существования к высокой поэзии философских лирических размышлений.

Герои чеховских пьес понимают друг друга даже когда молчат или не слушают своих собеседников, или говорят о жаре в Африке и о том, что Бальзак венчался в Бердичеве.

Этот особый характер театральной речи, когда люди говорят как бы не в унисон и отвечают не столько на реплики собеседников, сколько на внутренний ход собственных мыслей и все-таки понимают друг друга, именуется обычно «подводным течением» [2,с. 94].

Принципы и методы реалистического искусства, сложившиеся в прозе Чехова, параллельно разрабатывались им и в драматургии, к которой Чехов обратился с самых ранних шагов своей литературной деятельности. Его юношеская пьеса без названия — ровесница его первых прозаических опытов, а возможно, и предшествует им. Движение тем, эволюция метода изображения аналогичны (хотя, конечно, и не тождественны) тому, что мы видели в чеховской прозе. От общей картины жизни с ее неразберихой, с ее дрязгами и недоразумениями, с ее явными, бросающимися в глаза, и скрытыми, привычными, хроническими недугами, с тоской и недовольством людей, с их мечтами о будущем, надеждами на счастье — к ощущению того, что сроки приблизились, что будущее рядом, на пороге — таков путь и Чехова-прозаика и Чехова-драматурга [2,с. 71].

Однако важное отличие Чехова-драматурга заключается в том, что он начал с широких социально-психологических тем.

Основное художественное открытие Чехова привело его к существенному обновлению реалистических принципов типизации. Чехову принадлежат типические образы представителей тех или иных сословий и классов, которые не вызывают сомнений в их достоверности.

Разрабатывая этот метод реалистической типизации, Чехов имел возможность опираться на широкий опыт разночинно-демократической литературы 1860–1880-х годов. Особенно успешно, глубоко и своеобразно метод типизации конкретно-исторических социальных и социально-политических явлений был разработан Щедриным, Глебом Успенским и Карониным-Петропавловским. Принципиальное отличие чеховского метода подобной типизации состоит в широте, общечеловеческой значимости типизируемого явления [1,с. 490].

Глубокое знание театра, стремление способствовать его дальнейшему развитию в духе лучших традиций русского сценического реализма, с одной стороны, характерные особенности его художественного метода — с другой стороны, и явились тем творческим достоянием писателя, которое не только обеспечило успех первых серьезных шагов Чехова-драматурга, но и определило общее направление его новаторских исканий. Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей. Героям их, как правило, не везет ни в большом, ни в малом: все они в той или иной мере оказываются неудачниками. В «Чайке», например, пять историй неудачной любви, в «Вишневом саде» Епиходов с его несчастьями — олицетворение общей нескладности жизни, от которой страдают все герои.

На первый взгляд, драматургия Чехова представляет собой какой-то исторический парадокс. И в самом деле, в 1890–1900-е годы, в период наступления нового общественного подъема, когда в обществе назревало предчувствие «здоровой и сильной» бури, Чехов создает пьесы, в которых отсутствуют яркие героические характеры, сильные человеческие страсти, а люди теряют интерес к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе. Возникает вопрос: связана ли вообще драматургия Чехова с этим бурным, стремительным временем, в него ли погружены ее исторические корни? [5]

Известный знаток драматургии Чехова М. Н. Строева так отвечает на этот вопрос. «Драма Чехова выражает характерные особенности начинающегося на рубеже веков в России общественного пробуждения. Во-первых, это пробуждение становится массовым и вовлекает в себя самые широкие слои российского общества. Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию от столиц до провинциальных глубин. Во-вторых, это недовольство проявляется в скрытом и глухом брожении, еще не осознающем ни четких форм. Ни ясных путей борьбы. Тем не менее совершается неуклонное нарастание, сгущение этого недовольства. Оно копится, зреет, хотя до грозы еще далеко. В-третьих, в новую эпоху существенно изменяется само понимание героического: на смену героизму одиночек идет недовольство всех. Освободительные порывы становятся достоянием не только ярких, исключительных личностей, но и каждого здравомыслящего человека. В-четвертых, неудовлетворенность своим существованием эти люди начинают ощущать не только в исключительных случаях, а ежечасно и ежесекундно, в самих буднях жизни». [4, с.39]

Именно на этих общественных дрожжах, на новой исторической почве и вырастает «новая чеховская драма» со своими особенностями поэтики, нарушающими каноны классической русской и западноевропейской драмы:

1) Чехов создал новую форму реалистической драмы — предельно приближенной к жизни;

2) незавершенность конфликтов;

3) перенесение социального конфликта в бытовую психологическую сферу («драмы настроения»);

4) новые средства драматической выразительности (среди них и особые комические приемы);

5) отказ от многогероя;

6) новаторство на уровне жанра («Чайка» и «Вишневый сад» — это комедии, что не соответствует драматургической системе жанров). Чеховские пьесы, скорее, это трагикомедии.

От веселого смеха над несообразностями жизни в ранний период деятельности, от горестного удивления вопиющими несообразностями и алогизмами жизненного уклада в средний период — к ощущению необходимости и возможности перевернуть жизнь в последние годы XIX века и в первые годы XX столетия — такова последовательность и логика творческого развития Чехова, отразившие движение русской истории от периода реакции 1880-х годов к эпохе первой русской революции.

1. Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. — М., 1984.

2. Бялый Г. Чехов и русский реализм. Очерки. — Ленинград, Советский писатель, 1981.

3. Крайчик Л. Е. Поэтика комического в произведениях А. П. Чехова: монография / Л. Е. Крайчик; научн.ред.Б. Т. Удодов, 1986

4. Строева М. Н. Режиссерские изыскания Станиславского. М. 1973 г.

Наиболее известные рассказы

Чехов, сталкиваясь с несправедливостью и беспределом в современной жизни, тонко всё подмечал. Незатейливые сюжеты нашли отображение во многих его повествованиях. Среди них многим знакомы такие классические произведения:

Мягкая ирония с долей грусти встречается почти во всех произведениях писателя. Это заметно уже из ранних рассказов.

Дом с мезонином (1896)

В рассказе «Дом с мезонином» идет повествование от лица одного праздного художника, который гостил у своего приятеля – помещика Белокурова. Его жизнь была праздной – он гулял по аллеям, читал книги, созерцал окружающий мир и спал.

Однажды художник во время очередной своей прогулки ступил в незнакомую усадьбу, и, пройдя мимо дома с мезонином, увидел двух девушек. Они обе были бледные и тонкие, но одна из них была старше.

Позже, когда художник прогуливался с Белокуровым, он увидел, как к этому дому подъехала рессорная коляска, а в ней находилась одна из девушек…

Особенность художественных приемов Чехова

Особенность художественных приемов Чехова состоит в том, что в своих произведениях он умел невероятным образом связать в одно целое смешное и грустное.

Именно благодаря этому писатель невероятно тонко подчеркивал человеческие пороки, и с присущей ему простотой высмеивал их – прежде всего, для того, чтобы люди смогли посмотреть на себя и свое порой смехотворное поведение со стороны.

Трагические ситуации зачастую у Чехова скрываются под откровенно комическими картинами жизни и веселыми шутками.

Мастерство Чехова состоит в том, что он сначала заставляет читателей смеяться над своими персонажами и их нелепым поведением, а затем – осознавать весь трагизм сложившейся ситуации и возможно, узнавать в этих персонажах самих себя.

Дама с собачкой (1898)

Женатый банкир Дмитрий Гуров приезжает в Ялту отдохнуть, где знакомится с Анной – замужней привлекательной девушкой («Дамой с собачкой»).

Дмитрий уже давно не любит свою жену и заводит романы на стороне, он подумал, что отношения с Анной – также мимолетны, но она влюбляется в него.

Когда Дмитрий и Анна возвращаются к привычной жизни, то не могут забыть друг друга, поэтому Дмитрий едет в город, где она живет.

Влюбленные встречаются каждые 3 месяца в гостинице, но развестись им практически невозможно. Они страдают от двойной жизни, которую ведут, но не знают, каким образом можно все изменить…

Человек в футляре (1898)

Произведение «Человек в футляре» является первым рассказом «Маленькой трилогии» Чехова – цикла, включившего рассказы «О любви» и «Крыжовник». Рассказ строится на том, что два приятеля – ветеринарный врач и учитель, сидят в старом сарае и рассказывают друг другу истории.

Учитель Буркин рассказывает о Беликове – преподавателе той же гимназии, где он работает. Беликов боялся отклониться от нормы, он всю свою жизнь, казалось, прятал в футляр, во всем следовал правилам.

Беликов хотел жениться на Вареньке – сестре одного учителя гимназии, но ее брат нарисовал на него карикатуру, после чего Беликов очень оскорбился и передумал жениться.

Как-то раз Беликов увидел, как Варенька катается со своим братом на велосипедах, и счел сказать, что считает это неподобающим. Брат Вари спустил Беликова с лестницы, тот не смог пережить позора и умер со стыда…

Для справки: главную мысль высказал в конце истории друг Буркина.

Источник

Познавательное и интересное