Рассказ заставил меня задуматься чудесный доктор 6 класс

Сказки

Над чем заставляет задуматься рассказ «Чудесный доктор» Куприн?

Рассказ «Чудесный доктор» повествует о бедной семье, в которой накануне праздника Рождества произошло настоящее чудо. В семье было бедственное положение: не было денег, девочка тяжело болела. Но семье помог доктор, который случайно узнал о ее проблемах.

Данный рассказ учит, во-первых, быть добрым и милосердным по отношению к окружающим тебя людям. Кто-то действительно нуждается в поддержке. И если вам по силам ее оказать, то сделайте это. Потом на душе у вас будет светло и радостно.

Рассказ Куприна «Чудесный доктор» очень добрый и поучительный. В рассказе затронута тема добродушия и помощи попавшим в безвыходную ситуацию. Я так думаю рассказ заставляет задуматься о том, что есть на свете добрые и отзывчивые люди. Что не все так плохо, как казалось бы. Этот самый доктор словно ангел спустившийся с небес, чтобы помочь отчаявшемуся человеку. В рассказе описано сравнение двух влиятельных людей, которые отнеслись к одной беде по разному. Один злой и алчный начальник, который смог бы помочь, но этого не сделал. И профессор, который не просто помог, а можно сказать дал новый старт жизни целой семьи.

Рассказ «Чудесный доктор» заставляет задуматься о многом.

Это прежде всего, что иногда один незнакомец может резко изменить твою жизнь самым кардинальным образом. Мерцалов уже хотел свести счеты с жизнью, но тут ему встречается доктор, который круто меняет его жизнь и дает надежду на лучшее будущее.

Один из моих самых любимых рассказов А.И. Куприна. Совершенно святочная история, при том произошедшая на самом деле.

Именно взгляд на человека как на человека, личность, вне зависимости от его социального положения, волнует А.И. Куприна. И эту тему он затрагивает не только в рассказе «Чудесный доктор», но и во многих других, например, в рассказе «детский сад», также входящим в круг детского чтения.

Рассказ Александра Куприна «Чудесный доктор» повествует о том, как однажды Пирогов повстречал в парке совершенно отчаявшегося человека, у которого умирала дочь и помог ему и его семье абсолютно бескорыстно.

Также рассказ учит тому, что нужно уметь слушать людей, слышать их боль и страдания, а не реагировать лишь на первую их грубость.

И конечно же помогать нуждающимся людям, причем со всей скромностью. Без лишних нравоучений и хвастовства. Помощь должна быть чистой и искренней. Именно тогда она способна творить чудеса.

А еще рассказ учит быть благодарным. Мерцаловы не могли ничем отблагодарить доктора, кроме памяти. И они помнили, помнили всю жизнь чудесного доктора со слезами на глазах. Гришка называет его «святым человеком» даже будучи уже взрослым и состоятельным человеком, который давно забыл нужду, но не забыл доброту.

В рассказе Александра Куприна «Чудесный доктор» есть несколько моментов над которыми я задумалась.

Вначале рассказа я задумалась об огромной пропасти разделяющей жизнь бедных детей и богатой жизни. Мы ведь читаем о прилавках магазина, уставленных апельсинами, мандаринами, рыбой, окороками и другими вкусностями, о напряженных елках в домах откуда играет полька. А затем окунаемся в мир нищеты, грязная постель, постные щи, помойка во дворе и сырость.

Однако счастливый конец рассказа заставляет задуматься о том, что даже если кажется что выхода нет и лучше спокойно уснуть навсегда, бывают совершенно непредсказуемые случаи, которые могут перевернуть жизнь и поставить с ног на голову. Можно встретить такого замечательного человека как профессор Пирогов, который поможет найти этот выход.

Ну и конечно сам поступок доктора заставляет задуматься о том, что на свете есть люди, готовые бескорыстно помочь человеку, попавшему в трудную ситуацию.

Рассказ Куприна «Чудесный доктор» очень трогательный, поучительный. Он зачиавляет задуматься о своей жизни и отношению у близким.

Рассказ учит читателя состраданию, взаимопониманию.

В нем рассказывается о несчастной, бедной семье, которая отчаялась, ведь вся их жизнь кажется замкнутым кругом из которого нет выхода.

Но, неожиданно находится тот человек, который смог помочь им в трудную минуту, поддержать их.

Рассказ заставляет задуматься так же о том, что всегда нужно думать не только о себе, а так же о своих близких. Нельзя быть эгоистами, ставить свои интересы, проблемы и переживания выше интересов своих близких.

Прочитать рассказ куприна «Добрый доктор» нужно обязательно.

Читайте также:  Рассказ губарева путешествие на утреннюю звезду

Он о правде жизни, о бездушии и равнодушии, о страданиях и сострадании.

Автор показал жизнь бедной семьи, которую мучили голод и болезни.

И, казалось бы, нет выхода из такой ситуации, все идет по кругу, никто не замечает этих бедных людей, ничто не может поправить ситуацию.

Но в этот критический момент появляется совсем незнакомый человек, доктор, который поворачивает все события жизни этих людей в другое русло.

Рассказ учит быть стойкими и не сдаваться, делать все, что в силах и верить в себя и в Бога.

Он заставляет задуматься о доброте, сострадании и отзывчивости людей. Ведь доктор оказался настоящим героем, так как он спас от болезни совершенно незнакомую ему девочку из бедной семьи, до которой никому не было дела.

Слон.Рассказ Алесандра Ивановича куприна. Практически все школьники знают эту замечательную историю о том, как девочка заболела и захандрила и состояние её было ужасным, она попросила привести ей слона.Все домашние были в ужасе, но папа смог устроить это дело, хотя и потратил много денег. К девочке приходит слон, ои общаются, ужинают и девочка поправляется после этого.

Если говорить о главный героях рассказа, то это девочка Надя, доктор Михаил Петрович, папа девочки по имени Александр, мама девочки по имени Мария, слон Томми, есть ещё директор зверинца, который в произведении именуется просто- немец.

Итак, составим классический (дидактический) синквейн по рассказу Александра Ивановича Куприна «Куст сирени», руководствуясь принятыми для него общими правилами :

У меня получилось такая вот картина :

Заложила, купила, посадили

Попробуем посмотреть на ситуацию глазами конкретных персонажей рассказа «Чудесный доктор», описав его содержание сквозь призму личных чувств и ощущений.

В ту пору, когда нашу семью постигло несчастье по причине болезни отца, я был еще совсем юным мальчишкой. Помню, как мать в Святочную неделю отправила нас с братом Гришей в дом, где прежде служил отец, с письмом. Нас тогда не пустили в дом. Швейцар обругал нас и выгнал вон, а мне еще досталось от него по затылку, который долгое время сильно болел. Мы с Гришей брели по городу и залюбовавшись витриной с колбасой и апельсинами, даже на миг забыли о голоде. Однако, брат вскоре шепнул мне поторапливаться, и мы уже не обращая внимания на елки, которые сверкали из окон богачей, шли домой. Как же завоняло, когда мы приблизились к своему двору с домом, в подвале которого мы жили. Это совсем не напоминало тот праздник, что царил в городе. Спустившись в свою комнатенку, мы увидали несчастную мать и больную сестру, которая с каждой минутой слабела все больше. Мать дала нам с братом холодного борща, т.к. не было даже поленьев для растопки печки, и мы размазывая слезы на своих щеках, принялись за суп. Скоро пришел отец. Но его вид был таким несчастным, что все поняли о его напрасных хождениях по городу, отец снова не смог найти работы. Посидев немного, отец спешно собрался и убежал на улицу, крикнув, что пошел просить милостыню. Его не было очень долго, но возвращение отца превзошло все наши ожидания. Он пришел не один, а с каким-то незнакомцем, который начала резво раздавать нам команды. Мужчина потребовал показать ему больную Машутку, затем сделал ей горячий компресс. Гриша сбегал за дровами к соседям, а я раздувал самовар. Незнакомец что-то написал на бумажке и велел родителям сходить за лекарством в аптеку. После этого потрепал меня по щеке и попрощавшись со всеми ушел. Отец только и успел, что выбежать вслед за ним, спрашивая его имя. Но в ответ мы услыхали лишь старческий смешок. Чудесным образом, сестра скоро начала поправляться, отец нашел работу, а мы с братом стали гимназистами.

В моей семье не всегда были достаток и благополучие. Это сегодня муж имеет достойную работу, сыновья учатся в гимназии, старшая доченька поправилась, а я не езжу на другой конец города, чтобы взять белье в стирку. Был период, когда муж, заболев тифом, потерял работу, у нас умер ребенок, мы были вынуждены жить в ужасном месте, которое больше походило на подземелье, нежели на приличный дом. У нас совершенно не было денег не то, чтобы на празднование Рождества, но даже на дрова или еду, а моя грудная малютка кричала от голода, т.к. в моей груди не было ни капли молока для ее кормления. Мы с мужем всегда понимали друг друга без слов. И однажды, когда он придя домой обессиленный и опустошенный, сел на стул, я поняла, что работы он не нашел, и, видимо, наступил тот край нищеты, из которого нам никогда не вырваться. Как я могла успокоить детей, голодные взгляды которых пронзали все мое сердце и душу? Депрессия и опустошенность накатили на меня, я совершенно осталась без сил. Не знаю каким образом, но именно в самый пик нашего нищенства судьба столкнула моего мужа с чудесным человеком, имя которого мы узнали позднее. Это был доктор Пирогов, который увидав моего отчаявшегося супруга в парке, вызвался помочь нашей семье. Они приехали поздно вечером и переполошили весь дом. Доктор своим благодушием и сердечностью вдохнул в нас новую жизнь и веру на то, что все поправимо в жизни. Я благодарна судьбе за то, что она свела мою семью с таким сострадательным человеком, для которого нужды людей не пустой звук, и которые способны поделиться своим сердечным теплом с нуждающимся.

Читайте также:  Рассказ от лица домашнего животного 5 класс

Источник

Урок по литературе «Доброта и милосердие по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»

Разделы: Литература

Урок-размышление.

Цель урока: Понять, почему рассказ называется «Чудесный доктор». В чём чудо?

Задачи урока:

Предварительная работа:

Ход учебного занятия

I. Мотивационно-установочный этап

1. Вступительное слово учителя.

Мы временем умеем дорожить,
Часы бывают лишними едва ли.
И всадник друга ждет на перевале
не потому, что некуда спешить.

И ношу со спины того, кто хил
берет на спину человек прохожий
не потому, что слишком много сил
и он растратить их никак не может.

В морских волнах, в пороховом дыму
безвестный мальчик за святое дело
жизнь отдает совсем не потому,
что жить ему на свете надоело.

Ни у кого нет жизни запасной,
Как век ни долог — не хватает века,
Но все же люди жертвуют собой,
оправдывая званье человека.

Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» А.И.Куприна основан на реальных событиях, даже когда он вышел в первый раз в газете, в скобках было написано «истинное происшествие». Это мы узнаем в самом начале и в конце произведения. Данный рассказ Куприн услышал непосредственно от самого героя рассказа Гриши Мерцалова. В произведении говорится об известном докторе, который еще и был очень хорошим человеком, это Николай Пирогов. История произошла в 1867 году в Киеве, а написана Куприным была через 30 лет, т.е. в 1897 году.

Автор написал о человеке, который не желал славы, он хотел только помогать людям, которым так нужна помощь.

II. Объявление темы урока. Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор»

Совместное целеполагание. Попробуйте сформулировать цели урока.

Понять, почему рассказ называется «Чудесный доктор». В чём чудо?

1. Биографическая; лента времени
2. Историческая (святочный рассказ)
3. Интеллектуальная. (блефтур)
4. Литературоведческая (анализ эпизодов)
5. Художественная (вернисаж)
6. Исследовательская (кластер)
7. Рефлексивная

III Организационно-деятельностный этап

1. Биографическая остановка

“Добрый талант. ” Знакомство с писателем. А.И.Куприн жил в иное, чем мы, время, многое из которого безвозвратно ушло.Он открыто защищал слабых, воспевал святую любовь и бескорыстную дружбу, он учил быть лучше, красивее, благороднее даже в самых трудных житейских обстоятельствах. И не беда, что нет сегодня ни юнкеров, ни бродячих артистов, ни городовых, ни писцов в казённой палате. Ведь честность и ложь, отвага и трусость, благородство и низость по-прежнему ведут между собой непримиримую борьбу. И здесь добрым наставником и старшим другом нашим останется Александр Иванович Куприн.

Чтобы лучше понять рассказ, о котором мы будем говорить, вспомним четыре эпизода из его жизни по ЛЕНТЕ ЖИЗНИ

1877

1880

1894

1897

Сиротский пансион

Кадетский корпус

Ушёл в отставку

Напечатан рассказ

(рассказывают представители от каждой микрогруппы.)

2. Историческая остановка

Учитель. Рассказ «Чудесный доктор» относится к жанру «святочный рассказ».

В новогоднюю ночь и на Рождество мы зажигаем на елке. В момент Рождества Христова воссияла на небе Вифлеема звезда. И пришли на ее свет волхвы, и принесли подарки Младенцу. Потому исстари принято ходить на Рождество со звездой и дарить подарки. Самая тихая, самая светлая ночь в году – Рождественская.

Читайте также:  Рассказы про зиму для детей 3 класса на белорусском языке

По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

(Презентация: Жанр святочного рассказа. Индивидуальное сообщение.)

3. Интеллектуальная остановка

Интеллектуальная разминка. Блеф тур

4. Литературоведческая остановка

Рассказ «Чудесный доктор» — это одно из самых замечательных и трогательных произведений, который заставляет по-новому посмотреть на окружающий тебя мир и задуматься. Вот и сегодня мы перенесемся в 1867 год. (тысяча восемьсот шестьдесят седьмой) год по григорианскому календарю — не високосный год, начинающийся во вторник и посмотрим, какое чудо произошло тогда в заснеженном Киеве.

Выделение главных эпизодов рассказа (презентация работы группы):

Анализ эпизода «Мальчики у витрины магазина»

1. Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.

3. Какой мир они открыли для себя?.

4. Куда поспешили мальчики?

5. Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?

Совместный вывод. Куприн показал читателю, как жесток мир. Беззащитность детей и бездушие города. Сытость богатых и голод бедных. Рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюбленно-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.

Инсценирование отрывка «Безысходность» со слов «Мальчики молчали…» до слов «…разогреть-то нечем…» и обсуждение.

1. Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

2. Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он, по вашему мнению, этого не сделал?

3. Как случилось, что семья попала в беду?

4.. Как вы понимаете, что обозначает слово «милосердие»? Подберите к нему синонимы. (Милосердие — готовность помочь кому-нибудь).

Синонимы: милосердие, сострадание, человеколюбие, доброта.

Обсуждение эпизода встречи Мерцалова и пожилого незнакомца в парке.

1. Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?

2. Найдите портрет незнакомца

3. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора?

4. Что же произошло в парке?

Совместный вывод. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. И у него возникают мысли о самоубийстве. Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а проходящий мимо незнакомец остановился, присел рядом и внимательно выслушал отчаявшегося человека. И помог ему.

Обсуждение эпизода: Доктор принес в дом свет и надежду

Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.

1. Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?

2. Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?

3. Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?

Совместный вывод. Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.

Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.

Сообщение о Пирогове (индивидуальное задание).

5. Художественная остановка (вернисаж)

Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете? Какие краски использовал художник? Почему? Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?

6. Исследовательская остановка

(Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный).

— Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?

— Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? К чему он призывает нас?

Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Домашнее задание (на выбор)

Источник

Познавательное и интересное