Рассказ железная дорога что обещали крестьянам строителям

Сказки

Конспект урока на тему: «КАРТИНЫ ПОДНЕВОЛЬНОГО ТРУДА В СТИХОТВОРЕНИИ Н. А. НЕКРАСОВА «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»».

специалист в области арт-терапии

ТЕМА: Картины подневольного труда в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога».

Концепция : показать, что настоящим строителем железной дороги являлся не граф Клейнмихель, а многострадальный русский народ, пробудить сочувствие к голодным, обездоленным людям.

Цель: Проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова, определить его тему и идею.

Образовательные : Научить анализировать прочитанное:

— определять тему и идею произведения;

— выделять композиционные части;

— видеть средства художественной выразительности в тексте.

Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы; развивать чувство слова; развивать мышление; развивать внимание.

Воспитательные : Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда; воспитывать чувство сострадания к обездоленному народу, чувство гордости за его духовную силу.

Тип урока: Комбинированный.

Методы : частично-поисковый и репродуктивный

Формы : коллективная и индивидуальная

Методические приемы : чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, составление плана, эвристическая беседа.

Средства обучения : портрет Н.А.Некрасова, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с тестами.

Благослови же работу народную и научись мужика уважать.

«Сколько же ты вытерпел, русский народ?»

1. Организационный момент.

— Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с биографией Н.А.Некрасова, а сейчас мы обратимся к его замечательному стихотворению «Железная дорога»: окунемся в ту эпоху, когда писалось стихотворение, обратим внимание на построение произведения, художественные приемы, помогающие поэту нарисовать картину подневольного труда крестьян.

Тема урока: Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога».

Цель нашего урока : проанализировать это стихотворение, определить его тему и идею.

Главной темой своего творчества Николай Алексеевич Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году.

История создания стихотворения.

— Вам ни о чем не говорит дата: 1861 год? ( В этом году произошла отмена крепостного права)

19 февраля 1961г. Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право. Что же получили мужики от господ? Официально народ был освобожден, но от последствий многовекового рабства невозможно было избавиться сразу. Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.

Так какой же вывод мы можем сделать о реформе 1861 года? (Она освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков)

Некрасов считал, либеральные реформы Александра 2 обманом и высказал свое негативное отношение к реформам в таком стихотворении, как «Железная дорога». В этом стихотворении Некрасов воспроизводит картины строительства железной дороги между Петербургом и Москвой 1842-1852 гг. Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.
Все это припомнилось Н.А.Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.

Как вы думаете, почему? ( Он не мог забыть о несчастной судьбе тех крепостных людей, которые строили эту дорогу)

Стихотворение было опубликовано в 1865 году. Некрасов говорил, что, то было время надежд, которым не суждено было сбыться.

4. Чтение стихотворения учителем.

5. Проверка первичного восприятия стихотворения.

— Какие чувства на вас навеяло это стихотворение? (Грусть, обида, жалость)
— Почему вам было грустно ? (Потому что при строительстве железной дороги у крестьян были очень ужасные условия жизни, многие заболевали и умирали. Кроме того, их грабили десятники, секло начальство)

6. Работа с эпиграфом.

— Что предваряет текст стихотворения? ( Эпиграф.)
— В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога)
— Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)
На что настраивает нас эпиграф? Мы можем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? ( Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)
— Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? ( В стихотворении говорится, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой )
— Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.
— К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ)

— На сколько частей можно разделить стихотворение? ( На 4-е части)
— О чём говорится в первой части? (о неторопливом рассказе поэта о картинах осенней природы, мелькающей за окнами вагона)
— А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? (Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные ночи. Сравнения: лед словно тающий сахар, листья лежат, как ковер, выспаться можно около леса, как в мягкой постели)

(… Водит он армии; в море судами
Правит, в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей…)

— Какой художественный прием встретился нам здесь? ( Олицетворение)
— Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? ( Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили)
— Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание. Какие эпитеты использует поэт для описания белоруса? ( Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной…)
-Что мы видим в третьей части стихотворения? ( Спор поэта и генерала)
— Каковы взгляды генерала на народ? ( Он их называет варварами, диким скоплением пьяниц)
— Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ. А каков взгляд генерала на воспитание детей? ( Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу)
— А вы согласны с этим? ( Ребенка нужно готовить к жизни, поэтому он должен знать об обеих ее сторонах)
— О чём четвертая часть стихотворения? ( о картине завершения строительства. Гулянье, веселье народное)

Читайте также:  Рассказ об образе жизни древних славян

. Труды роковые кончены.

Мертвые в землю закрыты; больные

Скрыты в землянках.

– А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?

. С Богом, теперь по домам, – поздравляю!

Шапки долой – коли я говорю!

Бочку рабочим вина выставляю

– Что такое недоимки, почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.

. Все заносили десятники в книжку –

Брал ли на баню, лежал ли больной.

– Человек был болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это нормально? (Высказывания учащихся.)

– Картину ли радости мы видим в этой части? (Высказывания учащихся.) ( Мрачную картину, вызванную долготерпимостью крестьян, осуждением грабителей)

– Прав ли К. И. Чуковский, когда говорил, что «“Железная дорога” – есть. поэма о творческом народном труде».

— Определите размер ( 3-х ст. дактиль- трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на 3 слог )

Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Как мы увидели, главная мысль, пронизывающая все стихотворение, – мысль народная. Именно своими думами о народе делится Некрасов с молодым поколением, рассказывает о жизни простых людей вам.

Мы поняли, что болеет за свой народ поэт не случайно: доля его тяжела. Но поэт возмущен пассивностью, долготерпение народа

Однако Некрасов призывает «мужика уважать», особенно его труд, тяжелый, непосильный, изнурительный. Труд, как замечает Некрасов, тяжел, он уродует человека, но он необходим.

На примере строительства железной дороги Петербург – Москва можно понять, какая огромная работа произведена! И в то же время надо помнить, как велика цена преобразований в России! Труд завершен. Труд огромный, но созидательный, а не разрушительный. Поэтому и народ по праву следует назвать творцом, созидателем.

-О чём говорили на уроке?

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Какова тема стихотворения? (Тема: родины и судьбы народа- труженика ).

— Какова основная мысль стихотворения? ( Истинный строитель дороги

– Какой этап урока вызвал у вас особый интерес?

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Источник

Урок литературы по произведению Н.А. Некрасова «Железная дорога» на тему «Сколько же ты вытерпел, русский народ?»

Разделы: Литература

Концепция: показать, что настоящим строителем железной дороги являлся не граф Клейнмихель, а многострадальный русский народ, пробудить сочувствие к голодным, обездоленным людям.

Образовательные задачи:

— привести в систему ранее полученные сведения по творчеству Н.А.Некрасова;
— настроить учащихся на восприятие нового произведения;
— познакомить с текстом стихотворения Н.А.Некрасова через выразительное чтение учителем;
— проверить глубину эмоционального и содержательного восприятия стихотворения «Железная дорога»;
— выявить назначение эпиграфа и соотнести его с содержанием произведения;
— показать, как Н.А.Некрасов рисует многострадальный народ.

Развивающие задачи:

— развивать чувство слова;
— развивать мышление;
— развивать внимание.

Воспитательные:

— воспитывать чувство сострадания к обездоленному народу, чувство гордости за его духовную силу.

План-конспект

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач.

— Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с биографией Н.А.Некрасова, а сейчас мы обратимся к его замечательному стихотворению «Железная дорога»: окунемся в ту эпоху, когда писалось стихотворение, обратим внимание на построение произведения, художественные приемы, помогающие поэту нарисовать картину подневольного труда крестьян.

3. Вступительное слово учителя.

— Вам ни о чем не говорит дата: 1861 год? ( В этом году произошла отмена крепостного права)

19 февраля 1861 г. Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.

Так какой же вывод мы можем сделать о реформе 1861 года? (Она освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков)

Как вы думаете, почему? (Он не мог забыть о несчастной судьбе тех крепостных людей, которые строили эту дорогу)

4. Чтение стихотворения учителем.

5. Проверка первичного восприятия стихотворения.

— Какие чувства на вас навеяло это стихотворение? (Грусть, обида, жалость)
— Почему вам было грустно? (Потому что при строительстве железной дороги у крестьян были очень ужасные условия жизни, многие заболевали и умирали. Кроме того, их грабили десятники, секло начальство)

6. Работа с эпиграфом.

— Что же предваряет текст стихотворения? (Эпиграф)
— В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога)
— Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)
На что настраивает нас эпиграф? Мы можем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? ( Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)
— Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении говорится, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)
— Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.
— К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ)

7. Анализ стихотворения.

Читайте также:  Рассказ о российском спортсмене кратко

(… Водит он армии; в море судами
Правит, в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей…)

— Какой художественный прием встретился нам здесь? ( Олицетворение)
— Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? ( Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили)
— Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание. Какие эпитеты здесь используются? ( Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной…)
-А что мы видим в третьей части? ( Спор поэта и генерала)
— Каковы взгляды генерала на народ? ( Он их называет варварами, диким скоплением пьяниц)
— Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ. А каков взгляд генерала на воспитание детей? ( Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу)
— А вы согласны с этим? ( Ребенка нужно готовить к жизни, поэтому он должен знать об обеих ее сторонах)
— Что мы видим в четвертой части? ( Картину завершения строительства. Гулянье, веселье народное)
— Известно, что ученые-литературоведы расходятся в оценке позиции Н.А.Некрасова в последней части. Одни считают строфы, рисующие народное веселье, мрачными, потому что здесь поэт показывает готовность людей смиренно прощать своих закоренелых врагов. А другие литературоведы действительно видят веселье.
Давайте попытаемся найти ответ на вопрос в стихотворении.

…Труды роковые кончены…
Мертвые в землю закрыты; больные
Скрыты в землянках…

О чем свидетельствуют эти строки? (Мы видим, что труды окончены, но они повлекли за собой болезнь и смерть)
А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?

— А почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.

(…Все заносили десятники в книжку –
Брал ли на баню, лежал ли больной…)

— Человек был болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это справедливо? (Нет)
— Картину ли радости мы видим в этой части? (Мрачную картину, вызванную долготерпимостью крестьян, осуждением грабителей)

8. Обобщающая работа.

— Что вы сегодня нового узнали на уроке? Какой жизненный урок извлекли из знакомства с произведением Н.А.Некрасова «Железная дорога»?

9. Домашнее задание.

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Источник

Стихотворение и анализ «Железная дорога»

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

«Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие — в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные…

Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,

То сторонами бегут.

Слышишь ты пение. „В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда…

Всё претерпели мы, божий ратники,

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

Всё ли нас, бедных, добром поминаете

Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки Волги, с Оки,

С разных концов государства великого —

Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою.

Ты уж не маленький. Волосом рус,

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Высокорослый, больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно

Изо дня в день налегала весь век…

Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую

Он и теперь еще: тупо молчит

И механически ржавой лопатою

Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе».

В эту минуту свисток оглушительный

Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!

«Видел, папаша, я сон удивительный, —

Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители

Вдруг появились — и он мне сказал:

„Вот они — нашей дороги строители. “»

— Был я недавно в стонах Ватикана,

По Колизею две ночи бродил,

Видел я в Вене святого Стефана,

Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,

Логика ваша немножко дика.

Или для вас Аполлон Бельведерский

Хуже печного горшка?

Читайте также:  Прикольные музыкальные сказки на вечер встречи выпускников

Вот ваш народ — эти термы и бани,

Чудо искусства — он всё растаскал! —

«Я говорю не для вас, а для Вани…»

Но генерал возражать не давал:

— Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц.

Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали

Детское сердце грешно возмущать.

Вы бы ребенку теперь показали

Слушай, мой милый: труды роковые

Кончены — немец уж рельсы кладет.

Мертвые в землю зарыты; больные

Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…

Крепко затылки чесали они:

Каждый подрядчику должен остался,

Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —

Брал ли на баню, лежал ли больной:

„Может, и есть тут теперича лишку,

Да вот поди ты. “ Махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,

Толстый, присадистый, красный, как медь,

Едет подрядчик по линии в праздник,

Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…

Пот отирает купчина с лица

И говорит, подбоченясь картинно:

„Ладно… нешто… молодца. молодца.

С богом, теперь по домам, — проздравляю!

(Шапки долой — коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю

Кто-то „ура“ закричал. Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:

С песней десятники бочку катили…

Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком „ура!“ по дороге помчал…

Кажется, трудно отрадней картину

Краткое содержание

К. Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге. 1874

В сюжете поэмы участвуют три лица – непосредственно сам рассказчик (лирический герой), генерал и генеральский сынок по имени Ванечка. События развиваются в вагоне поезда. Произведение начинается с вопроса Вани, адресованного отцу генералу: «Кто построил эту железную дорогу?». Отец даёт ответ: «Дорога построена графом Клейнмихелем Петром Андреевичем». Лирический герой, искренне возмутившись столь несправедливым ответом генерала, начинает рассказывать Ванечке, как обстояли дела на самом деле.

Сначала герой описывает красоту осенней природы, родные края, пролегающие вдоль железной дороги. Пассажиры поезда любуются ковром из опавших листьев, неокрепшим льдом на реке и пр. Вокруг чувствуются природная благодать и спокойствие: поезд легко мчится по рельсам и «думает думу свою».

Затем начинается повествование о том, какими адскими трудами возводилось это железнодорожное полотно. Мы вместе с мальчиком Ваней узнаём о том, что на стройку сгоняли десятки тысяч бесправных крестьян из многих уголков страны. Рассказчик подробно описывает их адский труд в нечеловеческих условиях холода, голода, жестоких избиений и болезней. Телами строителей железной дороги устлан каждый километр рельсов.

Слушая страшный рассказ лирического героя, Ваня погружается в сон: ему снится, что тысячи мертвецов мчатся следом за поездом, заглядывая в окна. Во сне мальчик видит, как несчастные строители мучились от ветра, снега и дождя, как они страдали от цинги, ограблений ратников и пр. Ваня видит во сне мужчину, долбящего лопатой промёрзшую землю: его руки покрыты страшными язвами, он стоит по колени в воде, его волосы превратились в сплошной колтун.

Внезапно раздаётся паровозный гудок и мальчик пробуждается. Он передаёт отцу – генералу содержание своего сна. В ответ отец смеётся, говоря, что строители железной дороги были жалким сборищем пьяниц и варваров: они были нацелены не на строительство, а на разрушение. Генерал требует от лирического героя не пугать его сына, а показать светлую сторону происходящего. Рассказчик соглашается и продолжает повествование…

Наконец, строительство завершилось: умершие преданы земле, а подрядчики отправляются с окончательной проверкой. Тут выясняется, что каждый трудяга, возводивший железную дорогу, остаётся ещё и должником, а значит, ничего не получит за свою работу. При этом толстый подрядчик хвалит строителей, и «от души прощает» крестьянам их недоимки. В знак барской «щедрости» подрядчик дарит строителям бочонок вина, а строители рады и этому. Они уже готовы безропотно расходиться по домам.

История создания

Поэма была написана Некрасовым в 1864 г. История появления данного произведения связана со строительством в России первых железнодорожных путей. Рабочие – крестьяне, трудившиеся на возведении железных дорог, пребывали в нечеловеческих условиях: они голодали, болели, подвергались различным унижениям. О качестве их существования никто и не думал: единственной целью начальства было скорейшее завершение работ и максимальная экономия на строительстве. Переживания Некрасова по этому поводу заставили его взяться за перо.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру гражданской лирики, так как в нём нашли отражения реальные события действительности без каких-либо украшательств. Некрасов искренне скорбит о несправедливой жизни простого народа, осуждая жадных и жестоких начальников.

Произведение представляет собой литературное направление «реализм». Мы наблюдаем реальную жизнь тысяч крестьян, вынужденных из-за чудовищной бедности работать за копейки на подобных строительствах. При этом ещё и оставаться в должниках у начальства.

Поэма написана поэтическим трёхсложным размером – дактиль. Автор использовал разнообразные рифмы: точную, неточную, мужскую и женскую. Способ рифмы перекрёстный.

Композиция

Поэма включает в себя четыре выделенных части, которые связаны и представляют единение нескольких образов людей, путешествующих поездом – это рассказчик (лирический герой), генерал и его малолетний сынок Ваня. Композиция построена на принципе антитезы двух смысловых частей:

Образы и символы

В поэме Некрасов представил несколько смысловых образов:

Темы и настроение

В произведении Некрасов поднял три важных темы:

Настроенческий пафос произведения смешанный – это и ужас смерти, и непосильный труд и, одновременно, получение отличной железной дороги, по которой отныне проносятся поезда. К сожалению, немногие знают истинную цену железной дороги, которую русскому человеку пришлось заплатить.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем утверждении: без самоотверженного труда простого русского мужика в России не может быть создано ничего стоящего. Мы не имеем права забывать тех, благодаря труду которых можем ездить по железной дороге. Главная несправедливость состоит в том, что трудовые заслуги народных тружеников нагло приписывают себе различные начальники, подрядчики и прочие «господа». Помимо этого они ещё и крайне жестоко обращаются с людьми, результатами трудов которых активно пользуются.

Средства выразительности

Большое разнообразие выразительных средств помогает автору воссоздать правдивую действительность трагической судьбы бесправных железнодорожных строителей. Некрасов использует следующие тропы:

Источник

Познавательное и интересное