Краткое содержание «Живая шляпа»
Рассказ «Живая шляпа» Носова был написан в 1938 году. Это веселая сказка о двух мальчиках, которых очень испугала «живая» шляпа. В ходе сражения с ней выясняется, что под шляпой находился котенок, который и шевелил ее.
Для лучшей подготовки к уроку литературы во 2 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Живая шляпа» на нашем сайте. Пересказ книги пригодится и при работе над читательским дневником.
Главные герои
Вадик – хозяин квартиры, решительный и находчивый мальчик.
Вовка – лучший друг Вадика, осторожный, боязливый мальчик.
Другие персонажи
Васька – маленький котенок, оказавшийся под шляпой.
Краткое содержание
Лучшие друзья « Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки ». Мальчики услышали шум позади себя – это с комода упала на пол большая шляпа. Вовка подошел к комоду, чтобы положить шляпу на место, но неожиданно с громким криком вернулся на место. Он объяснил другу причину своего страха – шляпа то оказалось живой!
Вадик засомневался, и подошел к комоду, но вдруг « шляпа поползла прямо к нему ». Вадик не на шутку испугался, и быстро взобрался на диван. Следом за ним последовал и Вовка. Тем временем « шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась ». Друзья не выдержали, и побежали в кухню. От страха Вовка даже расплакался, и собирался пойти домой. Вадик предположил, что кто-то дергает шляпу за веревочку. Ребята вооружились клюшкой и лыжной палкой, и отправились в комнату на разведку.
Шляпа спокойно лежала на полу и не шевелилась. Вадик начал стучать клюшкой по полу, но шляпа никак на это не реагировала. Друзья осмелели, и принялись обстреливать ее картошкой. Когда одна из картофелин попала в цель, шляпа подпрыгнула, мяукнула, а после « из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил ».
Ребята облегченно вздохнули – оказалось, шляпа упала на котенка Ваську, который долгое время не мог выбраться на свободу. Вадик бросился обнимать котенка, а тот только жмурился от яркого света.
Заключение
Произведение Носова учит не теряться в неожиданных ситуациях, быть смелым, решительным, и решать проблемы своими силами. С любыми трудностями можно справиться, если действовать сообща.
После ознакомления с кратким пересказом «Живая шляпа» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Мне понравился рассказ живая шляпа потому что. Н.Носов «Живая шляпа
Сюжет
Вовка и Вадик сидели за столом, и были увлечены тем, что раскрашивали картинки. Вдруг послышался шум. Мальчики обернулись, и увидели на полу шляпу, которая упала с комода. Вовка поднялся, чтобы положить шляпу на место, но неожиданно с криком вернулся на место. Он сказал удивленному Вадику, что шляпа живая. Вадик засомневался, но друг предложил самому в этом убедиться.
Вадик приблизился к шляпе и принялся внимательно ее рассматривать. Вдруг шляпа зашевелилась и стала ползти в сторону мальчика. От страха Вадик запрыгнул на диван, а следом за ним и Вовка. Шляпа не отставала, и также направилась в сторону дивана. Друзья не на шутку испугались, и с криком выбежали из комнаты, закрыв за собой дверь.
Вовка уже не сдерживался, и плакал во весь голос. Он заявил, что уходит домой, потому что очень боится живой шляпы. Вадик предложил вооружиться клюшкой и проверить – может, кто-то дергает шляпу за веревочку. Вовке в качестве «оружия» досталась лыжная палка.
Мальчики зашли в комнату и увидели на полу шляпу, которая совершенно не двигалась. Вадик принялся стучать по полу клюшкой, но шляпа никак не реагировала. Вовка предложил кидать в нее картошку, и друзья принялись обстреливать ее. Когда Вадик попал в цель, шляпа неожиданно подскочила вверх, замяукала, и из-под нее выскочил котенок Васька.
Ребята очень обрадовались. Они поняли, что шляпа упала на котенка, который и заставлял ее двигаться. Вадик и Вовка бросились обнимать и целовать Ваську, который только жмурился от удовольствия и яркого света.
Анализ и основная мысль
Краткое содержание «Живой шляпы» для читательского дневника показывает, что главную мысль произведения можно выразить в пословице: у страха глаза велики. Больше всего пугает что-то странное, необъяснимое и неизведанное.
“Смерть Ермака” – краткое содержание думы К.Ф. Рылеева
Если бы ребята сразу заметили отсутствие котёнка, они бы поняли, что он находится под шляпой. Однако дети часто верят во что-то сверхъестественное: богатая фантазия ребёнка позволяет ему легко представить, что даже головной убор способен ожить.
Таким образом, произведение учит:
В сочинениях Николая Носова всегда очень ярко и красочно раскрывается тема детства. Читатель может с головой погрузиться в увлекательный детский мир, понять психологию ребёнка, все мысли и опасения детей — немного наивные, но искренние. Именно поэтому рассказы писателя так интересно читать и детям, и взрослым.
Отзыв
Понятно, почему испугались мальчики – они никогда раньше не сталкивались с чем-то необычным, и даже не предполагали, что шляпы могут шевелиться. Однако даже самым удивительным происшествиям всегда есть разумное объяснение, нужно только успокоиться и как следует поразмыслить над этим.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Живая шляпа.
Краткое содержание рассказа
«Живая шляпа» Носова начинается вполне обычно. Два мальчика сидят за столом и спокойно рисуют. Неподалеку, у комода, играет котенок. Вдруг герои слышат, как что-то шлепнулось на пол. Оказалось, с комода упала шляпа. Тоже обычное дело, но она вдруг зашевелилась, вызвав у ребят испуг. Они понимали, что неживой предмет сам по себе двигаться не может. Но шляпа ни с того ни с сего стала перемещаться по комнате. Мальчик, пришедший к товарищу в гости, даже хотел от страха убежать домой. Однако любопытство взяло верх, и герои решили узнать, что же все-таки происходит. Они стали бросать в шляпу картошку и вдруг услышали мяуканье. Произведение Носова «Живая шляпа» заканчивается весело: виновником страха друзей оказался безобидный котенок.
Урок «Герои рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа»
Урок литературного чтения во 2 классе. УМК «Школа России».
Тема: Герои рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа»
продолжение работы над рассказом Н.Носова «Живая шляпа» и создание условий для развития читательских навыков.
1.Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего
интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного
возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской
книгой, обладающего определённой начитанностью.
2. Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться
3. Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
• объяснительно – иллюстративного обучения;
• словесной продуктивной и творческой деятельности;
• педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
• информационно- коммуникативная технология.
учебник “Литературное чтение. 2 класс” авт. Климанова Л.Ф
презентация к уроку;
аудиозапись –2 отрывка из рассказа;
задачи урока (на карточках на доске);+МАГНИТЫ
портрет писателя Носова Н.Н.(на доске);
4 картинки к рассказу «Живая шляпа» (закрывают тему на доске)
ключевые слова к плану на доске и на каждой парте в конвертах-14 конвертов),
карточка «Чувства героев» на каждой парте (14 штук),
смайлики по 2 на 27 человек()
Этап урока | Содержание | Действия детей | Примечания |
1.Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Сегодня урок чтения у вас проведу я. Меня зовут Светлана Николаевна. Я рада знакомству с вами. — У меня сегодня прекрасное настроение. А какое у вас настроение ? Покажите | ПОКАЗЫВАЮТ СМАЙЛИК | Шляпа на мне Смайлики на партах заранее |
2. Мотивация | -Сегодня мне захотелось прийти к вам на урок в шляпе. Как вы думаете, почему? -Да, мы с вами продолжим работу над рассказом «Живая шляпа». -А кто автор рассказа? — Да, это Николай Николаевич Носов, который написал много интересных рассказов для детей. | Отвечают на вопросы | На доске заранее портрет Носова |
3.Определение темы | -На доске вы видите картинки. Что на них изображено? Кто это?( герои рассказа «Живая шляпа») -Назовите героев рассказа.( мальчики Вадик и Володя, котёнок) Мы сегодня будем говорить про кого? -Как вы думаете, какая у нас сегодня тема! (Герои рассказа Носова «Живая шляпа») | Картинки на доске закрывают тему. Потом я её открываю, а картинки сдвигаю вниз. |
Н. Носов «Живая шляпа». план-конспект урока по чтению
Тема: Н. Носов «Живая шляпа».
Сядьте правильно. Следите за осанкой.
Слушайте внимательно. Говорите правильно. Говорите слитно. Соблюдайте ударение.
2. Проверка домашняя задание.
Как называется рассказ, который мы читали с вами вчера?
Кто автор этого рассказа?
Давайте, проверим как вы читали.
Давайте, проверим как вы поняли рассказ.
На столе у вас конверт. Возьмите конверт. Достаньте картинки. Разложите картинки по сюжету рассказа (по порядку).
Сегодня мы постараемся охарактеризовать героев. Узнаем, о чем этот рассказ и чему он нас учит.
3. Актуализация знаний. Беседа по содержанию в целом.
Слушайте вопросы. Давайте полные ответы.
Чтобы охарактеризовать мальчиков, чтобы узнать какими они были: трусливыми, любопытными, находчивыми, смелыми, догадливыми, разберём поведения ребят. Слушайте внимательно и думайте.
12. Как повели себя ребята, когда увидели «живую шляпу»? (Испугались.)
13. Куда они выбежали? (Они убежали на кухню.) Это значит они трусливые?
14. Они сидели на кухне до прихода взрослых?
Что они сделали? (Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?
(Мальчики успокоились и осмелели.) Значит мы не можем сказать про них, что они трусливые.
15. Что они решили сделать? Они решили посмотреть, то есть узнать, почему шляпа двигается, то есть узнать тайну шляпы. Значит они какие? (Они любопытные).
16. Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»? (Хотели треснуть, но боялись подойти ближе; стучали по полу кочергой, кричали. Это значит они какие? (Находчивые)
17. А где была шляпа?
18. Что она делала? (Она не двигалась.)
19. Как вы думаете, почему? (Она сама боялась.)
20. Ребята сначала боялись шляпы, а потом сами стали нападать на шляпу. Как вы думаете почему? (Они побороли свой страх, потому что поняли, что шляпа их сама боится.)
20. Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Прочитайте.)
21. Мальчики узнали тайну шляпы? Они догадались как котенок попал под шляпу?
Значит они какие? (догадливые)
21. Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?
(Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл;
Стыд – что они испугались шляпы;
Жалость – Ваське зря попало)
А теперь, давайте ещё раз перечитаем слова, которые характеризуют наших мальчиков.
успокоились и осмелели;
побороли свой страх;
веселились и радовались.
А вот теперь ответите на вопрос: «Какими были Вадик и Вовка?» (Они не были трусами, потому что справились со страхом. Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой. Ребята были любопытными, находчивыми, смелыми, догадливыми.
Отдохнем. Давайте нарисуем лица ребят. Какие были лица ребят в начале рассказа — и в конце рассказа.
А как автор относится к героям рассказа? Ребята нравятся автору? (Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается.)
Носов нам рассказывает с самого начала рассказа, как котёнок попал под шляпу? А главные герои об этом узнают только к концу рассказа. Почему? (Чтобы читатели знали, что бояться нечего; так интереснее читателям, иначе было бы не смешно.)
Значит автор хочет, чтобы мы посмеялись над его героями.
А какой это смех: добрый или злой? (Добрый.)
Как называется такой смех? (Юмор.)
Какая главная мысль этого рассказа? Что хотел нам сказать автор?
Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.
Соотнесение пословиц с содержанием рассказа.
Прочитайте пословицы и выберите одну, которая больше подходит к содержанию этого произведения: Друг познается в беде.
У страха глаза велики – чего нет, и то видят.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Какие ещё произведения мы читали, подходящие к этой пословице? Русская народная сказка «У страха глаза велики», Е. Чарушин «Страшный рассказ».
Определение жанра произведения.
Что мы прочитали сказку, небылицу или рассказ. Какой этот рассказ?
Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
Все произведения Носова весёлые и интересные. Я надеюсь, вы будете читать его произведения.
Как называется рассказ, который мы читали? Чему он нас учит?
Домашнее задание. Восстанови план. Перескажи по плану.
Живая шляпа
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки.
Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты.
Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Пойду к себе домой.
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
— Постой, я тоже клюшку возьму.
— Да у нас другой клюшки нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола.
— Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.
— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
Но шляпа не двигалась.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.
«Живая шляпа» краткое содержание рассказа Носова – читать пересказ онлайн
Рассказ «Живая шляпа» Носова был написан в 1938 году. Это веселая сказка о двух мальчиках, которых очень испугала «живая» шляпа. В ходе сражения с ней выясняется, что под шляпой находился котенок, который и шевелил ее.
Для лучшей подготовки к уроку литературы во 2 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Живая шляпа» на нашем сайте. Пересказ книги пригодится и при работе над читательским дневником.
Главные герои
Вадик – хозяин квартиры, решительный и находчивый мальчик.
Вовка – лучший друг Вадика, осторожный, боязливый мальчик.
Другие персонажи
Васька – маленький котенок, оказавшийся под шляпой.
Краткое содержание
Лучшие друзья «Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки». Мальчики услышали шум позади себя – это с комода упала на пол большая шляпа. Вовка подошел к комоду, чтобы положить шляпу на место, но неожиданно с громким криком вернулся на место. Он объяснил другу причину своего страха – шляпа то оказалось живой!
Вадик засомневался, и подошел к комоду, но вдруг «шляпа поползла прямо к нему». Вадик не на шутку испугался, и быстро взобрался на диван. Следом за ним последовал и Вовка. Тем временем «шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась». Друзья не выдержали, и побежали в кухню. От страха Вовка даже расплакался, и собирался пойти домой. Вадик предположил, что кто-то дергает шляпу за веревочку. Ребята вооружились клюшкой и лыжной палкой, и отправились в комнату на разведку.
Шляпа спокойно лежала на полу и не шевелилась. Вадик начал стучать клюшкой по полу, но шляпа никак на это не реагировала. Друзья осмелели, и принялись обстреливать ее картошкой. Когда одна из картофелин попала в цель, шляпа подпрыгнула, мяукнула, а после «из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил».
Ребята облегченно вздохнули – оказалось, шляпа упала на котенка Ваську, который долгое время не мог выбраться на свободу. Вадик бросился обнимать котенка, а тот только жмурился от яркого света.
Заключение
Произведение Носова учит не теряться в неожиданных ситуациях, быть смелым, решительным, и решать проблемы своими силами. С любыми трудностями можно справиться, если действовать сообща.
После ознакомления с кратким пересказом «Живая шляпа» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.
Вовка вместе со своим закадычным другом Вадиком раскрашивал картинки, удобно устроившись за столом. Они очень были увлечены своим занятием и совершенно не обращали внимания на происходящее вокруг. Маленький котёнок по кличке Васька не мешал им. Он спокойно и тихо сидел. Вдруг мальчики услышали какой-то шум. Когда они подняли свои головы от книжки-раскраски, то увидели, что шляпа, которая раньше лежала на комоде, почему-то очутилась на полу.
Вовка встал из-за стола, хотел поднять шляпу и поставить на место. Он уже нагнулся и протянул к ней руку, но потом резко отскочил в сторону и испуганно громко закричал. Недоумевающий Вадик поинтересовался: «Что случилось?» Вовка запинаясь и заикаясь ответил, что шляпа ожила и предложил другу самому убедиться в этом.
Вадик смело подошёл к шляпе, внимательно посмотрел на неё и тоже испуганным голосом закричал, поскольку та стала ползти к нему. Тогда трясущиеся от страха ребята взобрались на диван. Однако шляпа, которая уже выдвинулась на середину комнаты, изменила направление и поползла к ним.
Мальчишки завопили, мигом спрыгнули с дивана, пулей вылетели из комнаты и укрылись на кухне, плотно закрыв за собой дверь. Вовка собрался уходить домой, ссылаясь на то, что боится шляпы. Однако Вадик не хотел оставаться один. Он сказал, что кто-то спрятался в комнате и подшучивает над ними, дёргая шляпу за верёвочку. Друзья уже успели немножечко побороть собственный страх и решили проверить, кто же так развлекается, пугая их. Они вооружились: один – хоккейной клюшкой, другой – лыжной палкой. В случае опасности товарищи намеревались ударить ими по ожившей шляпе.
Сразу заходить назад в комнату ребята побоялись, поэтому лишь слегка приоткрыли дверь и заглянули в помещение. Шляпу они заметили возле стола. Она находилась в неподвижном состоянии. Вадик, желая спугнуть её, постучал клюшкой несколько раз по полу. Но шляпа никак на это не отреагировала.
Тогда Вовка предложил набрать картошки и забросать ими ожившую вещь. Картошка хранилась на кухне в корзине, потому они опять пошли туда. Набрали картофельных клубней и поочерёдно начали швырять их в злополучную шляпу. Клубни пролетали мимо. Наконец, Вадик сумел попасть точно в цель.
Мальчики обрадовались. Вадик взял котёнка на руки. Вовка предположил, что шляпа свалилась на бедного Ваську, когда он сидел на полу у комода. Жмурящийся от света котёнок не мог подтвердить или опровергнуть его предположение. Он только фыркал от удовольствия.
Также читают:
Рассказ Живая шляпа (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Автор рассказа «Курица на столбах» предлагает читателю удивительную историю из мира животных, в которой героями стала курица-наседка и четверо гусят.
В этом историческом произведении Пушкин, с его слов, собрал все сведения о Пугачеве, которые были обнародованы правительством. Также писатель использовал труды зарубежных писателей, в достоверности которых был уверен
Шерлок Холмс погиб три года назад. При этом в Лондоне происходит весьма загадочное убийство, при которых погибает Рональд Адэр, молодой граф. Он любил развлекаться в казино и игровых домах, даже официально состоял
Данная повесть воссоединяет в себе два жанра, а именно: детектив и фантастику. Действие происходит в отеле. Главным героем является