Рассказ журавль и цапля 5 класс

Сказки

Сказка «Журавль и цапля»

Русская народная сказка «Журавль и Цапля» наполнена житейской мудростью. Она учит детей понимать простые законы окружающего мира: слушать близких людей; не спешить, принимая важные решения; думать, прежде чем говорить; уважать собеседника и считаться с его мнением; идти на компромисс. Как раз всего этого нет у главных героев сказки. Они живут в своих избушках на противоположных концах большого болота. Однажды журавель решил посвататься к цапле, но та отказалась выходить за него замуж, насмехавшись над ним. Однако совсем вскоре легкомысленная невеста передумывает и сама просится замуж. Теперь уже обидчивый жених встаёт в позу и отказывает цапле. И всё повторяется по кругу. Никак не могут договориться, потому что он не слышит её, а она – его.

Журавль и цапля

Летала сова — веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась и опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам посмотрела, а глаза у нее как плошки, не видят ни крошки!

Это не сказка, это присказка, а сказка впереди.

Потянулась из-за моря перелетная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнезда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.

Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: «Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть».

Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»

Тем временем надумался журавль: «Дай, говорит, посватаю цаплю, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока».

Вот и пошел он нетореной дорожкой по болоту: тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот он упрется клювом — хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит — хвост увязнет; насилу до цаплиной кочки дошел, поглядел в тростник и спрашивает:

— А дома ли сударушка-цапля?

— Здесь она. Что надо? — ответила цапля.

— Иди за меня замуж, — сказал журавль.

— Как не так, пойду я за тебя, за долговязого: на тебе и платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь!

Слова эти показались журавлю обидными. Молча он повернул да и пошел домой: тяп да тяп, тяп да тяп.

Цапля, сидючи дома, пораздумалась: «А что ж, и вправду, для чего я ему отказала, нешто мне лучше жить одной? Он хорошего роду, зовут его щегольком, ходит с хохолком; пойду к нему доброе слово перемолвить».

Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одну ногу увязит, то другую. Одну вытащит — другую увязит. Крылышко вытащит — клюв засадит; ну пришла и говорит:

— Журавль, я иду за тебя!

— Нет, цапля, — говорит ей журавль, — уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла!

Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал; вот он выскочил из гнезда и пошел следом за нею болото месить.

Приходит и говорит:

— Ну, так уж быть, цапля, я беру тебя за себя.

А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет.

— Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя, — повторил журавль.

— Ты берешь, да я не иду, — отвечала она.

Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону, где цапля живет. А та опять передумала: «Лучше жить вдвоем, чем одной. Пойду помирюсь с ним и выйду за него».

Вот и пошла опять ковылять по болоту. Путь до журавля долог, болото вязко: то одну ножку увязит, то другую. Крылышко вытащит — клюв засадит; насилу добралась до журавлиного гнезда и говорит:

— Журонька, послушай-ка, так и быть, я иду за тебя!

А журавль ей в ответ:

— Нейдет Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берет.

Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла.

Думал, думал журавль да опять пожалел, для чего было ему не согласиться взять за себя цаплю, пока та сама хотела; встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит — клюв увязит, а клюв вытащит — хвост увязнет.

Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили.

Источник

Литература. 5 класс

Сказки о животных
Журавль и цапля
Необходимо запомнить

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (А. Н. Толстой)

Какая же история раскрывается перед нами в сказке «Журавль и цапля»? Это вполне жизненная ситуация, когда люди не могут договориться, найти общий язык, забыть обиду и пойти навстречу друг другу. Смысл сказки в том, что чрезмерное самомнение и обида может помешать дружбе, семейному счастью и так далее. Мораль сказки в том, что иногда надо прислушиваться не только к своим сиюминутным чувствам, но и делать шаги навстречу другому.

Как писал исследователь русского языка Владимир Даль, который и записал для нас эту сказку: «Не может русский человек быть счастлив в одиночку, ему нужно участие окружающих, а без этого он не будет счастлив».

Читайте также:  Презентация книги сказка о глупом мышонке
Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Летела сова – веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала…

Это присказка, а сказка вот какая. Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки.

Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

– Дай, пойду, посватаюсь к цапле!

Пошёл журавль, – тяп-тяп! – семь вёрст болото месил.

Приходит и говорит:

– Выдь за меня замуж!

– Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошёл журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Приходит к журавлю и говорит:

– Журавль, возьми меня замуж!

– Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:

«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно».

Приходит и говорит:

– Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

– Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошёл журавль домой. Тут цапля раздумалась:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду».

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.

Источник

Открытый урок по литературе на тему «Сказки о животных. «Журавль и Цапля» (5 класс)

специалист в области арт-терапии

Тип : урок формирования новых умений и знаний

Цели урока: знакомство с образцами сказок о животных и бытовых сказок, формирование навыков анализа художественного произведения, нахождение нравственной проблемы в произведении.

Планируемые образовательные результаты

Знает содержание, жанровые особенности бытовых сказок, понимает соотношение реальности и вымысла в сказке.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: умеет моделировать монологическое высказывание, аргументирует свою позицию, осуществляет совместную работу в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и в то же время как член общества.

1) Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин. – М.: Просвещение, 2017.

2) Поурочные разработки по литературе. 5 класс. / Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2013

3) Образовательный ресурс http://uchkopilka.ru/literatura/konspekty-i-stsenarii/3498-urok-na-temu-k-g-paustovskij

Этап урока и его задача

Приветствие. Проверка организации рабочего места обучающихся. Сообщение плана учебной деятельности на уроке.

2. Опрос домашнего задания

— На какие виды делятся сказки?

— Кто всегда побеждает в сказках? Почему?

— К какому типу относятся изученные нами сказки?

— Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе русские народные сказки. Они приводят к мысли, что за добро всегда отблагодарят добром, что в жизни очень важны взаимовыручка и поддержка. Сказка никогда не стареет. Она всегда современна, созвучна сегодняшним проблемам, потому что она утверждает высшую человеческую правду.

Мы сегодня познакомимся со сказками о животных и бытовыми сказками и выясним, какими особенностями они обладают.

5. Организация познавательной деятельности.

1. Аналитическая беседа.

2. Лексическая работа.

Присказка – короткий смешной рассказик, обычно предисловие к сказке.

Семь верст болото месил (выражение свойственно народной речи)

— Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоя ные эпитеты, народные выражения?

— Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.

— Могла ли эта история произойти с людьми?

— Чему учит нас эта история?

«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она со смешной присказки, главный персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — короткое (лаконичное) окончание истории журавля и цапли: «Вот так и прогуливаются они до сей поры один на другом свататься, да никак не женятся». В этой сказке есть повторы: журавль дважды прогуливается свататься к цапле, цаплю тоже прогуливается к журавлю дважды, и обращаются они друг к другу схожими либо точно совпадающими фразами. К примеру, цапля гласит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж. » Неизменных эпитетов в притче нет. Народные выражения, другими словами устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал».

Вывод: Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не могут договориться, не умеют решить проблему, не думают о том, что говорят друг другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть на свое поведение.

5. Лексическая работа. Бытовые сказки – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь.

Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.

6. Ознакомление со сказкой «Солдатская шинель». (Выразительное чтение сказки учителем.)

Вывод: Персонажи бытовой сказки, в отличие от сказок магических и о животных, — люди определенных типов, живущие не в тридевятом королевстве, а в реальном мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный юмором. В бытовой притче всегда получает заслугу и одолевает радостный и находчивый герой.

Читайте также:  Рассказ про мчс на английском

Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не заснет!» Она похожа на пословицу. В пословицах очень принципиальна идея, которая выражена кратко и образно; в концовке мы видим такую идею: кто трудится, тот всегда прочно дремлет.

4. Подведение итогов (рефлексия).

1. Сказка «Журавль и цапля» относятся … сказкам.

а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.

2. Какие события происходят в сказке «Журавль и цапля»?

3. Какова цель сказки «Журавль и цапля»?

а) высмеять поведение героев ; б) показать, что добро побеждает зло; в) высмеять недостатки героев.

4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:

а) цапля; б) сова; в) журавль.

5. Сказка «Солдатская шинель» относится … сказкам.

а) к бытовым ; б) о животных; в) к волшебным.

6. В сказке «Солдатская шинель» есть:

а) присказка; б) концовка; в) прибаутка.

7. Кому полковой командир в сказке «Солдатская шинель» адресовал слова « Кто пора

а) солдату; б) барину ; в) самому себе.

5. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение «Почему я люблю читать русские народные сказки?» или «Мой любимый герой русской сказки».

Диагностика достижений планируемых результатов

Источник

Сказки «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель»

Урок 5. Русская литература 5 класс ФГОС

Конспект урока «Сказки «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель»»

Сегодня на уроке мы:

· подробнее поговорим о бытовых сказках;

· поговорим про сказки о животных;

· рассмотрим сказки «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель».

А чтобы нам не было скучно, мы опять наведаемся в гости к Косте и его дедушке.

– А у нас случайно нет больше волшебных сказок? – поинтересовался Костя, роясь в книгах на полках.

– А тебе зачем? – спросил дедушка.

– Просто я тут решил вспомнить детство и перечитать волшебные сказки, – отозвался Костя. – Особенно героические. Ты рассказал о них так много интересного. И в них так много волшебства!

Мы говорили о том, что в героических сказках часто отражалась борьба русского народа с врагами.

А вообще-то волшебные сказки отличают тем, что в них есть волшебные превращения, путешествия героев, колдуны и маги и волшебные предметы.

– Поэтому читать волшебные сказки так увлекательно, – продолжил Костя. – Так что все, что у меня было, я уже прочитал. Где бы достать ещё?

– У нас есть книга, где собраны бытовые сказки и сказки о животных, – заметил дедушка. – Не хочешь ли заново познакомиться с ними?

– Но все-таки, эти сказки очень интересны, – улыбнулся дедушка.

– Давай рассуждать, – предложил дедушка. – Откуда появилось слово «бытовые»?

– От слова «быт», – уверенно ответил Костя. – Это что-то о том, как живут люди каждый день. Мне иногда, когда я мою посуду, так и хочется сказать: ох, как мне надоел этот быт!

Быт не у всех людей одинаков. И так было всегда. Дворяне, крестьяне, купцы, солдаты, священники, бродяги – у всех была своя жизнь. Вот о том, как они жили, как общались между собой, и повествуют сказки. Бытовые сказки – это те же летописи, только дела в них не военные, а мирные, обычные.

В детстве мы часто встречаемся с этими короткими сказками. Это и «Каша из топора», и сказки про удалого батрака или работника, и «Шемякин суд», и «Жена-спорщица», и многие другие сказки.

Каковы особенности в этих сказках? Посмотрим на сказку «Солдатская шинель», чтобы узнать это.

Сказка «Солдатская шинель» – бытовая, так как в ней нет ни волшебства, ни приключений. В центре сюжета – самый обычный эпизод из жизни. Солдат продал барину свою шинель за довольно большую по тем временам сумму – 25 рублей.

Барин, привыкший к роскоши, сытным обедам, мягкой постели, плохо спит ночами. Почему? Всё очень просто. Барин целыми днями ничего не делает. Он здоров и силён, полон сил. И силы эти ему девать некуда: поздно встал, хорошо поел, отдохнул, опять поел, опять отдохнул… От безделья и не спится ночью на перинах и подушках.

Солдат же целыми днями трудится. То походы, то учения, то работы по приказу командира. Тут уж не до удобств – была бы возможность просто отдохнуть. Да и откуда удобства в казарме или в походе? Именно эту разницу в жизни барина и солдата показывает сказка.

«Куда как хорошо,говорит,на шинели после походу спится!»

Сказка смеётся над глупостью барина и одобрительно усмехается находчивости солдата. Даже полковой командир, убедившись в том, что солдат не обманул барина, не только не наказал солдата, но наградил его.

Вся суть сказки выражена в словах командира, который сам не понаслышке знает солдатскую жизнь:

«Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт!»

Вообще-то, солдат – это постоянный герой бытовой сказки. Он появляется в очень многих сказках: «Солдат и царица», «Солдат и чёрт», «Как Солдат царевну спас», «Каша из топора» и многие другие. Солдат всегда храбр, умён, хитёр, находчив. Он много умеет, много знает, готов взяться за любое дело.

Какие же признаки бытовой сказки мы можем выделить?

· В центре сюжета – обычная жизнь.

· Эти сказки короткие, они рассказывают об одном-двух эпизодах из жизни.

Читайте также:  Рассказ мой лучший друг на немецком

· В сказке обличается лень барина, отмечается трудолюбие и находчивость простого народа.

То есть, можно сказать, что у такой сказки – обличительная направленность.

– Надо же, как интересно, – удивился Костя. – Эти сказки немного напоминают сценки-юморески, правда? Те самые, которые можно увидеть по телевизору: там и о злой тёще, и о глупых богачах…

– А сказки о животных? – спросил его внук. – На что похожи они? Уж их-то сочиняли просто для смеха?

– Нет, – ответил дедушка. – Сказки о животных – это зеркало, которое отражает жизнь людей.

В этих сказках в завуалированной форме как раз и показана жизнь людей. Это достигается при помощи приёма аллегории, совсем как в баснях. И именно поэтому

животные в сказках ведут себя совсем, как люди. Вот в сказке «Зимовье зверей» ленивые животные приходят зимой к трудолюбивому быку и угрожают разрушить дом, если он не примет их к себе:

«Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка:

Пусти, брат, погреться.

Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!

А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее».

При помощи иносказания в сказках о животных изображаются пороки людей. В таких сказках порицается трусость, глупость, жадность, хвастовство, лицемерие и так далее.

«Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

Покушай, голубчик куманек,сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!»

При этом часто бывает так, что каждое животное в таких сказках выступает как олицетворение какой-то одной черты. Например, лиса – хитрая, медведь – неуклюжий, волк – жадный, заяц – трусливый…

Сказки о животных – очень древние. И самым частым персонажем в них, конечно, выступает лиса. Это такие сказки, как «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Медведь и лиса». Но другие звери в сказках о животных тоже встречаются часто: «Волк и овца», «Коза-дереза», «Медведь и мужик».

– А вот журавли и цапли в сказках встречаются не так уж часто, – заметил дедушка. – Поэтому давай на сказку «Журавль и цапля», – предложил Василий Петрович. – Ты помнишь её?

– Конечно! – улыбнулся Костя. – Там журавль и цапля всё время ходят сватать друг друга и никак не могут пожениться.

– Не могут найти общего языка.

Именно непонимание, вернее, нежелание понять друг друга ложится в основу сюжета. Но что же мешает журавлю и цапле понять друг друга?

Каждый из них считает себя лучше другого. Они не уважают друг друга.

Вот как цапля отвечает на сватовство журавля:

«– Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!»

Но ведь и сватовство было не самым вежливым:
«– Дома ли цапля?

Выдь за меня замуж!»

Да и жениться они хотят от скуки:

«Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться».

Эти соседи с самого начала не очень-то хотели часто видеться: их избушки на разных концах болота, семь вёрст разделяют их.

Какие черты мы можем увидеть в героях?

Цапля капризна, судит соседа по внешности и разговаривает с ним грубо:

«…у тебя ноги долги, платье коротко, прокормить жену нечем. Ступай прочь, долговязый!»

Журавль обидчив и тоже груб с цаплей:

«Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся!

Цапля заплакала от стыда и воротилась назад».

Самолюбие и эгоизм – вот главная причина того, что журавль и цапля не могут создать семьи. Они не хотят уступить друг другу, забыть обиду. И вот это нежелание и неумение прощать делает ситуацию безвыходной:

«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».

Интересно, что финала у сказки нет и не предвидится. Для того, чтобы сказка закончилась, нужно, чтобы герои поумнели и отбросили свои надуманные обиды. Как вы думаете, может такое произойти?

Так какие признаки сказки о животных мы можем выделить?

Основной признак: главными героями являются животные. Они умеют говорить и ведут себя как люди. В сказке в иносказательной форме изображаются пороки людей.

– Дедушка! – воскликнул Костя. – А ведь такое и правда могло быть у людей. Даже у друзей: ходят – ходят и никак не помирятся, хотя и помириться хочется… В сказках столько всего скрыто!

– Действительно, – согласился дедушка. – Бытовые сказки и сказки о животных тоже могут быть поучительными.

– Согласен, – кивнул Костя. – Сейчас же начну их перечитывать.

Так что же мы должны сегодня запомнить?

«Солдатская шинель» – это типичный пример бытовой сказки. Основные признаки бытовой сказки такие:

В центре сюжета – обычная жизнь.

Сказка короткая, она рассказывает об одном-двух эпизодах из жизни.

Обличительная направленность сказки.

«Журавль и цапля» – это типичный пример сказки о животных. Основные признаки бытовой сказки такие:

Главные герои – животные.

Животные умеют говорить и ведут себя как люди.

В сказке в иносказательной форме показываются пороки и вообще черты людей.

Источник

Познавательное и интересное