Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой
Дорогие родители! Мы предлагаем вам и вашему ребенку от-правиться в путешествие за Здоровьем. За Здоровьем с большой буквы. Нам очень хочется, чтобы после знакомства с этой книгой у ребенка появилось новое отношение к самому себе, к своему здоровью. С пользой для себя он узнает, что в жизни человека ждут опасности, которых нужно не бояться, а избегать или остерегаться.
Следя за приключениями героев, отмечая их удачи и ошибки, выполняя несложные задания, ребенок закрепит имеющиеся у него гигиенические навыки и приобретет новые.
И последнее: чувство юмора, самокритичность свойственны всем положительным героям книги. Эти черты характера помогают им в трудных ситуациях. Постарайтесь развить их и у вашего ребенка. Это полезно для Здоровья! Для Здоровья с большой буквы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1
В которой Петька спит и не знает о том, что происходит
Глава 2
Куча неприятностей
Глава 3
Неоконченная сказка
Глава 4
Старая аптека
Глава 5
Дверь с колокольчиком
Глава 6
Под Кудыкиной горой
Глава 7
Кто там, у болота?
Глава 8
Первый бой
Глава 9
По горячим следам
Глава 10
Урок древних языков
Глава 11
Освобождение
Глава 12
Куталки
Глава 13
Петька и Киселев читают лекцию
Глава 14
Гвоздь все понял
Глава 15
Хитрый поваренок
Глава 16
Егорушка становится Егором
Глава 17
На лесной тропе
Глава 18
Конец Зубной Боли
Глава 19
Знакомство
Глава 20
Снова вместе
Глава 21
Рыттллп гмеетгя
Глава 22
Новое имя и новые обязанности
Глава 23
Звезда арены
Глава 24
Цирк, цирк, цирк!
Глава 25
Как вернуть Егора?
Глава 26
Зонтик
Глава 27
Крылья
Глава 28
Распятия
Глава 29
У реки
Глава 30
Старый знакомый
Глава 31
Луч совсем не виноват
Глава 32
Потерялась!
Глава 33
Коза, которая всегда кстати
Глава 34
Ксавилий рассказывает
Глава 35
Главное не сдаваться
Глава 36
Возвращайся, здоровье!
Глава 37
Встреча с хранителем времени
Глава 38
Музей
Глава 39
К выходу
Глава без номера и без названия, так как очень короткая
Глава 40
Здравствуйте, Варвара Сидоровна!
Глава 41
Ветер в паруса!
Советы дает Неболейка
«Как стать Неболейкой». Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста
Любовь Михайлина
«Как стать Неболейкой». Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста
Как стать «Неболейкой»
Конспект для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
Задачи: Уточнить знания детей о высокой ценности соблюдения правил гигиены для здоровья человека.
Акцентировать внимание на необходимости употреблять в пищу овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням с помощью витаминов.
Продолжать развивать познавательный интерес.
Формировать представление детей о здоровом образе жизни.
Материал: загадки о предметах гигиены, модели витаминчиков желтого, зеленого, и оранжевого цвета, картинки овощей и фруктов, магнитофонная запись «Звуки природы», «Веселые уроки».
Вопросы воспитателя к детям, ответы детей.
Чтение стихов и загадок.
Предварительная работа: разгадывание загадок, закрепление правил гигиены, чтение сказки «Приключение микроба».
Словарная работа: гигиена.
Ход занятия:
Вы хотите быть здоровыми и никогда не болеть.
Воспитатель. Тогда я приглашаю вас отправиться в удивительное королевство Неболеек. Ребята, как вы думаете, кто живет в этом королевстве?
Дети: Тот, кто никогда не болеет.
Воспитатель. Тогда вперёд в путешествие, в это удивительное королевство! Дети под музыку «Вместе весело шагать» идут.
Воспитатель: Ой, кто здесь? А, я догадалась – это витаминчики.
Витамин Оранжевый живет в морковке, сливочном масле, в помидорах, апельсинах, лимонах и малине.
Витамин Зелёный живет всё больше в смородине, яблоках, клюкве и даже в луке. Витамин Жёлтый живет в черном хлебе.
/Дети находят картинки с изображением фруктов и овощей и кладут их к соответствующим витаминчикам/.
Воспитатель: Витаминов в продуктах не видно, но они там есть и нужны человеку. А больше всего их содержится в овощах и фруктах.
А если не будете их принимать, начнёте хуже видеть, будете слабыми, выпадут зубы, будете плохо спить и много плакать.
Человеку для здоровья,
Витамины все нужны,
Ешьте ягоды и фрукты,
Они в жизни так важны.
Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться дальше. Покидая остановку «Витаминная», не забудьте – чтобы стать неболейкой, нужно обязательно принимать витамины.
Кто с утра прогонит лень, —
Будет сильным и умелым,
И веселым целый день!
Ребята, а вы делаете по утрам зарядку?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Чтобы щечки у вас были румяные, а вы были весёлые, нужно обязательно делать зарядку. Даже звери по утрам делают зарядку.
Давайте и мы все вместе сделаем зарядку. Объявляю весёлую зарядку.
Мы ребята дошколята,
С болезнями не знаемся. /Шаг на месте/.
Раз – два, два – раз! /Руки вверх/
Много силы есть у нас. /Руки в стороны/
Мы наклонимся сейчас /Наклон в перед/
Полюбуйтесь-ка на нас
С нами вместе приседай /Приседание/
Два – прыжок! /Прыжки на месте/
Прыгай весело дружок! / Прыжки вокруг себя/
Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться дальше. Покидая остановку Спортивную, не забудьте – чтобы стать неболейкой, нужно обязательно делать?
Дети: зарядку, заниматься спортом.
Вот на пути остановка «Чистюлек» (появляется грязнуля).
Воспитатель: Откуда здесь такое грязное создание?
Да это же Грязнуля – он позорит город Чистюлек.
Посмотрите, здесь сундучок, давайте его откроем и посмотрим, что в нем. Открывает, в нем письмо, читает.
«Дорогие ребята вы сможете помочь Грязнуле превратиться в Чистюлю,если отгадаете загадки:
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится (мыло)
В рот она влезает ловко
И считает зубы там
По утрам и вечерам (зубная щетка)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Что это такое? (полотенце)
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
А зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (расческа)
Воспитатель достает все предметы из сундучка и передает грязнуле,читает правило: кто зубы не чистит, не моется с мылом, тот вырастет слабым, болезненным, хилым.
Воспитатель: А мы расскажем грязнуле, что может с ним произойти, если никогда не мыться. Может быть, он поймет, что если не мыться – можно заболеть. Давайте вспомним сказку «Приключения микроба»
— Как микробы попадают в наш организм?
Дети: через грязные руки, овощи и фрукты
Воспитатель: Конечно же, с грязных рук. Но ведь от микробов можно защититься,если соблюдать правила:
— Не есть и не пить на улице;
— Всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета;
— Есть только мытые овощи и фрукты;
— Есть и пить только из чистой посуды;
— Когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком.
А если не соблюдать эти правила, что может произойти?
Дети: заболит голова, поднимется температура…
Воспитатель: А давайте покажем, как мы умываемся. /Под музыку дети показывают, как умываются…/
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь, надеюсь и грязнуля, и все ребята будут соблюдать правила гигиены.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем остановку и посмотрим, кто здесь такой грустный сидит.
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка, что с тобой случилось?
Незнайка: Синеглазка мне сказала, чтобы не болеть, нужно много гулять и дышать свежим воздухом. Я вышел на улицу, открыл рот и стал дышать, дышать. А теперь у меня горло болит. Наверное, воздух был не очень свежий.
Воспитатель: Ты все перепутал, Незнайка! Ведь мы живем в Сибири, а воздух здесь очень холодный, поэтому на улице дышать надо правильно. Ребята, как нужно дышать в морозную погоду?
Воспитатель: Правильно, ребята. Дышать нужно носом, посмотрите на картинку (показ иллюстрации, нос как печка согревает холодный воздух. А если мы дышим ртом, то воздух попадает внутрь холодным и можно заболеть.
Незнайка: Спасибо, ребята,я запомнил это правило: в мороз нужно дышать носом, а рот держать закрытым.
Воспитатель: Выздоравливай, Незнайка, а нам пора в путь. /Идут дальше/
Воспитатель: Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила гигиены, а гигиена – это не только мытьё рук, а ещё многое другое. Как сберечь зрение и слух, сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть. Все это гигиена.
Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться дальше. /Идут дальше/
Воспитатель: Вот мы и пришли в «Королевство Неболеек». А нас встречают жители этой страны и надеются, что вы запомнили все советы, как стать неболейкой.
Воспитатель: Напомните их.
Дети: Дети перечисляют все, что запомнили.
Воспитатель: Примите к сведению все советы и будьте здоровы!
Конспект досуга «Путешествие в зимний лес» для детей среднего дошкольного возраста Цель: Закрепить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи неживой и живой природы и роли человека в жизни птиц,.
Конспект физкультурного досуга для детей среднего дошкольного возраста «Спортландия» Физкультурный досуг для средней группы «Спортландия» Цель: формирование у детей потребности в ежедневной двигательной активности. Задачи:.
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста: «Путешествие на птичий двор» Задачи развития: 1. Художественно-эстетические развитие: развивать и поддерживать интерес к изобразительным занятиям. Познакомить с нетрадиционным.
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста: «Путешествие в весенний лес» Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста: Автор разработки: Малышева Е. А, воспитатель МБДОУ «Тоншаловский детский сад «Василек».
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста «Край наш северный» Тема НОД: «Край наш северный». Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,.
Конспект НОД на тему «Погода и настроение» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Погода и настроение»Цель: Помочь детям осознать, какие чувства и настроение вызывает та или иная погода. Развивать коммуникативные.
Конспект «Этюды — Импровизации» — для детей среднего и старшего дошкольного возраста Цель: Содействовать всестороннему развитию личности дошкольников по средствам малых литературных форм и элементов ИКТ (сопровождение этюдов.
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста «Квартира» с использованием ИКТ Задачи: 1. Обогащать представления детей о назначении различных помещений в квартире (гостиная, спальня, кухня и т. д.). 2. Активизировать.
Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Уточнить представление детей о частях тела и их назначении. 2. Развивать умственную активность детей через понятия.
Текст книги «Неболейка»
Автор книги: Ирина Соковня
Жанры:
Детская образовательная литература
Детская проза
Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)
Соковня Ирина
Неболейка
Цель книги – помочь родителям и воспитателям привить ребенку основные гигиенические навыки, научить его самостоятельно поддерживать организм в здоровом состоянии, дать понятие о переживании страха, освоить вместе с ребенком простейшие методы оказания первой помощи, помочь осмыслить основополагающие правила существования в коллективе.
Занимательная форма изложения материала, игры, загадки помогут ребенку усвоить необходимые навыки и сделают его путешествие в страну Здоровья познавательным и интересным.
Давай знакомиться! Меня зовут Неболейка.
Как хорошо, что мы встретились!
Узнав мое имя ты, конечно, сразу догадался или догадалась, что я закаленный, сильный, что у меня всегда хорошее настроение. А ещё я люблю помогать другим статновиться такими же, как и я.
Думаешь я хвастаюсь? Вовсе нет!
Дело в том, что я не всегда был таким здоровым и крепким.
Раньше я ужасно боялся простудиться, не любил двигаться, одевался так тепло, что даже летом носил меховую шапку. Звали меня Куталка и жил я в Стране Ватных Одеял. Все жители нашей страны были такими же как и я незакаленными, вялыми и пугливыми.
Неизвестно, что бы с нами стало, если бы не мальчик Петя и его друзья. Однажды они проходили мимо нашей страны, заглянули к нам в гости и помогли стать Неболейками.
А сами отправились дальше, навстречу невероятным приключениям. Ты хочешь знать каким? Ну что же, я расскажу тебе. Начнём всё по порядку.
В которой Петька спит и не знает о том, что происходит
Сон был крепкий, легкий и веселый. Звали его Петин Сон. Здоровье в нем так и булькало. Он сидел у Петьки на подушке, пуская время от времени легкие сонные пузыри. Они напоминали мыльные, но глаза не щипали. В каждом было что-нибудь интересное. Сначала над Петькиной головой пролетел пузырь с белой лошадью. Петьке приснилась цирковая арена, лошадь танцевала вальс, изящно перебирая длинными ногами. Во втором пузыре покачивался плот с пестрым парусом. Петька поплыл на нем вдоль маленькой речки. Теплый ветер шевелил парус, позади оставались люди и деревни, впереди ждала Неизвестность. Что может быть лучше! Петин Сон решил, что его другу Петьке совсем не вредно покачаться на волнах и следующий пузырь выпускать пока не стал.
Чтобы не скучать от безделья, пока друг плавает, Сон уселся на подушке поудобнее, вытащил маленькую дудочку и принялся наигрывать сонную песенку:
Сонный месяц влез в окошко,
В башмаки обуты ножки:
Он несет с собой лукошко
Кислой ягоды морошки.
Под простынкой дремлет кошка
И мурлычет понемножку.
С молоком ей снится плошка
Или мышка на дорожке.
Месяц сел среди дорожки,
На руках качает кошку.
Мышка сны несет в лукошке,
В башмаках у мышки ножки.
Из открытого окошка
На пол сыплется морошка.
Дальше нужно было опять петь про молоко, про то, что его немножко в плошке, но тут скрипнула дверь. Трусливо озираясь, в комнату пролезло тощее существо со злющей физиономией. Желтое платье незваной гостьи поблескивало кусочками битого стекла и торчащими во все стороны иголками.
– Ангина! – в ужасе воскликнул Петин Сон, спрятал дудочку, загородил собой Петьку и приготовился к бою.
– Я самая, – гостья злобно улыбнулась. – Сейчас укушу тебя, а у Петьки стащу здоровье.
Сон булькнул и выпустил на волю пузырь с золотисто-зелеными лимонами.
– Не хотите ли лимонного сока, ваше болезненное величество? – спросил он.
Петин Сон что было сил дунул на пузырь. Тот перевернулся в воздухе, наткнулся на колючее платье, лопнул, капли сока брызнули во все стороны. Ангина съежилась, сморщилась, запищала и отползла в угол.
– Надо знать слабые места своих врагов, – важно пробубнил Сон, вытаскивая дудочку. – Ангина боится лимонного сока. Капнем на неё этой волшебной жидкостью – и победа за нами.
На радостях он выдул огромный пузырь, в котором поместился целый музейный зал. В стеклянных витринах стояли старинные греческие вазы. По их черным бокам бежали, прыгали, бросали копья и неслись в высоких колесницах древние спортсмены-олимпийцы.
Пузырь взлетел над Петькиной головой, и Петька увидел себя возле витрин вместе со старшим братом – пятиклассником Антоном. Антон уже прошел в школе историю Древней Греции. Петька с жаром теребил брата, расспрашивая про древние Олимпийские игры. Однако Антон отвечал на удивление вяло и все оглядывался, ища скамейку. Он был бледен, ему хотелось сесть.
– С Антоном неладно, – сказал себе Петин Сон. Дунул. Олимпийцы исчезли, а Петька снова очутился на плоту под пестрым раздутым парусом.
Сон же приложил к губам дудочку, но уже не заиграл, а свистнул. Никто не отозвался. Он свистнул погромче. На соседней кровати что-то шевельнулось. Из-под одеяла вылез Антошкин Сон и сел на край подушки. Он был тяжелый, скучный, здоровье в нем еле поскрипывало.
– Что с тобой? – спросил Петин Сон.
– Вчера Антон выпил холодного кваса. Застудил горло и теперь.
Договорить не удалось. Из угла с визгом выскочила Ангина, набросилась на Антошкин Сон, схватила здоровье и, позвякивая стекляшками, вылетела в окно.
– Ты что же не защищался? – возмущенно закричал Петин Сон.
Где мне после холодного кваса! Сил нет, – Антошкин Сон вяло повалился на подушку.
Маленькое облачко в черную и белую клетку поднялось и задрожало в воздухе.
Антон застонал, но не проснулся.
– Плохо дело, – вздохнул Петин Сон. – Надо маму звать.
Он снова приложил к губам дудочку. Тихие звуки полетели в соседнюю комнату. Чуткий Мамин Сон сразу все понял и спрятался под кровать. Мама открыла глаза, быстро встала и вошла в комнату к детям.
Отпугнет ангину он
Кислый, желтенький. (лимон)
День начался с пропажи. Ну ладно бы, носок пропал или ботинок куда завалился. Рубашка в конце концов! Но не обнаружить рано утром на соседней кровати родного брата – это уже слишком. Умываться пошел? Как же! А одеяло? А подушка?
– Мама! – закричал Петька. – Где Антон?
– Тише, – сказала мама, – захворал Антон, горло ночью заболело, температура высокая. Я его в большую комнату переложила.
Она на всякий случай посмотрела и Петькино горло, убедилась, что все в порядке, и пошла звонить на работу. Предупредила, что не придет, с больным сыном останется.
Петька встал и нехотя начал делать зарядку. Вообще, он любил как следует поразмяться утром. Любил побегать вместе с папой и братом вокруг дома, если, конечно, погода хорошая. Но сегодня Антон лежал больной, папа был в командировке, а в одиночку дело шло совсем плохо. Петька помахал руками, кое-как присел и собрался уже натягивать костюм для бега, да случайно взглянул в окно. А там! Небо затянуто серыми тучами, на дороге грязное месиво из тающего мартовского снега, моросит колючий весенний дождь. Серый день, слякоть! Бег отменяется! Настроение совсем испортилось.
– Ну нет, – одернул сам себя Петька, – ишь навалилась куча неприятностей! Не сдамся! Папа говорит, что с ними нужно бороться!
Он выпрямился, вдохнул полной грудью и сделал зарядку по всей форме. Потом подошел к окну, показал язык слякотной погоде и побежал в ванную.
Душ, завтрак, ранец на спину – и в школу. Был последний день третьей четверти. Ученику 2-го класса «Б» Петру Лыкову предстояло вечером порадовать маму пятеркой по чтению. Когда такая радость – уроки летят быстро.
Из школы он шел один, мучительно соображая, чем бы заняться.
«В цирк билеты пропадают – это ясно. Они на сегодняшний вечер. Мама Антона не оставит, папа в командировке, идти не с кем. Эх, жаль, лошадь белую не увижу. Клоунов жаль, фокусников. Канатоходцы – ладно. Я на них все равно никогда не смотрю, только хлопаю, когда вниз слезут. А вот лошадь. – Петька вздохнул. – Может, по телевизору что хорошее покажут? Сказку волшебную дочитаю, да ещё доски для плота найти надо!» – вспомнил он и принялся внимательно глядеть по сторонам.
В широкой канаве среди грязных обломков льда плавал огромный щит с надписью «Родители! Не допускайте детей на стройплощадку!».
«Плотик что надо!» – обрадовался Петька, резко обернулся в поисках шеста, но вдруг увидел у своего подъезда «скорую помощь».
«К нам!» – решил он и со всех ног рванул домой.
Нарисованы и пронумерованы 1 заяц, 2 аист, 3 рак, 4 ящерица, 5дикобраз, 6 курица 7 акробат, дан кроссворд – столбик в одну клеточку с цифрами.
Кто нарисован на картинках? Впиши первые буквы в клеточки и отгадай кому из этих персонажей знакомо то слово, которое получилось? (Зарядка)
Навстречу из квартиры вышли мама, врач и молоденькая медсестра с чемоданчиком. Врач внимательно посмотрел на Петьку.
– Брат? – спросил он у мамы. Мама кивнула.
– Изолируйте! – строго сказал доктор. – Ангина – вещь заразная, – и пошел к машине, объясняя маме про витамины и настой липового цвета.
Медсестра двинулась за ним, Петька потянул её за рукав:
– А чем меня будут изолировать? – спросил он. Ему приходилось видеть, как папа, когда чинил утюг, заматывал провод изоляционной лентой изолировал. А вот чем его, Петьку, замотают, было не ясно.
Медсестра остановилась и объяснила:
– Когда в доме больной гриппом или ангиной, дети не должны входить к нему в комнату. Это и есть изоляция. Ты к Антону не заглядывай, пусть поспит спокойно. Тогда его здоровье скорее вернется, да и сам не заболеешь.
Обед ждал на столе. Петька вымыл руки и тихонько посвистел. Из-под шкафа вышел маленький хомяк по кличке Киселев, сел на задние лапки и уставился на хозяина.
– Привет, – сказал Петька, заглянул в чашку и добавил: – На третье компот. Твоего любимого молочного киселя нет. Грушу хочешь? – он вытащил черную разваренную грушу.
– Сколько раз говорила: не корми хомяка у стола! – воскликнула мама. У домашних животных: хомяков, кошек, собак должно быть свое место для кормежки.
– Давай заведем собаку! – в тысячный раз попросил Петька. – Мы её кормить всегда в одном месте будем.
– Для вас с Антоном не собаку, а розги надо завести да драть как Сидорову козу, – ответила мама и вышла. Хомяк почему-то засопел.
– Думаешь, правда драть будет? – спросил у него Петька и успокоил: Не бойся. Не знаю как эту козу, а нас с Антоном за всю жизнь пальцем не тронули.
– Драть вас надо за то, что здоровье не бережете, – продолжила мама, вернувшись с рецептом. – Антон вчера кваса холодного напился, ты сегодня полные сапоги воды начерпал, тоже мог простудиться. Так что надень сухие носки, ботинки и иди в аптеку. Купи витамины. Да смотри – лужи обходи.
– Хорошо, хорошо, – радостно закивал Петька, – я в старую аптеку пойду, к ней дорога посуше.
Он быстро переобулся, схватил рецепт, деньги, сунул в карман Киселева и побежал.
Петька жил в новом районе на самом краю Москвы. От прежних построек сохранилось только одно старое здание – двухэтажное, с кружевными балконами. На стене сияли доски из блестящего металла. На каждой – фамилия какого-нибудь знаменитого врача, побывавшего в этом доме. Врачи ездили сюда к своему другу – аптекарю. Висели ещё две доски, попроще. Белая и черная. На белой ярко выделялись слово АПТЕКА и зеленый крестик, на черной было написано: «Памятник архитектуры XIX века. Охраняется государством».
Петька считал, что другой аптеки-памятника просто не существует и что ему очень повезло: не каждый может похвастать, что покупает мыло и зубную пасту в памятнике.
Аптека поражала не только снаружи. Внутри тоже было на что посмотреть. Маленькие резные шкафчики светились разноцветными стеклами. На прилавке сидели деревянные львы. В стене напротив окна виднелись три двери. Две обычные, а третья на массивных петлях, с колокольчиком. Ею никогда не пользовались.
Работала здесь добрая старушка Варвара Сидоровна. Когда Петька первый раз попал в аптеку, он очень удивился всему, что увидел. Даже спросил старушку, не боится ли она больших львов. Старушке шутка понравилась. Они подружились.
Однажды Варвара Сидоровна дала ему посмотреть две таблицы. На одной был нарисован человеческий скелет, а на другой – то, что у людей внутри.
Каждый человек, объяснила старушка, должен знать строение своего тела. Это поможет ему поддерживать организм в порядке, а значит, сберечь самую большую ценность – здоровье. Петька внимательно рассмотрел таблицы, а на следующий день пришел с альбомом и кое-что перерисовал. Рисунки показал своим друзьям. Ребята рисунки похвалили и одобрили Петькино решение стать врачом. Обещали, что будут приводить к нему на лечение всех своих родственников. Сами они в будущем болеть не собирались. Варвара Сидоровна тоже похвалила рисунки. Назвала Петьку любознательным, старательным, обещала познакомить со своим внуком Сидором, студентом мединститута.
Про Сидора Петька слышал не раз. Студент со школьных лет увлекался биологией. Биология – это такая наука, которая изучает на Земле все живое. От самых маленьких существ – микробов до самых больших – китов. И растения биология изучает: они ведь тоже живые. Петька узнал от Варвары Сидоровны, что слово «биология» не русское, а древнегреческое, состоит из двух слов: «биос» – жизнь и «логос» – учение. Вот это самое учение о жизни Сидор и начал постигать в кружке юных биологов при зоопарке. Петька решил туда через два года записаться. Только Сидор ухаживал за ламами, муфлонами и козлотурами, а Петьку больше привлекали лошади, пони и зебры.
Вот и сейчас, внимательно обходя лужи, он думал о лошадях. Если бы у него была лошадь, то можно было бы ехать по воде не глядя под ноги.
Уважаемые родители и воспитатели!
Наша книга условно разделена на несколько смысловых частей. После каждой части мы предлагаем вам несколько вопросов и заданий, которые рекомендуем проработать с детьми. Это будет способствовать закреплению тематического материала, который был подан в условной игровой форме.
Тема 1 Общее знакомство с телом человека.
Разберите с ребенком рисунки, выполненные героем книги.
Подробно разберите строение скелета. Попросите ребенка сделать простейшие физкультурные упражнения и объяснить, какие части скелета в них задействованы.
Попросите ребенка показать место расположения сердца, желудка, печени, кишечника.
Эти знания необходимы для того, чтобы в случае болезни мальчик или девочка могли как можно точнее ответить на вопрос: «Что у тебя болит?»
Совет. Разбирая с ребенком тему не упоминайте о болезнях!
Научите ребенка считать пульс. Частота пульса у детей 7-9 лет выше, чем у взрослых и составляет от 90 до 80 ударов.
Пусть ребенок просчитает свой пульс в покое.
Попросите ребенка сделать десять прыжков на месте. Предложите снова сосчитать пульс. Он будет чаще.
Для ускорения реабилитации, то есть восстановления привычного состояния организма, предложите ребенку сделать три медленных глубоких вдоха. Попросите его запомнить это упражнение и в случае необходимости к нему прибегать.
Дверь с колокольчиком
Перед аптекой Петька аккуратно вытер ноги. Привычно толкнул дверь, вошел, но вместо старушки обнаружил за прилавком незнакомого молодого человека. Он взял рецепт, посмотрел и сказал:
– Придется немного подождать. Заведующая за товаром уехала. Как раз витамины кончились.
– Можно, я тут подожду? – спросил Петька.
– Можно. – Молодой человек открыл учебник английского и стал выписывать слова на маленькие бумажки.
Петьке пришло в голову, что незнакомцу не очень хочется заниматься английским и он рассказал ему о своих несчастьях. Потом достал из кармана хомяка.
– Симпатяга. Как его зовут? – незнакомец почесал зверька за ушком.
Киселев. Он молочный кисель любит. А я Петр, можно Петька.
Здорово! Я Сидор, – незнакомец протянул руку.
– Ой, вы бабушкин внук?
Конечно, все мы бабушкины внуки.
– Я с вашей бабушкой знаком. Мы с ней друзья. Жаль, её нет. Уж она наверное знает, как от этой старой аптеки пройти туда, где Ангина прячет Антонове здоровье, – он хитро посмотрел на студента.
– А-а, – кивнул головой Сидор, ничуть не удивившись, – известное место, только далеко.
– Ничего, – обрадовался Петька, – у меня время есть – каникулы. А как пройти?
– Видишь дубовую дверь с колокольчиком? Закрой глаза, толкни её и ступай. Попадешь куда надо. Да Киселева возьми. Он у тебя санитаром будет, – и Сидор сделал хомяку маленький белый колпачок из кусочка марли.
Петька сказал «спасибо», свистнул хомяку, толкнул резную дверь и не глядя шагнул вперед.
Под Кудыкиной горой
Когда Петька открыл глаза, кругом шумел лес. Майский, с нежной зеленой листвой и желтыми одуванчиками, украшавшими придорожный бугор. Кроме одуванчиков бугор украшал Киселев. Он сидел на чемоданчике с красным крестом. Пройдя через дубовую дверь, хомяк вырос: стал выше Петьки. И приоделся – на голове белая шапочка, на плечах халат, как у доктора.
– Вы чего в цветы уселись? – от неожиданности Петька обратился к хомяку на «вы».
– Я не в цветы, я рядом, – Киселев встал.
– Ой, – испугался Петька, – ты говорить умеешь? – он снова перешел на «ты».
– Если думал, что не умею, то кому вопрос задал?
– Если мне, то я ответил. – Хомяк поправил халат. – Пошли?
– За Кудыкину гору. Тошкино здоровье выручать.
Петька оглянулся. За спиной действительно возвышалась гора. Под горой на дороге стояли указатели и разноцветные щиты. Голубой предлагал летать самолетами Аэрофлота, зеленый призывал беречь лес, на красном сияли цифры 01. Стрелка нового пластмассового указателя подсказывала, как пройти к санаторию «Свет и воздух».
– Нам сюда, – Петька ткнул пальцем в пластмассу. – Здоровье всегда в санаториях берут. Его там выдают по путевкам.
– Но у нас нет путевки, – возразил Киселев.
– Нет, там нам ничего не выдадут. Ангина утащила Тошкино здоровье совсем в другую сторону, – и хомяк потрогал замшелый столб, тоже увешанный указателями.
Они были повернуты в противоположном от санатория направлении и очень удивили Петьку. «Страна ватных одеял», например, было не написано, а выклеено из перьев. Найти дорогу к замку Зубной Боли помогал огромный леденец, каким-то хитрым образом приклеенный к столбу. Если кто хотел попасть в Растяпию, то должен был следовать в направлении указанном на костыле. Названий Петька насчитал штук десять – и одно чуднее другого. Под каждой надписью было указано расстояние. Дальше всего находилось королевство Простуды.
– Ангина утащила здоровье к Простуде. Так что нам туда, – пояснил хомяк.
– Далеко, – вздохнул Петька. – Не устанешь чемоданчик нести?
– Устану – тебе отдам.
– Всякие штуки медицинские. Бинты, йод, горчичники.
– Ой, йод, горчичники! Это я не люблю! И зачем их брать – тяжесть лишняя?
– В пирожных ковыряйся: корзиночку люблю, эклер не люблю! рассердился Киселев. – А в медицине ничего лишнего нет.
– Ты-то откуда знаешь?
– Сидор сказал. Он дал чемоданчик и велел открывать его только в случае опасности. Все, что нужно, из него само выскакивать будет.
– Всю жизнь мечтал, чтобы на меня горчичник выскакивал, – развел руками Петька.
– Надо будет, так выскочит. И вообще, ты меня слушайся. Я санитар, хомяк поправил шапочку, – меня Сидор назначил. Да и выше я тебя на целых десять сантиметров.
«Выше ещё не значит умней. » – подумал Петька, но спорить не стал. Честно говоря, рядом с Киселевым он чувствовал себя значительно увереннее.
– Пошли, – хомяк прыгнул с бугра в сухую дорожную пыль и запел:
Старший брат сражен недугом
И один не справится!
За здоровьем вместе с другом
Младший брат отправится. мороСил дОждь, зАвывал ветеР, Колины ботиНки проМокли насморк
Поставь прописные буквы в соответствии с цифрами и ты прочтешь, какая неприятность случилась после этого с Колей.
Спев про старшего брата Киселев затянул новую песню
Возле нашего двора
Есть Кудыкина гора.
Над горою ветры дуют За горою солнце спит,
Под горою рак зимует
На вершине рак свистит.
Весь четверг дожди и грозы
Рыбы плавают с зонтом
Бродят сидоровы козы
Носят воду решетом.
Там Макар телят не гонит
Из бездонных бочек пьет.
Лошадь бубликами кормит,
Ну а дырки сам жует
Что упало и пропало
Тоже под гору попало.
Вот какая есть гора
Возле нашего двора.
«Хорошо, что он поет, – рассуждал про себя Петька. – С песней идти веселее. Я тоже сейчас спою. Про веселый ветер. Очень походная песня».
Но запеть походную песню не удалось. С горы послышался свист.
– Рак на горе свистнул, – сказал Киселев, прислушиваясь.
– Что это он надумал? – как можно безразличнее спросил Петька. Пусть Киселев не воображает, что свистящие раки – диковинка, известная только хомякам.
– Опасность заметил. Предупреждает. С горы далеко видно – вот он и свистит в случае чего, – хомяк принюхался.
– Он теперь всегда на горе живет? – продолжал Петька знакомство с невидимым раком.
– Нет. Зимует рак вон там. Ой! – Киселев схватил Петьку за руку, и они оказались в придорожной канаве.
– Хулиганы! Чуть не раздавили! – отскакивая в сторону, возмущенно каркнула ворона.
– Извините, мы нечаянно. – Петька потер ушибленный бок.
– Редкое явление природы – вежливые хулиганы! Разрешите рассмотреть поподробнее! – Ворона надела очки и добавила: – Ладно, я не сержусь. Вы от Кашля с Насморком прячетесь?
Тут только Петька заметил тех, кто так напугал хомяка и о ком предупреждал рак.
На берегу того самого болота, где, как уверял Киселев, раки зимуют, сидели двое. Один толстый и красный, другой тощий и бледный.
– Апчхи, счастливого пути, – говорил бледный.
– Кхе-кхе, желаю удачи, – вторил красный.
– Странно, – удивился Петька, – они с кем-то прощаются, а никто не уходит.
– Зато сколько улетает! – проворчала ворона. – Красный Кашель говорит «кхе-кхе» и выпускает на волю множество невидимых кашлей. Его дружок Насморк желает счастливого пути своим капельным насморкам, и те разлетаются во все стороны.
– Ага, – задумчиво протянул Петька, – теперь ясно, почему говорят воздушно-капельная инфекция.
– Почему? – не понял Киселев.
– Ну как же, эти кашлюшки и насморчишки очень маленькие. А маленькое часто называют «капельное».
– Позволю себе заметить, – вмешалась в разговор ворона, – передачу инфекционных заболеваний называют капельной потому, что маленькие кашли и насморки, перемещаясь по воздуху в каплях слюны.
– Короче, когда чихаешь, надо рот платком закрывать, – нетерпеливо сказал Киселев. – Простое правило, которое знают все, кроме этих двух, продолжал он сердито, – ишь расфыркались! Вон ребенок рядом. Проглотит кашлюшку или насморчишку – и заболеет.
Петька приподнялся на цыпочки и выглянул из канавы. В кустах лежал связанный мальчик лет шести.
– Ой. Худой-то какой! – пожалел его Петька.
– И не говори, – вздохнула ворона. – Никакого телосложения, одно теловычитание. А ведь как о нем заботятся! Папа, мама, две бабушки, два дедушки и старшая сестра не дают Егорушке, так мальчика зовут, шагу без присмотра ступить. Но с ним все равно постоянно что-то происходит.
– У семи нянек дитя без глазу, – заметил хомяк.
– Нет, нет, – ворона поспешно поправила очки, – с глазами у него все в порядке. А вот дырка в зубе есть, аппетит плохой. Вчера он коленку разбил, а сегодня, пожалуйста, попал в лапы Кашля и Насморка. В общем, здоровье у ребенка растеряно по частям, – ворона вздохнула и добавила: – Я, собственно, из-за него в канаве оказалась. Хотела отнять у негодяев. Но не справилась. Кашель схватил меня, ученую ворону, за лапу и зашвырнул сюда.
«Вот почему она так длинно объясняет, – подумал Петька, – ученые знают слишком много разных слов. Им все сразу сказать хочется».
– Они его к Простуде тащили? – спросил Киселев.
– К ней, – опять вздохнула ворона, – отдохнут и дальше двинутся.
– А кто она такая, Простуда? – Петька посмотрел сначала на хомяка, а потом на ворону.
– О-о! Простуда – злая королева многих болезней! – пояснила ворона. Если человек не любит свежий воздух, кутается, боится холодной воды, в общем, не закален, Простуда тут как тут! И не одна, а со всей своей свитой: Кашлем, Насморком, Ознобом, Высокой Температурой. Они хватают больного и начинают его мучить.
Надо спасать! – хомяк открыл чемоданчик.
Проведите с ребенком работу по тренировке памяти и логического мышления – попросите его вспомнить пословицы и поговорки части из которых встречаются в песенке, которую поет Киселев.
Запахло мятной зубной пастой. Из чемоданчика медленно выплыла красивая дама в голубом длинном платье. Мятным настоем запахло сильнее. Дама качнулась в воздухе, приблизилась к Петьке, погладила его по голове, ласково спросила:
Вслед за дамой выскочил небольшой крепкий мужичок в кепке и желтом костюме. Под мышкой он держал два термоса. Запах мяты смешался с запахом горчицы.
– Может, кашляешь? – затараторил мужичок. – Это мы мигом. Маслицем подсолнечным спинку смажем, горчичничек прилепим – и порядок, здоров, – он протянул Петьке термос в полоску.
– Нет, нет, спасибо! Я здоров! – Петька попятился.
– В вашей помощи нуждается лицо, лежащее в кустах у болота, произнесла ворона научным голосом, заложила крылья за спину и прошлась по канаве.
– Все полечим: лицо, пятки! – заверил Горчичник.
– Я имею в виду лицо как единицу измерения, – ученая ворона протерла очки. Она, по всей видимости, собиралась прочесть лекцию, но ей снова помешали.
– О, ужас! – вскрикнула голубая дама. – Насморк опять к маленькому привязался! Забыл, видно, кто такая – Мятная Капля! – дама взвилась в воздух.
– Кто такая – Мятная Капля? – спросил Петька у мужичка.
– Это она сама и есть. Очень полезная особа. Зубная паста – она, капли в нос от насморка опять она, леденцы от кашля снова Мятная Капля! Без неё никуда. Ну и я, конечно, кое-что могу. Я Горчичник. – Мужичок вытащил из кармана три луковицы. – Ты вот что, милок, пожуй-ка пока луковку. Вы, ребята, тоже по кусочку откусите, не бойтесь, – обратился он к вороне и хомяку.
– Это ещё зачем? – недовольно спросил Киселев.
– О, лук – замечательное средство. Если рядом кто кашляет или чихает, первое дело – лук пожевать. В луке много полезного в том числе и фитонциды, лекарство такое природное. Очень их Насморк боится.
Петька с Киселевым запихали в рот по маленькой луковке и начали мужественно жевать. Ворона быстренько запрыгала на другой конец канавы.
– Э-э нет, – Горчичник двинулся за ней, – так не пойдет.
Он очистил луковицу. Ворона со вздохом клюнула кусочек.
– Другое дело, – одобрительно сказал Горчичник и, протягивая синий термос, попросил Петьку: – Ты, милок, мне водички тепленькой на спину плесни.
– А вы сначала хотели маслом спину мазать? – напомнил Петька, выплевывая луковую кашицу. – Уф, – сморщился он, – нафитонцидился.
– Вот и славно. Вот тебе мятная конфета, – улыбнулся горчичник и дал Петьке леденец. – А что касается маслица, то им спину мажут только хорошим людям. Тебе например, чтоб не больно было. Прекрасный способ: марлю смочить теплым подсолнечным маслом, приложить к спине. Сверху – мокрый горчичник, да полежать в тепле минут двадцать. И не щиплет, и болезнь выгоняет. Но уж Кашель я припеку как следует. Ты только водички плесни.
– Вы пиджак снимите, – попросил Петька,
– Лей прямо на него, в нем в желтеньком, вся моя сила! Петька плеснул на спину Горчичнику теплую воду, тот радостно поежился, выскочил из канавы и побежал к болотцу.
Тем временем Мятная Капля опустилась с небесной высоты прямо на длинный распухший нос Насморка, вцепилась в него и принялась трепать из стороны в сторону. Насморк завыл, заскулил, заметался и взвился в воздух. Но Капля держала его крепко. Увидев, как обернулось дело, Кашель сорвался с места, собираясь бежать. Да не тут-то было! Горчичник навалился ему на спину своей спиной, оторвал ноги от земли и, весело покрякивая, задрыгал ими. Кашель взвыл громче Насморка, попытался стряхнуть Горчичник, но не смог и взлетел.
– Что теперь будет? – со страхом спросил Петька.
– Мятная Капля и Горчичник станут гонять Кашель и Насморк до тех пор, пока те не выдохнутся, – ответил Киселев, вылезая из канавы. – Пойдем Егорушку развязывать. Бери чемоданчик. Он, кстати, полегче стал. Лишняя тяжесть – Горчичник улетел, хомяк укоризненно покосился на Петьку.
Ладно, ладно, – примирительно сказал тот, я же не знал, что Горчичник такой отважный.
Разберите с ребенком следующую ситуацию: по дороге из школы ребенок промочил ноги и очень замерз. Он вернулся домой, а дома никого нет. Что нужно сделать?
1. Вымыть ноги теплой водой.
2. Надеть сухие носки, теплый свитер.
3. Выпить теплый чай с медом или малиной.
4. Подержать во рту лимонный сок или дольку лимона.
5. Можно высосать мятный леденец.
Петька выбрался из канавы, взял чемоданчик и двинулся за Киселевым. Ворона остановила его:
Хочу обратить твое внимание на состояние брюк. У меня создается впечатление.
– Петь, отряхни колени, – сказал он и, обращаясь к вороне, добавил: Говори короче, не умничай!
– Умолкаю навсегда! – ворона обиделась, надулась, взлетела на ветку дуба и села носом к стволу. Стряхивая прошлогодние листья, Петька наклонился. Вдруг кто-то длинный, тощий, как Насморк, и красный, как Кашель, выскочил из рощи, перелетел через Петькину спину, оттолкнул Киселева, подхватил связанного Егорушку и припустился бежать по дороге. Через секунду лесная чаща скрыла грабителя.
– Ужас, конец, все пропало! – заорала забывшая обиды ворона.
– Кто это? Объясни толком. – Хомяк подбежал к дереву.
– Высокая Температура, её послала Простуда.
– Ясно! Ведь можешь без лишних слов! – похвалил птицу Киселев. Догоним, – он резко повернулся и застыл на месте: следов на дороге было видимо-невидимо. Какие принадлежали похитительнице, ни хомяк, ни Петька не знали.
Они в растерянности посмотрели на ворону.
– Горячие, – ворона склонила голову и скосила правый глаз.
– Что горячие? – хором спросили друзья.
– Вы же просили короче, – ворона ковырнула лапой ветку и снова отвернулась. Обиду вспомнила.
– Теперь не вредничай! – рассердился Киселев. – Ребенок в беду попал, а ты обиды разводишь. Нашла время. Знаешь, так объясни.
– Высокая Температура оставляет горячие следы, – быстро затараторила ворона. Ей стало стыдно.
– Поищем, – Киселев наклонился над дорогой, пытаясь определить, какой след теплее. Это оказалось нетрудно. – Нашел, идем, – позвал он Петьку.
Друзья быстро двинулись по горячим следам. Ворона старалась не отставать и объясняла на лету:
– Высокая Температура долго бежать не сможет. Устанет да сядет на полянке отдохнуть. Вот тут-то вы её и нагоните. Только вам сначала к козе Белле завернуть придется.