Рассказы для детей — Лев Николаевич Толстой
1. Галка и кувшин
2. Крысы и яйцо
3. Жучка
4. Волк и коза
5. Обезьяна и горох
6. Мышка, кот и петух
7. Лев и мышь
8. Варя и чиж
9. Старик и яблони
10. Старый дед и внучек
11. Лгун
12. Пожарные собаки
13. Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить
14. Муравей и голубка
15. Куда девается вода из моря?
16. Косточка
17. Какая бывает роса на траве
18. Курица и ласточка
19. Лисица и виноград
20. Осязание и зрение
Галка и кувшин
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
Галке нельзя было достать.
Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.
Крысы и яйцо
Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть; но видят, летит ворона и хочет яйцо взять.
Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? — не схватить; катить? — разбить можно.
И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащила яйцо под пол.
Жучка
Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень.
Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость.
Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
Волк и коза
Волк видит — коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: «Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще».
А Коза говорит: «Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме хлопочешь».
Обезьяна и горох
(Басня)
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.
Мышка, кот и петух
Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
«Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».
Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»
Мышка сказала: «Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!»
— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
Старая мышь сказала: «Дура ты, дура. Ведь это сам кот».
Лев и мышь
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро».
Варя и чиж
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
Варя пришла к чижу. — «Пора тебе, чиж, петь».
— «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».
Старик и яблони
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Старый дед и внучек
(Басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Варя и чиж
Рассказ сказка Льва Толстого «Варя и чиж»
Очень умная сказка есть у Льва Толстого, называется она «Варя и чиж». Читая текст такой сказки, дети сразу задумаются над поступком девочки. Они постараются создать своё продолжение. Всё зависит от того, чью позицию выберут малыши. Если они будут на стороне чижа, то девочка в сказке откроет клетку, и птица вылетит на свободу. Если малыши захотят, встать на сторону Вари, тогда чиж порадует её своей песней, будучи в клетке. А в награду за это, девочка откроет дверцу клетки. А сказка невероятно короткая.
Пересказ
У девочки по имени Варя был чиж. Может быть, его поймали и подарили девочке. Может быть, на птичьем рынке купили. Сидела эта птица в клетке. Никто от неё ни одной песни не слышал. Варя решила поговорить с чижом и заставить, а может быть уговорить, запеть, так как долго он уже у них дома, а так ни разу и не запел. Чиж скучал в неволе. Он об этом сказал девочке, уверив её в том, что на свободе он точно будет распевать свои песни.
Мораль сказки
Содержание сказки заставляет о многом задуматься. Откроет ли клетку Варя? Выпустит ли девочка чижа на свободу? А самое главное: отплатит ли своей спасительнице добром чиж за свою свободу?
Использование произведений
Сказки из книги Льва Николаевича стали часто использоваться в обучении и воспитании школьников младших классов. Это правильно, так как эти произведения были созданы специально для детей, чтобы они помогали в воспитании нравственности. Те слова, которые будут для детей непонятными, требуют пояснения со стороны взрослых воспитателей, педагогов и родителей. Процесс познания новых слов – это естественный метод в обучении малышей. Ребёнок очень мал, опыт в жизни у него невелик. Слова, которыми пользуется Толстой, уже вышли из употребления в современном мире. Их дети уже не услышат, но понимать их значения должны. В противном случае для детей останется загадкой всё содержание тех сказок, за чтение которых берётся малыш. Самое главное, что должны будут дети вынести для себя из сказки «Варя и чиж»: сажать зверей и птиц в клетки нельзя. Это равносильно для них мучению, которое таким образом применяет для них человек.
Толстой – великий писатель
Все, кто занимается делом воспитания подрастающего поколения, очень благодарны ему за такое наследие в виде целой книги сказок. Каждая из них, даже самая маленькая сказочка, очень полезная, ёмкая по содержанию и мысли, заложенной в ней. Только эту мысль, этот главный воспитательный момент, нравственный урок для малышей должны найти взрослые сами.
Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Варя и чиж» онлайн бесплатно и без регистрации.
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
Варя пришла к чижу. — «Пора тебе, чиж, петь».
— «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».
Рассказа л толстого у вари был чиж
Короткие рассказы Льва Николаевича Толстого, сочинённые им специально для обучения детей чтению, широко применяются в обучающей литературе. Тексты имеют интересное содержание.
Короткие рассказы для детей
Собака и тень
Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
Настина кукла
Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочкой. Мама дала Насте для куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.
Дети и ёж
Нашли дети ежа на траве.
— Бери его, Вася, на руки.
— Мне колко.
— Ну, клади шапку на землю, а я скачу его в шапку.
Шапка была мала, и дети ушли, а ежа не взяли.
Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать.
— Дай мне, мой конь.
— Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.
Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.
Варя и чиж
У Вари чижу был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
Варя пришла к чижу.
— «Пора тебе, чиж, петь».
— «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».
Лев, медведь и лисица
Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.
Старик и яблони
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Две крысы
Баба и курица (быль)
Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое нестись будет. Так и сделала. Но курица зажирела и вовсе перестала нестись.
Весна
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.
Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, всегда в шкафу, за то, что ты трус.
Лев и мышь (Басня)
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро».
Волк и старуха
Собака, львица и щенок
В одном зоопарке собака долго воспитывала молодую львицу. Львица выросла, но всегда слушалась собаку. И когда у собаки однажды появился маленький щенок, львица ежедневно помогала собаке. Она обычно смотрела за щенком, учила его. Если щенок убегал, львица всегда находила его и переносила на место.
Волк и собака
У Розки были щенки во дворе на сене.
Розка ушла.
Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку.
Розка пришла, не нашла щенка и выла.
После нашла щенка и выла возле печки.
Дети сняли щенка и дали Розке.
И Розка снесла щенка во рту на место.
Птица свила себе гнездо на кусте. Дети нашли гнездо и сняли на землю.
— Гляди, Вася, три птички!
Наутро пришли дети, а гнездо уже было пусто. Жалко было.
Источник «Хрестоматия для маленьких» М. 1987
Конспект занятия «Чтение рассказов Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Варя и чиж»
Коровина Анастасия Владимировна
Конспект занятия «Чтение рассказов Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Варя и чиж»
Донести до сознания детей замысел автора (нужно всегда говорить правду; в неволи птицы не поют, воспитывать доброе отношение ко всему живому. Развивать активность, память, мышление. Учить, тому, что у рассказа есть автор. Тема недели космос.
Материал и оборудование: презентация, проектор, тексты рассказов «Правда всего дороже», «Варя и чиж», иллюстрации к рассказам, медальки ракет. Картинки солнышко и тучки, разнос для рефлексии.
Здравствуйте ребята. Посмотрите что это? (картинка космоса).
А как вы это поняли?
Звучит музыка из м. ф «Лунтик», ребята кто это к нам в гости пожаловал? Конечно, вы его узнали, это лунтик. Он прилетел к нам из космоса и говорит что Кузя, его друг, подарил ему интересную книжку с рассказами, но к сожалению он не разобрался о чем в них говориться, поможем, Лунтику понять смысл этих рассказов? (ответ детей)
Давай лунтик почитаем первый рассказ. (рассказ в картинках)
Первый рассказ «Правда, всего дороже»
«Мальчик играл, разбил ничайно дорогую чашку. Ни кто ни не видел.
Отец пришел и спросил:
Мальчик испугался и сказал
Спасибо, что сказал правду».
О чем говориться в рассказе? Правильно ли поступил мальчик, сказав правду папе, что разбил чашку? А вы всегда признаетесь родителям в совершении плохих поступков? Лунтик теперь тебе понятно, о чем этот рассказ? Да ребята спасибо вы понятно объяснили.
А давайте теперь о, поиграем не много. (Ответы детей)
Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)
Вот замечательно мы отдохнули, поиграли, слышите, ребята Лунтик зовет нас. Он хочет чтобы мы с вами, прочитали еще один интересный рассказ, идём? А называется он «Варя и чиж»:
«у Вари был чиж. Чиж жил в клетки и ни разу не пел.
-Пора тебе чиж петь.
-Пусти меня, варя на волю, на воле буду петь весь день?»
Ребята, почему не пел в клетке? Почему, чиж просился у Вари на волю?
Лунтик, а здесь тебе всё понятно?
Да ребята спасибо, теперь мне всё понятно. С вами так интересно. Ой я совсем забыл мне пора возвращаться домой, а то мои друзья меня потеряют. До свиданья ребята!
ДО СВИДАНЬЯ ЛУНТИК, ПРИЛЕТАЙ КНАМ ЕЩЕ!
Скажите ребята кто прилетал к нам в гости? Какие рассказы мы читали?
А в какую весёлую игру мы играли, когда отдыхали, а в кого превращались?
Ну а теперь скажите, у кого какое настроение стало? Кому все понравилось, возьмите солнышко и положите на одну сторону разноса, а кому нет, то грустную тучку и положите на другую сторону разноса. Вижу, что занятие понравилось всем.
Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (старшая группа) Задачи. Закрепить представление детей о фруктах. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ.
Конспект занятия «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек» Целевые ориентиры: Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок.
Конспект НОД «Чтение рассказов Константина Ушинского» Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное.
Конспект НОД в младшей группе «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Пришла весна» Программное содержание. Познакомить детей с рассказом Л. Н. Толстого «Пришла весна».Заинтересовать детей, помочь с помощью наглядного материала.
Конспект образовательной деятельности «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов-описаний об игрушках» Конспект занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет Дата: Подготовила воспитатель: Организационная.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказов из книги Ю. Грибова «Мой дедушка — егерь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.
ОД по развитию речи «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше» во второй группе раннего возраста Цель: познакомить с рассказом Л. Н. Толстого; способствовать формированию умения детей слушать рассказ без наглядного сопровождения. Задачи:.
Открытое занятие по формированию ЗОЖ «Здоровье — дороже всего» в разновозрастной группе Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»; Тип:.
Совместная деятельность воспитателя с детьми «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.
Инсценировка «То, что дороже всего на свете» по сказке Яны Сипаткиной «Волшебное дерево» Действующие лица: Миша сирота Сторож с ключами Голос дерева желаниий Мама Папа На сцене большой экран, на котором проецируется эпизоды из.
Рассказы Льва Толстого для детей 3-4 лет
Рассказы Толстого Льва Николаевича для младших дошкольников
Белка и волк
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня. Волк сказал:
— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
— Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Зайцы
Зайцы по ночам кормятся. Зимой зайцы лесные кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимями и травой, гуменники — хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники—и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали, но трусость спасает его.
Заяц ходит ночью по полям без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу, и начинает от страха метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь — опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.
Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
Ленивая дочь
Мать с дочерью достали бадью воды и хотели несть в избу.
— Тяжело нести, дай я воды солью немного.
— Сама дома пить будешь, а если сольёшь, надо будет идти в другой раз.
— Я дома не буду пить, а тут на весь день напьюсь.
Пришла весна
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети побежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали.
Таня знала буквы
Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле, будто школа.
— Учи, кукла, буквы! Это А. Это Б — Бе. Смотри, помни.
Тетерев и лиса
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
— Или ты меня боишься? — сказала лисица.
— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.
— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут, кабы по старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
— А кто их знает! — сказала лисица. — Может они указа не слыхали.
У Вари был чиж
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу
— Пора тебе, чиж, петь.
— Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.