Как описать Рукодельницу и Ленивицу в сказке «Мороз Иванович»?
Литературное чтение 3 класс Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова:
трудолюбивая, заботливая, добрая, ласковая, отзывчивая, грубая, скромная, самонадеянная, невнимательная, неблагодарная, капризная.
Ленивица в сказке «Мороз Иванович» была неблагодарной, самонадеянной, невнимательной, капризной и грубой девочкой.
Ленивица не привыкла работать, была глупой, думала, что все должный ей, а она может при этом никого не уважать и советов ничьих не слушать.
Мороз Иванович дал ей такие подарки, как она заслужила. Эти подарки при солнечном свете просто растаяли и их не стало.
Рукодельница же наоборот очень отзывчивая, скромная, заботливая, ласковая и трудолюбивая.
Она не считала, что за ее заботу ей кто-то что-то должен, а просто делала, то что нужно.
Мороз Иванович оценил душевную чистоту и благородство девочки и подарил ей хорошие подарки.
Рукодельницу, используя предлагаемые определения нам удалось описать быстрее и проще. О рукодельнице получилось такое описание:
Рукодельница была очень трудолюбивой девочкой. Ей совсем не сиделось на месте, она всегда находила себе занятие, потому ей и скучать было некогда. И к работе она подходила с выдумкой, например, воду угольком чистила, чтобы та становилась чистой и прозрачной. Девочка эта была еще очень доброй и отзывчивой, она помогла печке с яблонькой, когда те ее о помощи попросили, причем сделала это ласково и не грубо. Скромность Рукодельницы заключена в том, что она не стала хвалиться своими подарками, которыми ее Мороз наградил, а просто их в дом принесла для всех.
А вот про Ленивицу писать оказалось труднее, но и про нее мы составили свое описание.
Эта девочка была очень грубой и капризной, она только и делала, что спала до обеда, требовала потом себе еды, да мух считала. При этом еще на всех и покрикивала. А как пришла Рукодельница домой с ведерком пятачков, так и вовсе Ленивица завистью обросла. Только это и заставило ее идти к Морозу Ивановичу, да самонадеянность погубила лентяйку, которая решила, что не работая можно награду получить. Вот за все свои «хорошие поступки» она и получили те награды, что растаяли, едва она порог дома переступила.
1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал свою сказку «Мороз Иванович»?
Писатель озаглавил своё произведения в честь одного из главных героев.
Добавив к имени «Мороз» отчество «Иванович».
Мне кажется так он хотел подчеркнуть значительность героя.
Придать ему статус самого главного персонажа в этой сказке.
Ведь именно от него зависела судьба остальных.
Он награждал и поучал.
Видимо, это и стало причиной такого решения автора.
2. Сравни главных героинь сказки. В этом тебе помогут вопросы.
а) Как проводила свой день каждая из девочек?
Рукодельница целый день работала-трудилась, а Ленивица — валялась в кровати, ела, пила да ленилась.
б) Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?
Рукодельница уронила в колодец ведёрко, и её злая нянюшка заставила доставать его, а Ленивица специально прыгнула в колодец, чтобы получить богатые дары от Мороза Ивановича, как и Рукодельница.
в) Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?
Попав в волшебную страну Мороза Ивановича, Рукодельница всем помогала, выполняла даже самые трудные поручения, а Ленивица ничего не умела делать, да и не хотела никому помогать и работать.
В итоге Рукодельница получила богатые дары от Мороза Ивановича, а Ленивица вместо драгоценных камней и золота получила замороженный кусок ртути.
г) Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?
Да, Рукодельница и Ленивица очень разные девочки и их поведение полностью различается.
3. Какие подарки получили героини? Почему?
Работящая девочка, которую автор назвал Рукодельницей, постоянно занималась какой-то работой, не сидела без дела.
Ленивица же, наоборот, – не хотела вставать с кровати, любила лишь есть и пить.
Первая девочка оказалась у Мороза Ивановича из-за того, что пыталась достать ведёрко, которое ранее уронила в колодец.
Ленивица целенаправленно отправилась к Морозу Ивановичу, чтоб получить ценные дары.
Рукодельница всегда проявляла трудолюбие, бережность, учтивость, в том числе при встрече с печкой и яблоней.
А Ленивица была способна лишь на грубость.
Встреча с Морозом Ивановичем её не изменила, она продолжала лениться.
Поэтому поведения героинь значительно различались.
Трудолюбивая героиня за старательность, бережность и добродушие, была награждена драгоценными подарками, а Ленивица за свою невоспитанность – ртутью.
4. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и Рукодельница?
Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?
Да, их несколько: перина, пирожок, яблока.
Для Рукодельницы они стали помощниками, ведь она была воспитанной, добродушной, отзывчивой и трудолюбивой.
А вторая героиня не заслужила помощи из-за своего скверного характера.
5. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице, используя опорные слова: трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, равнодушная, грубая, невнимательная, неблагодарная.
Рукодельница никогда не сидела без дела – была трудолюбивой.
Она ко всем проявляла заботу, была доброй и отзывчивой.
Ленивица выступает противоположностью.
Она была равнодушна ко всему и всем вокруг, проявляла грубость.
А также ей присуща невнимательность, самонадеянность и неблагодарность.
6. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?
К трудолюбивой девочке писатель относится с теплом, любовью и уважением.
Ведь она заслужила это своей добротой и воспитанностью.
К её сестре у Владимира Фёдоровича противоположное отношение.
Он осуждает девочку за её скверный характер.
Он показывает читателям, что подобные черты не сулят ничего хорошего.
7. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку?
Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?
«Нам даром, без труда ничего не даётся, — недаром исстари пословица ведётся».
Это значит, что достичь чего-то можно только трудом, честным способом.
Заполучить что-то даром не получится.
Наградой за безделье может быть только вещь бесполезная.
Так трудолюбивая героиня была награждена ценными дарами, а её ленивая сестра – ртутью.
Благодаря первым строкам, мы сразу понимаем, что речь будет идти о труде.
8. Как ты понимаешь выражения:
«Жить и служить — разница»;
Это выражение указывает на то, что жизнь может быть беззаботной, не требующей усилий, а служба – дело ответственное и требует определённых сил, навыков.
«Работа работе рознь»;
Это говорит о том, что работа бывает разной: лёгкой и трудной, быстровыполнимой и нет, хорошо проделанной и неправильно.
«Какова работа, такова и награда!»?
Суть третьего выражения: за хороший труд, правильно проделанную работу получают ценные награды, а плохая работа и лень сулят лишь наказание.
9. Каким обращением к детям заканчивается сказка?
Как бы ты ответил на вопросы: «Что правда, а что неправда»? Что сказано «шутки ради», а что «в наставленье»?
«А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье. ».
Правда: характеры девочек, их привычки. Ведь и в реальной жизни есть трудолюбивые и ленивые люди.
Неправда: приключения девочек в гостях Мороза Ивановича.
Шутка: забавная ситуация с наградой Ленивицы.
Наставление: обращения автора к читателям; суть сложившихся ситуаций – работящие получают высокие награды, а ленивые наоборот.
10. Сравни русскую народную сказку «Морозко» со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга?
Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?
Эти произведения очень сложи: сюжетом, типажами героев, наличием волшебства.
Разница в том, что «Морозко» — народное творение.
Эта сказка передавалась из поколения в поколение.
А «Мороз Иванович» написана одним автором – Одоевским.
Она содержит авторский стиль, имеет особую подачу, герои наделены более современными чертами.
Автор добавил мудрых выражений, чётко выделил вывод.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
среда, 14 апреля 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 85.
1. Как автор изображает в сказке Мороза Ивановича? Вспомните, как называется этот литературный приём.
Мороз Иванович в сказке является волшебным персонажем. Он символизирует мороз. Но при этом показан автором как обычный человек: он говорит, ест, улыбается, обладает своим характером.
Этот приём называется олицетворением.
2. Почему автор дал девочкам такие имена? Только ли именами отличаются девочки? Сравните их поступки.
Рукодельница была работящей девочкой, которая не боялась никакой работы.
Ленивица ничего не хотела делать.
Поступки Рукодельницы: взяла пирожок, обтрясла яблоки, угостила Мороза, взбила перину, прибралась, починила платье.
Поступки Ленивицы: не вязла пирожок, не обтрясла яблоки, не угостила Мороза, не взбила перину, очень плохо готовила, укололась, не прибиралась.
3. Как к девочкам относится Мороз Иванович? Почему он похвалил Ленивицу, а сам улыбнулся?
Морозу Ивановичу понравилась работящая Рукодельница. Он отнёсся к ней с любовью и уважением, всё объяснял, показывал и наградил.
Ленивица ему не понравилась. Он пытался пристыдить девочку, сам приготовив еду, но это не подействовало. Он улыбался, потому что ему было смешно смотреть на такую лентяйку. И он её наказал.
4. Объясните смысл слов Мороза Ивановича: «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».
5. Какие важные наблюдения о явлениях природы включены в сказку?
Зелёная трава под снегом не вымерзает.
В глубоком колодце вода не нагревается.
6. Вспомните народную сказку «Морозко». Чем похожи и чем различаются народная и литературная сказки?
Сходства сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»
Различия сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»
7. Докажите, что автор сохранил особенности волшебной сказки.
Сказочный зачин: в одном доме жили две девочки.
Волшебные события: встреча с печкой, яблоней, Морозом Ивановичем
Испытание героев: труд у Мороза Ивановича.
Противопоставление героев: работящая героиня противопоставляется ленивой бездельнице.
Победа добра над злом: Рукодельница награждена, Ленивица опозорена.
Волшебный вестник: Петух.
Троекратные повторы: три дня прожили девочки у Мороза Ивановича.
8. Отличается ли окончание народной сказки от окончания литературной?
В финале литературной сказки Ленивица возвращается домой, но с сосулькой. В концовке народной сказки она погибает, замёрзнув в лесу.
9. Разделите сказку на пять частей. Определите их границы. Составьте план каждой части. Придумайте заглавия.
Пять смысловых частей сказки «Мороз Иванович», заглавия
План части «Две разные девочки»
План части «Рукодельница в колодце»
План части «Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича»
План части «Ленивица отправляется за наградой»
План части «Безобразия в доме Мороза»
10. Перескажите сказку по составленному плану.
Пересказ сказки «Мороз Иванович» для 3 класса
Жили-были две девочки, Рукодельница и Ленивица.
Ленивица ничего сама не делала, всё на печи лежала. А за неё всё няня делала.
А Рукодельница весь день в трудах и заботах проводила, никогда не ленилась.
Однажды уронила Рукодельница ведро в колодец, а няня её за ним отправляет. Спустилась Рукодельница в колодец, а там печь и пирожок. Попросил пирожок его достать, взяла Рукодельница пирожок с собой.
А дальше яблоня стоит со спелыми яблоками. Обтрясла яблоки девочка и с собой взяла.
Пришла она к Морозу Ивановичу, угостила его пирожком да яблоками.
А Мороз её просит перину взбить. Взбила Рукодельница перину, хотя руки у неё сильно мёрзли.
А Мороз показывает траву под периной и объясняет, что так он её от холода защищает. Много рассказал Мороз девочке, и про колодец в котором вода не нагревается, и про трубы, от которых угарный газ идёт.
Завидно стало няне, отправила она Ленивицу в колодец. А Ленивица пирожок не взяла, яблоки не отрясла, с пустыми руками к Морозу явилась.
Перину взбивать не стала, суп приготовила как попало, шить не умела, прибираться тоже.
И подарил ей Мороз ледышку из ртути.
11. Соотнесите основную мысль сказки с пословицей «Кто любит труд, того люди чтут».
Основная мысль сказки «Мороз Иванович» в том, что работящих любят, а ленивых презирают.
Люди уважают тех, кто хорошо трудится, они их чтут. А тех, кто ленится не любит никто.
Одоевский Владимир сказка «Мороз Иванович»
Читательский дневник по сказке «Мороз Иванович» Владимира Одоевского
Автор: Владимир Фёдорович Одоевский
Название: «Мороз Иванович»
Главные герои: Ленивица, Рукодельница, Мороз Иванович.
Второстепенные герои: нянюшка.
Характеристика главных героев:
Мороз — строгий, величественный, но добрый.
Справедливый и мудрый.
Рукодельница — простая и работящая.
Добрая, отзывчивая и любознательная.
Помогла старику и получила награду.
Ленивица — злая, грубая и ленивая.
Получила урок за свои капризы.
Характеристика второстепенных героев:
Нянюшка — строгая и сердитая.
Краткое содержание сказки «Мороз Иванович»
Жили две совершенно разные сёстры: одна ленивая, а вторая работящая.
Так их и звали — Ленивица и Рукодельница.
Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец, и нянюшка велела ей его достать.
Спустилась девочка в колодец, а там печка с пирогами и яблоня с плодами.
Рукодельница пироги перевернула, печка ей с собой дала.
Яблоню обтрясла, дерево ей плодов дала.
Пришла Рукодельница к Морозу, угостила старика и работать у него стала.
Всё что старик не прикажет — сделает. И всё у неё хорошо получалось.
Доволен остался Мороз, наградил девочку серебряными пятаками и бриллиантом.
Завидно стало Ленивице, тоже в колодец спустилась.
Пироги не тронула, яблоки не обтрясла.
Пришла к Морозу, а тот её работать заставляет.
Всё делала Ленивица плохо, и остался Мороз недоволен.
Подарил девочке бриллиант, а тот в сосульку превратился.
Подарил серебряный слиток, а тот растаял.
План сказки:
3. Подколодезный мир.
4. Знакомство с Морозом.
5. Три дня у Мороза.
8. Безделье Ленивицы.
9. Ледяная сосулька.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль произведения «Мороз Иванович»:
Главная мысль сказки в том, что как трудишься, такую награду и получаешь.
Основная идея сказки в том, что слава и богатство трудом зарабатываются.
Чему учит сказка:
Сказка учит любить труд, быть вежливыми и с уважением относиться к старшим.
Учит не лениться и не бездельничать.
Краткий отзыв по сказке «Мороз Иванович» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что лень никогда не станет источником дохода и богатства.
От неё одни убытки.
Вот трудолюбивая Рукодельница не ленилась, тщательно выполняла все задания и получила достойную награду.
А её ленивая сестра ничего не делала как следует, но хотела тоже получить награду.
И получила, но такую, какую в карман не положишь.
Это очень интересная, волшебная сказка, в которой рассказывается о пользе мороза и снега.
Автору удалось не только написать поучительную историю о пользе труда, но и в популярной форме рассказать, почему не вымерзает трава во время зимних холодов.
Откуда берётся угарный газ, и зачем нужен мороз.
Мне очень понравилась рукодельница, милая, добрая и отзывчивая.
Она никогда не ленилась, а потому заслуженно получила награду.
Мне не понравилась Ленивица, от которой не было никакой пользы.
Да и сама она целыми днями скучала.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что ленивому день кажется скучным, а трудолюбивому весёлым и быстрым.
А значит не надо лениться, лучше потрудиться.
Пословицы к сказке:
Какова работа, такова и награда.
Труд всегда даёт, а лень только берёт.
Кто ленится, тот не ценится.
По заслугам и почёт.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— А зачем ты,— спросила Рукодельница,— зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?
— А я затем в окошки стучусь,— отвечал Мороз,— чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать;
а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить — истопят, а трубу закрыть — не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя,
когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает,
голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно.
Словарь неизвестных слов:
Горемычная — неудачница, несчастная.
Горница — комната в крестьянском доме.
Ещё читательские дневники по произведениям Владимира Одоевского:
Библиотека произведений автора пополняется.
Образец русской литературной сказки
Владимир Иванович Одоевский — яркий представитель эпохи романтизма. Он был не просто писателем, а философом, педагогом, музыковедом, теоретиком музыки. С рождения Владимир имел княжеский титул, был предком знаменитых Рюриковичей. Важной задачей современности писатель считал народное просвещение. Он был первым, кто открыл сельскую начальную школу в России.
Одоевский сделал значительный вклад в детскую литературу. Владимир Иванович выпустил сборник под названием «Сказки дедушки Иренея». Книга стала очень популярной среди детей. Больше всего детворе понравилось произведение «Мороз Иванович», краткий пересказ которого они готовят по сей день для уроков литературы. Написанная 200 лет назад сказка нравится и современным читателям.
Книга вышла в свет в 1840 году. За основу повествования автор взял народное сказание «Морозко». В итоге получилась добрая волшебная история. Повествование заключает в себе некоторые крестьянские традиции. Дети из трудовых семей всегда выполняли различную работу по дому. Яркие образы сказки эффективно мотивируют ребят.
Композиция книги
Построение сказания Одоевского близко к устному народному эпосу. Такое повествование задевает самые потайные уголки души. Вот из каких частей состоит «Мороз Иванович»:
Краткий пересказ
В одной семье проживали две сестры вместе с няней. Одну звали Рукодельница, а вторую — Ленивица. Первая дочка любила трудиться и проявляла смекалку. Она рано вставала, топила печку, месила тесто, подметала избу, кормила петуха и носила воду из колодца. Ленивица же ничего не делала, только просиживала у окошка и считала мух.
Однажды Рукодельница пошла к колодцу за водой. Как вдруг верёвка оборвалась, и ведёрко упало на дно. Девочка расплакалась и вернулась ни с чем. Рассерженная няня отправила её обратно и приказала без ведра не возвращаться.
Прыгнула девушка в колодец и упала на самое дно. Прошлась она немножко и увидела чудо-печь, а в ней пирожок. Он заговорил с Рукодельницей и попросил взять с собой. Так девочка и сделала.
Дальше на пути она увидела яблоню с золотыми яблоками. Та попросила девушку потрусить её. Просьба была выполнена. Вдруг она встретила Мороза Ивановича. Старик сказал, что вернёт ведро, если Рукодельница потрудится у него. Она охотно согласилась. Девочка должна была убираться в избе, готовить еду, штопать бельё, гладить одежду. Всё исправно выполняла труженица и через три дня получила обратно ведро. Только набито оно было серебряными пятаками и бриллиантами. С такими подарками вернулась Рукодельница домой.
Позавидовала Ленивица сестре и тоже бросилась в колодец. Только по дороге девочка отказалась помочь печке и яблоне. В хоромах Мороза она тоже не трудилась как следует. В награду она получила от хозяина серебряный слиток и большой бриллиант. Вернулась она домой счастливая. Вдруг серебро превратилось во ртуть, а от камня вообще ничего не осталось.
Заплакала ленивая девушка, только в жизни добро всегда оплачивается добром, а лень и злые поступки вознаграждаются той же монетой.
Идея, проблематика произведения
Тема сказки — это противопоставление Рукодельницы и Ленивицы. Автором поднимаются важные проблемы:
Главная мысль произведения в том, что нужно свою работу выполнять без ожидания похвалы и наград. Именно так это делала Рукодельница, за что Мороз Иванович её щедро наградил. Недобросовестное отношение к работе и корыстолюбие Ленивицы не привели к добру. Она получила хороший урок.
Характеристика Рукодельницы и Ленивицы
Главной положительной героиней сказки является Рукодельница. Это была стройная девочка небольшого роста, с голубыми глазами и светлыми волосами. Обладала тихим мелодичным голосом. Она всегда проявляла доброту.
Самостоятельная и трудолюбивая героиня внимательно относится к окружающим, уважает старших, заботится о ближних. Доброй девочке удача идёт навстречу. Рукодельница преодолевает сложности, и весь мир сочувствует и помогает ей. Друзьями девочки становятся сказочные предметы.
Ленивице же, наоборот, нравилось понежиться в кровати и бездельничать. Отрицательная героиня была наглой, неуважительной, лживой, капризной, злобной и высокомерной. Автор наделил её резким, неприятным, крикливым голосом, иногда она шепелявила. Из-за своей зависти к сестре Ленивица отправилась в колодец. Неряшливая и самолюбивая девочка не уважала взрослых, не знала вежливых слов, грубо общалась с Морозом Ивановичем. Она нахамила пирожку и наливным яблокам. В доме волшебника она была ленивой, неаккуратной, глупой и капризной.
Образ волшебника
В колодце было царство Мороза Ивановича. Он ассоциируется с Дедом Морозом. Герой ведёт себя как справедливый и строгий учитель. Это был седой дед с бородой.
Вся природа была под его присмотром. Он следил за урожаем на полях. Дедушка вежливо общался с гостями, проявлял щедрость и справедливость. Мудрому хозяину присуще чувство юмора.
Языковые особенности
Действие сказки разворачивается в замкнутом пространстве — доме Дедушки Мороза. Автор смог сделать своё произведение поэтичным, наделённым особым ритмом, напевностью. Сразу видно, что писатель положительно относится к происходящим событиям. К Рукодельнице рассказчик проявляет симпатию, а к Ленивице — незлую насмешку и осуждение. Автор живописно описывает ледяной дом.
Повествование сказки выдержано в народном стиле: используются запоминающиеся приговорки (думали-гадали, шутки ради), пословицы (работа работе рознь, сама сделала — сама исправляй).
В своей сказке Владимир Иванович наглядно показал читателям, что труд украшает человека. На основе произведения поставлены мультипликационный и художественный фильмы.