Характеристика главных персонажей рассказа цифры по плану. Р. И.А. Бунин. Анализ рассказа «Цифры». Правила составления синквейна
В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это ещё нежные, чуткие души.
А может порой им тоже стоит вспомнить себя в детстве, свои радости и горести и тогда станет намного легче понять своих детей. Не стоит обижать детей, показывая им своё превосходство над ними. Дети вырастут и, конечно же, всё простят, но порой их желания вполне можно выполнить.
Как раз в данном рассказе и показано, то, что не всегда желания ребёнка надо воспринимать как прихоть. Не стоит кричать и применять силу, так как это произошло в рассказе с маленьким мальчиком. Ведь он не просил чего-то дорогого или невыполнимого, просто взрослым оказалось лень тратить на него своё время. А порой внимание дороже любых подарков.
Данный рассказ написан не для нравоучения детей, а для того, чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны. В силу своего возраста ребёнок понять такой отказ не может, да и опыта в силу возраста у него ещё нет. Поэтому часто дети устраивают бунт. И не всегда взрослые признают, что вина в некоторых случаях именно их.
Впрочем, в данном рассказе мальчик смирился, первым попросил прощения, но за что? Ценой детской открытости и чистоты преодолеют они конфликт. Цифры были мечтой мальчика, а дядя их знал…
Дядя позже будет корить себя за лень, ему будет стыдно. А детское сердце долго не помнит зло, он, конечно же, всё забудет, и дальше будет жить с любовью к окружающим его родным и близким.
Этим рассказом Бунин даёт понять, как важно ценить и понимать друг друга в жизни, не обидев, ведь обидеть довольно легко, а первым пойти на примирение бывает сложно. Иногда не нужно следовать правилам, а нужно слушать и своё сердце.
1) Особенности жанра. Произведение И.А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.
2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребёнком. Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.
От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди)
Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззаветной, той страстной нежности»)
Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого человека? (Ребенок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.)
3) Особенности сюжета произведения. Сюжет рассказа И.А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».
4) Характеристика героев рассказа.
Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры)
Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое желание: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и показать цифры племяннику на следующий день.)
Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей»)
Как повел себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить)
Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из себя? (племянник дерзко оговорился дяде)
Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения
Характеристика главных героев в рассказе Бунина «Цифры»
Женя-маленький,пятилетний мальчик из дворянской семьи.Любимец взрослых,баловень няньки,живёт в достатке и ни в чем не нуждается. Шустрый и живой,Женя очень смышлёный и сообразительный мальчик.
Главная черта малыша-это любознательность,любовь к знаниям стала причиной конфликта с дядей,которому было лень изучать цифры с Женей.
Хорошо воспитанный,вежливый ребёнок с крепким характером,устроил скандал и смог в слезах долго сидеть в одиночестве в своей комнате.
Добрый и отходчивый,смог просить прощения у дяди,лишь бы тот учил с ним цифры.Тяга к познанию пересилила обиду,отчаяние.Для Жени счастье-это узнавать мир,изучать буквы и цифры,учится и познавать.
Из всего табуна выделяется серьезным, задумчивым видом старый пегий мерин. Он не выказывает нетерпения, как все остальные лошади, покорно ждет, пока его оседлает старик Нестер, и с грустью наблюдает происходящее, зная наперед каждую минуту. Пригнав табун к реке, Нестер расседлывает мерина и чешет под шеей, считая, что лошади это приятно. Мерин же не любит этого чесанья, но из деликатности притворяется благодарным человеку, закрывает глаза и мотает головой. И вдруг, безо всякой причины, Нестер больно бьет мерина пряжкой узды по сухой ноге.
Данный непонятный злой поступок огорчает мерина, но он не подает вида
Все лошади обижают его, но он прощал.
Первое горе в жизни — ᴨᴏᴛеря любви матери, которая уже носит в себе меньшого брата.
Первая любовь к красивой кобылке Вязопурихе обрывается, закончившись самой важной переменой в жизни Холстомера — его выхолащивают, чтобы не продолжать в роду пегости. Его отличие от всех порождает склонность к серьезности и глубокомыслию. Молодой мерин замечает, что люди руководствуются в жизни не делами, а словами. И главное среди слов — «мое». Это слово изменяет поведение людей, заставляет их часто лгать, притворяться и не быть тем, чем они являются на самом деле.
Это слово было виной тому, что мерина передают из рук в руки. Хотя он обходит знаменитого рысака Лебедя, Холстомера все-таки продают барышнику: из-за того, что он пегий и принадлежит не графу, а конюшему. Его покупает гусарский офицер, у которого мерин проводит лучшее время своей жизни. Хозяин красив, богат, холоден и жесток — и зависимость от такого человека делает любовь к нему Холстомера особенно сильной.
Хозяину нужна именно необьиная лошадь, чтобы еще больше выделяться в свете, ездить к любовнице, нестись по Кузнецкому, чтобы все сторонились и оглядывались. Информация с сайта Бигреферат.ру / bigreferat.ru И Холстомер служит беззаветно, думая: «Убей, загони меня, я тем буду счастливее». Он любуется хозяином и собой рядом с ним. Но в один черный день любовница бросает офицера, уезжает с другим. Гусар, в погоне за ней, загоняет Холстомера.
Тот дрожит всю ночь и не может есть. Наутро ему дают воды, и он навек перестает быть той лошадью, какою был. Холстомера продают барышнику, ᴨᴏᴛом старушке, краснорядцу, мужику, цыгану и, наконец, здешнему приказчику. Когда табун в следующий вечер возвращается с луга, хозяин показывает лучших, самых дорогих лошадей приехавшему гостю. Гость нехотя хвалит. Проходя мимо Холстомера, он хлопает ᴇᴦᴏ по крупу и говорит, что такой же «расписной» мерин был и у него когда-то. Холстомер узнает в обрюзгшем старике своего бывшего любимого хозяина-гусара
. В барском доме, в роскошной гостиной, за чаем сидят хозяин, хозяйка и гость. Бывшему гусару Никите Серпуховскому теперь за сорок. Когда-то очень красивый, сейчас он опустился «физически, и морально, и денежно». Он промотал состояние в два миллиона и еще должен сто двадцать тысяч. И поэтому вид счастья молодого хозяина унижает Серпуховского. Он старается вести разговор о своем прошлом, когда был красив, богат, счастлив. Хозяин перебивает его и говорит о своей нынешней жизни, хвастая тем, что имеет. Данный скучный для обоих разговор, в котором они не слышат друг друга, продолжается до утра, пока Серпуховской не напивается и, шатаясь, не уходит спать. У него не хватает сил даже раздеться до конца — в одном неснятом сапоге он валится на кровать и храпит, наполняя комнату запахом табака, вина и грязной старости. Ночью табунщик Васька на Холстомере едет в кабак и держит его до утра на привязи рядом с мужицкой лошадью, от которой к мерину переходит короста.
Через пять дней Холстомера не гонят в поле, а ведут за сарай. Когда ему перерезают горло, ему кажется, что вместе с большой струей крови выходит из него вся тяжесть жизни. С него снимают шкуру. Собаки, воронье и коршуны растаскивают конину, ночью приходит и волчица; через неделю у сарая валяются только кости. Но и эти кости уносит ᴨᴏᴛом мужик и пускает их в дело. «Ходившее по свету, евшее и пившее мертвое тело Серпуховского убрали в землю гораздо после». И спрятать туда гниющее, кишащее червями тело в новом мундире и вычищенных сапогах, — было лишним, ненужным затруднением для людей.
Внутренний мир главного героя в рассказе Бунина “Цифры”
Этот рассказ вводит читателя в сложный мир взаимоотношений ребенка и взрослого. Герой рассказа – живой, подвижный мальчик, который живет в своем мире. Жене очень хочется познать неизвестное, раздвинуть границы своего маленького мира именно сейчас, и ни минутой позже.
Ребенок каждый день, каждый час, познавая мир, совершает открытия. Вот мальчик вдруг обнаруживает, что солнечные блики на стене его комнаты похожи на причудливые фигурки каких-то сказочных гномиков. А вот утром малыш просыпается с новой мечтой, которая захватывает всю его
Но взрослые ледяным тоном говорят ему, что сегодня – царский день (праздник царской семьи), и все магазины закрыты. Но это неправда, ленивым и неповоротливым взрослым просто не хотелось выходить на улицу. Но мальчику сейчас и немедленно хочется начать писать цифры!
Взрослые забыли, что сами когда-то были детьми и так же горели от нетерпения получить что-то именно сейчас и ни днем позже. Они потом почувствовали, что поступили неправильно, но признавать свою ошибку не хотели. Всего этого не мог, конечно, понять ребенок. Мальчику так хотелось научиться
Дети не умеют притворяться и кривить душой. Все их чувства и эмоции на виду. Ребенок не может совладать с нахлынувшими на него чувствами: “радость, смешанная с нетерпением”, все больше и больше овладевает им.
Он подпрыгивал, бил изо всей силы ногами в пол, звонко вскрикивал. Ему казалось, что “жизнь со всего размаха ударила” его “тупым ножом обиды”, и он “закатился бешеным криком боли, призывом на помощь”. Взрослые (мама, бабушка, дядя) считали своей обязанностью пресечь дурные наклонности мальчика, призвать к послушанию, заставить его смириться.
Мальчик обиделся, и на него не действовали никакие увещевания.
И только когда взрослые увидели, сколько счастья и радости приносит мальчику все новое и неизведанное, они пожалели, что так с ним поступили: “И какой радостью засияли твои глаза! Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть! И как жадно ловил ты каждое мое слово!
Глубоко дыша от волнения, поминутно слюнявя огрызок карандаша, с каким старанием налегал ты на стол грудью и крутил головой, выводя таинственные, полные какого-то божественного значения черточки!” Только ребенок может так искренне и непосредственно радоваться! Теперь уже и взрослые наслаждались радостью ребенка, которой чуть было его не лишили.
Related posts:
Цифры Бунин И.А. — читательский дневник
Бунин – известный писатель, переводчик, поэт. Его произведения интересны, эмоциональны, правдивы. Предлагаем рассмотреть читательский дневник к произведению Бунина «Цифры», который поможет лучше осмыслить это трогательное произведение, раскрывающее внутренний мир ребенка.
Рассказ написан автором в 1906 году. События, описанные в произведении, происходят в дореволюционной России в начале ХХ века. Дядя приезжает к родным из Москвы.
Женя — непоседливый активный ребенок. Он – настойчивый, стремится добиваться желаемого. Он искренне проявляет себя как в любви, так и в ненависти. Мальчик бывает агрессивен, у него много энергии, но он еще самостоятельно не может найти дело, на которое будет направлена его деятельность и внимание. Его переполняют чувства восторга в предвкушении нового интересного занятия.
Дядя — родной дядя Жени. Он искренне привязан к ребенку, очень его любит, но боится разбаловать. От лица дяди ведется повествование. Дядя сдержан в проявлении своих чувств. Иногда он просто-таки безжалостен к ребенку, обманывает его, откладывает дело, намеченное совместно с ребенком.
В рассказе показаны взаимоотношения дяди, приехавшего погостить к родным, и его маленького племянника. Они очень любят друг друга, но у обоих непростой характер. Ребенок просит дядю показать ему цифры, но дядя настаивает, что покажет их позже. Ребенок не может дождаться и ведет себя вызывающе. Дядя и племянник неоднократно ссорятся. Дядю поддерживают мама и бабушка мальчика, которые возмущаются поведением ребенка. Наступает момент перемирия, когда дядя и племянник рисуют цифры. Они наслаждаются процессом, и счастливы от общения друг с другом.
Для родителей, родственников важно понять ребенка, а не воспитывать его. Взрослые люди уже имеют жизненный опыт, они самостоятельны, а ребенок еще зависим и мал. Мама производит впечатление безынициативного человека, равнодушного к ребенку. Не удивительно, что в такой атмосфере, мальчик злится, крушит стулья. Нет человека, который честен, искренен с ним, который поддерживает его. Что же удивляться, что он так агрессивно себя ведет?
Я считаю, что недопустимо так относится к маленькому живому человеку. В нем-то и человека не видят. Взрослые обманывают его, пугают, стыдят, унижают его достоинство. Мама называет мальчика злючкой. Взрослые пользуются тем, что ребенок еще мал, не может уличить их в обмане, не в состоянии понять, что его пугают, не умеет постоять за себя. Жаль, что родители иногда так относятся к своим детям. Он делает первые шаги, и еще только учится жить, а от него хотят такого же поведения, как от взрослого – выдержки и смирения. Я считаю, что произведение учит чувствовать и понимать своего малыша, а не ставить перед ним непереносимые запреты.
Мне не понравилось, как взрослые люди относятся к ребенку, который им не посторонний человек, а родной. Дяде не хочется идти в магазин, и он обманывает мальчика, говоря, что сегодня царский день. Ребенок чувствует подвох и противоречит, но он не в силах еще ничего доказать. Бабушка пугает ребенка полицейским, тоже обманывает его, стыдит, что дядя возит ему подарки, а Женя так плохо относится к нему.
Мне рассказ очень понравился. Бунин так ярко и достоверно описывает чувства ребенка, его состояния, любознательность, не имеющую пределов. Читая рассказ, понимаешь, какой огромный, безграничный мир живет в душе каждого малыша. Жаль, что для своих близких мальчик выглядит таким несмышленым. Об эмоциональных проявлениях ребенка в интерпретации Бунина очень интересно читать.
Я бы сказала, что все образы находятся в единстве – это родные люди, которые растят живого подвижного мальчика. Но, несмотря на любовь к ребенку образы всех троих взрослых находятся в конфронтации с образом мальчика. Они как-то странно воспринимают процесс воспитания и создают преграды в своей любви к родному маленькому человеку. Они, так сказать воспитывают ребенка, а на самом деле просто издеваются над ним.
Горничная — женщина, прислуживающая в господском доме.
Небось — значение слова соответствует словам «должно быть», «пожалуй», «скорее всего».
Альт — голос, стоящий вторым по высоте в момент исполнения музыкального произведения.
Царский день — к нему относятся дни рождения царей, а также день коронации.
Ушат — кадка из дерева с боковыми выступами, похожими на уши, через которые вставляли палку для ее ношения.
Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее. Я уже знаю это.
Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди?
как я, делали сначала вид, что вошли случайно… по делу
своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе
Краткое содержание произведения Бунина «Цифры»
Рассказ Ивана Алексеевича Бунина поможет читателю посмотреть на мир глазами ребёнка и узнать, какие чувства он испытывает. Автор написал произведение через год после смерти своего единственного сына — пятилетнего Николая. Текст наполнен большой любовью к детям. Чтобы ученикам 7 класса лучше подготовиться к уроку литературы и заполнить читательский дневник, рекомендуется прочитать краткое содержание «Цифры» по главам.
Герои произведения
В рассказе Бунина «Цифры» присутствуют как главные, так и второстепенные герои. Каждый из них по-своему уникален и интересен. Главные герои:
В рассказе было и несколько других героев. Благодаря им сюжет произведения становится более захватывающим. Другие персонажи:
На протяжении рассказа герои постоянно взаимодействуют друг с другом.
Краткое содержание
В начале рассказа дядя делится со своим племянником воспоминаниями, как однажды они серьёзно поругались, когда тот был ещё маленьким. Женя был очень активным ребёнком и готов был играть и днём, и ночью. Он часто ссорился со своим дядей. После скандалов они быстро мирились и забывали все обиды. Однако был в их жизни один конфликт, разрешить который было непросто.
Ссора с дядей
Женя очень хотел научиться писать цифры. Утром он проснулся в отличном настроении, так как знал о том, что его ждёт интересное и полное открытий времяпрепровождение. Мальчик попросил сходить в магазин своего дядю и принести всё самое необходимое для обучения.
Мужчине было лень идти в магазин, тем самым он очень обидел мальчика. Ребёнок хотел научиться писать и не желал слушать никаких отговорок. Дядя наотрез отказывался идти сегодня и предложил начать обучение числу на следующий день.
Женя понимает, что спорить бесполезно и решает отомстить родственнику. Мальчик начинает шалить больше обычного. Когда ему надоело носиться по дому, он придумал себе новое занятие. Женя начал подпрыгивать, со всей силой биться ногами об пол и при этом прикрикивать.
Сначала нервы сдали у мамы и бабушки. Они попросили ребёнка успокоиться, но он не обратил внимания на их просьбы. Женя не хотел отступать от главной цели — разозлить дядю. В скором времени ему удалось добиться своего. Мужчина не выдерживает и начинает кричать и шлёпать ребёнка, а после этого и вовсе запирает его в комнате.
Капризы Жени
От обиды Женя очень громко кричит и плачет. Устав, он выбирает новый способ манипуляции и начинает изображать, что умирает. Даже таким жестоким методом ребёнку не удалось привлечь внимание взрослых.
Женя решил воспользоваться последним шансом и начал звать свою бабушку, её сердце еле смогло выдержать такого испытания. Так и не дождавшись ни от кого никакой реакции, ребёнок наконец-то затихает.
Через некоторое время дядя идёт в детскую, чтобы проверить, что с Женей всё хорошо. Мужчина решает сделать вид, что он пришёл на поиски портсигара и не обращает на ребёнка никакого внимания.
Мальчик захотел ещё больше наказать дядю за то, что он так равнодушен к нему. Ребёнок обещает, что больше никогда не будет любить его и заберёт подаренную в знак особого расположения копеечку. Мама и бабушка не выдерживают накала отношений и просят ребёнка помириться с дядей. Женя не соглашается, и взрослые принимают решение оставить его в покое.
Примирение родственников
Зайдя пожелать внуку спокойной ночи, бабушка в очередной раз просит его извиниться перед дядей. Так и не добившись желаемого, она решает идти на крайние меры. Бабушка сказала, что если они не помирятся, то дядя никогда не сможет научить его цифрам. Наутро Женя всё-таки просит прощение за своё ужасное поведение. После этого в доме воцаряется спокойствие, и дядя начинает учить племянника цифрам.
Мальчику очень нравился процесс обучения, и он старался выводить каждую цифру. Дядя в этот момент радовался сближением с ребёнком и тому, что ему больше не надо держать массу требовательного родственника.
Своим произведением Бунин показывает читателю, насколько важно, чтобы между взрослыми и детьми было взаимопонимание. Родители должны разными способами поощрять стремление своего ребёнка, но ни в коем случае не баловать его и не идти на поводу у капризов. Только в таком случае из малыша получится вырастить умного и воспитанного человека.