2 кл. чтение Эзоп.Басня.«Кошка и Мыши».14.01.2014г
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Заболоцкий Н.docx
Жил-был кот,
Ростом он был с комод,
Усищи — с аршин,
Глазищи — с кувшин,
Хвост трубой,
Сам рябой.
Ай да кот!
Пришел тот кот
К нам в огород,
Залез кот на лукошко,
С лукошка прыгнул в окошко,
Углы в кухне обнюхал,
Хвостом по полу постукал.
— Эге,— говорит,— пахнет мышами!
Поживу-ка я с недельку с вами!
Испугались в подполье мыши —
От страха чуть дышат.
— Братцы,— говорят,— что же это такое?
Не будет теперь нам покоя.
Не пролезть нам теперь к пирогу,
Не пробраться теперь к творогу,
Не отведать теперь нам каши,
Пропали головушки наши!
А котище лежит на печке,
Глазищи горят как свечки.
Лапками брюхо поглаживает,
На кошачьем языке приговаривает:
— Здешние,— говорит,— мышата
Вкуснее,— говорит,— шоколада,
Поймать бы их мне штук двести —
Так бы и съел всех вместе!
А мыши в мышиной норке
Доели последние корки,
Построились в два ряда
И пошли войной на кота.
Впереди генерал Культяпка,
На Культяпке—железная шляпка,
За Культяпкой — серый Тушканчик,
Барабанит Тушканчик в барабанчик,
За Тушканчиком — целый отряд,
Сто пятнадцать мышиных солдат.
Бум! Бум! Бум! Бум!
Что за гром? Что за шум?
Берегись, усатый кот,
Видишь—армия идет,
Видишь—армия идет,
Громко песенку поет.
Вот Культяпка боевой
Показался в кладовой.
Барабанчики гремят,
Громко пушечки палят,
Громко пушечки палят,
Только ядрышки летят!
Прибежали на кухню мыши,
Смотрят — а кот не дышит,
Глаза у кота закатились,
Уши у кота опустились,
Что случилось с котом?
Собрались мыши кругом,—
Глядят на кота, глазеют,
А тронуть кота не смеют.
Но Культяпка был не трус —
Потянул кота за ус,—
Лежит котище — не шелохнется,
С боку на бок не повернется.
Окочурился, разбойник, окочурился,
Накатил на кота карачун, карачун!
Тут пошло у мышей веселье,
Закружились они каруселью,
Забрались котищу на брюхо,
Барабанят ему прямо в ухо,
Все танцуют, скачут, хохочут.
А котище-то как подскочит,
Да как цапнет Культяпку зубами —
И пошел воевать с мышами!
Вот какой он был, котище, хитрый!
Вот какой он был, котище, умный!
Всех мышей он обманул,
Всех он крыс переловил.
Не лазайте, мыши, по полочкам,
Не воруйте, крысы, сухарики,
Не скребитесь под полом, под лестницей,
Не мешайте Никитушке спать-почивать!
иллюстратор Arthur Rackham (1867-1939)
Крестьянин и его сыновья 53
Крестьянский малой улиток жарил.
Воскликнул услыхав как они пищат:
«У вас дом синим пламенем объят.
Твари! Кто по сольфеджио вдарил?»
* ** *
2020
Francis Barlow. 1687
В кузницу впотьмах забралась ласка
Запахи кругом, а на пиле смазка
стала лизать пилу что там лежала
порезала себе язык, кровь побежала
рада, она живительное что-то нашла
пока не осталась совсем без языка.
* ** *
2016
Grandville 1870.
Дельфины и пескарь 62
Война между дельфинами и акул.
Дальше была, жестокой чересчур.
Вынырнул к ним малёк пескарь.
Парламентером, мирить как в старь
Ответил ему на это один дельфин:
» Да мы сдохнем, но в игнор сардин!»
* ** *
06.07.2020
Bewick 1784.
Дуб и тростник спорили, кто сильней.
Препирались. Подул сильный ветер, суховей
Тростник пригнулся под порывами, уцелел
Дуб встретил грудью, вырван с корнем, улетел
* ** *
2016
ДУБ И ТРОСТНИК. ЖЮЛЬ ЛУИ ФИЛИПП КУАНЬЕ, 1851
Дельфин и обезьяна 73
Неподалеку от Афин
Один корабль плыл
Мимо мыса Суния.
И его волной накрыло.
Грянула сильная буря.
Всполохами бликуя,
Карабаль перевернуло.
Много разного затонуло.
На борту, магот и шпиц,
Плыли, развлекая лиц
Все бросились вплавь.
Кто на обломках правь.
А с ними плыл и магот.
Дельфин принял её за чел род.
Решил пловцу помогу
И повез её к берегу.
Подплывая уже к Пирею,
Дельфин заговорил с нею:
Не из Афин она родом?
«Евпатриды у неё с родом».
Ответил ему магот.
(Чутли не ключи, от городских ворот)
Ещё раз спросил дельфин:
Пирей ей вестим?
Думая, что это имярек,
Могот, зазнавшись рек:
Это его близкий друг.
Возлежа проводят досуг,
Дельфин, на ложь осерчал.
Утопил её в гавани скал.
* ** *
06.07.2020
иллюстратор Stephen Gooden
Олень (одноглазый) 75
Олень, незрячий на один глаз.
Пасься на берегу моря. В этот раз,
зрячим глазом обозревая берег луг.
Появится ли охотник, опасность вдруг.
А к морю слепым, не ждал никакой беды.
Оттуда и прилетели, разящие выстрелы.
Мимо берега в лодке люди проплывали.
И в него, с воды, спокойненько попали.
И сказал, уже испускает дух: «Проморгал.
Смерть пришла оттуда, откуда не ждал.»
* ** *
19.07.2020
Harrison Weir 1871.
Убегая от охотников, вбежал олень
спасаясь, в пещеру, где жил лев
и, гибнув, молвил угадив в зев:
«Охотники-зло. А хищник-жопень!»
* ** *
2016
Crane 1887.
Олень и виноград 77
Олень, от охотников, сховался.
В листьях винограда затерялся.
Решил ушли стал, листья поедать.
А охотник глядь, дротик давай метать.
Рек: «Хана. Виноградник то, защитил.
Поделом, зато как я ему отплатил.»
* ** *
01.07.2020
1848 Tenniel.
Было много мышей, в доме одном
Кошка туда явилась, узнав о том
стала их ловить и пожирать
одну за другой, серых истреблять
Мыши, чтобы не погибнуть всем хором
попрятались по самым дальним норам
Кошка не могла до них там добраться
Решила выманить, хитростью заняться
повисла на гвозде вроде мертва
притворилась для мышей она
Выглянула одна из мышей, увидела ее
Весит. «Нет. сказала: Брысь!
Хоть и вовсе мешком обернись,
я к тебе не подойду всё равно».
* ** *
2016
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ЭРНСТА ГРИЗЕТА (1869) К БАСНЕ ЭЗОПА «КОШКА И МЫШИ»
Мухи вестимо, на мед и на говно
В одной кладовой пролился было
мед, и на него мухи; налетели
отведав какой он сладкий, ели
Но когда увязли не могли улететь,
то посетовали сказали:
«Несчастные мы!
утопая в сластолюбие нам околеть»
* ** *
2016
Басня Эзопа. Иллюстрации
Лисица и обезьяна 81
На всеобщий сходке неразумных зверей.
Обезьяна плясала, все аплодировали ей.
Всем так понравилось обезьяну хвалили.
И единогласно за это её царем объявили.
Плутовке было завидно, и она затаилась.
Нрав у лисицы был спесив. Жутко злилась.
И вот, заметив мясо кусок в одном капкане
Она про клад-то с битьем челом к обезьяне:
«Только царя достоин этот почётный дар.
Другим взявшим, не избежать небесных кар.»
Та ничего не подозревая угодила в западню.
И стала обезьяна корить рыжею коварную.
Лиса ей: «Эх, любезная с таким умишком царь.
Чур нас. Избави, убереги от таких тварь.
* ** *
15.07.2020
Thummel 1906.
Осел, петух и лев 82
(Конечно, это утверждение хи-хи ха-ха.
Ну примем. Лев трусит от голоса петуха.)
Обезьяна и верблюд 83
На всеобщей сходке неразумных зверей
Обезьяна плясала все аплодировали ей
Всем понравилось, обезьяну хвалили
Верблюд позавидовал, не его оценили
Встал и сам пустился в пляс.
Но был так неуклюж чем всех и потряс
Зверьё осерчало палками его побило
и выгнали прочь. Двугорбого. Чудило!
* ** *
2016
иллюстратор Don Daily
Два жука кормились на островке
Коровьего навоза хватало им вполне.
А когда подступила зима
Один сказ другом: «Слушай сюда.
Я на берег, чтоб тебе хватило навоза
Здесь, в нехватке не будет угроза.
А если там найдется много еды,
то и тебе принесу сюда, лады?»
Перелетел. Жук нашел на берегу,
Ферму. Свежего навоза, на зиму.
Зима прошла, он на островок прилёт.
Островной его увидеть и офигел
какой он жирный да крепкий
стал его корить: «Врун он редкий.
Сам обещал а ничего не принес
Вон как отожрал ряху. Прохвост!»
Жырик ему: «Не меня брани, а обстоятельства
Есть было можно, а унести сложно.»
* ** *
2016
Поросенок и овцы 85
В миртовую рощу повадился дрозд
Лакомится ягодам, в полный рост
Заметил его птицелов поймал на клей
Рек дрозд сетуя: «Сластолюб. Гибну. Дуралей!»
* ** *
2016
T. Nelson in 1856.
Гадюка и водяная змея 90
У орудий в кузне, забравшись без стука.
Вспомоществование, просила гадюка.
Напильник ей: «Глупа змея как я посмотрю.
Что ты от меня ждёшь, я сам других пилю.
* ** *
01.07.2020
Лиска в реке пучок увидала
то змея на терновнике рассекала
сказала: «Ни капли не Чудно
Подспудно. По пловцу и судно».
* ** *
2016
Samuel Croxall 1814.
Волк и козленок 97
Волчара вроде праздно шлялся
Никуда не лез ничем не интересовался
Между домами шасть, променад
Вдруг слышат отборный мат
Глянул. Козленок на крыше. Его поливает
Как из пулемета. Безнаказанно понимает
Сказал ему тогда рассудительно волк:
«Не ты меня ругаешь, а твое место. Щенок!»
* ** *
2016
иллюстратор Harrison Weir. Published circa 1871.
Волк и козленок 98
Урок литературного чтения по теме «О. Мандельштам «Муха».Эзоп «Мухи»,«Кошка и мыши»
специалист в области арт-терапии
Тема:О. Мандельштам «Муха».Эзоп «Мухи»,«Кошка и мыши»
Цель: оз накомить учащихся с произведениями О. Мандельштам и Эзопа, расширять читательский кругозор детей; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения.
Содержание деятельности учащихся: знакомство с особенностями басни как жанра, определение авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни, связь морали басни с собственным жизненным опытом.
Предметные: читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Личностные: иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями
Метапредметные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, сравнивать произведения, героев, проводить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Рассказы детей о счастливом человеке.
-Как вы думаете, какими качествами бывает наделен счастливый человек?
— А кто из вас считает себя счастливым?
3. Постановка темы и цели урока
-Откройте маршрутный лист. С каким жанром литературы мы начнем работать сегодня?(басня)
— Вспомните, какие басни вы уже знаете.
— Я прочитаю строчки из басен, а вы назовете басню и ее автора
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
б) – Ты всё пела? Это дело:
Так поди же попляши!
в) – А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
4.Давайте сформулируем цели урока.
Изучение нового материала
1. Актуализация знаний.
— Вспомните, что такое басня? ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ,
-Откройте с.66 и прочитайте статью о басне.
— На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (На сказку. )
Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.
— Что всегда есть в басне? (поучение или мораль, совет).
2.Словарная работа, первичное чтение произведений
Чтение басни шепотом, потом вслух.
3.Закрепление, работа над содержанием.
— Чем похожи и чем отличаются эти произведения?(работа в парах)
— Какое из произведений можно назвать басней? Докажите.
-Какие чувства вызывает у вас Муха из стихотворения Мандельштама? Как относится к ней поэт? Докажи словами из произведения.
-Как объясняют причину своего несчастья мухи из басни Эзопа?(неосторожность;жадность)
4)п.т.с.21 №3 (самостоятельно), затем обмениваются мнениями.
-Какова же мораль басни?
5) басня «Кошка и мыши»
— Прочитайте, что делала кошка, а мыши?
— Прочитайте мораль. Чему она нас учит?
-как вы думаете, всегда ли «люди, испытав чье-нибудь коварство, не дают больше себя обманывать»?
— Полезным ли для вас оказался урок? Чем? Нужно ли изучать басни? Чему они учат?
Крылов И. А. Эзоп. Басня «Кошка и мыши»
План-конспект урока разработан в соответствии с ФГОС.
Просмотр содержимого документа
«Крылов И. А. Эзоп. Басня «Кошка и мыши»»
Предмет Литературное чтение 3 кл.
урока: Крылов Иван Андреевич Эзоп. Басня «Кошка и мыши».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Личностные действия: самоопредение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные действия: общеучебные логические, постановка и решение проблемы
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полностой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Организационный момент (1-2 минуты)
Актуальзация знаний (4-5 минут)
Постановка учебной задачи (4-5 минут)
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)
Первичное закрепление (4-5 минут)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут)
Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)
(Итог урока 2-3 минуты)
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Занимай свои места!
Проверка домашнего задания
— Что ты можешь рассказать о биографии Эзопа?
-С какими по своей направленности текстами мы встретились, читая басню Эзопа? (нравоучительными)
-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?
— С какой целью писались басни?
— С какими баснями Эзопа ты уже знаком?
Эзо́п— полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э. Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Первое известие о нём находим у Геродота, который сообщает, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона.
Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина — глупого философа. В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции. Древность не сомневалась в историчности Эзопа. Мы с вами узнали что Эзоп является баснописцем, значит, с каким жанром мы вами продолжим знакомство?
С чьим творчеством мы с вами продолжим знакомство?
А о чем эта басня нам нужно будет с вами угадать.
Лапки мягоньки, а коготки востры.
Значит, как называется басня?
Прослушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.
Какие признаки доказывают, что это басня?
(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?
( Этот прием называется аллегория (иносказания).)
О чем это произведение?
Над чем надо задуматься?
Какому жизненному правилу вас учит произведение?
-Басня показывает, что разумные люди, испытав чье-нибудь коварство, не дают больше ввести себя в обман.
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)
Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можно
(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)
Самостоятельное чтение детьми басни
О ком данная басня?
Как повела себя кошка?
-Она стала отлавливать мышей и хотела их обмануть
Как повели себя мыши?
-Они спрятались и не дали себя обмануть?
Что нам хотел показать этой басней Эзоп? Чему научить?
Зачитайте крылатое выражение.
-«Нет, любезная, хоть и вовсе мешком обернись, а я к тебе не подойду».