Расскажи о рукодельнице и ленивице в сказке мороз иванович

Сказки

1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал свою сказку «Мороз Иванович»?

Писатель озаглавил своё произведения в честь одного из главных героев.

Добавив к имени «Мороз» отчество «Иванович».

Мне кажется так он хотел подчеркнуть значительность героя.

Придать ему статус самого главного персонажа в этой сказке.

Ведь именно от него зависела судьба остальных.

Он награждал и поучал.

Видимо, это и стало причиной такого решения автора.

2. Сравни главных героинь сказки. В этом тебе помогут вопросы.

а) Как проводила свой день каждая из девочек?

Рукодельница целый день работала-трудилась, а Ленивица — валялась в кровати, ела, пила да ленилась.

б) Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?

Рукодельница уронила в колодец ведёрко, и её злая нянюшка заставила доставать его, а Ленивица специально прыгнула в колодец, чтобы получить богатые дары от Мороза Ивановича, как и Рукодельница.

в) Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?

Попав в волшебную страну Мороза Ивановича, Рукодельница всем помогала, выполняла даже самые трудные поручения, а Ленивица ничего не умела делать, да и не хотела никому помогать и работать.

В итоге Рукодельница получила богатые дары от Мороза Ивановича, а Ленивица вместо драгоценных камней и золота получила замороженный кусок ртути.

г) Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?

Да, Рукодельница и Ленивица очень разные девочки и их поведение полностью различается.

3. Какие подарки получили героини? Почему?

Работящая девочка, которую автор назвал Рукодельницей, постоянно занималась какой-то работой, не сидела без дела.

Ленивица же, наоборот, – не хотела вставать с кровати, любила лишь есть и пить.

Первая девочка оказалась у Мороза Ивановича из-за того, что пыталась достать ведёрко, которое ранее уронила в колодец.

Ленивица целенаправленно отправилась к Морозу Ивановичу, чтоб получить ценные дары.

Рукодельница всегда проявляла трудолюбие, бережность, учтивость, в том числе при встрече с печкой и яблоней.

А Ленивица была способна лишь на грубость.

Встреча с Морозом Ивановичем её не изменила, она продолжала лениться.

Поэтому поведения героинь значительно различались.

Трудолюбивая героиня за старательность, бережность и добродушие, была награждена драгоценными подарками, а Ленивица за свою невоспитанность – ртутью.

4. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и Рукодельница?

Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

Да, их несколько: перина, пирожок, яблока.

Для Рукодельницы они стали помощниками, ведь она была воспитанной, добродушной, отзывчивой и трудолюбивой.

А вторая героиня не заслужила помощи из-за своего скверного характера.

5. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице, используя опорные слова: трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, равнодушная, грубая, невнимательная, неблагодарная.

Рукодельница никогда не сидела без дела – была трудолюбивой.

Читайте также:  Рассказы на английском языке про времена года

Она ко всем проявляла заботу, была доброй и отзывчивой.

Ленивица выступает противоположностью.

Она была равнодушна ко всему и всем вокруг, проявляла грубость.

А также ей присуща невнимательность, самонадеянность и неблагодарность.

6. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

К трудолюбивой девочке писатель относится с теплом, любовью и уважением.

Ведь она заслужила это своей добротой и воспитанностью.

К её сестре у Владимира Фёдоровича противоположное отношение.

Он осуждает девочку за её скверный характер.

Он показывает читателям, что подобные черты не сулят ничего хорошего.

7. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку?

Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?

«Нам даром, без труда ничего не даётся, — недаром исстари пословица ведётся».

Это значит, что достичь чего-то можно только трудом, честным способом.

Заполучить что-то даром не получится.

Наградой за безделье может быть только вещь бесполезная.

Так трудолюбивая героиня была награждена ценными дарами, а её ленивая сестра – ртутью.

Благодаря первым строкам, мы сразу понимаем, что речь будет идти о труде.

8. Как ты понимаешь выражения:

«Жить и служить — разница»;

Это выражение указывает на то, что жизнь может быть беззаботной, не требующей усилий, а служба – дело ответственное и требует определённых сил, навыков.

«Работа работе рознь»;

Это говорит о том, что работа бывает разной: лёгкой и трудной, быстровыполнимой и нет, хорошо проделанной и неправильно.

«Какова работа, такова и награда!»?

Суть третьего выражения: за хороший труд, правильно проделанную работу получают ценные награды, а плохая работа и лень сулят лишь наказание.

9. Каким обращением к детям заканчивается сказка?

Как бы ты ответил на вопросы: «Что правда, а что неправда»? Что сказано «шутки ради», а что «в наставленье»?

«А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье. ».

Правда: характеры девочек, их привычки. Ведь и в реальной жизни есть трудолюбивые и ленивые люди.

Неправда: приключения девочек в гостях Мороза Ивановича.

Шутка: забавная ситуация с наградой Ленивицы.

Наставление: обращения автора к читателям; суть сложившихся ситуаций – работящие получают высокие награды, а ленивые наоборот.

10. Сравни русскую народную сказку «Морозко» со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга?

Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?

Эти произведения очень сложи: сюжетом, типажами героев, наличием волшебства.

Разница в том, что «Морозко» — народное творение.

Эта сказка передавалась из поколения в поколение.

А «Мороз Иванович» написана одним автором – Одоевским.

Читайте также:  Рассказ за ягодами толстого краткое содержание

Она содержит авторский стиль, имеет особую подачу, герои наделены более современными чертами.

Автор добавил мудрых выражений, чётко выделил вывод.

Источник

Образец русской литературной сказки

Владимир Иванович Одоевский — яркий представитель эпохи романтизма. Он был не просто писателем, а философом, педагогом, музыковедом, теоретиком музыки. С рождения Владимир имел княжеский титул, был предком знаменитых Рюриковичей. Важной задачей современности писатель считал народное просвещение. Он был первым, кто открыл сельскую начальную школу в России.

Одоевский сделал значительный вклад в детскую литературу. Владимир Иванович выпустил сборник под названием «Сказки дедушки Иренея». Книга стала очень популярной среди детей. Больше всего детворе понравилось произведение «Мороз Иванович», краткий пересказ которого они готовят по сей день для уроков литературы. Написанная 200 лет назад сказка нравится и современным читателям.

Книга вышла в свет в 1840 году. За основу повествования автор взял народное сказание «Морозко». В итоге получилась добрая волшебная история. Повествование заключает в себе некоторые крестьянские традиции. Дети из трудовых семей всегда выполняли различную работу по дому. Яркие образы сказки эффективно мотивируют ребят.

Композиция книги

Построение сказания Одоевского близко к устному народному эпосу. Такое повествование задевает самые потайные уголки души. Вот из каких частей состоит «Мороз Иванович»:

Краткий пересказ

В одной семье проживали две сестры вместе с няней. Одну звали Рукодельница, а вторую — Ленивица. Первая дочка любила трудиться и проявляла смекалку. Она рано вставала, топила печку, месила тесто, подметала избу, кормила петуха и носила воду из колодца. Ленивица же ничего не делала, только просиживала у окошка и считала мух.

Однажды Рукодельница пошла к колодцу за водой. Как вдруг верёвка оборвалась, и ведёрко упало на дно. Девочка расплакалась и вернулась ни с чем. Рассерженная няня отправила её обратно и приказала без ведра не возвращаться.

Прыгнула девушка в колодец и упала на самое дно. Прошлась она немножко и увидела чудо-печь, а в ней пирожок. Он заговорил с Рукодельницей и попросил взять с собой. Так девочка и сделала.

Дальше на пути она увидела яблоню с золотыми яблоками. Та попросила девушку потрусить её. Просьба была выполнена. Вдруг она встретила Мороза Ивановича. Старик сказал, что вернёт ведро, если Рукодельница потрудится у него. Она охотно согласилась. Девочка должна была убираться в избе, готовить еду, штопать бельё, гладить одежду. Всё исправно выполняла труженица и через три дня получила обратно ведро. Только набито оно было серебряными пятаками и бриллиантами. С такими подарками вернулась Рукодельница домой.

Позавидовала Ленивица сестре и тоже бросилась в колодец. Только по дороге девочка отказалась помочь печке и яблоне. В хоромах Мороза она тоже не трудилась как следует. В награду она получила от хозяина серебряный слиток и большой бриллиант. Вернулась она домой счастливая. Вдруг серебро превратилось во ртуть, а от камня вообще ничего не осталось.

Заплакала ленивая девушка, только в жизни добро всегда оплачивается добром, а лень и злые поступки вознаграждаются той же монетой.

Идея, проблематика произведения

Тема сказки — это противопоставление Рукодельницы и Ленивицы. Автором поднимаются важные проблемы:

Читайте также:  Рассказ про бабушку в маршрутке

Главная мысль произведения в том, что нужно свою работу выполнять без ожидания похвалы и наград. Именно так это делала Рукодельница, за что Мороз Иванович её щедро наградил. Недобросовестное отношение к работе и корыстолюбие Ленивицы не привели к добру. Она получила хороший урок.

Характеристика Рукодельницы и Ленивицы

Главной положительной героиней сказки является Рукодельница. Это была стройная девочка небольшого роста, с голубыми глазами и светлыми волосами. Обладала тихим мелодичным голосом. Она всегда проявляла доброту.

Самостоятельная и трудолюбивая героиня внимательно относится к окружающим, уважает старших, заботится о ближних. Доброй девочке удача идёт навстречу. Рукодельница преодолевает сложности, и весь мир сочувствует и помогает ей. Друзьями девочки становятся сказочные предметы.

Ленивице же, наоборот, нравилось понежиться в кровати и бездельничать. Отрицательная героиня была наглой, неуважительной, лживой, капризной, злобной и высокомерной. Автор наделил её резким, неприятным, крикливым голосом, иногда она шепелявила. Из-за своей зависти к сестре Ленивица отправилась в колодец. Неряшливая и самолюбивая девочка не уважала взрослых, не знала вежливых слов, грубо общалась с Морозом Ивановичем. Она нахамила пирожку и наливным яблокам. В доме волшебника она была ленивой, неаккуратной, глупой и капризной.

Образ волшебника

В колодце было царство Мороза Ивановича. Он ассоциируется с Дедом Морозом. Герой ведёт себя как справедливый и строгий учитель. Это был седой дед с бородой.

Вся природа была под его присмотром. Он следил за урожаем на полях. Дедушка вежливо общался с гостями, проявлял щедрость и справедливость. Мудрому хозяину присуще чувство юмора.

Языковые особенности

Действие сказки разворачивается в замкнутом пространстве — доме Дедушки Мороза. Автор смог сделать своё произведение поэтичным, наделённым особым ритмом, напевностью. Сразу видно, что писатель положительно относится к происходящим событиям. К Рукодельнице рассказчик проявляет симпатию, а к Ленивице — незлую насмешку и осуждение. Автор живописно описывает ледяной дом.

Повествование сказки выдержано в народном стиле: используются запоминающиеся приговорки (думали-гадали, шутки ради), пословицы (работа работе рознь, сама сделала — сама исправляй).

В своей сказке Владимир Иванович наглядно показал читателям, что труд украшает человека. На основе произведения поставлены мультипликационный и художественный фильмы.

Источник

Познавательное и интересное