Рассказы 80 х годов их роль в формировании писателя чехова

Сказки

Рассказы А.П. Чехова 80-х годов. Тематика, проблематика, идейная направленность, художественное своеобразие.

Чтобы укрепить самодержавие, царское правительство провело реакционные мероприятия, усилившие власть дворян-помещиков. Были фактически восстановлены некоторые крепостнические законы. Учреждение должности земских начальников дало в руки помещиков неограниченную власть: земский начальник решал как административные, так и судебные вопросы.

Боязнь политического пробуждения народа заставила правительство резко ограничить доступ в гимназии разночинцам и беднякам.

Но широкие круги интеллигенции не ощущали и не чувствовали роста прогрессивных сил. Жизнь им казалась бесперспективной, зашедшей в тупик. Они видели вокруг себя засилие обывательщины, безыдейность, отход интеллигенции от былых верований и идеалов.

Но в этот момент появляется новый массовый читатель, жаждущий своей литературы, которая помогла бы ему разобраться в течении будничной жизни. Некоторые юмористические журналы («Осколки»), внешне, казалось бы, безобидные, начинают приобретать бульшую резкость и остроту, их смех становится иногда язвительным.

Именно в этих журналах появился новый писатель, который подписывал свои рассказы псевдонимами «Антоша Чехонте», «Человек без селезенки», «Брат моего брата», «Рувер», «Улисс» и многими другими.

В первые три года творчества Чехов создает такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «С женой поссорился», «Хирургия», «Налим», «Экзамен на чин», «Не в духе» и др.

В литературной судьбе Чехова большую роль сыграл Н.А. Лейкин. Это был редактор наиболее видного юмористического журнала «Осколки». Знакомство его с молодым студентом Чеховым произошло в Москве в октябре 1882 года. В «Осколках» печатаются многочисленные рассказы писателя: «Случаи mania grandiosa», «Ушла», «На гвозде», «Барин и барышня», «Торжество победителя», «Загадочная натура», «Случай с классиком», «Герой-барыня», «Дочь Альбиона» и др.

Чехов в этих рассказах обличает серость и мелочность жизни чиновничества, лакейскую услужливость людей, воспитанную полицейским режимом.

Уже в первый период литературной деятельности, итогом которого явился сборник «Пестрые рассказы» (1886), Чехов заявил о себе как о большом писателе-реалисте, умеющем не только тонко нарисовать картины быта и нравов русской жизни 80-х годов, но и дать ее глубокий социальный анализ.

На лето 1885 года семья Чеховых поселилась в Бабкине, близ г. Воскресенска (теперь г. Истра).

Чехов всегда был жизнерадостен, любил веселую шутку. Но мягкость и юмор сочетались в Чехове с твердой непримиримостью ко всему фальшивому, неискреннему, пошлому, с чем писатель боролся не только литературными произведениями, но и своим поведением, личным примером. Чехов выработал своеобразные нормы поведения, этический кодекс и изложил его в письме к брату Николаю.

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…

5) Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними…

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e…

7) Если они имеют в себе талант, то уважают него. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу… Они не трескают походя водку, ибо знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае.

А чтобы отвечать этим требованиям «нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, воля… Тут дорог каждый час…»

Сам Антон Павлович отвечал всем этим требованиям. Чуткий, трудолюбивый, целеустремленный, он был поистине человечным.

Веселый Антоша Чехонте высмеивал обывателей, их пошлость, мещанские привычки. Комизм и ирония составляют главную особенность творчества Чехова. Но к середине 80-х годов смешное и веселое в его произведениях тесно переплетаются с грустным. Писатель все решительнее борется с редакторами журналов и цензурой, отстаивая сатирическую направленность своих рассказов, не желая писать просто развлекательные произведения. Все чаще и чаще он ставит и решает в своих рассказах сложные социальные вопросы.

Источник

Рассказы А.П. Чехова 80-х годов. Тематика, проблематика, идейная направленность, художественное своеобразие

Чтобы укрепить самодержавие, царское правительство провело реакционные мероприятия, усилившие власть дворян-помещиков. Были фактически восстановлены некоторые крепостнические законы. Учреждение должности земских начальников дало в руки помещиков неограниченную власть: земский начальник решал как административные, так и судебные вопросы.

Боязнь политического пробуждения народа заставила правительство резко ограничить доступ в гимназии разночинцам и беднякам.

Но широкие круги интеллигенции не ощущали и не чувствовали роста прогрессивных сил. Жизнь им казалась бесперспективной, зашедшей в тупик. Они видели вокруг себя засилие обывательщины, безыдейность, отход интеллигенции от былых верований и идеалов.

Но в этот момент появляется новый массовый читатель, жаждущий своей литературы, которая помогла бы ему разобраться в течении будничной жизни. Некоторые юмористические журналы («Осколки»), внешне, казалось бы, безобидные, начинают приобретать бульшую резкость и остроту, их смех становится иногда язвительным.

Именно в этих журналах появился новый писатель, который подписывал свои рассказы псевдонимами «Антоша Чехонте», «Человек без селезенки», «Брат моего брата», «Рувер», «Улисс» и многими другими.

В первые три года творчества Чехов создает такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «С женой поссорился», «Хирургия», «Налим», «Экзамен на чин», «Не в духе» и др.

В литературной судьбе Чехова большую роль сыграл Н.А. Лейкин. Это был редактор наиболее видного юмористического журнала «Осколки». Знакомство его с молодым студентом Чеховым произошло в Москве в октябре 1882 года. В «Осколках» печатаются многочисленные рассказы писателя: «Случаи mania grandiosa», «Ушла», «На гвозде», «Барин и барышня», «Торжество победителя», «Загадочная натура», «Случай с классиком», «Герой-барыня», «Дочь Альбиона» и др.

Чехов в этих рассказах обличает серость и мелочность жизни чиновничества, лакейскую услужливость людей, воспитанную полицейским режимом.

Читайте также:  Рассказ про кукольный театр 3 класс

Уже в первый период литературной деятельности, итогом которого явился сборник «Пестрые рассказы» (1886), Чехов заявил о себе как о большом писателе-реалисте, умеющем не только тонко нарисовать картины быта и нравов русской жизни 80-х годов, но и дать ее глубокий социальный анализ.

На лето 1885 года семья Чеховых поселилась в Бабкине, близ г. Воскресенска (теперь г. Истра).

Чехов всегда был жизнерадостен, любил веселую шутку. Но мягкость и юмор сочетались в Чехове с твердой непримиримостью ко всему фальшивому, неискреннему, пошлому, с чем писатель боролся не только литературными произведениями, но и своим поведением, личным примером. Чехов выработал своеобразные нормы поведения, этический кодекс и изложил его в письме к брату Николаю.

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…

5) Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними…

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e…

7) Если они имеют в себе талант, то уважают него. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу… Они не трескают походя водку, ибо знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае.

А чтобы отвечать этим требованиям «нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, воля… Тут дорог каждый час…»

Сам Антон Павлович отвечал всем этим требованиям. Чуткий, трудолюбивый, целеустремленный, он был поистине человечным.

Веселый Антоша Чехонте высмеивал обывателей, их пошлость, мещанские привычки. Комизм и ирония составляют главную особенность творчества Чехова. Но к середине 80-х годов смешное и веселое в его произведениях тесно переплетаются с грустным. Писатель все решительнее борется с редакторами журналов и цензурой, отстаивая сатирическую направленность своих рассказов, не желая писать просто развлекательные произведения. Все чаще и чаще он ставит и решает в своих рассказах сложные социальные вопросы.

Чехов во второй половине 80-х годов

В августе 1886 года Чехов поселяется в доме Корнеева по Садово-Кудринской улице (ныне в этом доме музей А.П. Чехова).

В пору жизни на Садовой улице популярность Чехова необычайно возросла. Писатель жаловался в начале 1887 года: «Рассказы мои читаются публично на вечерах, всюду, куда ни являюсь, на меня тычут пальцами, знакомства одолели меня своим изобилием и т. д…»

Самым близким помощником, неизменным его другом уже в эти годы была сестра Мария Павловна. Она была хозяйкой дома. Чехов писал о ней в 1891 году: «Марья Павловна у нас главная, и без нее каша не варится. Я полагаюсь во всем на нее; как она захочет, так пускай и будет».

Мария Павловна всю свою жизнь посвятила брату, избавляя его от мелких житейских хлопот, создавая условия для литературной работы.

Незадолго до смерти, в 1956 году, она говорила: «Счастлив тот человек, который, прожив до глубокой старости, может сказать: я выполнил то, что хотел. Жизнь была посвящена любимому делу, и я удовлетворена, что это дело принесло пользу! Моя жизнь была посвящена брату».

Летом 1888 года писатель живет с семьей на даче в Луке близ города Сумы, в усадьбе Линтваревых. Из Луки он ездил на лошадях в Миргородский уезд. В середине июля уезжает в Крым, в Феодосию, где встречается с известным художником-маринистом И.К. Айвазовским. Затем завершает путешествие по кавказскому побережью. Художник стремится расширить круг жизненных наблюдений: «Ах, будь у меня лишних 200-300 рублей… я бы весь мир объездил».

В 1887 году выходят из печати книги Чехова «В сумерках» и «Невинные речи», популярность его как писателя все растет. За сборник «В сумерках» ему была присуждена Пушкинская премия Академии наук.

К концу 80-х годов идейные искания писателя стали более напряженными. От веселого, беззаботного смеха Чехов перешел к суровому осуждению мягкотелой интеллигенции.

Чехов протестовал против того, что человек примиряется с унизительным, рабским положением, осуждал тех, кто изменил своим идеалам и духовно обнищал, и тех, кто потерял человеческий облик.

Творчество Чехова влилось в мощное русло критического реализма. Наряду с Салтыковым-Щедриным и Л. Толстым писатель «срывал все и всяческие маски» с пошлости и мещанства и буржуазного хищничества.

чехов психологический лирический драматургия

Источник

Творчество Антона Павловича Чехова в первой половине 80-х годов ХIХ века

Творчество Антона Павловича Чехова

в первой половине 80-х годов ХIХ века.

Работа выполнена ученицей 11 класса «А» МОУ СОШ №1

Учитель русского языка и литературы

. оригинальность автора сидит

но и в способе мышления,

в убеждениях и проч.

«Несравненный художник жизни»- так называл Толстой.

Имя Антона Павловича навсегда останется в русской литературе как одно из самых громких. Его рассказы, пьесы смогли отразить жизнь русского общества конца XIX-начала XX века. Я думаю, что проблемы, о которых писал Чехов в своих произведениях, остаются актуальными и по сей день.

Чехов начал свой творческий путь на страницах популярных юмористических журналов 80-х годов. Как свидетельствуют многие источники, автор подписывал свои рассказы псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезенки. Персонажами ранних чеховских произведений являются мелкие чиновники, гимназисты, девицы, мечтающие о замужестве. Также можно отметить, что герои ранних рассказов имеют «смешные» фамилии: Прачкин, Козявкин, Ахинеев и многие другие, они как бы помогают понять читателю истинную натуру героя. Многие литературные критики считают, что герои ранних чеховских произведений близки к гоголевским персонажам. Например, всем известный Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели», также как и многие чеховские герои вызывает у читателя чувство сострадания.

Читайте также:  Рассказ о сороке для 2 класса по окружающему миру

Антон Павлович пишет в разных жанрах: анекдоты («И то и се»), шутливые сценки («За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»), рассказ-комедию («Радость», «Неосторожность») и многие другие. В своих произведениях Чехов отрицает ложь, которая проникла во все слои общества и общественной жизни, лицемерие и произвол. Уже в начале пути литературной деятельности писатель откликается на злободневные проблемы того времени. Но всё-таки с самого начала Антон Павлович возлагает все надежды на лучшую жизнь и светлое будущее, на народ. Ранние произведения автора привлекали внимание читателей своей простотой и лаконичностью языка, а также «изящным» юмором. В пример тому можно привести первый сборник рассказов – «Пестрые рассказы» (1886), который закрепил успех начинающего писателя.

На мой взгляд, в этом сборнике Чехов предстает перед читателями как писатель-реалист. Автор сумел нарисовать не только быт, но и нравы общественной жизни 80-х годов. В таких рассказах как «Тоска», «Егерь», «Устрицы», писатель показал сущность и характер «маленького человека».

Также особое внимание мне хотелось бы уделить теме хамелеонства, которая присуща раннему творчеству Чехова. Ярким примером этому может служить всеми известный рассказ Чехова – «Хамелеон». Главный герой рассказа Очумелов находит выгодное для себя положение в любой ситуации, то есть он готов пресмыкаться и выслуживать. Нельзя не заметить, что толпа людей ведет себя по-хамелеонски – меняют свою точку зрения в зависимости от сложившихся обстоятельств. « В рассказе дан психологически обоснованный тип общественного поведения».

С каждым годом у Чехова начинают появляться произведения, которые раскрывают «трагизм» жизни человека: бедняка, труженика. В пример рассказам, раскрывающим «трагизм» людей низших сословий может служить рассказ «Тоска»(1886). Главный герой рассказа- петербургский извозчик Иона Потапов. У старого извозчика умирает сын, и он хочет поделиться своим горем с пассажирами: сначала с военным, потом с компанией молодых людей – но все попытки заканчиваются неудачей. И старому Ионе ничего не остается делать, как рассказать обо всем своей лошади, после этого «разговора» старик обретает душевное спокойствие, которое было так необходимо ему. Некоторые источники утверждают, что Лев Николаевич Толстой отнес этот рассказ к «первому сорту» чеховских произведений. В основу этого произведения легла короткая бытовая сцена. Которая, на мой взгляд, помогает лучше понять душевное состояние человека.

За первые шесть лет написал около 400 произведений. В своих произведениях он воссоздал людей различных социальных слоев и профессий.

Таким образом Антон Павлович в начале своего творческого пути формировался как «писатель – юморист». Мне хотелось бы закончить свою работу высказыванием Джона Голсуорси о творчестве Чехова: « В течении последних двадцати лет самым могучим магнитом для молодых писателей многих стран был Чехов. » «. Я советую (Д. Голсуорси предлагал учиться английским писателям у русских писателях) вам читать русских писателей, в особенности Толстого, Тургенева и Чехова. Если вы уже читали их- перечитайте еще раз и постарайтесь проникнуться искренностью, которой дышат их книги».

Источник

Громов Л.П.: Реализм А. П. Чехова второй половины 80-х годов
Введение

ВВЕДЕНИЕ

Белинский писал: «Каждый век и каждое врем(Я питает свою думу о жизни, стремится к своим целям. и чем поэт выше, тем более выражается в нем эта дума его времени. Всякое истинное содержание отличается жизненностью, вследствие которой оно движется вперед, развивается, а не стоит оцепенелое на одном месте. Вот почему истинные поэты постепенно, с течением времени становятся глубже и совершеннее в своих творениях, и вот почему творения истинных поэтов располагаются умными издателями не по родам, а в хронологическом порядке. » (В. Г. Белинский. Поли. собр. соч. Т. VI. 1955, стр. 123- 124.)

Вот почему творчество писателя должно изучаться в хронологической последовательности, в соотнесении его произведений с «думой о жизни», характерной для определенной эпохи. Сам Белинский показал образец такого изучения в своих знаменитых статьях о Пушкине.

Таким великим, «движущимся» писателем был А. П. Чехов. Он прошел сложный путь идейного и творческого развития. Чехов никогда не останавливался, никогда не успокаивался, он обладал натурой, постоянно находившейся в; движении, в исканиях. И для Чехова, как и для любого мастера-художника, характерно беспрерывное творческое беспокойство. Оно особенно отчетливо проявилось у него во второй половине 80-х годов, когда он осознал необходимость исканий для художника, когда о» понял закон подливного искусства: писатель должен всегда идти вперед и звать читателя за собой.

С вопросом о творческом развитии писателя связан вопрос о периодизации творчества.

Выделял 1886 г. как «замечательный год» в творческой жизни Чехова и Н. Сретенский (Н. Сретенский. Замечательный год. Сб. «Чехов и наш край». Ростов-Дон, 1935.).

По мнению М. П. Чехова-биографа писателя, в 1886 г. начал назревать перелом в творческой жизни Антона Павловича. В «Биографическом очерке», предпосланном первому тому писем А. П. Чехова, М. П. Чехов писал в 1912 г.: «Под влиянием письма Григоровича, который первым приветствовал его талант, Антон Павлович стал серьезнее относиться к себе и своей литературной деятельности. В его творчестве и настроении назревал очевидный перелом. Он стал рассудительнее, все реже и реже шутил, весь отдался литературе». (Письма А. П. Чехова». Т. 1. 1912, стр. XXIV).

Присоединяясь к этой точке зрения, Мария Павловна, издательница писем Чехова, считает, что в конце 1887 г. в настроении и творчестве Антона Павловича совершился перелом («Письма А. П. Чехова». Т. 1. 1912, стр. IV.).

Некоторые авторы датируют «переломный период» в творчестве Чехова 1888-1889 годами, которые по Свидетельству М. П. Чехова, были какими-то необыкновенными по душевному подъему у Антона Павловича (М. П. Чехов. Антон Чехов и его сюжеты. 1923, стр. 49.)

Л. Шестову представляется, что в эти годы в Чехове «произошел внезапный и резкий перелом, целиком отразившийся в его произведениях». (Л. Шестов. Творчество из ничего. Журн. «Вопросы жизни» № 3, 1905, стр. 105.)

Н. Пиксанов тоже считает возможным выделить в творческой биографии Чехова 1888-1889 гг., называя их «эпохой перелома от маленького рассказа к большой повести, когда Чехов сильно напрягался для овладения новой, более глубокой, совершенной формой» 1 Н. Пиксанов. Чехов и Короленко. Сб. «А. П. Чехов к В. Г. Короленко». (Переписка). 1923, стр. 17..

Читайте также:  Проект бани сказка с большой комнатой отдыха топ 10 видео

Юр. Соболев назвал четыре периода в творчестве Чехова: 1) восьмидесятые годы; 2) годы перелома; 3) зрелость; 4) предсмертный Чехов (Юр. Соболев. Чехов. 1934.). Юр. Соболев, отойдя от традиционной периодизации творчества Чехова, дал более дифференцированную и в общем правильную периодизацию, только, на наш взгляд, нельзя (выносить годы перелома за рамки восьмидесятых годов.

Резюмируя, можно сделать вывод, что вопрос о хронологических рамках и специфических особенностях переходного, или «переломного», периода в творческой биографии: Чехова, поставленный еще дореволюционными авторами, до сих пор не получил четкого решения. Да и вообще говоря, трудно установить хронологические границы между отдельными периодами в развитии писателя; вряд ли возможна математическая точность в этой специфической, сложной области. Трудно определить точные хронологические границы и между отдельными периодами в развитии Чехова. И все же можно с известной долей точности установить хронологические рамки «переломного» периода в творческой биографии писателя. Нам представляется. возможным обозначить эти рамки годами 1886-1889. Основанем для такой хронологии служат, во-первых, письма Чехова 1886-1887 гг. (к Григоровичу, Короленко, Плещееву, Киселевой и другим), в которых он прямо говорит о новом периоде в своей творческой жизни и сопоставляет его с ранним периодом; во-вторых, произведения писателя второй половины 80-х годов, имеющие ряд новых, специфических особенностей сравнительно с ранними произведениями. Кроме того, помогают разобраться в хронологии и особенностях «переломного периода» в биографии Чехова воспоминания таких его современников, как Короленко, Фаусек, Новиков и др.

Особенно ценны для нас воспоминания Короленко, который встречался с Чеховым в начале этого периода и оставил нам выразительную характеристику внешнего и внутреннего’ облика Антона Павловича. Короленко подметил двойственность настроения Чехова этой поры: частично то еще был «веселый, беззаботный Антоша Чехонте, но в этом беззаботном настроении происходила заметная перемена, «угадывалось что-то более глубокое, чему еще предстоит развернуться. «

Короленко заметил «переломный» характер и произведений Чехова второй половины 80-х годов. Так, в рассказе «Святой ночью» Короленко увидел чудную картинку, проникнутую «глубоко- захватывающей», обаятельной грустью» еще примиряющей и здоровой, но уже, как небо от земли, удаленной от беспредметного смешливого настроения большинства «Пестрых рассказов». (В. Г. Короленко. Антон Павлович Чехов. Сб. «Чехов в воспоминаниях современников». 1954, стр. 102.) В драме «Иванов» Короленко также отмечает отражение перелома в настроении Чехова: в пьесе «не было той непосредственности и беззаботной объективности, какая сквозила в прежних произведениях Чехова» (Там же, стр. 105).

Повесть «Степь» представляла собою синтез тех идей и художественных особенностей, которые характеризовали «нового» Чехова. «Степь» связана с предшествовавшими ей ранними произведениями Чехова отдельными своими темами. Но если в предыдущих произведениях Чехов, писатель-патриот, обличал социальные пороки современного ему общества, то в «Степи» он не ограничивается обличением; он утверждает прямо, непосредственно свои поэтические мысли о родной земле, о ее людях.

Органический сплав тем и образов, данных в «Степи» и отразивших свойственные Чехову идеи обличения и утверждения, стал своеобразной творческой программой, реализованной писателем в последующих произведениях, развивавших и углублявших в различных вариантах ту художественную проблематику, которая была сконцентрирована в идейном содержании «Степи».

Таким образом, сила и острота идейных и творческих исканий Чехова, а также появление качественно новых произведений во второй половине 80-х годов дают основание считать эти годы новым периодом в творческой биографии Чехова, когда происходил интенсивный и сложный процесс гражданского и художественного возмужания писателя, когда Чехов переходил от писательской молодости к творческой зрелости. Этот переходный период явился своеобразным переломом в мировоззрении и творчестве Чехова.

Если Толстой пережил коренную ломку социальных взглядов, переходя с одних мировоззренческих позиций на диаметрально противоположные, то в миросозерцании Чехова этого не было. Он и во второй половине 80-х годов оставался на общедемократических позициях, но демократизм Чехова в этот период приобрел новые черты (о чем будет сказано ниже). Следовательно, о некотором переломе в идейно-творческом развитии Чехова говорить можно и нужно, поскольку период 1886-1889 гг. довольно резко отличается от предыдущего.

Следует остановиться еще на одном важном факте, установленном нашим литературоведением: переломы в мировоззрении и творчестве писателей не появляются как deus ex machina, они генетически связаны с предшествующей им идейно-творческой жизнью художника. Исследователи творческой биографии Толстого убедительно показали, как коренной перелом в мировоззрении писателя был подготовлен всем предшествующим развитием его как художника и мыслителя. («История русской литературы». Т. IX. Ч. 2. 1956, стр. 544 и др.)

Как и у Толстого, перелом в идейно-творческой жизни Чехова был связан с ранним периодом развития писателя, особенно начиная с 1883 г., когда Чехов, работая над публицистическими статьями для «Осколков московской жизни», стал более пристально наблюдать окружающую его жизнь в условиях развития капитализма, обострения социальных противоречий.

При внимательном изучении творческого развития Чехова ощущается преемственность между отдельными этапами; годы перелома связаны с ранним периодом и периодом творческой зрелости. Некоторые темы и образы, зародившиеся в творчестве раннего Чехова, получили новую жизнь в произведениях нового периода. Тематика и проблематика, впервые появившиеся в сочинениях Чехова второй половины 80-х годов, получили дальнейшее углубленное развитие в годы творческой зрелости. Есть у Чехова и «сквозные» темы и проблемы, проходящие через все периоды его творческой жизни.

Некоторую эволюцию можно наблюдать в пределах переходного периода: в сложных противоречиях развивается демократическое сознание Чехова, уточняется отношение писателя к отдельным важным вопросам жизни, об этой эволюции будет сказано в последующих главах.

В основу исследования творчества Чехова второй половины 80-х годов положен в данной работе анализ наиболее значительных, проблемно-философских произведений Чехова «Степь», «Огни», «Скучная история». Другие произведения писателя, написанные в годы перелома, привлекаются или в процессе анализа данных основных, наиболее характерных для Чехова этого периода произведений, или в общей характеристике творчества писателя в 1886 1889 гг.

Источник

Познавательное и интересное