Рассказы анатолия алексина о войне
Алексин Анатолий Георгиевич (наст. фамилия Гоберман), русский прозаик, драматург.
Родился 3 августа 1924 в Москве, в семье активного участника Гражданской войны, репрессированного в 1937. В детстве выступал в пионерской печати со стихами (собраны в книге Рожок, 1951; совместно с С.Баруздиным). В годы Великой Отечественной войны работал на стройке; в 1950 окончил индийское отделение Московского института востоковедения. Тогда же издал сборник повестей Тридцать один день, одобренный К.Г.Паустовским и сразу определивший Алексина как создателя т.н. «юношеской повести».
Многочисленные произведения Алексина (повести Саша и Шура, 1956; Необычные похождения Севы Котлова, 1958; Говорит седьмой этаж, 1959;…
Алексин Анатолий Георгиевич (наст. фамилия Гоберман), русский прозаик, драматург.
Родился 3 августа 1924 в Москве, в семье активного участника Гражданской войны, репрессированного в 1937. В детстве выступал в пионерской печати со стихами (собраны в книге Рожок, 1951; совместно с С.Баруздиным). В годы Великой Отечественной войны работал на стройке; в 1950 окончил индийское отделение Московского института востоковедения. Тогда же издал сборник повестей Тридцать один день, одобренный К.Г.Паустовским и сразу определивший Алексина как создателя т.н. «юношеской повести».
Многочисленные произведения Алексина (повести Саша и Шура, 1956; Необычные похождения Севы Котлова, 1958; Говорит седьмой этаж, 1959; Коля пишет Оле, Оля пишет Коле, 1965; Поздний ребенок, 1968 и др.) – это непосредственные и жизнеподобные, не лишенные мелодраматизма и сентиментальности, изложенные, как правило, от первого лица, повествования о столкновении детей и подростков с миром взрослых.
Произведения Алексина пользуются популярностью в силу драматургической стремительности их построения, остроте коллизий, психологической и бытописательской наблюдательности, доброму юмору, актуальным сюжетам, узнаваемым персонажам и обстоятельствам (семья, школа, пионерский лагерь, военная игра, первая любовь, детский хор – повесть Позавчера и послезавтра, 1974; труппа юношеского театра – повесть Действующие лица и исполнители, 1975; воспоминания о годах сталинской репрессии – повесть Игрушка, 1988; литературная и житейская «проба» подростка – Очень страшные истории: Детективные повести, которые сочинил Алик Деткин, 1969-1992).
Коллективный портрет юных поколений 1950–1980-х годов, предложенный Алексиным, не лишен идеализации – и в то же время объективного морального диагноза, поставленного с позиций нравственного максимализма, отвергающего (в духе усердно культивируемой в советской ментальности 1960-1970-х годов «романтики») расчетливость, узкий прагматизм, эгоизм, черствость и себялюбие.
Признанный и публикой и критикой (в т.ч. зарубежной – произведения Алексина изданы во многих странах мира), писатель вел активную литературно-общественную деятельность (секретарь СП РСФСР в 1970–1989, один из организаторов детских и юношеских журналов, член редколлегии журнала «Юность», президент ассоциации «Мир – детям мира» и т.п.); удостоен премии Ленинского комсомола (1970, за сценарий документального фильма Право быть ребенком), Государственных премий РСФСР (1974, за пьесы, поставленные на сцене Центрального детского театра) и СССР (за ряд повестей), а также нескольких международных премий и знаков отличия. В 1982 Алексин был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
С 1993 писатель живет в Израиле, где издал роман-хронику о судьбах еврейской семьи в России 20 в. Сага о Певзнерах (1994), книгу мемуаров Перелистывая годы (1997) и другие произведения, основные темы которых связаны с российской действительностью.
Из энциклопедии «Кругосвет»
Алексин Анатолий Георгиевич
Алексин Анатолий Георгиевич
Как много в жизни человека зависит от того, в каком свете он видит каждую из возникающих ситуаций. Ведь многое зависит от восприятия. Всегда есть обратная сторона медали, и вот уже та же самая история.
Алексин Анатолий Георгиевич
Разве есть в мире школьник, который не мечтает о том, чтобы каникулы были всегда? Тогда не нужно будет учить уроки, ходить в школу, а можно будет целый день гулять и ни о чем не волноваться. Анатолий.
Алексин Анатолий Георгиевич
Юные герои Анатолия Алексина впервые сталкиваются со «взрослыми», нередко драматическими проблемами. Как сделать правильный выбор? Как научиться понимать людей и самого себя? Как войти в мир зрелым.
Алексин Анатолий Георгиевич
Юные герои Анатолия Алексина впервые сталкиваются со «взрослыми», нередко драматическими проблемами. Как сделать правильный выбор? Как научиться понимать людей и самого себя? Как войти в мир зрелым.
Алексин Анатолий Георгиевич
В сборник вошли лучшие повести и рассказы для юношества Анатолия Алексина
Алексин Анатолий Георгиевич
Юные герои Анатолия Алексина впервые сталкиваются со «взрослыми», нередко драматическими проблемами. Как сделать правильный выбор? Как научиться понимать людей и самого себя? Как войти в мир зрелым.
Алексин Анатолий Георгиевич
Юные герои Анатолия Алексина впервые сталкиваются со «взрослыми», нередко драматическими проблемами. Как сделать правильный выбор? Как научиться понимать людей и самого себя? Как войти в мир зрелым.
Алексин Анатолий Георгиевич
Творчество Анатолия Алексина, классика современной отечественной прозы, широко известно в России и за рубежом. Оно адресовано читателям всех поколений.Вера Матвеевна в прошлом — школьный учитель, а.
Алексин Анатолий Георгиевич
Алексин Анатолий Георгиевич
Юные герои Анатолия Алексина впервые сталкиваются со «взрослыми», нередко драматическими проблемами. Как сделать правильный выбор? Как научиться понимать людей и самого себя? Как войти в мир зрелым.
Алексин Анатолий Георгиевич
Драматизм отношений между самыми близкими людьми, мучительная память о трагическом прошлом… Анатолий Алексин никогда не осуждает и не выносит приговор – он остро и беспристрастно показывает самую.
Алексин Анатолий Георгиевич
Вам, наверное, будет интересно узнать, как московский школьник Шура, приехав на лето в город Белогорск и имея переэкзаменовку по русскому языку, вдруг сам превратился в… учителя. И о том, как Шура и.
Алексин Анатолий Георгиевич
Юные герои Анатолия Алексина впервые сталкиваются со «взрослыми», нередко драматическими проблемами. Как сделать правильный выбор? Как научиться понимать людей и самого себя? Как войти в мир зрелым.
Алексин Анатолий Георгиевич, Ким Анатолий Андреевич
Рассказы анатолия алексина о войне
Алексин (настоящая фамилия Гоберман) Анатолий Георгиевич [3.8.1924, Москва] — прозаик, драматург, публицист.
На формирование характера Алексин оказала воздействие трагическая судьба отца, ветерана революции и Гражданской войны, впоследствии журналиста, репрессированного в 1937, а также влияние матери — доброго, мужественного человека. Черты ее облика позднее отразятся во многих героинях Алексина.
Начал печататься еще в школьные годы в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда» (ряд стихотворений опубликован в сборнике 1951 «Флажок»). В годы Великой Отечественной войны Алексин был эвакуирован на Урал. Еще не достигнув совершеннолетия, он становится литературным сотрудником, а затем и ответственным секретарем ежедневной многотиражной газете «Крепость обороны» — на строительстве гигантского алюминиевого завода. Этот автобиографический материал позднее войдет в ряд повестей Алексина («В тылу как в тылу», «Ивашов», «Запомни его лицо» и др.).
В 1947 Алексин принимает участие в работе I Всесоюзного совещания молодых писателей.
В 1950 с помощью и под редакцией К.Паустовского, высоко оценившего творчество Алексин, вышла его первая книга — повесть «Тридцать один день (дневник пионера Саши Василькова)». В том же году Алексин окончил Московский институт востоковедения. Алексин вскоре становится одним из самых популярных авторов произведений для детей и юношества.
В 1950-1966 Алексин писал произведения преимущественно для детей младшего возраста (повести «Саша и Шура», 1956; «Необычайные похождения Севы Котлова», 1958; «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», 1965; «В стране вечных каникул», 1966 и др.).
1966 открыл новый этап творчества Алексина — создание повестей, рассказов и пьес, адресованных юношеству и тем, кто его воспитывает,— взрослым читателям (повести «А тем временем где-то», 1966; «Мой брат играет на кларнете», 1967; «Поздний ребенок», 1968; «Очень страшная история: Детективные повести, которые сочинил Алик Деткин», 1969; «Звоните и приезжайте», 1972; «Действующие лица и исполнители», 1972; «Позавчера и послезавтра», 1974, «Третий в пятом ряду», 1975; «Безумная Евдокия», 1976; трилогия «В тылу как в тылу», 1978; «Раздел имущества», 1979; «Сердечная недостаточность», 1979; «Дневник жениха», 1980; «Домашний совет», 1980; «Здоровые и больные», 1982; «Сигнальщики и горнисты», 1982; «Игрушка», 1988; «Прости меня, мама», 1989, и др.) В этот же период написаны пьесы «Молодая гвардия» (по роману А.Фадеева), «Обратный адрес», «Десятиклассники», а также пьесы и киносценарии, созданные по одноименным повестям «Звоните и приезжайте», «Пойдем в кино», «Поздний ребенок» и др.
Сам Алексин разъяснял, как он понимает отличие «литерытуры для детей» от «литературы для юных»: для детей важно не что, а как написано, юношеству же нужны произведения, особые не по форме, а по проблематике, волнующие уже не ребят, но еще не взрослых.
Критики видят своеобразие прозы Алексин не только в остроте и актуальности нравственной проблематики, часто афористически сформулированной: «С добром надо спешить, а то оно может оказаться без адресата» («В тылу как в тылу»), «Дети должны уметь плакать, не только когда разбивают свою коленку, но когда коленка болит у кого-то другого» («Третий в пятом ряду»). Этика юных героев Алексин несовместима с принципом «Нужен тот, кто нужен. когда нужен и пока нужен» («Раздел имущества»). Писателю присуще предельное «сгущение слова», умение вложить максимум худож. информации в минимальное количество страниц, сочетание драматизма и психологической напряженности с юмором и своеобразным музыкальным лиризмом: «Композиция, напоминающая композицию музыкальных пьес, варьирование темы, перекличка мотивов». Повести невелики по объему: «по числу печатных знаков это скорее большие рассказы, а по объему информации — романы» (Мотяшов И. Воспитание чувств // Алексин А. Домашний совет: повести // Роман-газета. 1980. №11. С.83). Нравственная высота его произведений не оставляет равнодушным подавляющее большинство его читателей всех возрастов. На памятнике советским воинам в Кавказских горах высечены строки из повести «Сигнальщики и горнисты» (1985): «Люди не должны жить минувшим горем. но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить». Повесть вызвала в свое время, как об этом свидетельствовали письма читателей Алексин, огромное количество откликов и желание принять участие в создании летописи героев, тех, кто прямо из школьников шагнул в солдаты и ничего в жизни не успел, кроме одного — спасти родную землю.
Произведения Алексин переведены на многие языки народов бывшего СССР, на английский, французский, итальянский, испанский, японский, персидский, бенгальский, хинди и др. Он был удостоен звания лауреата многих премий, как советских, так и международных, диплома Г.Х.Андерсена и дважды был включен в почетный список имени великого датского писателя. Алексин был одним из секретарей СП РСФСР, членом редколлегии журнала «Юность», заместителем председателя Советского комитета защиты мира, вел популярную телепередачу «Лица друзей».
В 1982 Алексин был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
С 1993 Алексин живет в Израиле. Материал и тематика его произведений резко изменились в сторону «взрослости». Им написана «Сага о Певзнерах» (1994) — обличение террора, антисемитизма, фашизма, искалечивших судьбы нескольких поколений одной семьи; антифашистский роман «Смертный грех», а также мемуарная книга «Перелистывая годы» (1997).
10 книг о войне, которые могут читать взрослые и дети
Выбор Ревда-инфо ко Дню Победы.
Астафьев, Полевой, Васильев… Эти и другие авторы много писали о войне, и по их книгам мы в школе изучали ее эмоциональную составляющую. Они показывали войну через людей, учили нас сопереживать и плакать, содрогаться и повторять снова и снова: «Ненавижу войну» (фраза героини повести Анатолия Алексина «Сигнальщики и горнисты»). Правильные люди вырастают из тех, кто в детстве читал правильные книги. Мы не будем принижать достоинства кинематографа, но мало кто станет спорить, что книги — особенно советских авторов — воспитывают лучше. Если вы тоже задумываетесь о том, что почитать о войне самому и посоветовать детям, используйте наш список.
Виктор Астафьев. «Прокляты и убиты»
Дата издания: первая половина 1990-х
О чем: без купюр — о войне, о том, что ей предшествовало, о быте солдат и офицеров, о суровых буднях, встречах и трагических взаимоотношениях. На собственном примере фронтовик Астафьев рассказывает об этом: постарайтесь найти издание без цензуры, чтобы ничего не упустить. Цитата: «Изо всех спекуляций самая доступная и оттого самая распространенная — спекуляция патриотизмом, бойчее всего распродается любовь к родине — во все времена товар этот нарасхват».
Кому: взрослые, старшие школьники
Анатолий Алексин. «В тылу как в тылу»
Дата издания: 1986 год
О чем: история мальчика Димы и его мамы, в годы войны попавших в эвакуацию. Написана типичным слогом писателя: до слез прямо, с бытовыми подробностями и жесткими оценками человеческих пороков. Даже в условиях войны. Цитата: «Я подумал, что нужно будет вообще забыть о своем возрасте. Взять и забыть… Но мама не хотела, чтобы я забывал. В холодном бараке, который обогревался еле мерцавшими печурками, она превратила наш сундук в стол и сказала: «Здесь ты будешь делать уроки!».
Кому: школьники среднего звена
Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке»
Дата издания: 1947 год
О чем: художественный пересказ реальной истории летчика Алексея Маресьева (в книге: Мересьев), который остался без ног после авиакатастрофы и ползком преодолел дорогу к людям. О его лечении, встречах с героями войны, знакомствах с настоящими людьми, которые и сделали возможной эту Победу. И о возвращении на фронт, которого он так желал, несмотря на протезы. Цитата: «…военные письма, как лучи угасших звезд, долго-долго идут к нам, и бывает — звезда давно погасла, а луч ее, веселый и яркий, еще долго пронзает пространства, неся людям ласковое сверкание уже не существующего светила».
Кому: средние и старшие школьники, взрослые
Борис Васильев. «А зори здесь тихие»
Дата издания: 1969 год
О чем: всемирно известная, благодаря экранизациям (советской и российской), история пятерых девочек-зенитчиц, вступивших в неравный бой с немецкими диверсантами. Все они погибают, в живых остается только их командир, сержант Васков. В книге подробно рассказывают о пути к фронту каждой девушки, об их любви, семьях и детях, которые так и не смогли родиться. Потому что — война. Цитата: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел… И чисты-чистые, как слёзы… «.
Кому: старшие школьники, взрослые.
Григорий Бакланов. «Навеки девятнадцатилетние»
Дата издания: 1979 год
О чем: остро трагическая, полная пронзительных диалогов история 19-летнего Виктора Третьякова. Его судьба показана через отношения с матерью, отчимом, возлюбленной, солдатами, которыми он командует на фронте. Третьяков не доживает до двадцати лет, как многие и многие его сверстники, но навеки остается в истории своей страны. Цитата: «… Он видел, она хочет верить, а все равно будет винить себя; живые всегда виноваты перед теми, кого нет…».
Кому: взрослые
Константин Симонов. «Живые и мертвые»
Дата издания: 1959 год
О чем: большой труд-трилогия, охватывающий время с 1941 по 1944 годы. Эта книга — о войне без прикрас. События описаны реалистично, словно в жанре репортажа, с подробными диалогами, усиливающими драматизм. Считается одной из лучших книг о войне. Цитата: «И клочки этих писем сначала усыплют землю рядом с истекающим кровью, умирающим Мишкиным телом, а потом сорвутся с места и, гонимые ветром, переворачиваясь на лету, понесутся по пыльному шоссе под колеса немецких грузовиков, под гусеницы ползущих к востоку немецких танков».
Кому: старшие школьники, взрослые
Лев Кассиль. «Великое противостояние»
Дата издания: 1940-1947
О чем: повесть в двух частях о девочке Симе, которая сначала снимается в кино про войну 1812 года, а потом попадает в эвакуацию во время Великой Отечественной войны, и — в плен к немцам. Цитата: «Война – не девичье дело Здесь крестятся ведьмы и тошно чертям».
Кому: младшие школьники, среднее школьное звено
Юрий Никулин. «Почти серьезно…»
Дата издания: 1979 год
О чем: мемуары фронтовика-актера Юрия Никулина, где он рассказывает о семи годах, в течение которых носил гимнастерку, о начале карьеры, о встречах с актерами, которые стали его друзьями. Многих, кто знает Никулина только как клоуна и актера Гайдаевских комедий, это произведение удивляет. Цитата: «Сначала меня убивало слово «подъем». Семь утра. На улице еще темно. Пришла зима. Мы спим. И на всю казарму раздается громкое: «Подъем!». Вставать не хочется, а надо. Никак я не мог научиться быстро одеваться. Поэтому становился в строй чуть ли не последним».
Кому: взрослые
Светлана Алексиевич. «У войны — не женское лицо»
Дата издания: 1985 год
О чем: документальная книга Нобелевского лауреата из Белоруссии, очерки и реальные воспоминания женщин, которые прошли войну. Цитата: «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая. Так говорили древние».
Кому: взрослые
Вячеслав Кондратьев. «Сашка»
Дата издания: 1979 год
О чем: В повести Кондратьева заложен философский вопрос о ценности человеческой жизни. Он и сам воевал, поэтому с поражающей, бьющей прямо в сердце откровенностью пишет о юном Сашке, который ушел на фронт. В тяжелейших условиях, находясь лицом к лицу с врагом, которого он взял в плен, Сашка не теряет присущего ему милосердия. Цитата: «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь, — но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании…».
Кому: старшие школьники
Еще по теме
Нашли опечатку? Выделите фрагмент с опечаткой мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Необычайные похождения Севы Котлова
Анатолий Алексин
В книгу вошли три жизнерадостные и трогательные повести известного русского писателя Анатолия Алексина о веселых приключениях школьника Севы Котлова: «Под чужим именем», «Тайный сигнал барабанщика, или Как я вел дневник» и «Сева Котлов за Полярным кругом». Эти произведения были переведены более чем на 20 языков и изданы миллионными тиражами по всему миру.
Незнайка за Полярным кругом
В детстве я читал сборник Алексина, где все было печально и нескладно. Любопытно видеть, что к такому состоянию души автор пришел далеко не сразу, пройдя в конце 50-х – начале 60-х через аккуратно-официальный период.
В первой повести о прикарманенном паспорте старшего брата Сева Котлов мало чем отличается от Вити Малеева и других деревянных, как бы развязных, а вместе с тем милых мальчишек Носова. Все его девиации – это попытка накинуть несколько годков и попасть в кино, читальный зал и протащить с собой друга. Тут интереснее, как часто бывает, смотреть на детали советского быта середины 50-х, от оправы очков до священной тишины в библиотеке, от пиетета перед директором школы до присылаемых домой штрафов за переход в неположенном месте. И цвет паспорта – зеленый!
Вторая повесть уже живее, тут тебе и Спутник-2, и милый пафос его поиска в небе, и легкая сатира на коммуналку. Автор несколько безуспешно пытается придать шарм общественному труду в виде расчистки новопостроенного дома силами школьников, но делает он это лишь в силу так понятого им общественного договора. Коллизия же с дневником и старшим братом хороша, хоть и детектив не слишком загадочен.
Третья же часть внезапно срывает героев из относительно комфортной Москвы и забрасывает семью Котловых в Заполярье. На дворе внезапно вместо 1957-го как минимум 1961 (судя по упоминанию и Гагарина, и Титова), а герои не слишком-то выросли за 4 года, такая вот авторская условность (так часто в циклах делают, их герои взрослеют куда медленнее реального времени). Тут любопытно многое, от того, что отец героя вдруг оказывается специалистом по вечной мерзлоте (чего он в Москве-то делал), что едут они в Заполярск (по Енисею от Красноярска), который, как догадается почти любой читатель, на самом деле Норильск.
Странная это, на мой взгляд, традиция. Почему было принято переиначивать названия городов? Энск вместо Пскова у Каверина, Севастополь без названия у Крапивина. Думаю, множить примеры можно долго.
Добираются герои в Красноярск из Москвы на Ту-104, мир тогда менялся на глазах (герои все сетуют, что летят не на Ту-114). Заполярск-Норильск показан в повести как новый, молодой город, построенный буквально только что москвичами, ленинградцами и киевлянами. Про Норильлаг, конечно же, упоминания нет.
Если я позволил себе начать со сравнения с героями Носова, то можно тем же и закончить. Первая и вторая повести о Севе Котлове находятся на уровне «Приключений Незнайки», третья почти дотягивает до «Незнайки в Солнечном городе» (Севу мы видим в Норильске только во время полярного дня). Судя по всему, автор исчерпал возможности темы, так что аналога «Незнайки на Луне» не появилось.