Сказки-несказки
Первая охота
Надоело Щенку гонять кур по двору.
«Пойду-ка, — думает, — на охоту за дикими зверями и птицами».
Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу.
Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают каждый про себя.
Выпь думает: «Я его обману!»
Удод думает: «Я его удивлю!»
Вертишейка думает: «Я его напугаю!»
Ящерка думает: «Я от него вывернусь!»
Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: «Мы от него спрячемся!»
«А я его прогоню!» — думает Жук-Бомбардир.
«Мы все за себя постоять умеем, каждый по-своему!» — думают они про себя.
А Щенок уже побежал к озерку и видит: стоит у камыша Выпь на одной ноге по колено в воде.
«Вот я её сейчас поймаю!» — думает Щенок, и совсем уж приготовился прыгнуть ей на спину.
А Выпь глянула на него и шагнула в камыш.
Ветер по озеру бежит, камыш колышет. Камыш качается
взад — вперёд,
взад — вперёд.
У Щенка перед глазами жёлтые и коричневые полосы качаются
взад — вперёд,
взад — вперёд.
А Выпь стоит в камыше, вытянулась — тонкая-тонкая, и вся в жёлтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается
взад — вперёд,
взад — вперёд.
Щенок глаза выпучил, смотрел, смотрел — не видит Выпи в камыше.
«Ну, — думает, — обманула меня Выпь. Не прыгать же мне в пустой камыш! Пойду другую птицу поймаю».
Выбежал на пригорок, смотрит: сидит на земле Удод, хохлом играет, — то развернёт, то сложит.
«Вот я на него сейчас с пригорка прыгну!» — думает Щенок.
А Удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял.
Смотрит Щенок: нет птицы, а лежит на земле пёстрый лоскут, и торчит из него кривая игла.
Удивился Щенок: куда же Удод девался? «Неужели я эту пёструю тряпку за него принял? Пойду поскорей маленькую птичку поймаю».
Подбежал к дереву и видит: сидит на ветке маленькая птица Вертишейка.
Кинулся к ней, а Вертишейка юрк в дупло.
«Ага! — думает Щенок. — Попалась!»
Поднялся на задние лапы, заглянул в дупло, а в чёрном дупле змея извивается и страшно шипит.
Отшатнулся Щенок, шерсть дыбом поднял — и наутёк.
А Вертишейка шипит ему вслед из дупла, головой крутит, по спине у неё извивается полоска чёрных перьев.
«Уф! Напугала как! Еле ноги унёс. Больше не стану на птиц охотиться. Пойду лучше Ящерку поймаю».
Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.
Тихонько к ней подкрался щенок — прыг! — и ухватил за хвост.
А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень!
Хвост в зубах у Щенка извивается,
Фыркнул Щенок, бросил хвост — и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.
«Ну, — думает Щенок, — уж если Ящерка и та от меня вывернулась, так я хоть насекомых наловлю».
Посмотрел кругом, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, по воздуху бабочки летают.
Бросился Щенок ловить их, и вдруг — стало кругом, как на загадочной картинке: все тут, а никого не видно — спрятались все.
Зелёные кузнечики в зелёной траве притаились.
Гусеницы на веточках вытянулись и замерли: их от сучков не отличишь.
Бабочки сели на деревья, крылья сложили — не разберёшь, где кора, где листья, где бабочки.
Один крошечный Жук-Бомбардир идёт себе по земле, никуда не прячется.
Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жук-Бомбардир остановился, да как пальнёт в него летучей едкой струйкой — прямо в нос попал.
Взвизгнул Щенок, хвост поджал, повернулся — да через луг, да в подворотню.
Забился в конуру и нос высунуть боится.
А звери, птицы и насекомые — все опять за свои дела принялись.
Лесные домишки
Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки.
Была в их стае одна маленькая Береговушка, такая проворная: никак её догнать нельзя было — от всех увёртывается.
Погонится за ней пятнашка, а она — туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится, да как пустится лететь — только крылышки мелькают.
Вдруг — откуда ни возьмись — Чеглок-Сокол мчится. Острые изогнутые крылья так и свистят.
Ласточки переполошились: все — врассыпную, кто куда, — мигом разлетелась вся стая.
А проворная Береговушка от него без оглядки за реку, да над лесом, да через озеро!
Очень уж страшной пятнашкой был Чеглок-Сокол.
Летела, летела Береговушка — из сил выбилась.
Рассказы Виталия Бианки
Виталий Бианки – волшебник. Каждый его рассказ наполнен магией. Хотите заглянуть в мир леса, подсмотреть тайны природы, увидеть чудеса в простых вещах? Следуйте за писателем. Написаны рассказы Виталия Бианки легким и красочным языком – можно без труда представит обстановку. Но за ярким описанием – знания биолога и натуралиста. Мягко и бережно Бианки подталкивает к исследованию окружающего мира.
Рассказы Бианки читать
Название | Время | Рейтинг |
Как муравьишка домой спешил | 08:40 | 33510 |
Мышонок Пик | 35:00 | 27700 |
Первая охота | 03:25 | 25360 |
Чей нос лучше | 04:05 | 13630 |
Для детворы всех возрастов
Бианки подарил людям около трехсот рассказов. Он умел наблюдать мир глазами детей. Благодаря этому дару юные читатели легко подключают воображение, слушая его сказки. В числе его читателей и самые маленькие дети. Для них – миниатюрные юмористические рассказы. В основе – любопытные поучительные приключения. Целый цикл рассказов объединен под общим названием «Мой хитрый сынишка». В центре историй – неугомонный мальчишка, постигающий тайны природы во время прогулок по лесу с отцом.
Детям постарше интересны рассказы Бианки о животных. Все они основаны на лесных «путешествиях». В детстве родители возили Виталия в деревню Лебяжье, где рядом был лес. Сделав свои первые шаги в этой стране, он стал ее преданным поклонником на всю жизнь. Отец научил делать заметки – сохранять наблюдения. Через годы из них получились лесные истории. «Мышонок Пик», «Кто о чем поет» – в каждом мысли о важности знаний о природе.
Хотя считается, что написаны рассказы Бианки для детей, писатель не забыл и о взрослых. В предисловии к одному из изданий он обратился именно к ним. «Я стремился писать таким образом, чтобы сказки были интересны и взрослым. Но сейчас осознал, что творил для взрослых, которые сохранили в душе ребенка». Опытный взгляд разглядит в рассказах Бианки меткие описания и факты. Он часто ездил в научные экспедиции по Центральной России, Северу – поэтому ему было, что сказать.
Сказки-несказки
Есть у Бианки произведения, которые он назвал необычно: сказки-несказки. Никаких фей, скатерти-самобранки и волшебниц в них нет. Но чудес в них даже больше. С обычным задирой-воробьем писатель знакомит так, что читатели лишь удивляются: птичка непростая. Эти рассказы Бианки читать – одно удовольствие. Он переосмысливает сказки. Вместо колобка у него катится по тропинке ежик – колючий бочок.
Писал рассказы Бианки короткие и длинные. Но все они объединены любовью к природе. Этот писатель-анималист создал целое направление в литературе, которое продолжает развиваться. Читатели ответили ему тем же – в прибрежной полосе Финского залива создали природный ландшафт «Поляна Бианки».
Рассказы Виталия Бианки
Детям свойственно поражаться всему новому и находить волшебство в самых, казалось бы, обычных вещах – встрече с диким зверьком, жизни муравейника или росту растений. С возрастом ощущение волшебства может пропасть. Но писатель Виталий Бианка, читать которого любит уже несколько поколений, смог сохранить этот детский взгляд на окружающий мир на всю жизнь. Его книги о природе немного наивные и очень искренние написаны в жанре, который сам писатель называл «сказка-несказка».
Название | Автор | Популярность |
---|---|---|
Музыкальная канарейка | Бианки Виталий Валентинович | 11132 |
Аришка-Трусишка | Виталий Бианки | 3508 |
Тайна ночного леса | Бианки Виталий Валентинович | 1367 |
Музыкант | Бианки Виталий Валентинович | 1043 |
Чей нос лучше | Виталий Бианки | 1030 |
Водолюб в лесу | Бианки Виталий Валентинович | 875 |
Лис и мышонок | Виталий Бианки | 717 |
Как муравьишка домой спешил | Виталий Бианки | 620 |
Первая охота | Виталий Бианки | 593 |
Мышонок Пик | Виталий Бианки | 530 |
Сова | Бианки В.В. | 434 |
Хитрый Лис и умная Уточка | Бианки В.В. | 419 |
Кукушонок | Бианки В.В. | 374 |
Оранжевое горлышко | Бианки В.В. | 352 |
Чьи это ноги | Бианки В.В. | 280 |
Cиничкин календарь | 75 |
Рассказы Виталия Бианка для детей переведены на многие иностранные языки, и в этом нет ничего удивительного: увлекательное изложение, живой язык и точно подмеченные детали мира дикой природы способно заинтересовать ребенка из любой страны мира.
Рассматривать красочные иллюстрации, пока мама читает вслух – особенное удовольствие для самых маленьких. Поэтому книги Бианки оформляли лучшие детские художники, бережно перенося на рисунок настроение рассказов и показывая, как выглядят герои прочитанных рассказов.
Когда Виталий Бианки начал писать для малышей, он взял за основу собственные записи многолетней давности и превратил короткие заметки в сказочные истории. Ему удалось найти правильные интонации, которые увлекают детей и побуждают читать все больше и больше.
Увлечение Бианки биологией – во многом заслуга отца, ученого-орнитолога. Валентин Бианки растил детей в окружении животных: в их квартире постоянно жили и кошки с собаками, и ежи, и птицы, а летом вся семья уезжала в деревню. И именно отец научил будущего писателя вести дневник наблюдений – и за домашним «зоопарком», и о встречах с лесными обитателями. Собственно, из этого дневника впоследствии выросли почти все его произведения, которые сейчас можно найти на нашем сайте и читать онлайн.
Онлайн чтение книги Рассказы и сказки
Виталий Бианки
Открылась тяжёлая дверь, и перед глазами изумлённого мальчика предстал удивительный мир.
Прямо перед ним два бурых медвежонка схватились в обнимку. Их старший братишка-нянька не спускал глаз с озорников, а медведица-мать развалилась на пригорке и дремлет.
А там, немножко дальше, два тигра — один на скале, другой внизу — оскалили зубы, — сейчас кинутся друг на друга… Мальчик, крадучись, прошёл мимо них. В страхе оглянулся. А вдруг кинутся? Нет, не кидаются, — так и остались…
Вот высоко в воздухе застыл без движения орёл. Вот взлетевшая утка замерла над гнездом; в гнезде — яйца. Мальчик быстро протянул руку за ними — и пальцы больно ударились о что-то крепкое, холодное…
Стекло. Все звери и птицы за стеклом!
Неужели они не живые? Тогда, наверно, они заколдованы, как в сказке. Узнать бы такое волшебное слово, чтобы разом всех оживить. Кто научит его этому слову?
Мальчик попал в Зоологический музей Академии наук. Здесь работал его отец — русский учёный-естествоиспытатель. В доме напротив родился в 1894 году мальчик — будущий писатель Виталий Валентинович Бианки.
С природой его познакомил отец. Он брал сына с собой на охоту и на прогулки. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полёту, зверя — по следу и — самое главное — научил сына записывать свои наблюдения.
К двадцати семи годам жизни у Виталия Валентиновича Бианки накопились целые тома дневников. И опять, как в детстве, ему захотелось найти то волшебное слово, которое заставило бы ожить всех этих птиц и зверей.
Таким словом и стало художественное слово рассказчика-писателя.
Первая В. В. Бианки для детей — «Лесные домишки» — вышла в 1923 году. За двадцать пять лет своей литературной работы Бианки написал около двухсот сказок, рассказов, повестей. Юным читателям хорошо известны его сборники: «Сказки», «Лесная газета», «По следам», «Где раки зимуют», «Рассказы об охоте», «Последний выстрел» и многие другие.
На двадцати восьми языках народов нашей Родины издавались его произведения. На многие иностранные языки переведены его книги.
Прекрасно зная и горячо любя родную природу, большую часть своей жизни Бианки проводит в лесу с ружьём, биноклем, записной книжкой. И его рассказы, сказки, повести раскрывают перед юными читателями картины живой природы. В самом обыкновенном он умеет показать новое, незамеченное нами.
Бианки ведёт юного читателя по охотничьим тропам Алтая, поднимается с ним без дорог по горам Кавказа, бродит по тайге, тундре, степи…
Но больше всего Бианки любит рассказывать о тех животных и растениях, которых всякий может встретить у себя в саду, на берегу соседней речки, в лесах и полях северной и среднерусской полосы нашей Родины.
Писатель раскрывает своему юному читателю глаза на окружающий мир, отвечает на его вопросы.
Много загадок природы уже раскрыто нашими учёными. Ещё больше надо изучить, разгадать, понять.
И книги Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом, исследователем. Бианки не только показывает, — он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц.
Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая её богатства на пользу Родине.
Советский человек — хозяин своих лесов, полей, рек, озёр и он должен хорошо знать своё хозяйство.
Юный читатель многое узнает, прочитав рассказы и сказки Бианки. Он научится наблюдать, он станет бережливым хозяином богатств родной природы, он полюбит её.
Художественное слово писателя поможет ему в этом.
Последний выстрел
Выстрел раздался неожиданно, как гром из чистого неба.
Пробитый пулей котелок выпал у Мартемьяна из рук и кувырнулся в костер. Остроухая Белка с лаем ринулась в темноту.
— Сюды! — крикнул Маркелл.
Мартемьян, подхватив с земли винтовку, в два скачка очутился рядом с братом. И как раз вовремя: вторая пуля щелкнула по стволу и с визгом умчалась в темноту.
— Огонь… подь он к чомору! — выругался Маркелл, трудно переводя дыхание.
Костер, залитый было выплеснувшейся из котелка сухарницей, вспыхнул с новой силой. Огонь добрался до сухих сучьев и охватил их высоким бездымным пламенем.
А оттуда, из черного брюха ночи, освещенная елань была как на ладони, и чьи-то глаза следили за каждым их движением.
Но Мартемьян сказал совсем спокойно:
— Однако ништо. Белка скажет, откуда он заходить станет. Вокруг лесины отуряться [3] — не достанет.
В этих немногих словах было всё: и признание опасности и точное указание, как ее избегнуть.
— Цел? — спросил Маркелл.
— В казанок [4] угодила, — просто ответил Мартемьян.
Больше они не сказали друг другу ни слова. Неподвижно стояли, вплотную прижавшись к жесткой коре дерева, и вслушивались в удаляющийся лай собаки.
Эти два человека и сроду не были болтливы, — они стыдились лишних слов. В тайге они родились, в тайге прожили вдвоем всю свою долгую жизнь. Старшему шел уже седьмой десяток, младшему — шестой. Кто бы сказал это, глядя на их прямые плечи, крепкие спины? Громадные, с волосатыми лицами, они стояли у темного кедра, как два поднявшихся на дыбы зверя.
Нападение не требовало объяснения: в руках у братьев было сокровище.
На плече у Мартемьяна висел кожаный мешок. Мешок был из толстой, грубой кожи, заскорузлый и грязный. Но лежало в нем то, что считалось дороже золота: тщательно снятые, высушенные и вывернутые блестящей шерсткой внутрь шкурки застреленных ими соболей.
Слишком трудно дается осторожный зверек добытчику, слишком часто в тайге лихие люди пытались отнять у промышленника его драгоценную добычу. Братья носили мешок на себе поочередно, ни на минуту с ним не расставаясь.
Враг умудрился застать их врасплох. Оставалось только прятаться от его невидимой руки, пока сам собой не потухнет костер.
И оба молчали, потому что знали, каждый думает так же.
Лай Белки подвигался вправо; они, хоронясь за стволом, переступали влево.
Слышно было, как собака настигла скрытого тьмой человека, кинулась на него.
«Дура… застрелит!» — подумал Мартемьян. И от этой мысли у него сразу похолодели ноги.
Внезапно лай оборвался придушенным хрипом. В разом наступившей тишине раздался глухой шум падения тела и сейчас же — шуршанье судорожно скребущих землю лап.
— Шайтан… Белку! — вскрикнул Мартемьян и уже на бегу крикнул брату. — Стой!
Маркелл во всем привык слушаться старшего брата. Так повелось с детских лет, так осталось и до старости.
Он с тревогой следил, как брат перебегает предательски освещенную елань.
Когда Мартемьян был уже у самой стены деревьев, за ней вспыхнул огонек и громыхнул выстрел.
Мартемьян выронил винтовку, споткнулся и упал.
— Бежи! — крикнул он брату. — Белку.
Маркелл понял с полуслова: брат хотел сказать, что стрелявший пришел не за кожаным мешком, а за собакой, и что собаку надо отбить во что бы то ни стало. Маркелл выскочил из-за прикрытия и широкими прыжками кинулся через елань.
Выстрелов больше не было, но, когда Маркелл добежал до деревьев, он услышал впереди треск сучьев: кто-то тяжело убегал по тайге.
Скоро чаща преградила охотнику путь. Острый сучок полоснул его по щеке, чуть не задев глаза.
Маркелл остановился. В черном мраке впереди не видать было даже стволов деревьев, и шаги бегущего смолкли.
Маркелл сунул винтовку в чащу и, не целясь, выпалил прямо перед собой — в темноту.
Прислушался. Сзади спокойно потрескивал костер.
Маркелл вернулся к брату.
Пуля пробила Мартемьяну правую руку и чиркнула по ребрам. Рана не опасная, но крови шло много.
Согнув больную руку в локте, Маркелл туго прикрутил ее к груди брата. Кровь удалось остановить.
Братья потушили костер, улеглись на земле и молча, не смыкая глаз, стали дожидаться рассвета.
Думали о своей Белке и как ее отбить. Дороже самой драгоценной добычи охотнику его верный друг — собака.
Лучше б им лишиться кожаного мешка, чем Белки: была б собака, настреляли бы еще соболей. Теперь братья были не только ограблены, — разорены.