Все рассказы Чехова для детей в одной подборке
Автор: Guru · 20.07.2018
Антон Павлович Чехов – один из самых популярных российских авторов за рубежом. Наибольшую известность он получил как драматург. Его пьесы «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», бесспорно, являются классикой мировой литературы. Однако это далеко не единственная грань его таланта. С его рассказами мы знакомы с самого детства, иногда даже не догадываясь, кто их автор. Антон Павлович много писал для детей, а ведь они — самые строгие критики.
Каштанка
Пожалуй, наиболее популярный детский рассказ Чехова, который даже был экранизирован студией «Союзмультфильм» в 1952 году. Собака теряет своих хозяев и оказывается на улице. Вскоре она попадает в дом к незнакомцу, который оказывается клоуном. Каштанка становится Теткой, знакомится с котом, свиньей и гусем, готовится к своему цирковому дебюту. Но на арене она узнает в зрительном зале своих прежних хозяев и возвращается домой.
Такая же ситуация произошла в реальной жизни с дрессировщиком Владимиром Дуровым, который и рассказал о ней Чехову. Вот, что он писал об этом:
Эта история случилась со мной. Это я нашёл Каштанку; я её дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про неё Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать.
Белолобый
Ещё одна история о щенке, прозванном Белолобым за белый треугольник на лбу. Как-то ночью его утащила волчица, по ошибке приняв за ягненка. Он увязался за ней, попал в логово к волчатам и играл с ними. Несколько раз волчица хотела съесть щенка, но терпеть не могла собачьего запаха. Побежав за ней на охоту, Белолобый поднял лай возле человеческого жилья, оставив волчицу снова ни с чем.
Рассказ был опубликован Чеховым в сборнике «Детское чтение» в 1895 году. А в 2010-м был экранизирован режиссером Сергеем Серегиным в одноименном мультфильме.
Хамелеон
Многие детские писатели изображают мир взрослых с помощью животного мира, и Антон Павлович, в этом случае, не исключение. В его рассказах, как правило, в названии содержится отсылка к тому или иному представителю животного мира, помогающая понять, что же хотел сказать нам автор.
Рассказ «Хамелеон» повествует о полицейском надзирателе Очумелове, который пытается разобраться в шумихе на базарной площади. Какая-то собака нанесла «тяжелые увечья» пальцу Хрюкина, и Очумелову необходимо принять соответствующие меры. Но беда в том, что толпа не может определить бродячая это собака или генеральская, а бедный мужчина в точности как хамелеон, меняет свои указания, не обращая никакого внимания на объективные доводы.
Детвора
Один из лучших рассказов Чехова, по мнению Льва Толстого. Написан был в 1886 году, после встречи с полковником Б.И. Маевским и его очаровательными детьми – Аней, Соней и Алешей.
Рассказ представляет собой скорее наблюдение-зарисовку. Оставшись поздним вечером дома без взрослых, дети играют в лото. По-взрослому азартно, шумно, задорно. Чехову очень точно удается передать тонкости черт детских характеров.
Мальчики
Володя Королев – гимназист 2-го класса приезжает домой на рождественские каникулы. С ним вместе приехал и его приятель Чечевицын, но для сестер Володи он Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых. Мальчики все время о чем-то перешептывались и вели себя скрытно. Подслушав их разговор, девочки узнают, что те задумали побег в Америку. Но осуществить план не удается; их возвращают домой из Гостиного двора ближайшего города.
Ещё один рассказ-напоминание о мире детства, где все возможно, если пожелать. Друзья всегда такие, что с ними хоть на край света. Побег в Америку легко осуществим, а девчонки портят мальчишкам все планы. Все горизонты открыты детскому воображению, и Чехов напоминает нам об утерянной способности безгранично мечтать.
Ванька
Ещё одна история, приключившаяся на Рождество. Девятилетний Ванька Жуков пишет письмо, в котором жалуется деду на несносную жизнь у сапожника Аляхина, у которого он живет учеником. Хозяева обижают мальчика, а подмастерья относятся к деревенскому новичку с ехидством. В письме он вспоминает жизнь с дедом в деревне и барышню, которая учила парнишку грамоте. Ванька просит деда приехать и забрать его, и подписывает конверт «на деревню дедушке».
Рассказ не похож на другие произведения Антона Павловича отсутствием юмора и ноткой грусти. Судьба несчастного мальчика, для которого новогоднее чудо не произойдет, глубоко трогает каждого читателя, заставляет переживать и сочувствовать.
Из подборки следует один простой вывод: Чехов пишет для всех. Про больших и маленьких, про людей и животных, про радость и грусть. Для детей его рассказы – своеобразная неустаревающая энциклопедия о мире взрослых. А для взрослых – путеводитель по забытым тропам детства.
Библиотека для детей
Рассказы А.П. Чехова. Список произведений. Краткая биография, жизнь и творчество
Краткая биография Антона Павловича Чехова
Антон Павлович Чехов — крупнейший русский писатель, драматург, классик мировой литературы. Из написанных им порядка 900 произведений немалое количество вошло в сокровищницу не только русской литературы; спектакли по его пьесам до сих пор не сходят с театральных подмостков в разных уголках мира.
Антон Чехов появился на свет 29 января (17 января по ст. ст.) 1860 г. в Екатеринославской губернии, г. Таганрог. Его отец был купцом, и сыновья, в том числе Антон, помогали ему в лавке с малых лет. Кроме того, они ежедневно по утрам пели в церковном хоре, поэтому их детство было далеко не безоблачной и беззаботной порой.
После окончания местной греческой школы 8-летний Чехов становится учащимся гимназии, которая на то время в южной России была одним из старейших учебных заведений с богатыми традициями. Этот период биографии имел чрезвычайно большое значение для становления Антона Павловича Чехова как человека и писателя. Будучи гимназистом, Чехов полюбил чтение и театр, здесь сформировалось его мировоззрение. В стенах гимназии он впервые попробовал себя в литературе, начал писать короткие юмористические рассказы, зарисовки.
После ее окончания в 1879 г. А.П.Чехов поступил в Московский университет, на медицинский факультет. К этому же времени относится его дебют в журнале «Стрекоза», который в 1880 г. опубликовал рассказ первокурсника «Письмо к ученому соседу» и его же юмористическую зарисовку «Что чаще всего встречается в романах повестях и т.п.». Впоследствии Чехов продолжал творить в рамках малых литературных форм: его фельетоны, юморески, рассказы появлялись в юмористических изданиях «Будильник», «Зритель», «Осколки». Сочинения Чехов подписывал различными псевдонимами — Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки и др.
В 1882 г. у Чехова был уже готов первый сборник рассказов, однако он так и не увидел свет (не исключено, что его не пропустила цензура), но уже спустя два года, в 1884 г., сборник рассказов «Сказки Мельпомены» был опубликован. Этот год оказался примечательным еще и окончанием учебы, получением диплома уездного врача. Чехов приступил к профессиональной деятельности в Чикинской больнице, позднее местом его работы был Звенигород.
На протяжении 1885-1886 гг. А.П. Чехов был верен себе как автор коротких рассказов, главным образом, юмористического характера. Однако старшие собратья по перу — Д. Григорович, В. Билибин, А. Суворин — выражали сожаление по поводу растраты таланта на подобную «мелочевку». Начинающий литератор внял этим рекомендациям, и постепенно его рассказы приобретали больший объем и серьезность содержания.
Важным свидетельством перестройки образа мыслей Чехова стали путешествия 1887 г. Заметно сократив сотрудничество с юмористическими изданиями, он путешествовал по родному южному краю, позднее посетил Кавказ, Крым. Результатом пребывания Антона Павловича Чехова на юге стало написание рассказа «Степь», с которым он дебютировал в толстом журнале «Северный вестник». Критики не оставили это сочинение без внимания. Впоследствии Чехов сотрудничал не только с «Северным вестником», но и с «Жизнью», «Русской мыслью»; увидел свет целый ряд отдельных произведений и сборников, а в 1888 г. его «В сумерках» были награждены половиной Пушкинской премии. Публика не пропускала ни одного его нового произведения, известность и авторитет Чехова-литератора неуклонно росли. Вторая половина 80-ых гг. была отмечена интенсивной работой над драматическими произведениями.
Несмотря на внешнее благополучие писательской судьбы, Чехов оставался неудовлетворен своим творчеством, ощущал нехватку знания жизни. На выручку пришло проверенное средство — путешествие, на этот раз на остров Сахалин, место, куда ссылали каторжников. Некоторое время Чехов держал решение отправиться туда в тайне, и, когда в январе 1890 г. поделился замыслом со знакомыми, в обществе это произвело настоящий фурор. Прибыв 23 июля 1890 г. на остров, несколько месяцев писатель провел в активном общении с местными обитателями, собрал о жителях Сахалина богатую картотеку, вопреки запрету местной администрации контактировал с политзаключенными. После долгого путешествия 19 декабря Чехов прибыл в Тулу, где его встречали родственники. Следующие 5 лет были посвящены написанию книги очерково-публицистического характера «Остров Сахалин». Как признавался сам писатель, это путешествие сыграло чрезвычайно важную роль в его дальнейшей творческой биографии.
Возвратившись с Сахалина, А. Чехов до 1892 г. жил в Москве, а затем по 1899 г. проживал в купленном им имении Мелихово в Подмосковье. Там он лечил крестьян, содействовал строительству школ, оказывал помощь беднейшему населению и, конечно же, продолжал писать. За период т.н. мелиховского сидения из-под пера Чехова вышло 42 произведения, среди которых известнейшие «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Палата № 6» и др. Принято считать, что 1893 г. ознаменовал собой начало нового этапа в творческой деятельности, во время которого были созданы знаменитые пьесы «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900-1901), «Вишневый сад» (1903-1904); все они вошли в репертуар открытого в 1898 г. МХТ.
В 1904 г. Чехов отправился поправлять здоровье на немецкий курорт, в Баденвейлер. Здесь 15 июля (2 июля по ст. ст.) 1904 г. он скончался, его тело привезли в Россию и 22 июля похоронили в Успенской церкви, на монастырском кладбище, возле отца. Когда кладбище в Новодевичьем монастыре упразднили, останки писателя в 1933 г. перезахоронили на кладбище, расположенном за монастырем.
——————————————————-
Рассказы Антона Павловича Чехова.
Читаем бесплатно онлайн
Краткое содержание рассказов Чехова
Читать рассказы других авторов
Рассказы Чехова для детей
Чехов не был детским писателем, он с иронией относился к специально детской литературе. По его мнению, детскую литературу нужно не сочинять специально, делая «скидку на возраст», а выбирать книги для детей из просто хорошей литературы. Впрочем, иногда он писал специально для детей; это были шуточные, пародийные рассказы, предназначенные для семейного круга и близких друзей.
В полном соответствии с рекомендациями Антона Павловича, некоторые из его рассказов были выбраны для детского чтения и стали классикой литературы для детей. Сам автор рекомендовал для детского сборника свои рассказы «Каштанка» и «Белолобый». Множество рассказов писателя никогда не входили в детские сборники, но именно они нравятся детям. Это смешные рассказы из ранних сборников Антоши Чехонте: «Письмо к ученому соседу», «Радость» и так далее.
С другой стороны, среди рассказов Чехова есть произведения, в которых дети являются главными персонажами, или события описаны сквозь призму детского восприятия, но именно эти рассказы детскими назвать нельзя.
Впрочем, взрослые лишь недолгий период могут решать, что читать их детям. Читающие дети находят именно то, что им интересно, и это отнюдь не содержание детских сборников. А взрослым бывает полезно почитать вместе с детьми то, что интересно всем.
Какую детскую литературу не любил Чехов?
Сегодня никто не отрицает того, что детская литература нужна и важна. Прекрасные образцы произведений для детей, от стихов и сказок Чуковского до Гарри Поттера, вовсе не «выбраны из просто хорошей литературы», а созданы для детей, с учетом их восприятия, возрастных особенностей, интересов.
Само понятие «детская литература» появилось лишь в девятнадцатом веке. Но в конце девятнадцатого, начале двадцатого века детская литература была представлена, в подавляющем большинстве, скучными нравоучительными историями. Даже великий Лев Толстой, взявшись за написание рассказов специально для крестьянских детей, не стал придумывать увлекательных сюжетов, а подчинил содержание рассказов наставлениям и нравоучениям.
Некоторые из них читать странно и жутковато: как мама пересчитала сливы, а мальчик съел одну, а мама снова пересчитала сливы и т.д.
Когда Антон Павлович говорил, что терпеть не может детскую литературу, он имел в виду именно слащавые назидательные истории, в большом количестве сочинявшиеся неудачливыми литераторами и интеллигентными дамами. Известна пародия, написанная Чеховым на подобного рода произведения. Это «Сборник для детей», смешно подражающий принятым тогда образцам «детской литературы».
В нашей новой статье мы рассмотрим рассказ Чехова “Размазня”, основной идеей которого есть противопоставление человеческой власти и силы непопулярному у многих людей смирению и кротости.
Предлагаем вам ознакомиться с коротким юмористическим рассказом Чехова “Налим”, в котором автор описал повадки этой рыбы, а так же высмеял людей, которые всегда знают, как и что нужно делать, и убеждают в этом других.
Впрочем, кроме нудных нравоучительных историй, в детской литературе того времени появилась тенденция, сохранившаяся впоследствии: рассказы о животных, интересные детям и взрослым. Эта мода пришла из Англии, вместе с модой на детективы. Очеловечивание животных в литературных произведениях, взгляд на людей с точки зрения тигров, собак, лошадей пришло в литературу во времена Чехова, и он тоже отдал дань этому начинанию.
«Собачья литература»
Как уже говорилось, Чехов выбрал из своих произведений, в качестве детского чтения, рассказы о собаках. Когда в сборнике рассказов для детского чтения оказалось много рассказов других авторов, посвященных собакам, Чехов посмеялся: это не детская, а какая-то собачья литература. Ничего не поделаешь: из детских произведений прежде всего вспоминается «Каштанка» Чехова, а из Куприна – «Белый пудель».
«Каштанка» много раз любовно иллюстрировалась, а разнообразные издания этого рассказа могут составить обширную коллекцию. Стоит подарить ребенку такую книгу с картинками. Хорошо бы и родителям перечитать вместе с детьми эту забавную и грустную историю про старого циркового клоуна, пожалевшего потерявшуюся собаку, про бедного гуся, которого случайно ударила лошадь, про гордого своим ремеслом, но, увы, склонного к пьянству столяра. Именно чеховский персонаж указывает на сходство и различие человека и собаки, а также столяра и плотника: «Ты, Каштанка, супротив человека – все равно что плотник супротив столяра».
«Белолобый» Чехова, тоже включенный в свое время в детский сборник и оставшийся там, не слишком нравится детям. Никто из детей не просит перечитывать этот рассказ по многу раз. Это, в общем-то, грустный рассказ, при чтении которого приходится жалеть старую волчицу, неудачливо охотящуюся на ягнят, и понимать при этом, что удача волчицы обернется кому-то смертью… В детский сборник рассказ направился, поскольку главный персонаж – милый щенок, и играет он с волчатами, и для него, в общем-то, все кончается благополучно…
Рассказ Чехова “Тоска” затрагивает серьезную проблему одиночества человека, находящегося среди других людей. Больше об этом в нашей следующей статье.
Предлагаем вашему вниманию рассказ Чехова “Крыжовник”, в котором говорится о человеке, который всю свою жизнь подчинил материальной идее — желанию иметь усадьбу с кустами крыжовника.
«Взрослые рассказы», любимые детьми
Есть рассказы, которые можно перечитывать с детьми много раз. Например, «Письмо к ученому соседу», с нелепыми замечаниями невежественного, но самоуверенного помещика по поводу научных статей. Или «Драма», в которой комически представлена дама-писательница, мучающая автора, «любящего только свои статьи», чтением многостраничной драмы. И взрослым и детям приходится то и дело прерывать чтение, чтобы посмеяться над дамой, «одетой более чем прилично», над ее жирной тетрадищей, в которой записано ее фундаментальное произведение. По этому рассказу когда-то был снят короткометражный, черно-белый, но необычайно смешной фильм, с Фаиной Раневской в главной роли.
Взрослые рассказы
Неизменным успехом у детей пользуются шуточные пьесы Чехова «Юбилей» и «Фантазия». Это те пьесы, которые можно читать, а не смотреть на сцене, и при этом от души смеяться.
В рассказах Чехова, как и в жизни, смешное нередко соседствует с грустным и трагичным. Молодой Чехов, Антоша Чехонте, позволял себе вообще хулиганские произведения. Как назвать иначе смешной, очень смешной рассказ «Дипломат», в котором некий тонкий и душевный человек пытается постепенно подготовить своего сослуживца к известию о смерти его жены? Чего стоит начало этого рассказа: «Жена титулярного советника Анна Львовна Кувалдина испустила дух»… Мы смеемся, читая этот рассказ, хотя тема его, в сущности, печальна. Никто не включит этот рассказ, как и многие другие, в сборник для детей, но читать с детьми и этот, и другие «недетские» рассказы, можно и нужно.
У Чехова, врача и, с другой стороны, пациента туберкулезных санаториев, умершего в 44 года от чахотки, были свои отношения со смертью. Он позволял себе говорить о ней просто, обыденно, смешно.
Некая тенденция к снижению пафоса присутствовала у него всегда. Но есть страницы, а точнее – строки, где Чехов позволяет себе относиться к человеческим чувствам без иронии. Вспомним еще одно «недетское» произведение автора – «Дуэль». Все, что там написано – адресовано взрослым. В каком возрасте дети могут оценить эту повесть? Читающие дети «найдут» эту книгу на полке очень рано, привлеченные названием. И многое в ней поймут, хотя что-то останется «на потом».
Недетские рассказы о детях
Какие-то произведения Чехова – откровенно недетские, потому что детям они скучны. Но такие рассказы зачастую попадают в детские сборники. Причина того, что эти рассказы рекомендованы детям – персонажами рассказов являются дети.
Скучный и страшный рассказ «Спать хочется», в котором девочка тринадцати лет нянчит ребенка, а потом убивает его, ныне включен в Интернет-сборник ужасов.
Рассказ «Гриша» уж точно адресован не детям, а их родителям – в нем описан день, проведенный ребенком с няней, которая отнюдь не склонна к здоровому образу жизни. «Мама похожая на куклу», передала заботу о воспитании сынишки случайной женщине – вот о чем этот рассказ, обращенный к мамам.
Рассказ «Мальчики» по форме детский, но у детей он не вызывает интереса. Его интереснее читать как раз взрослым. В рассказе нет того, что нравится детям: действий, приключений, динамики; но присутствует угрюмая подготовка к приключениям, отношения власти и подчинения между детьми, принуждение слабого более сильным… Большинству детей читать об этом скучно, да и писал автор этот рассказ скорее не для детей, а для взрослых.
Семейные безделушки из старых тетрадей
Очень милы те небольшие рассказы, пьески, записки, которые Антон Павлович адресовал именно детям – племянникам, их друзьям, соседям по даче. Он писал их не для издательств, а для «семейного пользования», но сейчас они изданы и на бумаге, и в Интернете. Здесь и пародии на школьные наивные сочинения, и смешное изображение конкретных людей, черты которых мы видим сквозь толщу времени.
Смешные рассказы Антона Чехова
Сборник самых смешных рассказов [ 1 ] русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904).
Пересолил (1885 г.) 9,8
Землемер приехал на станцию «Гнилушки». До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать – сорок. Землемер с трудом нашел возницу, который взялся доставить его до усадьбы — здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти. Вечерело. Дорога до усадьбы проходила через темный лес. Вдруг, возница повернул в сторону. «Куда же это он меня повез? — подумал землемер. — наверняка к своим сообщникам, чтобы ограбить!».
Ах, зубы! (1886 г.) 9,5
У любителя сценических искусств сильно болят зубы. Бросая все он мчится к зубному врачу. Но там его ждет огромная очередь.
Глупый француз (1886 г.) 9,5
Француз зашел в московский ресторан и видит русского, который поедает огромную гору блинов. «Этот человек хочет умереть! Нельзя безнаказанно съесть такую массу! Да, да, он хочет умереть. Это видно по его грустному лицу.» — думает француз.
Орден (1884 г.) 9,3
Учителя пригласили в гости к купцу, у которого две молодые симпатичные дочки. Чтобы добавить себе значимости, учитель одолжил у своего друга, военного, орден. И вот, надев чужой орден, учитель отправился в гости.
На охоте (1884 г.) 9,2
Дядя, страстный охотник, повел племянника на охоту в своем имении. — «Но ведь я, дядюшка, и ружья-то держать путем не умею!» — протестовал племянник. — «Пустяки. Приучайся. Ну, смотри же. Чуть только зверь — пли. «.
Смерть чиновника (1883 г.) 9,2
Чиновник, во время спектакля, случайно чихнул на впереди сидящего генерала.
Драма (1887 г.) 9,1
К известному писателю пришла дама, которая написала драму и просит прочитать её и высказать свое мнение. Писатель не хочет тратить время на это, но не может отказать женщине. Дама начинает нудно и долго читать свое произведение, а писатель размышляет о том, как побыстрее выпутаться из этой ситуации.
Маска (1884 г.) 9,1
Во время бала-маскарада, в единственное тихое места клуба — библиотеку, ввалилась шумная компания.
Оратор (1886 г.) 9,1
Умер важный чиновник. Запойкина, который обладает редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи, попросили выступить на похоронах.
Беззащитное существо (1887 г.) 9,0
К руководителю коммерческого банка пришла просительница и жалуется, что ее мужа незаконно уволили из военно-медицинского ведомства. Женщина постоянно твердит: «Я слабая, беззащитная».
Дипломат (1885 г.) 9,0
Неожиданно умерла жена чиновника. Надо уведомить мужа. Полковнику Писареву доверили это деликатное дело: «Только вы, голубчик, не сразу, не оглоушьте, а то как бы и с ним чего не случилось. Болезненный. Вы подготовьте его сначала, а потом уж. «
Добрый немец (1887 г.) 9,0 18+
Муж неожиданно возвращается из командировки к молодой жене.
Юбилей (1892 г., небольшая пьеса) 9,0
Коллектив коммерческого банка готовится к юбилею. В это время появляется просительница и жалуется, что ее мужа незаконно уволили из военно-медицинского ведомства.
(сюжет пьесы близок к сюжету рассказа Беззащитное существо (1887 г.))
На даче (1886 г.) 8,9
Женатый, немолодой мужчина получил письмо с признанием в любви от таинственной незнакомки, которая приглашает его на свидание. Идти или не идти на свидание.
Открытие (1886 г.) 8,9
Успешный инженер случайно обнаружил у себя талант художника и стал размышлять, как сложилась бы его жизнь, если бы он выявил этот дар в молодые годы.
Произведение искусства (1886 г.) 8,9
Свадьба (1890 г., небольшая пьеса) 8,9
Невидимые миру слезы (1884 г.) 8,8
Загулявшая компания мужчин заглянула, поздно ночью, к одному из них перекусить. Но вот беда, ключ от шкафа и погреба у спяшей жены.
Пассажир 1-го класса (1886 г.) 8,8
Два пассажира первого класса разговорились о славе и известности.
Сирена (1887 г.) 8,8
После заседания мирового суда судьи собрались в совещательной комнате. Все изрядно проголодались и один из судей заговорил о том, как хорошо вкусно поесть.
Примечания
↑ 1) Сборник составлен по рейтингу рассказов, разработанному редакцией Dslov.ru (МАХ 🏆 10 ).
Другие сборники рассказов Антона Чехова:
↑ 2) (1858 – 1889) — русский художник, родной брат писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904).