Юмористические рассказы Антона Павловича Чехова в 6-м классе (урок-игра)
Разделы: Литература
В 6-м классе предусмотрено изучение рассказа А.П.Чехова “Толстый и тонкий”. Чтобы расширить представление учащихся о ранних юмористических рассказах писателя, предлагаю провести литературную игру сразу по нескольким произведениям: рассказам “Пересолил”, “Мальчики”, “Хирургия”, “Лошадиная фамилия”, “Злоумышленник”, “Хамелеон”, “Толстый и тонкий”.
Вступительное слово учителя:
Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Он начал писать, когда учился в Московском университете на медицинском факультете. В литературных журналах то и дело появлялись рассказы, подписанные псевдонимами: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего Брата, но чаще всего – Антоша Чехонте.
Рассказы писались на злобу дня и считались однодневками. Через много лет великий русский писатель Иван Бунин говорил, что если бы Чехов написал только два-три рассказа, подобных “Хирургии”, “Пересолил”, то и тогда было бы ясно, что “сверкнул замечательный ум”, потому что выдумать и сказать хорошую шутку могут только умные люди.
Как ни труден был быт в семье Чехова (семья жила достаточно бедно), братья и сестры росли веселыми, Антон вовлекал их в веселые забавы, выдумывал смешные игры, шутки. Антон Чехов был невероятно гостеприимным, хлебосольными человеком, ему всегда были интересны люди. Он обожал розыгрыши, любил дурачиться в компании, обожал рыбалку, лес, трепетно относился ко всему живому- цветам, зверям, людям.
Сегодня мы с вами постараемся понять, над чем смеется Чехов и мы вместе с ним, а что в рассказах писателя – повод задуматься о людях и их поступках.
Основная часть урока:
Работаем по командам, 3 ряда – 3 команды(ребята заранее могут распределиться по командам), вопросы задаются командам по очереди, если команда не отвечает на свой вопрос, то помогают другие команды, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Рассказ “Лошадиная фамилия”
Корней Чуковский писал: “Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, сколько гремело знаменитых имен, сколько сменилось литературных течений, а эти чеховские однодневки как ни в чем не бывало живут до сих пор, и наши внуки так же хохочут над ними, как хохотали отцы и деды”. Как вы понимаете слова Чуковского: в чем секрет вечности юмористических рассказов Чехова?
Актуальны ли рассказы Чехова в наше время? (Можем ли мы встретить чеховских героев в наше время?)
Заключительный этап урока
Подведение итогов литературной игры, определение команды-победителя, вручение призов, выставление оценок.
Литература. 6 класс (1 часть)
Антон Павлович Чехов
Антон Павлович Чехов
1860—1904
Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. «Да-с, это уж вернейший признак: не понимает человек шутки — пиши пропало!» — говаривал Антон Павлович. Он сочинял весёлые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в весёлые забавы. «Так и видишь его в это время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими весёлыми глазами, магнетически влекущий всех к себе» — таким вспоминается современнику молодой Чехов.
Музей «Лавка Чеховых» (г. Таганрог)
Вопросы и задания
Из воспоминаний об А. П. Чехове
Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними.
Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов.
Этого молодого, бессмертно весёлого хохота Чехову было отпущено столько, что, чуть только у него среди его тяжёлых трудов выдавался хотя бы час передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним. То нарядится в бухарский халат, вымажет себе лицо сажей, наденет чалму и разыгрывает из себя «бедуина», то загримирует себя прокурором, облачится в шитый золотом великолепный мундир, принадлежащий хозяину дачи, и произносит обвинительную речь против друга Левитана, речь, которая, по словам его брата, «всех заставляла умирать от хохота».
Чехов обвинял Левитана и в уклонении от воинской повинности, и в тайном винокурении, и в содержании тайной кассы ссуд и заранее приглашал на это шутовское судилище другого своего приятеля, архитектора Шехтеля, в качестве гражданского истца.
Сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обмотанный толстой бумагой, и сказать ему с деловито-озабоченным видом: «Бомба. неси в участок, да смотри осторожнее», или уверить наивную до святости молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой, живущей в том же дворе. — к этой проказливости его тянуло всегда.
И как это часто бывает в счастливых, молодых, сплочённых семьях, в полковых и школьных коллективах, Чехов, разговаривая с близкими, заменял обычные их имена фамильярными кличками. Многие из этих причудливых кличек прилипали к людям на всю жизнь, но он неистощимо придумывал новые, и нередко данное им прозвище оказывалось гораздо точнее, чем то случайное имя, которое у человека было в паспорте.
Себя самого Чехов величал в своих письмах то Гудияди Янос, то Бокль, то граф Черномордик, то Повсекакий, то Аркадий Тарантулов, то Дон Антонио, то академик Тото, то Шиллер Шекспирович Гёте.
И в тогдашних писаниях Чехова та же вакханалия весёлости.
Всех изумляла тогда именно эта свобода и лёгкость, с которой бьющая в нём через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов.
Вопросы и задания
Подготовьте развернутое сообщение об А. П. Чехове, используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета.
Л. Н. Толстой об А. П. Чехове
Чехов — несравненный художник. Да, да, именно: несравненный. Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное. Он брал из жизни то, что видел. и если брал что-нибудь, то передавал удивительно образно и понятно до последних чёрточек. Главное же — он был всегда искренен. И это великое достоинство в писателе. И благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Как только я вчитался, так этот язык и захватил меня.
Чехов — это Пушкин в прозе. Вот как в стихах Пушкина каждый может найти что-нибудь такое, что пережил и сам, так и в рассказах Чехова, хоть в каком-нибудь из них, читатель непременно увидит себя и свои мысли.
Что особенно высоко ценил Л. Н. Толстой в творчестве А. П. Чехова? (Предварительно выделите в тексте слова и словосочетания, которые помогут вам ответить на этот вопрос, например: «художник жизни», «передавал удивительно образно и понятно», «новые формы писания», «язык удивителен» и др.)
Примечания
1 Шедевр — исключительное по своим достоинствам произведение искусства.
Изучаем А.П.Чехова в 6 классе
А. П. Чехов. Сведения из биографии писателя.
Юмор в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий».
1. Послушайте слова Л. Н. Толстого «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта». В чем Л. Толстой видел талант писателя? В чём разница между контекстуальными синонимами СМЕЮСЬ, РАДУЮСЬ, ВОСХИЩАЮСЬ?
2. Познакомимся поближе.
3. Составляем Кластер писателя.
4. Работа с учебником.
А) Теория литературы:
шутка насмешка ирония сарказм
Как вы думаете, в каких пределах располагается рассказ А.П.Чехова?
Комический эффект может достигаться:
1. Через использование необычного слова, художественных средств;
2. Через противопоставление предметов, понятий;
3.Через создание комической ситуации с эффектом неожиданности.
Юмор в произведении А. П. Чехова.
1. В журнале «Осколки» была опубликована «Жалобная книга».
2. «Толстый и тонкий».
Флёр д’ оранж – цветы апельсинового дерева;
Херес – крепкое виноградное вино;
Коллежский асессор – соответствовал «капитану» (8 класс).
1. Какой прием комического использован в названии произведения?
2. В чем ещё чувствуется противоположность этих двух персонажей?
3. Какие черты характера Тонкого сразу набрасывает Чехов – мастер детали?
4. Какие чувства испытывают оба до того, как узнают о положении друг друга?
5. Что меняется после этого? Какую глагольную лексику использует дважды автор, чтобы показать приниженность Порфирия?
7. Как вы понимаете выражение «почтительная кислота»?
8. Какими приемами комического воспользовался Чехов при создании рассказа? Выпишите примеры.
Номер материала: ДБ-339719
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Более 347 тысяч человек принимают участие в ЕГЭ по обществознанию
Время чтения: 1 минута
Иностранным студентам упростят пребывание в России
Время чтения: 1 минута
В Волгоградской области оснащают лаборатории первого школьного технопарка «Кванториум»
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Более 500 человек были удалены с ЕГЭ-2021
Время чтения: 0 минут
В школах Подмосковья появятся предпринимательские классы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературы в 6 классе «Юмористические рассказы Чехова»
МКОУ Коршевская СОШ
Муниципальный конкурс педагогических разработок по литературе
Урок внеклассного чтения по рассказам Антона Павловича Чехова
Тема: «Юмористические рассказы А.П.Чехова»
Учитель русского языка и
литературы Саженина В. Е.
Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказам Антона Павловича Чехова
Тема: «Юмористические рассказы А. П. Чехова»
Тип урока: интегрированный урок
Выставка книг писателя
Презентация к уроку
Повторить и обобщить сведения о Чехове как человеке и писателе; знать содержание и героев рассказов А.П.Чехова; теоретико-литературные понятия: юмор, сатира, ирония
Понимать позицию автора и его отношение к героям, сатирический пафос произведений;
уметь пересказывать рассказы; выявлять особенности стиля чеховских произведений; характеризовать героев и их поступки; точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос; развивать творческое воображение учащихся;
Воспитывать нравственные качества личности (доброту, сострадание, честность, искренность).
Мои рассказы смешные, но не веселые.
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, этот год особенный: он объявлен Годом литературы, так как в 2015 году мы отмечаем юбилеи многих великих писателей и поэтов, в том числе и наших земляков. Своим земляком мы считаем и Антона Павловича Чехова, так как его отец и дед были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Вместе с Алексеем Сергеевичем Сувориным Антон Павлович приезжал к нам в село в 1892 году по голодному делу. В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. (слайд 2)
Мы подведем итог изучения творчества писателя в 6 классе, проверим, насколько хорошо вы запомнили произведения Чехова. На дом было задано прочитать как можно больше рассказов писателя.
Итак, мы начинаем урок внеклассного чтения, а проводить его будем вместе со Светланой Викторовной, библиотекарем из сельского Дома культуры.
II. Слово библиотекаря
-Здравствуйте, ребята. Мне хочется вместе с вами ещё раз прикоснуться к тонкому юмору великого писателя, вспомнить основные моменты его жизни и творчества, а итогом работы будет небольшая викторина.
III. Выступления учащихся о жизни и творчестве писателя
Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге ( слайд 3 ) в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии.
Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.
Отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело. Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова — тихая женщина, которая всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». (слайд 4)
В 8 лет Чехов поступает в таганрогскую гимназию ( слайд5 ).
Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру.(слайд 6) Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты. (слайд7) В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге и в этом же году переехал к родителям в Москву. В Москве он поступил на медицинский факультет Московского университета ( слайд 8 ) и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра). (слайд 9)
IV. Рассказ библиотекаря о первых произведениях Чехова и знакомство с различными изданиями книг писателя
Чехов студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических московских журналах: «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Он публикует свои юморески под самыми разными смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте ( слайды 10, 11 ).
VI. Беседа по содержанию рассказа «Смерть чиновника»
1. Пересказать, цитируя наиболее яркие моменты повествования. (слайд 14)
2. Проблемный вопрос: «Какая тема сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий»?
Дети говорят о чинопочитании, о том, что унижает человека.
3. Как Чехов борется с этими уродливыми явлениями в человеческой жизни?
Конечно же, он их высмеивает.
5. Унижал ли чиновника генерал?
Нет, он даже его успокаивал.
6. Почему же Червяков никак не может успокоиться после своего поступка? Чего он боится?
7. Отчего умирает чиновник?
Конечно же, от страха.
VII. Выразительное чтение отрывка из рассказа «Лошадиная фамилия»
Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора?
VIII. Индивидуальные задания
1. Найти в словаре или в Интернете объяснение понятий «юмор» и «сатира». Что сближает, а что различает эти понятия?
2. Исходя из содержания термина «сатира», найти в рассказе «Смерть чиновника» изображение отрицательных сторон жизни в нелепом, карикатурном виде.
3. Кроссворд «А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия»
1.2.3.4. Чем лечили зуб больному? 5. Фамилия, которую отгадывали. 6. Генерал. 7. Что говорил генерал о заговорах боли? 8. Одна из фамилий, которую называли домочадцы.
Ребята показывают домашнее задание. Им требовалось нарисовать иллюстрацию к одному из рассказов А.П. Чехова. Выступления учащихся по защите своих рисунков.
X. Слово учителя о сотрудничестве Суворина и Чехова
В 1890 году (с апреля по декабрь) писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу ( слайд 20 ). Для Чехова это был гражданский поступок, своеобразное «хождение в народ». На Сахалине он проводил перепись населения, им составлено около 10000 карточек (слайд 21 ). Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внёс вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин» ( слайд 22 ).
XI. Слово библиотекаря Светланы Викторовны
В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой ( слайд 23 ), где сейчас работает один из главных чеховских музеев. Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для крестьянских детей, открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения.
В 1898 году Чехов переехал в Ялту ( слайд 24 ), где приобрел участок земли и построил дом, в котором у него бывали Л. Н. Толстой, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, художник И. И. Левитан.
В 1904 году А.П. Чехов после продолжительной болезни умер и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве ( слайды 25,26,27 ).
XII. Викторина по биографии и творчеству А.П. Чехова (слайд 28)
1. В каком году и где родился А.П. Чехов? (слайд 29)
2. Какие учебные заведения окончил А.П. Чехов? (слайд 30)
3. Кем был по профессии Чехов? (слайд 31) (Врачом).
4. Под каким псевдонимом появились первые произведения А.П. Чехова? (слайд 32) (Антоша Чехонте).
5. Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете? (слайд 33)
6. С какой газетой начал сотрудничать А.П. Чехов в 1886 году? (слайд 34)
7. Как назывался сборник рассказов А.П. Чехова о детях? (слайд 35)
8. С какой цель А.П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин? (слайд 36)
9.Какая книга стала итогом поездки А.П. Чехова на о. Сахалин? (слайд 37)
10.Где похоронен А.П. Чехов? (слайд 38)
Подведение итогов викторины. Отмечаются самые активные учащиеся.
Выразительное чтение наизусть стихотворений русских поэтов 19 века о родной природе
Урок-исследование по «маленьким рассказам» А. П. Чехова
1. Портрет А. П. Чехова
2. Выставка книг Чехова
3. Листы с открытками из жизни А. П. Чехова
5. Изготовленные детьми обложки к рассказам А. П. Чехова
6. Награды для лучших:
7. Оборудование к инсценировкам:
Сегодня мы побываем в мастерской художника слова. (*Обращает внимание учащихся на тему)
Произведения этого писателя вы хорошо знаете. Это «Каштанка», «Хирургия», «Налим»,
Этот мастер слова умел в малую форму уместить глубокое содержание. Его
Некоторые секреты он нам сегодня откроет. (*В тетради и на доске записывается тема «Секреты
мастерства А. П. Чехова)
А. П. Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге.
было пятеро сыновей и одна дочь».
учителем. Мария Павловна, прожившая самую долгую жизнь, была и художницей, и
мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А. П. Чехова в Ялте.
В 1879 году Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на медицинский факультет
Московского университета. Здесь, в Москве, Чехов начинает сотрудничать в юмористических
журналах в качестве автора коротеньких рассказов, фельетонов.
Подписывал Чехов свои миниатюры не своей фамилией, а псевдонимами: Антоша Чехонте,
Человек без селезёнки, Рувер, Крапива, Уллис.
1Работа в журналах научила Чехова оттачивать мастерство, научила в малую форму уместить
В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелихово. Писатель так обосновал своё
решение: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно
жить в гуще народа».
Писателя отличала абсолютная скромность, постоянная неудовлетворённость собой, стремление
к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства.
Прежде чем начать разговор о рассказах Чехова, я хочу узнать, как внимательно вы читали их. У нас игра «Кот в мешке» (*Учитель достаёт по очереди предметы из мешка. Ученики должны угадать, с каким рассказом Чехова они связаны) Из какого рассказа эта деталь?
Сегодня мы с вами в импровизированном театре. Мы не только вспомним содержание рассказов Чехова, но и выясним, кто из наших актёров лучше понял тот образ, который ему предстояло раскрыть. Итак, «Толстый и тонкий»
Вот один из секретов А. П. Чехова: Из письма брату Александру Павловичу Чехову. 10 мая 1886 год. А. П. Чехов советует: «В сфере психики тоже частности. Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев.
* Инсценировка рассказа Описывает ли здесь Чехов состояние героев? (Нет)
А что он описывает? (действие)
Кто первый бросается к другу? (Толстый)
Как Тонкий называет Толстого? («Миша! Друг детства!»)
Каково состояние обоих? (Они оба приятно ошеломлены)
Что вспоминает тонкий? (Как их дразнили. «Геростратом, а меня Эфиальтом», так как ябедничать любил)
С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга)
Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)
С каким чувством это говорит тонкий? (С чувством гордости)
А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды) Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит?
Какой приём использует Чехов?
2. Метафора, доведённая до гротеска
Что такое гротеск? (Это фантастическое преувеличение)
Найдите гротеск в этой сиене. («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились»)
Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)
Чехов избегает описаний
Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным)
3. Отсутствие описаний
Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичные. Найдите их. О чём они говорят? (Они также характеризуют материальное и социальное положение героев)
Почему стало противно и кому? (Толстому)
Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (чинопочитание)
Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства)
Какая фраза проходит рефреном, повторяется в рассказе? («Были приятно ошеломлены»)
Почему «все трое приятно ошеломлены»?
Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием)
Прочтём в словаре, что такое юмор, а что такое сатира.
Что у юмора и сатиры общее? (высмеивают)
А чем они отличаются? (Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества)
Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический? (сатирический)
Ну а теперь обсудим, удалось ли нашим актёрам создать образы, отразив идею автора.
Получилось ли у___________ изобразить метаморфозы, превращения, которые произошли с
Какие метаморфозы должен был изобразить_____________ ?
Получилось ли это у него?
Какую роль в рассказе играют жена и сын тонкого? (Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого)
О чём говорит тот факт, что жену тонкого зовут Луиза и что она лютеранка, а сына его зовут Нафанаил? (Это говорит о его претенциозности, желании выделиться)
Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал? (Чинопочитание, рабское угодничество)
Вот что он писал Суворину в известном письме:
«Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий,
гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении
человек выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро,
чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
С этим-то рабом в самом себе и в других Чехов боролся всю свою жизнь, «по капле выдавливая
Какая тема сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий»? (Тема чинопочитания, самоуничижения)
Это рассказ юмористический или сатирический? (Сатирический)
Какие отрицательные стороны жизни изображены в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде?
Чехов часто использует говорящие фамилии 4. Говорящие фамилии
В письме брату Александру Павловичу Чехов писал:
«Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое. » Как вы думаете, почему Чехов так считал? (Чтобы сконцентрировать внимание читателя на проблеме, не отвлекая внимание на второстепенные персонажи)
5. Мало действующих лиц
Унижал ли чиновника генерал? Подчёркивал ли своё превосходство? (Нет, напротив, он успокаивал Червякова: «Я уж и забыл. Какие пустяки!»)
Почему же Червяков никак не может успокоиться? Чего он боится? (Самого понятия «генерал»)
От чего умирает чиновник? (От страха)
В чём же курьёзность ситуации? (В том, что незначительное происшествие вызывает значительные, страшные последствия)
6. Несоответствие причины и следствия
Так это называется в литературоведении.
Чехов был одним из первых наших писателей, кто понял, что деньги, чин, авторитет, поклонение им порождает страх, порабощающий и уничтожающий человека.
Получилось ли у_____________ изобразить страх, чинопочитание?
Понравилась ли вам игра_________ ? Чем?
За какого человека боролся в своих рассказах Чехов? (За человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства)
Какие недостатки он высмеивал? (Чинопочитание, страх перед деньгами и авторитетом)
В письме Киселёвой 29 сентября 1886 года Чехов писал: «Пишите на разные темы,
смешное и слёзное, хорошее и плохое. Давайте рассказы, мелочи, анекдоты, остроты,
каламбуры».
Рассказ «Лошадиная фамилия» как раз анекдот.
Что такое анекдот? (Анекдот запечатлевает сиюминутную картину мира. В этом мире главное значение имеет случай. Случай придаёт обычному необыкновенный вид. Поэтому в рассказе-анекдоте внимание уделяется описанию курьёзного.
Что такое «курьёзное»? (Смешное, странное, диковинное)
7. Курьёзные подробности и действия
Существенное или случайное из жизни генерала Булдеева изображает автор? (Случайное)
Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора? (Полощет зубы водкой, коньяком, прикладывает опий и табачную копоть, мажет щёку йодом)
Какие черты характера Булдеева проявляются в речи? (Он капризен, самоуверен, с презрением относится к другим)
Найдите слова, которые это доказывают («Ну? Ну что же? Скорей думай!»)
Найдите бранные, резкие выражения в его речи. («Черт тебя возьми», «к черту депешу пошлёшь», «накося»)
Сочувствуем ли мы Булдееву? (Нет)
Почему? (Генерал считает заговоры «ерундой, шарлатанством», а сам через некоторое время требует от приказчика, чтобы он вспомнил «лошадиную фамилию» знахаря. Он сначала отказывается вырывать зуб, а потом посылает за доктором.)
Над каким недостатком Булдеева смеётся Чехов? (Над его непоследовательностью)
Не менее индивидуализирована речь Ивана Евсеевича. Докажите с помощью его речи, что это человек малообразованный и недалёкий.
9. Речевые ошибки персонажей
В какое комическое положение поставлен Иван Евсеевич? (Он вспоминает забытую им фамилию лишь тогда, когда она уже не нужна. Также, назвав фамилию «лошадиной», он направил поиски её по неверному пути: все ищут эту фамилию, думая о масти, возрасте, нраве лошадей)
А теперь проведём конкурс «Кто больше вспомнит лошадиных фамилий». Запишите их в тетрадь.
Кто больше вспомнил? Зачитайте.
Но вернёмся к главным героям. Какие метаморфозы происходят с Иваном Евсеевичем? (Сначала он ведёт себя уверенно, неторопливо, многословно, он даже подсказывает текст депеши. Далее он теряет свою смелость всё больше по мере того, как не может вспомнить фамилию.)
Зачитайте авторские ремарки, которыми Чехов сопровождает речь Ивана Евсеевича. («Медленно вышел», «виновато вздохнул»)
Удалось ли_____________ передать эти метаморфозы?
Понравилось ли вам, как______________ сыграл Булдеева? Чем?
Рассказ-анекдот отличает простота композиции.
10. Простота композиции
Что в композиции занимает главное место? (Диалог)
11. Диалог занимает главное место.
Почему именно диалог? (Он делает рассказ динамичным и сценичным)
Что является завязкой действия? (Рассказ Ивана Евсеевича об акцизном)
Что мы узнаём из рассказа о Якове Васильевиче? (Это человек, который не занимается своими прямыми обязанностями, его даже выгоняют с работы, видимо, за пьянство.)
Большую роль в рассказе-анекдоте играет анекдотическое слово. Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или нелепостью, неуместностью.
12. Анекдотичное слово
Найдите в рассказе анекдотичное слово. Оно участвует в сюжете. (Овсов, т.е. та «лошадиная фамилия», которую все вспоминают)
Найдите кульминацию в сюжете рассказа «Лошадиная фамилия». (Встреча приказчика с доктором, после которой всплывает в памяти фамилия)
Какие несоответствия делают эту сцену комичной? («Мучительные думы» приказчика и нейтральное поведение доктора, радость приказчика и ненужность обращения к акцизному)
Найдите развязку в сюжете рассказа.
Что в рассказе высмеивает автор? (Суеверие, необразованность, темноту)
Это юмористический или сатирический рассказ? (Юмористический)
Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный? (Добродушный)
Только ли смешной этот рассказ или ещё и серьёзный? (Серьёзный, потому что это ещё и напоминание о том, что при всех обстоятельствах, «среди людей нужно сознавать своё достоинство»)
Мы с вами посмотрели 3 инсценированных рассказа Чехова Почему их легко инсценировать?
Кто же лучший актёр и почему?
Сегодня мы также выберем лучшего художника. Вы дома рисовали обложки к рассказам
Чья обложка вам больше нравится и чем?
Дома вы также пытались создать юмористические рассказы. Что же у вас получилось? Использовали ли вы Чеховские приёмы?
* Рассказы зачитываются у доски. Обсуждаются. Выбирается лучший «писатель»
Отредактировать и доработать рассказы, оформить