Рассказы чехова о животных каштанка белолобый особенности повествования образы животных

Сказки

Сообщение из опыта практической деятельности для педагогов ДОУ «Тема животных в «детском «творчестве А.П. Чехова.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 пгт. Шахтерск Углегорского городского округа Сахалинской области.

Сообщение из опыта работы

«Тема животных в «детском» творчестве А.П. Чехова».

«Тема животных в «детском» творчестве А.П. Чехова».

Детская литература в творчестве А.П. Чехова.

Рассказы Чехова о животных.

Знакомство старших дошкольников с рассказами Чехова: «Каштанка» и «Белолобый».

Ведь литературная деятельность А.П. Чехова, как всякого большого писателя, была чрезвычайно многосторонней, а художественное мастерство его было очень многогранным. Оно принимало различные формы в зависимости от материала, тематики и целей, какие ставил перед собой Чехов.

Антон Павлович не считал себя детским писателем, но он проявлял глубочайший интерес к детской психологии, к семейному и общественному быту детей и к вопросам воспитания.

4 Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах /А.П. Чехов – М.; наука, 1974-1983, стр.9

1. Детская литература в творчестве А.П. Чехова.

Сам же писатель в своих произведениях психологически точно описал все переживания и размышления своих маленьких героев, отображал особенности детского восприятия окружающего мира. В некоторых рассказах Антон Павлович мир детства изображен светлым, радостным. Однако есть у Чехова такие рассказы, в которых описаны дети с тяжелой судьбой. И стоит отметить что во всех рассказах А.П. Чехова описывается непосредственность детского сознания, детское восприятие мира.

В детско й литературе того времени появилась тенденция, сохранившаяся впоследствии: рассказы о животных, интересные детям и взрослым. Очеловечивание животных в литературных произведениях заинтересовало Чехова, и он тоже отдал дань этому начинанию. Антон Павлович Чехов выбрал из своих произведений, в качестве детского чтения, рассказы о собака х.

2.Рассказы Чехова о животных.

1 Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах /А.П. Чехов – М.; наука, 1974-1983, стр.9

Сюжет «Каштанки» был подсказан А.П. Чехову В.Л. Дуровым. В его основу легли подлинные события из цирковой жизни известного дрессировщика и подобранной им собачонки.

«Каштанка» воплощает мысль автора о гуманном отношении к животным. Чехову всегда нравился цирк, поэтому он и выбрал сюжет, связанный с цирком. История просто я : жила-была у столяра собака, он и его сын Федюшка ее любили; но вот она потерялась, попала к дрессировщику, и тот решил сделать из нее «артистку». Рассказ построен на контрасте между прежней жизнь Каштанки в столярной мастерской и незнакомым ей миром, вызывающим у нее новые и очень сильные ощущения. Знакомство с гусем Иваном Ивановичем и котом Федором Тимофеевичем, огни арены, вдруг преобразившийся до неузнаваемости новый ее хозяин. Сколько поводов для размышлений, удивления, опасений! Но при всей сложности изображенной писателем очеловеченной психики животного Каштанка остается в пределах своих «собачьих» возможностей и черт характера. Потерявшись, она ищет хозяина по запаху его следов. В «беспокойную ночь», когда умер гусь Иван Иванович, ее мучает предчувствие: «Почему-то она думала, что в эту ночь должно непременно произойти что-то очень худое. » И она воет «тихо и на разные голоса». А после возвращения к прежним, любимым ею хозяевам яркая цирковая жизнь, веселое учение, даже вкусные обеды представляются ей лишь как «длинный, перепутанный, тяжелый сон».

Появившись в печати, «Каштанка» сразу завоевала признание маленьких читателей. Через 8 лет после создания «Каштанки» А.П. Чехов пишет рассказ «Белолобый». Это первое и единственное произведение писателя, специально созданное для детей и напечатанное в детском журнале.

Весьма интересно писатель «рисует» портрет щенка не сразу, а постепенно. Окончательно его внешний облик раскрывается в полдень и тогда становится понятен смысл названия рассказа. «Белый лоб у него был. а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленьк ие, голубые, тусклые, а выра жение всей морды чрезвычайно глупое».

События в рассказе развиваются очень увлекательно и динамично. Учитывая особенности детского восприятия, А.П. Чехов начинает повествование сразу, без каких-либо вводных описаний и лирических отступлений. Животные показаны в весьма занимательных ситуациях. Центральное место в рассказе, несомненно, занимает веселая сцена, повествующая о знакомстве и игре волчат с Белолобым. Эта сцена проникнута жизнерадостным настроением, добродушным юмором, в то же время имеет познавательное значение: знакомит

Знакомство старших дошкольников с рассказами Чехова: «Каштанка» и «Белолобый».

Рассказы Антона Павловича «Каштанка» и «Белолобый» воспитывает в детях интерес и любовь к животным. Формирует у них преданность, привязанность, сострадание… Ведь сам писатель придавал большое значение роли домашних животных в воспитании и жизни детей. Поэтому в своих рассказах Чехов представляет детям животных, умеющих думать, чувствовать, сострадать, размышлять; это рассказы о человечности у животных.

И поэтому мы решили познакомить детей с этими рассказами, так как убеждены, что интерес у детей к творчеству этого писателя надо развивать с дошкольного возраста.

Сначала мы поместим в центр книги портрет писателя, постепенно знакомя детей с биографией Чехова. Уделив особое внимание тому факту, что этот писатель приезжал на наш остров.

Читайте также:  Рассказ жизнь и воротник реалистична ли ситуация в рассказе

На первом этапе мы познакомим детей с рассказом «Каштанка», так как считаем, что этот рассказ легче воспринимается детьми. А потом прочитали рассказ «Белолобый», который больше впечатлил наших дошкольников. С обоими рассказами мы знакомим по определенному плану:

Сначала рассказ читался в кратком изложении.

Показывали детям диафильм и затем проводили с детьми беседу, давая им возможность высказывать свои впечатления.

Повторяли чтение в более расширенном варианте.

Проводили дидактические и речевые игры по этим рассказам.

Предлагали посмотреть мультфильмы

Проводили заключительное чтение рассказов в полном объеме.

Итог всей нашей работы: Изо-театрализованная деятельность.

А.П. Чехов придавал большое значение эмоциональной стороне литературных произведений для детей. В связи с этим характеры своих персонажей, их душевное состояние писатель раскрывает в конкретных жизненных обстоятельствах, чередуя светлые и радостные с весьма драматичными.

А.П. Чехов разбира ясь в литературных приоритетах подрастающего поколения, что любимым жанром детей является сказка, привлекающая юных читателей занимательным сюжетом и чудесными приключениями героев. И не случайно в этих рассказах присутствует элемент таинственности, также характерный для многих сказок.

Так же можно отметить, что для изображения животных писатель использует прием антропоморфизма, с помощью которого он очеловечивает, персонифицирует своих героев, тем самым подчеркивает их духовную общность с людьми. Д анный прием помогает А.П. Чехову оформить ряд своих набл юдений над психикой и повадками «братьев наших меньших».

Рассказы «Каштанка» и «Белолобый» представляют собой классические о бразцы приключенческого жанра о животных, воспитываю т в детях интерес и любовь к ним, демонстрирую т ценность таких чувств, как преданность, привязанность и т.д. Эти рассказы насыщены эстетическим содержанием и совершенно лишены навязчивого дидактизма. И не случайно эти чувства очень актуальны и для современных детей, даже важней, чем умение разбираться в технологии нашего мира.

Источник

Анализ произведения «Каштанка» А. П. Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 15:49, реферат

Краткое описание

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его «Детвора», «Беглец», «Гриша», «Ванька», «Каштанка» вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает и делает для себя выводы не одно подрастающее поколение.
Есть версия, что рассказ «Каштанка» (1887) создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым. Чуть-чуть творческой фантазии, и перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка

Прикрепленные файлы: 1 файл

Анализ произведения ниса.docx

Таким образом, выделенный нами конфликт приобретает масштаб и большую общественную значимость. Автор указывает на такие характерные черты «маленького человека», как его цинизм, невозможность самостоятельного действия. Вспомним, как разрешается конфликт произведения – выбран путь легкий, но путь унижения. Чехов попросту подписывает приговор России. Он говорит, что основная общественная масса – инертна, мертва, и ей вполне нравится получать постоянные подзатыльники и слушать в свой адрес: «ты… насекомое существо и больше ничего». Эта масса может только «плакать», когда осталась без руководящей, направляющей руки, «скулить» о своей тяжелой доле и жалеть себя, любимую. Чехов ироничен, он смеется над Каштанкой: «если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: “Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!”». В то время как здравомыслящий человек, видя «невозможность» своей жизни, старается исправить ее своими руками, ноющие «маленькие люди» думают: «Нужно застрелиться!». Слово «нужно» выглядит смешно, неуклюже в данном контексте. Нужно… Такое ощущение, что это речь романтического героя – «Стреляемся, сударь! На рассвете!». Но романтический герой – он активен, он пылок, он полон жизни! Если говорит – «стреляемся!», значит, действительно – на рассвете, с пятнадцати шагов. А каштанки сидят в своих уголочках – «нужно застрелиться». Нелепая, глупая пародия на человека.

Есть версия, что рассказ «Каштанка» (1887) создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым. Чуть-чуть творческой фантазии, и перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка. Она делит людей на хозяев и заказчиков: первым позволено бить ее, зато вторых она сама может кусать за икры.

Главному персонажу Чехов уделяет много внимания. Мы видим постоянно голодную и вечно забитую собаку. Вместо еды в доме столяра ей подсовывали табак, а еще мучили садистскими «фокусами». Только собачья преданность заставляла Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой. Интересно, что мы не только следим за Каштанкой в различных ситуациях, но также знаем о ее чувствах, переживаниях, мыслях. Этим тонким художественным приемом Чехов помогает читателю проникнуть в чувственный и рассудочный мир животного.

Чехов назвал «Каштанку» и «Белолобого» «сказками из собачьей жизни». Такое определение жанра этих рассказов многозначительно: тут и признание сказочного жанра как специфического для читательских интересов детей, тут и ключ к решению авторского замысла; по своему характеру эти произведения напоминают сказки; кроме того, в них присутствует элемент «таинственности», характерный для многих сказок.

Читайте также:  Рассказ про шарика на английском

В художественном приеме антропоморфизации Каштанки и других животных сказалась у Чехова фольклорная, сказочная традиция. Народ в своих сказках наделяет животных определенными человеческими свойствами — в этом проявилась не только художественная фантазия творцов сказок, но отразились и наблюдения народа над психикой, повадками животных Чехов в своей «Каштанке» углубленно продолжил эту народно-сказочную традицию. Вот почему Чехов назвал своих «Каштанку» и «Белолобого» сказками.

Две «сказки из собачьей жизни» Чехова заставляют вспомнить ценное высказывание И. С. Тургенева о детской литературе. В предисловии к «Дневнику девочки» С. Буткевич (1862) Тургенев подчеркивал мысль о необходимости направления внимания юных читателей на окружающие их знакомые предметы, чтобы путем познания их открывать детям постепенно весь тот мир, в котором они живут. При этом в реалистическом и занимательном изображении обыденных вещей, находящихся беспрестанно перед глазами, должны быть для маленьких читателей и «новость» — открытие нового в знакомом, и «таинственность», связанная с открытием неожиданного в обыденном. Эти два фактора — и «новость» и «таинственность» — необходимы для удовлетворения пытливости детского ума и юного впечатлительного воображения.

Этому требованию Тургенева, хорошо понимавшего специфику детского восприятия, удовлетворяли чеховские «сказки» — «Каштанка» и «Белолобый». В этих произведениях, рисующих близких детям животных — собак, есть и «новость» — Чехов изображает незнакомые детям особенности психики и повадок животных и тем самым обогащает представление ребят о животных, есть и «таинственность» — Чехов рассказывает о собаках в интригующей, волнующей воображение детей форме.

И «Каштанка» и «Белолобый» — «сказки» приключенческие; по занимательности сюжета, по драматической напряженности развивающихся событий «Каштанка», конечно, стоит выше «Белолобого».

Чехов написал о собаках потому, прежде всего, что придавал домашним животным большое значение в воспитании детей. В рассказе «Событие» есть такое авторское отступление от повествования: «В воспитании и в жизни детей домашние животные играют едва заметную, но несомненно благотворную роль. Кто из нас не помнит сильных, но великодушных псов, дармоедок — болонок, птиц, умиравших в неволе, тупоумных, но надменных индюков, кротких старух-кошек, прощавших нам, когда мы ради забавы наступали им на хвосты и причиняли им мучительную боль? Мне даже иногда кажется, что терпение, верность, всепрощение я искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее и положительнее, чем длинные нотации сухого и бледного Карла Карловича или же туманные разглагольствования гувернантки, старающейся доказать ребятам, что вода состоит из кислорода и водорода».

В этом отступлении, кроме мысли о воспитательной роли животных в жизни детей, заключена еще одна важная педагогическая идея Чехова, характерная для его понимания детской «специфики»: маленьким детям «противопоказаны» длинные нотации и туманные разглагольствования воспитателей, которые преждевременно стараются напичкать мозг детей высокими материями. Этим антипедагогическим, нежизненным мерам «сухих» воспитателей Чехов противопоставляет живой мир «домашних тварей», оказывающих присущими им ценными качествами сильное и положительное воздействие на ум ребенка.

Этим и объясняется в основном создание Чеховым для детей двух «сказок» из жизни животных. Но почему именно из собачьей жизни? Такой отбор объектов из мира домашних животных для детских рассказов был вызван большими симпатиями Чехова к собакам.

Куприн в своих воспоминаниях о Чехове сообщает: «… Антон Павлович очень любил всех животных, за исключением, впрочем, кошек, к которым он питал непреодолимое отвращение. Собаки же пользовались его особым расположением. О покойной Каштанке, о мелиховских таксах Броме и Хине он вспомнил так тепло и в таких выражениях, как вспоминал об умерших друзьях. «Славный народ — собаки!» — говорил он иногда с добродушной улыбкой».

Источник

Мир животных в произведениях А.П. Чехова. Приёмы изображения животных в рассказах «Каштанка», «Белолобый»

Представить детям мироощущение животного Чехов стремился в двух своих «специально» детских рассказах, которые он называл «две сказки из собачьей жизни». «Белолобый» был первым и, по существу, единственным рассказом, созданным Чеховым для детей; он был напечатан в журнале «Детское чтение». «Каштанка» же явилась переделкой для детей «взрослого» произведения.

В «Белолобом» (1895) очеловечен даже не столько щенок с белым пятном на лбу, сколько голодная волчица. Перед нами целая гамма ее переживаний: она «думает», «вспоминает», «решает». Побывавший в ее логове щенок остался в живых только потому, что ей «по слабости здоровья» показался противным его запах. Правдоподобие «чувствований» животных усиливается благодаря реалистическим картинам жизни леса: «Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было видно отчетливо каждую осинку, и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка». Тонкая обрисовка психического мира, настроений животного присутствует и в «Каштанке» (1887, 1891). Один из рецензентов писал, что это не только детский рассказ: в нем так много прекрасных чеховских деталей и тонких психологических нюансов, что рассказ вполне достоин внимания взрослых.

Читайте также:  Презентация мамин сибиряк сказка про храброго зайца 2 класс перспектива

«Каштанка» воплощает мысль автора о гуманном отношении к животным. Чехов считал, что воспитание и надо начинать с общения с домашними животными, чье присутствие благотворно влияет на детей.

Чехову всегда нравился цирк, поэтому он и выбрал сюжет, связанный с цирком. История кажется простой: жила-была у столяра собака, он и его сын Федюшка ее любили; но вот она потерялась, попала к дрессировщику, и тот решил сделать из нее «артистку». Рассказ построен на контрасте между прежней жизнь Каштанки в столярной мастерской и незнакомым ей миром, вызывающим у нее новые и очень сильные ощущения. Знакомство с гусем Иваном Ивановичем и котом Федором Тимофеевичем, огни арены, вдруг преобразившийся до неузнаваемости новый ее хозяин. Сколько поводов для размышлений, удивления, опасений! Но при всей сложности изображенной писателем очеловеченной психики животного Каштанка остается в пределах своих «собачьих» возможностей и черт характера. Потерявшись, она ищет хозяина по запаху его следов. В «беспокойную ночь», когда умер гусь Иван Иванович, ее мучает предчувствие: «Почему-то она думала, что в эту ночь должно непременно произойти что-то очень худое. » И она воет «тихо и на разные голоса». А после возвращения к прежним, любимым ею хозяевам яркая цирковая жизнь, веселое учение, даже вкусные обеды представляются ей лишь как «длинный, перепутанный, тяжелый сон».

Несмотря на присутствие в рассказе грустных эпизодов, он оставляет в целом светлое ощущение. Причина прежде всего в том, что люди в «Каштанке» добры и милосердны к животным, даже стараются понять их.

Все написанное Чеховым о детях и для детей как бы подводило итог достижениям русской детской литературы XIX века. И в то же время чеховское «детское» творчество определяло уровень требований к писателям следующих поколений.

КРАТКО: 1860-1904. В Каштанке и Белолобом Чехов пользуется широко распространенным в худ литературе способом изображения животных – приемом антропоморфизма, т.е. очеловечивания. В этом случае животные наделяются способностями человека размышлять и переживать. События и человеческие характеры в произведении раскрываются через восприятие животных такой худ прием дает возможность писателю глубже раскрыть отношения человека и животного. Прототипом незнакомца в каштанке является дрессировщик Дуров.

В «Белолобом» (1895) очеловечен даже не столько щенок с белым пятном на лбу, сколько голодная волчица.

Перед нами целая гамма её переживаний: она «думает», «вспоминает», «решает» (прием антропоморфизма – очеловечивание животного).

«Каштанка» воплощает мысль автора о гуманном отношении к животным. Чехов считал, что воспитание и надо начинать с общения с домашними животными, чье присутствие благотворно влияет на детей.

11. Традиции и новаторство повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».
1852-1906. из Одессы. Он писатель «2 эшелона». Но он беспечно талантливый писатель. Прожил яркую жизнь. Талантливый инженер. Из знатного рода. Отец – генерал. Гарин – псевдоним – его так звали дома. Отец заслужил расположение царя.

«Детство Темы». 1 глава. Тема, 8 лет – порывистый, неусидчивый мальчик. Г-М подробно показывает как ребенок попадает в беду (сломал цветок). Радость меняется на горе. Рисуется полота чувств. Страх наказания приводит ребенка к еще большим бедам. Но наказание неотвратимо. Эта система уродует ребенка. Г-М показывает как ребенок превращается в подлого звереныша. Мать – умная, терпеливая, чуткая. Страшно казнит себя за то, что она не заступилась. Она предпринимает меры для воспитания души ребенка. Она придумала хитрый педагогический прием (моется он один, на столе оставлен хлеб, приглушен свет). Мать рассчитала все мудро. Она умеет найти то слово, которое заставит думать над своими поступками. Тема приходит к матери и она находит способ найти подход к сердцу. Причину несчастий она находит в его трусости. Это годы учения. Тема отправляется в гимназию. Он имел много несчастий (3 года). Первый день в гимназии. Подробно рассматривается как собираются это отметить домашние. Проводили с большим почетом. Вечером у калитки стоял Тема с мужчиной. На лице его стыд. Его выгнали из гимназии. Друг Иванов открыл Теме духовную жизнь. Приучил к чтению. Дружба принесла и драматические события. Тема становится невольным предателем. Низость поступка рисуется символическим образом («Тема и Жучка») – смрад колодца – будет означать тупиковое состояние. Тема чувствует униженность. Дома он все не расскажет.

Невольно предал своего одноклассника. Тема чувствует униженность к себе. Иванов вел себя достойно – это унижает Тему. И только мать поняла Тему. И вечером к нему обратилась («Тема, расскажи всю правду»).

Передав всю истину, Тема опустил голову и заплакал. Мама начала успокаивать его и дала несколько советов. Повесть надо читать и детям, и взрослым.

Источник

Познавательное и интересное