Рассказы чехова юмор и сатира в рассказах чехова

Сказки

Юмор в произведениях Чехова

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.11.2013
Размер файла 22,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

При жизни Чехова часто критиковали за отсутствие мировоззрения, глубоких оригинальных идей, общественного пафоса.

Однако писатель знал и показал в своей прозе и пьесах все философские идеи, общественные верования и художественные искания своей эпохи в их движении, от Толстого и толстовства, «левой» ревдемократии до декадентов, символистов и Горького, революционеров, либералов и консерваторов.

И все они писателю нужны, каждый выполняет свою роль, находит свое место в этой мозаике.

Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира.

Цель работы: проанализировать особенности юмора в рассказах А.П. Чехова.

Прочитать рассказы А.П. Чехова.

Выбрать смешные мотивы в сюжетах рассказов Чехова.

Выявить языковые средства создания смешных ситуаций в рассказах писателя.

.Выяснить, над кем и над чем «смеялся» А.П.Чехов

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Антон не блистал и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке.

В детстве Антон был вынужден выполнять долговые обязательства отца, продавая оставшиеся вещи, и одновременно зарабатывать на жизнь репетиторством.

Ранние литературные опыты Чехова связаны с рукописным юмористическим ученическим журналом “Заика” и письмами к родным, где он проявил себя как профессиональный критик, ярко и образно рассказывая о прочитанном и увиденном. В 1880 году в журнале “Стрекоза” появляются первые публикации его юмористических рассказов. Он публикует свои юморески под самыми разными, смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте.

Над кем и чем смеется Чехов в своих рассказах?

Полицейский надзиратель к тому же груб и необразован. Об этом свидетельствует его язык: «Почему здесь? Это ты зачем палец. Кто кричал?» Он занимается еще и вымогательством («За ним ступает рыжий городовой с решетом, доверху полным конфискованного крыжовника»).

Рассказы Антона Павловича Чехова очень коротки, но вместительны. Писатель умеет коротким эпизодом, метким словом изобразить широкую картину жизни. Причем, он сам не делает выводов, не вмешивается с комментариями, но читатели хорошо понимают, какой недостойный имеет вид человек-хамелеон, подхалим и лицемер.

Смешные мотивы в сюжетах рассказов А.П.Чехова

В рассказах А.П.Чехова мы наблюдаем явное несоответствие между сюжетом, который ведет к печальному концу, и тем, как он рассказывается. Трагизм жизненного материала Чехов преодолевает комизмом его художественной обработки. Несерьезен, прямо-таки игрив тон повествования («В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…», «Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чихают» и т.п.).

Забавны имена персонажей (Червяков, Брюзжалов).

Комична настойчивость, с которой Червяков пристает со своими извинениями к нечаянно обрызганному им генералу.

Такое впечатление производит большинство юмористических рассказов Чехова: над ними смеешься, а если задуматься, повествуют они о грустном и даже страшноватом.

Жизнь репетитора была знакома Чехову по собственному опыту: и в гимназические, и в студенческие годы ему приходилось подрабатывать, занимаясь с учениками. Характерно недовольство критики рассказом: в нем, говорилось, нет отчетливой «фабулы», то есть события в обычном смысле слова; вместе с таким прекрасным рассказом, как «Егерь» и другими, «Репетитор» был оценен как «полубред», «болтовня ради болтовни» и т. д.

Один из самых популярных юмористических сюжетов Чехова. Психологическая достоверность записей в этом рассказе вызвала у одного из читателей Чехова вопрос: а не переписал ли он эти фразы из какой-нибудь настоящей жалобной книги? И критика отметила у Чехова дар «имитации», знание «жаргона» своих героев.

Об использовании железнодорожных гаек вместо грузила Чехов узнал из встречи с крестьянином-рыболовом на даче в Краскове, где был в гостях у В. А. Гиляровского. И услышал то же объяснение: «Нечто я все гайки-то отвинчиваю. Нечто мы не понимаем, что льзя, что нельзя!»

«. юмор есть остроумие глубокого чувства. » Это замечательное определение как нельзя лучше подходит к «юмористичным» рассказам Чехова. Здесь юмор не просто смешит, но ведет дальше-дальше самого себя, веселит и «царапает» сердце до слез.

Языковые средства создания смешных ситуаций в рассказах А.П.Чехова

А.П. Чехов создает смешные ситуации в рассказах через портретные зарисовки героев, например, в рассказе «Налим»:

Писатель создает комические ситуации практически во всех своих рассказах с помощью крылатых фраз и выражений, просторечных форм слов, например:

«…ты держи его, держи, а то уйдет, анафема!»

«…Да и беспонятный же мужик, прости царица небесная!»

«Шел бы, да и хватал бы сам, горбатый черт…».

«…Я сичас…под зебры его…Заходи сбоку, пхай его, пхай! Шпыняй его пальцем!»

«Ну тя к лешему!»»Что вы здесь копошитесь?»

«…ну не лай, а то влетит! Сволочь! »

А.П.Чехов создает смешные ситуации в своих рассказах говорящими фамилиями, как например в рассказе «Хамелеон»

3. Пичугин. Я считаю, что фамилия Пичугин произошла от слова «пичуга»- маленькая, неприметная птичка. Автор сравнивает героя с птичкой, т.к. в его рассказе герой описан как неприметный человек.

«Так ты кусаться, окаянная! Ребята, не пущай ее!»

«Ужо я сорву с тебя, шельма!»

«Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!»

«Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить.»

«А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять!»

«Сердится шельма… цуцик этакий»

Языковыми средствами создания смешных ситуаций у А.П.Чехова является использование портретных зарисовок героев, говорящих фамилий и употребление просторечий.

Смешное и грустное в произведениях А.П.Чехова

юмор смешной чехов

«. юмор есть остроумие глубокого чувства. » Это замечательное определение как нельзя лучше подходит к «юмористичным» рассказам Чехова. Здесь юмор не просто смешит, но ведет дальше-дальше самого себя, веселит и «царапает» сердце до слез.

Языковыми средствами создания смешных ситуаций у А.П.Чехова является использование портретных зарисовок героев, говорящих фамилий и употребление просторечий.

В рассказах Чехова есть очень остроумное, смешное и крайне оригинальное влияние. Прочитав рассказы Чехова, человек начинает задумываться о прочитанном, т. к. Чехов писал про общественные проблемы своего времени.

1. А.П.Чехов «Избранные рассказы» Москва «Детская литература» 1976г.

Читайте также:  Проблемы рассказа моцарт и сальери

2. В.И. Даль «Толковый словарь русского языка. Современная версия» Москва

3. Г.П. Бердников А.П.Чехов. Ростов-на-Дону:Феникс, 1997

4. Г.С.Меркин «Литература.7 класс» Москва «Русское слово»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

презентация [6,5 M], добавлен 24.11.2014

Жизненный путь А.П. Чехова и основные периоды его творчества. Характеристика чеховских героев и их различные положительные типы. Христианские мотивы в произведениях писателя, описание его «праведников». Анализ и значение святочных рассказов Чехова.

курсовая работа [54,8 K], добавлен 16.04.2009

Обзор основных рассказов А.П. Чехова, наполненных жизнью, мыслями и чувствами. Влияние Тургенева на любовную прозу писателя. Художественный стиль Чехова в любовных рассказах. Темы любви и призыв к перемене мировоззрения в произведениях писателя.

реферат [29,8 K], добавлен 04.06.2009

курсовая работа [50,5 K], добавлен 24.12.2010

Реминисценция на роман Ф.М. Достоевского «Подросток» в «Безотцовщине» и «Скучной истории» А.П. Чехова. «Анна Каренина» Льва Толстого в произведениях А.П. Чехова. Анализ текстов, методов их интерпретации, способы осуществления художественной коммуникации.

курсовая работа [48,1 K], добавлен 15.12.2012

Источник

Что делает сатирические рассказы Чехова одновременно смешными и грустными?

Большой Бейсуг

На рубеже ХIХ — ХХ веков русская литература подарила миру целую плеяду замечательных прозаиков, талантливых драматургов и гениальных поэтов. Творчество некоторых из них, как, например, Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова, заслуженно считается вершиной мировой литературы конца ХIХ — начала ХХ столетия. Их произведения, многогранно отражая окружающую действительность, стали художественным свидетельством того, что судьба человека — это прежде всего отражение судьбы общества.

Открытие тесной связи личных и общественных судеб оказалось исключительно важным для определения новых путей и возможностей развития критического реализма рубежа веков. Именно тогда произведения разных жанров стали художественным средством выражения социальных и духовных процессов эпохи, общественной психологии.

Изменения, которые происходили в системе критического реализма тех лет, нашли яркое и самобытное отражение в творчестве А. П. Чехова. Новаторская природа чеховского реализма, пронизанного сатирой, юмором и авторской иронией, была замечена и признана уже современниками писателя. Л. Н. Толстой подчеркивал, что Чехов создал новые, совершенно новые формы письма, и ставил чеховское творчество выше творчества И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и своего собственного. Очевидна субъективность этой точки зрения, но полностью не согласиться с Толстым нельзя, потому что А. П. Чехов действительно обогатил русскую литературу значительными художественными открытиями.

Так, именно в его творчестве предметом изображения стали внешне незаметные движения души человека, изменения настроения, чувств, образа мысли. Кроме того, А.Чехов стремился представить человека под разными углами зрения: в самооценке, оценках окружающих, объективно, в отношениях с обществом, с близкими и посторонними ему людьми. Поэтому в его лаконичных, внешне незамысловатых произведениях человек представлен на фоне своего времени таким, каков он есть на самом деле.

Антон Павлович Чехов не был злым человеком. Его ранние рассказы, подписанные псевдонимом «Антоша Чехонте», проникнуты открытым, задорным, искрящимся юмором жизнелюбивого человека, который, сталкиваясь с несовершенством окружающего мира, весело над ним смеется.

Со временем отношение писателя к пошлости и фальши стало нетерпимым, а стремление пробудить в людях нравственность, сделать мир прекрасней — настоятельным. Отсюда мудрая ирония и горькая сатира в его произведениях начала ХХ века, значительно отличающихся по настроению от ранних произведений. Не случайно Максим Горький говорил, что в каждом из юмористических рассказов Чехова слышится «тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца, безнадежный вздох сострадания к людям, которые… живут, как рабы».

Чехов считал, что «тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству писателя, а также к его знаменитым рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Ионыч», «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Попрыгунья». Эти небольшие по объему рассказы — настоящая энциклопедия современной писателю жизни, на которую он смотрит то отстраненно, то с мудрой иронией, то с едкой сатирой. При этом за горьким смехом писателя легко угадываются его мучительные размышления над важнейшими нравственными и общественно-социальными проблемами времени.

Самая большая известность среди рассказов А. П. Чехова выпала на долю «Хамелеона» (1884). Главный герой рассказа стал своеобразным символом эпохи, отмеченной теми же чертами двоедушия, лжи, предательства, пустословия и произвола.

Многие эпизоды рассказа «Хамелеон», так же как и многие диалоги, кажутся нам смешными. Однако общее впечатление после прочтения этого небольшого произведения — тяжелое. Ведь перед нами средствами сатиры и юмора показана предельная степень нравственного падения человека, а значит, и общества, частью которого он является. Новаторство А. Чехова при этом проявилось в умении просто, точно и предельно кратко изобразить правду обыденной жизни. В «Хамелеоне», как и в «Злоумышленнике», за смешными мелочами быта, за анекдотическими ситуациями раскрывается глубокий смысл: все общество, вся окружающая действительность России рубежа двух веков прогнила, деградировала, растеряла последние основы нравственности.

В рассказе «Смерть чиновника» (1883) умирает маленький чиновник, привыкший унижаться и трепетать. Он прямой потомок Акакия Акакиевича, но А. П. Чехов относится к его личности, к его жизни и к его смерти совсем не так, как Н. В. Гоголь. Чехов смеется: смеется над душевной и духовной пустотой своего героя, над его образом жизни, над системой его материальных и нравственных ценностей. Писатель заражает этим смехом и нас, читателей, а смеясь над человеческими пороками, мы так или иначе задумываемся над своими.

Смеяться над смертью кощунственно, безнравственно, однако писатель находит возможность показать, что умирает не Человек, а… чиновник, настоящая пародия на человека. Собственно, рассказ именно об утрате людьми человеческой сути, души, а это страшно и смешно одновременно.

Гражданские мотивы чеховского юмора сначала не были понятны и оценены по достоинству. Первоначально его смех казался безобидным по сравнению, например, с едкой, социально-политической сатирой М. Е. Салтыкова-Щедрина. На деле же произведения А. П. Чехова отличались ярким гуманизмом, в основе которого лежало представление о совершенном человеке с его умом, талантом, вдохновением и свободой. Эта любовь к человеку и смягчала сатиру Чехова, делала ее приемлемой для читателей разного возраста и различных социальных слоев.

Чехов нам близок и понятен сегодня, потому что вопросы, поднятые в его произведениях, и художественные образы, типажи, описанные в рассказах разных лет, являются общечеловеческими, вненациональными, вечными. Так, проблематика рассказа «Ионыч», написанного в 1898 году, не утратила своей актуальности и в наши дни. Чехов исследует в этом рассказе процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни, перед властью денег. И если вначале мы чувствуем доброе отношение автора к своему герою, то в финале образ доктора Старцева вызывает у читателя отвращение: с таким пафосом, злой сатирой и откровенной жесткостью описывает его Чехов. Семейство Туркиных тоже сначала описывается с добродушной иронией, зато позже мы видим уже сатиру на якобы интеллигентных людей, на их псевдоталантливость и лжепрогрессивность. Мы чувствуем сожаление автора по поводу угасших талантов, по поводу нравственной деградации и Старцева, и Туркиных, и всего их окружения. Все жители города С. погрязли в обывательщине, и это уже страшно, а не смешно.

Читайте также:  Рассказ на тему как учились раньше краткое

Рассказ «Попрыгунья» (1892) также вызывает у нас гамму разноречивых чувств: сначала смех, тревогу, вызванную грустной иронией автора, а в конце — ужас от столкновения с беспощадностью и бездушием обыденной жизни. Попрыгунья — недалекая и бесчувственная героиня рассказа — становится причиной смерти скромного, талантливого человека, так и не сумевшего из-за своей доброты, любви и душевной деликатности противостоять пошлости окружающих его обывателей. Автору явно жаль доктора Дымова, но в то же время он обличает его бесхарактерность, иронизирует над его мыслями и поступками.

В 1898 году появляется «маленькая трилогия» А. П. Чехова — рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Здесь писатель пришел к обобщениям социально-исторического масштаба. Рассказ «Человек в футляре» — это жесткая сатира на сам принцип устройства государства; «Крыжовник» обличение бездумной и бездушной собственности, ставшей смыслом жизни. Рассказ «О любви» — сатира на людей, растерявших все лучшие человеческие качества, свои истинные чувства.

Идейным стержнем «маленькой трилогии» А. Чехова могут стать слова М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет».

В своих произведениях А. П. Чехов смеется над героями, иронизирует по поводу их поступков, едко высмеивает позицию жизни. Но «смех сквозь слезы» не был сверхзадачей автора. Главное, что увидел писатель в себе, в окружающих, в обществе того времени, — это отсутствие умения видеть добро и красоту в жизни, в человеке, в природе. А. Чехов поставил «бесталантность», «серость», пошлость в вину современности и всем пафосом своих произведений пытался внушить читателям отвращение к подобным явлениям.

Древняя истина гласит: «Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым». Думается, смех А. П. Чехова и сегодня помогает людям избавляться от тех же недостатков, посмотрев глазами писателя на себя со стороны.

Юмор и сатира в произведениях Чехова

На рубеже XIX – XX веков русская литература подарила миру целую плеяду замечательных прозаиков, талантливых драматургов и выдающихся поэтов. Творчество некоторых из них, как например, Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова, заслуженно считаются вершиной мировой литературы конца XIX – начала XX столетий. Их произведения, многогранно отражая окружающую действительность, стали художественным свидетельством того, что судьба человека – это прежде всего отражение судьбы общества. Открытие тесной связи личных и общественных судеб оказалось исключительно важным для определения новых путей и возможностей развития критического реализма рубежа веков. Именно тогда произведения разных жанров стали художественным средством выражения социальных и духовных процессов эпохи, общественной психологии. Изменения, которые происходили в системе критического реализма тех лет, нашли яркое и самобытное отражение в творчестве Антона Павловича Чехова. Новаторская природа чеховского реализма, пронизанного сатирой, юмором и авторской иронией, была замечена и признана уже современниками писателя. Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что Чехов «создал новые, совершенно новые» формы письма, и ставил чеховское творчество выше творчества Ивана Сергеевича Тургенева, Федора Михайловича Достоевского и своего собственного. Очевидна субъективность этой точки зрения, но полностью не согласиться с Толстым нельзя, потому что Чехов действительно обогатил русскую литературу значительными художественными открытиями. Так, именно в его творчестве предметом изображения стали внешне незаметные движения души человека, изменения настроения, чувств, образа мысли. Кроме того, А. Чехов стремился представить человека под разными углами зрения: в самооценке, в оценках окружающих, объективно, в отношениях с обществом, с близкими и посторонними ему людьми. Поэтому в его лаконичных, внешне незамысловатых произведений человек представлен на фоне своего времени таким, каков он есть на самом деле. Антон Павлович Чехов не был злым человеком. Его ранние рассказы, подписанные псевдонимом «Антоша Чехонте», проникнуты открытым, задорным, искрящимся юмором жизнелюбивого человека, который, сталкиваясь с несовершенством окружающего мира, весело смеется над ним. Чехов считал, что «тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству писателя, а также к его знаменитым рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Ионыч», «О любви», «Человек в футляре», «Попрыгунья», «Крыжовник». Эти небольшие по объему рассказы интересно, а вы сочинения вообще читаете — настоящая энциклопедия современной писателю жизни, на которую он смотрит то отстраненно, то с мудрой иронией, то с едкой сатирой. При этом за горьким смехом писателя легко угадываются его мучительные размышления над важнейшими нравственными и общественно-социальными проблемами времени. Самая большая известность среди чеховских рассказов выпала на долю «Хамелеона» (1884). Главный герой рассказа стал своеобразным символом эпохи, отмеченной теми же чертами двоедушия, лжи, предательства, пустословия и произвола. Многие эпизоды рассказа «Хамелеон», так же как и многие диалоги, кажутся нам смешными. Однако общее впечатление после прочтения этого небольшого произведения – тяжелое. Ведь нам средствами сатиры и юмора показана степень нравственного падения человека, а значит, и общества, частью которого он является. Новаторство А. Чехова при этом проявилось в умении так просто, точно, предельно кратко изобразить правду повседневной жизни. В рассказе «Смерть чиновника» (1883) умирает мелкий чиновник, привыкший унижаться и трепетать. Смеяться над смертью кощунственно, безнравственно, но писатель находит возможность показать, что умирает не человек, а чиновник, настоящая пародия на человека. Собственно, рассказ этот именно об утрате людьми человеческой сути, а это страшно. Рассказ «Попрыгунья» (1892) также вызывает у нас гамму противоречивых чувств: сначала смех, тревогу, вызванную грустной иронией автора, а в конце – ужас от столкновения с безнравственностью и беспощадностью обыденной жизни. В своих произведениях автор смеется над героями, иронизирует по поводу их поступков, едко высмеивает позицию жизни. Но «смех сквозь слезы» не был сверхзадачей автора. Главное, что увидел писатель в себе, в окружающих, в обществе того времени – это неумение видеть добро и красоту. Чехов поставил «серость» в вину современности и своими произведениями пытался внушить читателям отвращение к подобным явлениям

Похожие статьи:

Чехов А.П. → Юмор и сатира в рассказах А.П. Чехова

Источник

Юмор и сатира в рассказах А. П. Чехова

В рассказах замечательного русского писателя А. П. Чехова получили продолжение традиции художественных школ Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина, особенно – сатирико-юмористическая линия
Необычайно чуткий к жизненным несправедливостям, лжи, фальши, испытывая душевную боль за человечество, писатель избирает наиболее доступный ему способ борьбы с нравственными и социальными пороками – способ художественной насмешки над уродствами жизни. Двумя способами его воплощения стали юмор и сатира. И если ранний период чеховского творчества

Читайте также:  Рассказ пеструха ю м леднев читать краткое

Тонкий резко меняет манеру общения с Толстым после информации о том, что его друг детства стал тайным советником, и теперь тот для него не просто Миша и даже вообще не Миша, а не иначе как “ваше превосходительство” (“Толстый и тонкий”). Та же метаморфоза происходит и с Очумеловым, когда ему сообщают, что укусившая Хрюкина собачка не чья-нибудь, а самого генерала Жигалова (“Хамелеон”),
Обращаясь к проблеме “маленького человека”, обозначенной в русской литературе еще А С. Пушкиным в “Повестях Белкина” и развитую Н В. Гоголем в “Петербургских повестях”, Чехов демонстрирует иное, нежели его великие предшественники, отношение к этому литературному образу. В его рассказах содержится смех, а не сострадание. “Маленький человек”, по мысли писателя, сам виноват в собственной никчемности, унижая себя подобострастным отношением к вышестоящим. Таковы и “тонкий” Порфирий, сгибающийся в три погибели перед растерянным и неприятно удивленным другом; и Червяков, сама “говорящая” фамилия которого отражает его жизненную позицию; и Очумелов, личностную сущность которого писатель не менее метко определил как “хамелеон”.

Все они, говоря слова грибоедовского Чацкого, “прислуживают”, а не “служат” – проявляют не уважение, а подобострастие и раболепие.
В чеховских рассказах первой половины 80-х годов уже начинает звучать и актуальная для всего творчества писателя тема мещанства. Чехов выступает против обывательских косности, невежества, равнодушия в общественным проблемам и жизни других людей, неприятия просвещения. Например, в рассказе “Брожение умов” перед нами возникает провинциальный сонный городишко.

Двое обывателей остановились, наблюдая, куда летят скворцы. Собралась толпа: все смотрят вверх, гадают, что случилось, – уж не пожар ли? Однако, заслышав звуки нового органа, выписанного из самой Москвы, праздная толпа отвлеклась от пустого созерцания и покалила в трактир – за новым развлечением.
Этот простенький и смешной случай и составляет содержание рассказа. Небольшой объем, шутливая манера повествования и забавные фамилии героев (Почешихин, Вратоадов, Грешкин) сближают его с анекдотом. Однако, внимательно вчитываясь в рассказ, мы видим, что его автор отлично владеет искусством “коротко говорить о длинных вещах”.
Так, мы замечаем свалку на главной площади городка, куда мужик тащит бочонок испортившейся сельди; сонных обывателей, которые только и рады поглазеть на чужую беду, будь то пожар или раздавленный человек; грубость и лживость градоправителя Акима Данилыча. Таким образом, за незначительными, на первый взгляд, деталями раскрываются негативные черты российской действительности, а персонажи превращаются в обобщенные типы, воплощающие дух целой эпохи.
Постепенно сатирическая линия в чеховских рассказах усиливается: писатель продолжает бичевать общечеловеческие и общественные пороки, выступает против невежества, равнодушия, апатии мещан. Однако в рассказах более позднего периода творчества Чехова мы по-прежнему не находим явного, подчеркнутого декларирования автором этих идей. Писатель прибегает к особым художественным приемам, позволяющим в необычайно емком и внешне обыкновенном повествовании увидеть авторские гнев и горечь, трагическое и ужасное.

Это, прежде всего, знаковый портрет персонажа и художественная деталь.
Особенно ярко эти приемы прослеживаются в трех рассказах Чехова 1898 года-“Человек в футляре”, “Крыжовник” и “О любви”. Эти произведения связаны между собой общими идеей, сюжетом, персонажами и потому часто именуются “маленькой трилогией”.
Основная идея трилогии связана с образом “человека в футляре” – учителя, который смешон своим страхом перед жизнью: “Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь”. За фигурой Беликова, чей болезненный страх отравляет общественную атмосферу и становится активной, движущей силой косности, мы видим беликовщину – типичное явление социальной жизни России 80 – 90-х годов XIX века и характерную черту рабской психологии вообще.
Примечательно, как писатель рисует портрет своего героя: калоши и зонт – главные атрибуты существования Беликова, ставшие символом его бегства от живой полноценной жизни.
В рассказе “Крыжовник” перед читателем предстает другой “человек в футляре” – Николай Иваныч, портрет которого также носит знаковый характер. Чехов изображает внешность этого героя всего в одном штрихе, незаметно намекая на ее сходство со свиньей и, одновременно, с собакой.
Художественная деталь приобретает здесь расширительное значение символа. Крыжовник, которым засажен весь сад чеховского героя, символизирует и мещанскую сущность его жизни, и страх перед реальной действительностью вообще, желание ничтожного человека отгородиться от жизненных проблем и чужих переживаний, и узкую, сугубо материальную направленность всех устремлений Николая Иваныча, мечтавшего приобрести “не купленный, а собственный крыжовник”.
О разбитом счастье, о том, как погибла “тихая, грустная любовь”, да и вся жизнь хорошего интеллигентного человека, повествует также рассказ “О любви”. Его герой – помещик Алехин, неплохой и неглупый человек – духовно опустился, погрязнув в мелких хозяйственных хлопотах, которые становятся еще одним своеобразным вариантом “футляра”. Не случайно уже в самом начале рассказа дается развернутое описание еды – деталь, четко определяющая направленность жизненных устремлений персонажа.

К насыщенной, деятельной, духовно богатой жизни призывает читателя и знаменитый чеховский рассказ “Ионыч”, главные действующие лица которого – члены семьи Туркиных – олицетворяют косное обывательское общество, так ненавидимое писателем. Последовательное представление героев и описание их занятий наглядно демонстрируют духовное убожество, ничтожность и бездарность Туркиных. Так, единственный “талант” главы семьи – неостроумное словотворчество, сомнительное умение говорить на “своем необыкновенном языке”.

Его жена пишет неумелые романы с вымученными сюжетами о том, “чего нет и не может быть в действительности”. Дочь Туркиных громко, но плохо играет на фортепиано.
Общаясь с ними, в пучину мещанства постепенно погружается и главный герой рассказа – друг этой семьи, который из доктора Старцева превращается в Ионыча.
Путь духовной деградации персонажа Чехов очень точно и лаконично изображает с помощью яркой художественной детали: сначала Старцев ходит пешком, затем начинает ездить на лошадях, а потом и вовсе передвигается не на паре, а уже на тройке да еще и с бубенчиками. В финале рассказа мы наблюдаем полное перерождение героя: пухлый и красный, он восседает в своем экипаже подобно “языческому богу”. Так писатель выражает свой гневный протест против предательства человеком своих идеалов и убеждений, нежелания сопротивляться губительному влиянию уродливой среды.
Итак, в рассказах А. П. Чехова соединяются юмор и сатира, беззлобная насмешка и жесткое обличение, отражение комических и трагических сторон жизни. Это проявляется уже в раннем творчестве писателя и приобретает все более явное и острое сатирическое звучание в последующих произведениях.

Related posts:

Источник

Познавательное и интересное