Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников
Елена Самсонова
Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников
1. «За обедом» С. Баруздин
2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский
3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Котёнок», «Птичка», «Корова», «Два товарища»
4. «Крот и его друзья» З. Ежикова
5. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский
6. «Урок дружбы» М. Пляцковский
7. «Чук и Гек» (отрывки из повести) А. Гайдар
8. В. Осеева «Что легче», «Хорошее», «Кто хозяин?», «На катке», «Три товарища», «Сыновья», «Синие листья».
9. «Как Вовка праздновал день рождения» С. Лежнева
1. «Зеркало», «Хорошие товарищи» С. Михалков
2. «Девочка новая в детском саду» Н. Найденова
3. «Несли мы облако с собой», «Вовка-добрая душа» А. Л. Барто
5. «Кошка и варенье», «Ябеда-карябеда» Е. А. Алябьева
Литературные сказки:
6. «Тысячасвет» А. Неелова
8. «Капустный лист» Е. Бехлерова
9. «Волшебная страна Вежливости» Е. А. Алябьева
10. «Путешествие эльфов в страну Грубости» Е. А. Алябьева
Русские народные сказки и сказки народов других стран:
1. «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка)
2. «Соломинка, уголь и боб» (Братья Гримм)
3. «Упрямые козы» (узбекская сказка)
4. «Рукавичка» (украинская сказка)
5. «Госпожа Метелица» (немецкая сказка)
6. «Ленивая Бручолина» (итальянская сказка)
7. «Заюшкина избушка»,
9. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
10. «Пузырь, соломинка и лапоть»,
12. «Что дальше слышно»,
14. «Про Фому и про Ерёму»,
16. «Медведь и мужик»
17. «Морозко, Маша и медведь»,
18. «Снегурочка», «Мороз»,
19. «Солнце да Ветер»,
20. «Лисичка-сестричка и волк»,
23. «Крылатый, мохнатый да масленый»,
24. «Котофей Котофеевич», «Кот, петух и лиса»,
25. «Кочеток и курочка»,
26. «Иван-царевич и Серый Волк»,
Формирование эмоциональной выразительной речи у детей средствами произведений художественной литературы Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех.
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре.
Использование художественной литературы для воспитания нравственных качеств детей 4–5 лет 1 слайд: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества.
Организация работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста Организация работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста Для того, чтобы обеспечить эффективное целенаправленное.
План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей старшей группы посредством чтения художественной литературы» План самообразования на тему «Воспитание нравственных качеств детей старшей группы через чтение художественной литературы. Автор: Хусниярова.
Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53» Развитие нравственных качеств у детей дошкольного.
Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.
Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению «Педагогика дошкольного детства». писала диссертацию на тему «Формирование.
Список художественной литературы для чтения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Сентябрь. 1 неделя: ДИАГНОСТИКА 2 неделя: ДИАГНОСТИКА Тема 3-й недели: «Детский сад»( 17-21): 1. Е. Благинина. «Посидим в тишине»;2. В.
Список художественной литературы детям 5–6 лет в помощь родителям Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком,.
Произведения детских писателей в формировании нравственных качеств у дошкольников
Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду (1, стр.3б).
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Остро встает проблема литературного образования детей, приобщение их к чтению. Проблема чтения рассматривается, как общегосударственная проблема развития культуры, науки, благосостояния нации, ибо «страна с не читающим населением – это страна – поставщик сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы».
В.Г.Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека». Известнейший российский ученый д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом делает вас мудрыми». (1, стр.35).
Сейчас особенно актуальны вопросы истории страны, межнациональных отношений, войны и мира, внутрисемейного положения, как никогда остро встал вопрос цены человеческой жизни.
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В.Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». (6, cтр. 126).
Проблема формирования круга детского чтения возникла очень давно еще в античные времена. «Светлый Меандр о любви говорит в любой из комедии! — детям обычно его мы разрешаем читать», Овидий ( Скорбные элегии). Эти строчки — доказательство заботы общества о развитии и совершенствовании детства. А слово «разрешаем» свидетельствует о тщательном отборе книг для детского чтения, о продуманной политике формирования общественной нравственности (2, стр. 37).
С.Я Маршак призывал: «Будьте строги и требовательны к детской литературе, отвергайте холодную, вялую, поверхностную книгу, не проникнутые ни подлинными мыслями, ни настоящими чувствами. Чтобы заставить полюбить книжку, вы должны прежде сами полюбить ее. (4, стр.154).
АП. Чехов говорил: «Детской литературы не люблю, и не признаю. детям нужно давать только то, что годится и для взрослых» (4, стр.147).
Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми.
Талантливое художественное произведение дает бесценный материал для понимания неповторимого мира ребенка и может стать источником неожиданных педагогических открытий. детская книга поможет найти ответ на «самый большой секрет воспитанию», станет верной помощницей в общении с ребенком.(3, стр.88).
Формирование человека в ребенке происходит исподволь, ведь писатель никогда не навязывает читателю своего мнения, никогда открыто не призывает следовать герою, но зато умело включает ребенка в процесс осмысления происходящего.(4, стр. 16).
Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а любимые герои надолго остаются с ребенком. Он переживает за них и вместе с ними, он их любит или отторгает, но в любом случае не остается безучастным. Книга формирует эмоциональную сферу ребенка. Являясь собеседником, советчиком в делах, помощником в решении проблем.
Литература для детей призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истины и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу.
При подготовке к школе на первый план выдвигается задача формирования и развития психических и важнейших личностных качеств ребенка. Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества: доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.
Литература, по словам Е.А.Флериной, расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идейное воздействие, объединяет детский коллектив (5, стр. 53).
Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С.Я. Маршак К.И.Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения.
Одним из писателей, который придавал огромное значение художественной литературы в воспитании детей, был Борис Степанович Житков.
Имя Б.С. Житкова незаслуженно забыто. Не часто в перечне книг, рекомендованных для чтения детям дошкольного возраста, встретишь его произведения. В литературу Борис Сергеевич Житков пришел сложившимся человеком в возрасте сорока лет. Ему было, что рассказать детям. Материалом для творчества стали его прежняя жизнь, опыт и знания.
Свою задачу Б. Житков видел в создании увлекательных, динамичных, и в то же время поучительных книг для детей, отражающий бесценный человеческий опыт. Как и в жизни, он шел впереди, открывая новые возможности детской литературы.
Писатель помогал ребенку заглянуть в страну взрослых, разобраться в их поступках, отношениях. Почти все герои его произведений взрослые, и речь в них идет о взрослой, сложной, трудной, но интересной жизни. Он не боялся в своих рассказах говорить с маленькими читателями о самых острых жизненных конфликтах и социальных проблемах. И делал это с величайшим педагогическим тактом, точно зная, какие подробности, какой поворот сюжета взволнует ребенка, заставит его сердце откликнуться.
Б. Житков дает детям жизненные ориентиры, образцы для подражания. Основным качеством, которым, по мнению писателя, определяется ценность и духовная красота, является труд. Писатель познакомил ребят со многими профессиями. Например, из рассказов «Пожар», «Обвал», «Почта». дошкольники узнают о труде пожарного, врача, почтальона. Писатель не только рассказывает о специфике их профессиональной деятельности, но и показывает ее значимость, что особенно ярко проявляется в напряженных жизненных ситуациях.
Очень много внимания уделяет мужеству, храбрости человека, его самоотверженности. Неслучайно во многих рассказах Б. Житкова человек показан в необычной обстановке, в минуту опасности, И в каждом из них говорится о взаимопомощи, солидарности людей, дается пример мужественного, благородного поступка.
Один из своих сборников писатель так и назвал «Помощь идет». Рассказы «Па льдине», «Обвал», «Наводнение» и др. отражают коллективный опыт борьбы со стихией, учат детей тому, что люди должны помогать друг другу, забывая порой о себе.
Прошло довольно много времени. Изменились и мир и читатель, неизменным осталось главное – познавательное и нравственное значение книг писателя. Они помогают развивать в детях дружеские чувства, смелость, отзывчивость к чужой беде, любознательность и самостоятельность мышления. Но особенно ценным является то, что в них отражен жизненный опыт людей, который пригодится детям, поможет понять окружающий мир и найти в нем свое место.
Радий Погодин писал: «Ребенок нынче встречается с телевидением раньше, чем с книгой. ». Но вот наступает время, и мама берет книгу и читает ему первую сказку. И на все, что написано в книге, и на саму книгу накладывается непререкаемый авторитет матери. Таким образом, книга вычленяется из окружающего нас фонда как особая нравственно-воспитательная сущность. Именно она в дальнейшем оказывается способной противостоять разрушительному вулканизму подростковых разоблачений. И уже родители обращаются к книге как авторитету в спорах с детьми, поскольку авторитет этот был ранее заложен в душу ребенка.
Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а любимые герои надолго остаются с ребенком. Он переживает за них и вместе с ними, он их любит или отторгает, но в любом случае не остается безучастным. Книга формирует эмоциональную сферу человека, являясь собеседником, советчиком в его делах, помощником в решении проблем.
Появление младшего брата или сестры всегда очень важный момент в жизни ребенка. Что с ними происходит, как меняется его взгляд на мир, обо всем этом говорят детские писатели, открывая нам глубину переживаний ребенка. А переживать ему приходится много.
В рассказе В. Панова «Сережа» мама показывает Сереже новорожденного брата. Она любуется маленьким носиком, маленькими ручками. «Раньше любила меня, а теперь его» – думает Сережа. Вот оно самое сокровенное, что мучает Сережу и в чем он не решается признаться. Эта же проблема раскрывается в рассказе Р. Погодина «Что у Сеньки было». А вот Дениска в рассказе В. драгунского «Сестра моя Ксения» почувствовал себя старшим братом в тот момент, когда новорожденную стали купать.
Сколько ни было историй, все они подводят ребенка к самому главному: пониманию радости родства. Так, отношения между старшими и младшими братьями и сестрами становятся в детской литературе для постановки серьезных проблем: изживания детского эгоизма, приобретения чувства родства, нравственного взросления ребенка.
В детской литературе много трогательных историй о том, как появление в доме животного меняет характер ребенка: в нем пробуждается чувство ответственности за того, кто нуждается в защите и заботе.
Повесть З. Журавлевой «Путька» рассказывает об этом. Главная героиня шестилетняя Тата на день рождения в подарок выбирает себе щенка. Мама всячески возражает против этого: «Собака это тебе не игрушка». Но понимание, что животное это не только забава, но и большая ответственность к тате приходит не сразу. Приходится отказываться от удовольствий ради четвероного друга, приноравливаться к его характеру и привычкам. Постепенно ребенок приходит к мысли, которая является для него открытием: не только мир существует для тебя, но и ты для мира.
Нами был составлен тематический план (Приложение 1) по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой для формирования нравственных качеств.
1. В отношении с близкими людьми.
2. В отношении со сверстниками.
З.С людьми в общественных местах.
4. В отношении к животным и природе
5. Взаимоотношение ребенка с окружающими его людьми.
6.Отношение к себе.
Итоговым занятием по формированию нравственных качеств у старших дошкольников была проведена литературная викторина по произведениям Л. Н. Толстого – как одного из великих учителей, затронувшим вопрос ненасильственной гуманной педагогики и влияние художественного слова на нравственное воспитание детей.(Приложение 2.)
Список литературы:
1. Н. Короткова «Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе», дошкольное воспитание № 8, 2001 г.
2. Грищенко З.А. «Ты детям сказку расскажи…» г. Москва. Яинка-Пресс, 2003 г.
3Ильчук Н.П. Большой воспитательный секрет», Ребенок в детском саду, № 4, 2003 г.
4. О. Вяткина «Значение рассказов БС. Житкова для развития личности старших дошкольников», Детский сад от А до Я, М 5, 2003 г.
5. Тимофеева И.Н. «Сто книг вашему ребенку» Беседы для родителей, Москва, «Книга», 1987 г.
6.М.Галина «Книжный мир ребенка», детский сад от А до Я, № 1, 2005 г.
Сказки для формирования нравственных качеств
Валентина Удодова
Сказки для формирования нравственных качеств
Идея о сказках собственного сочинения, возникла из собственных наблюдений за отношениями между детьми в группе. Сказки помогают легче воспринимать реальность мира, принимать его нормы и правила. Для того чтобы дети не забывали сказки, мы вместе с ними сождали мнемотаблицы, которые помогают в памяти воспроизвести содержание сказок. Иллюстрированный сюжет сказки с мнемотаблицей мы вывешаем на нашем экране «Остров сказок»
Сказка для детей, которые не хотят убирать за собой игрушки и свои вещи
Жил-был мальчик. Он был еще маленьким, но очень умным. У мальчика было очень много книг, игрушек и вещей. И каких только игрушек не было… Разные машинки, мягкие игрушки, конструктор. Только чем больше у мальчика становилось игрушек, тем меньше он желал их собирать после игры и постоянно ломал. Книги, игрушки, вещи были разбросаны повсюду.
И вот, однажды, когда мальчик уснул, игрушки решили пожаловаться Волшебнику из Страны Добрых дел.
— Я не хочу быть в этом доме, он меня постоянно кидает, откручивает колеса, – сказала машинка
— А меня постоянно ногой пинает и везде меня кидает, – ответил плюшевый мишка.
— А у меня детальки, мои друзья потерялись, – заплакал конструктор.
Игрушки все возмущались и решили и попросили Волшебника забрать в его Страну. А чтобы мальчику не было скучно, позвали Дидюку.
Сказка «Мусорный букет»
По дороге Дидюка собрала для девочки настоящий мусорный букет из оберток от конфет, мокрой бумаги и фантиков шоколадок, и даже из грязных коробок от сока.
Собрав большой букет из мусора, Дидюка с радостью отправилась к девочке.
— Здравствуйте, а кто Вы? – удивилась девочка.
— Ты что? Бери, я специально собирала для тебя, в букете есть и твой фантик от мороженого.
Дидюка положила букет на кровать, собрала все любимые сказки девочки и уже хотела уйти, но вдруг фея из Страны добрых дел, услышав плач девочки, взмахнула крыльями и прилетела в комнату.
— Моя прелестная девочка твой фантик от мороженого, который ты оставила на скамейке, решил к тебе вернуться, да не один, а с друзьями, и Дидюка ему помогла. Мусор живет в своем доме, а дом этот называется мусорное ведро.
Фея подлетела к Дидюке, взмахнула крыльями, и Вредина тотчас же исчезла, оставив после себя книги-сказки, которые хотела забрать.
— Спасибо, тебе фея, что прогнала Дидюку!- отблагодарила девочка.
Фея раскрыла свои красивые, большие крылья, а в них лежала волшебная книга.
— Больше не забывай про мусор, а то Дидюка опять к тебе прилетит с мусорным букетом!
Фея положила книгу на кровать, поцеловала девочку и улетела к себе в страну.
С тех пор девочка не мусорит, а даже убирает мусор за другими.
Сказка «Обиженное дерево»
Однажды детям стало скучно, и они решили поиграть с деревом. Они стали раскачиваться на ветках дерева, так, что слышен был хруст. Дидюка увидала забаву детей и тоже решила вместе с ними поиграть, она очень любит деток, которые ломают деревья.
Но дерево только стонало и ничего не отвечало. Дети заплакали. Тогда волшебник и фея из страны добрых дел, услышав плач детей, прилетели.
— Я не буду ничего делать – отвернулась Дидюка.
Рассердился тогда волшебник, накрыл Дидюку волшебным колпаком и Вредина исчезла.
-Посмотрите на дерево, какое оно красивое, большое и улыбается теперь вам. Берегите деревья, они нужны нам, они дарят нам чистый воздух, плоды, жилье для насекомых, красоту,- сказал волшебник и исчез, а фея подарила книгу добрых дел детям, поцеловала их и улетела к себе в страну.
С тех пор дети никогда не обижали деревья.
Сказка про Дружбу»
Однажды малыши дружно играли вместе, им было весело. Дидюка из страны Вредин увидела, как радуются дети, решила повредничать, помешать игре. Дети начали водить хоровод, как вдруг появилась Дидюка.
И вдруг малыши начали ссориться друг с другом, драться, слабый стал обижать сильного, отбирать у него игрушки. А Дидюка только летала и язык показывала всем.
Все бы так и продолжалось, но Дидюка не заметила на качели одного мальчика, до которого не долетели заколдованные слова вредины.
Мальчишка увидел, как дети стали ссориться, побежал и начал всех мирить, защищать слабых, но его никто не слышал, а только толкали и дразнили. Волшебник из страны добрых дел увидел, что маленькому другу одному не справиться и прилетел к нему на помощь. Волшебник подошел к каждому малышу, накрыл своим синим, большим колпаком и дети замерли на месте. Потом он обратился с просьбой к самой вредине:
— Расколдуй, пожалуйста, малышей или не видать тебе твоего зонтика.
А дети опять начали играть вместе.
Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы «Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы» НРАВСТВЕННОСТЬ — особая форма общественного сознания.
Консультация для воспитателей «Формирование социальных и нравственных качеств ребенка» МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Калинка» «Формирование социальных и нравственных качеств ребенка» В форме технологической ситуации.
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста Нравственное воспитание деток дошкольного возраста является одной из сложнейших задач обучения в критериях современного дошкольного образовательного.
Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности Представление моего опыта работы на районном августовском совещании. (Слайд № 1) Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами.
Формирование у детей нравственных качеств средствами театральной деятельности Цель: Воспитывать у детей нравственно-эстетические качества, культуру поведения в жизни, доброжелательность, доброжелательное отношение.
Консультация для воспитателей «Воспитание нравственных качеств личности с помощью сказки» В нacтoящее вpемя в пcихoлoгo-педaгoгичеcкoй paбoте ocтaетcя aктуaльным вoпpoc o знaчении вocпpиятия и пеpеживaния cкaзки для пcихичеcкoгo.
Опыт работы «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника» цель и задачи опыта. Цель: Формирование духовно — нравственных качеств дошкольника через детскую субкультуру. Задачи: 1. Создать условия.
Проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и народных традиций» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Актуальность: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп:.
Формирование нравственных качеств дошкольников в процессе ознакомления детей с природой родного края Формирование нравственно качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа с детьми должна.
Сказки по нравственному воспитанию старших дошкольников
Сказки для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по нравственно-этическому воспитанию
Добро и Зло
Жили с древних времен на земле Добро и Зло.
Добро по городам и деревням ходило и старалось людям помочь, словом ласковым ободрить, из беды выручить. А за Добром черной тенью кралось Зло. Оно- то как раз хотело всем навредить, все испортить, всех погубить и перессорить.
Добро разные облики принимать могло: то теплым лучиком света проникнет сквозь щель в темницу, где пленники томятся, то обернется белой голубкой и добрую весть принесет в клюве, то станет красной девицей и даст воды путнику, чтобы жажду утолить, а то и белоствольной березкой обернется: подарит людям тень и прохладу.
А Зло всегда черное. То вороном черным обернется и беду накаркает, то черной болотной трясиной на пути ляжет, то черной тучей налетит.
Шла как-то по дороге старушка. Сгорбленная, седая. Идет, на палку опирается.
Притомилась она, еле ноги волочит. Увидело бабушку Добро и стало на ее пути кудрявой зеленой березкой. Ветвями береза зашелестела:
— Присядь, старая, отдохни, о своей кручине-печали расскажи!
— Ох, и устала я, родимая березка! День жаркий, путь-то дальний, — вздохнула старушка, присела под березкой, да и задремала.
Березка ее ласкает, зелеными ветвями от жарких лучей укрывает, ветерком обдувает. Отдохнула старушка, а береза ее и спрашивает:
— Какая у тебя, бабушка, на сердце печаль-кручи- на? Расскажи — я тебе помогу.
— Внучек мой, Ванюша, заболел. День-деньской на лавке лежит и стонет. Сказывали мне люди добрые, что за черным болотом, за зыбучей трясиной, в сосновом бору волшебная трава растет. Она силу дает и болезнь прогоняет. За ней-то я и иду.
— Я тебе, бабушка, помогу волшебную травку отыскать, — сказала березка.
Обернулась она белой голубкой и говорит:
— Иди следом за мной. Я полечу и тебе в тот бор заповедный путь укажу.
А Зло весь разговор слышало, оно ведь неподалеку в канаве пряталось. Побежало Зло вперед и легло на пути бабушки болотной трясиной.
Подошла старушка к болоту, а как через него перебраться — не знает. Решила с кочки на кочку переходить, да поскользнулась, чуть трясина ее не засосала. Стала бабушка на помощь звать. Услышала голубка, созвала журавлей со всего болота, попросила птиц помочь старушке. Журавли вытащили ее из трясины, подняли своими клювами и перенесли через болото.
Подошла бабушка к бору, а вместо него — черное пепелище. Села она на обгорелый пень и заплакала горючими слезами.
— Не плачь, старая, — говорит голубка. — Видишь, не весь бор выгорел! Там за рекой сосны остались, огонь через реку не перепрыгнул.
Полетела голубка за реку и разыскала там волшебную травку. Принесла в клюве и отдала старушке.
— Спасибо тебе, добрая голубка! Век тебя не забуду!
Положил она травку за пазуху и собралась в обратный путь.
Вдруг откуда ни возьмись налетела черная туча, загремел гром, засверкала молния и хлынул ливень. Это Зло не унималось, хотело старушку погубить.
Но не тут-то было! Обернулось Добро белокаменным теремом, и распахнула перед бабушкой двери девица- красавица.
— Входи, бабуля, в терем поскорей! — позвала она старушку.
Та в терем вошла, а девица двери и окна поплотней закрыла.
Долго Зло бесновалось, в окна и двери ломилось, а поделать ничего не смогло!
Красная девица старушку накормила, напоила и спать-отдыхать уложила. А наутро, когда ясное солнышко взошло, дала ей тройку быстрых коней, те и домчали старушку домой.
— Ванюша, внучек любимый! Я тебе травку волшебную принесла.
Бабушка прикоснулась к мальчику травкой, и тот сейчас же вскочил на ноги, засмеялся от радости и обнял бабушку.
— Бабуля, какая же ты добрая, хорошая!
— Ах, Ванюша, кто только мне в пути не помогал: и березка, и голубка, и журавли, и красная девица, и быстрые кони. Все вместе мы Зло и победили!
♦ Куда и зачем шла старушка?
♦ Как помогало ей Добро?
♦ Как Зло старалось навредить старушке?
♦ Удалось ли это Злу?
♦ Как вы думаете, почему победило Добро?
Как солдат Страх победил
Жил-был Страх. Нравилось ему людей пугать, смотреть, как задрожат они, будто листочки осиновые, побледнеют, начнут креститься и приговаривать: «Господи! Вот страх-то какой!»
А на самом-то деле Страх был вовсе не такой уж и страшный: просто серое бесформенное облачко.
Вот летело это облачко раз над землей и думало, где бы ему на ночлег устроиться. Видит небольшую деревушку на краю леса. Место Страху понравилось. Свил он гнездо на самом верху густой-прегустой ели. Улегся в гнезде да и задремал. Вдруг слышит голоса в лесу раздались. Кто-то перекликается, аукается.
Бабы и ребятишки перепугались, побросали корзины и лукошки с грибами и бросились вон из леса.
— Вот страх-то какой! Видно, нечистая сила в нашем лесу завелась, — стали перешептываться старухи.
Но ведь недаром говорится: «Лес не только волка, но и мужика прокормит». Лес, что возле деревни был, и в самом деле исправно кормил людей грибами, ягодами, орехами. А как Страх в лесу поселился, не стало у крестьян лесного угощения. Прежде, бывало, соберут они ягод, грибов, орехов видимо-невидимо, и сами сыты, и в город на продажу везут. А теперь совсем обеднели.
Вернулся солдат с военной службы в родную деревню. Жена и дети рады ему: обнимают, целуют-милуют.
Сели за стол, а жена и говорит:
— Эх, муженек! Нечем нам тебя и угостить! Нету у нас ни орешков каленых, ни морошки моченой, ни рыжиков соленых.
А солдат тот храбрец был. Он и говорит:
Сказано-сделано! Утром собрался солдат и пошел в лес. А там светло, весело. Птицы щебечут, заливаются, пчелки жужжат над цветами. Совсем не страшно! Зашел солдат в дремучую лесную чащобу.
Страх заметил его и очень рассердился: «Ну, погоди, служивый, сейчас я тебя напугаю!»
Страх пуще прежнего разозлился и думает: «Вот придет ночь, тогда я тебя и напугаю».
Вдруг слышит: затрещали вокруг кусты, словно ломится кто-то за орехами, волки голодные завыли, между деревьями зеленые огни замерцали. Но солдат не испугался, не убежал, а запел во все горло бодрую походную песню. Сам думает: «Посмотрим, что дальше будет». Спел он песню, раскурил трубочку, сидит возле костра, трубочкой попыхивает.
Надоело Страху солдата пугать, слез он с дерева, подошел к солдату и говорит:
— Здравствуй, служивый! Я — Страх. Почему ты ничего не боишься?
— А чего бояться-то? — отвечает солдат. — Все равно ведь двум смертям не бывать, а одной не миновать.
— Так-то оно так, — говорит Страх. — Только все боятся, когда я их пугаю. Давай с тобой, солдат, уговор держать: если я тебя этой ночью напугаю и ты из леса убежишь, тогда я в лесу навсегда хозяин. А если не напугаю — лес твой!
Солдат согласился. Всю ночь Страх солдата пугал: хохотал, выл, топал, свистел, а тому все нипочем. Сначала он песни распевал, а потом и вовсе спать улегся. Проспал до утра. До первых петухов.
Едва рассвело, солдат проснулся и говорит Страху:
— Ну что ж, Страх, уговор дороже денег! Придется тебе из нашего леса уходить.
♦ Почему Страху нравилось пугать людей?
♦ Где поселился Страх?
♦ Почему люди перестали ходить в лес?
♦ Почему говорится: «У страха глаза велики»?
♦ Кто смог победить Страх?
♦ Как вы думаете, какой у солдата характер?
Жадная обезьянка
Шел крестьянин с рисового поля, присел отдохнуть на зеленой лужайке, да и залюбовался игрой молодых обезьянок. Проказницы весело скакали по веткам, гонялись друг за другом, срывали с деревьев спелые бананы и плоды манго.
Вдруг из-за высоких деревьев, увитых лианами, появилась обезьянка в золотой короне, украшенной драгоценными каменьями, и в пышной юбочке из розовых, белых и голубых перьев.
Крестьянин даже рот раскрыл от удивления. Никогда прежде он не видел таких красивых обезьян.
«Наверное, это и есть обезьянья принцесса, о которой в детстве рассказывала мне бабушка», — подумал он.
Между тем обезьяны окружили принцессу. Они низко кланялись ей и протягивали вкусные ягоды и плоды. Немного погодя все обезьянье племя исчезло в густом лесу.
Крестьянин пришел домой и рассказал обо всем жене.
Болтливая женщина тут же поделилась новостью с соседкой, та — с другой, другая — с третьей, и скоро об удивительной встрече уже судачила вся деревня.
Прошло немного времени и весть об обезьянке-принцессе долетела до царского дворца.
Жадный царь тут же приказал слугам разыскать крестьянина, видевшего волшебную обезьянку, и повелеть ему поймать ее и доставить во дворец. Он давно мечтал о том, чтобы обезьяна-принцесса украшала его зверинец. Слуги разыскали крестьянина и передали ему царский приказ.
— Если завтра к вечеру изловишь обезьянку-принцессу и принесешь ее во дворец, царь щедро наградит тебя, а не выполнишь приказ — тебе отрубят голову!
Делать нечего. Стал крестьянин думать, как поймать обезьянку. Ничего не придумал и отправился за советом к мудрецу.
Низко поклонился крестьянин старику и спросил его:
— Не знаешь ли, о мудрейший, как изловить принцессу обезьян?
— Знаю, как не знать, — ответил тот. — Отправляйся в огород и сорви там крупную тыкву. Проделай в ней небольшое круглое отверстие, вытащи из тыквы мякоть и семечки. Потом свари немного риса и положи его внутрь тыквы. Да прикажи жене разукрасить тыкву снаружи ленточками, бусами и разрисовать яркими красками. Потом привяжи тыкву к дереву и жди.
Крестьянин так и сделал. Привязал разукрашенную тыкву к дереву, а сам спрятался в кустах. Скоро на лужайке появились обезьяны, стали кричать, кувыркаться, потом заметили красавицу тыкву и побежали за обезьянкой-принцессой.
Та, едва увидев тыкву, соскочила, с дерева и подбежала к ней. Тыква ярко сверкала на солнце бусами, лентами и осколками разноцветных стеклышек. Обезьянка схватила ее, стала рассматривать, вертеть из
стороны в сторону, а потом заметила небольшое отверстие в тыкве.
Надо вам сказать, что обезьянка-принцесса была очень любопытна! Она тут же запустила лапку в отверстие и нащупала там рисовые зерна.
Принцесса схватила пригоршню риса и хотела уже вытащить лапку и полакомиться рисом. Но не тут то было! Обезьянья лапка, сжимающая рис в кулачке, не пролезала в узкое отверстие. Обезьянка и так и этак пыталась вытащить лапку с рисом, но ничего у нее не получалось.
— Ага, попалась! — закричал обрадованный крестьянин. Он вышел из-за кустов и направился к обезьяне.
— Принцесса, бросай тыкву и убегай! — встревожено закричали обезьянки на своем обезьяньем языке.
Но принцесса обезьян отличалась не только любопытством, но и жадностью. Она ни за что не хотела расставаться ни с тыквой, ни с рисом.
«Убегу вместе с тыквой! — подумала она. — Рис съем, а тыква украсит мой дворец».
Она хотела броситься наутек, но вы же помните, что крестьянин привязал тыкву к дереву прочной веревкой.
Обезьянка забегала вокруг дерева, веревка обмоталась вокруг ствола. Тут крестьянин и поймал жадную обезьянку в сетку, а потом отнес ее во дворец к царю. Царь приказал слугам посадить пленницу в большую железную клетку. Так жадность привела принцессу в неволю.
Но все-таки у нашей сказки хороший конец.
Едва обезьянка оказалась в клетке, она тут же вырвала из своей юбочки одно маленькое розовое перышко, дунула на него и сразу превратилась в крошечную прехорошенькую птичку. Птичка взмахнула крыльями, вылетела из клетки, закружилась под потолком большого зала, а потом выпорхнула в раскрытое окно и была такова!
Ведь вы, конечно, догадались, что обезьянка-принцесса была не простая, а волшебная!
♦ Кого увидел крестьянин, возвращаясь с рисового поля?
♦ Почему об его удивительной встрече узнала вся деревня?
♦ Что помогло крестьянину поймать обезьянку-принцессу?
♦ Почему говорят: «Жадность до добра не доведет»?
♦ Припомните сказки, в которых осуждается жадность.
♦ Расскажите сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и золотой рыбке».