Рассказы для заучивания наизусть 8 класс

Сказки

Рассказы для заучивания наизусть 8 класс

Произведения для заучивания наизусть 6 — 11 классы

(список произведений составлен на основе программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной)

На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно
10-15 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.
Оценка ставится за выразительное чтение, что предполагает

Только учитель определяет, выставлять ли оценку за каждое прочитанное наизусть стихотворение или общую оценку за несколько стихотворений, принадлежащих одному автору или объединённых общей темой. Учитель имеет право задавать вопросы на понимание прочитанного наизусть текста, проверять умения и навыки анализа лирического произведения.

Сложность работы по заучиванию наизусть в этом году объясняется тем, что учащемуся предстоит запоминать не только тексты с привычно рифмующимися строками,

но и работать с прозаическими отрывками.

тебя, Петра творенье. » до «Тревожить вечный сон Петра!»)

«Песнь о вещем Олеге» (учитель определяет границы отрывка или предлагает выучить текст полностью)

отрывок из трагедии «Борис Годунов» (монолог Пимена от слов «Ещё одно, последнее сказанье. » до «А прочее погибло невозвратно»)

«Когда волнуется желтеющая нива. »

«Молитва» («В минуту жизни трудную. » 1839)

8-ой класс
Обратите внимание! В списке произведений для заучивания наизусть этого года преобладают прозаические отрывки. Обязательным условием успеха становится внимательное прочтение полного текста прозаического произведения, отрывок из которого Вы учите наизусть.
1.«Слово о полку Игореве» вступление или плач Ярославны — на усмотрение учителя

2. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

3. М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

отрывок из поэмы — части 3, 4, 5

4. Н. В. Гоголь «Ревизор»

монолог Хлестакова — действие 3, явление 6-ое от слов «На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз» до слов «. всё дрожит и трясётся, как лист»

5. Л. Н. Толстой «После бала»

отрывок от слов «Мне было до такой степени стыдно. » до слов «Но сколько ни старался — и потом не мог узнать»

6. А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

отрывок из поэмы — глава «Переправа» от слов «Переправа, переправа!» до слов «Смерть в бою свистела часто И минёт ли в этот раз?»

7. Н. М. Рубцов «Журавли»

«К***» («Я помню чудное мгновенье. »)

«Я памятник себе воздвиг. »

«И скучно и грустно. »

«Молитва» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою. » 1837)

отрывок из поэмы — том 1-ый, глава 11-ая от слов «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?» до слов «. дают ей дорогу другие народы и государства»

«Шёпот, робкое дыханье, трели соловья. »

«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. »

3. Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной. »

«О, как убийственно мы любим. »

«Мы с тобой бестолковые люди. »

«Элегия» («Пускай нам говорит. »)

«Человек сороковых годов»

4. Д. Мережковский «И хочу, но не в силах любить я людей. »

5. Н. С. Гумилёв «Жираф»

«Мне голос был. Он звал утешно. »

12. Б. Л. Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать!»

«Во всём мне хочется дойти до самой сути. »

Источник

Литература для заучивания наизусть 5-11 классы

Произведения для заучивания наизусть 5-11 классы

(список произведений составлен на основе программы по литературе

под редакцией В. Я. Коровиной)

На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно
10-15 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.

Оценка ставится за выразительное чтение, что предполагает:

полное понимание текста читаемого наизусть произведения

правильный выбор интонации, расстановку логических ударений.

безупречную орфоэпию (= соблюдение правил литературного произношения)

Только учитель определяет, выставлять ли оценку за каждое прочитанное наизусть стихотворение или общую оценку за несколько стихотворений, принадлежащих одному автору или объединённых общей темой. Учитель имеет право задавать вопросы на понимание прочитанного наизусть текста, проверять умения и навыки анализа лирического произведения.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

А.С. Пушкин. «У лукоморья…». «Няне».

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)

А.А. Фет. « Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. « Бородино».

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело. ».

А. А. Блок. «Летний вечер».

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие. ».

К. М. Симонов. «Родина».

Н. М. Рыленков. «Война переменит маршрут. ».

Д. С. Самойлов. «Тревога».

Сложность работы по заучиванию наизусть в этом году объясняется тем, что учащемуся предстоит запоминать не только тексты с привычно рифмующимися строками, но и работать с прозаическими отрывками.

Отрывок из поэмы «Медный всадник» (от слов «Люблю тебя, Петра творенье. » до «Тревожить вечный сон Петра!») .

«Песнь о вещем Олеге» ( учитель определяет границы отрывка или предлагает выучить текст полностью ).

Отрывок из трагедии «Борис Годунов» (монолог Пимена от слов «Ещё одно, последнее сказанье. » до «А прочее погибло невозвратно»).

Отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (от слов «Над Москвой великой, златоглавою. » до «Для охотницкого бою, одиночного»).

«Когда волнуется желтеющая нива. », «Молитва» («В минуту жизни трудную. » 1839).

Отрывок из повести «Тарас Бульба» (глава IX, монолог Тараса Бульбы от слов «Хочется мне вам сказать, панове. » до «. чем дал Бог, что ни есть в тебе, а. », затем пропустить слова автора и завершить чтение фразой «Нет, так любить никто не может!»).

И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».

С. А. Есенин. «Топи да болота. ».

Обратите внимание! В списке произведений для заучивания наизусть этого года преобладают прозаические отрывки. Обязательным условием успеха становится внимательное прочтение полного текста прозаического произведения, отрывок из которого Вы учите наизусть.

«Слово о полку Игореве». Вступление или плач Ярославны — на усмотрение учителя.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
а) отрывок из 8-ой главы от слов «Я смутился. » до слов «. что я лукавствую» и далее от «Я природный дворянин. » до «. тебе служить не могу»;

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души» ( отрывок из поэмы — том 1-ый, глава 11-ая от слов «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?» до слов «. дают ей дорогу другие народы и государства»).

А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить. ».

С. А. Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу. ».

А. А. Ахматова. «Не с теми я, кто бросил землю. ».

А. А. Фет. «Одним толчком согнать ладью живую. », «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья. » , «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ».

Н. А. Некрасов. «Я не люблю иронии твоей. », «Мы с тобой бестолковые люди. » , «Элегия» («Пускай нам говорит. ») , «Человек сороковых годов».

И. А. Бунин. «В полночный час я встану и взгляну. », «Поэт» , «Слово».

В. Я. Брюсов. «Грядущие гунны».

В. В. Маяковский. «А вы могли бы. »

М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано. ».

О. Э. Мандельштам. «Я вернулся в мой город. ».

А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати. » , «Мне голос был. Он звал утешно. ».

Номер материала: ДБ-152950

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Самарских студентов будет учить робот

Время чтения: 1 минута

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Произведения для заучивания наизусть для 5-9 классов

Произведения для заучивания наизусть, 5-9 класс

Просмотр содержимого документа
«Произведения для заучивания наизусть для 5-9 классов»

Произведения для заучивания наизусть

Читайте также:  Проект сказки народов россии 2 класс по литературе

1. Пословицы, поговорки.

2. В. А. Жуковский. Спящая царевна (отрывок).

3. И. А. Крылов. Басни (по выбору).

5. Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…», Крестьянские дети (отрывок «Однажды в студёную, зимнюю пору…»).

6. А. А. Фет. Весенний дождь.

7. М. Ю. Лермонтов. Бородино.

8. С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).

9. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (А. Т. Твардовский, К. М. Симонов и др.).

10. Из раздела «О родине и родной природе»: 1-2 стихотворения.

1. И. А. Крылов. Листы и корни. Ларчик. Осёл и Соловей (на выбор)

2. А. С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро (на выбор)

3. М. Ю.Лермонтов. Тучи. Листок. «На севере диком…». Утёс. Три пальмы (на выбор)

4. Н. А. Некрасов. Железная дорога (отрывок: от слов «Славная осень. » до слов «Думаю думу свою. ») 5. Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…», А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…», Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист. », А.А. Блок. Летний вечер, А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» и др. (на выбор) 6. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов, Н. М. Рыленков, Д. С. Самойлов).

1. Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).

2. Пословицы и поговорки (на выбор).

3. М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

4. А. С. Пушкин. отрывок из поэмы «Медный всадник» (от слов «Люблю тебя, Петра творенье. » до «Тревожить вечный сон Петра!») «Песнь о вещем Олеге» (учитель определяет границы отрывка или предлагает выучить текст полностью). отрывок из трагедии «Борис Годунов» (монолог Пимена от слов «Ещё одно, последнее сказанье. » до «А прочее погибло невозвратно»)

5. М. Ю. Лермонтов. отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (от слов «Над Москвой великой, златоглавою. » до «Для охотницкого бою, одиночного»), Молитва, «Когда волнуется желтеющая нива…», Ангел (по выбору учащихся).

6. Н. В. Гоголь. отрывок из повести «Тарас Бульба» (глава IX, монолог Тараса Бульбы от слов «Хочется мне вам сказать, панове. » до «. чем дал Бог, что ни есть в тебе, а. », затем пропустить слова автора и завершить чтение фразой «Нет, так любить никто не может»

7. И. С. Тургенев. Русский язык.

8. Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору).

9. В. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

10. В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

11. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, догори Смоленщины…», Е. М. Винокуров. Москвичи).

12. С. А. Есенин. «Топи да болота…», Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…», Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина» (на выбор).

13. А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…».

1. Исторические песни. О Пугачёве, Ермаке (на выбор).

3. М. Ю. Лермонтов. Мцыри отрывок из поэмы — части 3, 4, 5

4. Н. В. Гоголь. Ревизор монолог Хлестакова — действие 3, явление 6-ое от слов «На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз» до слов «. всё дрожит и трясётся, как лист»

5. Л. Н. Толстой. После бала отрывок от слов «Мне было до такой степени стыдно. » до слов «Но сколько ни старался — и потом не мог узнать»

6. А. Т. Твардовский. Василий Тёркин отрывок из поэмы — глава «Переправа» от слов «Переправа, переправа!» до слов «Смерть в бою свистела часто И минёт ли в этот раз?»

7. О родине и родной природе: 2-3 стихотворения на выбор.

1. Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

2. М. В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).

3. Г. Р. Державин Властителям и судиям. Памятник (на выбор).

5. А. С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…» (по выбору учащихся).

6. А. С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например, «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

8. Н. В. Гоголь «Мёртвые души» отрывок из поэмы — том 1-ый, глава 11-ая от слов «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?» до слов «. дают ей дорогу другие народы и государства»

9. А. А. Блок. «Ветер принёс издалёка…». «О, весна без конца и без краю…». «О, я хочу безумно жить…» (на выбор).

10. С. А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…». «Не жалею, не зову, не плачу…». «Разбуди меня завтра рано…». «Отговорила роща золотая…» (по выбору учащихся).

11. В. В. Маяковский. Люблю (отрывок).

12. М. И. Цветаева. «Идёшь, на меня похожий…». «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).

13. Н. А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…». «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).

14А. А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…». «Что ты бродишь неприкаянный…». Муза. «И упало каменное слово…» (по выбору).

15. А. Т. Твардовский. Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)

Источник

Подборка текстов для заучивания наизусть на конкурс «ЖИВАЯ КЛАССИКА»

Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли. Рене Декарт

Тексты подобраны для чтения на коннкурсе прозаических произведений.

Чингиз Айтматов. «Материнское поле». Сцена мимолетной встречи матери с сыном у поезда.

Стихотворение в прозе « Старуха» читает Магомирзаев Магомирза

Я шел по широкому полю, один.

И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною… Кто-то шел по моему следу.

Я оглянулся – и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.

Я подошел к ней… Она остановилась.

– Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?

Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.

Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц… из чего я заключил, что она слепая.

– Хочешь милостыни? – повторил я свой вопрос. – Зачем ты идешь за мною? – Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.

Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.

И вот опять слышу я за собой те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.

«Опять эта женщина! – подумалось мне. – Что она ко мне пристала? – Но я тут же мысленно прибавил: – Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».

Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.

Однако я продолжаю идти… Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится… какая-то яма…

«Могила! – сверкнуло у меня в голове. – Вот куда она толкает меня!»

Я круто поворачиваю назад… Старуха опять передо мною… но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами… глазами хищной птицы… Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам… Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик.

«Ах! – думаю я… – эта старуха – моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!»

«Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие?… Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.

Я иду проворно… Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко… И впереди опять темнеет яма.

Я опять поворачиваю в другую сторону… И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.

И куда я ни мечусь, как заяц на угонках… всё то же, то же!

Читайте также:  Рассказ бедные люди толстой основная мысль

«Стой! – думаю я. – Обману же я ее! Не пойду я никуда!» – и я мгновенно сажусь на землю.

Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.

И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!

Боже! Я оглядываюсь назад… Старуха смотрит прямо на меня – и беззубый рот скривлен усмешкой…

Стихотворение в прозе « Лазурное небо»

О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя… во сне.

Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.

Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я!

Да я и не замечал их. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нем, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.

И между нами по временам поднимался смех звонкий и радостный, как смех богов!

А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы… Казалось, самое небо звучало им в ответ – и кругом море сочувственно трепетало… А там опять наступала блаженная тишина.

Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.

Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпали нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные длиннокрылые птицы.

Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.

Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки… Женские голоса чудились в них… И всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою – всё говорило о любви, о блаженной любви!

И та, которую каждый из нас любил, – она была тут… невидимо и близко. Еще мгновение – и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка… Ее рука возьмет твою руку – и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!

О лазурное царство! я видел тебя… во сне.

Олег Кошевой о матери (отрывок из романа «Молодая гвардия»).

«… Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал
сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, — он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, — ведь им столько выпало работы в жизни, — но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.
Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней
минуты, когда ты в изнеможении, тихо в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были еще так малы, что походили на пеленки, и помню, как ты в тулупчике, зимой, несла ведра на коромысле, положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и пушистая, как рукавичка. Я вижу твои с чуть утолщенными суставами пальцы на букваре, и я повторяю за
тобой: «бе-а — ба, ба-ба». Я вижу как сильной рукой своею ты подводишь серп под жито, сломленное жменью другой руки, прямо на серп, вижу неуловимое сверкание серпа и потом это мгновенное плавное, такое женственное движение рук и серпа, откидывающее колосья в пучке так, чтобы не поломать сжатых стеблей.
Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье, когда мы жили одни, — казалось, совсем одни на свете, — и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела — пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались! Я видел, как они месили глину с коровьим пометом, чтобы обмазать хату, и я видел руку твою, выглядывающую из шелка, с кольцом на пальце, когда ты подняла стакан с красным молдаванским вином. А с какой покорной нежностью полная и белая выше локтя рука твоя обвилась вокруг шеи отчима, когда он, играя с тобой, поднял тебя на руки, — отчим, которого ты научила любить меня и которого я чтил, как родного, уже за одно то, что ты любила его.
Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!
Ты проводила на войну сыновей, — если не ты, так другая, такая же, как
ты, — иных ты уже не дождешься вовеки, а если эта чаша миновала тебя, так она не миновала другую, такую же, как ты. Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле, и если стоят скирды на поле, и бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, — все это сделали руки матери моей — моей, и его, и его.
Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты
обижал в жизни больше, чем мать, — не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы.
Мама, мама. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости… «

А.П. Чехов. «Чайка». Монолог Нины Заречной (финальная сцена прощания с Треплевым)

ПЛОХОЙ ОБЫЧАЙ. Зощенко.

В феврале я, братцы мои, заболел.

Лёг в городскую больницу. И вот лежу, знаете ли, в городской больнице, лечусь и душой отдыхаю. А кругом тишь и гладь и божья благодать. Кругом чистота и порядок, даже лежать неловко. А захочешь плюнуть — плевательница. Сесть захочешь — стул имеется, захочешь сморкнуться — сморкайся на здоровье в руку, а чтоб в простыню — ни боже мой, в простыню нипочём не позволяют. Порядка, говорят, такого нет.

И нельзя не смириться. Такая вокруг забота, такая ласка, что лучше и не придумать. Лежит, представьте себе, какой-нибудь паршивенький человек, а ему и обед волокут, и кровать убирают, и градусники под мышку ставят, и клистиры собственноручно пихают, и даже интересуются здоровьем.

И кто интересуется? Важные, передовые люди — врачи, доктора, сестрички милосердия и опять же фельдшер Иван Иванович.

И такую я благодарность почувствовал ко всему этому персоналу, что решил принести материальную благодарность.

Всем, думаю, не дашь — потрохов не хватит. Дам, думаю, одному. А кому — стал присматриваться.

И вижу: некому больше дать, иначе как фельдшеру Ивану Ивановичу. Мужчина, вижу, крупный и представительный и больше всех старается и даже из кожи вон лезет.

Ладно, думаю, дам ему. И стал обдумывать, как ему всунуть, чтоб и достоинство его не оскорбить и чтоб не получить за это в рожу.

Случай скоро представился.

Подходит фельдшер к моей кровати. Здоровается.

— Здравствуйте, говорит, как здоровье? Был ли стул?

— Как же, говорю, был стул, да кто-то из больных унёс. А ежели вам присесть охота — присаживайтесь в ноги на кровать. Потолкуем.

Читайте также:  Почему кладовая солнца названа сказкой былью

Присел фельдшер на кровать и сидит.

— Ну,— говорю ему,— как вообще, что пишут, велики ли заработки?

— Заработки, говорит, невелики, но которые интеллигентные больные и хотя бы при смерти, норовят непременно в руку сунуть.

— Извольте, говорю, хотя и не при смерти, но дать не отказываюсь. И даже давно про это мечтаю.

Вынимаю деньги и даю. А он этак любезно принял и сделал реверанс ручкой.

А на другой день всё и началось.

Лежал я очень даже спокойно и хорошо, и никто меня не тревожил до этих пор, а теперь фельдшер Иван Иванович словно ошалел от моей материальной благодарности. За день раз десять или пятнадцать припрётся он к моей кровати. То, знаете ли, подушечки поправит, то в ванну поволокёт,. Одними градусниками замучил он меня. Раньше за сутки градусник или два поставит — только и всего. А теперь раз пятнадцать. Раньше ванна была прохладная и мне нравилась, а теперь набуровит горячей воды — хоть караул кричи.

Я уже и этак, и так — никак. Я ему, подлецу, деньги ещё сую — отстань только, сделай милость, он ещё пуще в раж входит и старается.

Неделя прошла — вижу, не могу больше.

Запарился я, фунтов пятнадцать потерял, похудел и аппетита лишился.

А фельдшер всё старается.

А раз он, бродяга, чуть даже меня в кипятке не сварил. Ей-богу. Такую ванну, подлец, сделал — у меня аж мозоль на ноге лопнула и кожа сошла.

— Ты что же, говорю, мерзавец, людей в кипятке варишь? Не будет тебе больше материальной благодарности.

— Не будет — не надо. Подыхайте, говорит, без помощи научных сотрудников.

А теперича снова идёт всё по-прежнему: градусники ставят один раз, ванна снова прохладная, и никто меня больше не тревожит.

Не зря борьба с чаевыми происходит. Ох, братцы, не зря!

Я ВИЖУ ВАС, ЛЮДИ! ( Нодар Думбадзе)

– Здравствуй, Бежана! Да, это я, Сосойя… Давно я не был у тебя, мой Бежана! Извини меня. Сейчас я все здесь приведу в порядок: расчищу траву, поправлю крест, скамейку перекрашу… Смотри, роза уже отцвела… Да, порядочно прошло времени… А сколько у меня для тебя новостей, Бежана! Не знаю, с чего и начать! Погоди немного, вот вырву этот сорняк и расскажу все по порядку…

Ну так вот, дорогой мой Бежана: война кончилась! Не узнать теперь нашего села! Ребята вернулись с фронта, Бежана! Вернулся сын Герасима, сын Нины вернулся, Минин Евгений вернулся, и отец Нодара вернулся, и отец Отии. Правда, он без одной ноги, но какое это имеет значение? Подумаешь, нога. А вот наш Кукури, Лукайин Кукури, не вернулся. Сын Машико Малхаз тоже не вернулся… Многие не вернулись, Бежана, и все же на селе у нас праздник! Появились соль, кукуруза… После тебя сыграли десять свадеб, и на каждой я был среди почетных гостей и пил здорово! Помнишь Георгия Церцвадзе? Да, да, отца одиннадцати детей! Так вот, Георгий тоже вернулся, и жена его Талико родила двенадцатого мальчика, Шукрию. Вот была потеха, Бежана! Талико была на дереве, собирала сливы, когда у нее начались роды! Слышишь, Бежана? Чуть было не разрешилась на дереве! Успела все же спуститься вниз! Ребенка назвали Шукрией, но я зову его Сливовичем. Здорово, правда, Бежана? Сливович! Чем хуже Георгиевича? Всего у нас после тебя родилось тринадцать детей… Да еще одна новость, Бежана, – знаю, она обрадует тебя. Хатию отец отвез в Батуми. Ей сделают операцию, и она будет видеть! Потом? Потом… Ты ведь знаешь, Бежана, как я люблю Хатию? Вот и женюсь на ней! Конечно! Справлю свадьбу, большую свадьбу! И у нас будут дети. Что? А вдруг она не прозреет? Да, тетя тоже спрашивает меня об этом… Все равно женюсь, Бежана! Нельзя ей жить без меня… И я не смогу жить без Хатии… Любил ведь ты какую-то Минадору? Вот и я люблю мою Хатию… И тетя любит… его… Конечно, любит, иначе не стала бы она каждый день спрашивать у почтальона, нет ли для нее письма… Ждет она его! Ты знаешь кого… Но ты знаешь и то, что он не вернется к ней… А я жду мою Хатию. Для меня безразлично, какой она вернется – зрячей, незрячей. А что, если я не понравлюсь ей? Как ты думаешь, Бежана? Правда, тетя говорит, что я возмужал, похорошел, что меня трудно даже узнать, но… чем черт не шутит. Впрочем, нет, не может быть того, чтобы я не понравился Хатии! Она ведь знает, каков я, она видит меня, сама не раз говорила об этом… Я окончил десять классов, Бежана! Думаю поступить в институт. Стану врачом, и если Хатии сейчас не помогут в Батуми, я сам вылечу ее. Так, Бежана?

Просмотр содержимого документа
«Microsoft Word Document»

Марина Цветаева. Монолог Сонечки. «Как я люблю любить. «.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word (23)»

Монолог Печорина из «Героя нашего времени» М. Лермонтова

Просмотр содержимого документа
«желание»

Стоит захотеть по-настоящему и…

Сказать по правде, у меня всю жизнь часто возникали в голове всякие трудноосуществимые желания и фантазии.

Одно время я, например, мечтал изобрести такой аппарат, с помощью которого можно было бы у любого человека на расстоянии отключить голос. По моим расчётам, этот аппарат (я его назвал ТИХОФОН БЮ-1 – отключатель голоса по системе Баранкина) должен был действовать так: предположим, сегодня на уроке учитель рассказывает нам о чем-нибудь неинтересном и тем самым мешает мне, Баранкину, думать о чем-нибудь интересном; я щёлкаю в кармане выключателем тихофона, и голос учителя исчезает. У кого такого аппарата нет, те продолжают слушать, а я в тишине спокойно занимаюсь своим делом.

Мне очень хотелось изобрести такой аппарат, но дальше названия у меня почему-то дело не пошло

Были у меня и другие сильные желания, но ни одно из них, конечно, не захватывало меня вот так, по-настоящему, как желание превратиться из человека в воробья.

Я сидел на лавочке, не шевелясь, не отвлекаясь, не размышляя ни о чём постороннем, и думал только об одном: «Как бы мне скорее превратиться в воробья».

Сначала я сидел на лавочке просто так, как сидят все обыкновенные люди, и не чувствовал ничего особенного. В голову по-прежнему лезли всякие неприятные человеческие мысли: и про двойку, и про арифметику, и про Мишку Яковлева, но я старался обо всём этом не думать.

Сижу я на лавочке с закрытыми глазами, по телу у меня мурашки, словно сумасшедшие, носятся, как ребята на большой перемене, а я сижу и думаю: «Интересно, что же означают эти мурашки и этот овёс? Мурашки – это ещё мне понятно, это я, наверное, ноги отсидел, а при чём здесь овёс?»

Я даже мамину овсяную кашу на молоке с вареньем и ту ел дома всегда без всякого удовольствия. Почему же мне хочется сырого овса? Я ведь всё-таки человек, а не лошадь?

Сижу, думаю, гадаю, но ничего сам себе объяснить не могу, потому что глаза у меня плотно закрыты, и от этого в голове совершенно темно и неясно.

Тогда я подумал: «Уж не случилось ли со мной чего-нибудь такого…» – и поэтому решил осмотреть себя с ног до головы…

Затаив дыхание я чуть-чуть приоткрыл глаза и первым делом взглянул на свои ноги. Смотрю – у меня вместо ног, одетых я ботинки, босые воробьиные лапы, и этими лапами я стою босиком на лавочке, как самый заправский воробей. Я открыл глаза пошире, смотрю – вместо рук у меня крылья. Открываю глаза ещё больше, верчу головой, гляжу – сзади торчит хвост. Это что же получается? Получается, что я всё-таки превратился в воробья!

Я – воробей! Я больше не Баранкин! Я самый настоящий, самый что ни на есть воробейный воробей! Так вот почему мне так вдруг захотелось овса: овёс – любимое кушанье лошадей и воробьёв! Всё понятно! Нет, не всё понятно! Это что же выходит? Значит, моя мама была, права. Значит, если по-на-сто-я-ще-му захотеть, то можно действительно всего достичь и всего добиться!

О таком открытии стоит, пожалуй, прочирикать на весь двор. Да что на весь двор – на весь город, даже на весь мир!

Я распустил свои крылья! Я выкатил грудь! Я повернулся в сторону Кости Малинина – и замер с разинутым клювом.

Мой друг Костя Малинин продолжал сидеть на лавочке, как самый обыкновенный человек… Косте Малинину не удалось превратиться в воробья. Вот тебе раз!

Источник

Познавательное и интересное