Рассказы и алтынсарина отец и сын
Его произведения учат детей быть справедливыми и честными, уважать старших, помогать слабым, защищать униженных и обиженных.
Жил некогда один хан, и не было у него детей.
К твоему приезду я велю построить золотой дворец.
А младшая жена сказала:
— К твоему приезду у тебя будут сын и дочь. Имя мальчика будет Золотой Чуб.
Вот уехал хан в далёкий путь и вернулся только через три года.
К тому времени его старшая жена построила дворец, у младшей же родились мальчик с золотым чубом и девочка. Однако старшая жена украла детей, велела бросить их в колодец, а к матери положила двух щенят. Бедная мать плака ла и горевала. Но что она могла поделать?
Когда хан приехал, он очень рассердился и велел про гнать младшую жену.
Но ханские дети не погибли. В то время, когда они падали в колодец, подлетел ангел, подхватил детей и передал их одной старушке, которая жила на окраине города. У этой старушки не было детей, и она была очень рада мальчику и девочке. Дети жили у неё три года. Вскоре старушка умерла. Тогда мальчик стал охотиться на коз и куланов. Мясо дети ели, а из шкуры шили одежду.
Когда старуха колдунья пришла к пещере, то мальчика не застала. Он был на охоте. Колдунья ласково заговорила с девочкой и сказала, что её брату нужен для охоты тулпар*. Такие тулпары каждый год рождаются у кобылицы Угрюм- хана. Но живёт Угрюм-хан очень далеко.
Старуха колдунья думала, что мальчик поедет к Угрюм- хану и погибнет, как погибали все, кто искал кобылицу.
Вечером, когда пришёл брат, сестра рассказала ему о том, что говорила ей старуха. Брат тут же решил отправиться к Угрюм-хану.
была заколдована волшебницей-пёри*. Человек, который осмеливался переплывать реку, тонул. Так могло случиться с Золотым Чубом. Когда он плыл, пери подняла волны и перевернула лодку. Но Золотой Чуб схватил пери за руку и успел снять кольцо и браслет. Добравшись до берега, он поехал во владения Угрюм-хана.
Как раз в это время у кобылицы Угрюм-хана должен был родиться жеребёнок. Но каждый год прилетала пери и уносила его.
Угрюм-хан обещал дать жеребёнка тому смельчаку, который избавит его от злой волшебницы.
И вот Золотой Чуб спрятался в конюшне и стал караулить. Как только раздался крик жеребёнка, появилась в виде облака пери и хотела унести его. Но Золотой Чуб замахнулся на неё мечом. Она испугалась и улетела. Хан был очень рад и подарил батыру жеребёнка.
Золотой Чуб вернулся домой, и они с сестрой зажили по- прежнему. Браслет и кольцо Золотой Чуб подарил сестре.
Через какое-то время опять пришла та же старуха колдунья. Увидела украшения, жеребёнка и сказала девочке:
Когда брат вернулся, сестра рассказала ему о золотом сундуке. Золотой Чуб сел на своего жеребёнка-тулпара и отпра- нился за сундуком.
Вот едет мальчик-батыр и вдруг увидел старушку,.которая латала трещину в земле. Золотой Чуб спросил:
— Бабушка, что ты делаешь?
Я зашиваю землю. Сюда приезжают такие же богатыри, как ты, лезут в трещину за каким-то сундуком и там погибают.
Золотой Чуб сказал:
Мне тоже нужен сундук.
И спустился под землю. Под землёй появилась перед ним пери и превратила батыра в камень.
Крылатый конь-тулпар ждал его день, ждал два и, не до ждавшись, весь в слезах вернулся домой.
Старушка сказала девочке:
— Брат твой погиб. Ты тоже погибнешь, если спустит во под землю.
Но девочка ответила:
— Я готова умереть, но перед смертью хочу увидеть брата живого или мёртвого.
Тогда старушка посоветовала:
— Под землёй тебе надо громко плакать и причитать: «II; земле я горемычная, под землёй ты горемычный!»
Когда пери увидела слёзы девочки, услышала её печаль ную песню, она пожалела девочку и оживила брата.
Счастливые и радостные, брат и сестра поехали домой.
Проходил день за днём. Однажды во время охоты Золотей’ Чуб познакомился с каким-то ханом. Они стали охотиться вдвоём. Как-то погнались Золотой Чуб и его новый друг ;и крупным животным. Но лишь только Золотой Чуб собрало выстрелить, животное заговорило, обращаясь к хану:
Золотому Чубу пришлось рассказать хану свою историю
Отец и сын, узнав друг друга, обнялись и заплакали.
Когда хан вместе с сыном вернулся в свой аул, он прика зал старшую жену и старуху колдунью казнить. Затем велел найти младшую жену, которую когда то прогнал. Вскоре при ехала сестра Золотого Чуба.
Когда собрались все вместе, устроили пир, конс кие скачки. Золотой Чуб стал ханом. И все стали счастливо кить, и желания их исполнялись.
1. Прочитай начало сказки. Какое произведение А. С. Пушкина напомнила тебе сказка Ы. Алтынсарина?
2. Перескажи, какие волшебные истории произошли с мальчиком Золотой Чуб. Кто ему помогал?
3. Найди в сказке примеры олицетворения.
4. Какой эпизод в сказке тебе больше всего понравился? Какую картинку к нему можно было бы нарисовать?
5. Найди концовку сказки. Чем она напоминает народную? Приведи пример народной сказки с такой же смысловой концовкой.
6. С каким героем казахской легенды можно сравнить Золотого Чуба? Чем они похожи?
Сборник книжек-малышек «Наследие Ы.Алтынсарина»
Муравей, паук и ласточка.
Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына:
— Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
— Он плетет свою паутину.
— А вон муравей, видишь?
— Вижу, бежит с крошкой во рту.
— Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
— Вверху летит ласточка и в клюве держит травку.
Тогда отец говорит сыну:
— Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку.
Три путника встретились у одного родника.
Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
— Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду,— и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.
— Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех,— пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись.
Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.
-Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво? – спросил сын.
Верблюд, лошадь, корова, баран, собака, петух, курица, мышь и другие животные однажды заспорили, с чьего имени люди должны начинать счет годам.
— Если человек садится на меня и едет, то далекое расстояние делается близким, — говорила лошадь. — Человек пользуется моей силой, пьет мое молоко, даже из моих волос арканы делает. Нет животного для человека полезнее меня. Счет годам должен начинаться с моего имени.
— Если ты выполняешь работу для человека, то за это ешь овес, ячмень, сено; и ты за пищу сделалась рабой его, — возразил верблюд. — А вот я поднимаю тяжести, которых ты не в состоянии поднять, и доставляю их на расстояния в несколько месяцев пути. Когда я голоден, я не требую овса, ячменя, а довольствуюсь тем, что попадается мне на пути: если есть ковыль — ковылем, если есть полынь — полынью. Находится вода — напьюсь, а если нет воды, то могу долго терпеть жажду. Поэтому счет годам должен начинаться с моего имени.
— Я пашу человеку землю, он пьет мое молоко, делает из него курт, сбивает масло, — говорила корова.
— Если бы не было меня, то чем бы покрывал казах свою юрту? Из моей шерсти он делает кошмы, вьет арканы, сучит нитки, из жабаги шьет себе халаты,— говорил баран.
— Если бы не было меня, то многих из вас украли бы воры или задавили бы волки. Всех вас я стерегу, и если покажется враг, то я начинаю громко лаять, — даю хозяину знать о его приближении, — говорила собака.
— Если бы нас не было, то человек не вставал бы рано утром на работу, просыпал бы, — сказала курица. — Петух, проснувшись рано, начинает петь, давая знать, что заря занимается. В полночь он кричит, возвещая, что время ложиться спать, иначе можно проспать и опоздать на работу. Вечером он опять кричит, давая знать, что настало время отдыха.
Мышь некоторое время молчала, не зная, что сказать, и обдумывала, как бы обмануть всех. Затем она предложила собравшимся:
— Из этого спора не будет никакого толку. Давайте подождем начала года, и именем того, кто раньше всех увидит его, пусть будет назван первый год летоисчисления.
Верблюд, полагаясь на свой рост, был твердо уверен, что раньше его никто не сможет увидеть наступление года, и первый одобрил слова мыши. И вот все начали смотреть и ждать начала года.
Между тем мышь тихонько взобралась на верблюда, а затем на макушку его горба и стала ждать. В результате она первой увидела наступающий год и оповестила об этом всех. Поэтому ее имя и присвоено первому году летоисчисления.
Вот почему, говорят, и существует поговорка: «Верблюд, полагаясь на свой рост, остался ни с чем».
Конспект интегрированного урока на тему «Ыбрай Алтынсарин- первый Учитель»
Тема: Ыбрай Алтынсарин – Первый учитель
Образовательная: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Ыбрая Алтынсарина.
Развивающая: развивать логическое мышление, коммуникативные способности, связную речь, совершенствовать умение внимательно слушать друг друга.
Воспитательная: воспитание исторического мировоззрения, гордости за свою страну и культуру своего народа, воспитание нравственных качеств.
Развить умения и навыки групповой работы, диалоговой речи, умения и навыки работы с историческими источниками и документами; Воспитания казахстанского патриотизма, уважения к культуре и историческому наследию своего народа.
Результатами урока должны стать глубокие знания о жизни и творчестве Ыбрая Алтынсарина
Источники и ресурсы
интернет – ресурсы, методическое пособие,
Интегрированный урок путешествие на русском, казахском, английском языке и истории. По страницам жизни и творчества Ыбырая Алтынсарина.
Сәлеметсіздерме! Оқушылар сабақтың тақырыбы «Ыбырай Алтынсариннің өмірі мен шығармашылығы».
Бүгінгі сабағымыз Ыбырай Алтынсариннің 175-ж арналады. Сабақта тарих, қазақ тілі, орыс тілі және ағылшын тілінде өтеді.
Создание коллаборативной среды
Приветствие «Взаимное приветствие по кругу» передают мяч и говорят пожелания на двух языках.
Приветствуют друг друга
Стадия вызова просмотр видео «В памяти предков»
Вопросы: Ребята о чем вы просмотрели видео?
Какие ваши ожидания? Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке?
Итак, кто такой Ыбырай Алтынсарин?
Просмотр видео материла
Обсуждают вопросы в группах. Определяют тему и ожидаемые результаты урока.
— Я приглашаю вас в историческую гостиную, где мы познакомимся с беспримерным подвигом служения Родине, своему народу. Подвигом человека, названного Учителем учителей, подвигом Ыбрая Алтынсарина…- В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Ыбрая Алтынсарина. Ученый, поэт и прозаик, он внес неоценимый вклад в развитие Казахстана.Это первый народный учитель степи. Он мечтал, чтобы мальчики и девочки выросли грамотными и культурными людьми, честными, работящими, чтобы они любили свою Родину и приносили ей пользу.
Презентация о жизни Ыбрая Алтынсарина.
Ы.Алтынсарин родился 1841 г. в Кустанайской области. Рано потерял своего отца, до восьми лет воспитывался у деда. Ы.Алтынсарин замечательный казахский педагог и писатель, поэт. Он первый создал алфавит, открывал школы для детей, писал для них учебники.
Презентация двух учащихся
Задание 2. Историческая викторина на основе презентации о жизни великого просветителя ( intellectual quiz ) на английском языке
Students now you have worked with the presentation. And your next task is answering questions. Each group has 3 questions. You should discuss these questions in your groups. Then be ready to discuss them in the class. Thank you for your answers. I am glad to hear your answers in English. Well done.
Отвечают на вопросы
Students discuss questions into group, then present their answers in the class.
— А теперь пришло время нам погрузиться в пучину литературной гостиной и познакомиться с удивительным творчеством Ыбрая Алтынсарина, его мыслями и мечтами. Ы. Алтынсарин писал притчи: это небольшие произведения, в которых осуждается зависть, лень, ложь, невежество, и говорится о пользе знания и воспитания.
Инсценировка притчи учащимися
— Сынок, подбери подкову, возьмем ее с собой.
— Отец, зачем мне эта сломанная подкова…
Назовите героев притчи.
Как описал писатель здесь отца и сына?
Как проучил отец сына?
Подумайте, чему отец учит сына в этой сказке?
Какой вывод каждый из вас для себя сделал?
Учащиеся работают в группе обсуждают притчу «Отец и сын», представляют свои идеи.
Инсценировка произведений Ы. Алтынсарына на русском и казахском языках
Злиха мен Бәтима деген біреудің қызметінде тұрған екі қыз бала төбесіне бір-бір жәшік жеміс көтеріп қалаға келе жатыпты-мыс. Злиха ахылап-ухілеп шаршадым деп, Бәтима күліп, әзілдесіп келе жатады.
Ыбырай атамыздың «Асыл шөп» әңгімесі не туралы?
«Асыл шөп» әңгімесіне байланысты қандай мақал-мәтелдерді білесіңдер?
1 группа – составить синквейн по теме «Ыбрай Алтынсарин великий просветитель » на русском языке
3 группа – Ыбрай атага хат. Письмо благодарных потомков на казахском языке
Творческая работа в группах, презентация работ
Подводя итог урока, нам бы хотелось узнать ваше мнение об уроке. Сейчас я вам раздам листы А-4 и попрошу заполнить их следующим образом. Вам следует разместить руку на лист бумаги, и прочертить вокруг пальцев. У каждого пальца есть свое значение, выскажите согласно нему свое мнение к уроку:
Большой палец – для нас было значимым и интересным …..
Указательный палец – мы сегодня поняли ….
Средний палец – для нас было сложным ….
Безымянный палец – наша оценка … потому что…
Мизинец – мы хотели бы узнать ….
Учащиеся выполняют рефлексию,
Инсценировка: Отец и сын
Отец промолчал, наклонился и сам поднял подкову, На окраине города жили кузнецы.
Кузнец – Да, мы берем старую подкову. Вот вам три монеты.
Торговцы: Пожалуйста, кушайте на здоровье.
Сынок: Отец, я понял, что не надо бояться малого. Мал золотник, но дорог.
Вопросы для учащихся по тексту:
Назовите героев притчи.
Как описал писатель здесь отца и сына?
Как проучил отец сына?
Чему учит эта притча?
Злиха мен Бәтима деген біреудің қызметінде тұрған екі қыз бала төбесіне бір-бір жәшік жеміс көтеріп қалаға келе жатыпты-мыс. Злиха ахылап-ухілеп шаршадым деп, Бәтима күліп, әзілдесіп келе жатады. Сонда Злиха айтты:
— Сен неге мәз болып қуанып келесің, төбеңдегі жәшіктің ауырлығыда менің басымдағыдан кем емес, өзіңде менен күшті емессің?
— Мен жәшігімнің ішіне ауырды жеңілдететін бір шөп салдым деді Бәтима.
— Ай, ондай болса шөбіңнің атын айтшы, мен де ауырымды жеңілдетейін деді Злиха
— Ол шөп сенің қолыңа түспей ме деп қорқамын, аты: сабыр деген екен.
А. Дербисалин «О литературном наследии Ыбрая алтынсарина», Алма-ата. 1957
Классный час «Творчество Ыбрая Алтынсарина»
Классный час «Творчество Ибрая Алтынсарина»
Образовательные : пробуждение у учащихся интереса к творчеству И. Алтынсарина;
пропаганда педагогических идей И. Алтынсарина, развитие интереса к книге, поэтическому слову; создание соответствующих условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности;формирование правильного отношения к общечеловеческим ценностям
Развивающие: развитие у школьников эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление истории и культуры своего государства.
Воспитательные: формирование духовных и эстетических ценностей, убеждений и модели поведения, развитие творческих способностей; формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации; развитие художественного и эстетического вкуса;формирование нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;укрепление чувства любви и уважения к Родине, развитие стремления говорить на государственном языке; укрепление чувства национальной гордости, национального самосознания
Ход классного часа
I . Организационный момент
— Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой.
— Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.
-Если уверены в своих силах, топните ногой.
— Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
— Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
— Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
— Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.
— Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.
– Мне хочется, чтобы на классном часе вы были внимательны, находчивы, а главное — чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
1. Вступительное слово классного руководителя (в сопровождении презентации)
Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:
Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.
Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве выдающегося казахского педагога-просветителя, общественного деятеля, писателя, одного из основоположников казахской письменности — Ыбрае Алтынсарине.
Ыбрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ыбраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ыбрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.
В 1857 Ыбрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года Ы.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.
2. Просмотр видео об Ыбрае Алтынсарине
III . Основная часть
1. Стихотворения Ы.Алтынсарина
Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.
Это отрывок из стихотворения «Посвящение», которое было напечатано в первой «Казахской хрестоматии» для школьников, полностью составленной самим И. Алтынсариным. Стихотворение сыграло большуюроль в воспитании подрастающего поколения. Оно быстро облетело казахскую степь дойдя до самых отдаленных районов и аулов, помогая привлечь детвору в школу. Сам факт, что в среде отсталого кочевого народа его прогрессивно мыслящий представитель более века назад мечтал воспитать настоящих граждан своей страны, говорит о беспредельной любви Ы. Алтынсарина к родине. В своем стихотворении «Народы со знаниями и науками» поэт наглядно показывает пользу от научных и технических достиженийу передовых народов.
Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверенно живет. …
Средь пустынь вода звенит.
Корабли — в морях любых,
Люди мир весь обошли,
Лень и скуку позабыв.
Ы. Алтынсарин убежден, что если казахская молодежь — будущее народа — всерьез возьмется за овладение наукой, она вполне сможет много достичь. В этом же стихотворении Ыбрай специально обращается к юношеству с горячим призывом:
Молодежь!
Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Постарайтесь поскорей.
То, что сделать не смогли
Мы, седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы грядущего ростки!
Ыбрай Алтынсарин ясно осознавал, что от подрастающего поколения зависит будущее общества. Он глубоко верил в молодежь, которая сможет осуществить его мечты — вывести казахский народ из средневековой темноты. Несколько своих стихотворений Ы. Алтынсарин посвятил описанию природы. Важно отметить, что такие лирические стихи в казахской литературе до Ы. Алтынсарина почти не встречались.
В своих поэтических произведениях Ы.Алтынсарин показал себя замечательным художником родной природы. В своих стихотворениях «Лето», «Река» и других он описывает природу Казахстана во всем разнообразии ее красок, с той непосредственностью и глубиной, которые доступны только талантливому мастеру. Описания природы точны, выразительны и глубоко эмоциональны, они согреты искренним чувством патриотической гордости, с которым поэт говорит о своей родине. Правдивостью изображения родной природы особенно показательно стихотворение «Лето».
Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры.
И деревья, и травы могучей становятся, краше.
Землянику, смородину с песней на склонах горы
Собирают аульные девушки наши.
…Так бывает всегда: позабыв о суровой зиме,
Погружаемся мы в золотистое жаркое лето.
Все живое цветет. И потоки в зеленой кайме
Звонко мчатся, как песня степного поэта.
Насыщенные великолепным содержанием, совершенные по форме, его стихотворения открывают определенный этап в истории казахской литературы.
С особенной проникновенностью он осветил различные стороны казахской жизни путем умелого подбора поэтических образов и сравнений,
Сверкает солнца пламенный венец…
Все примечает жадный слух и взгляд:
Игривый бег задорных жеребят,
Верблюда шаг медлительный вдали,
Отары отдыхающих овец.
Потоки вод в серебряной пыли…
Поэта волнует не только весенняя заря и высочайшие горы, но и резвящиеся кони, проходящий караван, виды кочевья — словом вся повседневная жизнь крестьянина и скотовода. Ыбрая Алтынсарина смело можно назвать народным поэтом, его произведения реалистично отражают подлинную жизнь народа.
Будучи настоящим педагогом, Ыбрай Алтынсарин посвятил казахской молодежи цикл поэтических произведений, воспевающих высокие чувства патриотизм, гуманизм, уважение к братским народам. К ним относятся стихотворения «Наставление», «Друзья мои!», «Дурной человек» и др.
Живущие всюду народы для радости сотворены,
Всем ласково светит солнце, всем светят лучи луны.
Мы друг перед другом с детства
Во всем должны быть равны…
Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,
Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал.
Классный руководитель : Еще ярче поэт выражает эти мысли в стихотворении «Друзья мои»:
Если можете, добрым делом помогайте народу вы.
На поклон ни к кому не ходите, чтобы не было злой молвы.
У хорошего человека на лице лучится привет,
Научитесь с первого взгляда узнавать, каков ваш сосед.
Классный час : С уважением, даже с благоговением описывает Ы. Алтынсарин в стихотворении «Любовь матери» вековые обычаи казахской семьи. Образ матери ассоциируется в нем с образом Отчизны.
Кто ласкает нежно младенца,
Просыпаясь ночью от сна.
…Кто малыша осторожно сажает на коня…
…Чтоб не беспокоил ребенка холод, прикрывает его
Мягким одеялом…
2. Рассказ «Чистый родник»
Перу И.Алтынсарина принадлежат рассказы и новеллы «Кибитка и дом», «Кыпчак Сейит», «Мать и сын», «Чистый родник».
– Послушайте, пожалуйста, старинную историю. Сравните точки зрения трех путников и подумайте, какая из позиций вам ближе и почему.
По ходу рассказа на доске изречение: «Путник, будь чистым, как этот родник».
Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, листья которого затеняли русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень с котёл величиной, просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Путник, будь чистым, как этот родник».
Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому,
–Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течёт, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чём говорит эта надпись, как я разумею.
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
– Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чём говорит эта надпись.
– Я думаю иначе. Если бы вода стояла спокойно на одном месте, то трава и мусор замутили бы и загрязнили его. Но, так как вода течёт беспрестанно и днём, и ночью, родник остаётся всегда чистым, и за это его любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь, как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по-моему, говорит эта надпись.
Я думаю, что главное в жизни каждого человека заключается в том, что он родился, живет, может понимать и изменять мир и самого себя, ставить интересные вопросы и находить на них ответы. Человек может размышлять, чувствовать, действовать. Перед каждым человеком есть разные пути-дороги жизни, и мы сами можем выбирать, кем нам быть, как нам жить, потому что мы действуем разумно!
1. Вопросы викторины:
В каком году родился И брай Алтынсарин? (1841 год).
В каком городе учился И брай Алтынсарин? (Оренбург).
Стихи каких поэтов переводил И брай Алтынсарин? (А.Пушкин, М.Лермонтов, И.Крылов)
Ы. Алтынсариным создано более ста больших и малых литературных произведений. Среди них 35 стихотворений, 50 рассказов и много других образцов казахского фольклора.
Хорошо знал и ценил Ыбрая Абай Кунанбаев. В рукописях Абая, наряду с переводами произведений Пушкина, Лермонтова включались и стихотворения Ыбрая Алтынсарина. Его стихотворения и рассказы по языку и содержанию глубоко народны. В них автор талантливо выражает, общечеловеческие идеи, поэтому эти произведения близки и понятны не только для его современников, но и для нас, потомков.