Joomla! Open Source Content Management
Nav view search
Навигация
Искать
Что такое краеведение? Краеведение – это любовь к своей земле, к людям, живущим на этой земле, гордость за свой край. Это историческая память. Память ныне живущих о тех, кто оставил след в истории своей малой Родины. Пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений.
Родной край, широки твои степи, мелодичны напевы… Край Донской – это край поэтических преданий, край песенный и сказочный.
Об обычаях, жизненном укладе донских казаков мы узнаем из сказок. Сочиняли их жители донской земли и передавали из поколения в поколение. Главный герой донских сказок – казак. Смел, находчив, хитер он. Слабого надо защитить, достойного наградить, злодея наказать. Всё по казачьим законам. С достоинством держит себя сказочный герой и с любым встречным – поперечным, и с царем, и с царскими вельможами. Никогда не дает он в обиду ни себя, ни тех, кто надеется на его помощь, готов защищать правду до конца. Он не идет ни на какие уступки и сделки, отказывается от выгод и заманчивых царских предложений. И помогает ему не волшебная сила, а собственная смекалка, ловкость и смелость, готовность помочь слабому и беззащитному, будто человек, будто зверь или птица. Он помогает без всякого расчета на награду, а уж потом за доброе дело ему и удача посылается.
А прочитать донские сказки вы сможете в книгах:
АЛМАЗОВ, Б. ХРИСТОВО ВОИНСТВО: казачьи сказки /Б. Алмазов. – Ростов н/Д.: «Ростовкнига», 2013. – 184 с.
В сборнике известного историка и писателя Бориса Алмазова собраны сказки и истории им записанные на территории двадцати казачьих войск, полков и сотен разных времён и народов нашей необъятной страны (Донские, Кубанские, Терские, Астраханские, Оренбургские, Калмыцкие, Якутские и др).
Главными героями являются простые казаки, охраняющие с риском для жизни южные рубежи России, исторические личности (Платов, Бакланов и др.) и животные.
Книжка эта для всей семьи, потому что есть в ней сказки и для детей и для взрослых…
ЛЕБЕДЕНКО, П.В. СКАЗКИ ТИХОГО ДОНА /П.В. Лебеденко. – Ростов н/д.: «Ростовкнига», 2012. – 96 с.: ил.
Сказки известного донского писателя созданы по мотивам старинных казачьих преданий и легенд. В них выражены свободолюбивый, героический дух народа, стремление к добру и справедливости.
Адресованы сказки детям младшего возраста.
Донские сказки вы можете прочитать на сайтах:
Читать онлайн «Донские сказки»
Автор
В. Головачев, Б. Лащилин
Донские сказки
Как голубь казака спас
Повстречался казак в широкой степи с отрядом турецким. В полон сдаваться казаку позорно, и решил он бой принять. Ударил коня своего доброго плетью, выскочил на курган, стал врагов поджидать. Подъехали турки к кургану, окружили его со всех сторон и кричат:
А казак им отвечает:
— Хоть я и один, а вас много, но не пристало казаку подчиняться врагам. Буду сражаться с вами, пока жив.
Осерчали турки, бросились на казака. Рубился он с ними с раннего утра до полуночи, навалил вокруг кургана гору убитых. Иступилась шашка казачья. Видит казак, — подходит его конец. Но тут темно стало. Отступили турки — побоялись своих же в темноте порубить. Решили они, что до утра казак от них все равно никуда не уйдет.
Утром поднялись турки и на курган кинулись. Глядят — казак лежит, а в головах у него на пригорочке сизый голубь сидит, да воробей прыгает, чирикает.
Диву даются турки: у казака ноги, руки, грудь, голова — не порублены, а он лежит, не ворохнется, лишь ветер усы шевелит. Думают турки — не обманывает ли их казак, не притворился ли мертвым. Выхватили они из ножен шашки, хотят казака рубить. Но и боятся: а что если он и вправду мертвый?
Решили птиц спросить — они не обманут, правду скажут. Спрашивают турки воробья:
— Ты скажи нам, птичка-невеличка, жив он или нет?
Прыгает воробей на одной ножке и чирикает:
А один из турок невзначай к голубю обратился:
— А ты что нам скажешь?
Распустил голубь крыло и загурдел:
Остановились турки в раздумье, не знают, что им делать — кого слушать, воробья или голубя. А казак лежит — не шелохнется, лишь усы по ветру шевелятся. Сели турки на кургане, ноги поджали, сидят и думают. До самого вечера сидели, потом встали и говорят:
— Раз казак лежит — не шелохнется, значит, — он умер. А воробей, поганая птица, нас обмануть хотел.
Сели на коней и уехали. Казак полежал еще немного, потом встал и пошел к себе домой.
С тех пор на Тихом Дону воробья болтуном прозвали. Старые казаки и малые казачата гонят его с крыш своих домов. А голубя, что спас казака от смерти неминучей, к двору приваживают и птенцов его оберегают.
Почему у выхухоли хвост пахучий?
Редкий зверок — хохуля. Водится она на берегах Хопра и Дона. Нигде в других местах у нас хохули не встретишь. Это всем хорошо ведомо, а вот никто не знает, отчего у нее хвост пахучий.
Рассказы и сказки донских писателей
Как голубь казака спас
Повстречался казак в широкой степи с отрядом турецким. В полон сдаваться казаку позорно, и решил он бой принять. Ударил коня своего доброго плетью, выскочил на курган, стал врагов поджидать. Подъехали турки к кургану, окружили его со всех сторон и кричат:
А казак им отвечает:
— Хоть я и один, а вас много, но не пристало казаку подчиняться врагам. Буду сражаться с вами, пока жив.
Осерчали турки, бросились на казака. Рубился он с ними с раннего утра до полуночи, навалил вокруг кургана гору убитых. Иступилась шашка казачья. Видит казак, — подходит его конец. Но тут темно стало. Отступили турки — побоялись своих же в темноте порубить. Решили они, что до утра казак от них все равно никуда не уйдет.
Утром поднялись турки и на курган кинулись. Глядят — казак лежит, а в головах у него на пригорочке сизый голубь сидит, да воробей прыгает, чирикает.
Диву даются турки: у казака ноги, руки, грудь, голова — не порублены, а он лежит, не ворохнется, лишь ветер усы шевелит. Думают турки — не обманывает ли их казак, не притворился ли мертвым. Выхватили они из ножен шашки, хотят казака рубить. Но и боятся: а что если он и вправду мертвый?
Решили птиц спросить — они не обманут, правду скажут. Спрашивают турки воробья:
— Ты скажи нам, птичка-невеличка, жив он или нет?
Прыгает воробей на одной ножке и чирикает:
А один из турок невзначай к голубю обратился:
— А ты что нам скажешь?
Распустил голубь крыло и загурдел:
Остановились турки в раздумье, не знают, что им делать — кого слушать, воробья или голубя. А казак лежит — не шелохнется, лишь усы по ветру шевелятся. Сели турки на кургане, ноги поджали, сидят и думают. До самого вечера сидели, потом встали и говорят:
— Раз казак лежит — не шелохнется, значит, — он умер. А воробей, поганая птица, нас обмануть хотел.
Сели на коней и уехали. Казак полежал еще немного, потом встал и пошел к себе домой.
С тех пор на Тихом Дону воробья болтуном прозвали. Старые казаки и малые казачата гонят его с крыш своих домов. А голубя, что спас казака от смерти неминучей, к двору приваживают и птенцов его оберегают.
Почему у выхухоли хвост пахучий?
Редкий зверок — хохуля. Водится она на берегах Хопра и Дона. Нигде в других местах у нас хохули не встретишь. Это всем хорошо ведомо, а вот никто не знает, отчего у нее хвост пахучий.
А старые да бывалые люди вот что рассказывают. Случилось это давным-давно, брали казаки турецкую крепость. Долго они ее брали, наконец, осилили турок, забрали крепость и стали теснить отступавших врагов. И вот во время рукопашной схватки, возле маленькой речки, у казака коня убили, а самого его тяжело ранили. Лежит казак, ворохнуться не может. Пить ему хочется — страсть! Язык к нёбу присох, от жара губы ссыхаются. А кругом уже ни одной живой души нет.
Глянул казак в небо, видит — черный ворон летит, над его конем кружит. Позвал он его:
— Ворон, великая у меня к тебе просьба: принеси мне студеной воды из речки, а то у меня язык к нёбу присох, от жара губы ссыхаются.
Сел ворон на коня и каркнул:
— Некогда мне тебе воду носить, мне зоб свой надо мясом набивать, пока другие вороны не налетели.
И начал он казачьего коня клевать. Глянул казак в сторону, видит — волк бежит, тоже на его коня зарится. Позвал он его:
— Волк, великая у меня к тебе просьба: принеси мне студеной воды из речки, а то у меня язык к нёбу присох, от жара губы ссыхаются.
Подбежал волк и прорычал:
— Некогда мне тебе воду носить, мне брюхо надо мясом набивать, пока другие волки не набежали.
Казачьи сказки
Елена Ерилкина
Казачьи сказки
Родной край, донская сторона, широки твои степи, плодородны нивы, мелодичны напевы… Всё, что мы делаем в своей жизни, так или иначе связано с тобой. Я живу в казачьей станице. Наш детский сад ведёт большую работу по изучению донского казачества.
Именно здесь я впервые столкнулась с казачьими сказками. Смел, находчив, хитёр их герой, слабого надо защитить, достойного – наградить, злодея – наказать. Всё по казачьим законам.
Некоторые из этих сказок, собранных на Дону писателями в разное время, имеют заимствованные из русского фольклора сюжеты, но большинство оригинальны и самобытны. Неповторимый казачий говор и своеобразный юмор придают сказкам особый колорит.
Мы с детьми подготовительной группы в рамках большого проекта уделили этой теме много внимания: знакомились с новыми произведениями, рассматривали их особенности, работали над словарём, проводили инсценировки, придумывали свои истории.
ЦЕЛЬ: показать детям одну из граней культурного богатства родного края.
-вызвать эмоциональный отклик, желание читать сказки;
-развивать творческие способности, обогащать словарный запас;
-воспитывать потребность жить по законам справедливости,
толерантности и добра.
А вот одна из сказок,которую мы сочинили:
КАК КАЗАКИ МИР СПАСЛИ.
А люди тогда очень много воевали, не жилось им мирно, потому что хотели себе побольше земли забрать и богатств всяких. Посмотрели казаки на это дело, собрались на круг и решили взять и перемерить всю землю и шашками расчертить, чтобы никому обидно не было и драться перестали все. Вот так и сделали. И наступил мир во всём мире.
Честен будь, служи народу, охраняя мир, природу.
Где хозяин ходит, там и хлеб родит!
Работая над этой темой, я столкнулась с тем, что немногие из прочитанных произведений можно использовать в работе с дошкольниками. В основном, они для детей более старшего возраста. Это подтолкнуло меня к созданию своих сказок.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с авторской сказкой по изучаемой теме.
-учить сопоставлять сюжеты сказок, проводить параллели ;
-развивать мышление, аналитические способности;
-вводить в активный словарь детей казачьи слова и выражения, учить
подбирать пословицы к тексту;
-прививать бережное отношение к своей семье, гордость за свой край.
Родители вместе с ребятами нарисовали красочные иллюстрации, мы склеили листы, надели обложку,и получилась настоящая книга:
А вот и сами сказки:
Жила – была молодая казачка. Красивая – залюбуешься. Родители у неё давно умерли – сироткой осталась.Хозяйство вела исправно: в доме чистота, грубка побелена, рушники кругом расшитые, половички плетёные, на столе пампушки да варенички; на базах тоже порядок, скотина управлена, ухожена.
Проснулась казачка как-то ранним утром и решила стирку растеять. Собрала бельё и на речку отправилась. А там прохладно, тишина. Солнышко подниматься начало, залюбовалась девушка,вдруг слышит: «Ква-ква, глянь, красавица, по реке папаха плывёт». Удивилась она, что лягушка разговаривает по-человечьи. Стала искать её, а той и след уж простыл. Посмотрела, а по реке и впрямь папаха плывёт, наклонилась, а та ей в руки, словно живая. Как только девица папаху-то в руки взяла, сразу почувствовала, будто та зовёт её куда-то. Подумала-подумала, да и пошла. День идёт, второй, третий, уже черики истоптала, парочка на солнце выгорела, запон весь истрепался.Вдруг видит : конь вороной стоит, а рядом казак недвижим лежит. Принесла девица воды, омыла казаку раны, перевязала. Открыл глаза удалой храбрец и зажмурился от красоты такой. И женился на своей спасительнице. Они и сейчас счастливо живут, пампушки жуют, вам привет передают.
Казачьи слова: ГРУБКА – печка; ЧЕРИКИ – невысокая кожаная обувь (тапки); ПАРОЧКА – юбка и кофта одного цвета; ЗАПОН – фартук.
Если голова цела, то на ней должна быть папаха.
В стремя ногой – расстанься с головой.
Казак с конём и ночью, и днём.
Было время, когда казаки жили бессемейно, потому что некогда им было семьёй обзаводиться, надо было границы родины беречь, от супостатов охранять. А потом перемирие выпало, присмирели враги.
Казачьи слова: СУПРУЖНИЦА, ЛАДУШКА – жена.
Жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне.
-Завела бы ты кныш со шкварочками!
-Та я зараз,- говорит старуха.
Замесила теста полную макитру и поставила подниматься, а сама задремала на порожках. Тесто пыхтело- пыхтело, через край чашки перелезло и айда огородами на выгон.
А там Лиса Патрикеевна кругами ходит, кочета выглядывает. Глядь, по дороге тесто растекается,цыбарку подхватила и к нему:
-Залезай,- говорит,- ко мне в гости пойдём!
-Лиса, посмотри, какая карга на плетне сидит!
Пока Патрикеевна головой крутила, тесто убежало. Катится дальше, пыхтит, на солнышке подходит. Навстречу ему порося бежит. Увидало, какая вкуснотища без пригляду бегает, и давай себе на баз заворачивать. А тесто то кренделёчком сложится, то сушкой, то пампушкой, как будто бы дразнится. У порося аж дух занялся, а тесто прыг в канавку и дальше покатилось.
Добралось до речки, устало, легло на бережку, кнышом свернулось и уснуло. А солнце уж в зенит вошло, жарит неимоверно. Стал кныш подрумяниваться.
И назвали мальчишку Прутиком. Что ни день, новому чему-нибудь научится. Скоро уже мог и подкову выковать, и седло сделать, и глечиков накрутить, и сапоги отцу справить. А с лозой так ближе всего сошёлся: такие вещи стал плести, что со всей округи народ посмотреть приходил.
И вот однажды собрались казаки на ярмарку. Взяли и мальца с собой, пусть свои поделки продаёт: и людям в радость, и семейству прибыток. Шумит ярмарка, заливается смехом и говором казачьим, звуками гармошки. Торгует Прутик своими вещицами, уж дело к концу подходит. Понравилась его работа одному купцу заморскому. Стоял, любовался, нахваливал-нахваливал да стал Прутика к себе сманивать. А казачонок ни в какую. Тогда купец мальчишку в мешок, мешок на коня и был таков. Примчался к реке, сел в свою лодку и отплыл в дальние дали.
Долго ли, коротко ли носило их по волнам, прибыли в земли чужбинные. Купец для Прутика самую гибкую лозу приготовил, опытных работников дал, инструмент хороший. Да не идёт дело, загрустил малец по дому, по родимой сторонушке, всё из рук валится.
И задумал Прутик бежать из неволи. Выбрал ночку потемнее, взял коня побыстрее, выехал за ворота и только его и видели. Только учуяли псы охранные цокот копыт, лай подняли. Снарядил купец погоню. Слышит казачонок: догоняют его. Вытащил из-за пазухи платочек голубой, матушкой расшитый, бросил – разлилась река глубокая, как Дон-батюшка. Пока слуги купца искали на чём переправиться, Прутика уже и след простыл.
Вот и курень родной. Родители от горя-печали уж все слёзы повыплакали. Как увидали сыночка родного, обрадовались, и началось у них веселье. Жизнь с тех пор жизнь наладилась, и всё пошло своим чередом.
Казачьи слова: ДЕДУНЯ, БАБУНЯ – дедушка и бабушка, БАТЯНЯ, МАМАНЯ – отец и мать, СУПРУЖНИЦА – жена, ГЛЕЧИК – глиняный сосуд.
Казак- донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.
Закончив проект,я увидела результат: дети заинтересовались казачьей сказкой. Они с удовольствием и гордостью показывали нашу книгу и инсценировку сказки «Козёл-грамотей». А это хороший стимул для дальнейшей работы.
Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в подготовительной группе Данное планирование разработано по программе «Родом из Донского края» «Родом из Донского края» ОКТЯБРЬ Тема:Дон-казачий край! Примерное.
Развивающая игра «Сложи рыбку» В процессе подготовки к открытому занятию «Гулянье в казачьей станице», с детьми был проведен ряд занятий по ознакомлению детей с природой.
Рассказы и сказки донских писателей
Ув.remarkscope! С 5 главы, вместо «Тени Древнего», начинается публикация романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).
Единственная книга по параллельному программированию на Delphi.
На русский не переведена.
Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).
Купив часть вторую, и перечтя (специально) заново часть первую — я то, твердо был уверен, что «юношеский максимализм» автора во второй части плавно сойдет на нет. И что же?)) Оказывается ничего подобного!))
Вся вторая часть по прежнему продолжает «первоначальный стиль» описания «неепических похождений юного искателя и героя» в теле семилетнего (. ) пацана. И мало того, что уже «вторую книгу» он никак не может попасть в школу (куда по идее просто обязан «загреметь» как все его сверстники), но и вообще (такое впечатление) что кроме развед.деятельности по отлову шпионов, ГГ (в новой жизни) ВООБЩЕ НИЧЕМ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ.
Нет. он конечно играет свою роль «сопливого шкета», но только в рамках «поставленной пьесы», никакого же «детства» тут нет и отродясь не было. Просто «врослый дядька» носится в теле пацана и вот и все))
Нет. автор конечно предпринял не одну попытку все это замотивировать (мол тут и подростковые гормоны, заставляющие его «очертя голову» кидаться без подстраховки, раз за разом в очередную … ), это и «некий интерес» со стороны сотрудников КГБ которые «вовремя просекли фишку», но никак (отчего-то) не поинтересуются «хронологией завтрашнего дня». Да и чем он (им мол) может помочь «в деле сохранения самого лучшего государства в мире»? Выходит что абсолютно ничем)) Но вот зато носиться «туда-обратно» и влипать во всякие приключения — это всегда пожалуйста))
В общем — все было бы в принципе замечательно, если бы не было так печально. Плюс — в этой части ГГ «подселяет» к нашему ГГ «сверстника», отчего почти мгновенно происходят разборки в стиле фильма «Обратная сторона Луны» (с Павлом Деревянко)) Да! И это не тем Деревянко, который книги пишет с столь своеобразной манере))
Так что, часть вторая является фактически клоном, части первой, только с небольшим отличием в роли главного злодея. В остальном же все те же шпионско-закрученные (и не всегда понятные) страсти, «медленное прощупывание сторон» (в лице сотрудников команды «гэбни» и ГГ) и подростковость, которая так и прет со всех сторон.
Субъективный вердикт — я не купил часть первую, это хорошо)) Я купил часть вторую — ну и ладно)) Часть же третью покупать (да и просто читать) желания пока нету. вот уж sorry))
Рейтинг: +2 ( 2 за, 0 против).
Каждый раз читая очередной рассказ из данного сборника автора — удивляюсь, как ему удалось писать в чисто «криминальной» серии почти сказочные «демотиваторы» после прочтения которых наверняка у многих «мозги должны встать на место».
При том, что сами рассказы (несмотря вроде бы на солидный объем) читаются за 10-15 минут, автор как-то умудряется донести до читателя суть очередной «криминальной басни» и последствия того или иного решения (ГГ и прочих соперсонажей).
И конечно — «за давностью лет», кому-то все это может показаться лишь очередными скучными «байками», однако на мой (субъективный) взгляд эта тема никогда не устареет, т.к автор писал вовсе не о «беспределе 90-х», а о сути человеческих характеров. А здесь мало что меняется, даже и за 100-200 лет.
В центре данного рассказа ГГ, служащий «верой и правдой» охранником (некому коммерсанту) значимость которого он для себя определил слишком уж высоко. И пока все шло хорошо, ГГ не особо волновала ни тема морали, ни тема справедливости, пока. (как всегда) он сам не оказался в роли «мишени».
И вот — только тогда до нашего ГГ стало доходить, какой же сволочью был его шеф, и какой (немного меньшей) сволочью был он сам. Только после серии проблем (проехавшихся по нему в буквальном смысле слова), он решает исправить хоть что-то в этом мире (к лучшему) и заодно оправдать себя в лице «другой стороны».
В общем, как говорится у несчастья всегда есть обратная сторона, а благодаря тому что он еще не пропил себя окончательно и у него еще остался верный друг — ГГ оборачивает всю негативную ситуацию, одним махом и … «выходит из игры».
Все это написано как всегда у Деревянко, очень колоритно и доходчиво. И ведь все равно не скажешь, что это «обычная пацанская история» про «авторитетов» (которые в то время вагонами штамповали издательства))
Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).
Злотников, есть Злотников! Плохого и плохо не напишет! Читайте.
Рейтинг: 0 ( 1 за, 1 против).