Животные жарких и холодных стран — Чарушин Е.И.
Небольшие интересные рассказы про животных, живущих в разных климатических условиях: в жарких тропиках, в саванне, в северных и южных льдах, в тундре.
Берегитесь, зебры — полосатые лошади! Берегитесь, быстрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы!
Лев на охоту вышел!
Будто гром прогремел и прокатился по кустам и зарослям. Это львиный рёв, львиное рыканье. И все звери притаились.
Лев всех сильней, всех страшней. Грива у него густая, когти острые, зубы крепкие.
Кого он этой ночью поймает?
Пингвины
Это совсем удивительные птицы — на других не похожи. Они летают в воде, а не по воздуху. Нырнут и так сильно машут крыльями-коротышками, так быстро летят под водой, что рыбу догоняют. А ходят пингвины тоже особенно, по- своему: столбиками. Издали кажется, что это человек идёт в чёрном пиджаке и белом жилете.
Однажды заплыл корабль в неведомые холодные края. Хотели моряки к берегу пристать — и вдруг видят: на льду выстроилось целое войско! Подплыли ближе. А войско вдруг разом, как по команде, бултых головой в воду! Тут только и поняли моряки, что это не люди были, а птицы.
Кит — самый большой зверь на свете. Он в море живёт, плавает в воде, как рыба.
Заплывёт кит в холодные моря, где один лёд да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за рыбьими стаями. Куда рыба, туда и он.
Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется — в китовом усе застрянет. Только не думай, что это и вправду усы. Это во рту у кита такие пластины, вроде решётки, а называются эти решетки китовым усом.
Слон
Ветка в лесу не хрустнула, лист не шевельнулся — из густых зарослей джунглей неслышно вышел огромный дикий слон.
Стоит слон, будто серая гора высится: ноги как брёвна, уши как два паруса, длинные клыки кривые и крепкие. Вытянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.
Никого не боится такой силач, никто ему не страшен.
Бегемот
Бегемот еле ходит на своих ногах-обрубках. Жир на нём так и трясётся. Притащится этот толстый обжора на поле — всё поле сожрёт, а что не сожрал — сомнёт. И уйдёт потом в реку спать; дремлет и нежится на воде, как на самой мягкой перине. Выспится, отдохнет — и давай веселиться. Тут, в воде, он совсем не неуклюжий, а очень проворный зверь. Плавает, ныряет, водоросли со дна достаёт, а то разинет свою пасть — а она у него огромная, как раскрытый чемодан, — и заорёт, будто десять лошадей разом заржали.
Северный олень
На Севере снег да лёд, и лето бывает короткое-короткое. Сена там не накосишь, ни корову, ни лошадь зимой не прокормишь. Только северный олень умеет там жить. Он копытами снег разгребает, достаёт лишайник — ягель.
Чьё молоко пьёт на Севере человек? Оленье. На чем ездит? На олене.
Чьё мясо ест? Оленя.
Не прожить без оленя в тех местах человеку.
Орангутанг
Это большая рыжая обезьяна орангутанг. По-малайски орангутанг — лесной человек. Малайцы про орангутанга рассказывают сказку. Будто был он раньше человеком и жил, как все люди, в деревне. Потом не захотел работать и ушёл в лес на деревьях жить. Весь рыжей шерстью оброс и сделался обезьяной.
Крокодил
Морж толстый, тяжёлый. Будто громадный кожаный мешок с жиром.
Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как вёслами, воду загребает.
Нырнёт глубоко под воду и пасётся на дне морском, как корова на лугу. Водоросли жуёт, ракушки ищет, а когда наестся вдоволь, выплывет кверху, обопрется на край льдины или на берег своими клыками, подтянется и вылезет весь из воды. Ляжет на камни и отдыхает.
Белый медведь
Белый медведь — это зверь-бродяга. Шуба у этого бродяги тёплая, её мороз не прохватывает. Густая шерсть в воде не мокнет. Нипочём ему ни мороз, ни вьюга, ни ветер, ни ледяная вода.
Ходит, бродит белый медведь по льдам, по снегам; поймает добычу — рыбу или моржонка, наестся и сразу завалится спать, прямо тут же на льду.
А когда выспится, опять побредёт. Высматривает, вынюхивает, кого бы поймать, чем бы снова брюхо себе набить. Ныряет он ловко, бегает быстро, плавает легко. Такой долго голодным не останется, добудет себе еду.
Носорог
Трещат сучья в лесу, качаются и трясутся деревья. Это напрямик сквозь тропическую чащу ломится громадным зверь — носорог. Нипочём ему колючки и шипы, твёрдые сучья и пни. У него шкура толстая и крепкая, как броня: копьё от неё отскочит, стрела сломается. Пробьёт такую шкуру только пуля из винтовки.
У носорога большой рог на носу, а глаза маленькие, слепенькие. Он плохо ими видит. Ничего толком не разберёт, а сразу бросается бодаться.
Животные Севера
белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень,
Северный полюс, Южный полюс, бивни, ласты.
охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться,
В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин,
В чёрный он одет сюртук,
Крылья машут вместо рук.
Хоть на шее белый галстук,
На ногах надеты ласты.
Вы узнали господина,
Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных конструкций); развивать
слуховое и зрительное внимание; совершенствовать операции звукового анализа и синтеза.
1 вариант. Воспитатель расставляет игрушки (животные Севера) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т. д.) и задаёт детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?» Дети отвечают: «На столе стоит медведь». Затем воспитатель уточняет,
какое маленькое слово-предлог потребовалось в данном предложении.
2 вариант. Воспитатель предлагает детям отгадать, где находится игрушка, в названии которой известны первый и
последний звуки. Дети называют игрушку и объясняют, где она стоит.
Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [п],
а последний — [н]. —Пингвин стоит под стулом.
Игра «Кто спрятался на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание, активизировать и уточнить словарь по теме «Животные севера».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней животных севера.
Цели: развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном
Ход игры. Игру можно проводить с мячом. Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он
соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.
Один тюлень — много тюленей, один морж — много моржей
При необходимости игру повторяют.
Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.
У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий.
Цель: развивать логическое мышление. Ход игры. Игра проводится с использованием картинок с изображением
животных севера и жарких стран.
Игра «Составь схему»
Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.
Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с
большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.
Например: Лев — хищное животное.
Конспект занятия для детей старшей группы «Рассказ-беседа о диких животных Севера»
Елена Щербакова
Конспект занятия для детей старшей группы «Рассказ-беседа о диких животных Севера»
1. Познакомить детей с внешним видом диких животных Севера.
2. Дать понятие о том, что у всех животных густая, плотная шерсть, поэтому им тепло и в лютый мороз.
3. Рассказать детям о повадках животных Севера, и чем они питаются.
4. Прививать любовь к животным.
Подготовка детей: детям читали рассказы: «Окся – труженица», «Сампо – лопаренок», сказка «Кукушка», Снегирева «Про оленя».
Рассматривали альбом с иллюстрациями о Севере.
Педагог начинает занятие с чтения стихотворения «Дети Севера».
«Мы любим смеяться, на нартах кататься,
По белому снегу зимой. И, честное слово,
С мороза большого идем неохотно домой».
— В этом стихотворении говорится о детях Севера, но на Севере живут и животные. Вот сегодня мы и побеседуем о диких животных Севера.
— Дети, каких животных вы знаете? (олень, морж, белый медведь).
— Вот давайте и поговорим о них.
Педагог выставляет картину с изображением белого медведя.
— Посмотрите на картину, кто это? (белый медведь).
— Дети, а кто из вас видел живого белого медведя в зоопарке?
— Похож он на бурого медведя? (да).
— А чем похож он на бурого медведя? (такие же лапы, такой же большой).
— Какая шерсть у белого медведя? (густая, теплая, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно).
— Где живут медведи на Севере? (в океане).
— Да, дети, белые медведи живут далеко – далеко на Севере в Ледовитом океане. Зимой и летом по океану плавают огромные льдины, плывут они медленно, а вокруг вода да вода и берега не видно. Кажется никакой зверь жить там не сможет. Вот среди льдов и живут белые медведи.
— Дети, а как вы думаете,кто больше любит плавать в воде: белый медведь или бурый? (белый медведь больше любит плавать, он очень хорошо плавает, может уплыть далеко в океан).
— Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой.
— Чем питаются белые медведи? (рыбой, мелкими морскими животными).
Воспитатель выставляет картинку с изображением моржа.
— Какой зверь нарисован на этой картине? (морж).
— Какое тело у моржа? (большое, неуклюжее).
— Чем покрыто тело моржа?
— У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба.
— Какого цвета морж? (коричневого).
— Что есть у моржа на мордочке? (клыки).
— Какого цвета клыки? (белые).
— Для чего они нужны моржу?
— При помощи клыков он взбирается на льдину, воткнет клыки, подтянется и взбирается на льдину.
— Что помогает моржу во время плавания? (ласты).
— Морж ластами работает, как веслами. Он плавает очень быстро.
— А кто из вас знает, чем питается морж? (ракушками).
— Дети, моржи целый день дремлют на льдине, а когда проголодаются, нырнут в воду и достанут ракушку со дна, водоросли, наедятся и снова на льдину. Моржи очень тяжелые. Старый морж весит больше двух коров. Поэтому моржу тяжело влезть на льдину.
— А теперь посмотрите на эту картинку (олень, какое это животное? (олень).
— Чем покрыто тело оленя? (шерстью).
— Да, тело оленя покрыто густой шерстью.
— Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая).
— Что у оленя на голове? (рога).
— Какие рога у оленя? (большие, ветвистые).
— На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые).
«По колючим мхам, по сырой траве,
Носишь ты дерево на голове…»
— На каких домашних животных похож олень? (на лошадь, корову).
— Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя! Для чего оленю нужны такие ноги? (он убегает от врагов, олень много бегает по снежным покровам).
— А что на ногах у оленя? (широкие копыта).
— Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег).
— И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.
— А чем питаются олени летом? (зеленой травой, мхом).
— какую пользу приносят олени? (оленье мясо едят, оно очень вкусное, из оленьих шкур народы Севера делают чум – жилье, шьют одежду – малицу, обувь – торбаса, оленьи шкуры – очень теплые).
— Дети, олени бывают дикие и домашние. Какую пользу приносят домашние олени? (они возят людей).
— Во что запряжены олени? (нарты – легкие сани).
— А теперь послушайте рассказ из книги Снегирева «Про оленей». Рассказ называется «Северный олень».
Итог занятия.
«В мире диких животных». Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе Программное содержание: Открытого занятия «В мире диких животных» (для средней группы) Образовательные: расширять и уточнять знания детей.
Конспект фронтального занятия для детей с ОНР 3 уровня «Дифференциация домашних животных и диких животных» Тема: «Дифференциация домашних животных, диких животных средней полосы, диких животных жарких стран, диких животных холодных стран» Цель:.
Конспект интегрированного занятия по экологии для детей средней группы «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных» Интегрированное занятие по экологии и аппликации в средней группе «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных»Цель: закреплять знание.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Беседа о диких животных» Программное содержание: •Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. • Развивать умение сравнивать предметы по цветы, форме,.
Конспект НОД подготовительной группы «Прогулка в весенний лес». Формирование представления о диких животных лесов России Конспект НОД подготовительной группы «Прогулка в весенний лес» Ф. И. О: Серякова Н. Ф. Должность: старший воспитатель Название ДОУ: МДОУ.
Конспект занятия по познавательному развитию «В гости к деду Секрету». Формирование представлений о диких животных МБДОУ «Ярский детский сад №3 комбинированного вида «Улыбка» Семакина Татьяна Васильевна, воспитатель Конспект занятия по познавательному.
Конспект занятия в подготовительной группе «Сравнение домашних и диких животных» Тема недели «Животный мир». Сравнение домашних и диких животных. Программное содержание. Уточнить признаки домашних и диких животных. Закрепить.
Конспект занятия по аппликации из ниток «Путешествие в царство диких животных» КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в старше-подготовительной.
Викторина: «Знатоки диких и домашних животных» для детей старшего возраста Викторина: «Знатоки диких и домашних животных» для детей старшего возраста Цель: закреплять знания о диких и домашних животных Задачи:.
Рассказы и стихи о животных севера
Цели: уточнить с детьми названия животных Севера; знание их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки; знать семью; образовывать сложные прилагательные с суффиксом -ищ,притяжательные прилагательные; развивать словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал — глобус, картинки с изображением животных Севера.
Север — это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Логопед показывает глобус. Показывает, где находится Север. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или на корабле (ледоколе). Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течение 1—2 месяцев тает снег. Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и т.д.
2. Рассматривание и обсуждение иллюстраций
а) Вывешивается картинка «Белый медведь».
Кто это? Назовите внешние признаки.
Как передвигается? Чем питается?
Какой медведь? Опишите? (Белый, неуклюжий, большой, мохнатый и т.д.)
Образование сложных прилагательных:
— Среди хищных зверей Севера самым крупным является белый медведь. Тело покрыто белой длинной шерстью. У него стройное туловище, удлиненная шея, небольшая вытянутая голова. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть предохраняют от переохлаждения и позволяют долго находиться в воде. Подошвы лап покрыты длинными жесткими волосками, поэтому медведь не скользит, взбираясь на льдины. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, льда, это облегчает ему охоту за тюленями. Чутье у медведя очень тонкое, и он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. В начале декабря у медведицы рождаются медвежата. Питается медведь рыбой, тюленями, моржами.
б) Вывешивается картинка «Морж».
— Какой морж? Назовите членов семьи (морж, моржиха, моржонок).
Образование сложных прилагательных:
— У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета. Ласты лишены волос, но задние ласты могут подворачиваться под туловище и при передвижении помогают отталкиваться от поверхности льда и земли. Ласты помогают им плавать и нырять. Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море; во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но имеют хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Моржиха рождает по одному детенышу. Новорожденный моржонок держится возле матери, пока у него не вырастут клыки — орган добывания пищи. Питаются рыбками, моллюсками, червями, рачками.
в) Вывешивается картинка «Тюлень».
Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? Чем питается? Назовите членов семьи. Какой тюлень?
Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние — как руль. В воде тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они обнаруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волос. У тюленей рождается по одному белому детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются водными организмами, рыбами.
г) Вывешивается картинка «Северный олень».
— Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? Чем питается?
— В тундре водятся дикие северные олени. Они хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. На голове — длинные рога, тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от стужи, особенно сильно развит он на шее. К зиме олени жиреют, это им помогает переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. В июне олениха рожает одного детеныша, который в тот же день уже может бегать. Питаются лишайником, ягелем. Летом кормятся всевозможными травами, грибами, побегами карликовых ив и берез.
д) Вывешивается картинка «Песец».
— Песец напоминает лисицу, но по размеру немного меньше. Песцы бывают белые и голубые. Подошвы лап у них покрыты щеткой жестких волос, это предохраняет от обмораживания при передвижении по снегу и льду. Закругленные короткие уши почти скрываются в шерсти, это их спасает от переохлаждения. К зиме песцы жиреют, летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, даже взрослых птиц — куропаток. Также на берегу питаются крабами, морскими ежами.
Материал для закрепления
I. Знать внешние признаки животных. Чем питаются, как передвигаются, где обитают. Уточнить, почему называются «животные Севера». Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить описательный рассказ о любом животном.
Вопросы к описанию животного: Кто это? Где живет? Какого цвета? Как передвигается? Чем питается?
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: тюлень — тюлени — тюленей и т.д.
2. Образование сложных прилагательных.
4. Закрепить употребление предлогов на, с (со), под, из-под, за, из-за.
Придумать предложения с этими предлогами по данной теме.
Далеко на севере
Худ. С. Куприянов
До чего же разные звери живут на земле! Одни звери могут жить только там, где тепло, а другие, наоборот, жары не переносят. Вот о тех, кто не боится холода и расскажет эта книжка.
Худ. С. Куприянов
В тех местах, где живёт белый медведь, — он самый сильный зверь. Бояться ему некого. И всё-таки медведь этот умеет ловко прятаться. Ведь медведь охотится на тюленей. И надо, чтоб тюлени не заметили, как он подкрадывается к ним. Хорошо помогает медведю белая шкура. Его, белого, на белой льдине и не видно.
Медвежонок рождается слабенький, беспомощный, величиной с котёнка. И медведица долго заботится о нём в снежной берлоге. А потом они вместе отправляются охотиться, и ни ветер, ни снег уже не страшны малышу.
Худ. С. Куприянов
У оленей нет дома: нет ни норы, ни логова, ни берлоги. У них вся тундра — дом. А как же оленята? Им тоже не нужен дом. Через несколько часов после появления на свет оленята встают на ножки, а через несколько дней — весело бегают за мамами.
В краю, где живут северные олени, лето короткое, а зима длинная и очень суровая. Но к зиме оленята успевают подрасти. И мех у них становится такой, что никакие морозы не пугают. И копыта делаются такими, что оленёнок может ходить по снегу и, когда надо, раскапывать его и находить еду. Только рога ещё не скоро вырастут. Тут уж придётся оленятам подождать!
Худ. С. Куприянов
Овцебыки большие, могучие животные. У них длинная густая шерсть. Поэтому им не страшны морозы. У овцебыков могучие рога. Рога помогают им защищаться от хищников. Волки иногда пытаются нападать на овцебыков. Но овцебыки всегда начеку: быстро становятся в круг, головой наружу, и выставляют навстречу волкам рога. А внутри круга — малыши. Они знают: взрослые защитят их.
Худ. С. Куприянов
Росомаха — зверь бродячий: у неё зимой нет постоянного логова. Если же росомаха и впадает ненадолго в спячку, то зарывается в снег.
Зато летом росомаха обязательно устраивает логово. Ведь детёныши росомахи, как и детёныши многих хищников, в начале своей жизни совсем беспомощны. Пока они маленькие, росомаха-мама к логову никого не подпускает. Да и потом, когда детишки подрастут, за ними ещё нужен глаз да глаз! До самой зимы хватает забот у росомахи.
Худ. С. Куприянов
Это маленький, пушистый, похожий на шарик зверёк.
Зима — трудное время для многих животных. А вот леммингу зимой хорошо. Тёплая шуба от мороза спасает. А под снегом грибов, ягод, стеблей разных растений много — ешь, сколько хочешь!
В снегу же устраивают лемминги и свои гнёзда. Сплетают их из сухих травинок. Весело попискивают там малыши. Малыши растут быстро — к весне уже становятся взрослыми.