Сборник рассказов Ы. Алтынсарина
Предмет: | Дошкольное образование |
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: | Шаталова Ольга Викторовна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 41.69 Kb |
Когда отважный герой Кара-батыр был ещё мальчиком, его захватили разбойники при набеге на аул и заставили пасти овец. Он ходил в отрепьях, голодный и питался лишь молоком овец.
Однажды, когда мальчик печально сидел в одиночестве, к нему под-
летела и села рядом ворона. Мальчик обратился к ней со словами:
Эй, ворона, птица моя!
Ворона каркнула и улетела. Затем прилетели и сели рядом журавли. А мальчик им:
Журавли, мои господа! Длинной шеей славен ваш род. В свой аул направьте полёт, Амулет снесите туда!
Журавли прокричал и «тыррау-тыррау» И тоже улетели. Прилетели гуси. Просит их мальчик:
Эх вы, гуси, гуси-друзья!
К вам спешу с моей просьбой! Амулет, что отдам вам я, Отнесите в аул родной!
Гуси, гогоча, улетели. Прилетели лебеди. Мальчик снова:
Лебедей озёрных семья! Господа, вы дородны собой!
Амулет, что отдам вам я,
Отнесите в аул родной!
Обернулись к нему лебеди, подождали немного и также улетели. Через некоторое время прилетела ласточка. А мальчик:
Ах ты, ласточка, птичка моя! у врагов я в неволе злой! Амулет, что отдам тебе я,
Отнеси в мой аул родной!
Ласточка поднялась, полетала вокруг, и, пожалев мальчика, вернулась и села к нему на руку.
Ласточка всё летела по указанному мальчиком направлению:
Через цепи высоких гор, Над пучиной тёмных озёр,
Над безлюдьем пустынь и болот. На неведомый край земли
Её крылья несли, несли,
А по крыльям струился пот.
Если сверху она замечала опасность, то скрывалась за неровностями почвы:
Пролетела через много земель, Много стран легло позади,
Но конец наступил пути.
Встало солнце в тридцатый раз, И внизу промелькнул аул,
Тот, что мальчик просил найти.
Достигнув аула, ласточка, перелетая, садилась на верхушку то одной, то другой юрты. Рассматривала людей аула и сколько ни приглядывалась к ним, не могла найти таких, которые были бы похожи на тех, о которых говорил мальчик.
Наконец, усталая, она задремала. И послышался ей жалобный стон старухи. Ласточка стала внимательно прислушиваться. А старуха жалобно пела:
Или дикий зверь уволок?
Или жертвы требует рок? Пусть погибну я, но не ты!
прервал вдруг старуху старик, а сам стал причитатъ
Как былинка, рос одинок!
Мой единственный, мой сынок! Твой отец обошёл весь свет,
Но о сыне весточки нет!
Худ, как тощий бура (верблюд), я стал. Мои кости, что крепче скал,
Опаляет и рушит жар.
Где ты, мой надёжный тулпар? Иль мой сокол попался в сеть? Я б теперь одного желал:
Повидав тебя, умереть!
Тут молодая девушка, попросив старика и старуху помолчать, запела:
На отточенный меч стальной Походило тело твоё,
Брат, рожденный вместе со мной! Мне казалось, до склона дней Моя доля будет легка!
у меня не редеет круг Молодых весёлых подруг, Верных спутниц моей весны!
На лице румянец потух,
Вянет цвет моих вешних дней, Не успев раскрыться пышней! Старики мои, старики!
Если б счастье принёс нам он! Разгадайте сон, старики!
Сокол мой, что скрылся давно, Прилетел обратно ко мне;
Я клянусь, о Азиз-Шашты:
Вижу – ласточка к нам летит
От родного весть передать!
Услышав такие слова, ласточка слетела и села перед стариком и старухою. Бедные, рыдая, они сняли амулет, разглядели тамгу и по тамге узнали, что Кара-батыр находится у туркменов. Подготовив коней, собрав людей, они поехали к ним. Щедро одарив туркменов, старики с сыном вернулись в аул.
Три путника встретились возле одного родника.
Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитал и надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течет, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чем говорит эта надпись, как я разумею.
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
Третий путник, стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи спросили его, что думает он.
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 1099 Скачиваний: 891
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Сборник книжек-малышек «Наследие Ы.Алтынсарина»
Муравей, паук и ласточка.
Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына:
— Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
— Он плетет свою паутину.
— А вон муравей, видишь?
— Вижу, бежит с крошкой во рту.
— Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
— Вверху летит ласточка и в клюве держит травку.
Тогда отец говорит сыну:
— Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку.
Три путника встретились у одного родника.
Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
— Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду,— и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.
— Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех,— пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись.
Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.
-Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво? – спросил сын.
Верблюд, лошадь, корова, баран, собака, петух, курица, мышь и другие животные однажды заспорили, с чьего имени люди должны начинать счет годам.
— Если человек садится на меня и едет, то далекое расстояние делается близким, — говорила лошадь. — Человек пользуется моей силой, пьет мое молоко, даже из моих волос арканы делает. Нет животного для человека полезнее меня. Счет годам должен начинаться с моего имени.
— Если ты выполняешь работу для человека, то за это ешь овес, ячмень, сено; и ты за пищу сделалась рабой его, — возразил верблюд. — А вот я поднимаю тяжести, которых ты не в состоянии поднять, и доставляю их на расстояния в несколько месяцев пути. Когда я голоден, я не требую овса, ячменя, а довольствуюсь тем, что попадается мне на пути: если есть ковыль — ковылем, если есть полынь — полынью. Находится вода — напьюсь, а если нет воды, то могу долго терпеть жажду. Поэтому счет годам должен начинаться с моего имени.
— Я пашу человеку землю, он пьет мое молоко, делает из него курт, сбивает масло, — говорила корова.
— Если бы не было меня, то чем бы покрывал казах свою юрту? Из моей шерсти он делает кошмы, вьет арканы, сучит нитки, из жабаги шьет себе халаты,— говорил баран.
— Если бы не было меня, то многих из вас украли бы воры или задавили бы волки. Всех вас я стерегу, и если покажется враг, то я начинаю громко лаять, — даю хозяину знать о его приближении, — говорила собака.
— Если бы нас не было, то человек не вставал бы рано утром на работу, просыпал бы, — сказала курица. — Петух, проснувшись рано, начинает петь, давая знать, что заря занимается. В полночь он кричит, возвещая, что время ложиться спать, иначе можно проспать и опоздать на работу. Вечером он опять кричит, давая знать, что настало время отдыха.
Мышь некоторое время молчала, не зная, что сказать, и обдумывала, как бы обмануть всех. Затем она предложила собравшимся:
— Из этого спора не будет никакого толку. Давайте подождем начала года, и именем того, кто раньше всех увидит его, пусть будет назван первый год летоисчисления.
Верблюд, полагаясь на свой рост, был твердо уверен, что раньше его никто не сможет увидеть наступление года, и первый одобрил слова мыши. И вот все начали смотреть и ждать начала года.
Между тем мышь тихонько взобралась на верблюда, а затем на макушку его горба и стала ждать. В результате она первой увидела наступающий год и оповестила об этом всех. Поэтому ее имя и присвоено первому году летоисчисления.
Вот почему, говорят, и существует поговорка: «Верблюд, полагаясь на свой рост, остался ни с чем».
Рассказы ибрая алтынсарина на русском языке
Его произведения учат детей быть справедливыми и честными, уважать старших, помогать слабым, защищать униженных и обиженных.
Жил некогда один хан, и не было у него детей.
К твоему приезду я велю построить золотой дворец.
А младшая жена сказала:
— К твоему приезду у тебя будут сын и дочь. Имя мальчика будет Золотой Чуб.
Вот уехал хан в далёкий путь и вернулся только через три года.
К тому времени его старшая жена построила дворец, у младшей же родились мальчик с золотым чубом и девочка. Однако старшая жена украла детей, велела бросить их в колодец, а к матери положила двух щенят. Бедная мать плака ла и горевала. Но что она могла поделать?
Когда хан приехал, он очень рассердился и велел про гнать младшую жену.
Но ханские дети не погибли. В то время, когда они падали в колодец, подлетел ангел, подхватил детей и передал их одной старушке, которая жила на окраине города. У этой старушки не было детей, и она была очень рада мальчику и девочке. Дети жили у неё три года. Вскоре старушка умерла. Тогда мальчик стал охотиться на коз и куланов. Мясо дети ели, а из шкуры шили одежду.
Когда старуха колдунья пришла к пещере, то мальчика не застала. Он был на охоте. Колдунья ласково заговорила с девочкой и сказала, что её брату нужен для охоты тулпар*. Такие тулпары каждый год рождаются у кобылицы Угрюм- хана. Но живёт Угрюм-хан очень далеко.
Старуха колдунья думала, что мальчик поедет к Угрюм- хану и погибнет, как погибали все, кто искал кобылицу.
Вечером, когда пришёл брат, сестра рассказала ему о том, что говорила ей старуха. Брат тут же решил отправиться к Угрюм-хану.
была заколдована волшебницей-пёри*. Человек, который осмеливался переплывать реку, тонул. Так могло случиться с Золотым Чубом. Когда он плыл, пери подняла волны и перевернула лодку. Но Золотой Чуб схватил пери за руку и успел снять кольцо и браслет. Добравшись до берега, он поехал во владения Угрюм-хана.
Как раз в это время у кобылицы Угрюм-хана должен был родиться жеребёнок. Но каждый год прилетала пери и уносила его.
Угрюм-хан обещал дать жеребёнка тому смельчаку, который избавит его от злой волшебницы.
И вот Золотой Чуб спрятался в конюшне и стал караулить. Как только раздался крик жеребёнка, появилась в виде облака пери и хотела унести его. Но Золотой Чуб замахнулся на неё мечом. Она испугалась и улетела. Хан был очень рад и подарил батыру жеребёнка.
Золотой Чуб вернулся домой, и они с сестрой зажили по- прежнему. Браслет и кольцо Золотой Чуб подарил сестре.
Через какое-то время опять пришла та же старуха колдунья. Увидела украшения, жеребёнка и сказала девочке:
Когда брат вернулся, сестра рассказала ему о золотом сундуке. Золотой Чуб сел на своего жеребёнка-тулпара и отпра- нился за сундуком.
Вот едет мальчик-батыр и вдруг увидел старушку,.которая латала трещину в земле. Золотой Чуб спросил:
— Бабушка, что ты делаешь?
Я зашиваю землю. Сюда приезжают такие же богатыри, как ты, лезут в трещину за каким-то сундуком и там погибают.
Золотой Чуб сказал:
Мне тоже нужен сундук.
И спустился под землю. Под землёй появилась перед ним пери и превратила батыра в камень.
Крылатый конь-тулпар ждал его день, ждал два и, не до ждавшись, весь в слезах вернулся домой.
Старушка сказала девочке:
— Брат твой погиб. Ты тоже погибнешь, если спустит во под землю.
Но девочка ответила:
— Я готова умереть, но перед смертью хочу увидеть брата живого или мёртвого.
Тогда старушка посоветовала:
— Под землёй тебе надо громко плакать и причитать: «II; земле я горемычная, под землёй ты горемычный!»
Когда пери увидела слёзы девочки, услышала её печаль ную песню, она пожалела девочку и оживила брата.
Счастливые и радостные, брат и сестра поехали домой.
Проходил день за днём. Однажды во время охоты Золотей’ Чуб познакомился с каким-то ханом. Они стали охотиться вдвоём. Как-то погнались Золотой Чуб и его новый друг ;и крупным животным. Но лишь только Золотой Чуб собрало выстрелить, животное заговорило, обращаясь к хану:
Золотому Чубу пришлось рассказать хану свою историю
Отец и сын, узнав друг друга, обнялись и заплакали.
Когда хан вместе с сыном вернулся в свой аул, он прика зал старшую жену и старуху колдунью казнить. Затем велел найти младшую жену, которую когда то прогнал. Вскоре при ехала сестра Золотого Чуба.
Когда собрались все вместе, устроили пир, конс кие скачки. Золотой Чуб стал ханом. И все стали счастливо кить, и желания их исполнялись.
1. Прочитай начало сказки. Какое произведение А. С. Пушкина напомнила тебе сказка Ы. Алтынсарина?
2. Перескажи, какие волшебные истории произошли с мальчиком Золотой Чуб. Кто ему помогал?
3. Найди в сказке примеры олицетворения.
4. Какой эпизод в сказке тебе больше всего понравился? Какую картинку к нему можно было бы нарисовать?
5. Найди концовку сказки. Чем она напоминает народную? Приведи пример народной сказки с такой же смысловой концовкой.
6. С каким героем казахской легенды можно сравнить Золотого Чуба? Чем они похожи?
Ибрай Алтынсарин: биография литератора
Ибрай Алтынсарин: YouTube/Айгүл Сағымбайқызы
Ибрай Алтынсарин был педагогом-просветителем, фольклористом, общественным деятелем, ученым-этнографом и писателем. Этот выдающийся человек сделал многое для просвещения казахского народа, так как был страстно увлечен любимым делом. Узнайте подробности биографии знаменитого педагога и литератора.
Ибрай Алтынсарин: биография поэта и ученого
Годом рождения Ибрая стал 1841-й. Мальчик рано остался сиротой, его опекуном стал родной дед, Балгожи Жанбуршин (Балгожа-бий). Вот главные этапы и биография Алтынсарина:
Годы учебы
С девяти лет Ибрай — ученик школы-интерната, в которой обучались местные чиновники низшего звена. Главы родов также старались дать детям образование именно там, чтобы в будущем усилить собственное влияние в обществе. Учащимся в школе предъявляли два обязательных требования:
Каныш Сатпаев: биография и вклад в науку
Эти требования полностью устраивали Балгожи Жанбуршина, поскольку на тот момент это была единственная возможность получить системное образование. Потому дед записал внука в школу, когда она только начала строиться. Ибрай (Ыбырай Алтынсарин) был одним из первых учеников интерната.
Хоть образовательный процесс и был направлен на воспитание верности и преданности представителей казахской элиты царскому режиму России, Ибрай оставался близок к народу, искренне проникался его проблемами:
Ахмет Байтурсынов: биография и деятельность просветителя
Просветитель Ибрай Алтынсарин: YouTube/The2mproduction
Учителя восхищались тем, как Ибрай тянулся к знаниям. Его увлекали произведения классиков российской и мировой литературы. Байрон, Пушкин, Гете, Шекспир, Лермонтов, Гоголь были для него лучшими друзьями. Это сформировало и развило его поэтический талант.
Отзыв-благодарность школе-интернату, в которой учился Ибрай, содержит слова о том, что в этом заведении был воспитан значимый человек, сердце которого принадлежало казахстанскому народу, культуре и традициям.
Педагогическая деятельность
Первой работой Ибрая после получения диплома с отличием стала должность переводчика в правлении Оренбурга. Также Алтынсарин, произведения которого стали знаменитыми, был преподавателем в местной казахской школе.
Некоторое время он не мог определиться с дальнейшим профессиональным путем и около трех лет прослужил писарем у своего деда. Судьбоносное задание ему поручила Оренбургская администрация. Юный педагог, а Ибраю тогда было всего 19 лет, должен был отправиться в Тургай и основать школу, а также преподавать в ней русский язык. Это было большое доверие и очень ответственный шаг.
Абай Кунанбаев: биография и наследие
Управленцы в Оренбурге дали юноше множество предписаний, рассказали о полномочиях, но никакой иной поддержки от них ждать не приходилось. Молодому организатору пришлось вплотную заняться строительством, искать финансирование, создавать учебники, подбирать педагогический коллектив, заниматься просветительской работой среди населения.
Но новое дело было очень важным для Ибрая, а потому и со всевозможными проблемами он справлялся легко. Об этом свидетельствуют такие интересные факты:
Жангир хан: биография правителя
В школе Ибрай работал пять лет. Далее он занял должность делопроизводителя и занимался судейскими обязанностями в Тургайском правлении. На этой работе он был высоко оценен благодаря выдающимся моральным качествам.
Но другие чиновники и представители власти не поддерживали такое поведение. На Алтынсарина поступало много жалоб. Таким путем нечестные на руку бюрократы и управленцы хотели убрать правдолюбца с дороги. Ибрая даже обвинили в том, что он занимается пропагандой социализма. Из-за этого проводилось серьезное расследование.
Ибрай Алтынсарин стремился к тому, чтобы обеспечить всем казахским детям достойное образование и привить любовь к знаниям и национальной культуре.
Собственным домом рядом с рекой Тобол в Николаевском уезде он обзавелся только в 1883 году. Просветитель построил небольшую деревянную усадьбу, в которой работал и жил до последних своих дней.
Бухар жырау: биография и творчество акына
Не дожив до 49-го дня рождения пару месяцев, Алтынсарин скончался. Причина смерти осталась неизвестной.
Ибрай Алтынсарин: произведения
Еще во времена открытия первой школы Ыбрай Алтынсарин столкнулся с тем, что не хватает учебных материалов. С понимания этой проблемы началась его научная деятельность.
Великолепное образование и знания педагога помогли ему самостоятельно готовить учебники. Одновременно этот процесс привел Ибрая к пониманию того, что он способен создавать литературные произведения.
Алтынсарин известен созданием азбуки казахского языка, основанной на русскоязычном алфавите. Эту наработку стали использовать для разнообразных текстов, написанных на казахском языке.
Кроме того, Ибрай стал автором руководства по обучению казахскому языку и хрестоматии под названием «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизской хрестоматии» 1879 года издания.
Айтеке би: биография политического деятеля
Чтобы расширить литературные познания детей Казахстана, просветитель занимался переводами на казахский язык русскоязычных литературных произведений. Помимо этого, его многочисленные труды включают басни, рассказы, сказки, новеллы, например:
Знания как высшее благо и способ для каждого человека достигнуть благополучия — вот одна из главных тем, которые затрагивал в произведениях Ибрай Алтынсарин. Стихи этого выдающегося литературного деятеля на русском и казахском языках остаются актуальными не только для народа Казахстана, но и для многих других стран мира.
Памятник Ибраю Алтынсарину: YouTube/The2mproduction
Вот переведенные на русский язык поэтические строки, которые написал Ыбырай Алтынсарин:
…Строит дивные дворцы
Суюнбай Аронулы: биография акына
Умный знающий народ.
Сильным знанием своим
Книги Ибрая Алтынсарина оказали значительное влияние на формирование светского образования, он стал выдающимся просветителем, а его труды легли в основу многочисленных современных учебных пособий по казахскому и русскому языку.
Рассказы о поступках казаха-просветителя, исторические документы дают право утверждать, что Алтынсарин защищал интересы простых тружеников. Например, в письме 1864 года он сообщает, что по работе часто встречается с чиновниками, которые открыто заявляют о том, как грабят казахов.
Параллельно с творческой деятельностью Алтынсарин с 1879 года инспектировал учебные заведения в Тургайской области. За время деятельности на этой должности ему удалось:
Магжан Жумабаев: биография, творчество поэта
Сегодня народ Казахстана помнит огромный вклад, который сделал Ибрай Алтынсарин, и чтит память выдающегося просветителя. В его честь названы районы, проспекты, образовательные и просветительные учреждения, высшие учебные и академические заведения, например один из ведущих педагогических центров Казахстана — Национальная академия образования.
Современные казахстанцы не забывают, что за годы короткой жизни Ибрай Алтынсарин дал своему народу надежду на грядущее, знания, выступал за права обычных людей, был поборником справедливости.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора