Рассказы из коллективного и индивидуального опыта. Составление письма.
Рассказы из опыта можно разделить на два вида: рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту); рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).
Первый вид рассказывания для педагога психологически проще, так как он сам был участником событий, о которых будут говорить дети, и у него больше возможностей помочь им. Второй вид рассказывания психологически сложнее – никто не наблюдал того, о чем будет рассказывать ребенок. Руководить рассказыванием в этом случае труднее, и дети нуждаются в помощи взрослого.
Методика обучения рассказыванию из опыта была разработана Е. И. Тихеевой, Л. А. Пеньевской, Э. П. Коротковой.
Вид рассказывания, как правило, определяет и прием обучения. Наиболее эффективны и широко используются вспомогательные вопросы, образец рассказа воспитателя, план рассказа, которые имеют в этом виде речевой деятельности детей свою специфику. В качестве дополнительных можно назвать такие приемы, как указания, анализ и оценка детских рассказов, подсказ нужного слова, совместный рассказ воспитателя и ребенка и др. Успешность выполнения речевого задания зависит от активизации детской памяти. С этой целью используются вспомогательные вопросы. Задача их – научить ребенка последовательно и полно, в понятной для слушателей форме воспроизводить свой личный опыт, рассказывать о впечатлениях и переживаниях, направлять свое внимание на суть передаваемых событий. Вопросы должны быть понятными детям и давать возможность для составления связного последовательного рассказа. Наиболее широко вопросы используются в рассказах, отражающих коллективный опыт. В рассказывании на темы из личного опыта они тоже уместны, но задаются в более общем виде, поскольку воспитатель не знает, о чем будет говорить ребенок. Так, говоря об отдыхе всех детей на даче, можно спросить их о купании в речке; о том, как они загорали, как ходили в лес за грибами. Вопросы задаются очень конкретные («А помните, как Миша чуть не заблудился в лесу?»). Говоря с детьми об их индивидуальном опыте, педагог не знает подробностей, потому и вопросы имеют общий характер («Где ты отдыхал летом? С кем? Что интересного было?»). Вопрос задается в естественно-разговорной форме. Воспитатель выказывает свою заинтересованность к предмету рассказа, желание узнать о нем поподробнее. Вопросы неконкретные, равнодушные («Что ты еще можешь рассказать о жизни в деревне?») не активизируют детскую память и мышление, не затрагивают эмоции ребенка. Вспомогательные вопросы в процессе самого рассказывания мешают ребенку довести рассказ до конца и вовлекают иногда в беседу других детей. Поэтому использовать их следует очень осторожно.
Другим приемом обучения является образец рассказа воспитателя. Ценность рассказа-образца том, что он показывает пример замысла, повышает интерес к рассказыванию и направляет мысли ребенка на конкретные факты из его жизненного опыта, которые могут стать основой для самостоятельного рассказа и способствовать развитию замысла. Образец помогает ребенку научиться строить рассказ. Другим приемом обучения детей является рассказывание по плану, заданному в виде вопросов или указаний. План способствует большей сосредоточенности на предмете рассказа, развитию последовательности в изложении событий. Воспитатель сам намечает вехи на пути детского рассказа. Указания несколько освобождают внимание ребенка от заботы о последовательности изложения и положительно влияют на умение рассказывать подробно, точно и выразительно. Приведем пример плана в виде вопросов: «Расскажите, как вы провели праздник. Куда ходили? С кем? Что видели интересного? Что вам особенно понравилось?» А вот план в форме указаний: «Расскажите, как мы вырастили цыплят. Сначала расскажите, как у нас появились цыплята, какие они были. Потом – как мы за ними ухаживали. Закончите рассказ тем, какие стали цыплята, когда выросли».
Планирование и проведение занятий по обучению рассказыванию из опыта.
В младшем дошкольном возрасте настоящего рассказывания по воспоминаниям еще нет. Это первоначальная ступень обучения. Высказывания детей несовершенны, для них характерна ситуативность, их трудно понять слушателю. Дети дополняют свои сообщения движениями и жестами. Занятие проходит как полуразговор, полубеседа на близкую детям тему: о любимых игрушках и животных; о том, с кем ребенок живет дома (о маме, бабушке, сестре, папе или брате); о том, как прошел выходной день.
Разговор-беседу связывают с наглядным материалом. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки в игровом уголке. Затем – рассказать, какие игрушки есть у детей дома, как они играют.
В среднем дошкольном возрасте обучение начинается с рассказывания по вопросам и заканчивается обобщением педагога или детей. Ребенок рассказывает о том, как помогает маме, что он видел на улице, как провел праздник, какой подарок подарил маме.
Самостоятельное повествование рекомендуется начинать с рассказов, отражающих коллективный опыт: как работали на огороде, что видели на кухне. Вначале используется образец в виде начала рассказа. Воспитатель начинает изложение событий, а дети продолжают.
При условии систематического обучения умениям, необходимым для описания и повествования, детям становится посильным рассказывание из индивидуального опыта («Где работают моя мама, мой папа»). Воспитатель помогает вопросами до начала рассказывания и по ходу его по мере надобности. Большую помощь оказывает образец в форме обобщения разрозненных ответов детей. Позднее становится возможным использовать образец перед рассказыванием. Он помогает ребёнку вспомнить случай из его жизни и построить высказывание по аналогии.
Следует учитывать, что детские высказывания часто бывают невыразительными, изобилуют паузами, так как все внимание ребенка направлено на содержание. Не следует спешить подсказывать, чтобы не увести детей в сторону от рассказа.
Старшие дошкольники свой рассказ облекают в форму связного, последовательного, понятного для слушателей повествования, но обучающая роль педагога велика и в этих возрастных группах.
Усилия воспитателя направлены на развитие у детей памяти и воссоздающего воображения, на формирование умения выстраивать логику повествования, самостоятельно отбирать материал из жизненных впечатлений, находить нужные слова и выражения. С этой целью применяются образец рассказа и план.
С детьми седьмого года жизни можно организовать рассказывание из опыта на морально-этические темы («Рассказ о моем друге», «Как мы заботимся о малышах», «За что я люблю свою маму»). Такие занятия способствуют воспитанию чуткого отношения к близким людям, доброты, заботливости, внимания к окружающим.
Эффективен прием коллективного рассказывания, когда дети объединяются для выполнения общего задания. Воспитатель составляет план, выделяет микротемы и распределяет их между детьми для рассказа о школе (школьное здание, класс, учителя и ученики, школьный урок, перемена). Каждый ребенок обдумывает свою часть рассказа. Педагог начинает, а дети друг за другом продолжают рассказ под руководством взрослого. Такое рассказывание опирается на предыдущую деятельность детей, на полученный ими опыт (экскурсия в школу, рассматривание школьных принадлежностей, беседа о школе). В дальнейшем возможно совместное с детьми составление плана рассказа, выбор детьми микро-тем, свободное обсуждение их содержания.
Помощь детям в рассказывании из индивидуального опыта может заключаться в совместном обсуждении плана. Поскольку начало вызывает затруднения, можно обсудить с ребенком, какими словами он хочет начать свой рассказ, а затем, если это необходимо, подсказать текст начала.
Одним из ценных приемов развития речи является составление письма. Этот прием был предложен и обоснован Е. И. Тихеевой, считавшей, что детей надо упражнять с ранних лет в этой форме изложения собственных мыслей. Известно, что письменная речь – высшая форма связной речи. Но в дошкольном возрасте дети не владеют ею. Однако психологические особенности письменной речи могут быть использованы, по мнению Ф. А. Сохина, для формирования у дошкольников умения преднамеренно, произвольно строить связное устное высказывание. Особое значение в связи с этим имеет составление письма: ребенок составляет текст, а взрослый записывает. Письмо заболевшему товарищу, воспитательнице или в другой детский сад составляется коллективно, но каждый ребенок дает свой текст. Продумывается план – с чего начать письмо (как обратиться к получателю письма), о чем и в какой последовательности писать, чем закончить. Кроме отбора содержания для письма, обсуждается форма изложения. Отбираются наиболее удачные предложения, более точные слова, одни слова заменяются другими (в процессе обсуждения). Письмо прочитывается, переписывается, заклеивается в конверт. После оформления адреса письмо опускают в почтовый ящик. Составление письма – своеобразный коллективный рассказ детей, имеющий особое содержание и структуру.
Вопросы:
1. Раскройте значение рассказывания из опыта для развития ребенка.
2. Раскройте тематику рассказов из опыта.
3. Методические приемы обучения рассказу из опыта.
4. Раскройте особенности обучения рассказу из опыта в каждой возрастной группе.
Вопрос 9. Обучение рассказыванию из опыта..Значение данного вида рассказывание. Виды рассказывания из опыта и методика обучения им.
Рассказы из опыта обычно живы, искренни и эмоциональны, ног недостаточно связны и последовательны. Жизненные впечатления детей сложны и многообразны, и поэтому часто ребенок, говоря о происшедшим с ним событии, воспроизводит его довольно специфично.
Рассказывание из опыта отличается тем, что ребенок знает то, о чем он говорит. Сложность, однако, в том, что в процессе рассказывания у детей возникают новые ассоциативные связи, один образ вызывает другой. Это обстоятельство нарушает логику и последовательность изложения, мешает связному рассказыванию.
Значение. Рассказы из опыта имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его инициативности. Дети учатся использовать свой жизненный опыт и выражать свои наблюдения, впечатления и переживания в связном повествовании. У них формируется умения понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.
Обучение рассказыванию из опыта программа рекомендует начать со старшей группы. Но целесообразно начинать такое обучение гораздо раньше. Уже на четвертом году жизни детей можно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя. В средней группе детей учат рассказывать по вопросам и образцу воспитателя, а в старших группах – самостоятельно рассказывать о том, что они видели и что с ними происходило.
Рассказы из опыта можно разделить на два вида:
— рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту);
— рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей (Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своей семье»)
Вопрос 10. Пересказ литературных произведений. Сущность пересказов, требования к отбору произведений для пересказов, виды пересказов. Отличительные особенности методики обучения пересказу в разных возрастных группах.
Пересказ- осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.
Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, осмысленно и связно передавать текст. Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку. Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.
Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:
—они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей.
—быть доступными по содержанию- в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков.
—иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом.
—должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.
—доступны по объему.
Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н.Толстого, М. Пришвина, Е. Чарушина. Не рекомендуется пересказывать стихотворения, т. к. это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме.
Существуют разные виды пересказа:подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В детском саду используется пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка. Требования к пересказам детей таковы:
—осмысленность (полное понимание текста, является главным в обучении).
—полнота передачи произведения (отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения).
—последовательность и связность пересказа.
—использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
—плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
—выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Начиная со средней гр.предусмотрено систематическое обучение детей перессказыванию. Целесообразная форма организации детей при пересказывании является занятие со всей группой. Детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно предавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей. В начале года для пересказа берут произведения, хорошо знакомые детям. Постепенно вводят новые тексты, пересказ которых значительно труднее. Дети в этом возрасте пересказывают текст с существенными пропусками. Поэтому воспитатель использует подсказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему и ко всей группе. Каждый пересказ детей оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы, которыми могут воспользоваться остальные дети. В старшей гр.широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми. В основе составления плана лежит умение производить смысловую группировку текста, которому следует учить специально. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний. В качестве плана пересказа может выступать пространственная модель, фиксирующая наиболее существенные части текста. После обучения умению использовать и строить модели прочитанного текста дети выделяют основные смысловые эпизоды, устанавливают связи между ними и дают развернутый и композиционно организованный пересказ. Приемы руководства пересказами детей усложняются. Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: воспитатель заранее выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди. В случаях затруднения детей, используются вспомогательные вопросы. К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, который делает воспитатель, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга. В подготовительной гр.значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. Повышаются требования к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с тестом, обнаруживают пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с учетом определенных критериев: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности. Особого внимания воспитателя в этой группе требует обучения пересказу поэтических описаний природы. Подготовка к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов. В этой группе применяется выборочный пересказ (интересные фрагменты, намеченные воспитателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинения рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.
Вопрос 11. Рассуждение как функционально-смысловой тип связной речи. Обучение детей рассказам-рассуждениям (значение, задачи обучения, условия необходимые для обучения, приемы работы).
Рассуждение явл. наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Исследования показали, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже в 4 года у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствия явлений. В старшем дошк. возр. дети пользуются простейшими речевыми формами рассуждений, в виде сложноподчиненного предложения с придаточным причины с союзом потому что. Наблюдения за речью детей 6 лет показали, что в повседневном общении они пользуются высказываниями, содержащими рассуждения. Для связи частей рассуждения дети употребляют союзы потому что, за то, что, поэтому. Таким образом, дети без специального обучения используют при необходимости высказывания типа рассуждений. Трудности создания таких высказываний обусловлены их структурной сложностью и незнанием детьми специальных языковых средств связи смысловых частей. Задачей работы с детьми является: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства для связи языковых частей (потому что, так как). Одним из главных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью (труд в природе, обследование предметов, объяснение правил различных игр).
Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать с опорой на предметные действия, различный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:
1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:
— складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий.
— выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета.
— определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций (игра «Небылицы в картинках» дети рассматривают картинки и рассуждают, бывает так или нет, и почему).
— выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке.
— классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю».
2. Задания на вербальной основе:
— беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов.
— речевые логические задачи.
— объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок.
— составление высказываний-рассуждений на предложенную тему.
В процессе обучения используют образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей. Целесообразно также использовать приемы из системы ТРИЗ. Такие ее элементы как системность (часть-целое), развитее (было- стало), противоречие ( хороший- плохой), вовлекают детей в поиски доказательств, направлены на развитие их логического мышления и творческих способностей. Положительное влияние на развитее речи- рассуждения оказывает применение алгоритмов и моделей разрешения противоречий.
Вопрос 12. Методика обучение дошкольников творческому рассказыванию. Психологическая основа обучения творческому рассказыванию, условия, необходимые для успешного обучения творческому рассказыванию, виды творческих рассказов, задачи и методика обучения.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окруж. мире, который может стать содержанием словесного творчества. Л. С. Выготский, С. Л.Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошк. детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности. Словесное творчество- наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Термин «творческие рассказы»- условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключ. в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Творческое рассказывание в какой- то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, словесного творчества и роли педагога в этом процессе. Знание особенностей формирования детского творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию:
1.Одним из условий является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, рассматривание картин, альбомов, чтение книг.
2.Другим важным условием принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов- определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
3.Творческий рассказ- продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий- умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
4.Еще одно условие- правильное понимание детьми задания «придумать»,т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал».
Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окруж. жизни, воспитания уважения к старшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера, рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок.
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условноможно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. Описание природыявляется наиболее сложным видом детских сочинений.
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа. В старшей гр.в качестве подготовительного этапа можно использовать прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста.Так, после чтения и пересказывания педагог предлагает продолжить его. Показывая, как можно придумать конец, давая свой образец. В подготовительной гр.задачи обучения творческому рассказыванию усложняются. Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.
Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить из внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети так же сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого- то эмоционального всплеска. Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки- самоделки, чтение которых дети с удовольствием по много раз слушают. Такие книжки хорошо дополняют детские рисунки на темы сочинений.