Описание книги «Рассказы для внука»
Описание и краткое содержание «Рассказы для внука» читать бесплатно онлайн.
В сборник вошли произведения, написанные в воспитательных целях для деток младших классов. На примере своих ошибок, допущенных в трудное неконтролируемое послевоенное время, автор в самобытных произведениях рассказывает о любви и отношению к дикой природе, домашним питомцам. О цене детской дружбы и взаимовыручке, о ребячьих ошибках и поступках опрометчивых и благородных. Пробуждает детскую любовь к своей малой Родине и своему Отечеству.
Рассказы для внука
Владимир Александрович Короленко
© Владимир Александрович Короленко, 2017
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Дочери Аленушке посвящаю
Подарившей мне внука, который стимулировал написание данных рассказов, и помог распознать и предупредить ошибки, которые допускают детки в раннем не контролируемом возрасте.
Дочери и прекрасной воспитательнице, сумевшей привлечь внука к спорту, вместе с мамой заниматься волейболом и уже в школе иметь юношеский спортивный разряд, а в институте отстаивать спортивные интересы факультета и учебного заведения; к музыке – дать кроме общего образования возможность окончить музыкальную школу, научившую чувствовать музыку душой и самостоятельно писать свои музыкальные произведения, выкладывая созданные клипы в интернете с твердой уверенностью продолжать серьезно учиться музыке после окончания института.
Дочери, которая по не нуждающемуся в письменном оформлении наследству получила от матери умение и желание профессионально заниматься вязанием, творя семейные шедевры. Дополняя увлечения живописью, практикуя свои творения красками на бумаге и холсте.
Дочери-близняшке, сознательно поддержавшую и продолжившую семейную традицию, отдав делу служения Родине в войсках Правительственной связи, двадцать пять календарных лет.
Тебе родная, Аленушка, адресую.
Отзыв на первое издание книги
«Рассказы для внука»
В кратких произведениях книги «Рассказы для внука» Владимир Александрович Короленко показывает ту характерную особенность в действиях своих персонажей, которая непосредственно беспокоит автора, родителей и общество в целом.
Автор рассказов выставляет на первый план интересы подростков, их промахи и неудачи, которые часто сопровождают детей еще до «переходного» возраста.
Детям, еще не имеющим ни жизненного опыта, ни обычного примитивного предвидения, необходимо избежать или избавиться от ошибок в период самостоятельного познания мира и бытия. Тем более, когда среди детей нет опытного мудрого человека, который бы направил их энергию на добрые дела.
Ситуация становления детей в таком возрасте понятна взрослому человеку, который прошел этот путь. Поэтому важно в удобной форме разъяснить детям и уберечь их от повторения ошибок старшими.
В этом главная мысль автора.
На примерах из своего детства писатель в художественной форме пытается подсказать и поставить юного читателя на верный путь. Дает возможность своим героям осознать негативное в своих действиях, исправить ошибки, превратить все будничное не осмысленное в положительное.
Автору рассказов успешно удалось применить характерные темы, еще не познанные подростками на их жизненном пути, при становлении личности (рассказ «Детский авторитет»), заложить интерес к жизни, своеобразно развить сюжет произведения, показать настойчивость и инициативу в достижении цели, добиться позитивных результатов в действиях подростка.
Тема Великой Отечественной войны в рассказах проходит ярко, документально, на живых примерах участников событий – истинных героев тех суровых и памятных лет. И это очень важно для понимания молодым поколением событий нашей многострадальной страны в годы войны, того сурового беспощадного времени, не щадившего ни взрослых ни детей.
Под впечатлением рассказов о войне мысли юного читателя невольно ищут справедливость, становятся на стороне невинного и униженного, порождают чувства защитника и патриота своей Родины.
«Рассказы для внука» отвлекают детей от виртуального видения и представления мира взаимоотношений через интернет, приближают к естественной, непосредственно земной действительности, где совершаются и обязательно исправляются необдуманные ошибки детского возраста.
Книга нашла своего читателя. Тексты в рассказах не замысловаты. Читаются легко и свободно. Смысл повествования воспринимается и понимается с первого, беглого прочтения. Краткость некоторых текстов позволяет юному читателю, прочитать рассказ за один присест. И только почувствовав свои силы, интерес и любопытство ребенок может приступить к рассказам более продолжительным и сложным по восприятию, например, «Красноармейцем через всю войну».
После прочтения события и жизненные уроки, описанные в книге, станут понятны и поучительны для детей школьного возраста, чем и стремился автор привлечь к своим произведениям юного читателя.
Книга будет хорошим уроком в становлении каждого подростка.
Лазарев Юрий Васильевич.Педагог с тридцатилетним стажем. Литературовед. Психолог.26.04.2017 года
Этим циклом рассказов из своего детства, хотел бы показать детям, (возможно, и их родителям), насколько их действия в раннем возрасте, порой бывают неосмысленными, скоропостижными и могут иметь непредсказуемые и даже трагические последствия, а иногда весьма поучительными.
Не всегда навязанные нравоучения имеют положительный результат. Однако рассказы, вовремя преподнесённые старшими с воспитательной целью, могут стать для юных граждан интересными и запоминающимися. Дети вступают в начальную, неведомую стадию человеческой жизни, полную удивительных, приятных, а подчас и огорчающих приключений. Но они об этом не задумываются. Им хочется скорее всё проверить, попробовать, познать.
Это могут быть физические действия или неосмысленные ими поступки морального плана, без умысла толкающие не имеющего жизненного опыта ребенка, на их осуществление. Такие действия, на мой взгляд, нельзя считать выходками ребенка кому-то во зло. Это его начальный, еще не проторённый путь проб и ошибок. Им необходимо просто подсказать, но в наиболее воспринимаемой, благожелательной форме.
Детям интересны ненавязчиво преподнесенные практические и моральные уроки. Считать, читать их можно научить гораздо раньше, чем научить тому, что можно делать или что делать крайне опасно, или что в моральном плане прилично, а что в окружении людей делать не принято по нормам человеческой морали. Надо знать, какие действия могут обидеть, а какие оскорбляют друзей и окружающих.
Основные черты характера, моральный облик ребенка формируются в семье. Понятия о человеческой морали – задача сложнее и зависит зачастую не только от продолжительного уклада взаимоотношений в семье.
С малых лет у ребенка пробуждается чувство бережного отношения к окружающей природе, к животным, к своему родному краю. Рассказы ненавязчиво формируют у маленьких граждан страны жалость и любовь к животным, растущему свободно или кем-то посаженному дереву, цветам, красочному убранству цветников, клумб, парков, улиц, дворов – мест, где проходит их детство. Здесь зарождается любовь к земле, на которой живешь, чувство любви, гордости и патриотизма к своей стране, к Родине.
По рассказам о детстве взрослых, дети узнают о судьбах их близких, об истории не только семьи, но и всей страны, о страшных бедах, познавших бабушками и дедушками во время самой ужасной для человечества освободительной Великой Отечественной войне нашего народа против немецко-фашистских захватчиков.
Несколько раз я рассказывал своему внуку Серёже не выдуманные противоречивого характера истории из своего детства под общим названием «Этого я бы больше никогда не повторил», которые со временем обогащались все новыми, разнообразными сюжетами. Внука они заинтересовали. Чаще это происходило в машине во время наших поездок на дачу или обратно. Путь не близкий: в одну сторону более часа езды.
И каждый раз, отъезжая, внук тут же нетерпеливо просил, чтобы я снова и снова рассказал ему новый или повторил известный рассказ о том, что случалось со мной в моём детстве и, что бы я больше никогда не сделал, потому, что это могло быть связано с риском не только для здоровья, но и для жизни. Иногда внук вмешивался в повествование, иногда задавал вопросы, но с выводами соглашался всегда.
«Рассказы для внука», полезные в воспитательных целях для всех наших милых деток. Я решил их записать.
Дети подземелья. В. Г. Короленко
Рассказ Короленко «Дети подземелья» с иллюстрациями Ю. Теребилова
Содержание
I. Развалины
Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенно заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.
Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и напоминало любой из мелких городов Юго-западного края.
Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находится остров. На острове — старый, полуразрушенный замок.
Я помню, с каким страхом я смотрел всегда на это величавое дряхлое здание. О нем ходили предания и рассказы один другого страшнее. Говорили, что остров насыпан искусственно, руками пленных турок. «На костях человеческих стоит старое замчище», — передавали старожилы, и мое детское испуганное воображение рисовало под землей тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями и старым замком. От этого, понятно, замок казался еще страшнее, и даже в ясные дни, когда, бывало, ободренные светом и громкими голосами птиц, мы подходили к нему поближе, он нередко наводил на нас припадки панического ужаса, — так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох: камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо, и мы бежали без оглядки, а за нами долго еще стоял стук, и топот, и гоготанье.
А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка, и царил над всем городом.
В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная часовня. У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого с высоким тоном медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.
Было время, когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений. Все, что не находило себе места в городе, потерявшее по той или другой причине возможность платить хотя бы и жалкие гроши за кров и угол на ночь и в непогоду, — все это тянулось на остров и там, среди развалин, преклоняло свои победные головушки, платя за гостеприимство лишь риском быть погребенными под грудами старого мусора. «Живет в замке» — эта фраза стала выражением крайней степени нищеты. Старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца, и сиротливых старушек, и безродных бродяг. Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы, топили печи, что-то варили и чем-то питались — вообще как-то поддерживали свое существование.
Привлеченные шумом и криками, которые во время этой революции неслись с острова, я и несколько моих товарищей пробрались туда и, спрятавшись за толстыми стволами тополей, наблюдали, как Януш во главе целой армии красноносых старцев и безобразных старух гнал из замка последних, подлежавших изгнанию жильцов. Наступал вечер. Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком. Какие-то несчастные темные личности, запахиваясь изорванными донельзя лохмотьями, испуганные, жалкие и сконфуженные, совались по острову, точно кроты, выгнанные из нор мальчишками, стараясь вновь незаметно шмыгнуть в какое-нибудь из отверстий замка. Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательством гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках.
И несчастные темные личности поневоле, понурясь, скрывались за мостом, навсегда оставляя остров, и одна за другой тонули в слякотном сумраке быстро спускавшегося вечера.
С этого памятного вечера и Януш и старый замок, от которого прежде веяло на меня каким-то смутным величием, потеряли в моих глазах всю свою привлекательность. Бывало, я любил приходить на остров и хоть издали любоваться его серыми стенами и замшенною старою крышей. Когда на утренней заре из него выползали разнообразные фигуры, зевавшие, кашлявшие и крестившиеся на солнце, я и на них смотрел с каким-то уважением, как на существа, облеченные тою же таинственностью, которою был окутан весь замок. Они спят там ночью, они слышат все, что там происходит, когда в огромные залы сквозь выбитые окна заглядывает луна или когда в бурю в них врывается ветер.
Я любил слушать, когда, бывало, Януш, усевшись под тополями, с болтливостью семидесятилетнего старика начинал рассказывать о славном прошлом умершего здания.
Но с того вечера и замок и Януш явились передо мной в новом свете. Встретив меня на другой день вблизи острова, Януш стал зазывать меня к себе, уверяя с довольным видом, что теперь «сын таких почтенных родителей» смело может посетить замок, так как найдет в нем вполне порядочное общество. Он даже привел меня за руку к самому замку, но тут я со слезами вырвал у него свою руку и пустился бежать. Замок стал мне противен. Окна в верхнем этаже были заколочены, а низ находился во владении капоров и салопов. Старухи выползали оттуда в таком непривлекательном виде, льстили мне так приторно, ругались между собой так громко. Но главное — я не мог забыть холодной жестокости, с которою торжествующие жильцы замка гнали своих несчастных сожителей, а при воспоминании о темных личностях, оставшихся без крова, у меня сжималось сердце.
Несколько ночей после описанного переворота на острове город провел очень беспокойно: лаяли собаки, скрипели двери домов, и обыватели, то и дело выходя на улицу, стучали палками по заборам, давая кому-то знать, что они настороже. Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут; понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы. А ночь, как нарочно, спускалась на землю среди холодного ливня и уходила, оставляя над землею низко бегущие тучи. И ветер бушевал среди ненастья, качая верхушки деревьев, стуча ставнями и напевая мне в моей постели о десятках людей, лишенных тепла и приюта.
Но вот весна окончательно восторжествовала над последними порывами зимы, солнце высушило землю, и вместе с тем бездомные скитальцы куда-то схлынули. Собачий лай по ночам угомонился, обыватели перестали стучать по заборам, и жизнь города, сонная и однообразная, пошла своею колеей.
Только несчастные изгнанники не нашли и теперь в городе своей колеи. Правда, они не слонялись по улицам ночью; говорили, что они нашли приют где-то на горе, около часовни, но как они ухитрились пристроиться там, никто не мог сказать в точности. Все видели только, что с той стороны, с гор и оврагов, окружавших часовню, спускались в город по утрам самые невероятные и подозрительные фигуры, которые в сумерки исчезали в том же направлении.
Кроме этих выделявшихся из ряда людей, около часовни ютилась еще темная масса жалких оборванцев, появление которых на базаре производило всегда большую тревогу среди торговок, спешивших прикрыть свое добро руками, подобно тому как наседки прикрывают цыплят, когда в небе покажется коршун. Ходили слухи, что эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались, между прочим, мелким воровством в городе и окрестностях.
Организатором и руководителем этого сообщества несчастливцев был пан Тыбурций Драб, самая замечательная личность из всех не ужившихся в старом замке.
Происхождение Драба было покрыто мраком самой таинственной неизвестности. Некоторые приписывали ему аристократическое имя, которое он покрыл позором и потому принужден был скрываться. Но наружность пана Тыбурция не имела в себе ничего аристократического. Роста он был высокого, крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум. В то время как на его лице сменялся целый ряд гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение, отчего мне всегда бывало как-то безотчетно жутко смотреть на кривлянье этого странного человека. Под ним как будто струилась глубокая постоянная печаль.
— Ото ж, вражий сын, як лается!
Когда же затем пан Тыбурций, подняв глаза к потолку, начинал декламировать длиннейшие латинские тексты, усатые слушатели следили за ним с боязливым и жалостным участием. Им казалось тогда, что душа Тыбурция витает где-то в неведомой стране, где говорят не по-христиански, и что она там испытывает какие-то горестные приключения. Его голос звучал такими глухими, загробными раскатами, что сидевшие по углам и наиболее ослабевшие от горилки [8] слушатели опускали головы, свешивали длинные «чуприны» и начинали всхлипывать.
— О-ох, матинька, та и жалобно ж, хай ему бис! — И слезы капали из глаз и стекали по длинным усам.
И когда оратор, внезапно соскакивая с бочки, разражался веселым хохотом, омраченные лица хохлов вдруг прояснялись и руки тянулись к карманам широких штанов за медяками. Обрадованные благополучным окончанием трагических приключений пана Тыбурция, хохлы поили его водкой, обнимались с ним, и в его картуз падали, звеня, медяки.
Никто не знал также, откуда у пана Тыбурция явились дети, а между тем факт стоял налицо, даже два факта: мальчик лет семи, но рослый и развитой не по летам, и маленькая трехлетняя девочка. Мальчика пан Тыбурций привел с собой с первых дней, как явился сам. Что же касается девочки, то он отлучался на несколько месяцев, прежде чем она появилась у него на руках.
Мальчик, по имени Валек, высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела, заложив руки в карманы и кидая по сторонам взгляды, смущавшие сердца калачниц. Девочку видели только один или два раза на руках пана Тыбурция, а затем она куда-то исчезла, и где находилась — никому не было известно.
Поговаривали о каких-то подземельях на горе около часовни, и так как в тех краях подобные подземелья нередки, то все верили этим слухам, тем более что ведь жили же где-нибудь все эти люди. А они обыкновенно под вечер исчезали именно в направлении к часовне. Туда своею сонною походкой ковылял полубезумный старик нищий, которого прозвали «профессор», шагал решительно и быстро пан Тыбурций. Туда уходили под вечер, утопая в сумерках, и другие темные личности, и не было храброго человека, который бы решился следовать за ними по глинистым обрывам. Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой. На старом кладбище в сырые осенние ночи загорались синие огни, а в часовне сычи кричали так пронзительно и звонко, что от криков проклятой птицы даже у бесстрашного кузнеца сжималось сердце.
Рассказы короленко для детей 6 класса
© Владимир Александрович Короленко, 2017
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Дочери Аленушке посвящаю
Подарившей мне внука, который стимулировал написание данных рассказов, и помог распознать и предупредить ошибки, которые допускают детки в раннем не контролируемом возрасте.
Дочери и прекрасной воспитательнице, сумевшей привлечь внука к спорту, вместе с мамой заниматься волейболом и уже в школе иметь юношеский спортивный разряд, а в институте отстаивать спортивные интересы факультета и учебного заведения; к музыке – дать кроме общего образования возможность окончить музыкальную школу, научившую чувствовать музыку душой и самостоятельно писать свои музыкальные произведения, выкладывая созданные клипы в интернете с твердой уверенностью продолжать серьезно учиться музыке после окончания института.
Дочери, которая по не нуждающемуся в письменном оформлении наследству получила от матери умение и желание профессионально заниматься вязанием, творя семейные шедевры. Дополняя увлечения живописью, практикуя свои творения красками на бумаге и холсте.
Дочери-близняшке, сознательно поддержавшую и продолжившую семейную традицию, отдав делу служения Родине в войсках Правительственной связи, двадцать пять календарных лет.
Тебе родная, Аленушка, адресую.
Отзыв на первое издание книги
«Рассказы для внука»
В кратких произведениях книги «Рассказы для внука» Владимир Александрович Короленко показывает ту характерную особенность в действиях своих персонажей, которая непосредственно беспокоит автора, родителей и общество в целом.
Автор рассказов выставляет на первый план интересы подростков, их промахи и неудачи, которые часто сопровождают детей еще до «переходного» возраста.
Детям, еще не имеющим ни жизненного опыта, ни обычного примитивного предвидения, необходимо избежать или избавиться от ошибок в период самостоятельного познания мира и бытия. Тем более, когда среди детей нет опытного мудрого человека, который бы направил их энергию на добрые дела.
Ситуация становления детей в таком возрасте понятна взрослому человеку, который прошел этот путь. Поэтому важно в удобной форме разъяснить детям и уберечь их от повторения ошибок старшими.
В этом главная мысль автора.
На примерах из своего детства писатель в художественной форме пытается подсказать и поставить юного читателя на верный путь. Дает возможность своим героям осознать негативное в своих действиях, исправить ошибки, превратить все будничное не осмысленное в положительное.
Автору рассказов успешно удалось применить характерные темы, еще не познанные подростками на их жизненном пути, при становлении личности (рассказ «Детский авторитет»), заложить интерес к жизни, своеобразно развить сюжет произведения, показать настойчивость и инициативу в достижении цели, добиться позитивных результатов в действиях подростка.
Тема Великой Отечественной войны в рассказах проходит ярко, документально, на живых примерах участников событий – истинных героев тех суровых и памятных лет. И это очень важно для понимания молодым поколением событий нашей многострадальной страны в годы войны, того сурового беспощадного времени, не щадившего ни взрослых ни детей.
Под впечатлением рассказов о войне мысли юного читателя невольно ищут справедливость, становятся на стороне невинного и униженного, порождают чувства защитника и патриота своей Родины.
«Рассказы для внука» отвлекают детей от виртуального видения и представления мира взаимоотношений через интернет, приближают к естественной, непосредственно земной действительности, где совершаются и обязательно исправляются необдуманные ошибки детского возраста.
Книга нашла своего читателя. Тексты в рассказах не замысловаты. Читаются легко и свободно. Смысл повествования воспринимается и понимается с первого, беглого прочтения. Краткость некоторых текстов позволяет юному читателю, прочитать рассказ за один присест. И только почувствовав свои силы, интерес и любопытство ребенок может приступить к рассказам более продолжительным и сложным по восприятию, например, «Красноармейцем через всю войну».
После прочтения события и жизненные уроки, описанные в книге, станут понятны и поучительны для детей школьного возраста, чем и стремился автор привлечь к своим произведениям юного читателя.
Книга будет хорошим уроком в становлении каждого подростка.
От автора
Этим циклом рассказов из своего детства, хотел бы показать детям, (возможно, и их родителям), насколько их действия в раннем возрасте, порой бывают неосмысленными, скоропостижными и могут иметь непредсказуемые и даже трагические последствия, а иногда весьма поучительными.
Не всегда навязанные нравоучения имеют положительный результат. Однако рассказы, вовремя преподнесённые старшими с воспитательной целью, могут стать для юных граждан интересными и запоминающимися. Дети вступают в начальную, неведомую стадию человеческой жизни, полную удивительных, приятных, а подчас и огорчающих приключений. Но они об этом не задумываются. Им хочется скорее всё проверить, попробовать, познать.
Это могут быть физические действия или неосмысленные ими поступки морального плана, без умысла толкающие не имеющего жизненного опыта ребенка, на их осуществление. Такие действия, на мой взгляд, нельзя считать выходками ребенка кому-то во зло. Это его начальный, еще не проторённый путь проб и ошибок. Им необходимо просто подсказать, но в наиболее воспринимаемой, благожелательной форме.
Детям интересны ненавязчиво преподнесенные практические и моральные уроки. Считать, читать их можно научить гораздо раньше, чем научить тому, что можно делать или что делать крайне опасно, или что в моральном плане прилично, а что в окружении людей делать не принято по нормам человеческой морали. Надо знать, какие действия могут обидеть, а какие оскорбляют друзей и окружающих.
Основные черты характера, моральный облик ребенка формируются в семье. Понятия о человеческой морали – задача сложнее и зависит зачастую не только от продолжительного уклада взаимоотношений в семье.
С малых лет у ребенка пробуждается чувство бережного отношения к окружающей природе, к животным, к своему родному краю. Рассказы ненавязчиво формируют у маленьких граждан страны жалость и любовь к животным, растущему свободно или кем-то посаженному дереву, цветам, красочному убранству цветников, клумб, парков, улиц, дворов – мест, где проходит их детство. Здесь зарождается любовь к земле, на которой живешь, чувство любви, гордости и патриотизма к своей стране, к Родине.
По рассказам о детстве взрослых, дети узнают о судьбах их близких, об истории не только семьи, но и всей страны, о страшных бедах, познавших бабушками и дедушками во время самой ужасной для человечества освободительной Великой Отечественной войне нашего народа против немецко-фашистских захватчиков.
Несколько раз я рассказывал своему внуку Серёже не выдуманные противоречивого характера истории из своего детства под общим названием «Этого я бы больше никогда не повторил», которые со временем обогащались все новыми, разнообразными сюжетами. Внука они заинтересовали. Чаще это происходило в машине во время наших поездок на дачу или обратно. Путь не близкий: в одну сторону более часа езды.
И каждый раз, отъезжая, внук тут же нетерпеливо просил, чтобы я снова и снова рассказал ему новый или повторил известный рассказ о том, что случалось со мной в моём детстве и, что бы я больше никогда не сделал, потому, что это могло быть связано с риском не только для здоровья, но и для жизни. Иногда внук вмешивался в повествование, иногда задавал вопросы, но с выводами соглашался всегда.
«Рассказы для внука», полезные в воспитательных целях для всех наших милых деток. Я решил их записать.
Эпиграф
Твоему пытливому уму
Рассказы книга предлагает.
Узнаешь: Что, где, зачем и почему,
В природе, в жизни все бывает.
И полистав её сейчас,
Откроешь дверь из любопытства
Себя и мир познаешь еще раз
И опыт твой обогатится
Группа ребят у партизанской землянки. Фото автора.
Рассказы для внука
Ведь я обидел маму
В красивом, но далёком от крупных населённых пунктов и от железной дороги селе мы прожили уже несколько лет, вернувшись после освобождения от фашистов в родные довоенные места. Жизнь текла своим чередом. Взрослые и дети с величайшей радостью встретили весть о Великой победе. Радовались за героизм своих отцов и дедов, хотя отцы многих моих товарищей по детству так и не вернулись с той невероятно страшной войны. Многие сверстники воспитывались без отцов. Их матери успевали вести хозяйство по дому, работать в поле, отправлять детишек в школу. Заботиться о воспитании осиротевших деток времени не хватало.
В колхозе в то время за работу денег не платили. Труженики села получали вознаграждение за труд, так называемыми трудоднями. Это значит, что, поработав весь световой день в поле можно было получить поставленную бригадиром палочку в его ежедневно ведущейся ведомости. Это и было вознаграждение за трудовой день – «трудодень».
И поскольку денег на руках у сельчан не было, они вынуждены были иметь в домашнем хозяйстве кур, уток, гусей, крупных домашних животных. Заводили обязательно коров, свиней. Имели небольшие участки земли в поле, где могли вырастить и по возможности продать то, что получили с урожая или вырастили в общем хозяйстве. Труд на общественных полях был строго обязательным. На подворье или на своём участке в поле сельчане выполняли работы рано утром или вечером до поздней ночи.
Заработав мало трудодней, сельчане многое теряли, так как по окончании осенних полевых работ на трудодни давали полученное с общественных полей зерно, овощи, мясо. И тогда, у кого было больше времени потрачено на колхозных полях, фермах и других работах, тот больше получал натуральный заработок зерном, подсолнечником, свёклой, капустой и прочими выращенными продуктами.
Наступало время, когда всё заработанное нужно было сбыть, чтобы иметь деньги и купить за них необходимое для семьи, детей и для дома.
К осени по очереди собирались обозы, нагруженные полученным на трудодни продовольствием, и сельчане отправлялись, в крупные города на базары, чтобы там продать заработанную в колхозе и выращенную в своем домашнем хозяйстве продукцию.
Сборы и каждая очередная поездка готовилась много дней. Распределялись повозки, определялись по очереди дворы и хозяева, кто в этот раз будет использовать колхозный транспорт. Заранее всё нагружалось на телеги, запряженными волами. К вечеру гружёные доверху телеги и арбы выстраивались в длинный обоз, готовые выехать на ночь в не близкий, но заманчивый ожиданиями беспокойный путь.
Поездка сельчан на ярмарку захватывала всех в селе, в том числе и детей. И каждый из нас очень хотел побывать в неведомых краях, увидеть город, при возможности полакомиться мороженым или попить сладкой газированной воды. В возрасте двенадцать лет о большем тогда никто из нас и не мечтал.
Моего приятеля Витьку мама взяла с собой, как помощника. Их отец с войны не вернулся. Всё хозяйство в доме вела женщина. Я тоже попросился, и мама Витьки решилась взять и меня.
– Веселее будет детям вдвоем, – сказала она.
Моего отца дома не было. Я стал отпрашиваться только у мамы. Не соглашалась она отпустить меня в столь неожиданное и длинное путешествие, в обузу чужим людям. Я упрашивал и настаивал, просил и уговаривал, понимая и сам, что делаю неправильно. Отказы мамы были убедительнее моих просьб, но через какое-то время споры закончились, и я, считая, что получил согласие, схватил рубашку, побежал к обозу. Мама этого не видела и успокоилась. Видимо, подумала, что я поддался её доводам. А мне казалось, что получено разрешение. Я так и заявил маме Витьки.
У обоза люди громко разговаривали, быстро сновали вокруг телег, о чём-то ещё договаривались. Кто не успевал, погружали небольшие узелки, устраивали сиденья из соломы и сена там, где ещё было для этого место. Незатейливый корм для животных должен быть обязательно. Ещё и ещё раз проверяли всё ли взято для продажи, всё ли загружено. Укладывали продукты питания на всё время пути и выезжали в назначенное время к месту, где выстраивался весь длинный обоз. Двигались обозом. Набиралось полтора – два десятка повозок, запряжённых волами. Выезжали обязательно под вечер, чтобы за ночь по просёлочным, но более коротким дорогам преодолеть путь в тридцать километров и к утру оказаться на многообещающем базаре или ярмарке.
Вскоре обоз, под общий шум ликования, последних напутствий соседей впереди и сзади колонны, тронулся в путь. Пара волов, запряженных в повозку, взяла воз дружно и без особых понуканий. День перевалил за вторую его половину. Была осенняя тёплая пора. Солнце было ещё высоко. Небо безоблачное. Погода безветренная, тёплая.
Мы с Витькой, не скрывая восторга, радовались началу нашего первого выезда в столь далёкое, предвещающее много радостей путешествие.
Обоз двигался медленно. Многие хозяева грузов долгое время шли за повозками. Иногда подсаживались на некоторое время, а на незначительных подъёмах спешили облегчить груз и шли рядом. Это делали и мы с Витькой, забегая далеко вперёд.
Солнце готовилось спрятаться за горизонт. Витькина мать налила нам на ужин по кружке молока с домашним хлебом и предложила забраться на подготовленное, опробованное нами место, где бы мы могли, хотя бы полусидя, поспать.
Сколько мы проехали, я не знаю. Но вдруг в полусне я услышал голос своей мамы. Он доносился с конца обоза. Запыхавшимся голосом она звала меня.
– Володя, Володя, – услышал я снова её голос.
Я чётко узнал его, но мне казалось, что это во сне.
Она расспрашивала знакомых, видел ли кто-либо меня здесь. Где и на какой повозке мог находиться я. Мамин голос был уставшим, запыхавшимся от быстрой ходьбы, а больше всего от бега, чтобы догнать обоз.
В вечерней тишине, когда успокоился гомон людей и слышался только скрип телег и упряжи волов, голос мамы приближался все ближе, звучал яснее и отчётливее. Вскоре я услышал её рядом у нашей повозки.
В сумерках наступающей ночи я присел на повозке, не зная, что мне делать и как мне поступить. Увидев меня, мама только и произнесла:
– Володя, что ж ты наделал? Я бежала за этим обозом больше десяти километров. Отец обвинил меня в твоём непослушании и сказал, чтобы я обязательно вернула тебя домой.
Наступило молчание. Повозка ехала дальше. Веской причины остановить медленно двигавшийся обоз не было.
Моя мама, обменявшись несколькими не обидными словами с Витькиной мамой, попросила меня слезать с телеги. Извинившись, мне без лишних слов пришлось спешиться и собираться в обратный путь.
Постепенно приходя в себя от случившегося, я начал понимать нелепость своего поступка.
Надежда впервые побывать в большом городе – рухнула окончательно.
Мысленно я ещё пытался найти оправдание и защищаться, но, только подумав о том, какими усилиями, с каким трудом, с какими мыслями маме пришлось исправлять моё непослушание, у меня не раскрывался рот, чтобы что-то сказать.
Нам с мамой предстоял обратный пеший ночной путь домой.
Витькина мама сунула мне на дорогу несколько яблок, которые должны были поддержать мои силы.
Встреча и наши проводы происходили, не останавливая ни нашей телеги, ни весь обоз. Поэтому мы собрались в обратный путь быстро, не создавая общих неудобств и неприятностей.
С Витькой расстались молча.
Впереди был не простой длинный путь.
Мы немного постояли у обочины дороги, пропуская обоз. Затем медленно, без упрёков и наставлений мамы и моих оправданий, думая каждый о своём, медленно отправились в обратный путь.
Ночь входила в свои права. Узкий серп луны светил тускло, иногда прячась за тучи. Звёзды только разгорались в предстоящей украинской темной ночи. Моё тело становилось вялым и непослушным. Шли медленно, не разговаривая. Местность незнакомая и мало различимая. Просёлочная дорога, подъёмы и спуски никак не напоминали мне, что только недавно мы по ней проехали.
Сумрак и одиночество в далёкой ночной степи навевали опасения, страх и раскаяние. Чувствуя за собой вину, я шёл немного отставая. Время шло медленно. Всё происшедшее с новыми доказательствами моей вины и не нужными оправданиями вновь и вновь всплывали в моём сознании и не уходили из моих рассуждений.
Волнение и жалость заставили меня догнать маму и взять её за руку. Так прошли мы ещё некоторое время. Но нахлынувшее состояние признания вины перед мамой переполняли мои чувства. Мне хотелось во многом раскаяться, извиниться и сказать об этом именно сейчас. Мысли давили, слова подкатывались к горлу давящим комком, но я ничего не мог сказать. С жалостью и сочувствием приблизился к маме, обнял её и заплакал. Мы невольно остановились. Мама положила свою руку на мою голову, погладила и ещё крепче, с материнской лаской и любовью прижала меня к себе. Я дал волю своим чувствам, всхлипывая, извинялся и раскаивался.
И тогда же я дал маме слово, что никогда её так горько не обижу.
Внук Сережа с мамой. Фото из семейного альбома автора.
Чувствуя мою усталость, мама чаще предлагала присесть и отдохнуть. Предложенные на дорогу яблоки нам пригодились. Маме я дал самое большое и, как мне казалось, лучшее. Подкрепившись и отдохнув, мы снова отправлялись в путь.
Меня уже не настораживали далёкие ночные движущиеся тени, шелест травы у кромки дороги и заметные колебания веток придорожных кустов. Голоса ночных птиц и одиночество в ночной степи меня уже не пугали. Я шёл увереннее и быстрее. Ведь рядом была любящая, всё прощающая, всегда жалеющая и оберегающая меня мама. И я никогда её больше не обижу.