Рассказы монахов про борьбу с бесами

Сказки

Борьба с древом греха

Сбор информации по 8 основным страстям и противодействию им. Борьба со страстями в Свете Святоотеческого Предания Церкви. Материалы, изложенные на основании Учения Святых Отцов Церкви, православные публикации.

Апостол Павел писал: «Злое, которое не хочу – делаю. Доброе, которое хочу – не делаю, ибо не я делаю, а живущий во мне грех».

Бесы и бесовские козни. Фрагмент из книги – Блаженный Старец Иаков (Цаликис)

В последние годы жизни в монастырь часто при­возили бесноватых с тем, чтобы отец Иаков прочи­тал над ними молитву и благословил главой преподобного Давида. Осенью 1987 года старец помог юноше Георгию Л., который страдал от бесовского нападения. В октябре мать и брат привезли Ге­оргия в монастырь. Они попросили отца Иакова прочитать над ним заклинательные молитвы. В храме бесноватый ругался, выкрикивал бранные слова, размахивал руками, угрожал. Отец Иаков открыл ковчег с мощами, достал честную главу Преподобного и стал читать заклинательные мо­литвы. В этот момент мать закричала: “Боже мой, что видят глаза мои, пусть с моим сыном всё будет хорошо!” Во время чтения молитв бес вышел из Георгия и юноша утих. Его мать, выйдя из храма, рассказала одному из монахов о том, что видела, как батюшка, читая заклинательные молитвы, но­гами наступал на беса, чёрного карлика с рогами и хвостом.

В монастырь привозили не только бесноватых, но и людей, страдающих шизофренией и другими психическими недугами. Иной раз очень трудно различить, когда несчастный человек страдает шизофренией, а когда одержим бесом. Отец Иаков об­ладал даром различать эти состояния и знал, кому надо обращаться к врачу, а над кем читать закли­нательные молитвы.

Многие присутствовали во время отчитыва­ния и даже записали разговоры отца Иакова с бесами. Нечистые духи грязно ругались через уста бесноватых. Бесноватая по имени Панайо-та противилась идти к отцу Иакову, угрожала, что ослепит его ночью, чтобы он не мог читать. Бесноватая сказала, что её зовут Велиар. Тогда батюшка ответил:

— Ты, Велиар, и твой отец — лгуны. Отец твой — Вельзевул.

— Да, так его зовут, и он меня сильно бьёт, чтобы я делала зло, я не могу больше терпеть.

— Теперь, — повелел старец, — я хочу, чтобы ты вышел из Панайоты.

— Выйду, выйду, мерзкий тощий старик.

— Лучше я пойду не в горы, а в человека… Старец положил бесноватой на голову главу пре­подобного Давида.

— Ты мне ломаешь рога… Я воюю с тобой шес­тьдесят пять лет. Не могу тебя ввергнуть в какой-нибудь грех, отправить тебя в ад. Благодари этого Давида, а иначе я бы тебя уничтожил…

Потом бес изменил тактику и закричал старцу:

— Ты — святой… Между вами святой, а вы этого не понимаете.

Но батюшка тут же заставил его замолчать:

— Ты говоришь это для того, чтобы соблазнить меня… но я знаю, что я никто…

— Твое смирение, баран, жжёт меня, уйди… Однажды родители привезли в монастырь свою

бесноватую дочь. Она отказывалась войти в храм. Батюшка вынес ей главу преподобного Давида. Де­вушка забилась в конвульсиях и закричала:

— Заткнись, дрянной старик, не хочу тебя слу­шать. Чтоб ты сдох. Я — властелин мира. Афины у меня в руках… Что я хотел, того добился, священников остриг… Много лет я воюю с монас­тырём, вас тут защищает Давид. Никак не могу заманить тебя в ловушку. Посмотри на свои ноги! Они все сгнили. Я хочу, чтобы ты впал в отчая ние. Скажи, что ты — святой, и я отправлю тебя в ад.

— Я не святой, но Господь сказал: “Будьте свя­ты”. Делаю что могу, но я человек перстный.

— Что делать с тобой, поп вонючий, у тебя есть смирение, и в тебе живёт Христос, иначе я бы дав­но тебя уничтожил. Столько болезней я на тебя на­слал, а ты всё ещё держишься…

Другой бесноватый гордо заявил:

— Восемь тысяч колдунов я имею в своём под­чинении.

Старец спросил его, как он входит в людей, и он ему ответил, что входит в тех, у кого нет веры.

Два молодых человека из Верии привезли в мо­настырь свою бесноватую мать. Сначала женщина вела себя спокойно и шутя говорила:

— Тощий Яков, отец Яков, ты — святой. Народ тебя почитает за святого.

Но потом она стала агрессивной и многим быв­шим там людям поцарапала ногтями лица. Она на­бросилась и на старца, но он остановил её главой преподобного Давида.

Другой бесноватый в ответ на молитвы старца в испуге закричал:

— Заткнись, Иаков, убирайся, дистрофик… Я, как дым, вхожу в человека и, как дым, выхожу… Я боюсь и трепещу Креста… Когда крестятся — я выхожу… Уходит Благодать Божия, и входим мы, бесы.

Во всех, без исключения, случаях старец отчи­тывал бесноватых перед мощами преподобного Да­вида. Никто не мог сказать, что бесов изгоняет сам старец Иаков, поскольку он всегда говорил, что всё совершает Преподобный.

Бесноватые, которые освобождались от власти диавола, часто потом посещали монастырь и благодарили батюшку.

Однажды монахи удивились, увидев, что ста­рец не принял деньги в свой “заплечный мешок” от матери одного юноши, которого он освободил от демона. Батюшка объяснил ей это так: “Я избавил твоего сына от беса, а ты теперь хочешь, чтобы он через твои деньги вошёл в меня!”

Дар изгнания бесов — доказательство того, что власть сатаны над миром, над человеком и над при­родой временна и может быть упразднена.

Источник

Рассказы монахов про борьбу с бесами

«Может, в конце этого тоннеля человека встречает вовсе не Господь?»
11.10.2017

Древняя мудрость гласит: медицина лечит тело, религия — душу. Иеромонаха Феодорита (Сеньчукова) можно назвать специалистом широкого профиля. Вот уже почти десять лет он совмещает работу врача-реаниматолога на «скорой» и служение в храме.
В медицине он больше тридцати лет: работал в Институте Склифосовского, Первой инфекционной больнице. А девять лет назад принял постриг и надел монашескую рясу.
Но и белый халат не снял.
О чудесах и бесах в реанимации, о том, можно ли экстренно искупить грехи и какие медицинские процедуры запрещены в православии, отец Феодорит рассказал «МК».
Батюшка назначает встречу на территории Высоко-Петровского ставропигиального монастыря в полдень. Как раз в это время заканчивается воскресная служба. На улицу отец Феодорит выходит с пакетом в руках. Внутри — «скоропомощной» медицинский костюм синего цвета. Через два часа батюшка должен заступить на дежурство в составе одной из реанимационных бригад 1-й подстанции скорой помощи.
— Когда вы приезжаете на вызов, близкие пациентов догадываются о вашем священническом сане?
— Иногда. Не зря ведь существует поговорка: «Попа и в рогожке видать». Но чаще спрашивают, являюсь ли я байкером или хиппи.
— И что вы отвечаете?
— Говорю, что ближе ко второму. О том, что я священник, рассказываю редко. На вызове, как мне кажется, это лишняя информация. Но иногда фельдшеры нет-нет, да и проговорятся, мол, доктор у нас непростой, православный священник. Тогда многие говорят, мол, и так догадались, по бороде.
— Она, кстати, вам не мешает во время реанимационных мероприятий?
— Нет (смеется). Вообще бородатых врачей много, другое дело, что в хирургии это не всегда приветствуется.
«В студенческие годы работал даже санитаром труповозки…»
— Как получилось, что вы стали совмещать работу реаниматолога и священнический сан?
— По первому образованию я врач, в 1986 году окончил Второй мед по специальности «педиатрия». Потом пошел в интернатуру по детской анестезиалогии-реанимации. Еще в школьные годы начал санитарить в больнице, во время обучения в институте работал фельдшером на «скорой», даже санитаром труповозки. Когда получил диплом, начал совмещать работу в отделении со сменами на «скорой». Сутки дежурил в стационаре, сутки ездил на вызовы, сутки отдыхал. Времена были тяжелые, а мне нужно было кормить семью.
— Вы тогда были верующим человеком?
— Да, но не крещеным. Крестился я только в 1988 году. А в 2000 году умерла моя супруга, я остался один с двумя дочками на руках. Старшей тогда было 17 лет, она поступала в институт, младшей — всего пять с половиной, ее нужно было готовить к школе. Мне оставалось уповать только на помощь Господа. Все эти годы я жил с мыслью, что, когда дочки подрастут, уйду в монастырь. В 2008 году принял постриг. На тот момент мне было 45 лет.
— Работу на «скорой» вы бросили? Ведь монашество подразумевает полный отказ от мирской жизни.
— Большинство людей, прежде чем посвятить себя Господу, отказываются от всего, что окружало их в прежней жизни. Но мой путь к Богу был не совсем каноническим. 17 ноября, на свой день рождения, я поехал в паломническую поездку в Киево-Печерскую лавру. Вместе со всеми стоял в огромной очереди на исповедь. Вдруг вижу: за колонной стоит старенький батюшка, народу к нему на исповедь нет. Я и поспешил. Батюшка отпустил мне грехи, а потом спрашивает: «А ты вообще кем работаешь?» Я рассказал, что тружусь на «скорой помощи» в Москве. На что батюшка ответил: «Это хорошо, но тебе надо быть священником». Еще через два дня мне позвонили из лавры и сказали, что владыка благословил мой постриг. 7 декабря, в день рождения покойной супруги, меня постригли в монахи, а 18 декабря рукоположили в дьяконы.
Служить меня направили в Северо-Донецкую епархию, на самый север Луганской области. Там был крошечный приход, на службы ходили всего несколько старушек да их внучки. Люди все были открытые, бесхитростные. Помню, как те бабушки во время Великого поста принесли нашему священнику сало освятить. «Бабушки, милые, так пост ведь на дворе, нельзя мясо есть», — в недоумении застыл батюшка. «Так разве це мясо? Це ж сало. » — не растерялись старушки. В общем, прихожанки у нас хоть и были хлебосольные, но сами едва концы с концами сводили. И священника, и дьякона им было никак не прокормить. Потому владыка благословил меня не бросать работу на «скорой», чтобы у меня была возможность содержать семью.

Читайте также:  Сказки на ночь для котят

АВТОР: Анастасия Гнединская / Московский Комсомолец

Источник

Как бесы заставили плясать преподобного Исаакия

День памяти прп. Исаакия, затворника Печерского – 14 февраля (27 февраля по новому стилю).

Преподобный был одним из первых монахов древнего Печерского монастыря. Повествование о нем включено в «Повесть временных лет», в летописную статью 1074 г. со сказанием «О первых черноризцах Печерских», а также и в Киево-Печерский патерик. Слово патерика об Исаакии пещернике, как упомянул его автор, написано по рассказам братии, «а иное я и сам видел». Рассказ о подвигах и искушении прп. Исаакия – один из самых остросюжетных в патерике. Он наполнен чудесами, в нем действуют инфернальные силы и в то же время там воссозданы реалии повседневной жизни насельников древнего Печерского монастыря.

Монах Исаакий в миру был богатым купцом, родом из Торопца (сейчас районный центр Тверской области России). Следуя евангельскому слову, купец раздал все свое имение нуждающимся и монастырям и, желая стать монахом, пришел в Киев к прп. Антонию. Приняв от него постриг с именем Исаакий, надев власяницу и поверх нее высохшую на нем сырую шкуру козла, монах затворился в пещере и стал вести суровую подвижническую жизнь.

Подвиг затворников, уединявшихся для молитвы в темноте и тесноте пещерных келий, трудно понять и представить обычному человеку. Маленькая келья, где Исаакий безвыходно пребывал в течение семи лет, размером была всего лишь четыре локтя (как известно, эта древнерусская мера длины равнялась примерно 54 см). Вход в келью был засыпан, оставлено только маленькое окошко, куда едва проходила рука. Прп. Антоний, приходя в пещеру, через это окошко подавал ему скудную пищу – просфору и хлеб. Занятием Исаакия в затворе было «умное делание» – постоянная молитва, поклоны и пение псалмов, спал он обычно сидя.

Подвиг молитвы в безмолвии и уединении, известный с древних времен монашества, получил название исихии (греч. молчание, безмолвие). Духовным плодом такой молитвы могло быть непосредственное Богообщение, когда подвижник удостаивался созерцания ослепительного «нетварного» Фаворского света. Однако с Исаакием случилось иное – он подвергся великому искушению. Во время ночной молитвы его келья осветилась ярким светом и явились двое прекрасных юношей с блистающими, как солнце, лицами, сказавшие Исаакию, что к нему идет сам Христос. Исаакий, не распознав бесовского наваждения и приняв нечистых за ангелов, забыл перекреститься и поклонился духу тьмы. Келья наполнилась множеством бесов, которые, «ударив в сопели, тимпаны и гусли», заставили Исаакия плясать до изнеможения.

Утром монахи, думая, что затворник преставился, открыли вход в келью и вынесли его, бездыханно лежащего на полу пещеры. После вынужденного ухода прп. Антония в Чернигов, разбитого параличом Исаакия взял в свою келию прп. Феодосий и ухаживал за ним, беспрестанно читая над ним молитвы. Состояние, в котором в течение двух лет пребывал Исаакий, в медицинской терминологии определяется как кома – он не мог двигаться, говорить, ничего не слышал и не вкушал никакой пищи.

После освобождения от диавольского действа и постепенного выздоровления преподобный Исаакий отказался от затворничества и начал юродствовать. Подвиг юродства – мнимого безумия, намеренного глупого и нелепого поведения, был способом самоуничижения и борьбы с гордыней. Когда-то Исаакий в затворе счел себя достойным посещения Христа с ангелами, а теперь навлекал на себя поношения и оскорбления братии. Однажды, насмехаясь над ним, один из поваров сказал: «Исакий, вот сидит вран чернъ, – поди, возьми его» (а имя подвижника в миру было Чернь, вероятно, по причине его черных волос). Исаакий же поклонился до земли, пошел, взял дикого черного ворона и принес его на глазах у всех поваров. После этого чуда братия и игумен стали почитать юродивого.

Исаакий поселился вновь в пещере, откуда бесы пытались изгнать его, наводя страх и творя разные пакости, являясь то в виде хищных зверей, то гадов. Рассказ о борьбе печерского затворника с бесами находит параллели в житии св. Антония Великого – отца египетского монашества, которому бесы являлись под видом разных чудищ. Исаакий говорил им: «Если вы и прельстили меня в первый раз, потому что не ведал я козней ваших и лукавства, то ныне со мною господь Иисус Христос, Бог мой, и на молитвы отца моего Феодосия надеюсь, и одержу победу над вами». Как и св. Антоний Великий, он побеждал их силою Животворящего Креста – осенял себя крестным знамением, и бесы исчезали. Три года продолжалась эта борьба с нечистыми, которых затворник победил смирением. Когда бесы лицемерно сказали: «О Исаакий, победил ты нас!» – рассчитывая склонить его к тщеславию и гордыне, преподобный не принял от них похвалы. Ответ его был таков: «Когда-то вы прельстили меня, приняв образ Иисуса Христа и ангелов, но не достойны вы были такового сана, а теперь вы являетесь в своем истинном образе, зверином и скотском, и змеями, и разными гадами, какие вы и есть на самом деле».

Искушение и прельщение Исаакия для последующих поколений монахов было свидетельством опасности трудного подвига затворничества и необходимости прохождения в начале монашеского пути послушания в общем иноческом житии. В повествовании Киево-Печерского патерика о Никите затворнике игумен Никон, пытаясь удержать молодого постриженика от ухода в затвор, говорил: «О чадо! нет тебе пользы праздно сидеть, потому что ты еще молод, лучше тебе оставаться среди братии, и, работая на них, ты не лишишься награды своей. Сам ты видел брата нашего, святого Исаакия Пещерника, как прельщен он был от бесов. Только и спасла его великая благодать божия и молитвы преподобных отцов, Антония и Феодосия, которые и доныне чудеса многие творят». Со времени прп. Феодосия для поселения в затворе необходимо было разрешение игумена, дававшееся, как правило, опытным духовно монахам.

Последние годы жизни прп. Исаакий провел в особо строгом воздержании. Преставился он при игумене Иоанне (1088–1103). Когда святой сильно заболел, монахи перенесли его из пещеры в монастырь, где на восьмой день он скончался. Игумен с братией погребли тело Исаакия в Ближних (Антониевых) пещерах.

Мощи преподобного покоятся в Ближних пещерах. Возле раки с мощами помещена икона преподобного, написанная по образцу гравюры патерика. Образ прп. Исаакия затворника был выполнен в начале ХХ в. художником И. С. Ижакевичем в Трапезной палате Киево-Печерской Лавры. Неслучайно размещен он на южной стене Трапезной, рядом с прежним входом в поварню, где трудился Исаакий после своего прельщения в затворе. Он приходил раньше поваров и, принося дрова и воду, разжигал огонь. Братия, трудившаяся на лаврской кухне, и в последующие времена почитала прп. Исаакия своим помощником.

Тропарь прп. Исаакия:
Светлости святых насладитися вожделев, в темную вселился еси пещеру, Прехвальне, и добре подвизался еси, Исаакие: прельщен же быв от врага, паки крепко попрал еси того вся коварства: и ныне яко победитель в веселии предстоя Христу Богу, проси нам мира и велия милости.

Старший научный сотрудник
Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника
Елена Лопухина

Источник

О том, что на подвижников бесы нападают крепко, а нерадивых презирают как своих рабов, и что Бог помогает стремящимся к благу, а брань попускает для нашей же пользы

Кто-то из отцов рассказывал, как один трудолюбивый монах был внимателен к себе, но случилось ему впасть немного в нерадение. И поняв свою лень, он спросил: «Душа, доколе же ты будешь пренебрегать своим спасением? Разве ты не боишься суда Божия? Вот застигнет Он тебя в таком небрежении и предаст вечным мукам?» Такими словами он побудил себя на дела Божии.

Читайте также:  Рассказ м зощенко великие путешественники текст

И вот однажды, когда он совершал свое правило, ему явились бесы и стали пугать его. Он спросил:

– До каких же пор вы будете терзать меня? Неужели вам мало моего минувшего нерадения?

– Ты был небрежен, – отвечали духи, – и мы пренебрегали тобой. Сейчас ты восстал против нас, и мы восстали против тебя.

Услышав это, монах заставил себя усерднее взяться за Божии труды и с помощью Христовой благодати стал преуспевать.

2. Один старец рассказывал о брате, жившем в свое время в Египте. Как-то этот монах шел по дороге. Наступил вечер, и он вошел в гробницу, чтобы переночевать и укрыться от холода. Ночью ему явились бесы, и один сказал другому:

– Ты посмотри, какой храбрый монах! Даже ночует в гробнице! Давай напугаем его.

– А что его пугать? – сказал другой. – Он и так весь наш. Делает то, что мы хотим: ест, пьет, пустословит, службой пренебрегает. Стоит ли тратить время на такого? Давай лучше пойдем мучить аскетов, которые молитвами и скорбями воюют с нами и ночью и днем.

3. Старец говорил: «О человече, если ты хочешь жить по закону Божию, твоим Покровителем станет Сам Законодатель. Если же ты хочешь ослушаться заповедей Божиих, твоему падению поможет дьявол».

И еще сказал: «Отдашь волю Богу – обретешь силу».

Б. Из святого Ефрема

Каждый брат должен с большой бережностью постоянно хранить свое сердце и чувства, потому что в этой жизни мы ведем великую войну, а враг свиреп, особенно к подвижникам. Как сказано в Писании, он ходит, ища кого поглотить ( 1Пет. 5:8 ). И нужно противостоять ему твердо, призывая помощь свыше. А кто примирился со страстями, как он может бороться с ними, когда сам себя продал в рабство наслаждениям и по доброй воле полностью платит дань тирану? Ведь где вражда, там и брань. Где брань, там и подвиг. А где подвиг, там и венцы.

Поэтому кто хочет освободиться от горького рабства, пусть объявит войну врагу. Ведь и святые удостоились небесных благ только после победы над лукавым. Однако, возможно, кто-нибудь спросит: если в самом деле там, где есть ненависть к страстям, то естественно возникает и борьба с ними, как ты говорил, тогда почему же мы видим любителей наслаждений, чрезвычайно порабощенных низменными страстями и не в состоянии придти к раскаянию? На это отвечу: не думаю, возлюбленный, что люди подобного рода способны на борьбу ради добродетелей или против тирана. В их страстях скорее больше раболепия и любви к наслаждениям и не заметно даже желания подняться на врага.

Ведь у воюющих нет никакого согласия между собой, и они сами сдались на милость врага и продали себя в рабство страстям, в таком случае какая же это война? Если они и терпят брань, то это никак не связано с борьбой за добродетели или натиском на врага, но с жестокостью того, кто ввергает их в беззакония, чтобы они платили привычную дань грехам и не могли сделать даже краткую передышку в работе 63 постыдным страстям, которым они добровольно отдали себя, как рабы. Ведь ясно сказано: Кто кем побежден, тот тому и раб ( 1Пет. 2:19 ). Такие люди попали в рабство не насильно и не против собственной воли. Напротив, они готовы сами платить, дабы ублажать волю своего обманщика, и потому и преуспевают во зле, и в них нет и намека на раскаяние, воздержание, ни решимости не грешить больше.

А битва подвижников не такова. На них нападают – они отбиваются; опаляют огнем – терпят; является соблазн – по страху Божию отвращаются от него; дают подножку – тут же поднимаются. А кто оказался у варваров, под пятой тирана, попал в плен, приспособился да еще и рад, тот без оков и стражи сам останется у врага, будет воевать за него и станет его лазутчиком среди своих соплеменников. А кому тоскливо в плену, в который они попали, и омерзительны варварские нравы и беззакония этого народа, те постараются поскорее сбежать, лишь улучив удобный момент, чтобы вернуться к родным и обрести прежнюю свободу, и (непрестанно) молятся о помощи соплеменников. Освободившись из вражеского плена, они сразу же вступают в битву с врагом, сражаются вместе с соплеменниками и плечом к плечу с ними одерживают победу. Вот почему тем, кто хочет избавиться от горького рабства лукавого, должно восстать против его произвола и открыто вступить с ним в борьбу, от всего сердца мужественно повторяя слова отроков: Да будет известно тебе, дьявол, что мы ни голоса твоего не послушаем, ни воле твоей угождать не будем (Ср.: Дан. 3:18 ).

А во время борьбы еще хорошо призывать Божью помощь и вслед за отроками говорить: Господи, ныне мы следуем за Тобой всем сердцем и боимся Тебя и ищем лица Твоего. Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему по множеству милости Твоей и избави нас силою чудес Твоих, и дай славу имени Твоему, Господи, и да постыдятся все, делающие рабам Твоим зло, и да постыдятся со всем могуществом, и сила их да сокрушится, и да познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной ( Дан. 3:41 ). Даже если беснующийся тиран раскалит печь страстей в семь раз сильнее, мужайтесь и уповайте на Господа ( Пс. 4: 24 ), и Он тут же остудит печь прохладной росой, а тиран, которого они боялись, сам будет трястись даже от одной их тени – так велика помощь, ниспосылаемая свыше.

Когда захочешь положить начало благим делам, перво-наперво приготовь себя к искушениям, которые могут постичь тебя в будущем. Ведь враг по своему обыкновению, если видит, что кто-то с горячей верой начал жить благочестиво, то насылает на него всевозможные устрашающие искушения, чтобы человек испугался и оставил благие намерения. Бог же попускает тебе искушения для того, чтобы ты настойчивее стучался к Нему в дверь, и от страха перед скорбями память о Боге зарождалась в твоем сознании, чтобы своими молитвами ты приближался к Господу, и постоянным памятованием о

Нем освящалось сердце твое. А попросишь Его, Он услышит тебя, и ты познаешь, что это Он избрал тебя, и поймешь, Кто вылепил тебя, Кто укрепляет тебя и бережет. Ибо покров и промысел Его – над всеми человеческими родами. Бога невозможно видеть, не очистившись от грехов и не помышляя о Нем постоянно. Однако исключительно явно Божия помощь и промысел обнаруживаются, когда приходится претерпевать немалые искушения ради истины – вот тогда они воспринимаются умом совершенно ясно.

Некоторые видят Божию помощь телесными очами подобно тому, как бывает во время искушений, и, ощутив поддержку, преисполняются мужества, о чем мы знаем по Иакову, Иисусу Навину, трем отрокам, апостолу Петру и другим святым, пострадавшим за Христа. Божия помощь представала перед их взором в человеческом виде, вдохновляя и наставляя в благочестии. Отцов, которые обжили пустыню, изгнали из нее бесов и превратили ее в обитель ангелов, тоже нередко посещали святые ангелы и всячески помогали им, поддерживали их во всем, укрепляли и избавляли от искушений и от злобных козней, которые чинила им нечисть. Божья помощь и поныне не оставляет людей, которые целиком посвятили себя служению Ему. И Он всегда рядом со всеми, призывающими Его.

Г. Из святого Максима

Говорят, есть пять причин, по которым Бог попускает демонам воевать с нами. Во-первых, чтобы, нападая и защищаясь, мы научились различать добро и зло. Во-вторых, в бою и труде не только обретали добродетель, но и соблюдали ее твердо и непременно. В-третьих, чтобы, преуспевая в добродетели, не превозносились умом, а научились смиренномудрию. В-четвертых, чтобы, претерпев зло, мы раз и навсегда возненавидели его. И пятая причина, которая превыше всего, чтобы, достигнув бесстрастия, мы не забывали ни о собственной немощи, ни о могуществе Помогающего нам.

Один монах, страдавший от искушений, пришел к старцу и рассказал ему о бесовских кознях.

Читайте также:  Рассказ о семье на французском с переводом 5 класс кратко

– Брат, – сказал старец, – не бойся искушений, которые происходят с тобой. Потому что враги, когда видят, что душа возносится на небо и соединяется с Богом, беснуются от зависти. Однако не бывает, чтобы Бог и Его ангелы не были рядом с человеком в искушении и не протянули ему руку помощи. Поэтому ты непрестанно взывай к Нему и смиренно проси помощи. А при искушении памятуй о Его неодолимом могуществе, о нашей немощи и жестокости наших врагов и получишь помощь от Бога.

Брат спросил старца:

– Почему люди в миру постов не соблюдают, молитвой пренебрегают, на всенощные не ходят, едят все подряд, с удовольствием тратят время на подсчеты дебета и кредита, друг друга пожирают, целыми днями дают клятвы и сами их нарушают, но тем не менее не падают, не говорят, что, мол, грешен, и не отлучают себя от причастия? У нас же, монахов, и пост, и бдения, и сон на земле, и сухоядение, и никакого утешения для плоти. Да к тому же еще скорбим и плачем и говорим, что погибли и повинны геенне огненной.

Старец, вздохнув, ответил:

– Ты хорошо сказал, брат, что мирские не падают. Потому что они однажды уже пали падением великим и тяжким и не могут подняться, а дальше им падать некуда. Несчастные так и остаются в прежнем падении и в полном неведении и даже не подозревают, что пали. И какая охота дьяволу воевать с теми, кто все время лежит? А монахи открыто противостоят врагу и постоянно сражаются с ним. Вот почему то они побеждают, то их. Они все время падают и встают, наступают и отступают, наносят удары и получают, пока Божией благодатью не спасутся и не избавятся от своих немощей и слабостей. Вот тогда они совершенно примирятся с Богом и обретут покой и утешение, постоянно очищаясь изнутри Божией тишиной и радостью.

Авва Пимен рассказывал, что авва Иоанн Колов молился Богу, и страсти оставили его. Почувствовав успокоение, он пришел к старцу и сказал:

– Вот теперь я спокоен – никакой брани.

Тогда старец ему посоветовал:

– Пойди и моли Бога, чтобы брань пришла, потому что душа преуспевает в брани.

Авва Иоанн стал молиться, и брань началась. Но он уже молился не об избавлении от нее, но говорил:

– Господи, дай мне терпение в брани.

Авва Коприй сказал: «Блажен, кто переносит тяготы с благодарностью». Сам он долгое время был прикован болезнью к постели, но благодарил Бога и отсекал собственную волю.

Старец рассказывал, как помысел искушал одного брата девять лет. В благоговейном страхе брат осуждал себя и говорил: «Я погубил свою душу». Ибо виновником мысленного искушения считал одного себя. Вконец измученный помыслом, он отчаялся в собственном спасении, что не следовало ему делать, и сказал:

– Раз я погубил себя, то лучше вернусь в мир.

Когда он уже вышел на дорогу, то услышал глас: «За девять лет, которые ты терпел искушения, тебе даны венцы. Поэтому возвращайся назад, и избавишься от помыслов». Брат вернулся к себе и обрел покой. Из этого видно, что венцы добываются в битвах.

– В первое время после отречения от мира (и принятия монашества) демонам не попускается слишком искушать новоначального, чтобы это не испугало его и не сбило с пути, и он сразу не вернулся бы в мир. Когда же монах со временем преуспеет в своих трудах, тогда ему попускается брань со страстями и похотями да еще и с гневливостью, ненавистью и иными пороками. И ему нужно смиряться и плакать, осуждая и уничижая самого себя. Благодаря искушениям он накапливает опыт, учится терпению, рассуждению и, наконец, со слезами молится Богу. Кто-то из них, подавленный скорбями погрузился в пучину отчаяния, душой вернулся обратно в мир, а кто-то и телесно. Мы же, братья, никогда не станем отчаиваться и трусить, но мужественно и великодушно перенесем искушения и возблагодарим Бога за все, что с нами происходит. Ибо благодарность Богу разрушает все козни врага.

Как тот, чьи руки в смоле, может отчистить их маслом, так и мы, осквернившись грехом, снова очистимся милостью и человеколюбием Спасителя нашего Иисуса Христа. Будем прибегать к Нему во всех искушениях и благоговейно призывать Его помощь и благодарить за все, что случается с нами. И тогда мы сами убедимся, как легко победить врага и каким слабым и бессильным он станет перед нами.

Старец сказал: «Если нам причиняют зло, то Господь попускает это, ибо Он долготерпелив. Но гораздо более он содействует нам, когда мы хотим творить благо».

Е. Из святого Ефрема

Кто хочет угодить Богу и сделаться Божиим наследником в вере, родиться от Святого Духа и стать сыном Божиим, тому следует прежде всего запастись мужеством и терпением, потому что ему неизбежно встретятся и скорби и лишения. Их должно переносить с мужеством и благодарностью, будь то телесные болезни и страдания, издевательства и поношения от людей или всевозможная невидимая брань, которую духи злобы навязывают душе, стремясь ввергнуть ее в безсилие и уныние. Сам Господь по своему замыслу спасения попускает каждому искушения скорбями, чтобы проявились те, кто любят Его всей душой. Такие люди переносят все нападки лукавого с мужеством и благодарностью и не теряют надежды и веры, но всегда с верой и превеликим терпением ожидают избавления от скорбей с помощью Божией благодати. Это помогает им преодолевать всякие искушения и достичь обетования. Тогда и они удостоятся Царства (Небесного). А следуя по стопам всех от века святых за Самим Господом, они становятся причастниками не только их мучений, но и славы.

Ты (конечно) согласишься, если вспомнишь, как с самого начала все отцы: патриархи, пророки, апостолы, мученики – шли путем скорбей и искушений. Все трудности они переносили стойко и с радостью, потому что ожидали вожделенной награды и тем самым смогли угодить Богу. Об этом в Писании сказано: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд (См. Сир. 2:1–2 ). Другими словами, взирай на Бога и укрепляйся надеждой на Него. О том же и апостол говорил: Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны ( Евр. 12:8 ). И как сказал он в другом месте: «Все, что случается с тобой, принимай как благо, зная, что без Бога не происходит ничего».

Господь называет блаженными тех, кто ради Него подвизается и терпит жесточайшие страдания либо явно от людей, либо тайно от духов злобы, которые, как уже говорилось, восстают на любящую Бога душу и причиняют ей всяческие скорби, чтобы отрезать ей дорогу к (вечной) жизни и ввергнуть в равнодушие и отчаяние. Так искушениями испытывается душа, любит она Бога или не любит, и отсюда становится ясно, достойна она Бога или нет.

Поэтому каждая душа, которая хочет угодить Богу, должна прежде всего решительно укрепиться в терпении и надежде. Тогда она сможет стойко выдерживать и преодолевать всякие нападения и козни врага. Ибо душе, которая надеется на Господа и терпеливо ожидает Его, Он не попускает тягот и мучений сверх ее сил. И лукавому дозволяется искушать и терзать человека, не сколько ему заблагорассудится, а сколько допустит Господь. Ведь нашему Творцу ведомо, какое испытание и какой огонь душа может выдержать, такое и попускает.

Когда горшечник вылепит сосуды, он знает, сколько времени их нужно обжигать. Ведь если их не обжечь, то ими нельзя будет пользоваться. Но и в печи он держит изделия не дольше, чем нужно, иначе они растрескаются, и по той же причине не вынимает их раньше времени, а то они тоже будут хрупкими и ни к чему не пригодными. И на вьючных животных кладут не одинаковый груз на всех, но по силам каждого. Так же и у корабля есть линия, указывающая предельную нагрузку для безопасного плавания.

Автор, сравнивая работу постыдным страстям, применил глагол [. ] – изготовлять саманный кирпич, для чего использовались главным образом глина, навоз и солома, которые перемешивались ногами, – труд тяжелый и грязный.

Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 1. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Познавательное и интересное