Рассказы на тэму добраму вучыся змалку

Сказки

Рассказы для детей на тему добро и зло

Буквально на прошлой неделе меня попросили написать рассказы для детей на тему добро и зло.
Эти рассказы должны передавать детишкам всю суть вечной борьбы злого умысла и добрых деяний человека.
Темы добра и зла- это, пожалуй, самые приоритетные категории в воспитании подрастающего поколения.

Дети- это цветы жизни, правда все чаще- с острыми шипами.
Наша основная задача- это участие в их становлении с помощью доброго творчества в виде не надоедливых рассказов.

Рассказ о добром слове

-Что такое доброе слово?- спросила как- то Машенька у своей заботливой мамы.

-Доброе слово, деточка,- это как липовый мед от которого становится слаще. Когда ты кого- то благодаришь, то говоришь спасибо. Это доброе слово, которое чаще всего произносит человек- ответила мама.

Девочка сидела с задумчивым видом, пытаясь понять, почему именно доброе слово способно творить чудеса.
Мама заметила это и продолжила рассказ.

Запомни простую вещь, Машенька.
Доброе слово никогда не обидит человека. Оно поднимает настроение и помогает людям в решении сложных задач.
Когда кому- то плохо, не всегда получается протянуть руку помощи, но постоянно надобно говорить добрые слова. Иногда их достаточно, чтобы человеку стало легче.
Я сейчас расскажу тебе историю о добром человеке. И тогда ты все поймешь.

Рассказ о добром человеке

Кто попросит у него чего- не отказывает. По- доброму делится с теми, кто нуждается в помощи.
Вещами, продуктами и добрым словом, конечно.
Добряка знают все кругом, к нему обращаются за помощью. Он никому не отказывает.

-Добрый человек дядя Степан, как только его не кличут- всегда отзывается- перешептываются в деревне.

И вот однажды старик занемог, сгорбился и перестал отзываться.

-Кузьма, чего- то Добряк не выходит. Надо проведать поди- забеспокоились односельчане, вспомнив о добром человеке.

Кузьма сказал Платону, Платон- Ивану, Иван- Захару, а Захар- Поле и Варе.

-Теперь ты все поняла, Машенька?- обратилась мама к дочери.

-А что был потом?- воскликнула девочка.

-Добро, как и зло, ходит по кругу, Машенька. Собрались односельчане все вместе и направились к Добряку. Кто грибочков захватил, кто одежды какой. А кто просто с добрым словом пожаловал- ответила мама.

-Доброму человеку, доченька, все с лихвой воздается. Когда ты творишь добро, оно путешествует от человека к человеку, в назначенный час возвращаясь назад- закончила свой рассказ мама.

Вот такие получились у меня рассказы для детей на тему добро и зло.
Перескажите их своим детям, чтобы они на всю жизнь запомнили как следует жить.

Источник

ПАЗАКЛАСНАЕ ЧЫТАННЕ ПА ТЭМЕ «ДОБРАМУ ВУЧЫСЯ ЗМАЛКУ!»

Творы для самастойнага чытання

Эдзі Агняцвет «Ледзянцы»

Генадзь Аўласенка «Як мухаморы вайну пачыналі»

Алесь Бачыла «Колькі кот набіў пасуды»

Беларуская народная казка «Людзей слухай, а свой розум май»

Ядвіга Бяганская «Аленчыны канькі»

Галіна Васілеўская «Усмешка»

Алесь Дудараў «Пухнацік»

Еўдакія Лось «Казка пра Ласку»

Уладзімір Мазго «Света з інтэрнэта»

Пятрусь Макаль «Пакліч у госці сонца»

Алена Масла «Зорачка»

Іван Муравейка «Шкадлівы камень»

«Яблыкі для сястрычкі»

Алесь Пальчэўскі «Добрае слова»

Таццяна Сівец «Вандроўка на Паўночны полюс»

Даір Слаўковіч «Віншаванне»
«Селядцы на градзе»

Мікола Янчанка «Адведалі»

А можна прачытаць тут:

Генадзь Аўласенка
«Як мухаморы вайну пачыналі»

Неяк ранкам мухаморы былі вельмі не ў гуморы. На палянцы на лясной, пад высокай пад сасной яны ўсе сабраліся, дружна павіталіся і, слова за слова, пачалі размову. Усе ўраз апавядалі, на суседзяў паглядалі, патыліцы чухалі, толькі сябе слухалі…
Раптам бачаць: грыбнікі ідуць лясной сцежкай і бяруць баравікі, бяруць сыраежкі. Падасінавік знайшлі – узялі адразу. А да іх не падыйшлі, нават бокам абыйшлі і далей сабе пайшлі… Гэткая абраза!
— Што за ганьба! Што за сорам! – закрычалі мухаморы. – Грыбнікі нас зневажаюць! Як ідуць – не заўважаюць, а бяруць баравікі! Што за гонар ім такі?! Сыраежкі мусяць браць – іх жа ледзь з зямлі відаць! Мы ж за ўсе грыбы вышэйшыя, мы куды як прыгажэйшыя – дык чаму ж не бачаць нас
Баравік ім у адказ:
— Вы, вядома, шмат вышэйшыя за нас! Вы, магчыма, прыгажэйшыя за нас! Толькі вас не заўважаюць нездарма – бо карысці аніякай з вас няма, адна толькі шкода…
— Гэта што за мода: гэтак нас зневажаць, гэтак нас абражаць! – усклікнулі хорам усе мухаморы. – За такую абразу выклікаем адразу увесь род ваш грыбны на бой лясны! Калі мы вас здолець зможам, у баі вас пераможам – з лесу выселім мы вас! Вось такі наш будзе сказ!
Пачалі тут мухаморы гуртавацца, пачалі яны да бою рыхтавацца. Пачалі ваяводу выбіраці для сваёй для мухаморавай раці. Вось адзін мухамор на пень узлез, закрычаў, загукаў ён на ўвесь лес:
— Гэй, мухаморы, і з лесу, і з бору! Збірайцеся да сасны, рыхтуйцеся да вайны! Да бою, да паходу… а я – за ваяводу!
— А чаму гэта ты за ваяводу?! Не давалі мы на гэта сваёй згоды! – закрычалі мухаморы дружным хорам. Тут на пень, услед за першым мухаморам, другі хутка ўзлез. Зноў крычыць на ўвесь лес:
— Выбірайце мяне – і ў гэтай вайне мы ўсіх пераможам! А з іншым – не зможам!
— Лепей ты памаўчы! – яму трэці крычыць. – Не з тваёй галавой мухамораў весці ў бой! Ну, а я не падвяду: вас на бітву павяду, буду вамі кіраваць, а інакш – не здабраваць!
Глядзь – чацвёрты ціха лезе на калоду:
— Так і быць – буду я за ваяводу!
Ну, а пяты яго цягне за нагу:
— Я і сам ваяводам быць змагу!
Тут усе мухаморы раскрычаліся хорам. Кожны кожнага абражаў, кожны кожнаму пагражаў, кулакамі махаўся, у плечы штурхаўся, усяляк абзываўся – да вайны, адным словам, рыхтаваў…
А калі замарыліся крычаць – вырашылі мухаморы распачаць вялікі бой… паміж сабой!
А ўсе грыбы збіраліся, з мухамораў смяяліся. Плёскалі ў ладкі, елі аладкі, квасам запівалі, мяне частавалі. А я ў грыбоў гасцяваў і аладкі каштаваў, запіваў іх квасам… ну, а сам тым часам гэту казку напісаў і вам яе расказаў.

Источник

Рыхтуемся да пазакласнага чытання «Добраму вучыся змалку»

Аленчыны канькі
Ядвіга Бяганская
На школьным двары залілі вялікі каток, і цяпер з самага ранку тут стаіць вясёлы
гоман і смех.
Аленка з зайздрасцю назірае, як спрытна коўзаюцца аднакласнікі, якія фігуры выкручваюць на лёдзе. «Былі б у мяне канькі, я таксама не горш коўзалася б», — думае яна. Але канькоў у Аленкі няма. Ды і спадзявацца пакуль што не прыходзіцца: трэба справіць паліто старэйшай сястры, падрамантаваць кватэру…
— Чаму ты прыйшла на каток без канькоў? — цікавіцца Юрка.
Дзяўчынка не адказвае. Навошта?
— Хадзем, Аленка, я дам свае, — кажа, спыняючыся каля іх, Ганя.
— А я цябе навучу коўзацца, — дадае Янка. Аленка з удзячнасцю глядзіць на сяброў, і на яе твары ўспыхвае ўсмешка.
Яны падыходзяць да лаўкі. Ганя скідвае свае чаравікі з канькамі і, усунуўшы ногі ў Аленчыны боцікі, дапамагае ёй абуцца.
— Я ж коўзацца зусім не ўмею, — збянтэжана кажа Аленка, трымаючыся за Янкаву руку.
— Навучышся, гэта проста, — падбадзёрвае Янка і, сціснуўшы мацней Аленчыну руку, падае каманду:
— Правай-левай! Правай-левай! Зрабіўшы некалькі кругоў, Янка раптам выпускае яе руку:
— Ну а цяпер сама. Ды ты не бойся, не бойся!
— Ой! — палохаецца Аленка. Правая яе нага ўцякае ўперад, а левая чамусьці адстае, і дзяўчынка, узмахнуўшы рукамі, падае.
— Не бойся, яшчэ крыху павучымся, — смяецца Янка, і яны зноў коўзаюцца разам.
— Ну як, падабаецца? — пытае Ганя, калі Аленка з Янкам спыняюцца.
— Вельмі, — усміхаецца Аленка і пачынае расшнуроўваць чаравікі.
— Папрасі, каб і табе маці купіла канькі, — кажа сяброўцы Ганя. — Будзем разам коўзацца.
— Хіба пазней, — уздыхае Аленка і расказвае Гані пра свае хатнія клопаты.
— Ну, то прыходзь заўтра. Будзем на маіх па чарзе коўзацца.
Цяпер Аленка штовечар прыходзіць на каток. Ганя, угледзеўшы яе здалёк, спяшаецца насустрач. А з ёю Марынка, і Зося, і Верачка. Яны нават спаборнічаюць: хто першы ўгледзіць Аленку, той першы і канькі свае ёй аддае.

Людзей слухай, а свой розум май
Беларуская народная казка
ў апрацоўцы Алеся Якімовіча
Быў адзін дурнаваты чалавек. Захацелася яму пайсці на кірмаш. Злавіў ён белага пеўня, засунуў за пазуху ды пайшоў. «Прадам, — думае, — пеўня, куплю махоркі».
Яшчэ не дайшоў да кірмашу, а тут ужо яго і купцы сустракаюць:
— Што прадаеш, дзядзька?
— Пеўня, — кажа чалавек.
Дастаў ён з-за пазухі белага пеўня. Купцы паглядзелі, галовамі паківалі:
— Які ж гэта певень? Гэта ж заяц!
«Жартуюць, — думае дзядзька, — ліха ім!» Забраў пеўня ды ідзе далей.
Прайшоў крыху — другія купцы падбягаюць:
— Што прадаеш?
— Пеўня.
Паглядзелі:
— Які ж гэта певень? Гэта ж заяц!
Прыгледзеўся лепш чалавек і сам да свайго пеўня: «А можа, і заяц? — думае. — Не вер вачам! Відаць, праўда, калі ўсе як у бубен б’юць».
Прыйшоў ён на самы кірмаш. Людзей там так густа, што і яблыку няма дзе ўпасці.
Каля аднае крамы стукаюць у патэльні, каля другой звоняць косамі — пакупнікоў заклікаюць.
Такі шум, гоман на кірмашы, што чалавек ледзь не аглух.
Ачухаўся ён трохі і сам пачаў крычаць:
— Купіце зайца! Купіце зайца!
Падыходзіць да яго баба, дзівіцца:
— Які ж гэта заяц? Гэта ж певень!
Ды чалавек стаіць на сваім:
— Заяц, кажу табе, а не певень!
Сабралася куча народу. Жартуюць з бабы:
— Дзядзька праўду кажа! Ці ж ты не бачыш, што гэта заяц!
Тут ужо чалавек зусім паверыў, што прынёс ён на кірмаш зайца, а не пеўня. I калі хто з купцоў гаварыў цяпер, што гэта певень, а не заяц, дык ён ледзь не з кулакамі на яго кідаўся.
Хадзіў, хадзіў чалавек па кірмашы з пеўнем, і ўсё яму здавалася, што гэта не певень, а заяц.
Надакучыла пеўню цягацца з чалавекам — пара б ужо і на седала збірацца! Залопаў ён крыламі ды як закрычыць на ўвесь кірмаш:
— Ку-ка-рэ-ку!
Пачуўшы гэта, чалавек зусім збіўся з панталыку: заяц, а пеўнем спявае! Выкінуў ён пеўня з-за пазухі, плюнуў ды пайшоў дахаты.
Праўду кажуць старыя людзі: не той дурань, каго завуць дурнем, а той дурань, хто чужым розумам жыве.
Людзей слухай, а свой розум май.

Читайте также:  Рассказ о сергии радонежском для дошкольников

Источник

Сказка о смелом маленьком мальчике

Сказка о смелом маленьком мальчике.

В доме на берегу озера жил маленький мальчик. Все его очень любили, и мама с папой, и бабушка с дедушкой. Мальчик был очень хороший, умный и ласковый. Проснувшись он всегда улыбался, бежал к маме и целовал её. А папу он целовал вечером, перед сном. Папа уходил очень рано и ему не хотелось будить малыша.

Недалеко от дома, в котором жил малыш, стоял дом, где жили дедушка и бабушка. Когда мама утром уходила на работу, мальчик бежал к дедушке. Они ходили по берегу озера и много разговаривали. Дедушка рассказывал малышу о звёздах, больших морях, подъёмных кранах, бульдозерах, с помощью которых можно строить дома. Из песка они делали очень красивые замки, вставляли в стены разноцветные стёклышки, получались волшебные окна, которые под лучами солнца сверкали, как драгоценные камни. И только одно огорчало дедушку: малыш не хотел входить в воду. Дедушка хотел научить малыша плавать, но тот отбегал от воды и даже не хотел намочить ножки. Вообще-то он был смелый мальчик: не боялся темноты, лазил по деревьям, мог взабраться на высокую горку. Можно сказать, что он ничего не боялся кроме
воды. Как бы ни было жарко, малыш сидел на берегу.

Однажды он лепил из песка гараж и вдруг услышал голос,тоненький и нежный: « Мальчик, помоги мне, столкни меня в воду, а то я умру.» Мальчик повертел головкой и заметил на песке рыбу с красными плавниками и голубой чешуёй. Сначала мальчик подумал, что ему показалось, но голос прозвучал опять: «Мальчик, поторопись, я не могу дышать».

Малыш подошёл к воде, но войти в воду он боялся. Он взял палочку и попытался оттолкнуть рыбу от берега. Ничего не получилось. Рыба часто открывала рот, и мальчик решился и вошёл в воду. Вода была тёплая, но малышу стало страшно и хотелось заплакать. Он попробовал оттолкнуть рыбу двумя руками, но опять ничего не вышло. Тогда мальчик сделал в воде ещё несколько шагов и одновременно продолжал толкать рыбу. Вдруг рыба хлюпнула по воде хвостом и поплыла в глубину озера. Мальчик засмеялся. Он увидил, что стоит по пояс в воде и уже собрался громко закричать, но рядом появился дедушка. Он брызнул на малыша водой, малыш тоже брызнул и вдруг понял, что он больше не боится воды. Он стал прыгать и бить по воде руками. Потом дедушка начал учить малыша плавать, и тот очень быстро научился.

На следующий день дедушка взял лодку, посадил малыша, и они поплыли на середину озера.
Когда они были уже далеко от берега, малыш увидел вокруг лодки целый хоровод рыб. Все они были с красными плавниками. Малыш опустил ручку в воду, и одна рыбка подплыла, потёрлась об его руку и что-то положила ему на ладонь. Это была крупная голубая жемчужина. « Как голубая луна»- подумал малыш. Вечером он отдал жемчужину маме. Мама пришла в восторг, раньше она нпкогда не видела голубой жемчуг.

Мальчик научился хорошо плавать и даже в каких-то соревнованиях занял первое место. После школы он поступил в Университет и стал одним из лучших специалистов по разведению рыб. Сидя на берегу реки или озера, он думал, действительно ли рыбка попросила его помочь ей или это только ему показалось. Наверное, на самом деле ему стало жалко рыбку, и внутренний голос заставил его войти в воду. Но ведь кто-то положил ему на ладонь жемчужину.

Может и бывают на свете говорящие рыбы?

Источник

День доброты

Рассказы и сказки, пословицы и поговорки о доброте

“Добро в человеке надо растить, это всеобщий долг всех людей всех поколений”. (Чингиз Айтматов)

Во все века у всех народов мира ценилась доброта. Это одно из лучших качеств человека. Не зря же люди,приглашая в свой дом говорили:” Добро пожаловать, заходите, люди добрые!”

Пословицы и поговорки о доброте

О доброте народ сложил много пословиц и поговорок:

– Тот не человек, кто добра не делал.

– У доброго человека нет злобы.

– Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

– Доброму человеку и чужое горе – печаль.

– Добрый человек добру и учит.

– Доброе слово и кошке приятно.

– Хочешь себе добра – не причиняй другому зла.

– Человек рождён, чтобы творить добро.

– Доброе имя дороже всех сокровищ мира.

Во многих любимых нами сказках главным героем был ДОБРЫЙ молодец. За свои добрые дела, доброе отношение к окружающим людям и зверям герой сказки достигал успеха в своих делах и часто получал вознаграждение за это, а тот, кто делал зло – наказывался. Вспомните такие сказки, как “Морозко “, “Сивка – Бурка”, “Падчерица и мачехина дочка”, “Госпожа Метелица” Братьев Гримм, “Сказку о царе Салтане и о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче,и о прекрасной царевне-лебеди” А. С.Пушкина:

“Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе все не горе.
Отплачу тебе ДОБРОМ…

И вот в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина:

Как взмолится золотая рыбка:
“Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь!”

Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
“Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.”

Этот старик был добрым человеком, отпустил золотую рыбку, да ещё сказал ей на прощанье доброе слово.

А какие добрые, вежливые слова вы знаете? Правильно, это такие слова,как:

СПАСИБО!
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
ПОЖАЛУЙСТА!
ИЗВИНИТЕ!
БУДЬТЕ ДОБРЫ!
ДО СВИДАНИЯ! и многие другие.

И если ты будешь использовать эти добрые слова-ключики, то они помогут тебе решать многие проблемы, так как нет таких сердец, которые не открылись бы перед добрым, вежливым, воспитанным человеком. А ещё тебе помогут эти добрые,вежливые стихи:

“Добрый вечер! – так встречаю
Всех,домой спешащих к чаю.

“Ах, какая приятная встреча!
Добрый вечер, мой друг, добрый вечер!”
Только эти слова я сказал
И немного добрей сразу стал.

За что мы говорим спасибо?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать!
И что обещал, забывать.
Но, если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.

Добрый день! – тебе сказали,
Добрый день! – ответил ты,
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Эти слова вам известны давно,
Видишь, они и просты и не новы,
Но я еще повторю все равно:
– Добрые люди, будьте здоровы!

– Будьте добры –
Это я говорю по секрету,
– Будьте добры –
И не ждите за это конфету.
– Будьте добры –
Без игры и во время игры,
Если сумеете,
Будьте скорее добры.

Волшебные слова
Живут в стране повсюду,
Волшебные слова,
Я вас не позабуду.
Чем больше добрых слов
Мы дарим в жизни людям,
Тем лучше и добрей,
Друзья,мы с вами будем.

(Из песни “О вежливых словах”)

Поучительные рассказы для детей

Предлагаем вам прочесть рассказ Осеевой В.А. “Волшебное слово” о том, как мальчик Павлик узнал волшебное слово,с помощью которого смог добиться того, чего ему очень хотелось.

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

– Подвиньтесь,- сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

– С тобой что-то случилось?

– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.

– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.

– Никто меня не жалеет!- крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю:

– Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

– Что же, не берет тебя брат?

– А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

Читайте также:  Рассказы которые проходят в 7 классе

Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

– Мне синюю, – робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре.

Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

– Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал
– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

-Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

“Волшебник! Волшебник!” – повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.

Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

– Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!

– Пожалуйста, – повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

– Эх ты,путешественник! Ну ладно, собирайся!

“Помогло! Опять помогло!”

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начертанные зонтиком непонятные знаки.

А теперь подумайте и ответьте на такие вопросы :

1) Павлик вел себя грубо, требовательно, неуважительно. Как на это реагировали его сестра, бабушка, брат?

2) Какое волшебное слово прошептал Павлику добрый старик и как его нужно говорить?

3) Поменялось ли отношение сестры Лены к Павлику после того, как он попросил её дать ему краску, добавив волшебное слово?

4) Почему так засияли глаза бабушки и она улыбнулась Павлику, когда он обратился к ней с волшебным словом?

5) Помогло ли Павлику волшебное слово, когда он попросил брата взять его с собой покататься на лодке?

6) Лучше или хуже стало Павлику после того, как он вежливо, по доброму, уважительно стал обращаться к членам своей семьи?

А замечали ли вы, что добрыми могут быть не только люди но и звери? Об этом вы сможете узнать, прочитав поучительный рассказ К. Д. Ушинского “Играющие собаки”. Этот рассказ о доброй, умной большой собаке.

ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.

К Полкану подбежал маленький мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

– Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.

Но мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

-Видишь ли, – сказал Володе отец. – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем,что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Василий Александрович Сухомлинскй родился в Кировоградской области в семье деревенского плотника. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Кировоградской области.

Сухомлинский – участник Великой отечественной войны. В 1942 году тяжело ранен под сердце. Награжден за боевые заслуги Орденом Красной Звезды.

Работал директором школы, а с 1944 года – заведующим Онуфриевского районного отдела народного образования. С 1948 года и до последних дней жизни – директором средней школы в Кировоградской области.

В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию. В. А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Василий Сухомлинский автор 30 книг и 500 статей. Книга его жизни “Сердце отдаю детям”.

В. А. Сухомлинский был членом-корреспондентом Академии педагогических наук,кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем школы, Героем социалистического труда.

Предлагаем вам прочитать несколько рассказов В. А. Сухомлинского о чуткости, доброте и зле.

Рассказы для детей

ЯБЛОНЬКА ОЖИВАЕТ

Первоклассник Мишко бегал по двору и сломал маленькую яблоньку.

– Мишко яблоньку сломал! Мишко яблоньку сломал! – закричали дети, побежали к учительнице и рассказали ей, как всё было.

Мишко стал молчаливый и задумчивый. Он приходил в школу задолго до уроков, смотрел на зелёный рядочек яблонь.

Сломанная Яблонька стояла сухая, покалеченная. Мишке было тяжело смотреть на неё.

Однажды учительница повела класс в сад.

– Дети, – сказала она, – давайте посчитаем, сколько в нашем молодом саду яблонек, груш, вишен.

– Яблонька оживает! – сказал он взволнованно учительнице. Учительница подошла к сухому деревцу.

– Да, яблонька оживает, – обрадовалась она. – Это будет твоя яблонька. Хорошо,Мишко?

– Хорошо!- воскликнул Мишко, и глаза его сияли. Он побежал к колодцу.

– Куда же ты побежал, Мишко? – спросила учительница.

– Полью свою яблоньку.

КОНЬ УБЕЖАЛ

В четвертом классе на уроке математики учитель дал задачи для самостоятельной работы. Все склонились над
тетрадями и сосредоточенно писали.

На последней парте сидел Витя. Он заканчивал решать задачу, как вдруг на парту упала записка.

“Это опять, наверное, от Петрика, – подумал Витя. – Опять просит коньки. Что же я ему все время буду давать свои коньки?”

– Иван Петрович, – поднялся Витя, – мне кто-то записку бросил… Разве можно на уроке записки писать?

– Записки на уроке писать нельзя, – сказал Иван Петрович. – Но если уж тебе кто-то написал записку, то рассказывать о ней учителю – нехорошо, Витя. Записка – это же тайна, которая должна быть известна только тебе и твоему товарищу. А ты раскрываешь эту тайну. Возьми записку, спрячь, на перемене прочтешь…

Витя покраснел. В классе воцарилась тишина. Время от времени некоторые мальчики поднимали голову, смотрели на Витю, и в их взглядах он видел удивление и возмущение.

Витя развернул записку и прочитал. “Витя,- писал Петрик,- я нарисовал тебе огнегривого коня. Если хочешь, дам тебе”.

На перемене Витя подошел к Петрику.

– Давай коня,- сказал Витя.

УГОСТИЛИСЬ ЯБЛОКАМИ

У старенькой бабушки возле хаты растет большая яблоня. Густо уродились яблоки в этом году. Даже ветки гнутся.
Пришла осень. Дозрели яблоки. Шли из школы три весёлых мальчика – Петр, Николай и Иван. Видят, на яблоне яблоки висят, ароматные, краснобокие.

– Давайте попросим у бабушки яблок.

Попросили. Бабушка приглашает ребят.

– Идите, дети, нарвите себе яблок, ешьте.

Нарвали мальчики полное ведро яблок. Сели, едят. А огрызки бросают возле хаты.

Наелись, встали и пошли домой. Забыли поблагодарить, а об огрызках и говорить нечего: лежат под хатой.
Встала старенькая бабушка, вздохнула и пошла огрызки собирать. Собрала и отдала козе.

Неблагодарность за добро – это уродливо.

КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ

В одной семье случилось большое горе – умер отец. Похоронили отца.

Возвратился юноша домой, а в это время приходит к нему товарищ и говорит:

– Сегодня футбольные соревнования. Мы играем с командой из соседнего села. А ведь ты – лучший наш игрок. Надо идти играть.

– Ну,что ж – пойду, поиграю,- сказал юноша.

И он играл в футбол. Как будто ничего не случилось дома, как будто и не умер отец, как будто и не было похорон…

Это человек с жестким, каменным сердцем. Как мог вырасти такой страшный,бездушный, бессердечный человек?

Этот юноша жил только собственными желаниями. Ничего и никогда не делал он доброго для людей. И вырос человеком с каменным сердцем.

БАБУШКА ОТДЫХАЕТ

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

Галинка пригрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо,Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В её глазах светилась радость.

КРАСИВЫЕ СЛОВА И КРАСИВЫЕ ДЕЛА

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик..

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

Прочтите и эту интересную народную сказку о добром молодце, который уважительно, вежливо относится к старикам, помогает им во всём и добивается своей цели в жизни.

Сказка о доброте

ЖИВАЯ ВОДА И МОЛОДИЛЬНЫЕ ЯБЛОКИ

Жил-был царь, у него было три сына. Сыновья повзрослели, а царь состарился и заболел неизвестной болезнью. Позвали самых лучших врачей, откуда только можно, ничем не смогли они помочь царю, здоровье его становилось все хуже и хуже. Привели во дворец знахарей. Осмотрели знахари царя и говорят:

Читайте также:  Рассказы юрия сотника как я был самостоятельным и на тебя вся надежда

– Помочь могут только живая вода и молодильные яблоки. Все это находится в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Как туда попасть, никто не знает, вот там-то есть колодец с живой водой и растет яблоня с молодильными яблоками.

Призвал царь к себе своих сынов и говорит:

– Кто из вас добудет для меня живой воды и молодильных яблок, тому отдам полцарства при моей жизни, а когда помру, то и все ему достанется.

– Я первым буду испытывать свое счастье, – сказал старший сын. – Если у меня ничего не получится, тогда на поиск отправится средний брат, а если и у него не выйдет, тогда младший, Иван-царевич, отправится в путь.

Приказал царь снарядить корабль и отправил старшего сына на поиск. Сутки плывет корабль, вторые, а на третьи вдруг корабль полетел, как птица. Что ни делали моряки: спускали паруса, бросали якоря – ничто не могло удержать его, пока на четвертые сутки приплыли они к какому-то острову. Сошел царевич на берег, а там такая красота, что и описать трудно. Везде цветы диковенные цветут, на деревьях плоды необычные растут и птицы красивые поют, а между деревьями ручей весело журчит. Ходил-бродил царевич по острову и дивился его красе, как вдруг увидел маленькую птичку. Она так красиво пела, что царевич захотел ее поймать. Только подкрадется к ней, а она перелетает с одного куста на другой. Так охотился царевич много времени, пока не наступила ночь и птичка пропала куда-то. Оглянулся царевич и понял, что заблудился, и не понятно,как к кораблю вернуться. Стал пристальнее смотреть по сторонам и увидел еле заметную тропинку. Пошел по этой тропинке и видит, стоит старая хижина. Зашел он в хижину, а в ней сидит старик с большой седой бородой.

– Здравствуй, добрый молодец! С чем пожаловал? – приветствовал его старик.

– Ах ты, старый хрыч! Я царевич, и ты должен меня накормить и напоить, а потом, если я позволю, можешь всякие вопросы задавать.

Старик посмотрел на царевича сурово, встал, и вся его невзрачная одежда превратилась в шитый золотом царский кафтан, на голове засверкала драгоценными камнями царская корона, а хижина стала дворцом.

– Эй! Стража! Этот молодой человек неуважительно относится к старикам, взять его!- громким голосом приказал старик.

Не понятно откуда выскочившие стражники схватили царевича и бросили его в темницу.

Три дня команда корабля искала царевича. Весь остров обошли, все деревья и кусты осмотрели, нет нигде царевича, как сквозь землю провалился. Поплыл корабль назад.

Очень огорчился царь-батюшка, узнав о пропаже своего старшего сына, и еще сильнее заболел.

Пришел средний сын к отцу и просит его отпустить в путь-дорогу.

Жаль было царю отпускать среднего сына, но делать нечего. Снарядили корабль, и поплыл он по воле волн. Опять два дня плыл спокойно, а на третий – полетел стрелой и ничто не могло его остановить.

На четвертый день, как и прежде, пристал корабль к острову, спустился царевич на берег и опять произошла та же история, что и со старшим братом.

Десять дней команда искала царевича. Обыскали всё, а царевич как сквозь землю провалился. Так ни с чем корабль вернулся назад.

Совсем слег царь-батюшка, узнав печальную новость. Спустя некоторое время призывает он к себе младшего сына и говорит:

– Знаю я, что и ты хочешь по примеру своих старших братьев отправиться за живой водой и молодильными яблоками, но я тебе велю не делать этого, судя по всему, мне недолго осталось жить и я об одном прошу, отыщи своих старших братьев, хочу перед смертью посмотреть на них в последний раз, а живой воды и молодильных яблок мне не надо, видать не судьба.

Снарядили корабль в третий раз. И в третий раз повторилась история, но не вся…

Вошел царевич в хижину, увидел старика, поклонился ему и говорит:

– Здравствуй, дедушка! Что же ты сидишь впотьмах, да и печь не топлена, а сам, поди, голоден. Ну, ничего, я сейчас нарублю дров, растоплю печь и что-нибудь приготовлю на ужин.

С этими словами он снял с себя кафтан, взял топор, и закипела работа. Вскоре в хижине стало тепло и светло. Старик с гостем сидели за столом, пили чай и вели неторопливую беседу. Старик спрашивал, а юноша ему рассказывал
себе. Потом они легли спать.

Утром царевич проснулся и диву дается: все вокруг изменилось. Вчерашняя хижина превратилась в царский дворец, жесткая лавка, на которой он спал,- в мягкую кровать.
Подошел к окну и видит за окном чудесный сад. Вышел царевич в сад, а навстречу ему идет девица необычной красоты.

– Здравствуй, красавица!- поклонился ей царевич,- меня зовут Иван-царевич, где я нахожусь и кто ты?

– Здравствуй, Иван-царевич, зовут меня Елена Прекрасная, я единственная дочь царя-волшебника. Батюшка мой решил выдать меня замуж и ищет мне жениха, – заманивает на волшебный остров царевичей и испытывает их. Тех, кто не проходит его испытаний, он сажает в темницу, и ты у него во дворце.

– И много ли царевичей в темнице сидит?

– Пока только двое, но если ты не пройдешь испытания, то и тебя посадит, грустно ответила царевна.

– А где же сейчас твой отец?

– Он сейчас занят и велел мне, чтобы я встретила тебя и показала дворец и сад, так что, если ты хочешь, пойдем со мной.

С этими словами Елена Прекрасная взяла Ивана-царевича за руку и повела его по садовой аллее. Долго ли, коротко ли гуляли молодые люди по саду, но полюбили друг друга так, что Иван-царевич забыл зачем он здесь. Так прошло несколько дней. Как-то приснился Ивану-царевичу царь-отец и вроде бы он говорит:

– Совсем мне худо, и нет возле меня моих сыновей, видать, так и помру, не попрощавшись.

Наутро Иван-царевич говорит Елене Прекрасной:

– Пора мне домой, но прежде, чем уехать, я хотел бы поговорить с твоим батюшкой, отведи меня к нему.

– Что ты хочешь, или тебе надоело быть у меня в гостях, или какая забота гонит, или просьба у тебя есть?

Отвечай, чем могу помочь – помогу, – говорит приветливо царь.

– Твоя правда! Есть у меня к тебе просьба, да не одна, а целых две. Отец мой помирает, хочет попрощаться со своими детьми, поэтому прошу отпустить меня и моих братьев к отцу.

Нахмурился царь, сердито посмотрел на Ивана-царевича и говорит:

– Не этого ждал я от тебя. Ну а какая твоя вторая просьба?

– А еще я прошу тебя, отдай за меня замуж свою дочь Елену Прекрасную. Не представляю себе свою жизнь без нее.

– Нравится мне, что ты сперва о других думаешь, а потом о себе. Ладно, так и быть, отпущу я тебя и передам твоему отцу живой воды и молодильных яблок. Ступай на корабль и плыви к своему батюшке.

– А как же мои братья? – спрашивает Иван-Царевич.

– Братья? – снова нахмурился царь, не хочу отпускать я твоих братьев, плохие они люди, да и тебе навредят. Чувствую я, быть беде! На коленях умолял Иван-царевич отпустить братьев и в конце концов добился своего.

В это время Елена Прекрасная, почувствовав неладное, пришла к отцу и уговорила его превратить её в чайку.

Набрала чайка в клюв живой воды из колодца и полетела искать любимого Ивана-царевича. Пять дней и ночей летела чайка. Очень ей хотелось есть, а еще больше мучила жажда, но чайка не могла ни есть, ни пить, так как в клюве у нее была живая вода, которую она берегла для Ивана-царевича.

На шестой день обессиленная чайка перелетела море и подлетела к Ивану-царевичу. Села птица ему на грудь и осторожно вылила живую воду ему на губы, а сама упала бездыханно. Иван-царевич вздрогнул и открыл глаза, увидел мертвую птицу и все понял, взял чайку в руки, поцеловал ее в клюв, и она превратилась в Елену Прекрасную.

Каково было удивление старших братьев, когда они увидели входящих во дворец Ивана-царевича, живого и невредимого и Елену Прекрасную. Пали они к ногам младшего брата, стали его умолять не губить их. Иван-царевич подошел к отцу и все ему рассказал. Велик был гнев царя-батюшки, хотел он навеки посадить старших братьев в темницу, но Иван-царевич уговорил его этого не делать. Тогда велел царь изгнать старших братьев навсегда из царства и благословил Ивана-царевича и Елену Прекрасную.

Вскоре сыграли всем царством свадьбу, и стали Иван-царевич и Елена прекрасная жить-поживать да добра наживать.

1) На поиски чего отправился старший царский сын на корабле?

2) Как встретил царевича старик в хижине?

3) Вежливо ли отвечал старику царевич и что с ним затем произошло?

4) О чем просил своего младшего сына Ивана-царевича царь?

5) Как вел себя Иван-царевич в хижине старика, что он увидел утром?

6) Что понравилось царю-волшебнику в просьбах Ивана-царевича?

7) Добром ли отплатили старшие братья Ивану-царевичу за свое освобождение из темницы?

8) Какой ценой вернула Ивана-царевича к жизни Елена Прекрасная?

9) Восторжествовало ли добро над злом в этой сказке?

10) Приведи примеры добра и зла из других сказок.

11) Подумай и объясни, что значит быть добрым человеком?

12) Как ты думаешь, почему народы мира решили проводить Международный день доброты?

Песня о доброте

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
не зависит доброта от цвета,
доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей.
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта живёт на свете,
Радуются взрослые и дети.

Источник

Познавательное и интересное