Николай Алексеевич Некрасов
Бунт («. Скачу, как вихорь, из Рязани. ») (Живая картина)
(«Пишите, други. — Начат путь. »)
В больнице («Вот и больница. Светя, показал. »)
В деревне («Право, не клуб ли вороньего рода. »)
В дороге («„Скучно! скучно. Ямщик удалой. »)
Ванька («Смешная сцена! Ванька-дуралей. ») (На улице)
Вор («Спеша на званый пир по улице прегрязной. ») (На улице)
Выбор («Ночка сегодня морозная, ясная. »)
Горящие письма («Они горят. Их не напишешь вновь. »)
Гробок («Вот идет солдат. Под мышкою. ») (На улице)
До сумерек («Ветер что-то удушлив не в меру. ») (О погоде)
Дома — лучше! («В Европе удобно, но родины ласки. »)
«Друзья мои! мы много жили. » (Что поделывает наша внутренняя гласность?)
Друзьям («Я примирился с судьбой неизбежною. »)
Забытая деревня («У бурмистра Власа бабушка Ненила. »)
Зеленый Шум («Идет-гудет Зеленый Шум. »)
З не («Пододвинь перо, бумагу, книги. »)
З не («Ты еще на жизнь имеешь право. »)
Знахарка («Знахарка в нашем живет околодке. »)
К портрету ** («Твои права на славу очень хрупки. »)
К портрету *** («Развенчан нами сей кумир. »)
Колыбельная песня («Спи, пострел, пока безвредный. »)
Крестьянские дети («Опять я в деревне. Хожу на охоту. »)
Мать («Она была исполнена печали. »)
Маша («Белый день занялся над столицей. »)
Молебен («Холодно, голодно в нашем селении. »)
Молодые лошади («Лошади бойко по рельсам катили. »)
Муж и жена («„Глашенька! Пустошь Ивашево. »)
Муза («Нет, Музы ласково поющей и прекрасной. »)
Музе («О Муза! наша песня спета. »)
На Волге («Не торопись, мой верный пес. ») (Детство Валежникова)
Несжатая полоса («Поздняя осень. Грачи улетели. »)
Новый год («Что новый год, то новых дум. »)
Нравственный человек («Живя согласно с строгою моралью. »)
Огородник («Не гулял с кистенем я в дремучем лесу. »)
Осень («Прежде — праздник деревенский. »)
Памяти Добролюбова («Суров ты был, ты в молодые годы. »)
Папаша («Я давно замечал этот серенький дом. »)
Первый шаг в Европу («Как дядю моего, Ивана Ильича. »)
Перед дождем («Заунывный ветер гонит. »)
Песня («Всюду с Музой проникающий. »)
Песня Еремушке («— Стой, ямщик! жара несносная. »)
Плач детей («Равнодушно слушая проклятья. »)
Поэту («Где вы — певцы любви, свободы, мира. ») (Памяти Шиллера)
Поэту («Любовь и Труд — под грудами развалин. »)
Праздному юноше («Что сидишь ты сложа руки. »)
Признание («Я пленен, я очарован. »)
Приметы («Видно, вновь в какой нелепости. »)
Проводы («Мать касатиком сына зовет. ») (На улице)
Пророк («Не говори: „Забыл он осторожность. »)
Разговор («Что ты, душа, так ноешь, страждешь. »)
Размышления у парадного подъезда («Вот парадный подъезд. По торжественным дням. »)
Родина («И вот они опять, знакомые места. »)
Рыцарь на час («Если пасмурен день, если ночь не светла. »)
С работы («„Здравствуй, хозяюшка! Здравствуйте, детки. »)
Саша («Словно как мать над сыновней могилой. »)
Современная ода («Украшают тебя добродетели. »)
Сон («Мне снилось: на утесе стоя. »)
Сумерки («Говорят, еще день. Правда, я не видал. ») (О погоде)
Тишина («Всё рожь кругом, как степь живая. »)
Тройка («Что ты жадно глядишь на дорогу. »)
Ты не забыта. («„Я была вчера еще полезна. »)
Утро («Ты грустна, ты страдаешь душою. »)
«Что ты задумал, несчастный. » (Мысли журналиста при чтении программы, обещающей не щадить литературных авторитетов)
Эй, Иван! («Вот он весь, как намалеван. »)
Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода. »)
Сказки. Рассказы. Стихи
Стихи Некрасова для детей. Список произведений.Краткая биография Некрасова
Читаем стихотворения Некрасова бесплатно онлайн.
Краткая биография Николая Алексеевича Некрасова составлена с учетом возможностей и уровня развития младших школьников. Конечно, биография такого деятеля русской культуры, новатора русского языка и великого поэта,каким является Некрасов, не может уложиться в несколько строк. Тут скорее будет уместна целая книга или развернутая статья. Но надо учитывать, что биографию Некрасова ученик должен не просто написать, но и запомнить для пересказа. Поэтому биография должна быть краткой, но в то же время информативной, чтобы остальные учащиеся запомнили основные вехи жизни поэта и его главные произведения.
Краткая биография Н.А.Некрасова
Великий русский поэт и издатель Н. А. Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в городе Немиров (современная Украина.) Детские годы Некрасов провел в имении своего отца в Ярославской губернии. В 10 лет поступил в гимназию.
В 17 лет молодой Некрасов поступил в Петербуржский университет и чтобы заработать на обучение начал писать стихи.
С 1847 года по 1866 год поэт руководил популярным журналом «Современник», который основал А.С.Пушкин. В этом журнале печатались многие известные писатели того времени.
В 1868 году Н. А. Некрасов стал редактором журнала — «Отечественные записки», где много печатался сам.
Наибольшую известность поэту Некрасову принесли такие произведения, как роман-поэма «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Русские женщины» и «Мороз, красный нос», стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
Стихи Некрасова были посвящены в первую очередь жизни и страданиям простого народа. Некрасов впервые использовал в русской поэзии всё богатство народного языка и фольклора.Стихи Некрасова легко читаются и учатся наизусть.
Работая с двумя лучшими журналами своего времени, Некрасов написал и опубликовал массу своих произведений. Среди них – поэмы («Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети», «Мороз, красный нос», «Саша», «Русские женщины»), стихотворения («Железная дорога», «Рыцарь на час», «Пророк») и множество иных. Некрасов пребывал в зените своей славы.
Биография Некрасова не обошлась без борьбы с критиками. Несмотря на то что они относились к нему неоднозначно, самого Николая крайне расстроил отрицательный отзыв авторитетного Белинского. Дошло даже до того, что Некрасов сам скупил большую часть тиража и уничтожил книги. Однако несколько оставшихся экземпляров позволяли увидеть Некрасова в совершенно непривычном амплуа сочинителя баллад. В дальнейшем он перешёл к иным жанрам и темам.
Поэт Н.А.Некрасов умер в 1878 году в возрасте 56 лет после тяжелой болезни.
——————————————————————-
Стихи Николая Некрасова для детей.
.Читаем бесплатно онлайн.
На Волге
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.
Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью — волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так — хотелось видеть их.
Иду. Ночная тишина
Какой-то зоркостью полна,
Как будто с умыслом притих
Весь божий мир — и наблюдал,
Что дерзкий мальчик затевал!
И как-то не шагалось мне
В всезрящей этой тишине.
Не воротиться ли домой?
А то как черти нападут
И потащат с собою в пруд,
И жить заставят под водой?
Однако я не шел назад.
Играет месяц над прудом,
И отражается на нем
Береговых деревьев ряд.
Я постоял на берегу,
Послушал — черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел!
Смотрел я меж ветвей дерев
И меж широких лопухов,
Что поросли вдоль берегов,
В воде: не спрятался ли там?
Узнать бы можно по рогам.
Нет никого! Пошел я прочь,
Нарочно сдерживая шаг.
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусту и закричал
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой —
Наверно б мертвый я упал!
Так, любопытствуя, давил
Я страхи ложные в себе
И в бесполезной той борьбе
Немало силы погубил.
Зато, добытая с тех пор,
Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока рожденного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба!
О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Все то же, то же… только нет
Убитых сил, прожитых лет…
Уж скоро полдень. Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды;
Куют кузнечики, с лугов
Несется крик перепелов.
Не нарушая тишины
Ленивой медленной волны,
Расшива движется рекой.
Приказчик, парень молодой,
Смеясь, за спутницей своей
Бежит по палубе; она
Мила, дородна и красна.
И слышу я, кричит он ей:
«Постой, проказница, ужо —
Вот догоню. » Догнал, поймал, —
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких.
В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик, —
И сердце дрогнуло во мне.
О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда —
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!
Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз.
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он, —
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки.
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
— Когда-то в Нижний попадем? —
Один сказал: — Когда б попасть
Хоть на Илью…— «Авось придем.
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. — Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы еще…»
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был —
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.
Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн! О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки, —
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски.
Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей детей,
Какие клятвы я давал —
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!
Но если вы — наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток.
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему, — не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой…
Произведения Николая Некрасова
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Литература. 5 класс (1 часть)
Крестьянские дети
Крестьянские дети
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши 1 — живётся легко.
Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся весёлого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи.
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шёпот какой-то. а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье.
Чу! шёпот опять!
Первый голос
Борода!
Второй
А барин, сказали.
Третий
Потише вы, черти!
Второй
У бар бороды не бывает — усы.
Первый голос
А ноги-то длинные, словно как жерди.
Четвёртый
А вона на шапке, гляди-тко — часы!
Пятый
Ай, важная штука!
Шестой
И цепь золотая.
Седьмой
Чай, дорого стоит?
Восьмой
Как солнце горит!
Девятый
А вона собака — большая, большая! Вода с языка-то бежит.
Пятый
Ружьё! погляди-тко: стволина двойная, Замочки резные.
Третий (с испугом)
Глядит!
Четвёртый
Молчи, ничего! постоим ещё,
Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины» летят воробьи.
Затих я, прищурился — снова явились,
Глазёнки мелькают в щели.
Что было со мною — всему подивились
И мой приговор изрекли:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой. — «Услышит, молчи!»
О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого сорта людей», —
Я всё-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
Мякина — остатки колосьев после молотьбы.
«Крестьянские дети». Худ. Д. Шмаринов
Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребёнок свободно
Растёт, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды.
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо.
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. »
— Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом».
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал.
Ну, мёртвая!» —крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и легонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
«Крестьянские дети». Худ. Д. Шмаринов
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните своё вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье 8 поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.
Размышляем о стихотворении «Крестьянские дети»
Учимся читать выразительно
Подготовьте выразительное чтение стихотворения, подчеркнув грустные и весёлые эпизоды в его содержании.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети». Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта?
Подготовьте устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрации.
Примечания
2 Чухна (чухонцы) — эстонцы; мордва, черемисы (марийцы) — поволжские народы России.
3 Притча — см. Краткий словарь литературоведческих терминов в разделе «Справочные материалы».
4 Лава — деревянные мостки на реке.
6 Ловит лукошком лошадку — приманивает лошадь лукошком с овсом.