Рассказы о блокаде ленинграда для малышей

Сказки

«Умерли все. Осталась одна Таня»: 11 книг для детей о жизни в блокадном Ленинграде

К годовщине снятия блокады

«Женя умерла 28 дек в 12:00 час утра 1941 г.» — это первая запись в дневнике Тани Савичевой — 11-летней девочки с Васильевского острова, которая пережила блокаду Ленинграда и все это время вела дневник — записывала смерти своих родных и близких.

Дневник Тани Савичевой совсем небольшой — всего девять рукописных страничек, однако он сам по себе стал памятником истории и прямым доказательством нацистских преступлений. Таня родилась 23 января 1930 года и прожила всего 14 лет — в 1944 Таня умерла от туберкулеза в инфекционном отделении Шатковской районной больницы.

Таня Савичева стала символом целого поколения детей, прошедших через блокаду и войну. А еще — мучительным напоминанием о том, что война — это не победные марши и «можем повторить», а настоящая глубокая трагедия, это катастрофа, которая касается не только военных и солдат, но и простых людей, среди которых — дети.

С современными детьми важно и нужно говорить о войне — и намного проще начинать этот разговор не с исторических фактов о фронтах и полководцах, а с историй обычных людей, которых коснулась война.

В честь дня рождения Тани Савичевой и очередной годовщины снятия блокады Ленинграда (она празднуется 27 января) подготовили для вас подборку книг, которые помогают больше узнать о судьбе Тани Савичевой, о жизни в блокаду и рассказать о ней детям.

Жила, была. Историческое повествование о Тане Савичевой

Кропотливо собранная петербургским писателем Ильей Миксоном документальная сага о жизни Тани Савичевой и ее семьи — с фотографиями, иллюстрациями (их нарисовал иллюстратор Александр Траугот, когда ему было 11-12 лет, и он сам жил в блокадном Ленинграде) и страницами того самого дневника.

Девочки с Васильевского острова

Автор: Юрий Яковлев

Короткий и невероятно сильный рассказ о девочке Вале Зайцевой, которая живет на Васильевском острове уже после войны, но считает себя подругой Тани Савичевой, жившей неподалеку от Вали. Судьбы двух девочек с Васильевского острова переплетаются друг с другом, иллюстрируя связь поколений и постоянную близость войны — она давно прошла, но незримо она всегда рядом с нами.

Источник

Что такое блокада Ленинграда: для детей

Война для взрослого поколения – это очень личное, это касается близких членов семьи – отцов, матерей, бабушек, дедушек. Для детей, которым сейчас 5-7- лет, это уже далекое прошлое. Естественно, что изучение истории недавней войны приобретает все больший формализм. У современных детей избыток получаемой отовсюду информации приводит к тому, что не хватает времени и потребности эту информацию переосмыслить, пропустить через себя и получить эмоциональный отклик. Отсюда очень часто, как показывают различные опросы, в головах нынешних школьников полная каша из исторических имен, фактов и событий. Порядка в умы не добавляют и попытки некоторых «умников» переписать современную историю. От того, как об этом будет рассказано, насколько наглядно, понятно и доходчиво, зависит формирование мировоззрения ребенка, его взгляд на исторические события, его оценки современного мира.

Блокада Ленинграда: почему это важно рассказать детям

Вызывая у детей сопереживания далеким историческим событиям, можно надеяться на то, что они не вырастут равнодушными пользователями попавшейся по случаю информацией.

Как и что рассказать детям о блокаде Ленинграда

Для того, чтобы правильно донести до детей весь ужас ленинградской трагедии, нужно самому проникнуться сопереживанием, сознанием глубины того горя, которое пережили люди в те страшные дни.

Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить. А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели на страшных 872 дня. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность по году на каждый период, полный горя, лишений и смертей. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда. Из всех погибших только 3% погибли от бомбежек, а 97% — от голода. Для наглядности можно предложить старшеклассникам двух классов посчитать, сколько человек из них пережило бы блокаду. Без света, тепла, еды 3 холодных зимы.

«Дорога Жизни»

125 граммов в день черного по цвету и горького на вкус хлеба. 50% муки, остальное – бумага, канцелярский клей, целлюлоза и жмых. В первый год блокады на Новый год в школе Красногвардейского района была устроена елка для детей. Мороз — 32 градуса. Транспорт не ходил. По просьбе директора школы, из близлежащего совхоза прислали три подводы, на которых укутанных детей доставили на праздник. Играла музыка, но никто не пел и не танцевал. Дети, скорее похожие на скелеты, стояли у стенок в ожидании угощения, с баночками в руках, в которые потом укладывали еду – немного каши и крохотную котлетку из крупы, стараясь не уронить ни крошки, чтобы потом разделить на всех домашних.

У каждого блокадника своя трагическая история. Весь мир содрогнулся, прочитав дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В сентябре 1941 года она пошла в 4 класс. Девочка писала в дневнике о смерти членов ее семьи. Последняя запись была «Савичевы все умерли. Осталась одна Таня». Таня умерла тоже. Ее дневник нашла сестра Нина, которую ранило при бомбежке, когда она возвращалась с работы, ее спасли и эвакуировали. В 1945 году она вернулась в Ленинград.

Умирали родные и близкие, ребятишки оставались одни в холодных темных квартирах. Отряды ПВО ходили по домам, оставшихся детей больных и изможденных, собирали вместе, чтоб помогать им выживать. 40 000 детей жили в организованных приютах.

Дети перестали быть детьми в это жуткое время. Они вместе со взрослыми тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, работали в госпиталях и на заводах. Специально для них делались маленькие скамейки-подставки, чтобы ребята могли доставать до станков.

Стук метронома днем и ночью, как стук сердца самого города. Медленный и размеренный, он ускорялся, когда начинались бомбардировки. Когда прекратилось радиовещание, оставался в эфире метроном, как свидетельство того, что город еще жив.

Когда освободили город, в нем оставалось 800 тысяч жителей.

Для того, чтобы правильно говорить с детьми на тему блокады, нужно очень серьезно и вдумчиво отнестись к использованию наглядного материала : фотографий, фильмов, картин, художественной литературы.

Существуют несколько проектов, в том числе и международных, в которых обобщен опыт различных педагогов, сотрудников музеев, писателей и историков. Все разработки основаны на том, что такие важные и эмоциональные темы, как блокада Ленинграда, должны преподноситься для каждого возраста по-разному.

Читайте также:  Рассказ про слонов для 1 класса окружающий мир видео

Дошкольникам о блокаде Ленинграда

Прежде всего, этот разговор с детьми должен быть построен так, чтобы ни в коем случае не травмировать психику ребенка. Исключать темы насилия и смерти. Больше уделить внимания обороне Ленинграда. Помощи с большой земли. Можно рассказать о работе детей на заводах и в госпиталях. Наглядно продемонстрировать памятники, посвященные блокаде, подчеркнув при этом необходимость бережного к ним отношения.

Младшим школьникам о блокаде Ленинграда

Важным условием проведения таких бесед также остается психологическая безопасность детей. Знакомство детей с повседневной жизнью блокадников. Это могут быть фотографии рытья окопов, строительства заградительных сооружений, работы пожарников, очередей за хлебом, работе у станков. Ни в коем случае не демонстрировать фотографии лежащих на улицах трупов. Цель этих бесед – вызвать сострадание к людям исторического прошлого. По возможности следует найти привязки с современностью. Воспоминания ветеранов, письма, дневники и т.д.

Школьникам среднего звена о блокаде Ленинграда

Учащиеся среднего возраста имеют уже небольшой социальный опыт и определенный багаж накопленных знаний. Они уже готовы к многостороннему разговору о блокаде Ленинграда. Рекомендации к построению беседы в том, чтобы большее внимание уделить литературным произведениям, документальным свидетельствам. Обсуждение стратегий выживания людей. Темы сопереживания, сочувствия, милосердия являются приоритетными. Вызвать интерес к дальнейшему изучению.

Старшеклассникам о блокаде Ленинграда

Разговор со старшеклассниками рекомендуют вести в форме дискуссий, в которых предлагается обсудить такие вопросы, как:

Не нужно ограничивать круг вопросов детей. Наоборот. С помощью различных источников, фотоматериалов, воспоминаний и документов нужно стараться сформировать исторически достоверное мнение об этой трагедии, желание думать и высказываться.

Какие книги почитать детям о блокаде Ленинграда

Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить.

А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели на страшных 872 дня. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность по году на каждый период, полный горя, лишений и смертей. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда.

Из всех погибших только 3% погибли от бомбежек, а 97% — от голода. Для наглядности можно предложить старшеклассникам двух классов посчитать, сколько человек из них пережило бы блокаду. Без света, тепла, еды 3 холодных зимы.

Дошкольникам и младшим школьникам

Средним школьникам

Старшеклассникам

Вместо заключения

Что такое наша память? Это часть нашего культурного наследия. То, как мы относимся к прошлому, что мы о нем знаем и помним, определяет нас в настоящем. Какие мы, что для нас важно, чем дорожим. Совершенно очевидно, что народ жив, если знает и помнит о своем прошлом. Проще сохранить воспоминания, переданные непосредственно участниками тех или иных событий. Сложнее обстоит дело с событиями очевидцев которых с каждым днем все меньше. Пройдет еще десяток лет и уйдет последний блокадник. Останутся только документальные свидетельства.

За последние десятилетия в нашей стране произошли глобальные изменения. Новое поколение граждан растет и воспитывается в новых реалиях. В том числе сталкиваясь с попытками переписать историю «под себя». Как разобраться молодому человеку в этих политических хитросплетениях, как отличить историческую правду от вымысла. Для этого и необходимы такие уроки памяти. Не искажающие факты, не распределяющие роли нанятым актерам, а рассказывающие о реальных событиях реальными людьми. Не нужно давать свою эмоциональную оценку всем тем ужасам ленинградской блокады. Нужно правдиво, доходчиво рассказывать об этом детям. Пусть они сами делают выводы и дают оценки.

Рассказывая детям о страшных событиях Великой Отечественной войны, нужно, прежде всего, четко для себя понимать, зачем это нужно. Зачем детям знать подробности о немыслимых страданиях, выпавших на долю таких же, как они детей. Вариантов ответов может быть много, но, может быть, один из главных это то, что пока мы можем плакать и сопереживать чужому горю, мы остаемся нормальными людьми. Невозможно без содрогания вспоминать о ленинградской блокаде, как невозможно забыть о современных трагедиях в Беслане, в Москве в Норд Осте, в аэропорту Домодедово в Москве, в США 11 сентября, на лондонском мосту. Уроки истории нельзя «проходить», их нужно учить.

Источник

Ирина Рогалева. Рассказы о блокаде для детей.




— Кнопочка, иди быстрее! Кнопочка, опоздаем! – подгонял, идущую с недовольным видом по улице младшую сестру Николай.

Прохожие, услышав его, с улыбкой смотрели на девочку с необычным именем. На самом деле Кнопочку звали Маруся, было ей семь лет. Курносый носик, зажатый пухлыми щечками и, вправду, был похож на кнопочку, поэтому Марусю домашние так и звали. Николай, высокий худощавый паренек с добрым открытым лицом, был старше сестры почти на десять лет.

Маруся Смирнова. Обидно, что родители афишу не увидят, они бы порадовались за нашу фамилию.

Проводив сестру до сцены, он вошел в зал. В партере свободных мест почти не было. Пришлось устроиться на откидном стуле.

Помощник сцены вынес аккордеон и поставил девочке на колени. Над массивным инструментом осталось видно лишь круглое Кнопочкино лицо с серыми глазами.

Он все-таки успел купить букет гвоздик и вручил их учительнице в конце концерта, когда она вместе, с победившей в своей возрастной группе, Кнопочкой вышла на сцену.

— Молодчина! – похвалил Николай сестру после концерта.

— Петь я все равно больше люблю! – заявила та.

– Проси, что хочешь! Все исполню, как старик Хоттабыч! – брат потрепал ее по макушке.

— Готово! – он протянул Кнопочке пломбир на палочке.

— С инструментом на карусели? – растерялся Николай. – Пока его домой отвезем пол дня пройдет, а с такой бандурой гулять не хочется.

Кнопочка посмотрела на брата такими умоляющими глазами, что отказать ей Николай не смог.

На Елагин остров ехали на рогатом троллейбусе. Счастливая девочка здоровалась со всеми входящими пассажирами.

Они, с улыбкой, ей отвечали.

Немного прогулявшись по парковым аллеям, они встали в очередь за билетами на аттракционы и прямо там познакомились с Вадиком, невысоким крепким пареньком в клетчатой рубашке, на вид ровесником Николая. К огромной радости ребят, Вадик сам предложил посторожить инструмент, пока те катаются.

— Не бойтесь, сохраню в лучшем виде! Глаз с него не спущу. Катайтесь, сколько хотите. Я никуда не спешу, – Вадик крепко пожал Николаю руку и уселся на скамейку рядом с футляром. Кнопочка одарила его лучистой улыбкой и помчалась на карусели.

Катались брат с сестрой не больше десяти минут, но когда вернулись, Вадика не было. Исчез и аккордеон.

— Наверное, он за водой отошел, или в туалет? – предположила Кнопочка. – Сейчас вернется.

Ребята сели на скамейку. Через час стало понятно, что новый знакомый не вернется. Николай обежал весь парк, опросил множество людей, но паренька в клетчатой рубашке с футляром аккордеона в руке никто не запомнил.

— Этого Вадика обязательно поймают! – девочка вскочила. – Мама на инструмент два года деньги откладывала! Как мы ей скажем о пропаже? Она так много работает. Так устает! – Кнопочка разрыдалась.

Дежурный сержант в милицейском участке принял заявление, посочувствовал ребятам и пообещал зареванной Кнопочке вора обязательно поймать.

Николай, нарисовал карандашом портрет Вадика: короткие брови над глазами-угольками, искривленный нос, плотно сжатые губы, левое ухо немного оттопырено.

Уставшие, они вернулись домой вечером. Накормив сестру Николай ушел к другу готовиться к экзаменам, а Кнопочка решила прибрать в комнате.

Мама пришла с работы с коробкой конфет. Медсестрам выздоравливающие больные иногда дарили конфеты.

Кнопочка обхватила маму руками, уткнулась в пропахшее лекарствами платье и, не поднимая глаз, рассказала о пропаже аккордеона.

— Хоть в чем-то мне повезло больше, чем Кольке! – воскликнула Кнопочка. – У него экзамены, а у меня – каникулы!

Она расцеловала маму, подбоченилась и громко распевая калинку-малинку пустилась в пляс.

Через год эти же слова Кнопочке в госпитале сказал раненный подполковник.

Проклятая война, начавшаяся спустя месяц после конкурса, длилась уже целый год.

Николай успешно сдал экзамены, прибавил себе год и ушел добровольцем на фронт. От него пришло несколько писем, которые мама перечитывала каждый день. Отец, моряк, ходивший в Балтийском море, был призван в ряды военных моряков. Он приехал в Ленинград на один день, чтобы попрощаться с семьей. Кнопочка на всю жизнь запомнила его загорелое обветренное лицо, сильные руки, подхватившие ее у входной двери, жесткий бушлат, пахнувший морем. Отец привез несколько морских звезд и множество мелких ракушек. Эти звезды, в самые голодные блокадные дни, они с мамой варили и ели. Варили долго, ели быстро.

Маруся вместе с другими детьми из своей музыкальной школы, навещала раненных солдат в госпитале, где работала мама. Ребята разного возраста выступали каждый со своей программой. Десятилетний Валерка играл на баяне. Носить баян, ослабевшему от голода, Валерке было трудно, поэтому ему разрешили держать инструмент в шкафу, в кабинете главврача. Валерка играл, а Кнопочка пела. Голос у нее был сильный, звонкий, раненные любили ее слушать, и иногда подпевали симпатичной девчушке.

Аккордеон так и не нашли. С приходом войны милиции стало не до поисков. В городе появилось множество воров, грабивших пустые квартиры людей, уехавших в эвакуацию, и шпионов. По ночам они пускали в небо ракеты: подавали сигналы немецким бомбардировщикам, указывая, куда бросать бомбы.

Вместе с Кнопочкой в госпиталь ходили два скрипача из старших классов: Боря и Миша, которому педагоги пророчили большое будущее, он был настоящим виртуозом.

Раненные с нетерпением ждали прихода детей, и как могли их подкармливали. Кнопочке часто перепадали то кусочек шоколадки, то печенье, то ломоть хлеба, хотя брать еду у раненых строго запрещалось. Однажды главврач заметил, как Кнопочка после выступления убрала в карман кофты хлеб. Он так рассердился, что на целый месяц запретил девочке петь. Хорошо, что один полковник уговорил врача простить Кнопочку. Ее звонкий голосок снова зазвучал под звуки баяна, поднимая настроение раненым бойцам.

Летом время бежало быстрее, голод был не таким сильным, блокадников спасала зелень. Оказалось, что из мокрицы, крапивы и сныти можно готовить вкусные блюда. Клумбы и палисадники Ленинграда превратили в грядки. В меню госпиталя появились: суп из крапивы, салат из мокрицы, блинчики из сныти.

Подросшая Кнопочка не только пела перед солдатами, но и помогала на госпитальной кухне: мыла посуду, чистила и резала овощи. Глав врач разрешил детям вычищать гигантские кастрюли и, конечно, съедать все, что оставалось на стенках. Миша делал это не менее виртуозно, чем играл на скрипке. После его работы, кастрюли блестели, как новые, а перед друзьями были приличные горки еды.

Кнопочка совсем забыла о пропавшем аккордеоне, но однажды, в начале осени, распевая «Катюшу» в фойе госпиталя, она заметила знакомое лицо: короткие брови над глазами-угольками, немного искривленный нос, плотно сжатые губы. «Это же вор, тот самый Вадик, укравший аккордеон! Точно он! Только осунулся сильно.»

Кнопочка пела, гневно смотря вору в глаза, но тот ничего не замечал. Концерт закончился. Раненные начали расходиться, более здоровые уносили стулья, провожали в палаты слабых товарищей.

Заготовив гневную речь, девочка направилась к Вадику. Он поднялся с места, тяжело опираясь на костыли. Пустая пижамная штанина была свободна от самого бедра.

— Конечно, нет! Выздоравливайте!

Кнопочка развернулась и уже собралась уходить, как Вадик ее остановил:

Спустя три года после войны Маруся встретила Вадика на Московском вокзале. В солдатской застиранной форме, он сидел на ступеньках у перрона и растягивая меха аккордеона играл «Катюшу». У пустой штанины лежала шапка. Маруся подошла ближе.

Девочка покачала головой.

Источник

Беседа «Детям о блокаде Ленинграда»

Богдарина Татьяна
Беседа «Детям о блокаде Ленинграда»

В истории нашего города есть период, трагические события которого коснулись почти каждой живущей ныне семьи. Это блокада Ленинграда.

От нас с Вами это очень далеко, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным испытанием для народа. Кто же напал на нашу страну?

Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город. город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима…Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года.

Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога Когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.

А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки)

Жизнь в городе становилась всё труднее. В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.

Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Вот дети, какое тяжелое испытание выпало Ленинградцам. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему?

-ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было. Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.

Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе?

На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети? (Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали.

Давайте, сейчас исполним песню о Ленинградских мальчишках в память об их героических делах, ведь многие из них не дожили до наших дней, но память о них жива в наших сердцах.

Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.

Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом зале Филармонии. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили в бой с противником. И ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе Филармонии.

Зима голодно, холодно. Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни» А почему она так называлась?К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика…

звучит песня «Ладога»

В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

900 дней и ночей боролся наш город и выстоял и победил.

Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Поэтому и собрались мы с вами, чтобы вы услышали об этом подвиге Ленинграда и Ленинградцев

Итак, дорогие друзья, мы немного с вами поговорили, вспомнили о тех страшных днях! А теперь, давайте представим, мы с вами, это те самые войска, которые не давали фашистам взять наш город Ленинград!

Посмотрите на игровое поле!

Сейчас мы с вами все находимся на самой главное линии – на передовой! Каждая команда отмечена своим цветом (картинкой) И наша с вами задача – Не пустить врага к городу!

Как же мы будем это делать?

По очереди каждой команде я буду задавать вопросы. На первой линии – они самые самые сложные.. Если вы даете правильный ответ – то остаетесь на этой первой линии, если нет – то отходите назад. И на второй линии вопросы будут уже проще. И чем ближе вы к Ленинграду, тем меньше на вас будут нападать «Враги»

Если вдруг, вы уже оказались на последней 4 линии, и дальше отходить вам некуда, то это не страшно! Вы будете помогать тем войскам, которые еще держат оборону!

Готовы? Тогда В Бой!

Беседа «Как и что рассказать детям о космосе» Как и что рассказать детям о космосе? Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей.

Беседа с детьми «Расскажите детям о Великой Отечественной войне» «Расскажите детям о Великой Отечественной войне» Уважаемые родители! Расскажите детям о войне! Расскажите ребенку об истории возникновения.

Беседа во второй младшей группе «Спички детям не игрушки» Беседа во второй младшей группе на тему: «Спички детям не игрушки!Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию беседу с детьми второй младшей.

Детям о народном празднике — дне Ивана Купала. Беседа. Народные праздники – эти дни мы не найдем в обычном календаре, но народ помнит о них. Ведь эти праздники возникли давно, когда люди ещё.

Рассказ «Мужество и стойкость Ленинграда» В русской истории имеется немало примеров высокого патриотизма и самопожертвований, проявленных в борьбе с захватчиками русских земель,.

Сказка-беседа «Детям о Спиде» Автор-составитель педагог-организатор УДО Горловский ЦВР Леонова В. А. Сказка-беседа «Детям о СПИДе» Цель: Познакомить детей с понятиями.

Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Источник

Читайте также:  Рассказ про мертвую и живую воду
Познавательное и интересное