Афоризмы о Боге и природе
1. Наукой объяснится многое, но не все: есть Нечто выше научного принципа.
2. Бог ограничивает людей во вседозволенности, ибо без ограничений людям превратиться в животных.
4. На самом скрюченном дереве будут самые незабываемые листья (плоды).
5. Не надо себя убеждать в своей непорочности и искать оправдания своему греху.
7. Зеленый свет после стоп-сигнала загорается для тех, кто не отрекся от веры.
8. Только почувствовав связь небыли с былью, можно увидеть и понять То, что необъяснимо.
11. Говоря о чем-нибудь с кем-нибудь, имейте в виду, что Некто слышит Вас.
13. Когда пытаешься дотянуться до неба, благодари Бога за звездные фонарики.
17. Ввиду различных точек зрения на тему: «хорошо и плохо», считаю, что это в первую очередь абсолютные критерии, нежели относительные.
20. Если своими поступками сжать в тисках небо, то от горечи из его тучных век польются слезинки.
21. Завершается круг, начинаясь,
Начинается круг, завершаясь,
Те две точки невидимы сразу,
Отражая космический Разум.
22. Когда прохожий / прохожая станет братом / сестрой, а враг другом, тогда, быть может, поймете все 10 заповедей.
24. Небо скорбит слезами о земных неурядицах.
26. Не считай себя Богом, но будь с Ним.
27. Бог не отворачивается, а долготерпит.
30. Каждый день нам встречается Бог.
32. Скепсис хоронит веру, и, следовательно, нас заживо.
33. Ветра лишь только подсобят.
35. Оправдай надежду Бога.
37. Мы почти всесильны, но ПОЧТИ.
38. Истина не для средних умов.
39. Тучи плачут не случайно.
40. Божья правда правд правдивей
41. Душа не нуждается в советах.
43. Помимо материального и земного есть внеземное и вечное.
44. Погасив свечу, припомни и проанализируй мотив ее слез.
46. Откройте окна. Закройте двери. Философствуйте в унисон с Богом.
47. По пятам за нами ходит Бог.
48. Небесный почтальон доставит нам письмо точно в срок.
49. Божьи правила справедливы и жертвенны.
50. Божественный трон не освобождается.
51. Кто из Вас слышит небо?
52. Бог стучится в келью разума.
54. Дар дается, а талант добывается.
55. Съешьте хоть толику духовной пищи и почувствуете сытость в отличии от животной.
57. В программные мозги с кондачка не лезь.
58. Незачем доказывать существование Бога.
59. Наши дни есть кому считать.
60. Мы должны бояться только совести в лице Бога.
61. Восславь то, что бесплотно и вечно.
62. Клубок начинается с ниточки.
63. Природа живет даже в слезинке на оконном стекле.
64. В Вас есть не только Вы, но еще хотя бы Кто-то.
65. Человеческий разум подлинно известен только Богу.
66. Относительно природной красоты искусственная красивость ужасна.
67. Дар не выбирают и не судят, а принимают благодарно.
68. Все лягушки могли бы стать царевнами, но стала только одна.
69. Неведомый мир познается только верой.
71. Три состояния Бога на небе: улыбка (солнце), слезы (дождь), гроза (озлобленность).
72. Истинное под солнцем достанется лучам.
73. Если много «быков», то кому-то нужно быть укротителем.
74. Единая мораль существует и объективна, только говорить о ней людям невыгодно.
75. Есть то, что мы изменить не сможем.
76. В каждом имени буква Господняя.
77. Даже открытые глаза могут не видеть суть жизни.
78. Только Божья жестокость в наказании человечества может быть оправдана.
80. Бог людей на земле не оставляет на определенный срок просто так.
81. В Божьем лице нет изъян.
82. Бог мудрее дьявола, так как смотрит на нас сверху, а дьявол с какой-либо из сторон, исказив человеческую сущность.
85. Взор неба покорит радуга.
86. Будьте благодарны Богу за любую трапезу.
87. И на небе, и на земле нам необходима поэзия Высшего разума.
89. Когда мы простим друг друга, то Бог простит нас.
90. Что невидимо человеческому глазу, то могущественней его.
Природа, человек и Бог
В человеке различаются три начала: материя, жизнь и разум. Рассматривая материальную Природу, как живой организм, мы по аналогии должны искать разумности, управляющей ею. Физическую материю и жизнь человек может видеть, а разум свой нет. О наличие разума человек судит по своим действиям. Разумны ли действия Природы? В большинстве своём, да. Но порой Природа направляет свои силы против человека и воспринимается им как стихийные бедствия. Человек то же не всегда ведёт себя доброжелательно к другим людям, но это не исключает его разумности. Что же за разум управляет Природой. Человечество дало этому разные названия: ТО, Абсолют, Единое, Бог и другие. Равнозначны ли понятия, которые скрываются за этими словами? Уверена, что нет. Рассмотрим два из них, а именно Бог и Абсолют.
В магии понимается под словом «Бог» следующее:
«Настоящий человек, как мы знаем, есть дух и отличен от физического тела, от астрального и от психического существа, которые он познаёт все в отдельности и которыми он владеет. Так же и Бог – начало всего сущего – отличен от Природы и от человечества, которые Он познаёт и которыми обладает. Проводя грубую аналогию, можно сравнить Природу с телом Бога, а человечество – с его жизнью».
«Прежде всего, Бог потенциально существует в неизречённом единстве, это первое лицо Троицы – Бог-Отец, Затем Он проявляется Самому Себе, создавая целый постигаемый мир; Он противополагается Самому Себе, как мировой разум, это второе лицо Троицы – Бог-Сын. Наконец он действует и творит, Его воля проявляется, и Его мысль осуществляется вне Его, это третье лицо Троицы, или Святой Дух. Бог, вечно проходящий эти три состояния, является нам подобием круга, центр которого везде и окружность нигде».
Большинство современных религий воспринимают под словом «Бог» личность, обладающую сверхчеловеческими способностями. Они изображают Его на иконах, придавая Ему человеческий образ и человеческие качества. Бог может быть добр к человеку, а может разгневаться на него. Возможно, некоторым людям так легче воспринимать то, что скрывается за словом «Бог», а возможно, людям дают не правильное понятие этого слова.
Под словом «Бог» я понимаю Логос планеты Земля. Он вполне может появляться в человеческом облике и проявлять человеческие качества. Его основная задача забота о Земле, о её Природе и о человечестве. Что касается понятия слова «Бог» в магии, то оно больше подходит к понятию слова «Абсолют». То есть ТО, что недостигаемо человеком в его нынешнем обличие.
Как я понимаю Абсолют?
Каким образом Бог (Абсолют) проявляется в каждой малейшей частичке мироздания (Вселенной)?
Дух человека связан внутренним ощущением (нервные волокна) со всякой малейшей частичкой организма; так что, хоть сам он и не может непосредственно действовать на частичку, но она, со своей стороны, может давать знать о себе духу, передавая ему болевое и другие ощущения. Подобно этому и Бог (Абсолют), через Божественные и Небесные миры, присутствует в каждой малейшей частичке мироздания и в каждом из нас, в каждой из клеточек, составляющих организм.
А это значит, что Вселенная – это живое существо. Рассматриваемая как живое существо, Вселенная состоит из трёх начал: Природы, Человека и Бога (Абсолюта).
Бог проявляется во Вселенной деятельностью Провиденья, которое освещает пути человеческие, не препятствуя в то же время активному проявлению двух других основных сил.
Человек проявляется в мире действием своей Воли, позволяющей ему бороться с Судьбой и заставлять её служить себе. При этом человек волен избрать путь добра – Провиденья или презреть его. Человек называется микрокосмосом, или маленьким миром, потому что в нём действуют аналогически все законы, управляющие Вселенной.
Природа проявляется в мире действием Судьбы, которая воспроизводит по раз навсегда установленному плану и порядку множество экземпляров основных типов, в чём заключается главная основа её действий. Природа управляет нашим рождением, она даёт нам отца и мать, братьев и сестёр, все родственные отношения, место на земле и общественное положение. То есть неизбежность. Человек борется с Природой, проявляя свою волю. Неизбежность и воля были, согласно учению Пифагора, двумя противоположными началами, управляющими подлунным миром, – местом пребывания человека. Оба эти начала получают свою силу от высшей Сущности, которую древние называли Немезидой – основным решением, и которую мы называем Провидением.
В чём заключается метод аналогии во Вселенной?
Факты входят в область природы, законы – в область человеческую, принципы – в область божественную. Бог творит принципы, природа развивает сотворённые принципы и превращает их в факты; человек же созидает законы, преобразуя, приумножая и совершенствуя факты воздействием своей воли на Природу и находя и исследуя соотношения, связующие факты с принципами. Всякий, хотя бы ничтожный, факт есть видимое проявление невидимого принципа, пришедшего от Бога, и человек, применяя соответственный закон, всегда может восстановить связь видимого факта с невидимым принципом; в этом заключается основа аналогического метода.
Источник информации книга «Практическая магия» Папюса.
Евангельский рассказ о Марфе и Марии: нужно бросить все бытовое? Этого хочет от нас Бог?
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. (Лк. 10:41–42)
АМВРОСИЙ, митрополит Тверской и Кашинский
Рассказ о Марфе и Марии, вероятно, один из самых часто читаемых за Божественной литургией евангельских отрывков. Возвращаясь к одному и тому же тексту из раза в раз, мы, с одной стороны, часто сталкиваемся с тем, что перестаем обращать на него пристальное внимание ума и сердца. С другой стороны, мы имеем возможность каждый раз замечать нечто новое, побуждающее нас задуматься и, возможно, измениться.
Две сестры — Марфа и Мария — очень хорошо нам знакомы. Одна суетлива, но заботлива, другая же тиха, но внимательна. Порой мы даже примеряем на себя один из этих образов, чтобы понять, каковы мы на самом деле и как нам угодить Богу. В чем же именно ошибка, или, лучше сказать, недочет Марфы? В чем именно упрекает ее Господь? И какой урок мы можем из этого вынести?
Марфа же увлеклась. Так бывает и с нами. Мы порой будто бы забываем о том, что является самым важным, а что второстепенным. Начинаем увлекаться различными традициями, историей, внешней красотой наших храмов и всем прочим, что само по себе безусловно важно, но без внимательного отношения ко Христу не имеет никакого значения. Порой кажется, что «вот сейчас я сделаю еще вот это, тут еще подкрашу, тут обустрою еще что-то поудобнее, а потом уж сяду у ног Иисусовых и буду сосредоточенно внимать тому, что Он говорит, чему Он учит». Как часто подобный ход мыслей становится замкнутым циклом самообмана!
Ведь всегда можно сделать что-то еще лучше, еще удобнее, еще красивее, а на главное так и не отыскать времени — и не только не найти времени, но еще и упрекать тех, кто находит время на самое главное в жизни, а если и не упрекать, то завидовать им. В то время как одно только нужно (Лк. 10:42): сделать самое необходимое для жизни внешней и тотчас же предаться главному — молитве, любви к Богу и ближним, внутренней жизни сердца.
Это совсем не означает, что нужно бросить все бытовое: работу, семью, светскую жизнь — нет, и хотя «Бог — это Тот, Кто требует абсолютной любви» (см. С. Кьеркегор «Страх и трепет»), это отнюдь не значит, что доказать эту любовь можно, бросив все то, что дорого и ценно. Это так же невозможно, как и пытаться доказать любовь к супругу или супруге, проявляя неуважение и безразличие к своим родителям. Вместе с тем лишь наполняя всю прочую жизнь Христом, мы можем действительно стать христианами, можем действительно умереть для мира, чтобы жить со Христом в Боге (см. Кол. 3:3).
Если чему и учит нас человеческая история, так это тому, что мы можем лишиться всего, что у нас есть, в одно мгновение. Все то, что ценно и дорого в наших очах, может завтра оказаться у нас отобранным. Однако именно жизнь нашего сердца никто не в силах у нас отобрать. Ее невозможно уничтожить, она никогда не потеряет свою цену. И потому позаботимся уже сегодня, здесь и сейчас, о жизни своего сердца, о том, к чему оно влечется, что является для него подлинным сокровищем.
Что же касается вещей внешних, то уделим им лишь столько, сколько они заслуживают, ведь довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6:34).
Текст — отрывок из книги митрополита Тверского и Кашинского Амвросия (Ермакова) «Вглядываясь в Лик Христа. Евангелие как приглашение к радости».
Эта книга — опыт чтения Евангелия как опыт узнавания Бога, полный радости, удивления и благодарности. Открывая страницы Евангелия, автор всякий раз стремится расслышать в нем личное обращение Господа к нам, увидеть вечную новизну евангельской вести, переворачивающей наши представления о нас самих, мире и Боге. В океане смыслов Евангелия владыка ищет ответы на вопросы о встрече с Христом, следовании за Ним, о тайне Креста и о том, как христианину следует относиться к выпадающим на его долю испытаниям.
Бог рядом: живые истории Божественного Промысла
Часть 2. В нужное время в нужном месте
Мы не видим и не осознаём Божией заботы о нас, как и вынашиваемый мамой малыш не представляет, что вся его жизнь – от матери, ибо сам он – в ее лоне. Еще не родившемуся малышу и в голову не придет, что со временем он появится на белый свет и увидит родную маму. Так и нас вынашивает Бог, Он нянчится с нами всю жизнь, как мать нянчится с капризным ребенком, и Он очень ждет, что мы, духовно созрев за время земной жизни, перейдем к истинной жизни и увидим Его.
Иногда Господь проявляет Себя очевидно и явно, а иногда – таинственно и для мелкого ума человека непостижимо. В том и другом случае человек еще здесь, на земле, прозревает Божие присутствие.
Явное вмешательство – всем известное обращение ко Христу гонителя Савла. Яростный враг Христа, одобрявший убиение Стефана Первомученика, ставил целью искоренить едва зародившуюся веру Христову. Не удовлетворившись жесткой зачисткой в пределах Иудеи, он направился в Дамаск с заверительными письмами, позволявшими хватать христиан. Неожиданно с неба его осиял свет – ибо «Бог есть Свет» (1 Ин. 1: 5), – и раздался голос: «Савл, Савл… Я Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9: 4–5). Непосредственное вмешательство Божие соделало Савла искренним учеником Спасителя, первоверховным апостолом Павлом.
Но явное чудо дается не всем. Господь участвует в нашей жизни, сплетая нить вроде бы естественных событий самым непредсказуемым для нас образом. Очень близкий мне диакон Вадим, занимаясь социальным служением, как-то пересекся с пожилой женщиной Валентиной Кронидовной. На тот момент ей было 76 лет. Она являлась ветераном войны, имела орден за то, что после бомбежки спасла из-под завалов какого-то высокопоставленного человека, о чем сохранилась заметка в газете от тех давних лет, где говорилось, что ее наградил сам Сталин.
Валентина чем-то болела, отец Вадим предложил ей исповедоваться и причаститься, сказал, что рядом храм, и пытался напомнить: «Вы же ветеран войны, в окопах-то неверующих нет», но Валентина Кронидовна засмеялась и решительно ответила: «Молодой человек, не морочьте мне голову, никакого Бога нет. Я ветеран войны, прошла войну без каких-либо ранений, пережила голод в Ленинграде… И что вы мне об этом можете рассказать? Мне ничего не надо». Еще Валентина добавила, что ее удивляет, как люди вообще идут причащаться, почему у них нет брезгливости вкушать «с одной ложки».
Прошло десять лет. Отец Вадим поехал со своим другом-священником в военный госпиталь в Измайлово причащать больную. В палате отец Вадим заметил совсем иссохшую старушку и поразился ее худобе. После Таинства, когда они уже спускались к выходу, совершенно случайно в коридорах госпиталя им встретилась родственница Валентины Кронидовны. Она узнала отца Вадима и подошла. Оказалось, что Валентина, которой было уже 86 лет, находилась в госпитале в крайне плохом состоянии – собственно, она и была та самая иссохшая старушка. Чтобы разминуться с родственницей, достаточно было каких-то секунд, но Бог устроил встречу в нужном месте в нужный час. Вернул их в палату, чтобы вернуть душу Валентины Небесному Отцу. В дароносице каким-то чудом оставалась еще одна частица Святых Таин.
К этому моменту врачи не знали уже, что предпринять: некогда мужественная женщина, герой страны, Валентина испытывала жуткий страх, боялась находиться одна и спать с выключенным светом. Но в душе ее происходила и более радостная перемена, священнослужителям она сказала: «Мне страшно умирать. Вся моя жизнь прошла впустую». Находившиеся рядом родные стали ей возражать: сколько, мол, ты достигла за свою жизнь и сколько всего у тебя есть, включая правнуков. Валентина ответила: «Всё это меня не радует, и я сожалею, что в свое время одному молодому человеку (отца Вадима она не узнала) сказала, что Бога нет, что я могу обойтись без этого. Я очень хотела бы успеть покаяться». Так переосмыслила она ту вроде бы совершенно несостоятельную встречу. Господь устроил так, что Валентине был дан последний шанс, и отец Вадим, сам того не ожидая и поначалу не узнав ее, оказался в ее палате.
Погода была пасмурная, собиралась гроза… Но Валентина неожиданно сказала: «Откройте окно. Я вижу свет»
Священник, находившийся с диаконом Вадимом, принял исповедь сразу же. Она исповедовалась, как он вспоминал, от самых глубин своего прозревшего сердца, слезы текли из глаз бывшей коммунистки, а сердце очищалось от застарелых грехов. Валентину причастили Святых Таин. И вот здесь произошло то, на что можно было бы и не обратить внимания, вроде бы и ничего особого. Погода была пасмурная, собиралась гроза, всё померкло. В палате хотели зашторить окно, но Валентина неожиданно сказала: «Откройте окно. Я вижу свет». Глаза ее были умиротворенно-радостные, она как будто что-то прозрела, а все мучившие ее до этого страхи исчезли, словно их никогда и не было. Человек, которому открылся Свет, и сам становится светлым.
Валентина Кронидовна еще рассказала о своей жизни, о том, что пережила и что совершила, но при этом вновь подтвердила: «Я сожалею о том, как жила, мне нечего вспомнить. Сейчас самая моя большая радость, что ко мне пришли священники. И мое сердце никогда не испытывало такой радости, как сейчас. Если будет у вас возможность, пожалуйста, придите еще завтра». Врачи ворчали на священнослужителей: мол, что вы мешаете больным, слишком долго все это длится, слишком много всего в вашем чине. Но они все равно пришли, совершили таинство Соборования. А после этого – не прошло и пяти минут – Валентина мирно посмотрела на них и закрыла глаза – ее душа перешла в иной мир.
Вот так неисповедимым Своим Промыслом Господь призвал к Себе душу в самый последний момент ее земной жизни – посредством совершенно случайной встречи ее родственницы со священнослужителями. Эта встреча восполнила ранее бывшую встречу, безбожие ушло, а в сердце воцарилась вера. Простая советская женщина Валентина Кронидовна сподобилась, насколько Господь позволил, узреть тот же Божественный свет, который некогда осиял гонителя христиан Савла.
В Евангелии, в притче о Царстве Небесном, уподобленном семени, брошенном в землю, сказано: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4: 29). Господь забирает душу тогда, когда она созрела для вечности, когда ей даны были возможности обратиться к Нему, и в рассмотренном нами случае душа реализовала самый последний шанс.
Что же еще сказать? Хотя Бог провидит и участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы свободная воля людей могла осуществлять добровольный выбор. Промысл Божий означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу.
На самом деле Промысл Божий поставляет каждого конкретного человека в такие условия, в которых лучше всего проявится его личное самоопределение в отношении спасения. Вот чего мы на самом деле хотим: добра или зла, вечной жизни или временных благ? В жизни нам неоднократно дается возможность познать свои немощи, несовершенство, греховность, а отсюда и признать необходимость Спасителя. Однако принятие Его может быть исключительно добровольным, и потому далеко не все обращаются к Нему.
Но мы привыкли оценивать смысл чьей-либо жизни с позиции насыщенности событиями, личных достижений, вклада в общественное благополучие. И если мы этого не видим, то кажется, что жизнь человека не имела какого-то особого значения, словно лишена благословения Божия. На самом деле жизнь любого человека – дар Божий, и осмысляется жизнь не тем эффектом, какой она производит на окружающих, а своей связью с Богом.
А еще нам часто кажется, что многое из случившегося было пустым и ненужным. Вот дай возможность, взял бы и переписал заново свою жизнь. Реальную жизнь мы воспринимаем как плохо написанный черновик: я и здесь бы, и здесь выправил, создал бы такой правильный, идеальный вариант своего жизненного пути. В жизни всё кажется как-то не так. Но Бог нас ведет именно по этому конкретному пути. И Он рядом с нами такими, какие мы есть на самом деле. Самые ошибки, скорби, болезни Он попускает нам с какой-то не всегда понятной нам целью.
В дневнике святой императрицы Александры Федоровны есть удивительные слова: «Мы знаем, что когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он всё делает ради нашего высшего блага».
В мозаике каждый камушек или кусочек смальты сам по себе вроде бы мало что значит. И можно подумать: что в нем такого особенного, и какой смысл от этого мелкого, ничего не значащего камушка? Но именно из таких мелких камушков мозаичист выкладывает величественный образ. Так и мелкие события нашей жизни – это камушки, из которых Бог выкладывает мозаику нашей жизни. Но чтобы понять мозаику, надо смотреть на нее, не прижавшись лицом к полотну, а лишь глядя на нее с расстояния.
Проходит время, и спустя много-много лет мы вдруг понимаем, что раньше были как будто Кем-то хранимы, Кто-то уберегал нас от ложных шагов, спасал из безвыходных ситуаций, ограждал от опасностей. И если нам попускалось пасть, то лишь для того, чтобы мы извлекли из этого какой-то важный урок. Промысл Божий понимается на расстоянии. Лишь очень дальновидные люди, способные глубоко относиться к жизни, а не сосредотачивать внимание на сиюминутном, могут сразу прозревать Промысл Божий и предугадывать Божии пути. Вряд ли мы к таким людям относимся. Поэтому лучше смиренно принимать то, что нам подается в жизни, помня, что всё это дается от Бога.
Знакомый священник, протоиерей Виктор, служил в простом сельском храме Ярославской епархии. Он не имел личного транспорта, передвигался на попутках. Обычно, когда он голосовал на обочине, его всегда подвозили. Однажды мимо пролетела пустая иномарка, так что отец Виктор даже пожалел, что не сел в нее. Потом его взяли в машину, набитую людьми, и через какое-то время он увидел иномарку в кювете. Так Господь наглядно показал, что уберег его от комфортного автомобиля и что нужно благодарить Бога за то, что подается тебе.
Сам не зная почему, отец Виктор проговорил: «Не делайте аборт. Родится у вас мальчик – будет вам таким утешением!»
А однажды отец Виктор сел в машину, в которой ехали супруги, он разговорился с ними, и оказалось, что они собирались делать аборт. Сам не зная почему, отец Виктор сказал: «Не делайте этого. Родится у вас мальчик – будет вам таким утешением!» Потом отец Виктор высадился у родного села. Занялся привычным служением и выездами на требы. Прошли месяцы. А потом ему вдруг стали приходить посылки с продуктами и фотографиями. Оказалось, что подвозившие его супруги послушались, у них действительно родился мальчик и стал для всех необыкновенной радостью и утешением. Так Господь спас жизнь малышу, а его родителей спас от страшного греха убийства, устроив вроде бы случайную встречу с батюшкой, который, сам не понимая как, предсказал им рождение сына.
«Неожиданно я начал чувствовать Бога: в машине, в самих холмах, в звездах… – повсюду»
В завершение хочется вспомнить известного старца – преподобного Паисия Святогорца. Одно его духовное чадо, Афанасий Раковалис, писатель из Салоник, рассказал, какое чудо произошло с ним незадолго до кончины старца. Афанасий иногда забирал преподобного Паисия со Святой Горы, и они ездили в греческое селение Суроти. Это занимало два-три часа езды на машине. По дороге они всегда общались, обсуждали разные вопросы. Однажды Афанасий спросил старца: «Отче, а Бог, Он Какой? Расскажи мне что-нибудь о Боге, Какой Он из Себя?» Афанасий ожидал какого-то ответа, что старец скажет: Бог такой и вот такой. Но вместо этого старец Паисий склонил свою голову, стал молиться. Как вспоминает Афанасий, молился он недолго, меньше одной минуты, но очень глубоко, а затем… вот как говорит сам Афанасий: «Вдруг неожиданно, словно разверзлось небо, раскрылась моя душа. Я вел машину, место было высокое – серпантин. Неожиданно я начал чувствовать Бога: в машине, в самих холмах, в звездах, в галактике – повсюду я ощущал Бога. Я раньше испытывал беспокойство по поводу всего происходящего вокруг нас, в мире, как и что с нами будет. В тот момент я понял, что всё это в руках Бога. Ничего, даже маленький листок, не шелохнется без воли Самого Бога».
И это значит, что, где бы ты ни оказался, всюду ты свой, ибо Господь Бог везде, и Он заботится о тебе, как отец о ребенке. Это значит, что надо рассуждать не о врагах или происках демонов, не о том, что кто-то пытается навести на тебя порчу и сглазить, а о том, что везде есть Господь, Он всё держит в Своих руках, а бесы без Его позволения не могут войти даже в свиней.
Человек проходит жизненный путь, обретая опыт и различные навыки. Конечно, это его личный путь, он сам его совершает. Однако ведет человека по этому пути Бог, как ведет родитель по дорожке маленького ребенка, учащегося ходить.
Бог премудро и милостиво заботится, промышляет о целой Вселенной и особенно о Своих пусть даже и непослушных созданиях – людях, стараясь направить их жизнь ко благу и вечному спасению души.