Сказка о смелом маленьком мальчике
Сказка о смелом маленьком мальчике.
В доме на берегу озера жил маленький мальчик. Все его очень любили, и мама с папой, и бабушка с дедушкой. Мальчик был очень хороший, умный и ласковый. Проснувшись он всегда улыбался, бежал к маме и целовал её. А папу он целовал вечером, перед сном. Папа уходил очень рано и ему не хотелось будить малыша.
Недалеко от дома, в котором жил малыш, стоял дом, где жили дедушка и бабушка. Когда мама утром уходила на работу, мальчик бежал к дедушке. Они ходили по берегу озера и много разговаривали. Дедушка рассказывал малышу о звёздах, больших морях, подъёмных кранах, бульдозерах, с помощью которых можно строить дома. Из песка они делали очень красивые замки, вставляли в стены разноцветные стёклышки, получались волшебные окна, которые под лучами солнца сверкали, как драгоценные камни. И только одно огорчало дедушку: малыш не хотел входить в воду. Дедушка хотел научить малыша плавать, но тот отбегал от воды и даже не хотел намочить ножки. Вообще-то он был смелый мальчик: не боялся темноты, лазил по деревьям, мог взабраться на высокую горку. Можно сказать, что он ничего не боялся кроме
воды. Как бы ни было жарко, малыш сидел на берегу.
Однажды он лепил из песка гараж и вдруг услышал голос,тоненький и нежный: « Мальчик, помоги мне, столкни меня в воду, а то я умру.» Мальчик повертел головкой и заметил на песке рыбу с красными плавниками и голубой чешуёй. Сначала мальчик подумал, что ему показалось, но голос прозвучал опять: «Мальчик, поторопись, я не могу дышать».
Малыш подошёл к воде, но войти в воду он боялся. Он взял палочку и попытался оттолкнуть рыбу от берега. Ничего не получилось. Рыба часто открывала рот, и мальчик решился и вошёл в воду. Вода была тёплая, но малышу стало страшно и хотелось заплакать. Он попробовал оттолкнуть рыбу двумя руками, но опять ничего не вышло. Тогда мальчик сделал в воде ещё несколько шагов и одновременно продолжал толкать рыбу. Вдруг рыба хлюпнула по воде хвостом и поплыла в глубину озера. Мальчик засмеялся. Он увидил, что стоит по пояс в воде и уже собрался громко закричать, но рядом появился дедушка. Он брызнул на малыша водой, малыш тоже брызнул и вдруг понял, что он больше не боится воды. Он стал прыгать и бить по воде руками. Потом дедушка начал учить малыша плавать, и тот очень быстро научился.
На следующий день дедушка взял лодку, посадил малыша, и они поплыли на середину озера.
Когда они были уже далеко от берега, малыш увидел вокруг лодки целый хоровод рыб. Все они были с красными плавниками. Малыш опустил ручку в воду, и одна рыбка подплыла, потёрлась об его руку и что-то положила ему на ладонь. Это была крупная голубая жемчужина. « Как голубая луна»- подумал малыш. Вечером он отдал жемчужину маме. Мама пришла в восторг, раньше она нпкогда не видела голубой жемчуг.
Мальчик научился хорошо плавать и даже в каких-то соревнованиях занял первое место. После школы он поступил в Университет и стал одним из лучших специалистов по разведению рыб. Сидя на берегу реки или озера, он думал, действительно ли рыбка попросила его помочь ей или это только ему показалось. Наверное, на самом деле ему стало жалко рыбку, и внутренний голос заставил его войти в воду. Но ведь кто-то положил ему на ладонь жемчужину.
Может и бывают на свете говорящие рыбы?
Полезное чтение. Рассказы о смелости
«Кешка»
Трусами управляет страх. Смелому человеку тоже страшно в минуты опасности, но он умеет преодолеть это чувство. Об этом рассказ Анатолия Мошковского «Кешка».
Кешка – четырнадцатилетний подросток-сирота. Он родился на Байкале.
Юрка – сын учительницы, приехавший с матерью из Батуми.
Тимошка – местный паренек, коренной житель Байкала. Он был убежден, что Байкал – самое большое и важное море в России.
Мальчики учились в одном классе. Учительницей у них была Софья Павловна – мама Юрки.
Однажды Тимоша и Юра увидели Кешку с дядиной лодкой. Им хотелось, чтобы Кешка их покатал. Кешка согласился. Ребята сплавали от пирса до пирса и стали уговаривать Кешку выплыть из бухты в открытое море. Им хотелось приключений. Кешка свернул в открытое море. И тут неожиданно налетел сильный ветер, похожий на ураган, который на Байкале называют «горная». Он сносит камни, деревья со скал. Море становится черным и дико ревущим. При таком ветре тонут рыбацкие лодки и суда.
Все испугались, особенно Юрка и Тимоша. Но Кешка смог справиться с собой и помочь ребятам. Он призвал их не бояться, заставлял вычерпывать воду из лодки. Но лодку перевернуло, все оказались в воде. Тимоша и Юрка начали тонуть. Кешка не растерялся. Спас обоих и, вытащив на берег, откачал их. Оказалось, что хотя Кешка и не мог понять и доказать на уроках, что земля круглая, зато он знал, как спасти тонущего человека и не дать ему умереть. Он знал, как надо делать искусственное дыхание. Он не мог этого не знать, потому что для жителей тайги это необходимые вещи, без них не проживешь.
Три дня мальчишки провели в пустынной бухте. Их искали и нашли. За ними пришел катер. На нем была мама Юрки. Кешка видел, как светились глаза учительницы, когда она увидела сына. За Кешкой никто не приехал, потому что он был сиротой.
Софья Павловна, конечно, подумала, что виноват во всем Кешка. Она строго и пристально смотрела на него, но ничего не сказала. Понимала, что Кешка, может, и виноват, что она чуть не потеряла сына, но ему же она и благодарна, что он спас мальчишек.
«Тихое утро»
Володя схватился за утопающую удочку и упал в воду. Яшка видел, что друг уходит под воду. Он испугался и побежал. Убегая, он оглядывался назад и вдруг понял, что не может бросить Володю.
Он вернулся и прыгнул в воду, пытался вытащить Володю, но сил было мало, и мальчики стали тонуть вместе.
Яшка испугался еще больше и, освободившись от вцепившегося в него Володи, выскочил из воды. Но осознавал, что деревня далеко, вокруг никого, кроме него, нет. Он опять бросился в озеро, схватил Володю за рубашку и вытащил на берег.
Володя не шевелился, казалось, что он умер. Яшка не мог привести его в чувство. Его снова обуял страх. Силы кончались. Он из-за всех сил стал трясти тело, перевернул на живот головой вниз, чтобы вышла вода из легких. Вдруг Володя пошевелился. Они сидели на берегу и плакали от радости. Один от того, что смог спасти друга, другой от того, что остался жив.
10 книг о героизме, мужестве и отваге: что почитать детям в преддверии 23 февраля
23 февраля – день защитника Отечества. День, в который говорят о героизме, мужестве и отваге. Но как воспитать в детях эти достойные качества? Собственным примером. Тут даже война не нужна, а простые бытовые действия. Когда нам, например, нужно идти и объяснять учительнице, в чём ребёнок виноват, а в чём нет. Или когда приходится делать замечание матерящимся на детской площадке, а не поскорее уходить с неё.
Книги о героях дают возможность представить себя на месте главных героев, в воображении смоделировать ситуации вызова судьбе, преодоления себя, своей человеческой немощи. Читая книги о мужестве и отваге, мы примеряем на себя разные героические роли, видим какими разными они могут быть: защитник людей от страшного дракона, осиротевший парнишка, воспитанный солдатами, педагог, не оставивший детей и отправившийся с ними в концлагерь. Герои могут выглядеть по-разному, жить в далёких друг от друга странах и эпохах, но их всех объединяет мужество, любовь к людям и готовность идти до конца ради благой цели.
Читайте детям книги о мужестве, отваге и героизме – это даст им верные ориентиры.
1. Иван Поммо «Персей. Победитель Медузы»
Судьба уготовала Персею немало смертельных опасностей и серьёзных испытаний. В младенчестве он был брошен с матерью в ящике в море. Возмужав, древнегреческий герой отправился в дальний поход за головой страшной медузы Горгоны, а на обратном пути спас дочь эфиопского царя.
Адаптированные мифы часто кажутся слишком наивными и неточными, их авторы будто изо всех сил пытаются угодить детям. Но только не в этой книге. Французский иллюстратор Иван Поммо рассказывает миф о Персее от имени современника так, что текст становится захватывающей историей. Издание дополнено стильными чарующими иллюстрациями.
Обратите внимание и на другие книги серии «Мифы Ивана Поммо»: « Одиссей. Хитроумный герой », « Троя. И нет конца войне ».
Рекомендуемый возраст: от 6 лет.
2. Томек Богацкий «Защитник детей. История жизни Януша Корчака»
Кажется, что героизм и мужество – это когда воюют, нападают или яростно защищают. Но порой они проявляются в виде тихого, чистого и светлого подвига души, как у писателя и педагога Януша Корчака.
Будучи евреем, он деятельно заботился об обездоленных еврейских детях – открыл приют, окружив попадавших туда ребят настоящей любовью и заботой. День он проводил с воспитанниками, а ночью писал художественные книги для детей и педагогические – для взрослых. Он вёл программу на варшавском радио, где давал ребятам советы, как справиться с разными сложностями в жизни.
Книга о самоотверженности, о любви, о человеке с большой буквы. Эту историю должен знать каждый.
Рекомендуемый возраст: от 7 лет.
3. «Сказки народов Севера»
(изд-во « Paulsen », 2020)
Народные сказки в классической обработке литератора и фольклориста М.Булатова читаются легко и напевно, с сохранённым колоритом северного языка.
«Отважный сын», «Храбрый Мэргэн», «Охотник и тигр» и другие – эти истории слагались теми, кто живёт в суровых северных регионах нашей необъятной страны. Неудивительно, что в этих народных сказках столько примеров мужества и отваги – сама северная природа закалила героев! Читая фольклор можно также познакомиться с обычаями, ремеслом, бытом, социальными особенностями той местности.
В книге прекрасные иллюстрации с тонкой прорисовкой – видна каждая хвоинка, каждая веточка. Выполнены с любовью к северной природе и уважением к сильным, бесстрашным людям.
Рекомендуемый возраст: от 7 лет.
4. Валентин Катаев «Сын полка»
Героя повести зовут Ваня Солнцев. В годы Великой Отечественной войны он осиротел, потерял всех близких и три года скитался в лесах. Солдаты приняли Ваню в свою часть, а для командира он стал названным сыном.
Книгу стоит читать в память о войне, где ещё наши деды воевали. А можно почитать с другого ракурса – насколько разным может быть детство, обсудить с детьми тему взаимоотношений, благодарности и ответственности.
Рекомендуемый возраст: от 7 лет.
5. «Все подвиги Геракла»
(изд-во «Эксмодетство», 2018)
Краткий пересказ двенадцати подвигов древнегреческого героя Геракла: Авгиевы конюшни, пояс Ипполиты, яблоки Гесперид, Лернейская гидра и другие. Эти истории необходимо знать каждому – хотя бы в общих чертах, – чтобы понимать произведения искусства, отсылки в литературе и т.д.
Русский поэт Г.Н. Петников пересказал древнегреческие мифы о Геракле простым и понятным языком, специально для детей. Издание оформлено великолепными иллюстрациями, передающими динамику историй, колорит и настроение того времени.
В конце книги есть словарь. Он занимает целых 11 страниц. В нём кратко написано про каждого из упоминаемых героев, о местности, где происходили события. Очень ценное дополнение, ведь в мифах порой непросто уследить, кто кем кому приходится и почему они во вражде.
Рекомендуемый возраст: от 7 лет.
6. «Легенды о короле Артуре»
(ИД Мещерякова, 2016)
Все мы так или иначе попадаем под очарование Средневековья: честь, достоинство, отважные благородные рыцари и прекрасные дамы, ради которых совершаются самые безумные подвиги.
В этой книге собраны наиболее популярные легенды о славном короле Артуре: жизнеописание от самого момента его обладания экскалибуром и до дня смерти. Жил ли на самом деле повелитель Британии и основатель рыцарского ордена Круглого стола? Это уже не столь важно, ведь несколько веков дети и взрослые зачитываются историями о подвигах короля Артура, могуществе волшебника Мерлина, поисках Святого Грааля и, конечно, о любви самых благородных рыцарей Круглого стола и самых прекрасных дам Британии.
В конце книги есть словарик, в котором подобраны географические и исторические названия, встречающиеся в книге. Волшебные иллюстрации, стилизованные под средневековье, тонко передают эпоху и настроение.
Рекомендуемый возраст: от 7 лет.
7. Александр Твардовский «Василий Теркин»
Поэма, посвящённая вымышленному герою Великой Отечественной войны, Василию Тёркину. Это собирательный образ идеального солдата – балагур и весельчак, душа своего подразделения.
В бою Василий – пример для всех, он не теряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания: Тёркин споёт и сыграет на гармони, расскажет увлекательную историю, не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от гибели, он находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.
Поэму начали печатать в 1942 году. Она получила невероятный отклик у солдат: читательские письма шли к автору всю войну, а потом и после её окончания.
Специально для этого издания дочери поэта отобрали эмоционально самые сильные письма – тех, кто читал поэму на фронте, воюя вместе с её героем.
Рекомендуемый возраст: от 10 лет.
8. Токмакова И.П., Зощенко М.М., Пантелеев Л. и др. «Рассказы о юных героях»
В сборник вошли 28 стихотворений и рассказов разных авторов. Главные герои – дети, которым пришлось рано повзрослеть. Лёня Голиков, Зина Портнова, Зоя Космодемьянская, Таня Савичева и другие – эти имена знакомы нам, родителям, с детства.
Их подвиги, совершенные в тылу, на фронте и в немецкой оккупации, должны жить вечно в нашей памяти. Справедливость, чувство ответственности, жертвенность и доброжелательность, которые пронесли бойцы сквозь жестокое время, могут стать ориентирами современным мальчишкам и девчонкам. в
Рекомендуемый возраст: от 12 лет.
9. «Беовульф»
Иллюстрации действительно эпические – красочные, будоражащие воображение. Есть раздел «О героях легенды» с пояснениями кто есть кто и небольшое послесловие от художника Джона Хоу.
Рекомендуемый возраст: от 12 лет.
10. Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Повесть основана на реальных событиях: во время Великой Отечественной войны лётчик-истребитель был тяжело ранен, в результате чего ему ампутировали обе ноги. Несмотря на инвалидность, Алексей вернулся в строй и летал с протезами.
Книга стала непревзойдённой классикой, на ней выросло не одно поколение. Она повествует о силе духа, ответственности, драматической борьбе с немощью и вере в безграничные возможности человека.
Самые пронзительные детские рассказы о совести
Василий Сухомлинский
Как Андрейка перевез Нину
Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек.
Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.
Шумит в овражке бурливый ручеек. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина.
Андрейка быстро перешел через ручеек и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдет?
«Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?»
Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит:
– Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоем.
– Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях.
– Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на
спину, и мальчик перевез ее.
Василий Сухомлинский
Мамин арбуз
Летом мама оставляет на хозяйстве семилетнего сына Костика. Сама идет на целый день на работу, а ему приказывает: «Сиди дома, корми кур, полей капусту в огороде, когда жара спадет».
Сегодня у Костика день выдался и счастливый, и трудный. Счастливый, потому что утром, как только мама ушла на работу, пришел дед Матвей и принес два арбуза.
– Вот твой, – показал дед на меньший арбуз, – а это – мамин.
Конечно, по-другому и быть не может: мама большая – ей и арбуз побольше.
– Сейчас разрезать твой арбуз или ты сам разрежешь? – спросил дед Матвей.
– Сейчас, дедушка, сейчас, – с нетерпением попросил Костик. Дед разрезал арбуз. Он был красный и душистый.
Костик смаковал, ел медленно, старался продлить удовольствие, а дед сидел молча и иногда усмехался. Усмешка деда была какая-то странная – невеселая.
Дед ушел. Костик доел арбуз. Еще раз обгрыз корочки. Пошел погулял, вернулся. Хотел еще раз обгрызть корочки, но обгрызать больше было уже нечего.
Мамин арбуз лежал на столе. Костик старался не смотреть на него, но время от времени будто кто-то поворачивал его голову к арбузу.
Чтобы не смотреть на арбуз, Костик пошел во двор. Дал курам ячмень, вытащил ведро воды из колодца.
Его неудержимо тянуло в хату. Он открыл дверь, сел возле стола, дотронулся до арбуза.
«А если половинку съесть?» – подумалось ему.
Но от этой мысли Костику стало стыдно. Он вспомнил невеселую дедову усмешку. Ведь невеселой она была потому, что он не угостил дедушку – не дал ему ни одной дольки.
От стыда Костик ушел из дома. Он пошел в сад и сел под шелковицей. Там он долго сидел и смотрел на белые тучи в голубом небе. Смотрел, пока не уснул.
Проснулся Костик вечером. Солнце садилось за горизонт.
«Скоро и мама придет», – подумал Костик.
Когда мама подходила к дому, Костик вынес навстречу ей арбуз.
– Это вам, мама, – радостно сказал он. Мама разрезала арбуз и приглашает:
– Нет, это вам, мама, – отвечает Костик. – Ешьте, пожалуйста.
Такого внимания мама еще не знала. Она с удивлением посмотрела в радостные глаза сына и взяла ломтик арбуза.
Василий Сухомлинский
Стеклянный Человечек
У одного Мальчика был маленький друг – Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не выучил Мальчик уроки и собирается идти гулять – Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику:
– Нельзя думать так, Мальчик. Сначала дело сделай, а потом иди гулять.
Стыдно станет Мальчику, он принимается за дело: выучит уроки, а потом идет гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.
Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он сидел за одной партой. Прошел один день, второй день – а мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал темный, как туча.
– Что я сделал или подумал плохого? – с тревогой спросил Мальчик.
– Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого… Но ты забыл о своем товарище.
Стыдно стало Мальчику, и он пошел к больному другу. Понес ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама.
Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.
Виктор Драгунский
Тайное становится явным
Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
– …Тайное всегда становится явным.
И когда она вышла в комнату, я спросил:
– Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
– А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама.– Понял. Ложись-ка спать!
Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.
Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.
– Ешь! – сказала мама.– Безо всяких разговоров!
– Видеть не могу манную кашу! Но мама закричала:
– Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
– Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
– Конечно, хочу в Кремль! Даже очень! Тогда мама улыбнулась:
– Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна!
И мама ушла на кухню.
А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно.
Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.
В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:
– Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала.
В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну, и поглядел вниз.– А еще интеллигентный человек.
– Что вам нужно? – строго спросила мама.
– Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно».– Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!
– Не клевещите. Ничего я не выливаю!
– Ах не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший!
И к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться.
– Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!
Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
– Извините, пожалуйста, – сказала она тихо, – разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!
И они все трое вышли в коридор.
А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
– Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
– Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:
Василий Сухомлинский
Как Федя почувствовал в себе Человека
Пошел Федя вместе с мамой на колхозное поле картофель копать. – Восемь лет тебе, – решила мама, – работать надо по-настоящему.
Заняла мама четыре рядка, а Федя – один. Подкапывает мама куст, а Федя выбирает из ямки картофелины и бросает в ведро.
Не хочется Феде работать. Выберет из куста те картофелины, что сверху лежат, а к тем, что внизу, землей покрыты, добираться не хочется. Мама заметила такую работу, выбрала картофелины, оставленные Федей, и говорит:
– Разве тебе не стыдно? Человек же смотрит и видит все.
Оглядывается вокруг себя Федя с удивлением:
– Где же тот Человек? Что он видит?
– В тебе, Федя, Человек. Он все видит, все замечает, но только ты не всегда прислушиваешься к тому, что он тебе говорит. Вот попробуй, прислушайся, услышишь голос Человека в себе, он тебе скажет, как ты работаешь.
– Где же он во мне – Человек? – спрашивает Федя, еще больше удивляясь.
– В голове твоей, и в груди, и в сердце, – объяснила мама.
Федя перешел к новому кусту, выбрал картофелины, лежавшие сверху. Хотел было оставить этот куст и перейти к другому… вдруг как будто бы, в самом деле, кто-то упрекает: что же ты делаешь, Федя? Ведь там еще есть картофель, под землей. Удивился Федя, оглядывается. Никого нет, а как будто бы кто-то смотрит на его работу и стыдит.
«И в самом деле, наверное, Человек видит мою работу», – подумал Федя, вздохнул и, разгребая землю, нашел еще несколько крупных картофелин.
Веселее стало Феде, вздохнул он облегченно. Даже песенку запел.
Работает мальчик час, работает второй – все больше удивляется.
Думает: зачем так глубоко разгребать землю, нет ведь там, наверное, картофеля… Но не успеет засесть в голове эта мысль, как кажется ему, что кто-то увидел эту мысль. Стыдно становится Феде. Но и радостно. Почему радостно, он не может дать себе отчета, а вот почему стыдно, он понимает: не хочется быть плохим.
«Хороший это друг – Человек», – думает Федя.
Василий Сухомлинский
Красивое и уродливое
Мария Ивановна сказала: «Дети, подумайте, что вам кажется самым красивым, а что – самым уродливым. Подумайте и напишите об этом».
Я долго думала: что же самое красивое?
Самое красивое – мраморные цветочки ландыша. Они такие нежные и ласковые. Когда смотришь на них, становится радостно. Хочется сделать что-то хорошее. Хочется, чтобы люди говорили обо мне, что я хорошая, послушная девочка, добрая мамина и папина дочь.
Самое красивое – когда люди делают один другому хорошее. Однажды случилось вот что. Под высоким деревом на лавочке сидел старый дедушка. Он ехал на автобусе, и ему стало плохо. Вышел из автобуса и сидит на лавочке. Мама пригласила его домой, дала лекарство, накормила. Дедушка отдохнул и поехал домой.
А самое уродливое было вот что. У одного мальчика умерла бабушка. Старая-старая, девяносто лет. И он не пошел на похороны. А когда бабушка болела – не ходил к ней. Неужели ему не больно? Самое уродливое, когда человек становится злым, бессердечным.
Дмитрий Пантелеев
Честное слово
Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе.
Как-то летом я зашел в садик, – я не знаю, как он называется, – на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.
Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я захлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу.
Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчик сторожа.
Я боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.
Я свернул на боковую дорожку – там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. А около ее стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал.
Я подошел и окликнул его:
– Эй, что с тобой, мальчик?
Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голову, посмотрел на меня и сказал:
– Как это ничего? Тебя кто обидел?
– Так чего ж ты плачешь?
Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще всхлипывал, икал, шмыгал носом.
– Давай пошли, – сказал я ему. – Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.
И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:
– Как? Почему? Что с тобой?
– Ничего, – сказал мальчик.
– Нет, – сказал он, – здоров.
– Так почему ж ты идти не можешь?
– Я – часовой, – сказал он.
– Как часовой? Какой часовой?
– Ну, что вы – не понимаете? Мы играем.
– Да с кем же ты играешь?
Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:
Тут я, признаться, подумал, что, наверно, мальчик все-таки болен и что у него голова не в порядке.
– Послушай, – сказал я ему. – Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь – с кем?
– Да, – сказал мальчик. – Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу». Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик… он маршал был… он привел меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад – в этой будке. А ты будешь часовой… Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь».
– Ну, я и сказал: «Честное слово – не уйду».
– Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.
– Так, – улыбнулся я. – А давно они тебя сюда поставили?
Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:
– Так чего ж ты тогда стоишь?
– Я честное слово сказал…
Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось – хоть лопни. А игра это или не игра – все равно.
– Вот так история получилась! – сказал я ему. – Что же ты будешь делать?
– Не знаю, – сказал мальчик и опять заплакал.
Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул, взяли с него честное слово, а сами убежали домой? Да где ж их сейчас найдешь, этих мальчишек. Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят. А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось…
– Ты, наверно, есть хочешь? – спросил я у него.
– Да, – сказал он, – хочу.
– Ну, вот что, – сказал я, подумав. – Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.
– Да, – сказал мальчик. – А это можно разве?
Я почесал затылок и сказал:
– Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник…
И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чем же дело? Надо, значит, идти искать военного.
Я ничего не сказал мальчику, только сказал: «Подожди минутку», – а сам, не теряя времени, побежал к выходу…
Ворота еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальних уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.
Я стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. Но, как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие- то черные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал улицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокий железнодорожник в очень красивой шинели с зелеными нашивками. Но и железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему.
Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел – за углом, на трамвайной остановке – защитную командирскую фуражку с синим кавалерийским околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, не успел добежать, вижу – к остановке подходит трамвай, и командир, молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон.
Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:
– Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!
Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:
– Видите ли, в чем дело, – сказал я. – Тут, в саду, около каменной будки, на часах стоит мальчик… Он не может уйти, он дал честное слово… Он очень маленький… Он плачет…
Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.
– При чем же тут я? – сказал он. Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито.
Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не стал раздумывать, а сразу сказал:
– Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?
Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.
В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять – но на этот раз очень тихо – плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:
– Ну, вот, я привел начальника.
Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
– Товарищ караульный, – сказал командир. – Какое вы носите звание?
– Я сержант, – сказал мальчик.
– Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
– Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:
– А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек…
– Я – майор, – сказал командир.
И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:
– Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост.
И сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались.
И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.
Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.
Майор протянул мальчику руку.
– Молодец, товарищ сержант, – сказал он. – Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.
Мальчик что-то пробормотал и сказал: «До свидания».
А майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит его трамвай, побежал к остановке.
Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.
– Может быть, тебя проводить? – спросил я у него.
– Нет, я близко живу. Я не боюсь, – сказал мальчик.
Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.
А когда он вырастет… Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек. Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком. И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.
Василий Сухомлинский
Не забывай про родник
– Видите, дети, этот сожженный солнцем пустырь? – спросил учитель.
– Видим, – ответили дети.
– Теперь же послушайте быль. Вот здесь, на месте этой пустоши, много-много лет назад был глубокий пруд, в нем водились карпы и караси, по берегам пруда росли вербы, можно было из села выплыть на челноке и приплыть к этим тенистым дубам, их здесь было много. В лесу водились белки.
Что же произошло, почему исчез пруд?
Это старинное село. Говорят, выкопали этот пруд люди давно и поселились на берегу. Но заметили, что пруд заносит илом. Сошлись крестьяне на сходку и решили: каждый, кто выкупался в пруду или просто пришел на берег полюбоваться красотой, должен набрать ведро ила и вынести за склон балки, высыпать в поле.
Люди придерживались этого порядка. У берега, на вербовых кольях, висели деревянные ведра. Для взрослых мужчин – большие, как половина нынешней бочки. Для женщин и подростков – поменьше. Для детей – маленькие. Только тот, кого матери приносили на руках, не платил трудом за радость и удовольствие.
Пруд с каждым годом становился чище и глубже. Но вот приехала в село семья – отец, мать, четверо сыновей и две дочери. Поселились они на околице, рядом с прудом. И взрослые, и дети из этой семьи купались в пруду, а за ведра не брались. Поначалу люди как-то и внимания особого не обратили на это. Но потом заметили, что многие подростки делают так же: купаются, но ил не выносят.
Старики стали увещевать молодежь: что же вы делаете? А подростки отвечают: раз одним можно, то и нам можно.
Константин Ушинский
Брат и сестра
Сережа и Аннушка остались дома одни, и брат сказал сестре:
– Пойдем, поищем, не осталось ли в доме чего-нибудь вкусного, и полакомимся.
– Если б ты повел меня в такое место, где нас никто не увидит, то, пожалуй, я пошла бы с тобою, – отвечала Аннушка.
– Пойдем в кладовую: там мы найдем что-нибудь хорошенькое, и никто нас не увидит.
– Нет, Сережа, там может увидеть нас сосед: он колет на дворе дрова.
– Ну, так пойдем в кухню, – уговаривал Сережа сестру, – там стоит целый горшок меду, и мы намажем себе по большому ломтю хлеба.
– В кухне увидит нас соседка: она, верно, теперь сидит у окна и прядет.
– Ах, какая же ты трусиха, Анюта, – сказал маленький лакомка, – пойдем, если так, в погреб кушать яблоки; там уже наверно нас никто не увидит.
– Ах, милый Сережа, неужели ты думаешь, что в погребе нас никто не увидит. Разве ты не знаешь о Том, Кто видит через стены и от которого в темноте нельзя скрыться?
– Правда твоя, сестрица, – сказал он, – Бог видит нас и там, где человеческий глаз ничего не видит; а потому ни наедине, ни в темноте не должны мы делать ничего такого, чего не смели бы сделать при других и при свете.
Василий Сухомлинский
Заболел врач
Это произошло в высоких Карпатских горах. После метели горы покрылись туманом. Три дня шел снег, метелью занесло дороги и тропки. К маленькому горному селу ни дойти, ни доехать, ни самолетом долететь.
В селе была больница. Там лежали семь больных. Одна маленькая девочка тяжело больна. Ей надо делать операцию.
И вдруг случилось несчастье: тяжело заболел врач. Он не мог встать, все тело его горело, как в огне.
А в палате стонала девочка.
К дому врача пришло много людей. Они стояли в молчании и скорби. Люди ждали: может, врачу станет легче, может он встанет и сделает больной девочке операцию.
Квартира врача была рядом с палатой, где лежала девочка. На рассвете, когда к врачу вернулось сознание, он услышал тихий стон. Это стонала девочка.
Собрав все свои силы, доктор встал. Он надел белый халат. Его поддерживали под руки медицинские сестры. Он сделал операцию.
Когда операция была закончена, доктор опять потерял сознание. Он лежал в кровати, и некому было ему помочь, ведь другого врача в селе не было.
А туман стоял такой густой, что к горному селу нельзя ни подъехать, ни подойти, ни прилететь на самолете.
Ночью доктор умер. А девочка выздоровела.
Тамара Ломбина
Письмо бабушке
Вот я пишу тебе письмо. Ты меня даже и не просила, а я сам написал…
Я живу хорошо, только скучаю по тебе очень. Я помню, как я писал сочинение на Восьмое марта в прошлом году и в нем написал про твои руки, потому что подглядел у Надьки Мирошкиной, а сам ничего такого и не испытывал.
Мне теперь стыдно… Ты прости меня за то, что я не хотел тебе писать писем, за то, что не ходил тебя проведывать, когда ты лежала в больнице, а убегал в кино, а маме говорил, что нас учительница на дополнительные занятия собирала. Я тогда не умел думать о том, что тебя может не стать… Я помню, как ты мне в больнице говорила, что человек жив до тех пор, пока его помнят. Я тебя буду долго-долго помнить. Бабулечка, миленькая моя, я теперь помню твои руки, все твои морщинки, даже помню, как пахнут они: оладушками и сол¬нышком.
Я очень плохой мальчик, а ты «низачто» меня любила, а я не умел любить тебя даже «зачто». А теперь я научился тебя любить, а ты этого не знаешь.
Вовка вчера при мне обидел свою бабушку, и я его надрал, но он ничего не понял. Неужели все такие же, как и я? Как страшно об этом думать…
Я только успокаиваю себя тем, что тебе сейчас, когда ты умерла, не больно…
Бабушка, я стану хорошим, правда-правда. Тебе не будет никогда за меня стыдно… и я попробую быть таким, каким я тебе всегда казался. И я найду твоего однополчанина, который вынес тебя тогда, на войне… если он еще жив…
Тамара Ломбина
Кошелек
Когда мальчишки стояли возле подъезда, мимо прошла бабушка из четырнадцатой квартиры. Она достала ключи, улыбнулась ребятам и сказала: «Доброго здоровьичка, деточки».
Ромка даже и не заметил, как у нее выпал кошелек. Видимо, когда она доставала ключи, а Генка Калашников, как кот, бросился на землю, что-то схватил и крикнул: «За мной!» Ребята, еще ничего не понимая, побежали за ним и за домом увидели, что в руках у Генки кошелек, в котором деньги.
– Видали! – раскраснелся Генка. – Побежали на аттракционы, эта «доброго здоровьичка» выронила, вот ворона.
Он так счастливо захохотал, что все ребята невольно присоединились к нему.
– Как это – аттракционы? – опешил Ромка. – Эта бабушка живет одна, с внуком.
Генка неожиданно больно и сильно толкнул Ромку в грудь и, зло сощурив глаза, прошипел: «А ты тогда беги, доложи бабке, что кошелек у нас, а мы скажем, что не видели кошелька, а ты его сам взял. И вот все это подтвердим. Правда?» Он повернулся к близнецам Даньке и Витьке. Те пожали плечами, но когда Генка сжал кулаки, они как заведенные закивали головами.
Ромка видел много разных боевиков в фильмах, и в них такими крутыми и умными казались воры и разбойники, а честные были такими лопухами, что за них, чего уж греха таить, было обидно – но сейчас Ромка чуть не заплакал. Бабушка жила с ним на одной площадке, и Ромка помнил ее, наверно, лет с трех. Она всегда говорила: «Вот мои вернутся домой, так приедет и мой внучек, будет тебе другом». Она угощала Ромку конфетами и приносила свежих пирожков. А сейчас Генка предлагает ее ограбить.
– Ну а хочешь, разделим по-честному все деньги. Мне больше, я первый увидел, а остальные поровну на три части.
Близнецы опять закивали своими круглыми светлыми головами, а Генка открыл кошелек, чтобы произвести, как он сказал, «честный раздел». В этот момент Ромка выхватил у Генки кошелек и спрятал его за спину.
– Ах, ты так! Ты хочешь все себе… – зло оскалил белые острые зубы Генка, и его серые глаза стали черными.
– Нет, – твердо ответил Ромка, – я хочу отдать деньги бабушке.
Генка размахнулся и треснул Ромку по уху так, что в голове у него зазвенело. Но Ромка неожиданно рванул с места и побежал к подъезду.
– Предатель, – неслось ему вслед, – мы теперь с тобой никогда не будем играть, все, ты для нас умер… А я тебя буду каждый день бить.
Угроза была очень сильной, и Ромка было притормозил, он знал, что Генка очень жестокий пацан. Уже у подъезда Ромка услышал, как его нагоняет Генка, и в этот момент из подъезда вышла заплаканная и расстроенная бабушка. Ромка протянул ей кошелек, а она так обрадовалась, что схватила Генку – он оказался ближе – и стала целовать его, приговаривая: «Золотые вы мои, спасители, мы ведь с внучком с голоду бы померли, нет у нас никого, а сейчас такие времена, что и у людей денег нет, не у кого одолжить. Я нынче пирожков напеку, приходите к вечеру, угощу, спасители вы мои».
Генка вывернулся из бабушкиных рук. Близнецы стояли, потупив головы. Ромка не был храбрецом, потому и дружил с Генкой и позволял помыкать собой, но сейчас он почувствовал, что ему, Ромке, наплевать на Генку, не боится он его. Да и вообще, не хочет больше с ним водиться. А с завтрашнего дня будет качать мышцы, чтобы и близнецов от Генки защитить…
Рассказы собрала Тамара Ломбина
Член Союза писателей России, кандидат психологических наук.
Автор 11 книг. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую книгу для детей «Наш огромный мир»