Беседа с детьми 3-5 классов. Донские казаки
Цель:
-создать условия для накопления и расширения знаний школьников о культуре и истории казачества посредством использования различных видов деятельности;
-воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
— знакомить детей с культурными традициями и бытом казачества;
-развивать у детей интерес к истории Донского края, приобщать дошкольников к национальной культуре казачества;
— воспитывать нравственно – патриотические качества, чувство любви к своей малой Родине.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация с фотографиями и картинками.
— Дорогие ребята прежде я вам расскажу о происхождении донских казаков, прослушайте этот стих:
**********************
Прядка милая родного с детства леса.
Показалась в грустном нежном сне.
Из чужбины шёл домой повеса –
Задержался в дальней стороне.
Над землёю солнышко восходит –
Жёлто-белый с бахромою круг.
Глупость с возрастом из головы уходит.
Степь родимая и ковыли вокруг.
Погулял по свету, порезвился,
Показал не раз свой твёрдый нрав.
Но вот как-то разом отрезвился,
Пряный запах вспомнил степных трав.
Вольница донская, жизнь казачья
Маревом ложится по степи.
На чужой сторонке грусть съедала,
Путь на Родину казак решил найти.
Россыпь перламутровых ракушек,
К берегу причаленный баркас.
Дон от ветра из белёсых рюшек
Нежною прохладой манит нас.
А за Доном лес стоит стеною,
Обрамляя меловой хребет.
— Что вы поняли из этого стихотворения? (….)
Время возникновения донского казачества точно не определенно. Историки до сих пор не придут к одной точки зрения. Большая часть специалистов склоняется к тому, что истоки донского казачества нужно искать в древнем славянском населении (13-15 в.в.)
История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей российского государства. «Граница породила казачество, а казаки создали Россию» так говорил великий русский писатель Л.Н.Толстой.
Казаки очень верующие люди, они исповедовали христианство и чтили его православные традиции. Основным культурным отличием донского казачества являлось то, что они народ со своей культурой, историей и памятью. Для казаков общее дело всегда было выше личных интересов. Казаки всегда служили одному государству – Святой Руси, служили народу и Государю.
В 1552 году донские казаки участвовали в Казанском походе, поле которого Иван Грозный отдал казакам за это Дон. Отсюда и пошло название – донские казаки.
Ростовская область – это бывший Дон, территория на которой проживало донское казачество с многовековой традицией демократического самоуправления.
-Ребята эти вещи могут рассказать нам о жизни казаков их быте, традициях и многом другом.
Атаманское кресло 1844 года, которое, хотя и не принадлежало Платову, но на коем любили сиживать другие атаманы.
— Кто знает как называлось жилище донских казаков? «Казачий курень».
Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее. Вначале он предназначался от набегов врагов.
— Когда в семье рождался мальчик ему, сразу же приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «сразу видно, что он будет настоящий солдат! ».
-Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.
— Казачья еда была еще и очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. По будням казаки питались простой пищей. На столе постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Думается, что этим хозяева хотели показать свое гостеприимство, а также особое положение, которое отводилось столу в доме.
— А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?(ответы учащихся)
— Казаки строго соблюдали старые обычаи. Так младенца крестили на седьмой день. Христианское крещение означало вход ребенка в мир. При крещении дети получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.
-Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.
-Безмерное почитание гостя у казаков.
-Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
-Донской казак в быту.
— Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
— Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.
Казачьи сказки
Елена Ерилкина
Казачьи сказки
Родной край, донская сторона, широки твои степи, плодородны нивы, мелодичны напевы… Всё, что мы делаем в своей жизни, так или иначе связано с тобой. Я живу в казачьей станице. Наш детский сад ведёт большую работу по изучению донского казачества.
Именно здесь я впервые столкнулась с казачьими сказками. Смел, находчив, хитёр их герой, слабого надо защитить, достойного – наградить, злодея – наказать. Всё по казачьим законам.
Некоторые из этих сказок, собранных на Дону писателями в разное время, имеют заимствованные из русского фольклора сюжеты, но большинство оригинальны и самобытны. Неповторимый казачий говор и своеобразный юмор придают сказкам особый колорит.
Мы с детьми подготовительной группы в рамках большого проекта уделили этой теме много внимания: знакомились с новыми произведениями, рассматривали их особенности, работали над словарём, проводили инсценировки, придумывали свои истории.
ЦЕЛЬ: показать детям одну из граней культурного богатства родного края.
-вызвать эмоциональный отклик, желание читать сказки;
-развивать творческие способности, обогащать словарный запас;
-воспитывать потребность жить по законам справедливости,
толерантности и добра.
А вот одна из сказок,которую мы сочинили:
КАК КАЗАКИ МИР СПАСЛИ.
А люди тогда очень много воевали, не жилось им мирно, потому что хотели себе побольше земли забрать и богатств всяких. Посмотрели казаки на это дело, собрались на круг и решили взять и перемерить всю землю и шашками расчертить, чтобы никому обидно не было и драться перестали все. Вот так и сделали. И наступил мир во всём мире.
Честен будь, служи народу, охраняя мир, природу.
Где хозяин ходит, там и хлеб родит!
Работая над этой темой, я столкнулась с тем, что немногие из прочитанных произведений можно использовать в работе с дошкольниками. В основном, они для детей более старшего возраста. Это подтолкнуло меня к созданию своих сказок.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с авторской сказкой по изучаемой теме.
-учить сопоставлять сюжеты сказок, проводить параллели ;
-развивать мышление, аналитические способности;
-вводить в активный словарь детей казачьи слова и выражения, учить
подбирать пословицы к тексту;
-прививать бережное отношение к своей семье, гордость за свой край.
Родители вместе с ребятами нарисовали красочные иллюстрации, мы склеили листы, надели обложку,и получилась настоящая книга:
А вот и сами сказки:
Жила – была молодая казачка. Красивая – залюбуешься. Родители у неё давно умерли – сироткой осталась.Хозяйство вела исправно: в доме чистота, грубка побелена, рушники кругом расшитые, половички плетёные, на столе пампушки да варенички; на базах тоже порядок, скотина управлена, ухожена.
Проснулась казачка как-то ранним утром и решила стирку растеять. Собрала бельё и на речку отправилась. А там прохладно, тишина. Солнышко подниматься начало, залюбовалась девушка,вдруг слышит: «Ква-ква, глянь, красавица, по реке папаха плывёт». Удивилась она, что лягушка разговаривает по-человечьи. Стала искать её, а той и след уж простыл. Посмотрела, а по реке и впрямь папаха плывёт, наклонилась, а та ей в руки, словно живая. Как только девица папаху-то в руки взяла, сразу почувствовала, будто та зовёт её куда-то. Подумала-подумала, да и пошла. День идёт, второй, третий, уже черики истоптала, парочка на солнце выгорела, запон весь истрепался.Вдруг видит : конь вороной стоит, а рядом казак недвижим лежит. Принесла девица воды, омыла казаку раны, перевязала. Открыл глаза удалой храбрец и зажмурился от красоты такой. И женился на своей спасительнице. Они и сейчас счастливо живут, пампушки жуют, вам привет передают.
Казачьи слова: ГРУБКА – печка; ЧЕРИКИ – невысокая кожаная обувь (тапки); ПАРОЧКА – юбка и кофта одного цвета; ЗАПОН – фартук.
Если голова цела, то на ней должна быть папаха.
В стремя ногой – расстанься с головой.
Казак с конём и ночью, и днём.
Было время, когда казаки жили бессемейно, потому что некогда им было семьёй обзаводиться, надо было границы родины беречь, от супостатов охранять. А потом перемирие выпало, присмирели враги.
Казачьи слова: СУПРУЖНИЦА, ЛАДУШКА – жена.
Жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне.
-Завела бы ты кныш со шкварочками!
-Та я зараз,- говорит старуха.
Замесила теста полную макитру и поставила подниматься, а сама задремала на порожках. Тесто пыхтело- пыхтело, через край чашки перелезло и айда огородами на выгон.
А там Лиса Патрикеевна кругами ходит, кочета выглядывает. Глядь, по дороге тесто растекается,цыбарку подхватила и к нему:
-Залезай,- говорит,- ко мне в гости пойдём!
-Лиса, посмотри, какая карга на плетне сидит!
Пока Патрикеевна головой крутила, тесто убежало. Катится дальше, пыхтит, на солнышке подходит. Навстречу ему порося бежит. Увидало, какая вкуснотища без пригляду бегает, и давай себе на баз заворачивать. А тесто то кренделёчком сложится, то сушкой, то пампушкой, как будто бы дразнится. У порося аж дух занялся, а тесто прыг в канавку и дальше покатилось.
Добралось до речки, устало, легло на бережку, кнышом свернулось и уснуло. А солнце уж в зенит вошло, жарит неимоверно. Стал кныш подрумяниваться.
И назвали мальчишку Прутиком. Что ни день, новому чему-нибудь научится. Скоро уже мог и подкову выковать, и седло сделать, и глечиков накрутить, и сапоги отцу справить. А с лозой так ближе всего сошёлся: такие вещи стал плести, что со всей округи народ посмотреть приходил.
И вот однажды собрались казаки на ярмарку. Взяли и мальца с собой, пусть свои поделки продаёт: и людям в радость, и семейству прибыток. Шумит ярмарка, заливается смехом и говором казачьим, звуками гармошки. Торгует Прутик своими вещицами, уж дело к концу подходит. Понравилась его работа одному купцу заморскому. Стоял, любовался, нахваливал-нахваливал да стал Прутика к себе сманивать. А казачонок ни в какую. Тогда купец мальчишку в мешок, мешок на коня и был таков. Примчался к реке, сел в свою лодку и отплыл в дальние дали.
Долго ли, коротко ли носило их по волнам, прибыли в земли чужбинные. Купец для Прутика самую гибкую лозу приготовил, опытных работников дал, инструмент хороший. Да не идёт дело, загрустил малец по дому, по родимой сторонушке, всё из рук валится.
И задумал Прутик бежать из неволи. Выбрал ночку потемнее, взял коня побыстрее, выехал за ворота и только его и видели. Только учуяли псы охранные цокот копыт, лай подняли. Снарядил купец погоню. Слышит казачонок: догоняют его. Вытащил из-за пазухи платочек голубой, матушкой расшитый, бросил – разлилась река глубокая, как Дон-батюшка. Пока слуги купца искали на чём переправиться, Прутика уже и след простыл.
Вот и курень родной. Родители от горя-печали уж все слёзы повыплакали. Как увидали сыночка родного, обрадовались, и началось у них веселье. Жизнь с тех пор жизнь наладилась, и всё пошло своим чередом.
Казачьи слова: ДЕДУНЯ, БАБУНЯ – дедушка и бабушка, БАТЯНЯ, МАМАНЯ – отец и мать, СУПРУЖНИЦА – жена, ГЛЕЧИК – глиняный сосуд.
Казак- донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.
Закончив проект,я увидела результат: дети заинтересовались казачьей сказкой. Они с удовольствием и гордостью показывали нашу книгу и инсценировку сказки «Козёл-грамотей». А это хороший стимул для дальнейшей работы.
Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в подготовительной группе Данное планирование разработано по программе «Родом из Донского края» «Родом из Донского края» ОКТЯБРЬ Тема:Дон-казачий край! Примерное.
Развивающая игра «Сложи рыбку» В процессе подготовки к открытому занятию «Гулянье в казачьей станице», с детьми был проведен ряд занятий по ознакомлению детей с природой.
«Донские казаки»
Татьяна Смирнова
«Донские казаки»
Вид занятия: ознакомление с окружающим миром.
Тип занятия: углубленно-познавательное.
Тема занятия: «Донские казаки».
Возраст детей: 6-7 лет.
Способ организации детей на занятии: общегрупповое.
Предварительная работа: знакомство с музыкальным творчеством донских казаков, разучивание игры «Всадники», танцевальных элементов из казачьих танцев, рассматривание народных костюмов казаков на занятии по художественному творчеству.
Наглядный дидактический материал: глобус, физическая карта РФ, физическая карта Волгоградской области, куклы в национальных костюмах донских казаков, диск с казачьей песней «Как донские казаки», палки с изображением коней, проектор для показа презентации.
Словарь новых слов: шермиции, папаха, шашка, мундир, кираса, чирики, курень.
Задачи: формировать представление детей об истории возникновения донского казачества, познакомить с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепить знания о других народностях, умение работать с картой;
развивать внимание, фантазию, память, расширять словарный запас;
воспитывать любовь к своему краю, уважения к другим народам.
1. «Наш общий дом – Земля!»
— Ребята, а кто мы с вами? (люди, дети, мальчики, девочки)
— А где мы живем? (на планете, в России, Волгограде)
Воспитатель обращает внимание на глобус, дети подходят и рассматривают.
— Посмотрите, сколько стран на глобусе, государств, городов,сколько людей разных национальностей в них проживает: японцы, китайцы, французы, русские и много других наций. Но все мы люди и все живем на одной планете Земля.
— А найдите свою страну на глобусе. (Дети находят, показывают)
— Посмотрите на физическую карту нашей большой страны, найдите свой город-герой. (Дети находят город Волгоград)
— А теперь посмотрите на карту Волгоградской области, как много здесь городов, в которых проживают люди разных национальностей.
— Но ещё на территории Волгограда, Волгоградской области много лет существует область войска Донского, населенная донскими казаками. Проживают донские казаки в станицах Усть-Медведицкой и Хоперской.
(Воспитатель обращает внимание детей на эти области)
— И сегодня к нам пришли гости, которые хотят рассказать вам об истории Донского казачества.
(Воспитатель под мелодию казачьей песни «Как донские казаки» вносит куклы в казачьих костюмах «Донская казачка» и «Донской казак»)
2. Знакомство с донскими казаками
Дети рассматривают кукол. Воспитатель включает проектор.
— Раньше, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. Также казаки — часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижнего чина казачьих войск.
— Донское казачество впервые появляется в XVI веке. В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в Казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Отсюда и название – донские казаки!
Донские казаки или донцы, донское казачье войско – первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на отдельной территории называющейся Область Войска Донского, которая занимала много областей и в том числе нашу Волгоградскую область. Во главе войска находился войсковой наказной атаман. В настоящее время в области проживает 20 648 донских казаков.
— Посмотрите на их флаг. Три цвета означают три ветви происхождения донских казаков: синяя символизировала донских казаков, красная – русских, желтая полоса – символизировала калмыков. А указом президента Российской Федерации Д. А. Медведевым в 2010 году было официально учреждено знамя войского казачьего общества «Всевеликое войско Донское».
Третий и четвертый слайды
— Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
— Вот и мы сейчас поиграем в народную забаву казаков, будем всадниками.
Народная забава «Всадники»
(В руках детей палки, имитирующие коней. Дети по музыку изображают всадников)
Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой. И. п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой. Такты 1–2 (вступление): «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод». Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».
— А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков.
— У казаков длинный слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.
— Вот такие праздничные костюмы у современных донских казаков.
Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее. Вначале он предназначался от набегов врагов.
Восьмой и девятый слайд
В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. Здесь все традиционно. Каждый предмет имел свое строго обусловленное место. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. У глухой стены размещали кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье. Напротив горницы комнатка-кладовая,где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда утварь.
— Назовите, какая посуда была у казаков?
— Но, как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет.
Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла,то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!».
Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.
Любимые поговорки казаков:
казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет,
казачья смелость порушит любую крепость.
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку.С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот.
— Лет с тринадцати мальчики участвовали в скачках. Проводились они каждый год после сбора урожая. Их приурочивали к престольному празднику иконы Донской Божьей матери (1 сентября).
Одиннадцатый, двенадцатый, тринадцатый слайды
— Воспитывали в маленьких казаках и уважение к женщине. Девочек с ранних лет приучали к рукоделию.
Пятнадцатый, шестнадцатый слайды
— Самые интересные и веселые традиции у казаков – свадебные обряды.
Начинался торг. Девушки ни за что не уступали невесту.
Все собирались смотреть этот торг; наконец, жених выкупал ее, ставили невесту в угол комнаты. Наступала тишина, а потом начинались танцы.
— Любимые праздники: масленица, рождество
Семнадцатый, восемнадцатый слайды
-Очень мелодичные песни донских казаков, веселые и задорные танцы.
Воспитатель предлагает станцевать хоровод под хороводную песню донских казаков «Акулинка».
— С кем мы сегодня познакомились на нашем занятии?
— Что особенно вам понравилось из рассказа о донских казаках?
Ссылка на презентацию «Донские казаки«
Наши «Мухоморы» Вот такие мухоморы мы смастерили с детьми 5 лет на комплексном занятии (ознакомление с окружающим миром и аппликация). [cut=Читать далее. ].
Психологический анализ занятия Психологический анализ занятияВопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Психологический анализ учебной деятельности детей: • Активная.