Рассказы о донском крае для детей

Сказки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Прекрасна жизнь в донских краях В придонье, на лугах, степях. Прекрасен Дон, и нет прекрасней мига, Когда природы ты читаешь книгу. А если лебеди в краю живут, Без страха по воде плывут. Знать жизнь прекрасна на Дону! Любите Родину свою!

Донская земля – один из самых знаменитых регионов Российской Федерации. История Донского края богата и насыщенна интересными и яркими событиями, громкими именами таких людей, как атаман А. Каледин, революционер С. Сырцов, писатель М. Шолохов, математик И. Ворович и многих других. Являясь неотъемлемой составной частью истории России, ее государственности и культуры, история Дона хранит память народа и его традиции, способствует их передаче от поколения к поколению во имя дальнейшего развития и преумножения. Она может и должна быть важнейшим источником воспитания патриотов нашего края и, в широком плане, патриотов Отечества.

Донская край – мой край! У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет.

Донской край в разные времена назывался по-разному. Древние греки и римляне это место называли Танаисом. Русские люди в старину называли его Диким полем за необозримость бескрайних просторов.

Символы Ростовской области Герб Ростовской области

Флаг Ростовской области обозначает –цвет воды Реки Дон, степь, свободу, честность, смелость, огонь и кровь.

Самая крупная река Ростовской области – Дон. Она Четыре раза меняла направление, протекает по территории Тульской, Воронежской, Ростовской, Волгоградской области, впадает в Цимлянское водохранилище. Из него течет до Таганрогского залива

Почему Дон Ивановичем зовут? Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, другого — Дон. Шат, был старше, сильнее, а Дон — меньшой сын — послабее. Жили одной семьёй. Поначалу дружно жили, да только пришло время расстаться: подросли сыновья, пора им было судьбу свою пытать. Вывел отец их за околицу, велел слушаться его во всём и дорогу каждому указал. Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болотах. А Дон Иванович шёл туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошёл, стал знатен да славен. Сказка сказкой, а выдумки в ней нет. Вытекали из Иван-озера, что под Тулой-городом, два ручья. Один перешагнуть можно, это — Дон. Другой широкий да бурный — Шат. Дон всё на юг путь держал, а Шат бросался из одной стороны в другую, пока совсем не затерялся и притоком реки Упы не стал. Про речку Шат никто не знает, а Дон — река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на её берегах встают. Недаром и зовут люди реку свою родную ласково: Дон Иванович.

России малая частица, Земля, похожая на рай. Простор степей, поля пшеницы – Все это ты – Донской наш край! В родной степи шумят моря и реки, Цветут сады, колышутся поля, Очаровала ты меня навеки, Моя донщина, родина моя. И. Федоров

Источник

Беседа с детьми группы младшего возраста «Наша малая Родина — Донской край»

Уразовская Варвара
Беседа с детьми группы младшего возраста «Наша малая Родина — Донской край»

5 июня День эколога в России

Беседа «Наша малая родина – Донской край»

Цель беседы: познакомить детей с природой родного края. Показать роль природы в жизни человека; воспитывать заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. Обогащение словаря.

Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков.

Ой, ты батюшка, славный тихий Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович.

Богата река Дон разнообразными видами рыб: карп, сазан, лещ, окунь, щука, судак и много, много другой. Донская рыба всегда славилась своими вкусовыми качествами. Казаки очень бережно относились к рекам и к рыбным богатствам. Каждый имел право ловить рыбу только в пределах (границах) своего селения. На воде казак вел себя тихо, не суетно (спокойно, боясь скверным (плохим) словом «обидеть» реку-кормилицу.

Физкультминутка: А теперь давайте поприветствуем всё что нас окружает:

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуйте мои друзья.

Весьма разнообразна и природа донского края. Степные просторы, поросшие ароматными травами, весенними первоцветами и степными тюльпанами. (Степь — это открытое пространство, яркое освещённое солнцем) Степь покрыта травой, иногда кустарником. Степи привлекательны и богаты ароматными травами и разнообразными растениями: ромашка, одуванчик, чебрец, шалфей. тысячелистник, полынь. Эти травы ни только красивы и ароматны, еще и помогают людям избавиться от многих недугов (болезней).

Много в нашем крае и деревьев: дуб, вяз, тополь, береза, клен, сосны, боярышник, акация. Все они нам помогают нам жить.

Природа нашего родного Донского края невероятно красива и уникальна, и наша главная задача – сохранить ее для будущих поколений. Исчезновение различных видов растений и животных– это большая проблема, решить её можно только объединив усилия всех людей и природоохранных организаций.

Давайте будем беречь природу родного края относиться ответственно (бережно) к природе, ведь мы её неотъемлемая (единая, неделимая) часть!

Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды (природы) Михаил Михайлович Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни».

Читайте также:  Рассказ виктора голявкина вот что интересно

Итог беседы: коллективная работа воспитателя и детей плакат «Природа Донского края».

Беседа «Дворовые игры с мячом» с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Материал может быть полезен воспитателям и родителям детей. После рассказа о правилах игры можно поиграть с детьми в эту игру с мячом.

Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина» Интегративное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Наш родной край – наша Родина» Цель:.

Опросник для детей старшего дошкольного возраста «Мой край Донской» В нашем детском саду я веду кружок по дополнительному образованию детей в направлении ознакомления их с казачеством «Горенка». Разработанный.

Открытое мероприятие «Наша малая Родина». Для детей разновозрастной группы. В целях закрепления знаний о родном селе, воспитании патриотических чувств дошкольников (воспитывать чувство.

Познавательная беседа с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришёл?» Тематическая неделя «Оренбургский край-хлебородный край» Цель:Знакомство детей старшего дошкольного возраста с процессом выращивания зерновых культур в Оренбургском крае. Задачи:Формировать представление.

Проект «Дивногорск — моя малая Родина» для детей средней группы Проект «Дивногорск – моя малая Родина» для детей средней группы Черникова Елена Николаевна МБДОУ детский сад № 15 Проблема В дошкольном.

Проект «Моя малая Родина» для детей младшего дошкольного возраста Любовь к родному краю не возникает у ребёнка само собой, а с самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважения к тому.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для старшего дошкольного возраста Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной.

Источник

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Донской край – мой край».

Цель: Создать условия для формирования у детей интереса к истории донского края.

— Развивать познавательный интерес к истории своего народа;

— Закрепить представление детей о быте и укладе жизни казаков;

— Воспитывать чувство гордости за свой родной край;

— Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;

— Воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.

В-ль: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться! Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро! Приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

В-ль: Ребята, давайте нашим гостям пожелаем доброго утра.

В-ль: Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие, а куда мы с вами отправимся, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочитаю (чтение стихотворения о Донском крае).

В-ль: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

П.О.Д: О Донском крае.

В-ль: А кто знает, как называется земля, на которой мы живем?

В-ль: Правильно. А почему возникло такое название?

П.О.Д: Потому что мы живем в Ростове-на-Дону, а наша главная река Дон.

В-ль: Ребята, а какие стихи вы знаете о Донском крае? (чтение стихов)

В-ль: Ребята, а как назывались дома, которые в далеком прошлом строились на берегу реки Дон?

Дети: Казачий курень.

В-ль: Правильно, но курени были разные, чем они отличались друг от друга?

П.О.Д: Курени были двухэтажные и одноэтажные.

В-ль: От чего это зависело?

П.О.Д: От места жительства, там, где Дон разливался, строили двухэтажные курени. А куда воды Дона не доходили, строили одноэтажные курени.

В-ль: Ребята, кто сможет описать конструкцию двухэтажного куреня?

П.О.Д: Первый этаж куреня строили из камня, так как при разливе реки он оказывался в воде, а камень не размокал и не гнил как дерево. На первом этаже никто не жил, его использовали как кладовую для хранения продуктов, а зимой пускали животных.

В-ль: Спасибо. Все верно. А кто желает сделать описание второго этажа куреня?

П.О.Д: Второй этаж строили из дерева. Он был жилой. Мы видим окна со ставнями, в жару и непогоду ставни закрывали. Вокруг куреня делали деревянный балкончик «балясник». Летом на нем можно было пить чай. Также на нем хранили лодку, на которой плавали во время разлива рек от дома к дому, а балясник служил причалом.

В-ль: Спасибо. Осталось описать последнюю часть куреня – крышу.

П.О.Д: Крышу крыли камышом, иногда соломой.

В-ль: Ребята, а что означает слово курень?

Дети: Курень значит круглый.

В-ль: Значит, дом должен быть круглым?

П.О.Д: Все комнаты были построены вокруг печки по кругу.

В-ль: Как говорят казаки : «Печь – царица в доме».

В-ль: Ребята, а давайте поиграем в игру «Забытые слова», познакомим гостей с особыми казачьими словами, которые в наше время немного подзабылись.

Игра «Забытые слова» (со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гутарят, отец – батя, компот – узвар, плетка – нагайка, часы – ходики, балкон – балясины).

В-ль: Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова.

В-ль: Ребята, а как назывались люди, которые жили на берегу Дона?

П.О.Д: Донские казаки.

В-ль: А кто такие казаки?

Дети: (ребенок, одетый в костюм казака)

Бог, Отечество, семья.

Поле, поле – воля, воля.

Не легка казачья доля.

Но лучше нет на свете боле

В-ль: А чем занимались казаки?

П.О.Д: Казаки были воинами – защищали Родину, строили дома, работали на кузнице, ловили рыбу, занимались плетением (плели из прутьев камыша корзины, лукошки, колыбели, стулья).

Читайте также:  Рассказ о чернобыле для детей кратко

В-ль: Ребята, а как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки?

П.О.Д: На службе, в боях, в походах.

В-ль: Верно, главная задача казаков – оберегать границу государства, ведь термин «казак» означает «защитник», «воин».

В-ль: А кто у казака верный друг?

В-ль: Верно, у казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде.

В-ль: Ребята, а какие вы знаете пословицы о казаках и конях?

— Атаман из плохого казака не получится.

— Казак без службы – не казак.

— Казак голоден, а конь сыт.

— Казак без коня, что дом без огня.

В-ль: Молодцы! Ребята, а чем занимались женщины казачки?

П.О.Д: Женщины занимались домашними делами: убирали, стирали, готовили кушать, воспитывали детей. Весной и осенью работали в поле, а зимой вязали, пряли шерсть, шили, вышивали.

В-ль: Правильно, а чем занимались дети казачата?

В-ль: ребята, давайте представим, что нас попросили присмотреть за малышом. Чему бы вы хотели научить малыша, чтобы он вырос сильным, отважным, уверенным в себе казаком? Вы говорите свои пожелания и бросайте в мешочек эти красивые шарики. (Дети бросают шарики в мешочек, проговаривая казачьи заповеди):

По обычаям казачьим

Всегда в жизни поступай,

Тверд будь в Вере Православной,

Ее в сердце укрепляй!

Верно ты служи Отчизне

А творить себе кумиров

По традиции казачьей,

Даже если гибнешь сам,

Оказать ты должен помощь

Своим братьям – казакам!

Презирать обязан праздность,

Тунеядство, негу, лень,

Чтоб твоя семья в достатке

Проживала каждый день!

Ты семью беречь обязан,

Почитать отца и мать,

Честь, достоинство казачки

Должен ты оберегать!

Чтя казачий кодекс чести,

Береги свою Отчизну

И семью не забывай!

Старших мудрые советы

Ты обязан почитать,

Потому они помогут

Самому мудрее стать!

В-ль: Спасибо вам за такие замечательные пожелания.

В-ль: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали?

Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции. Так будьте их достойны!

И хорошо, чтоб в наши дни

Традиции с тобой мы берегли,

В чудном крае, где живем мы у Дон – реки,

Где жили здесь когда-то наши предки казаки!

Источник

Занятие в подготовительной группе «Донской край»

татьяна фридрих
Занятие в подготовительной группе «Донской край»

Занятие в подготовительной группе Донской край

Формировать у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.

• формировать представление детей об истории своей малой Родины;

• продолжать приобщать дошкольников к культуре Донского края;

• развивать способность понимать ценность народных традиций;

• расширять представления о жизни, быте казаков в далеком прошлом;

• уважать культурное, историческое прошлое предков;

• воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.

Ход занятия:

— Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Издавна на Руси так велось, что уезжая из родного дома, человек брал с собой частицу своей Родины и хранил эту частичку у самого сердца в небольшом расшитом мешочке – кисете. Считалось, что это помогало в трудные минуты, приносило силы.

— Как вы думаете, что ценное находится в моем кисете? (земля)

— Это не просто земля – это наша родная земля.

«Своя земля и в горсти мила»

— А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? (Донская земля)

— Почему возникло такое название? (Потому что в нашей области протекает река Дон)

— Как называется главный город в нашей области, который находится на берегу реки Дон? (Ростов-на-Дону)

— Да. Название главного города нашей области тесно связано с названием реки Дон.

— Ребята, вы уже знаете, что в Ростовской области есть свой флаг. Я предлагаю вам найти флаг Ростовской области.

— Что означают цвета на флаге?

«Сверху – неба синева

Середина – цвет пшеницы

Вместе с рожью колосится

Самый нижний – красный цвет

Цвет сражений и побед!»

— Могучая река Дон украшает наш Донской край! А какие еще названия реки Дон вы слышали?

— А как называли людей, которые селились на Дону? (казаки) Что означает слово «казаки»? (вольные)

— Как вы думаете, какие они были по характеру? (сильные, смелые, храбрые, выносливые, мужественные)

— А как называли свои дома казаки? (курени)

— Что означает слово «курень»? (круглый) Почему? (Потому что посредине куреня была печь и из комнаты в комнату можно переходить по кругу)

— Я вам предлагаю построить курень.

Игра «Построй курень» (пазлы)

— Когда казаки заходили в курень, как они приветствовали хозяев? («Здорово ночевали»). Им отвечали «Слава Богу».

— Давайте поприветствуем наших гостей по-казачьи.

— «Сядем рядком, поговорим ладком.

Будем беседовать да играть,

О жизни казаков вспоминать».

— Чем занимались казаки? (защищали Родину, вели хозяйство, выращивали хлеб, строили дома и т. д.)

— А как вы думаете, кто помогал казаку в военных походах? (конь)

«Конь – верный друг казака»

— Как помогал конь? (выносил раненых с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжелые грузы и т. д.)

— В жизни казаку не обойтись без коня. С лошадьми у казаков связано много обычаев и народных примет. А какие из них вы знаете?

1. Казаки устраивали состязания, на которых определялся победитель, который быстрее всех скакал.

Читайте также:  Рассказ про жилина и костылина как они были в плену

2. Годовалого казачонка стригли. Мужчины-казаки несли его к церкви, сажали на коня и обводили вокруг церкви. Если казачонок крепко держался за гриву – то выйдет из него настоящий славный лихой казак.

3. Существовал конский праздник – в этот день кони отдыхали, их кормили досыта, купали в реке, специальными щетками мыли, расчесывали гривы и хвосты, проверяли или меняли подковы.

4. Найти подкову – хорошая примета. Считалось, что конская подкова приносит счастье. Ее вешали над входной дверью куреня – она от всех бед оградит.

— А пословицы о верном друге казака вы знаете?

«Казак на лошади с пеленок»

«Казаку конь себя дороже»

«Казак сам не поест, а коня накормит»

«Казак без коня, что солдат без оружия»

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот,

На ветру играет гривой,

Пышной, сказочной красивой.

Быстро на седло вскочу,

Там за дальнею рекой

— Ребята, а кто изготавливал подковы для коней казакам? (коваль)

— Некоторые ремесла очень древние и многие из них сейчас позабыты. Посмотрите на свои картинки. Как можно назвать одним словом тех, кто изображен? (ремесленники)

— Поиграем в игру «Кому нужен этот предмет».

— Ребята, а вы знаете, что первые фамилии казаков произошли от их ремесла? Мы поиграем в игру «Разгадай фамилию».

— Я буду называть фамилии, а вы попробуйте разгадать,от какого ремесла она произошла: Гончаров, Колесников, Ковалев, Рыбников, Чеботарев, Кожевников, Бондарев, Корзинщиков.

Детям предлагаются картинки с костюмами (русский, белорусский, украинский, казачий)

— Ребята, помогите мне отыскать картинку с казаками. Почему вы решил, что это донские казаки? Какая одежда была у казаков? (шаровары, косоворотка, папаха, фуражка; парочка (юбка с кофтой, шали, платки, кичка, гусарики, чеботы)

Игра «Одень казака и казачку»

Звучит аудиозапись – крики животных

Игра на внимание «Каких животных ты услышал?»

— Какие животные живут в нашем Донском крае?

— Ребята, я предлагаю вам выбрать диких животных нашего края (домашних).

— Я предлагаю вам прогуляться по Донской земле.

Дружно за руки возьмемся

По Донской земле пройдемся

Смотрим влево, смотрим вправо

Видим нашу степь без края

Березка стройная стоит

Ты мой друг и я твой друг

Пусть дружба не кончается!

Донские степные просторы – край необыкновенный! Горьковатый запах степи придает степная полынь.

— Я предлагаю провести эксперимент «Как пахнет полынь?» (веточки сухой полыни дети растирают в ладошках).

Горькая, словно казачья судьба, эта трава считается символом казачества.

— Ребята, полынью лечили простуду, бессонницу, заживляли раны. Отвар полыни успокаивает и обезболивает.

В степи казак мог собрать целую аптеку из трав. Какие степные растения вам известны? (чебрец, ковыль, душица, лазорики, одуванчики, васильки и т. д.)

— Ребята, я приглашаю вас в наш кинозал – посмотрим фильм о нашем замечательном Донском крае.

Бескрайние покосы

Кузнечики куют, как ковали

Да солнце по колено бродит в росах,

Да шепчутся о чем-то ковыли.

Вдыхаю полной грудью

И радостно кружится голова.

Бреду под солнцем по траве на запад

Шепчу земле хорошие слова

Поля мои, сады мои зеленые

Мой Тихий Дон, озера как моря!

Моя Донщина, солнцем прокаленная,

Ты – сердце, ты – кровинушка моя!

— Ребята, пройдет время, вы вырастите, станете взрослыми, может быть разлетитесь в разные края, но мне бы хотелось, чтобы вы свой родной Донской край всегда вспоминали с нежностью и любовью!

«Мой край Донской». Комплексно-тематическое планирование одного дня воспитательно-образовательной работы Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада, что вы зашли ко мне в гости на мою страничку. Конечно, все вы знаете, что сегодня уделяется большое.

Участие в конкурсе картин на тему «Донской край» В нашем детском саду объявили конкурс картин среди педагогов на тему: «Донской край». Мы с моей напарницей Шелест С. В. решили, что наш.

Тематический день в старшей группе «Донской край — моя малая Родина» Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Родной край» Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Родной край» Автор: Суркова Елена Николаевна. Воспитатель МАДОУ д/ с № 36, г. Тюмени.

Конспект НОД в подготовительной группе «Край, в котором мы живём» Елена Голованова. Конспект НОД «Край, в котором мы живем». Цель: углубление и совершенствование знаний о народных и художественных промыслах.

КВН в подготовительной группе «Цвети мой край-Башкортостан» Задачи: Образовательные: закреплять и расширять знания о родной республике, в которой они живут, о культуре, богатстве Башкортостана; формировать.

Открытое занятие «Курский край-соловьиный край» Методическая разработка Открытое занятие по музыке «Курский край – соловьиный край» Подготовила: музыкальный руководитель МКОУ «Детский.

Посиделки «Край донской казачий!» Фотоотчёт В преддверии праздника Покрова Пресвятой Богородицы в нашем детском саду прошли посиделки «Край донской казачий!» Цель мероприятия: формирование.

Проект в подготовительной группе «Родной свой край люби и знай» Актуальность темы: Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.

Схема реализации проекта ДОУ к 80-летию Ростовской области «Я живу на земле Донской» в средней группе Тип проекта: познавательный, информационно-творческий. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Источник

Познавательное и интересное