Описание презентации по отдельным слайдам:
Прекрасна жизнь в донских краях В придонье, на лугах, степях. Прекрасен Дон, и нет прекрасней мига, Когда природы ты читаешь книгу. А если лебеди в краю живут, Без страха по воде плывут. Знать жизнь прекрасна на Дону! Любите Родину свою!
Донская земля – один из самых знаменитых регионов Российской Федерации. История Донского края богата и насыщенна интересными и яркими событиями, громкими именами таких людей, как атаман А. Каледин, революционер С. Сырцов, писатель М. Шолохов, математик И. Ворович и многих других. Являясь неотъемлемой составной частью истории России, ее государственности и культуры, история Дона хранит память народа и его традиции, способствует их передаче от поколения к поколению во имя дальнейшего развития и преумножения. Она может и должна быть важнейшим источником воспитания патриотов нашего края и, в широком плане, патриотов Отечества.
Донская край – мой край! У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет.
Донской край в разные времена назывался по-разному. Древние греки и римляне это место называли Танаисом. Русские люди в старину называли его Диким полем за необозримость бескрайних просторов.
Символы Ростовской области Герб Ростовской области
Флаг Ростовской области обозначает –цвет воды Реки Дон, степь, свободу, честность, смелость, огонь и кровь.
Самая крупная река Ростовской области – Дон. Она Четыре раза меняла направление, протекает по территории Тульской, Воронежской, Ростовской, Волгоградской области, впадает в Цимлянское водохранилище. Из него течет до Таганрогского залива
Почему Дон Ивановичем зовут? Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, другого — Дон. Шат, был старше, сильнее, а Дон — меньшой сын — послабее. Жили одной семьёй. Поначалу дружно жили, да только пришло время расстаться: подросли сыновья, пора им было судьбу свою пытать. Вывел отец их за околицу, велел слушаться его во всём и дорогу каждому указал. Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болотах. А Дон Иванович шёл туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошёл, стал знатен да славен. Сказка сказкой, а выдумки в ней нет. Вытекали из Иван-озера, что под Тулой-городом, два ручья. Один перешагнуть можно, это — Дон. Другой широкий да бурный — Шат. Дон всё на юг путь держал, а Шат бросался из одной стороны в другую, пока совсем не затерялся и притоком реки Упы не стал. Про речку Шат никто не знает, а Дон — река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на её берегах встают. Недаром и зовут люди реку свою родную ласково: Дон Иванович.
России малая частица, Земля, похожая на рай. Простор степей, поля пшеницы – Все это ты – Донской наш край! В родной степи шумят моря и реки, Цветут сады, колышутся поля, Очаровала ты меня навеки, Моя донщина, родина моя. И. Федоров
Беседа с детьми группы младшего возраста «Наша малая Родина — Донской край»
Уразовская Варвара
Беседа с детьми группы младшего возраста «Наша малая Родина — Донской край»
5 июня День эколога в России
Беседа «Наша малая родина – Донской край»
Цель беседы: познакомить детей с природой родного края. Показать роль природы в жизни человека; воспитывать заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. Обогащение словаря.
Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Ой, ты батюшка, славный тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович.
Богата река Дон разнообразными видами рыб: карп, сазан, лещ, окунь, щука, судак и много, много другой. Донская рыба всегда славилась своими вкусовыми качествами. Казаки очень бережно относились к рекам и к рыбным богатствам. Каждый имел право ловить рыбу только в пределах (границах) своего селения. На воде казак вел себя тихо, не суетно (спокойно, боясь скверным (плохим) словом «обидеть» реку-кормилицу.
Физкультминутка: А теперь давайте поприветствуем всё что нас окружает:
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуйте мои друзья.
Весьма разнообразна и природа донского края. Степные просторы, поросшие ароматными травами, весенними первоцветами и степными тюльпанами. (Степь — это открытое пространство, яркое освещённое солнцем) Степь покрыта травой, иногда кустарником. Степи привлекательны и богаты ароматными травами и разнообразными растениями: ромашка, одуванчик, чебрец, шалфей. тысячелистник, полынь. Эти травы ни только красивы и ароматны, еще и помогают людям избавиться от многих недугов (болезней).
Много в нашем крае и деревьев: дуб, вяз, тополь, береза, клен, сосны, боярышник, акация. Все они нам помогают нам жить.
Природа нашего родного Донского края невероятно красива и уникальна, и наша главная задача – сохранить ее для будущих поколений. Исчезновение различных видов растений и животных– это большая проблема, решить её можно только объединив усилия всех людей и природоохранных организаций.
Давайте будем беречь природу родного края относиться ответственно (бережно) к природе, ведь мы её неотъемлемая (единая, неделимая) часть!
Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды (природы) Михаил Михайлович Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни».
Итог беседы: коллективная работа воспитателя и детей плакат «Природа Донского края».
Беседа «Дворовые игры с мячом» с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Материал может быть полезен воспитателям и родителям детей. После рассказа о правилах игры можно поиграть с детьми в эту игру с мячом.
Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина» Интегративное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Наш родной край – наша Родина» Цель:.
Опросник для детей старшего дошкольного возраста «Мой край Донской» В нашем детском саду я веду кружок по дополнительному образованию детей в направлении ознакомления их с казачеством «Горенка». Разработанный.
Открытое мероприятие «Наша малая Родина». Для детей разновозрастной группы. В целях закрепления знаний о родном селе, воспитании патриотических чувств дошкольников (воспитывать чувство.
Познавательная беседа с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришёл?» Тематическая неделя «Оренбургский край-хлебородный край» Цель:Знакомство детей старшего дошкольного возраста с процессом выращивания зерновых культур в Оренбургском крае. Задачи:Формировать представление.
Проект «Дивногорск — моя малая Родина» для детей средней группы Проект «Дивногорск – моя малая Родина» для детей средней группы Черникова Елена Николаевна МБДОУ детский сад № 15 Проблема В дошкольном.
Проект «Моя малая Родина» для детей младшего дошкольного возраста Любовь к родному краю не возникает у ребёнка само собой, а с самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважения к тому.
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для старшего дошкольного возраста Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной.
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Донской край – мой край».
Цель: Создать условия для формирования у детей интереса к истории донского края.
— Развивать познавательный интерес к истории своего народа;
— Закрепить представление детей о быте и укладе жизни казаков;
— Воспитывать чувство гордости за свой родной край;
— Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;
— Воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.
В-ль: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться! Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро! Приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
В-ль: Ребята, давайте нашим гостям пожелаем доброго утра.
В-ль: Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие, а куда мы с вами отправимся, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочитаю (чтение стихотворения о Донском крае).
В-ль: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
П.О.Д: О Донском крае.
В-ль: А кто знает, как называется земля, на которой мы живем?
В-ль: Правильно. А почему возникло такое название?
П.О.Д: Потому что мы живем в Ростове-на-Дону, а наша главная река Дон.
В-ль: Ребята, а какие стихи вы знаете о Донском крае? (чтение стихов)
В-ль: Ребята, а как назывались дома, которые в далеком прошлом строились на берегу реки Дон?
Дети: Казачий курень.
В-ль: Правильно, но курени были разные, чем они отличались друг от друга?
П.О.Д: Курени были двухэтажные и одноэтажные.
В-ль: От чего это зависело?
П.О.Д: От места жительства, там, где Дон разливался, строили двухэтажные курени. А куда воды Дона не доходили, строили одноэтажные курени.
В-ль: Ребята, кто сможет описать конструкцию двухэтажного куреня?
П.О.Д: Первый этаж куреня строили из камня, так как при разливе реки он оказывался в воде, а камень не размокал и не гнил как дерево. На первом этаже никто не жил, его использовали как кладовую для хранения продуктов, а зимой пускали животных.
В-ль: Спасибо. Все верно. А кто желает сделать описание второго этажа куреня?
П.О.Д: Второй этаж строили из дерева. Он был жилой. Мы видим окна со ставнями, в жару и непогоду ставни закрывали. Вокруг куреня делали деревянный балкончик «балясник». Летом на нем можно было пить чай. Также на нем хранили лодку, на которой плавали во время разлива рек от дома к дому, а балясник служил причалом.
В-ль: Спасибо. Осталось описать последнюю часть куреня – крышу.
П.О.Д: Крышу крыли камышом, иногда соломой.
В-ль: Ребята, а что означает слово курень?
Дети: Курень значит круглый.
В-ль: Значит, дом должен быть круглым?
П.О.Д: Все комнаты были построены вокруг печки по кругу.
В-ль: Как говорят казаки : «Печь – царица в доме».
В-ль: Ребята, а давайте поиграем в игру «Забытые слова», познакомим гостей с особыми казачьими словами, которые в наше время немного подзабылись.
Игра «Забытые слова» (со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гутарят, отец – батя, компот – узвар, плетка – нагайка, часы – ходики, балкон – балясины).
В-ль: Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова.
В-ль: Ребята, а как назывались люди, которые жили на берегу Дона?
П.О.Д: Донские казаки.
В-ль: А кто такие казаки?
Дети: (ребенок, одетый в костюм казака)
Бог, Отечество, семья.
Поле, поле – воля, воля.
Не легка казачья доля.
Но лучше нет на свете боле
В-ль: А чем занимались казаки?
П.О.Д: Казаки были воинами – защищали Родину, строили дома, работали на кузнице, ловили рыбу, занимались плетением (плели из прутьев камыша корзины, лукошки, колыбели, стулья).
В-ль: Ребята, а как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки?
П.О.Д: На службе, в боях, в походах.
В-ль: Верно, главная задача казаков – оберегать границу государства, ведь термин «казак» означает «защитник», «воин».
В-ль: А кто у казака верный друг?
В-ль: Верно, у казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде.
В-ль: Ребята, а какие вы знаете пословицы о казаках и конях?
— Атаман из плохого казака не получится.
— Казак без службы – не казак.
— Казак голоден, а конь сыт.
— Казак без коня, что дом без огня.
В-ль: Молодцы! Ребята, а чем занимались женщины казачки?
П.О.Д: Женщины занимались домашними делами: убирали, стирали, готовили кушать, воспитывали детей. Весной и осенью работали в поле, а зимой вязали, пряли шерсть, шили, вышивали.
В-ль: Правильно, а чем занимались дети казачата?
В-ль: ребята, давайте представим, что нас попросили присмотреть за малышом. Чему бы вы хотели научить малыша, чтобы он вырос сильным, отважным, уверенным в себе казаком? Вы говорите свои пожелания и бросайте в мешочек эти красивые шарики. (Дети бросают шарики в мешочек, проговаривая казачьи заповеди):
По обычаям казачьим
Всегда в жизни поступай,
Тверд будь в Вере Православной,
Ее в сердце укрепляй!
Верно ты служи Отчизне
А творить себе кумиров
По традиции казачьей,
Даже если гибнешь сам,
Оказать ты должен помощь
Своим братьям – казакам!
Презирать обязан праздность,
Тунеядство, негу, лень,
Чтоб твоя семья в достатке
Проживала каждый день!
Ты семью беречь обязан,
Почитать отца и мать,
Честь, достоинство казачки
Должен ты оберегать!
Чтя казачий кодекс чести,
Береги свою Отчизну
И семью не забывай!
Старших мудрые советы
Ты обязан почитать,
Потому они помогут
Самому мудрее стать!
В-ль: Спасибо вам за такие замечательные пожелания.
В-ль: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали?
Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции. Так будьте их достойны!
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли,
В чудном крае, где живем мы у Дон – реки,
Где жили здесь когда-то наши предки казаки!
Занятие в подготовительной группе «Донской край»
татьяна фридрих
Занятие в подготовительной группе «Донской край»
Занятие в подготовительной группе Донской край
Формировать у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.
• формировать представление детей об истории своей малой Родины;
• продолжать приобщать дошкольников к культуре Донского края;
• развивать способность понимать ценность народных традиций;
• расширять представления о жизни, быте казаков в далеком прошлом;
• уважать культурное, историческое прошлое предков;
• воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.
Ход занятия:
— Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Издавна на Руси так велось, что уезжая из родного дома, человек брал с собой частицу своей Родины и хранил эту частичку у самого сердца в небольшом расшитом мешочке – кисете. Считалось, что это помогало в трудные минуты, приносило силы.
— Как вы думаете, что ценное находится в моем кисете? (земля)
— Это не просто земля – это наша родная земля.
«Своя земля и в горсти мила»
— А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? (Донская земля)
— Почему возникло такое название? (Потому что в нашей области протекает река Дон)
— Как называется главный город в нашей области, который находится на берегу реки Дон? (Ростов-на-Дону)
— Да. Название главного города нашей области тесно связано с названием реки Дон.
— Ребята, вы уже знаете, что в Ростовской области есть свой флаг. Я предлагаю вам найти флаг Ростовской области.
— Что означают цвета на флаге?
«Сверху – неба синева
Середина – цвет пшеницы
Вместе с рожью колосится
Самый нижний – красный цвет
Цвет сражений и побед!»
— Могучая река Дон украшает наш Донской край! А какие еще названия реки Дон вы слышали?
— А как называли людей, которые селились на Дону? (казаки) Что означает слово «казаки»? (вольные)
— Как вы думаете, какие они были по характеру? (сильные, смелые, храбрые, выносливые, мужественные)
— А как называли свои дома казаки? (курени)
— Что означает слово «курень»? (круглый) Почему? (Потому что посредине куреня была печь и из комнаты в комнату можно переходить по кругу)
— Я вам предлагаю построить курень.
Игра «Построй курень» (пазлы)
— Когда казаки заходили в курень, как они приветствовали хозяев? («Здорово ночевали»). Им отвечали «Слава Богу».
— Давайте поприветствуем наших гостей по-казачьи.
— «Сядем рядком, поговорим ладком.
Будем беседовать да играть,
О жизни казаков вспоминать».
— Чем занимались казаки? (защищали Родину, вели хозяйство, выращивали хлеб, строили дома и т. д.)
— А как вы думаете, кто помогал казаку в военных походах? (конь)
«Конь – верный друг казака»
— Как помогал конь? (выносил раненых с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжелые грузы и т. д.)
— В жизни казаку не обойтись без коня. С лошадьми у казаков связано много обычаев и народных примет. А какие из них вы знаете?
1. Казаки устраивали состязания, на которых определялся победитель, который быстрее всех скакал.
2. Годовалого казачонка стригли. Мужчины-казаки несли его к церкви, сажали на коня и обводили вокруг церкви. Если казачонок крепко держался за гриву – то выйдет из него настоящий славный лихой казак.
3. Существовал конский праздник – в этот день кони отдыхали, их кормили досыта, купали в реке, специальными щетками мыли, расчесывали гривы и хвосты, проверяли или меняли подковы.
4. Найти подкову – хорошая примета. Считалось, что конская подкова приносит счастье. Ее вешали над входной дверью куреня – она от всех бед оградит.
— А пословицы о верном друге казака вы знаете?
«Казак на лошади с пеленок»
«Казаку конь себя дороже»
«Казак сам не поест, а коня накормит»
«Казак без коня, что солдат без оружия»
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой,
Пышной, сказочной красивой.
Быстро на седло вскочу,
Там за дальнею рекой
— Ребята, а кто изготавливал подковы для коней казакам? (коваль)
— Некоторые ремесла очень древние и многие из них сейчас позабыты. Посмотрите на свои картинки. Как можно назвать одним словом тех, кто изображен? (ремесленники)
— Поиграем в игру «Кому нужен этот предмет».
— Ребята, а вы знаете, что первые фамилии казаков произошли от их ремесла? Мы поиграем в игру «Разгадай фамилию».
— Я буду называть фамилии, а вы попробуйте разгадать,от какого ремесла она произошла: Гончаров, Колесников, Ковалев, Рыбников, Чеботарев, Кожевников, Бондарев, Корзинщиков.
Детям предлагаются картинки с костюмами (русский, белорусский, украинский, казачий)
— Ребята, помогите мне отыскать картинку с казаками. Почему вы решил, что это донские казаки? Какая одежда была у казаков? (шаровары, косоворотка, папаха, фуражка; парочка (юбка с кофтой, шали, платки, кичка, гусарики, чеботы)
Игра «Одень казака и казачку»
Звучит аудиозапись – крики животных
Игра на внимание «Каких животных ты услышал?»
— Какие животные живут в нашем Донском крае?
— Ребята, я предлагаю вам выбрать диких животных нашего края (домашних).
— Я предлагаю вам прогуляться по Донской земле.
Дружно за руки возьмемся
По Донской земле пройдемся
Смотрим влево, смотрим вправо
Видим нашу степь без края
Березка стройная стоит
Ты мой друг и я твой друг
Пусть дружба не кончается!
— Донские степные просторы – край необыкновенный! Горьковатый запах степи придает степная полынь.
— Я предлагаю провести эксперимент «Как пахнет полынь?» (веточки сухой полыни дети растирают в ладошках).
Горькая, словно казачья судьба, эта трава считается символом казачества.
— Ребята, полынью лечили простуду, бессонницу, заживляли раны. Отвар полыни успокаивает и обезболивает.
В степи казак мог собрать целую аптеку из трав. Какие степные растения вам известны? (чебрец, ковыль, душица, лазорики, одуванчики, васильки и т. д.)
— Ребята, я приглашаю вас в наш кинозал – посмотрим фильм о нашем замечательном Донском крае.
Бескрайние покосы
Кузнечики куют, как ковали
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чем-то ковыли.
Вдыхаю полной грудью
И радостно кружится голова.
Бреду под солнцем по траве на запад
Шепчу земле хорошие слова
Поля мои, сады мои зеленые
Мой Тихий Дон, озера как моря!
Моя Донщина, солнцем прокаленная,
Ты – сердце, ты – кровинушка моя!
— Ребята, пройдет время, вы вырастите, станете взрослыми, может быть разлетитесь в разные края, но мне бы хотелось, чтобы вы свой родной Донской край всегда вспоминали с нежностью и любовью!
«Мой край Донской». Комплексно-тематическое планирование одного дня воспитательно-образовательной работы Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада, что вы зашли ко мне в гости на мою страничку. Конечно, все вы знаете, что сегодня уделяется большое.
Участие в конкурсе картин на тему «Донской край» В нашем детском саду объявили конкурс картин среди педагогов на тему: «Донской край». Мы с моей напарницей Шелест С. В. решили, что наш.
Тематический день в старшей группе «Донской край — моя малая Родина» Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и.
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Родной край» Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Родной край» Автор: Суркова Елена Николаевна. Воспитатель МАДОУ д/ с № 36, г. Тюмени.
Конспект НОД в подготовительной группе «Край, в котором мы живём» Елена Голованова. Конспект НОД «Край, в котором мы живем». Цель: углубление и совершенствование знаний о народных и художественных промыслах.
КВН в подготовительной группе «Цвети мой край-Башкортостан» Задачи: Образовательные: закреплять и расширять знания о родной республике, в которой они живут, о культуре, богатстве Башкортостана; формировать.
Открытое занятие «Курский край-соловьиный край» Методическая разработка Открытое занятие по музыке «Курский край – соловьиный край» Подготовила: музыкальный руководитель МКОУ «Детский.
Посиделки «Край донской казачий!» Фотоотчёт В преддверии праздника Покрова Пресвятой Богородицы в нашем детском саду прошли посиделки «Край донской казачий!» Цель мероприятия: формирование.
Проект в подготовительной группе «Родной свой край люби и знай» Актуальность темы: Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Схема реализации проекта ДОУ к 80-летию Ростовской области «Я живу на земле Донской» в средней группе Тип проекта: познавательный, информационно-творческий. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.