Рассказы дрессировщика
Валентин Филатов
Цирковое представление завораживает! Огни манежа, смелые укротители, весёлые медведи на мотоциклах, могучие слоны на арене, коварные питоны, задорные непоседы обезьянки и крикливые попугаи… От всего этого захватывает дух! А что там, за занавесом цирка, как живут после выступлений умные звери и их товарищи – дрессировщики? Какие тайны хранят в себе кулисы цирка? Обо всём этом расказывает наследник известнейшей цирковой династии Валентин Иванович Филатов, посвятивший всю свою жизнь цирку. Для младшего школьного возраста.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы дрессировщика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Каюков Л., рисунки, 1980
© АО «Издательство «Детская литература», 2017
Здравствуйте, дорогие ребята!
Давайте знакомиться. Зовут меня Валентин Иванович. Фамилия — Филатов.
Я дедушка. У меня есть любимая внучка Юленька. Она уже большая, учится в школе, в третьем классе. Юля занимается гимнастикой, танцует, но больше всего на свете любит цирк. Конечно, ничего удивительного в этом нет. У Юли все родные: мама, папа, тётя Таня, дядя Саша и я, дедушка Валя, — все работают в цирке, дрессируют зверей.
Но Юлю это не пугает. Она смелая девочка и решила обязательно стать дрессировщицей. Я часто рассказываю ей про зверей, вожу в зоопарк и в цирк.
В зоопарках звери просто живут в клетках и никаких трюков не исполняют. А в цирках животные участвуют в представлении, как настоящие артисты. Они умеют ходить на передних лапах, прыгать в огненное кольцо, выкидывать уморительные коленца. Глядя на всё это, зрители удивляются, восхищаются, смеются. Ещё бы, разве не удивит вас медведь, раскатывающий на велосипеде, не восхитит слон, стоящий на одной ноге, не рассмешит обезьянка, бегущая с коромыслом?
Всё, что я рассказывал своей внучке про зверей, я записал и составил из этих рассказов книгу. Посвящаю её всем детям, которые любят животных и любят цирк.
В медвежьих объятиях
История о том, как я стал дрессировщиком, интересная, но очень длинная. В ней немало смешного и страшного, весёлого и грустного. Если вы никуда не торопитесь и у вас есть лишнее время, сядьте поудобнее и слушайте.
Когда мне исполнилось шесть лет, я уже был цирковым артистом — выступал со своим первым учителем Иваном Ивановичем Ивановым в двух номерах: акробатом в икарийских играх и гимнастом на ножной лестнице.
В икарийских играх взрослые артисты лежали на специальных подушках и ногами перебрасывали друг другу нас, маленьких ребятишек. Во время перелётов мы кувыркались в воздухе, а в конце номера показывали на ковре акробатические прыжки: колёсики, флик-фляки, сальто-мортале.
На лестнице я выполнял стойку на руках, делал флажки, оттяжки — довольно трудные трюки. Конечно, прежде чем я осилил всё это, получил немало подзатыльников от взрослых артистов и синяков от неудачных падений.
Хотите знать, как я попал в цирк? Очень просто. Я родился и вырос в цирке. Мой дедушка ещё сто лет назад выступал с дрессированными тиграми. Мой отец Иван Лазаревич пошёл по дедушкиным стопам — дрессировал хищных зверей: косматых львов, полосатых тигров, пятнистых леопардов. А мама работала наездницей и помогала отцу обучать зверей. Шесть моих братьев и одна сестра тоже стали цирковыми артистами: акробатами, музыкальными эксцентриками, жонглёрами.
С детства я помогал старшим кормить животных, смотрел, как их дрессируют, старался не трусить, хотя порой от львиного рыка душа уходила в пятки.
Самым добродушным из всех зверей был большущий медведь Колька. Так мне, во всяком случае, казалось. Мы с ним очень подружились. Три года подряд он играл со мной, брал с ладони сахар, разрешал гладить густую мягкую шерсть. Иногда после репетиции брат сажал меня верхом на медвежью спину, и Колька, храпя и слегка переваливаясь с боку на бок, катал счастливого наездника вокруг манежа. Было весело и немного жутковато. Всё-таки медведь не скаковая лошадь!
Однажды летом выступали мы в небольшом городке Гусь-Хрустальном. Жарища стояла прямо африканская! В нашем передвижном парусиновом цирке «Шапито», похожем на огромную палатку, было очень душно. И люди и звери изнывали от зноя. Особенно трудно пришлось моему другу медведю Кольке — представляете, летом, в такую жаркую погоду, носить меховую шубу!
Колька совсем извёлся. Ревел благим матом и гремел длинной цепью, накинутой на врытый в землю столб. Дышал Колька часто и по-собачьи высовывал длинный красный язык.
В это время я нёс на руках пятилетнего племянника Толю. Он плакал горькими слезами и кричал:
— Неси меня к маме, я пить хочу, я пи-и-ить хочу!
Разбуженный детским плачем, Колька встал на задние лапы, а передние положил на край ямы. Морду он задрал кверху и недовольно зарычал. Поскольку мы были старыми друзьями, я не обратил внимания на его рычание, а старался успокоить маленького Толю.
Несчастье произошло мгновенно. Когда я проходил мимо ямы, раздражённый Колька сгрёб меня передними лапами за ноги, и я полетел вниз, на дно. Хорошо, что я успел отбросить племянника подальше от ямы, иначе мы бы оба очутились в медвежьих объятиях. Толя завопил ещё пуще, я присоединился к нему, зовя на помощь истошным криком. Кричал я не только от страха, но и от боли.
Это ещё больше разозлило медведя. Он пустил в ход когти. На крик сбежались братья и с трудом вырвали меня из звериных лап. Медведь распорол когтями мою ногу от середины бедра почти до щиколотки.
В больнице мне обработали раны, зашили их шёлковыми нитками. Ногу уложили в лубок, а меня — в больничную палату. Было очень больно, но я терпел и не плакал.
После выписки из больницы пришлось ещё несколько недель ходить на костылях и навсегда расстаться с акробатикой.
Казалось бы, этот случай должен был отбить у меня всякую охоту возиться со зверьём, а вышло совсем наоборот — я твёрдо решил стать дрессировщиком!
Рассказы о дрессированных животных и людях которые их дрессируют 3 класс
Здравствуйте, дорогие ребята!
Давайте знакомиться. Зовут меня Валентин Иванович. Фамилия – Филатов.
Я дедушка. У меня есть любимая внучка Юленька. Она уже большая, учится в школе, в третьем классе. Юля занимается гимнастикой, танцует, но больше всего на свете любит цирк. Конечно, ничего удивительного в этом нет. У Юли все родные: мама, папа, тётя Таня, дядя Саша и я, дедушка Валя, – все работают в цирке, дрессируют зверей.
Но Юлю это не пугает. Она смелая девочка и решила обязательно стать дрессировщицей. Я часто рассказываю ей про зверей, вожу в зоопарк и в цирк.
В зоопарках звери просто живут в клетках и никаких трюков не исполняют. А в цирках животные участвуют в представлении, как настоящие артисты. Они умеют ходить на передних лапах, прыгать в огненное кольцо, выкидывать уморительные коленца. Глядя на всё это, зрители удивляются, восхищаются, смеются. Ещё бы, разве не удивит вас медведь, раскатывающий на велосипеде, не восхитит слон, стоящий на одной ноге, не рассмешит обезьянка, бегущая с коромыслом?
Всё, что я рассказывал своей внучке про зверей, я записал и составил из этих рассказов книгу. Посвящаю её всем детям, которые любят животных и любят цирк.
В медвежьих объятиях
История о том, как я стал дрессировщиком, интересная, но очень длинная. В ней немало смешного и страшного, весёлого и грустного. Если вы никуда не торопитесь и у вас есть лишнее время, сядьте поудобнее и слушайте.
Когда мне исполнилось шесть лет, я уже был цирковым артистом – выступал со своим первым учителем Иваном Ивановичем Ивановым в двух номерах: акробатом в икарийских играх и гимнастом на ножной лестнице.
В икарийских играх взрослые артисты лежали на специальных подушках и ногами перебрасывали друг другу нас, маленьких ребятишек. Во время перелётов мы кувыркались в воздухе, а в конце номера показывали на ковре акробатические прыжки: колёсики, флик-фляки, сальто-мортале.
На лестнице я выполнял стойку на руках, делал флажки, оттяжки – довольно трудные трюки. Конечно, прежде чем я осилил всё это, получил немало подзатыльников от взрослых артистов и синяков от неудачных падений.
Хотите знать, как я попал в цирк? Очень просто. Я родился и вырос в цирке. Мой дедушка ещё сто лет назад выступал с дрессированными тиграми. Мой отец Иван Лазаревич пошёл по дедушкиным стопам – дрессировал хищных зверей: косматых львов, полосатых тигров, пятнистых леопардов. А мама работала наездницей и помогала отцу обучать зверей. Шесть моих братьев и одна сестра тоже стали цирковыми артистами: акробатами, музыкальными эксцентриками, жонглёрами.
С детства я помогал старшим кормить животных, смотрел, как их дрессируют, старался не трусить, хотя порой от львиного рыка душа уходила в пятки.
Самым добродушным из всех зверей был большущий медведь Колька. Так мне, во всяком случае, казалось. Мы с ним очень подружились. Три года подряд он играл со мной, брал с ладони сахар, разрешал гладить густую мягкую шерсть. Иногда после репетиции брат сажал меня верхом на медвежью спину, и Колька, храпя и слегка переваливаясь с боку на бок, катал счастливого наездника вокруг манежа. Было весело и немного жутковато. Всё-таки медведь не скаковая лошадь!
Однажды летом выступали мы в небольшом городке Гусь-Хрустальном. Жарища стояла прямо африканская! В нашем передвижном парусиновом цирке «Шапито», похожем на огромную палатку, было очень душно. И люди и звери изнывали от зноя. Особенно трудно пришлось моему другу медведю Кольке – представляете, летом, в такую жаркую погоду, носить меховую шубу!
Колька совсем извёлся. Ревел благим матом и гремел длинной цепью, накинутой на врытый в землю столб. Дышал Колька часто и по-собачьи высовывал длинный красный язык.
В это время я нёс на руках пятилетнего племянника Толю. Он плакал горькими слезами и кричал:
– Неси меня к маме, я пить хочу, я пи-и-ить хочу!
Разбуженный детским плачем, Колька встал на задние лапы, а передние положил на край ямы. Морду он задрал кверху и недовольно зарычал. Поскольку мы были старыми друзьями, я не обратил внимания на его рычание, а старался успокоить маленького Толю.
Несчастье произошло мгновенно. Когда я проходил мимо ямы, раздражённый Колька сгрёб меня передними лапами за ноги, и я полетел вниз, на дно. Хорошо, что я успел отбросить племянника подальше от ямы, иначе мы бы оба очутились в медвежьих объятиях. Толя завопил ещё пуще, я присоединился к нему, зовя на помощь истошным криком. Кричал я не только от страха, но и от боли.
Это ещё больше разозлило медведя. Он пустил в ход когти. На крик сбежались братья и с трудом вырвали меня из звериных лап. Медведь распорол когтями мою ногу от середины бедра почти до щиколотки.
В больнице мне обработали раны, зашили их шёлковыми нитками. Ногу уложили в лубок, а меня – в больничную палату. Было очень больно, но я терпел и не плакал.
После выписки из больницы пришлось ещё несколько недель ходить на костылях и навсегда расстаться с акробатикой.
Казалось бы, этот случай должен был отбить у меня всякую охоту возиться со зверьём, а вышло совсем наоборот – я твёрдо решил стать дрессировщиком!
Моя подружка Нелли
Вскоре мы поселились в Москве, на Васильевской улице, в доме номер 13. Здесь размещался цирковой Зооцентр, которым заведовал мой отец. Во дворе был настоящий зоологический сад.
Сюда со всего света привозили диких животных: из уссурийской тайги – тигров, из индийских джунглей – слонов, из Африки – гепардов и львов, из Южной Америки – обезьян и попугаев, из пустынь Средней Азии – змей и верблюдов, из русских лесов – медведей. Зооцентр распределял их по циркам и зверинцам, а больных зверей оставлял у себя до выздоровления.
Мне, конечно, здо́рово повезло. Всё свободное от школы время я проводил возле звериных клеток. Наблюдал зверей, кормил их, помогал ветеринарному врачу, нашему доктору Айболиту, лечить больных животных.
К сожалению, дрессировкой в Зооцентре занимались мало. Поэтому в свободное время я бегал на репетиции и представления на Ярославский рынок в зверинец, где с группой львиц выступал муж моей сестры и Толин отец – Александр Николаевич Корнилов.
Внеклассное чтение. 3 класс. Тема: «Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют».
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение. 3 класс. Тема: «Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют».»
Внеклассное чтение. 3 класс. Учитель: Кравчук Л.В.
Тема: «Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют».
Цель: познакомить детей с семьей дрессировщиков Дуровых, с другими
Образовательные: расширить знания детей о дрессировщиках и дрессированных животных.
Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; умение составлять текст-заметку, делать выводы из сказанного, применять эти правила практике.
Воспитывающие: учить учеников настойчивости, терпению, любить животных.
Оборудование: стенд «Театр дедушки Дурова», две пластинки с портретами Дуровых, цирковым выступлением, журналы «Юный натуралист».
Ι. Беседа: (на фоне циркового выступления).
Ребята, все закрыли глаза и представьте, что играет музыка, зажигаются разноцветные огни, выбегают собачки, обезьяны, медведи, грациозно наклоняет голову слон, потряхивают золотыми гривами лошадки, выбегают клоуны, подбрасывают вверх разноцветные кольца, раздается веселый смех ребят. Вы открываете глаза и видите перед собой (открывается доска):
«Театр дедушки Дурова».
О чем у нас сегодня пойдет речь на уроке? (учитель сообщает задачи урока).
ΙΙ. Знакомство с Дуровыми.
Что же представляет собой семья Дуровых? Сколько Дуровых принесли русскому цирку известность?
Это семья русских цирковых артистов, клоунов и дрессировщиков.
Первым из семьи Дуровых был Анатолий Леонидович (на доске): (1864-1916г.г.)
Выступал впервые в балаганном цирке (маленькое круглое сооружение, обтянутое материей), как акробат в 15 лет, А в 18 лет в цирке в Воронеже начал демонстрировать дрессированных животных, Выезжал с выступлениями в Германию, Австро-Венгрию, Испанию, Италию.
Вместе с Анатолием Леонидовичем выступал и его брат Владимир Леонидович Дуров. (1863-1934г.г.) (на доске).
Затем на арене цирка зрители увидели сына Анатолия Леонидовича, Анатолия Анатольевича Дурова (на доске) (1883-1928г.г.).
В 1909г. на арену цирка выходит внук Анатолия Леонидовича, Владимир Григорьевич Дуров (на доске) (1909-1972г.г.).
Вместе с ним в цирке можно увидеть его двоюродного брата Юрия Владимировича (1909-1971г.г.) (на доске), внука Владимира Леонидовича.
Показ портретов Дуровых.
Особое внимание я хочу уделить работе правнучки Дурова (на доске): Наталье Юрьевне Дуровой.
Вывод: Так сколько же всего Дуровых Дрессировщиков? (7)
— И эти семь человек сделали многое для русского цирка, прославили русский цирк.
ΙΙΙ. Сегодня мы будем работать над тем, (на доске) проблемный вопрос:
— Чему дрессировщик и животные учат друг друга?
— Какие качества должен воспитывать в себе дрессировщик?
1. Отрывок из повести Н. Дуровой.
а) Ответ на первый вопрос (рысь – учиться трудиться, выполнять все возможные трюки).
(Н.Дурова – учиться выдержке, стойкости характера, вырабатывает волю).
2. А сейчас мы с вами послушаем небольшой спектакль, который подготовила Н. Дурова со своими питомцами.
а) Что поняли из этого спектакля? Чему учит? (дружбе, взаимной выручке)
б) Чему дрессировщик учится? (терпению, настойчивости)
«Хрюшка- парашютист», «Как Лео учил Ваську» Как все эти представления характеризуют самого Дурова Владимира Леонидовича?
В советском цирке очень много дрессировщиков животных. Но московский цирк на Цветном бульваре – единственный в мире театр зверей, который носит имя дедушки Дурова.
Я хочу познакомить вас еще с одним дрессировщиком Николаем Тимченко и его питомцами тюленями- сивучами.
а ) Тюлени учатся играть в футбол, бросать кольца. Н.Тимченко – «Тюлени заставляют их полюбить».
5. Прослушаем в грамзаписи, как Николай Тимченко дрессирует своих животных.
Вывод учителя: вот, ребята вы увидели сколько много труда надо положить человеку, каким надо запастись терпением, чтобы научить животных что-нибудь делать.
ΙV. Знакомство с текстами о животных.
— Ребята, вы все любите смотреть передачу «Будильник». Особенно у вас загораются глаза, когда вы видите, как дрессированные звери крутят барабан, достают шар с номером мультфильма и отдают ведущей передачи Надежде Васильевне Румянцевой.
— На сегодняшнем уроке мы с вами приподнимем немного занавес и посмотрим, как идут съемки.
а ) чтение «Зеленый крокодил», «Попугай нарушитель».
— Что вы можете сказать о людях, которые работают с животными? (бесстрашные, любовь к животным побеждает все).
1. В какой литературе вы нашли все сообщения к уроку? (ученики дают книги, учитель ставит на стол)
а ) Какие качества должен воспитывать в себе дрессировщик?
б ) Чтобы вы точнее ответили на вопрос, послушаем советы Н.Дуровой.
(любовь к животным, настойчивость, терпение, научные знания о животных)
Домашнее задание: «О тех, кого не любят»
Показ литературы: «О змеях», «Юный натуралист» №9,10, 1986г. №6, 1985г.
«Берегите животных», «Природа и люди».
Семья русских цирковых артистов, клоунов дрессировщиков.
В 1879г. выступая впервые в балагане, как акробат.
В 1882г. в Воронеже в цирке, начал демонстрировать дрессированных животных. Гастролировал в Германии, Австрии – Венгрии, Испании, Италии.
Владимир Леонидович Дуров (брат) (1863г. – 1934г.)
Заслуженный артист РСФСР.
В юности увлекался дрессировкой. В 1879г. (16 лет) получил известность как соло-клоун и дрессировщик. Впервые в России разработал систему дрессировки на основе мягкого обращения с животными, используя какие-то поощрения.
Впервые вышел с группой дрессированных животных и птиц. В 1914г. И даже был сослан в Сибирь за шутку, в цирке поправленную против царя и войны.
После смерти А.А.Дурова работал с его группой зверей. В своих выступлениях соединил клоунаду с показом дрессированных животных и птиц. Гастролировал во многих странах.
Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Юрий Владимирович Дуров (1909г. – 1971г.) – внук брата В.Л. Дурова Народный артист СССР
Выступал, как клоун и дрессировщик с большой разнообразной программой и хорошо дрессированной группой зверей. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
В 1969г. получила звание заслуженная артистка РСФСР.
Внучка А.Л.Дурова. Выступала со смешанной группой животных.
7. Наталья Юрьевна Дурова –
Отрывок из повести « Арена » (О.Н. Дуровой).
Нашей маме всегда доставалась от её буйной семьи дрессировщиков. На мои репетиции она старалась не приходить. Хоть сердце у неё было мужественное, она всё же было сердцем матери. Она боялась, что в какой-нибудь опасный момент вдруг не выдержит, вскрикнет и тем самым отвлечёт от зверя моё внимание. В такое время животное может принести дрессировщику беду. Вот почему мама не хотела бывать на репетициях. А на премьере, волнуясь за меня, она стояла за занавесом.
Ослепленные прожекторами, мы не видим зрителей, но ощущали их. Когда рысь Котька спрыгнула с барьера, дали полный свет.
Моё платье с длинной шуршащей юбкой было не знакомо Котьке. Ей захотелось дотронуться до него лапой. И вот, играя юбкой, она задевает когтями мою ногу, я чувствую режущую боль. Но номер идёт своим чередом. И вот номер окончен. Котька принимает аплодисменты. На арену полетели цветы. Цветов Котька никогда не видела. От брошенных букетов она пятилась и цепочкой, которую я крепко держу, увлекает меня за занавес. Здесь я теряю сознание и падаю на пол. Подойди ко мне никто не мог, рядом была рысь. А когда я пришла в себя, увидела: лежит со мной рядом Котька и как ни в чём не бывало, лижет мою руку.
Урок внеклассного чтения в 3 классе на тему
Тема урока : В. Л. Дуров. Р ассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют .
Цели: Познакомить учащихся с рассказами о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют, закреплять умение выразительно читать и пересказывать текст, учить обдумывать прочитанное, воспитывать в детях любовь к животным.
Оборудование: Выставка книг, рисунки детей.
Работа с выставкой книг (книги прочитаны дома, дети сами выставляют книги). /3-5мин/
Анализ прочитанного. /20-25 мин./.
Знакомство с новыми произведениями. /15-20 мин./.
Подготовительная работа к следующему уроку через чтение отрывка, беседу, рассказ.
Домашнее задание, рекомендации по подготовке к следующему уроку. / 2- 3 мин./. ( Рекомендуется список литературы, название темы, задания для групп детей.)
1.Работа с книжной выставкой.
-Что на нашей книжной выставке сразу обращает на себя внимание? (У всех авторов книг одинаковая фамилия, так как Дуровы — семья цирковых артистов и дрессировщиков животных.) Что вы узнали об авторах этих книг?
Обычно дрессировщики применяли болевой способ: они палкой и побоями старались добиться от животного послушания. А Владимир Дуров отказался от такого способа дрессировки. Он первый в истории цирка стал применять новый способ — способ дрессировки не побоями и палкой, а лаской, хорошим обращением, лакомством, поощрениями. Он любил зверей, и звери привязывались к нему и слушались его.
Скоро публика полюбила молодого дрессировщика. Цирк всегда был полон, когда выступал Дуров со своей звериной труппой.
Особенно Дурова полюбили дети. В. Л. Дуров исколесил всю Россию, выступал в различных цирках и балаганах. Постепенно Дуров приобретал все новых и новых животных. Звериная школа разрасталась. В. Л. Дуров мечтал о театре, небывалом и фантастическим — театре зверей.
Много лет прошло, пока Владимиру Леонидовичу удалось осуществить свою мечту. Он приобрел большой, красивый особняк на одной из самых старых и тихих улиц Москвы. В этом особняке он разместил своих четвероногих артистов и назвал этот дом «Уголок Дурова».
Учитель Ребята, вы сейчас услышали интересный рассказ о В. Л. Дурове, о том как он основал театр зверей. После смерти Владимира Леонидовича в «Уголке» работали дочь и сын дрессировщика, а позже и внучка. Они не отступали в своей работе от главного метода дрессировки. А каким был дуровский метод дрессировки? (Без малейших болевых воздействий, только ласка, доброта, и кропотливый труд.) Владимир Леонидович написал книгу «Мои звери», в которой описал много интересных случаев из своей цирковой жизни. Многие ребята читали рассказы из этой книги дома и нарисовали рисунки.
Словарная работа. В рассказах вам встретились новые слова. Объясните, что они обозначают. (Дрессировать — приучать животных к выполнению каких-нибудь действий, выработать нужные человеку навыки. Жабо — пышная отделка у воротника из кружев или легкой ткани. Зверинец — место, где в клетках содержат зверей для показа. Арена — большая круглая площадка цирка, на которой даются представления. Бич — длинная плеть, кнут. Загон — загороженное тесто для животных.)
В рассказах В. Л. Дурова много забавных, смешных, веселых случаев. Какой номер, подготовленный и описанный дрессировщиком, показался вам самым забавным? Прочитайте эти эпизоды. (Дети к забавным случаям относят полет Чушки — на воздушном шаре («Хрюшка — парашютист» ), поездку Дурова на Чушке по улицам города ( «Чушка-Финтифлюшка» ), танец журавлей на болоте («Журавли-танцоры»), прошение, поданное Запятайкой губернатору («Каштанка, Бишка и Запя-тайка» ).)
Какие смешные случаи удалось наблюдать дрессировщикам, работая с животными?
(Бэби проглотил корзинку («Слон Бэби» ), Катушка выступила в роли болгарског Фердинанда («Ежи Рукавица и Катушка» ).)
О каких печальных, тяжелых, даже трагических случаях из жизни животных рассказывается в этих книгах? Прочитайте эти эпизоды. (К печальным и трагическим случаям дети относят казнь Жучки («Наша Жучка»), гибель барсуков Борьки и Сурки («Борька и Сурка»), убийство слона Самсона, нападение Мишки на дрессировщика, спровоцированное гадким человеком («У Топтыгина в лапах» ).)
Учитель читает эпизоды рассказов и задает вопросы по ходу чтения.
Посмотрите на рисунки, которые вы приготовили к уроку. К каким рассказам они относятся?
Итоги урока. Учитель Каким вы представляете себе настоящего дрессировщика животных, прочитав книги? Какие качества должен воспитывать в себе дрессировщик?