Рассказы о героических поступках в литературе

Сказки

Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Героизм, самопожертвование — аргументы ЕГЭ

Тезисы

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он — настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин «Лапти». В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что «нужно добывать», потому что «душа желает». Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». То, что Соня Мармеладова пошла по «желтому билету», является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее «профессия», Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап — настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин «Уроки французского». На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в «замеряшки» на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов «Домой». Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов «Песчаная учительница». Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники — от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Главный герой произведения — простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

Читайте также:  Рассказ по картине васнецова три богатыря для дошкольников

Источник

10 книг о героизме, мужестве и отваге: что почитать детям в преддверии 23 февраля

23 февраля – день защитника Отечества. День, в который говорят о героизме, мужестве и отваге. Но как воспитать в детях эти достойные качества? Собственным примером. Тут даже война не нужна, а простые бытовые действия. Когда нам, например, нужно идти и объяснять учительнице, в чём ребёнок виноват, а в чём нет. Или когда приходится делать замечание матерящимся на детской площадке, а не поскорее уходить с неё.

Книги о героях дают возможность представить себя на месте главных героев, в воображении смоделировать ситуации вызова судьбе, преодоления себя, своей человеческой немощи. Читая книги о мужестве и отваге, мы примеряем на себя разные героические роли, видим какими разными они могут быть: защитник людей от страшного дракона, осиротевший парнишка, воспитанный солдатами, педагог, не оставивший детей и отправившийся с ними в концлагерь. Герои могут выглядеть по-разному, жить в далёких друг от друга странах и эпохах, но их всех объединяет мужество, любовь к людям и готовность идти до конца ради благой цели.

Читайте детям книги о мужестве, отваге и героизме – это даст им верные ориентиры.

1. Иван Поммо «Персей. Победитель Медузы»

Судьба уготовала Персею немало смертельных опасностей и серьёзных испытаний. В младенчестве он был брошен с матерью в ящике в море. Возмужав, древнегреческий герой отправился в дальний поход за головой страшной медузы Горгоны, а на обратном пути спас дочь эфиопского царя.

Адаптированные мифы часто кажутся слишком наивными и неточными, их авторы будто изо всех сил пытаются угодить детям. Но только не в этой книге. Французский иллюстратор Иван Поммо рассказывает миф о Персее от имени современника так, что текст становится захватывающей историей. Издание дополнено стильными чарующими иллюстрациями.

Обратите внимание и на другие книги серии «Мифы Ивана Поммо»: « Одиссей. Хитроумный герой », « Троя. И нет конца войне ».

Рекомендуемый возраст: от 6 лет.

2. Томек Богацкий «Защитник детей. История жизни Януша Корчака»

Кажется, что героизм и мужество – это когда воюют, нападают или яростно защищают. Но порой они проявляются в виде тихого, чистого и светлого подвига души, как у писателя и педагога Януша Корчака.

Будучи евреем, он деятельно заботился об обездоленных еврейских детях – открыл приют, окружив попадавших туда ребят настоящей любовью и заботой. День он проводил с воспитанниками, а ночью писал художественные книги для детей и педагогические – для взрослых. Он вёл программу на варшавском радио, где давал ребятам советы, как справиться с разными сложностями в жизни.

Книга о самоотверженности, о любви, о человеке с большой буквы. Эту историю должен знать каждый.
Рекомендуемый возраст: от 7 лет.

3. «Сказки народов Севера»

(изд-во « Paulsen », 2020)

Народные сказки в классической обработке литератора и фольклориста М.Булатова читаются легко и напевно, с сохранённым колоритом северного языка.

«Отважный сын», «Храбрый Мэргэн», «Охотник и тигр» и другие – эти истории слагались теми, кто живёт в суровых северных регионах нашей необъятной страны. Неудивительно, что в этих народных сказках столько примеров мужества и отваги – сама северная природа закалила героев! Читая фольклор можно также познакомиться с обычаями, ремеслом, бытом, социальными особенностями той местности.

В книге прекрасные иллюстрации с тонкой прорисовкой – видна каждая хвоинка, каждая веточка. Выполнены с любовью к северной природе и уважением к сильным, бесстрашным людям.

Рекомендуемый возраст: от 7 лет.

4. Валентин Катаев «Сын полка»

Героя повести зовут Ваня Солнцев. В годы Великой Отечественной войны он осиротел, потерял всех близких и три года скитался в лесах. Солдаты приняли Ваню в свою часть, а для командира он стал названным сыном.

Книгу стоит читать в память о войне, где ещё наши деды воевали. А можно почитать с другого ракурса – насколько разным может быть детство, обсудить с детьми тему взаимоотношений, благодарности и ответственности.

Рекомендуемый возраст: от 7 лет.

5. «Все подвиги Геракла»

(изд-во «Эксмодетство», 2018)

Краткий пересказ двенадцати подвигов древнегреческого героя Геракла: Авгиевы конюшни, пояс Ипполиты, яблоки Гесперид, Лернейская гидра и другие. Эти истории необходимо знать каждому – хотя бы в общих чертах, – чтобы понимать произведения искусства, отсылки в литературе и т.д.

Русский поэт Г.Н. Петников пересказал древнегреческие мифы о Геракле простым и понятным языком, специально для детей. Издание оформлено великолепными иллюстрациями, передающими динамику историй, колорит и настроение того времени.

В конце книги есть словарь. Он занимает целых 11 страниц. В нём кратко написано про каждого из упоминаемых героев, о местности, где происходили события. Очень ценное дополнение, ведь в мифах порой непросто уследить, кто кем кому приходится и почему они во вражде.

Рекомендуемый возраст: от 7 лет.

6. «Легенды о короле Артуре»

(ИД Мещерякова, 2016)

Все мы так или иначе попадаем под очарование Средневековья: честь, достоинство, отважные благородные рыцари и прекрасные дамы, ради которых совершаются самые безумные подвиги.

В этой книге собраны наиболее популярные легенды о славном короле Артуре: жизнеописание от самого момента его обладания экскалибуром и до дня смерти. Жил ли на самом деле повелитель Британии и основатель рыцарского ордена Круглого стола? Это уже не столь важно, ведь несколько веков дети и взрослые зачитываются историями о подвигах короля Артура, могуществе волшебника Мерлина, поисках Святого Грааля и, конечно, о любви самых благородных рыцарей Круглого стола и самых прекрасных дам Британии.
В конце книги есть словарик, в котором подобраны географические и исторические названия, встречающиеся в книге. Волшебные иллюстрации, стилизованные под средневековье, тонко передают эпоху и настроение.

Читайте также:  Рассказ на английском о фильме в метре друг от друга

Рекомендуемый возраст: от 7 лет.

7. Александр Твардовский «Василий Теркин»

Поэма, посвящённая вымышленному герою Великой Отечественной войны, Василию Тёркину. Это собирательный образ идеального солдата – балагур и весельчак, душа своего подразделения.

В бою Василий – пример для всех, он не теряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания: Тёркин споёт и сыграет на гармони, расскажет увлекательную историю, не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от гибели, он находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.

Поэму начали печатать в 1942 году. Она получила невероятный отклик у солдат: читательские письма шли к автору всю войну, а потом и после её окончания.

Специально для этого издания дочери поэта отобрали эмоционально самые сильные письма – тех, кто читал поэму на фронте, воюя вместе с её героем.
Рекомендуемый возраст: от 10 лет.

8. Токмакова И.П., Зощенко М.М., Пантелеев Л. и др. «Рассказы о юных героях»

В сборник вошли 28 стихотворений и рассказов разных авторов. Главные герои – дети, которым пришлось рано повзрослеть. Лёня Голиков, Зина Портнова, Зоя Космодемьянская, Таня Савичева и другие – эти имена знакомы нам, родителям, с детства.

Их подвиги, совершенные в тылу, на фронте и в немецкой оккупации, должны жить вечно в нашей памяти. Справедливость, чувство ответственности, жертвенность и доброжелательность, которые пронесли бойцы сквозь жестокое время, могут стать ориентирами современным мальчишкам и девчонкам. в

Рекомендуемый возраст: от 12 лет.

9. «Беовульф»

Иллюстрации действительно эпические – красочные, будоражащие воображение. Есть раздел «О героях легенды» с пояснениями кто есть кто и небольшое послесловие от художника Джона Хоу.

Рекомендуемый возраст: от 12 лет.

10. Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Повесть основана на реальных событиях: во время Великой Отечественной войны лётчик-истребитель был тяжело ранен, в результате чего ему ампутировали обе ноги. Несмотря на инвалидность, Алексей вернулся в строй и летал с протезами.

Книга стала непревзойдённой классикой, на ней выросло не одно поколение. Она повествует о силе духа, ответственности, драматической борьбе с немощью и вере в безграничные возможности человека.

Источник

Проблемы и аргументы для сочинения ЕГЭ: Героизм

Многомудрый Литрекон составил для Вас список примеров из литературы, которые помогут доказать ту или иную мысль в сочинении на тему «Героизм». Кроме названий произведений, Вы найдёте краткое описание нужных эпизодов и микровывод, по которому можно понять, какой тезис взят за основу. Данные аргументы из литературы пригодятся для написания итогового сочинения или эссе на ЕГЭ по русскому языку. Каждый заголовок — это конкретная проблема, затронутая в сочинении.

Героизм на ВОВ

«А зори здесь тихие…» Б. Васильев. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» – это история о трагических судьбах пятерых девушек во время Великой Отечественной войны. Героизм не имеет пола. Пятеро девушек, Рита, Лиза, Галя, Соня и Женя, которые должны были оказаться в тихом и безлюдном месте, где не было боев, по воле случая отправляются на сложное задание в лес – выслеживать врага. Командует небольшим отрядом старшина Васков. Во время похода героини проявляют невероятную силу духа: хоть их и страшат пули и ножи, пугают затаившийся враг и опасность, которая кроется повсюду, они побеждают свои страхи и сомнения. Каждая из них выполняет свой долг и одерживает нравственную победу над собой. В конце повести весь отряд, кроме командира, погибает – героически и самоотверженно. Молодые женщины приносят себя в жертву, чтобы спасти Родину, и им это удается: отряд диверсантов остановлен. Таким образом, Б. Васильев доказал, что героизм – это внутреннее состояние человека, которое не зависит от обстоятельств или пола. Повесть «А зори здесь тихие…» запечатлела на долгие годы эту страшную страницу в истории нашего государства и пример настоящего подвига настоящих людей, чтобы грядущие поколения помнили о героизме предков и стремились быть столь же храбрыми и достойными личностями.

«Василий Тёркин» А.Т. Твардовский. Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин» воодушевляла многих бойцов во время Великой Отечественной войны. Главный герой произведения – солдат Василий Тёркин стал собирательным образом всех советских воинов – храбрым, оптимистичным, простым, добрым, скромным. Он в одиночку переплывает ледяную реку, чтобы доставить важное сообщение на другой берег, и как будто бы даже не замечает, что произошло что-то необычайное. Сам автор пишет так: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Эти слова описывают отношение Василия Тёркина к своим подвигам – он совершает геройские поступки не ради славы и признания, а из искреннего стремления защитить родину и людей. Василий Тёркин регулярно проявляет смелость, великодушие, самоотверженность. Таким образом, истинному героизму чужды притворство, тщеславие, алчность. Настоящие герои действительно добры, самоотверженны, нравственны и благородны, и именно желание помогать другим побуждает их совершать подвиги.

Герои в мирной жизни

«Матрёнин двор» А.И. Солженицын. Героизму есть место не только на поле битвы. Героизм – это сила духа, это воспитание, это нравственные ориентиры, это доброе сердце, сохраняющее отзывчивость, несмотря на испытания, лишения, неудачи. Доказательство этого утверждения мы находим в рассказе Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня, Матрёна, названа писателем «праведницей». На таких, как она, держится мир. Матрёна готова бескорыстно и самозабвенно помогать другим людям. Она с радостью приходит на помощь, поддерживает, выполняет даже тяжёлую работу без жалоб и ропота. Более того, героиня ничего не ждёт взамен. Она совершает добрые поступки не ради ответных действий, а по душевной доброте, чтобы порадовать окружающих, облегчить их нищенскую долю в послевоенной деревне. Ей доставляет истинное удовольствие счастье других. И эта самоотверженность Матрёны – проявление настоящего героизма в повседневной жизни. Таким образом, рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор» служит доказательством того, что героизм – это состояние души и показатель его нравственных ориентиров и внутренней силы.

Читайте также:  Сказки пушкина издательство год издания

«Человек на часах» Н.С. Лесков. Главный герой рассказа Николая Семёновича Лескова «Человек на часах» – солдат Измайловского полка Постников. В описываемую писателем ночь Постников стоит на часах – то есть занимает пост часового. Но вдруг слышит крик о помощи. Согласно уставу, герой не имеет права покидать свой пост. За нарушение следует наказание. Тогда перед солдатом встаёт сложная нравственная дилемма: нарушить устав, но спасти чью-то жизнь или сохранить верность военному уставу, но, возможно, упустить возможность помочь человеку, который попал в беду. Дело в том, что нет уверенности, что крики о помощи настоящие, что это не чья-то злая шутка или хитрая уловка, чтобы выманить часового с поста. В конце концов, в душе Постникова побеждают нравственность, человечность, доброта – он покидает пост и спасает человека, который в самом деле оказался в опасности. Это яркий пример настоящего героизма, которому не страшны ни выговоры, ни наказания. Настоящий герой готов жертвовать своим удобствами и благами ради помощи другим людям. И далеко не всегда подвиги оценивают по достоинству. Например, для героя рассказа «Человек на часах» история закончилась весьма печально – он был наказан за нарушение устава, а его геройский поступок себе присвоил проезжавший мимо офицер. Таким образом, становится понятно, что героизм заключается вовсе не в количестве наград или медалей, а в реальных поступках и в личности человека.

Что такое героизм?

«Тарас Бульба» Н.В. Гоголь. В центре внимания Николая Васильевича Гоголя в произведении «Тарас Бульба» донские казаки, которые защищают родину от польского вторжения. Тарас Бульба – по имени которого названа повесть – настоящий герой. В битвах Тарас проявляет недюжинную храбрость и силу духа. Героический поступок он совершает даже перед смертью – когда оказывается в плену врага, прикованный железными цепями к дереву, когда костёр вот-вот отнимет у него жизнь, Тарас Бульба успевает крикнуть своим товарищам, куда двигаться, чтобы избежать опасности и скрыться от недругов, – ведь с высоты, на которой он находится, ему виднее путь отхода. Козакам удаётся оторваться от неприятели и спастись. Таким образом, не остаётся сомнений, что героизм – это состояние души, он не бывает временным. Герой найдёт способ помочь другим, даже когда сам находится в шаге от неминуемой гибели.

«Бородино» М.Ю. Лермонтов. Примеры героизма можно найти не только в прозе, но и в лирических произведениях. Например, стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» посвящено событиям Отечественной войны 1812 года и её героям. Поэт пишет: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!». Далее автор описывает подвиг солдат, которые долгое время защищали Москву, а потом приняли тяжёлое, но необходимое решение покинуть столицу. Вспомним следующие строки: «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой». Таким образом, героизм заключается в бескорыстном стремлении защищать своё отечество, свой народ и всех тех, кто нуждается в этой защите и помощи. Героя не пугает даже угроза смерти – как, например, и солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова. Безусловно, война – не единственное место, где человек может совершить героический подвиг. Однако такие поступки точно входят в историю, потому что на кону жизни огромного количества людей и судьба целого государства. Это большая ответственность, взять которую на себя – тоже героизм. А покинуть Москву было тем более трудным и крайне ответственным решением. Но об исходе сражения поэт гордо заявляет: «не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана».

Истинный и ложный героизм

«Война и мир» Л.Н. Толстой. Проблема ложного и настоящего героизма встречается и в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» (хотя, вероятно, трудно найти тему, которую писатель не затронул бы в этом поистине значительном произведении русской классической литературы). Читатель видит Жеркова – трус и предатель он настоящий, а вот герой – нет. Он гонится за орденами и наградами, за похвалой и славой, но совершать подвиги вовсе не стремится. Да и в бой совсем не рвётся. Его даже выгнали из одного полка, но Жерков удивительным образом сумел устроиться ординарцем к самому Багратиону. Другое действующее лицо, которое привлекает внимание, – ротный командир Тимохин. Он скромен и прост. Но своими храбрыми поступками Тимохин вдохновляет солдат своей роты на героические свершения – они атакуют французов и отбрасывают неприятеля на некоторое расстояние, выигрывая время. Таким образом, героизм не всегда проявляется в количестве наград. Истинный героизм заключается в поступках, в подвигах, в стремлении безвозмездно защищать и помогать. Блеск и звон настоящего героя часто вовсе не в сияющий орденах, а в клинках, которые бьются друг о друга на поле боя.

Источник

Познавательное и интересное