«Города-герои» — патриотическое воспитание дошкольников
Евгения Сорокина
«Города-герои» — патриотическое воспитание дошкольников
ТЕМА «ГОРОДА-ГЕРОИ»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Реализация проекта «Победный Май»
• Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе;
• Развивать внимание и память;
• Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны;
• Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о городах-героях.
Реализация образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста.
Крепость – герой Брест (слайд 5-8)
На всю страну стал известен подвиг пограничников Брестской крепости, которые около месяца сдерживали дивизию противников.
8 мая 1965 года крепости было присвоено почетное звание «Крепость-герой».
Город – герой Минск (слайд 9-11)
Минск с первых дней Великой Отечественной войны оказался в самом центре сражений, так как находился на направлении главного удара гитлеровцев, на Москву. Передовые части войск врага подошли к городу 26 июня 1941 г. Но Минск не сдался, не покорился врагу, а героически боролся против немецких оккупантов.
В 1974 году в ознаменование заслуг граждан города в борьбе против нацизма Минск получил звание «Город-герой».
Город – герой Смоленск (слайд 12-14)
В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.в районе Смоленска произошло одно из наиболее важных для нашей страны событий: гитлеровские армии впервые с начала войны вынуждены были остановиться и прейти к обороне. В годы Великой Отечественной войны на Смоленщине действовало множество партизанских отрядов.
6 мая 1985 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Смоленск был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда»
Город-герой Киев (слайд 15-17)
778 дней столица Украины была оккупирована немецкими захватчиками, которые почти полностью разгромили город.
Подвиг Киева увековечен в присвоении ему звания Города-Героя 8 мая 1965 года.
Город – герой Одесса (слайд 18-20)
За массовый героизм её защитников Одессе 8 мая 1965 года присвоено звание «Город-герой«.
Город – герой Ленинград (слайд 21 – 26)
Героизм и стойкость ленинградцев проявились во время Великой Отечественной войны. Почти 900 дней и ночей в условиях полной блокады города жители не только удержали город, но и оказали огромную помощь фронту.
8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда»
Город – герой Москва (слайд 27 – 29)
Битва за Москву длилась с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942. Разгром немцев под Москвой имел огромное значение. На полях Подмосковья был развеян миф о непобедимости германской армии.
За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм и мужество 8 мая 1965 г. городу Москве присвоено почетное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Город – герой Севастополь (слайд 30-32)
К началу Великой Отечественной войны город Севастополь был крупнейшим портом на Черном море и главной военно-морской базой страны. Его героическая защита от немецко-фашисткой агрессии началась 30 октября 1941г. и продолжалась 250 дней, войдя в историю, как образец активной, длительной обороны приморского города в глубоком тылу врага. Захватить Севастополь сходу немцам не удалось.
Город – герой Сталинград (слайд 33-35)
Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.
Звание «Город-герой» присвоено 8 мая 1965 года
Город – герой Новороссийск (слайд 36-38)
Битва за Кавказ началась в конце июля 1942 г. Одним из важных районов этой борьбы свыше года оставался Новороссийск.
На огневом рубеже, созданном в районе цементных заводов города, наступление гитлеровцев было остановлено. Враг так и не смог воспользоваться Новороссийским морским портом. В него не прошел ни один фашистский корабль.
Разрушенный до основания, весь в дыму пожарищ, Новороссийск выстоял и победил.
14 сентября 1973 г. Новороссийску было присвоено почетное звание «Города-героя» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
Город – герой Мурманск (слайд 39-41)
22 июня 1941 г. немецко-фашистские захватчики обрушили бомбы на пограничные заставы, города, поселки, базы флота Кольского полуострова. Враги понимали стратегическое значение Заполярья для нашей страны.
Мурманск стал фронтовым городом. Город-солдат, город-труженик Мурманск стал неприступной крепостью на Севере.
Город Мурманск получил звание «Город-Герой» 6 мая 1985 года.
Город – герой Тула (слайд 42-44)
Тульская оборонительная операция — была проведена с 24 октября 1941 года по 5 декабря 1941 года. Операция сыграла важную роль в стабилизации линии фронта на южных подступах к Москве.
Образцы мужества, стойкости и героизма при защите Тулы проявили советские воины и бойцы народного ополчения.
Самоотверженность и беспримерную преданность Родине проявили трудящиеся города, сделавшие его неприступной крепостью для врага.
В те суровые дни Тула выстояла. Враг не смог захватить город.
За мужество и героизм, проявленные горожанами, город был награжден 7 декабря 1976 года званием «Город-Герой«.
Город – герой Керчь (слайд 45-47)
В годы Великой Отечественной войны Керчь стала ареной жестоких сражений между советскими и германскими войсками. Линия фронта четырежды проходила через Керчь.
Город Керчь получил звание «Город-Герой» 14 сентября 1973 года.
5. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты и др. / авт. сост. Е. Ю. Александрова. –Волгоград: Учитель, 2013.
6. Ушаков Л. П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. – СПб. : Детство-пресс, 2013.
НОД «Города-герои» для детей старшей группы
Мамонтова Екатерина
НОД «Города-герои» для детей старшей группы
Актуальность темы: патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ.
Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств через знакомство с событиями Великой Отечественной войны, а именно городами – героями.Задачи:
— формировать у детей нравственные и патриотические качества;
— познакомить детей с городами – героями (Брестская крепость, Москва, Ленинград)
— воспитывать положительное отношение к городам – героям, чувство гордости за защитников, победивших в годы войны, чтить память о погибших;
— пополнять знания об истории нашей Родины, ознакомив их с основными фактами Великой Отечественной войны.
— беседа на тему «75 лет без войны»,
-просматривание фотографий и иллюстраций о Великой Отечественной войне,
— чтение рассказов о войне, разучивание стихов
-рассказы детей о своих родственниках, участниках ВОВ.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация на тему «Города-герои», книги о рассказах и стихах о Великой Отечественной войне, фотографии и иллюстрации о ВОВ.
Ход занятия
Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце. Пели птицы. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничего не предвещало беды. И вдруг из репродуктора донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну.
«Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
Он послал солдат немецких
Против всех людей советских-
Началась Великая Отечественная война. Великой она называется, потому что страна наша очень большая, огромная. Отечественной, потому что, Отечество это наша Родина, место, где мы родились. Вся страна, весь народ встал на защиту своей Родины.
Я хочу рассказать вам о городах-героях. Звание «Город-герой» присваивается тем городам, на территории которых в ходе боев защитники города проявили мужество, стойкость героизм. (слайд№1)
Посмотрите на эту фотографии. Вы узнаете этот город?
Правильно это Москва.
Мужчины ушли на фронт. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи уходили на войну. В тылу оставались женщины, дети, старики. Они делали снаряды, шили одежду для бойцов, выращивали и собирали урожай. Помогали фронту всем, чем могли. (слайд№4)
И очень ждали эти весточки с фронта. В минуты отдыха солдаты писали письма родным и близким. (Слайд№5)
-Как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом.
-Левый – раз, левый раз
Посмотрите все на нас.
Мы захлопаем в ладоши.
Застучали наши ножки
По каленочкам ударим
Ручки, ручки поднимаем
Завертелись наши ручки
Мы на месте покружились
Слайд№6 – Ленинград. 8 августа 1941 года Ленинград (сейчас он носит название Санкт –Петербург, оказался со всех сторон окружен врагами.
Слайд№7- Рассматривание карты Блокады Ленинграда.
— Посмотрите на карту, на что похоже? (Круг, кольцо)
900 ночей и дней длилась блокада Ленинграда. (слайд№9)
За что присваивали звания город – герой? (ответы детей).
Как называли письма с фронта? Почему? (ответы детей).
Почему война называлась Отечественной? Почему дорога через Ладожское озеро называлась «дорогой жизни»? (ответы детей).
Трудной, тяжелой и страшной была эта война, Но наш народ выстоял и победил. Победа пришла весной 9 мая. И теперь каждый год мы отмечаем праздник День Победы. В память о тех, кто не дожил до победы, в благодарность, за то, что мы живем в мирное время.
Альбом по патриотическому воспитанию «Герои моего города» (к 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне) В марте 2015 года в рамках реализации группового проекта «Памяти павшим…», посвящённого 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной.
Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста «Города герои Великой Отечественной войны» Воспитатель МБДОУ детский сад № 54 г. Ковров Курнина Любовь Владимировна. Уважаемые коллеги, предоставляю вашему вниманию авторскую дидактическую.
Фотоотчет об экскурсии старшей группы по достопримечательностям города Цель: расширить представление о малой Родине. Задачи: 1. Продолжить развивать интерес к своему городу Хасавюрту. 2. Дать доступные детям.
Конспект ООД по физическому развитию для детей подготовительной группы с использованием ИКТ «Герои Рязанского края» Тема: «Герои Рязанского края» (встреча с Марией Богачёвой) (Данное мероприятие было открытое. Пришли гости из других детских садов нашего.
Конспект занятия с детьми старшей группы «Юные герои Великой Отечественной войны!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Грядет Великий праздник, который мы встречаем со слезами на глазах- «День Победы».
Краткосрочный проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Новогодняя сказка. Сказочные герои» Тема проекта: «Новогодняя сказка. Сказочные герои»Проблемное поле проекта:Самый долгожданный детский праздник – Новый год. Но у наших детей.
Краткосрочный проект «Коллекция магнитов «Города-герои России» для старшего дошкольного возраста Проект: Коллекция магнитов «Города-герои России» Актуальность : «Воспитание детей-самая важная область нашей жизни. Наши дети-это будущие.
Проект «В гостях у сказки: сказочные герои» для детей старшей группы Проект «В гостях у сказки: сказочные герои»для детей старшей группы Тип проекта: практико-ориентированный Образовательные области: речевое.
Конспект занятия и презентация «Города-герои» для детей старшего дошкольного возраста
Назира Зиазетдинова
Конспект занятия и презентация «Города-герои» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Города-герои»
воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко»
Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с Городами-героями.
-закрепление знаний о понятии «Родина», о богатствах России;
-знакомство с городами, прославившимися своими защитниками в Великую Отечественную войну;
-знакомство с историей битвы за Москву;
-развитие познавательного интереса к истории родной страны;
-формирование представлений о волевых качествах защитников Родины;
-знакомство с некоторыми памятниками и наградами Великой Отечественной войны;
-воспитание любви к Родине, гордости за её достижения;
-воспитание уважительного отношения к историческому прошлому России, своего народа;
-воспитание любви, сострадания к своему народу, уважительного отношения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Ход НОД:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
-Ребята, что такое Родина? (ответы детей).
Родина – это то место, где родился человек. Даже если после рождения человек покидает страну, город, посёлок, в котором родился, всё равно считает своей Родиной, то место, где родился. Это место, которое человек любит и которым гордится, если уезжает – тоскует.
-Что мы называем своей Родиной? (ответы детей).
Наш посёлок Мортка – это наша малая Родина, Россия – наша большая Родина.
-Вспомните, что вы знаете о России? (ответы детей).
Россия – самая большая страна в мире.
В России много областей, регионов, округов.
В России много городов, посёлков, деревень.
В России много рек, озёр, гор, лесов, полей.
В России богатый животный мир.
Россия – многонациональная страна и т. д.
Мы живём с вами в огромной стране,где много богатств: леса, поля, реки, озёра. Также много богатств,созданных руками человека: города, сёла, нефтяная, газовая, угольная и другие промышленности, заводы, фабрики и многое другое, но самое главное богатство – это наш многонациональный народ. Ведь благодаря людям наша страна процветает с каждым днём.
Когда то давно, во время войны, всё это могло попасть в руки немецких захватчиков – фашистов. Враг обрушил на нашу страну все свои военные силы, но на его пути стеной встали целые города (презентация «Города-герои», см. приложение № 1, слайд № 3). В них шли ожесточённые бои за каждый клочок земли. Защищая родной город и родную землю наш народ, не зная страха, сражался с противником.
Несмотря на мужественную борьбу наших защитников, фашистам, имевшим превосходство в силах, удалось захватить некоторые города. В тех неравных сражениях было много убито и взято в плен наших бойцов, а оставшимся в живых приходилось отступать, оставляя города. Но защитники этих городов всегда будут служить примером бесстрашия, стойкости и преданности своей Родине.
Впоследствии 12 городам, прославившимся мужеством и героизмом своих защитников в борьбе с фашистами, было присвоено звание «Города – героя». Каждому городу вручён орден Ленина, медаль «Золотая Звезда» и выдана Грамота. Также в этих городах установлены памятные обелиски с изображением Золотой Звезды (слайд № 4-16).
Не только города удостоились этого почётного звания, но и Брестской крепости также присвоено звание крепости-героя (слайд № 17).
В память о защитниках крепости близ города Брест (Белоруссия) воздвигнут памятник «Мужество» и зажжён Вечный огонь.
Все 12 городов и Брестская крепость нарушили планы противника, оказав яростное сопротивление.
Так, Москва – столица нашей Родины, вступила в бой с фашистами. Началась битва за Москву (слайд № 18-37).
Каждый из городов, удостоенных почётного звания «Город-герой», прославились своей смелой обороной в Великой Отечественной войне против фашистов.
Мы говорим города-герои, но имеем ввиду нашу армию и наш народ, которые сделали эти города героями. Люди, которые, несмотря на потери, боль, голод, страдания, ценой своей жизни отстояли мир и свободу нашей Родины.
В память о мужественных, храбрых, отважных защитниках Родины после войны по всей стране установлены памятники.
В Москве у Кремлёвской стены находится Могила Неизвестного Солдата. Здесь же горит Вечный огонь в память о всех бойцах, погибших и без вести пропавших за время Великой Отечественной войны. Справа от могилы гранитная аллея из блоков, на каждой из которых название города-героя с изображением медали «Золотая Звезда» (слайд № 38).
Недалеко от города Зеленограда есть мемориальный комплекс «Штыки» — памятник Защитникам Москвы (слайд № 39). Своё название получил из-за центрального обелиска – трёх штыков (символизируют стрелковые, танковые и кавалерийские части).На лицевой стороне памятника изображены: воин в каске; лавровая ветвь (символ славы, победы); надпись «1941 г. Здесь защитники Москвы, погибшие в бою за Родину, остались навеки бессмертны».
В Санкт-Петербурге находится памятник защитникам Ленинграда (слайд № 40). Центральным элементом является обелиск — символизирует торжество Победы народа в Великой Отечественной войне. У основания обелиска расположены фигуры рабочего и солдата, воплощение единства жителей самого города и армии. С обеих сторон перед обелиском расположены скульптуры защитников Ленинграда. Внутри кольца фигуры людей, которые передают всю боль и страдания народа во время войны.
Существует множество памятников Великой Отечественной войны, посетив которые, мы с вами можем прикоснуться к прошлому, почувствовать гордость за нашу Родину, преклониться перед мужеством нашего народа и почтить память погибших на войне.
Памятники войны – это напоминание нам с вами и будущим поколениям о той жестокой войне, которая вошла в каждый дом нашей огромной страны.
Отчизны верные сыны,
О жизни мирной и счастливой
Мечталось вам среди войны.
Вы от фашизма мир спасали,
Вы заслоняли нас сердцами.
Поклон вам низкий до земли,
В долгу мы вечном перед вами.
Вы героически прошли
С боями все четыре года,
Вы победить врага смогли
И заслужить любовь народа.
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и. доп. – М. : Мозаика – синтез, 2015. – 368 с.
Занятие «Города-герои. Дорогами войны»
Цели: познакомить детей с городами-героями, с событиями войны 1941-1945 гг., показать роль Советской армии в освобождении страны от немецко-фашистских захватчиков, воспитывать чувство гордости за свою Родину, формировать нравственные качества, такие как: сострадание, милосердие, сочувствие.
Слайд 1. (Великой победе посвящается)
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил :.
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну,
Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил,
посвящается наш урок.
Важнейшее событие.
Объявление войны. (Слайд 4 (22 июня: Звучит музыка «Священная война:»)
Начало войны.
В ранний предрассветный час 22 июня 1941 года ночные наряды и дозоры пограничников, которые охраняли западный государственный рубеж Советской страны, заметили странное небесное явление. Там, впереди, за пограничной чертой, над захваченной гитлеровцами землей Польши, далеко, среди уже потускневших звезд самой короткой летней ночи вдруг появились какие-то новые, невиданные звезды. Они усеяли собой весь горизонт, сколько видел глаз, и вместе с их появлением оттуда, с запада, донесся рокот множества моторов.
Этот рокот быстро нарастал, заполняя собою все вокруг, и, наконец, разноцветные огоньки проплыли в небе над головой дозорных, пересекая невидимую линию воздушной границы. Сотни германских самолетов с зажженными бортовыми огнями стремительно вторглись в воздушное
пространство Советского Союза.
Слайд 5 (план «Барбаросса»)
Слайд 6 (карта захвата СССР) (звучат слова Левитана)
1. 190 дивизий, свыше 4000 танков,
более 47000 орудий и миномётов,
около 5000 самолётов,
— Для простых советских людей нападение оказалось неожиданным. В первый день на города у западных границ тысячами падали бомбы, по дорогам нашей страны маршировала фашистская пехота и мчались танки.
— Именно такие плакаты появились в первые дни войны. Кто как не родная мать понимает и любит своего ребенка, кто как не она знает, что значит отправить его на смертный бой. Но она призывает идти и побеждать врага, потому что, кто как не она знает как надо беречь свою землю, свою Родину.
— Все, от мала до велика, встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.
Слайд 9 (Численность вооруженных сил, вступающих в войну сторон:)
Слайд 10 (что такое «ПОДВИГ»)
Но, не смотря ни на что, советские солдаты проявляли отвагу и мужество, стойкость и героизм в борьбе с врагом. Они каждый день, каждую минуту, совершали настоящий подвиг, находясь на войне.
Слайд 12, 13 (Брестская крепость.)
Города-герои / Брест
Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов стремительным ударом.
Но крепость не сдалась, она истекла кровью. Ни одно полковое знамя не попало в руки фашистов. Мощные удары авиации, интенсивный огонь артиллерии, наступление танков и пехоты, а крепость не сдается. Разрушены здания, но защитники крепости, их жены и дети спустились в подвалы. Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Ничто не могло сломить несгибаемую волю и мужество бессменного гарнизона: ни голод, ни жажда, ни потери.
Всего за годы оккупации в Брестской области расстреляно, повешено, сожжено и замучено около 200 тысяч человек.
Слайд 14, 15, 16 (Города-герои / Киев)
Города-герои / Киев
22 июня 1941 года на Киев обрушились бомбы врага, который планировал захватить город с ходу, но встретил упорное сопротивление войск Юго-западного фронта. Два месяца продолжались ожесточенные бои с превосходящими силами противника. Город-герой стоял непреодолимой преградой для врага. На подступах к столице Украины нашли гибель более 100 тысяч фашистских солдат, были разгромлены 10 кадровых дивизий.
Во время оккупации, которая длилась 778 дней, фашисты расстреляли и замучили в застенках гестапо более 195 тысяч человек, свыше 100 тысяч молодых киевлян вывезли на работы в Германию.
3 ноября 1943 года началась Киевская наступательная операция войск 1-го Украинского фронта. 6 ноября 1943 года над столицей Украины взвилось Красное знамя.
Слайд 17, 18, 19, 20 (Города-герои / Ленинград) (Звучит песня «Ленинградский мальчишка:)
Города-герои / Ленинград
Гитлер приказал стереть Ленинград с лица земли. Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 г.
900 дней и ночей находился город в осаде. Выехать из города невозможно. Немцы так близко подошли к Ленинграду, что могли обстреливать из пушек ленинградские улицы. А до линии фронта можно было доехать на трамвае.
Еще в начале наступления немцы уничтожили большинство продовольственных складов. Хлеб Ленинградцам выдавали по карточкам.
Есть в Ленинграде Пискаревское кладбище, на котором похоронено 650 тысяч простых людей, умерших от голода.
Огромный вклад в защиту своего города внесли ленинградцы. В июне-сентябре 1941 г. было сформировано народное ополчение. Всего с 23 июня по 1 октября 1941 г. ленинградцы послали на фронт 431 тысячу человек, в партизанские отряды было направлено около 10 тысяч человек. Были созданы истребительные батальоны, группы для защиты города. Ленинградцы строили оборонительные рубежи, работали на заводах, выпускали военную продукцию.
18 января 1943 г. блокада Ленинграда была прорвана, но битва за Ленинград продолжалась. Завершилась она 9 августа 1944 г. победой наших войск. Безопасность Ленинграду была полностью обеспечена.
Но, ни взять, ни окружить Москву Гитлеру не удалось. Героически сражались защитники Москвы.
Было трудно. Очень трудно. Но 5-6 декабря 1941 г. враг был отброшен от столицы.
Слайд 28, 29, 30 (Города-герои / Сталинград)
Города-герои / Сталинград
Потерпев поражение под Москвой, Гитлер отдал приказ генералам за лето 1942 года прорваться к Волге и захватить Сталинград. Выход к Волге и захват Сталинграда мог обеспечить фашистским войскам успешное продвижение на Кавказ, к его нефтяным богатствам. Кроме того, захват Сталинграда разделил бы фронт наших армий надвое, открыл бы возможность гитлеровцам обойти Москву с востока и взять ее.
2 февраля 1943 года в город на Волге после упорных боев, наконец-то, пришла победа.
Сталинград! Крепость на Волге. Город-легенда. Город-герой.
Слайд 31, 32 (Города-герои / Мурманск)
Города-герои / Мурманск
Мурманск стал фронтовым городом. Началась перестройка промышленности на военный лад. На заводах и предприятиях Мурманска изготовляли автоматы, гранаты, минометы, шили теплую одежду, шинели, маскхалаты, рюкзаки, делали лыжи, шлюпки, ремонтировали боевые корабли.
Город-солдат, город-труженик Мурманск стал неприступной крепостью на Севере.
Слайд 34 (Много ещё дорог было впереди, долго ещё длилась война.)
1 418 бессонных дней и ночей.
В памяти народа навечно остались 29 трагических дней, не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге.
Слайд 35 (Красное знамя над Рейхстагом)
На рубеже весны четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежал у наших ног!
Не умолкает гром орудий.
Бушует пламя в дымной мгле,
И говорят друг другу люди-
Есть справедливость на Земле!
Слайд 36, 37 (Окончание войны. Потери:)
Слайд 38 (Вспомним всех поименно:)
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
Они сражались беззаветно,
Патрон последний берегли,
Их имена приносит ветром,
Печальным ветром той войны.
Мы помним, помним это горе.
Осталась в памяти война,
И Русское, родное, поле
Приносит ветром имена.
— Память о войне, о жертвах войны: Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой более 27 млн. человеческих жизней. Почёт и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу. Слава!
(Дети зачитывают имена своих родных и близких, которые принимали участие в войне 41-45 г.)
Слайд 39 (Берегите мир!)
Погибшим и живым
Слайд 40 (День победы. Звучит песня)
По вопросу презентации обращайтесь к автору.