Детский час
для детей и родителей
Рассказ о милосердии детям
С давних времен в человеческом обществе существует традиция помощи слабым и обездоленным людям. В любую эпоху, в любой стране всегда находились люди, готовые бескорыстно помогать другим людям, попавшим в трудную ситуацию.
Благотворительная деятельность таких людей со временем привела к появлению понятия «милосердие», которое рассматривается, как духовная и материальная помощь нуждающимся в ней людям. Милосердие, в первую очередь, характеризуется искренним желанием приносить пользу людям, не думая при этом о какой-либо награде.
Самые древние примеры оказания помощи ближнему дошли до нас из эпохи первобытного строя. Археологи во время раскопок обнаружили захоронение первобытных людей, которые еще несколько лет после получения серьезных травм жили за счет поддержки своих соплеменников.
Милосердие, как род бескорыстной деятельности, было характерным явлением и в библейские времена. Это понятие закрепилось во многих мировых религиях, в частности, милосердие является одной из христианских добродетелей. За прошедшие века концепция милосердия не только сохранилась в обществе, но и окрепла. О милосердии написано немало литературных произведений. Самые известные строки на эту тему еще в XIX веке написал А.С.Пушкин: «… и милость к падшим призывал».
Что же такое милосердие? Это слово в русском языке буквально можно понять, как «милость сердца», то есть, говоря о милосердии, мы говорим о любви, любви ко всем окружающим нас людям, как знакомым, так и незнакомым.
Что же является причиной, порождающей в сердцах людей чувство милосердия? Любовь к людям, приносящая радость душе.
Кто из людей способен к милосердию? Красивый душой и сильный духом человек, в корень смотрящий и не растерявший на дорогах жизни свою душу, способность сопереживать и любить.
Милосердие — это победа сил Любви, Добра и Сочувствия в человеке!
Милосердие, проявляемое человеком по отношению к другим людям, делает самого милосердного человека лучше, обогащает его духовно. Человек, стремящийся к развитию, к духовному совершенству, не может не быть милосердным.
Чтобы проявить милосердие, надо освободить свою душу от мелочных обид, зависти, злобы, жестокости. Надо встать на новую ступень в своём духовном развитии. Милосерден тот, кто с пониманием относится к несовершенству других, кто умеет быть выше проблем, умеет прощать, не выпячивать своё «я», искренне, деятельно помогать, делать добро.
Развивать чувство милосердия следует с самого раннего детства. Нравственное воспитание детей начинается еще в семье, затем оно продолжается в детском саду и в школе. Сначала дети осознают, что такое любовь к родителям и близким людям. Потом они учатся распространять свои добрые чувства на друзей и знакомых. Постепенно в ребенке формируется и чувство милосердия ко всем окружающим людям, как знакомым, так и незнакомым. Вершиной нравственного развития человека становится чувство милосердия ко всему человечеству.
В наши дни милосердие является неотъемлемой частью современной общественной жизни. Благотворительностью сегодня занимаются многочисленные фонды. Также различного рода помощь оказывают как частные лица, так и организации. Свой вклад в развитие благотворительности вносит и государство, которое с помощью законодательства уменьшает размер налогов для тех, кто занимается благотворительностью.
Характерной особенностью милосердия является еще и активность действий. Мало в душе посочувствовать человеку, оказавшемуся в беде. Важно и помочь такому человеку активными действиями. Необходимо стремиться к тому, чтобы бескорыстная помощь окружающим людям стала нормой поведения в современном обществе.
К милосердию нужно прийти. Человек, не заботящийся об улучшении себя, чем он может порадовать других?
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Детский час
для детей и родителей
Сказка про милосердие
Сказка про милосердие – о сопереживании, о помощи, о красоте души. О тех, кто помогает, кто отзывчив, писать нужно. Хорошие примеры – это настоящие уроки добра.
Сказка «Урок добра»
Автор: Ирис Ревю
Жила-была птица пеночка. И были у неё детишки – такие маленькие птенцы, которые умели говорить только: «Пи-пи-пи».
Птенцы высовывали из гнезда свои крохотные головы. Они знакомились с окружающим миром. Мама-пеночка учила их всему:
— Сейчас светлый день, а бывает темная ночь. Самые высокие в лесу – это деревья, самые голосистые – птицы, самые крупные – звери. Жужжат в лесу пчелы и осы, а гудят шмели.
Ещё мама-пеночка рассказывала детям о том, что самая вкусная еда – это насекомые. Но за ними нужно летать. Поэтому какое-то время малыши будут находиться без присмотра мамы и папы.
Но вот однажды, когда пеночка улетела за насекомыми, дети её потеряли. Её долго не было. А случилось вот что. Пролетая над старой елью, пеночка услышала, как пищат где-то рядом какие-то птенцы. По голосу она поняла, что это не её малыши. Она полетела на незнакомое «пи-пи-пи» и на ветке увидела гнездо с птенцами. Что это были за птицы?
Дело в том, что пеночка не знала, что это были за птицы. Да и какая разница, кто это – корольки или малиновки, было понятно, что птенцы очень голодны. Их писк был писком отчаяния. Пеночка поделилась с ними насекомыми и полетела к своим детям. Накормив их, она направилась к сороке.
— Уважаемая сорока, вы в нашем лесу самая разговорчивая и общительная. Попросите птиц помочь мне выкормить незнакомых птенцов. Гнездо находится на старой корявой ели.
Получив согласие сороки, не медля ни секунды, пеночка полетела кормить своих и чужих детей. А вскоре появились и другие крылатые помощницы.
— Куда же делась мать незнакомых птенцов? Этого никто не знал. Может, попалась в лапы хищной птицы, может, ещё что приключилось.
Пока найденные птенцы не окрепли, пеночка и другие мамы кормили и не оставляли их без присмотра. Потом пеночка научила малюток ориентироваться в лесу, показала, как добывать себе пищу. К концу лета птицы окрепли, и многое стали делать самостоятельно.
Они искренне поблагодарили добрую пеночку за проявленное милосердие.
— Ты, пеночка, наша мама, твою доброту мы никогда не забудем!
Вопросы и задания к сказке
Чему учила мама-пеночка своих детей?
Почему потеряли дети маму-пеночку?
Каким образом пеночка узнала о существовании голодных птенцов?
Каким образом была оказана помощь птенцам?
Какие пословицы подходят к сказке?
Доброе дело вовек не забудется.
Милосердие – осознанная истина.
Мир не без добрых людей.
Главный смысл сказки заключается в том, что надо быть милосердным. Милосердие в нашей жизни никто не отменял. Милосердие и душа тесно связаны между собой. Милосердие – это потребность души сделать что-то хорошее.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Тема урока: «Милосердие и сострадание». 4-й класс
Класс: 4
Цель: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий “милосердие”, “ближний”, “любовь к врагам”.
Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова “милосердие”; научить понимать христианское значение слова “ближний”.
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.
Воспитывающая: воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: милосердие, ближний, милостыня, любите врагов своих.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический, дедуктивный.
Приемы: беседа, рассказ, диалог.
Оборудование к уроку: презентация к уроку, мультимедиапроектор, учебник “Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры”/ А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2010, статьи из толковых словарей, пословицы.
1. Организация начала урока.
— Кто такой ближний для тебя?
3. Мотивация деятельности. (Слайд 1). Презентация
4. Определение темы урока.
а) Словарная работа. (Слайд 2)
Заповедь— правило жизни.
б) Просмотр мультфильма “Притча о добром самарянине”. (Слайд 3).
в) Беседа по увиденному. (Слайд 4):
— Объясните свой выбор.
— Прочитайте в учебнике на 43странице 2 абзац.
— Кого мы называем ближним (слайд 5)?
— Назовите главную заповедь Христа. (Люби ближнего, как самого себя.)
— Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.
— Тема нашего урока “Милосердие и сострадание” (слайд 6). Эпиграфом к уроку будут слова Зигфрида Ленца: «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».(Слайд)
5. Исследовательская работа в группах (слайд 7).
а) Работа со статьями из различных толковых словарей (У каждой группы определение слова “милосердие”).
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:
– Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.
Толковый словарь Дмитриева
Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.
— Как понимаете слова?
Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому.
А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.
б) Исследование слова “милосердие”.
— Разберите слово милосердие по составу.
— В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость. Из любви к ближнему рождается милосердие.
— Запишите эти слова(сердечный, сердобольный, добросердечный, больно, больной. )
— Какие качества характеризуют эти слова?
— Как их называют? (Сердечные)
6. Беседа о милосердии.
— Милосердие выше, чем закон или справедливость.
— Прочитайте слова последнего абзаца на стр. 43.
— Подумайте над этими вопросами.
— Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: “А Я говорю вам: любите врагов ваших” (слайд 8).
Человек и сам может научиться милосердию если будет совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…) Эти дела со временем изменят его сердце.
— Вспомните сказку “Царевна-лягушка”, когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой-лягушкой.
— Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства?
7. Знакомство со значением слова “милостыня” через рассказ учащихся, посещающих Воскресную школу.
В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно, вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: “раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?”. А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце конца Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.
8. Раскрытие блока “Знаменательные дни милосердия и сострадания” (слайд 12).
На слайде высвечиваются даты знаменательных дней:
9 мая – День Победы.
9 июня – Международный день друзей.
16 ноября – День толерантности.
— Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми. Попробуйте определить и сформулировать основные идеи этих дней, объясните, что они символизируют.
— Неужели о доброте, чуткости, милосердии, сострадании и сопереживании, необходимо вспоминать только в эти дни?
9. Работа в группах.
— Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.
— Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.
— Доброе сердце о чужой беде болит.
— Человек милосердный благотворит душе своей.
— Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.
— Милосердие никогда не пропадет зря.
10. Обзор литературы.
— В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? Затронули ли они вашу душу? Почему? ( чащиеся делятся впечатлениями).
— Что нужно делать, чтобы каждого из вас считали милосердным? (Учащиеся пишут по одному предложению на листочках и прикрепляют к доске)
— Научиться любить ближних.
— Учиться прощать врагов.
— Подавать милостыню нуждающимся.
— Ребята, мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас добрыми людьми.
Ученик читает стихотворение:
Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют,
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.
Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаешь ты людям,
Тем радостней живешь и для себя.
12. Домашнее задание (слайд 15) – по выбору.
— Составьте кроссворд со словом “милосердие”.
— Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни близких вам людей.
— Предложите социальную рекламу по теме “Сострадание и милосердие”, которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение.
— Спасибо вам за работу. Берегите себя и своих близких (слайд 16)!
Презентация опубликована не полностью, т.к. превышает допустимый объем публикации.
Сборник рассказов и стихов о милосердии
этот материал поможет вам на уроках ОРКСЭ И ОДНКНР
Просмотр содержимого документа
«Сборник рассказов и стихов о милосердии»
Чистые и светлые детские рассказы о милосердии. Часть I
Саня просто остолбенел, когда увидел, как бабушка, вроде бы нормальная с виду, вдруг быстро спрятала у себя под какими-то тряпицами в сумке буханку хлеба.
«Во дает, – подумал он, – наверно, насмотрелась фильмов про преступников».
Санька просто прирос к полу. Он проводил глазами старушку, которой удалось-таки пронести хлеб мимо кассирши. Опомнившись, он дернул маму за рукав и зашептал ей на ухо:
– Ма, а вот та бабушка хлеб украла! Давай заявим в милицию.
– Какая бабушка, что ты выдумываешь, – отмахнулась было мама, но Санька тащил маму к выходу и пальцем указывал на воровку. А бабушка тут же, в магазине, отламывала от хлеба маленькие кусочки и, почти не жуя, проглатывала их, закрывая глаза.
«Видимо, от удовольствия», – подумал Санька.
Мама зачем-то дернула сына за рукав и прошептала: «Молчи!» А когда они подошли к кассе, она сказала кассиру:
– Тут у меня бабушка вышла случайно с буханкой хлеба, возьмите за «Бородинский».
– Мама, – раскипятился Санька, – ты что, покрываешь воровку?
Мама притянула к себе сына и как-то грустно, но жестко посмотрела ему в глаза:
– Расти, сын, большим и умным, и дай Бог, чтобы, когда ты станешь взрослым, тебе не приходилось видеть нищих стариков и детей. А сейчас отнеси бабушке деньги и пакет молока.
Санька хотел крикнуть, что ворам он не подает, но посмотрел на бабушку и увидел, что она закрывает глаза потому, что из них катятся и катятся слезы.
Дед Хиба из домика у моря
Гришка чуть не умер со смеху, когда увидел на пороге рядом с отцом, «упакованным» в американскую джинсу, маленького, худого до прозрачности деда Антипа.
Внук впервые увидел деда. Отец обычно сам ездил на недельку-другую к родителям, а Гришка с матерью ежегодно укрепляли слабое здоровье на море. Правда, дед тоже жил у моря. Но мама говорила, что ребенка в «колхоз», где сплошные мухи и инфекция, она не повезет. Гришка даже представлял себе эту «колхозную» инфекцию этакой большой зеленой мухой с железными челюстями. Но через минуту Гришке было уже не до смеха, когда он понял, что отец вел деда с этим обшарпанным маленьким чемоданом мимо пацанов во дворе. Самое ужасное, что, кроме чемодана, дед держал в руках еще и узелок неопределенно-старого цвета. И уж совсем скис внук, когда узнал, что дед будет жить в его комнате.
А комната у Гришки была что надо. Родители часто бывали за границей, и мальчишки умирали от зависти, глядя на его музыкальный центр, привезенный прямо из Японии. Гришка, одним словом, был недоволен и не скрывал этого.
– Музыка ему, видишь ли, мешает, – зло шипел он на всю квартиру, когда отец сказал, что деду в его возрасте слушать с утра до вечера эту грохочущую музыку невмоготу.
Но дед тут же засуетился:
– Ничого, ничого, нехай слухает.
– О, господи! Теперь и друзей не приведешь: «нехай слухает», – опять не захотел прятать своего раздражения внук.
– Ты только посмотри на этого профессора русской словесности, – отвесил отец затрещину сыну.
– Не терроризируй ребенка, – вступилась Лия Сергеевна, – ему трудно привыкнуть к чужому… почти чужому человеку.
– Хиба ж так можно, сынка?
С этого момента внук неизменно называл его за глаза только дед Хиба.
Однажды мама, чуть гнусавя, обратилась к отцу:
– Георгий, ты бы посоветовал деду положить деньги за дом в банк. Опасно держать их в этом узелке. К мальчику приходят друзья. Всякое может случиться. Гришенька, ты не замечал… – Лия Сергеевна запнулась, – дед при тебе не считал деньги? Он, наверное, и не знает, что существуют банки…
– Может, мне проверить, что он прячет в том мешке? – предложил Гришка свои услуги.
– Ты с ума сошел! – с возмущением воскликнула мать. – Не хватало еще нам по его узелкам лазить.
Гришка мучительно стеснялся деда. Он уже никого не приглашал к себе в гости. А ведь в его комнате было так здорово – он всю ее обклеил плакатами рок-групп.
Теперь же дед на диван поверх пледа положил паневу – какую-то тряпку, которую должно быть вручную соткали еще при царе Горохе, и, словно прячась, то сидел, то лежал на этом островке в углу дивана.
– Странно, – думал Гришка, – вот когда родители входят в комнату, она только наряднее становится от ярких маминых халатов, а этот Хиба как болячка торчит. Хотя его почти и не видно на диване – какой-то дохлый.
Однажды за обедом бес любомудрия боднул так-таки Лию Сергеевну в ее пышный бочок.
– Антип Макарыч, а сколько сейчас стоит дом у моря? – произнесла она, с удивительным искусством перевирая имя деда. – Да, кстати, вы бы положили деньги свои в банк. А то к Гришеньке мальчики приходят, мало ли что. Или давайте я их положу в закрывающийся ящик секретера.
– Деньги? – не понял вначале дед. – А-а, гроши? Яки таки гроши? – растерянно и испуганно спросил дед.– В мэнэ нэма ни яких грошив.
Лия Сергеевна поджала и без того узкие губы:
– Нам ваши деньги не нужны. Хотя, как вы заметили, мы питаемся с рынка и после поездки за границу еще не расплатились с долгами. Но на ваши деньги никто не покушается.
– Та хиба ж я, – залепетал невнятно дед, но сноха выскочила из-за стола и побежала рыдать, потрясенная человеческой неблагодарностью. Зачем он ей был нужен, этот старый идиот? Что ей, больше делать нечего, как мыть и убирать за ним, выслушивая эти дурацкие «хиба»?
Вечером отец зашел в комнату сына, неожиданно заинтересовался его школьными успехами, а потом присел на краешек дивана, на котором лежал дед. Отец был такой огромный, чубатый, красивый, а дед так мал и худ, что диван практически оставался свободным.
– Тато… папа, ты не обижайся, она очень слабенькая, у нее нервы. А у нас сейчас действительно туго с деньгами, мы вот и подумали: одолжим у тебя часть денег за дом.
Он замолчал, глядя в маленький, как у ребенка, затылок отца, на котором от мощного дыхания сына, словно серебряный пух, шевелились седые волосы. «Спит, что ли? – подумал он.– Черт бы побрал эти деловые разговоры».
Гришка что-то слушал в наушниках и балдел. Отец на цыпочках вышел из комнаты.
Дед молча пролежал все то время, пока внук не дослушал до конца диск. Видимо, уснул. На потертом чемоданчике лежал таинственный узел. Внук снял наушники и, неслышно ступая, взял узелок и подошел к своему столу. Он оглянулся на деда: его сухонькая спина была все так же неподвижна. Необычный азарт овладел мальчиком. Он чувствовал, наверное, то же, что чувствует кладоискатель, когда лопата ударится обо что-то твердое. Брезгливо скривив рот, он развязал узел. В нем были старые фотографии. Их-то, наверное, дед каждый день и разглядывал. С фотографий смотрели все больше молодые и незнакомые люди. Их позы были смешны и нарочиты, но лица, а особенно глаза, были по-детски наивны и чисты. В целлофановом пакете была завернута огромная пачка денег. «Вот это да! – подумал Гришка. – Хиба-то придуряется под нищего старичка, а у самого вон какая прорва денег. Одну красненькую надо спрятать, этот старый огрызок и не заметит…»
«Черте что, – вытаращил глаза Гришка, – что это, царские, что ли, деньги?» На странных бумажках он прочитал: об-ли-га-ции. Мальчишка неловко сунул бумажки назад в пакет.
Потом он увидел еще один узелок. Это был видавший виды носовой платок. «Тут-то они и есть», – улыбнулся довольно Гришка. Платок был завязан очень туго, внуку пришлось изрядно попотеть, прежде чем неподатливый узелок развязался. И тут из рук потрясенного Гришки на стол, на его диски, на его гордость – гитару, привезенную отцом из Испании, на мамин любимый ковер посыпалась… земля.
– Ах ты, черт, – выругался Гришка, – чокнутый дедуля-то попался. Кто узнает, какое золото он в своих узлах прячет, засмеет.
Он бросился на кухню за совком и веником. В гостиной на диване лежала с мокрым полотенцем на голове несчастная мать. Отец виноватым псом сидел у нее в ногах.
– Я не обязана кормить, поить, убирать за ним, – услышал Гришка негодующий голос матери. Родители его даже не заметили. Гришка смел всю землю в совок, высыпал в унитаз и смыл. Потом небрежно завязал дедов узел и бросил его на чемодан. Продолжать поиски расхотелось. Платочек остался лежать на полу, и Гришка раздраженно поддел его ногой.
– Ты чего? – недовольно буркнул внук. За окном кричали какие-то утренние птицы, а дед продолжал причитать свое: «Боже ж мий».
– Земли тебе, что ли, надо? Я тебе ведро принесу, нашел, о чем плакать! Ну, люди, – внук зло перевернулся в постели на другой бок.
– Сынка! – неожиданно сильно затряс дед внука за плечо. – Куда ты еи дел?
– Ты че, дед, свихнулся? – окрысился выведенный из себя Гришка.– На кой черт она тебе сдалась в пять часов утра, – ткнул он пальцем в будильник.
– Та це ж с Аннушкиной могилки! Я ж думал, як шо, чтоб на мою могилку насыпали, коли не сможете нас двойко поховать. Сынка! – совсем жалобно, по-детски заплакал дед. – Куды ты еи подевал?
– Не знаю, – буркнул внук, чувствуя, что горе деда не так уж смешно, как показалось вначале. Тут же разозлился на себя, а потом на деда: кто его звал, пусть бы так и сидел у могилки. И чтобы не слушать больше причитаний, он включил наушники и только смотрел сквозь грохот металла, как дед покачивается из стороны в сторону. Вот даже под музыку стало получаться.
…Второй раз разбудил Гришку уже визгливый крик матери:
– Куда это вы собрались? Между прочим, вы продали дом, который принадлежал не только вам, но и матери, значит, там есть и доля наследства Георгия.
– Якого Егория… ах, Герасика.
Тут Гришка вспомнил, что он как-то увидел у отца в паспорте другое имя, не то, каким его называла мама. Там было написано: Герасим. Действительно, зачем ему такое деревенское отчество? Он тоже запишется Георгиевичем.
– Вы мне зубы не заговаривайте, – наступала мать, – по закону часть денег принадлежит сыну, и любой суд их присудит.
– За який дом? – прижимая к себе узелок, испуганно отвечал дед. – Вы колы менэ до сэби позвалы, так я хату Ткаченчихи подарував. У еи сын у Авганистану сгинув, а сношка с тремя диточками приихала, а у бабкиной хатыни уже старший со своей семьей да воны с дидом, вот я и подарував.
– Как это – «подарував»? – взвизгнула мать, передразнивая деда.– Вы что же, и дарственную оформили?
– Яку таку дарственну.
– А я, значит, тут за ваше дурацкое «спасибочки» на вас месяц чертоломила? – наступала на деда грозная в своем кроваво-красном халате Лия Сергеевна. Гришке почему-то вспомнилось, что у мамы в паспорте тоже записано: Лидия Степановна.
– Я сама должна была ютиться, сына мучили – ни гостей не пригласи, ни друзей не приведи.
Дед неожиданно быстрым движением положил чемоданчик на стол.
– Осторожно, полировка, не в хлеву живете, – прошипела мать.
Дед достал из кармашка большие часы на цепочке, положил их на стол и, согнувшись, словно постарев на тысячу лет, вышел, оставив открытой дверь.
– Гришка! – задохнулась мать. – Глянь-ка, золотые! Хиба-то наш «подарував» – миллионер подпольный. Тоже мне, дуру из меня делает. Сейчас никто и никому ничего не дарит. Тут все двести граммов будут, – взвешивала она часы на руке, – отцу-то не рассказывай, надо как-то поаккуратнее сообщить про отъезд Хиба.
Мать так близко поднесла к лицу часы, пытаясь их разглядеть, что, казалось, она их нюхает. Гришке стало почему-то противно. Он сам себе стал противен.
– Ге-ор-ги-ев-ско-му ка-ва-ле-ру…– читала по складам мать надпись, сделанную на внутренней крышке часов. Гришка смотрел во двор, через который, еле волоча ноги, уходил от Гришки навсегда – внук это почувствовал – неожиданно ставший родным дед.
– Дед! – закричал он что есть мочи в окно. – Де-да, дед, де-душ-ка.