Рассказы о народных умельцах для детей

Сказки

Адаптированные рассказы для детей о народных промыслах

Михалёва Светлана
Адаптированные рассказы для детей о народных промыслах

Мастерство росписи со временем совершенствовалось. В результате сочетания сначала белого, а затем желтого фона с фигурками из черного дуба, а также красного, синего и зеленого цвета роспись стала приобретать совсем новые качества.

На фабрике «Городецкая роспись» ныне изготавливают и расписывают игрушки и детскую мебель, посуду, панно, сувениры, кухонную утварь. Содержание росписи основано на темах народного творчества: пословицах, сказаниях, поговорках. Хочется верить, что Городецкая роспись не исчезнет, а будет вечно радовать глаз и душу нашего народа.

Фотоотчет «Творческие рассказы детей в рамках тематической недели «Домашние питомцы» В нашей группе в конце ноября проходила тематическая неделя «Домашние питомцы». Сегодня представляю вашему вниманию фотоотчет об итоговом.

Картотека Кубанских народных игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека Кубанских народных игр для детей старшего дошкольного возраста. Выполнила воспитатель 1 категории Сушко Т. В. МДБОУ «Детский.

Картотека русских народных музыкальных игр для детей дошкольного возраста КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.«ТРИ ВЕСЕЛЫХ БРАТЦА» хоровод по показу для детей от 1,5-2.

Конспект ООД по речевому развитию «Творческие рассказы детей о своём поселке» Тема ООД : «Творческие рассказы детей о своём поселке» Целевые ориентиры : Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение.

Консультация для педагогов ДОУ «Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования» В современной системе образования, направленной на обеспечение доступности качественного образования, создание условий для обучающихся.

Консультация для родителей «Учим ребенка пересказывать короткие рассказы» Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной,.

Консультация для родителей «Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы» Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной,.

Конспект беседы по социально-коммуникативному развитию «Рассказы тётушки Совы» для детей старшей группы Беседа «Рассказы тётушки Совы» в старшей группе. Образовательная область. Социально-коммуникативное развитие Задачи: 1. систематизировать.

Сценарий развлечения «По дорогам русских народных сказок» для детей подготовительной группы Цель: активизировать мыслительную деятельность детей; развивать смекалку, память, интерес к сказкам; воспитывать доброе отношение к народному.

Источник

Семьсот семьдесят семь мастеров — Пермяк Е.

Сказка про то, как один паренек Ваня стал себе ремесло подбирать по сердцу. Отец посоветовал ему в лес пойти, так как лес семьсот семьдесят семь мастеров знает.

Семьсот семьдесят семь мастеров читать

На лесной опушке, в небольшой деревушке жил Ваня. Дурачком он не был, но и умником не слыл. Пришло Ване время за дело браться — мастерство по сердцу выбирать. А какое мастерство ему по сердцу, он не знает.

Тогда ему отец и говорит:

— Иди, сынок, в лес. Лес, Ваня, семьсот семьдесят семь лесных мастеров знает. Вот и увидишь, каким тебе мастером быть.

Не поверил Ваня, что лес семьсот семьдесят семь мастеров знает, потому как сам-то он знал только одного лесного мастера — дровосека. Не послушал отца и не пошел в лес.

А в этом году лес именинником был. Он раз в сто лет именины справлял. Потому что жизнь у леса не одна тысяча лет, и каждый год рождения справлять — большой расход.

Как-то проснулся Ваня до солнышка. Не сам встал, а скамейка его разбудила, на которой он спал.

— Вставай, — говорит, — Ваня, с меня. Я в лес пойду.

— Это еще что такое? Зачем ты в лес?

— Сегодня, — говорит, — в лесу праздник. Именины, день рождения и все прочее. Лес свою деревянную родню собирает. И потому как я тоже деревянная, его кровная племянница, непременно должна идти.

Сказала так скамейка и быстрехонько на своих четырех ножках побежала в лес.

Ваня глазам не верит. Только за скамейкой и стол и стулья в лес собираться стали. Поторапливают Ванину семью:

— Скорее чай пейте, пока мы не ушли.

Отец, мать, дедушка с бабушкой торопятся — пьют-едят, ложки моют, посуду, утварь деревянную трут, глянец наводят. Потому как им на именинах неряхами нельзя показаться.

Ну хорошо. Вымытые чашки, ложки на стол уставились, березовый веник за ножку стола увязался, а бочки, кадушки, лохань сами по себе за столом покатились. Колода дубовая долбленая, из которой скотину поили, и тесовые ворота вместе с корытами и коромыслами на телегу грузиться стали. А баня с колодезным журавлем на санях решили ехать. Те хоть и скрипят, трещат по летней поре, а везут. Своя ноша не тянет.

Глядит Ваня — все деревянное имущество на именины в лес собирается. И старуха изба тоже начинает отряхиваться да охорашиваться. Изба у Ваниной бабки шаль кашемировую поверх крыши надеть выпросила, потом два нижних венца вместо катков под себя подложила и покатилась на них к лесу. Видит Ваня — на дворе одна печь да самовар остались, да и те попутчиков подыскивают в лес ехать.

— А ты-то, кирпичная печь с медным самоваром, какая лесу родня? — спрашивает Ваня. — Вы-то ведь не в лесу родились.

— Так-то оно так, — отвечает печь. — Не в лесу родились, только лесным теплом хлебы печем, щи варим, чай греем.

Совсем тут Ваня умнеть начал. «Не пойти ли, думает, и мне!» Только он подумал это, лапти его сами в лес повели.

— Пойдем, пойдем, Ванечка, нам по пути. Мы ведь как-никак тоже лесные внуки. В лесу лыком на липе росли, из лесу лыком пришли, лаптями стали.

Сказали так и повели Ваню в лес. Вывели его на широкую дорогу, а по дороге видимо-невидимо гостей к лесу направляются. И лодки плывут, и мельницы идут, мосты шагают, балалайки с гитарами, скрипки друг дружку обгоняют… Корзины, плетни, катки, вальки, колодки для хомутов, дорогая резная мебель — лакированная, полированная, редкие меха, куньи воротники, скипидар, деготь, смола, пихтовое масло, кедровые орехи, целебные корни-травы…

Читайте также:  Почему мне понравилась сказка каша из топора

Тысячи гостей со всех волостей: лесовальной, лесопильной, смолокуренной, плотницкой, охотницкой, тележной, санниковой, столярной, дегтярной, мебельной, корабельно-лодочной, литейно-модельной, токарно-резной… Семьсот семьдесят семь лесных мастеров.

Вечером пир на большой лесной поляне начался. И Ваню позвали.

— Приглядывайся, — говорит лес. — Может, семьсот семьдесят восьмым моим мастером станешь.

Весело пир пошел. Сосны хорошей смолы дали. Факелы зажгли. Лесная мурава зеленый ковер на поляне разостлала. Тысячи соловьев прилетели именинника славить. Хором пели. Зайцы, белки, ежи скоморошничали, представление представляли.

И чего-чего только на том пиру не было, каких лесных съестных припасов не подано! Понял Ваня, что за дары в себе лес таит, каких лесных мастеров он требует, и задумался.

Долго ли, коротко ли думал Ваня, только стал он новым, семьсот семьдесят восьмым лесным мастером. А каким — про это сказка не сказывает и я сказать не могу.

Источник

Сказки о мастерах и ремёслах

Прежние собиратели семейной библиотеки на славу потрудились над коллекцией сказок народов мира, поэтому я редко покупаю такие издания. Чтобы пополнить коллекцию, сборник сказок должен иметь какую-то изюминку. В книгах серии «Караван сказок» такая изюминка есть: сказки подобраны по темам и дополнены интересными сносками с занимательными фактами.

Меня завораживает ткацкий станок, плотницкий топор кузнечный молот, искусные руки часовщика, ювелира или повара. Любой мастер своего дела вызывает у меня восхищение. И я очень обрадовалась, увидев книгу «Сказки о мастерах и ремеслах». Надо сказать, она понравилась мне еще больше «Сказок о лошадях» иллюстрациями, содержанием и стилем. Вот просто стопроцентно «моя» книга.

Любознательный ребенок узнает из нее, чем занимался цирюльник, что отличает краснодеревщика от столяра, почему сапожники традиционно предпочитают работать на табурете, сказочную версию изобретения наперстка, как Петр I плотничал, что такое Стикс и еще много-много всего интересного. У давно знакомой английской сказки о мышке, которая бегала от одного к другому, прося у пекаря хлеба, у колбасника — колбасы, у крестьянина — свежей травы, у коровы – молока – все, чтобы вызволить у кошки свой хвостик – оказался неожиданный смешной конец.

Вердикт: берите – не пожалеете. И пусть все мы видим мир прекрасным, как корзинщица из индейской сказки.

Сказки о мастерах и ремёслах
Художник: Жюли Вендлин
Редкая птица, 2015
[Lab] http://www.labirint.ru/books/497175/?p=11352

Источник

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством

Елена Бочегова
Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством

Русский народный костюм.

Легенда «Откуда появились знаки в рисовании».

(Знакомство со знаками народных орнаментов)

Воспитатель: Послушайте,какую интересную историю мне поведал прапрадедушка:

Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.

Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помоши просить. Солнышко, ведрышко! Выгляни в окошечко. Твои детки плачут, Помощи просят.

Воспитатель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.

Сказка о богатыре Иване.

(Знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)

Воспитатель: Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.

Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского

Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков.

Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь.Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили.

Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь-дорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей. И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли.

Читайте также:  Сказки кубанских казаков для детей

Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых. Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу. Показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Предлагает расписать рубаху богатырям.

После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображении различных знаков.

«Праздничный русский народный костюм». (беседа)

Скажите, дети, вы любите наряжаться? А одевать красиво своих кукол? Конечно, все и дети, и взрослые любят красиво одеваться. А куда мы наряжаемся? Верно, на праздники, в гости, в День рождения, в поездку, в кино и т. д. а знаете ли вы, как одевались раньше люди, когда наши бабушки и дедушки были еще маленькими? Хотите, я вам сегодня об этом расскажу?Тогда слушайте:

Национальная одежда может много рассказать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую одежду готовили к свадьбе И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же уводили и переодевали в менее дорогое платье. Народная праздничная одежда могла многое рассказатьинтересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.

Традиционная для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во все времена когда главным средством передвижения были лошади, для путника незаменима была одежда из овчины. Из овчины шили полушубки мехом вовнутрь и тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую, а подвязывали его ярким поясом. На полушубках часто выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом В холодную пору важно было ноги держать в тепле и поэтому ни один путник не хотел бы остаться в метель без валенок, а если мороз лютовал больше обычного, то опытные ямщики про запас имели даже меховую обувь Еще хочу показать вам мужской крестьянский костюм. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве отделки материала и отделки.

Мужские рубахи обычно шились из тканей одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком. Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так, нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные (вошвы) охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.

Дополнительные вопросы для детей во время беседы:

С какой одеждой мы сегодня познакомились? Какай наряд понравился? Назови, какие элементы костюмы запомнил. Назови знакомые элементы узоров.

Если бы ты шила для себя праздничный костюм, то какой и как бы его уерасила?

Кумач — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет.

Пословицы для использования при знакомстве с праздничным русским народным костюмом:

Хвалят на девке шелк, когда в самой есть толк.

По одежке встречают, по уму провожают.

У бабы рубашки –те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь, положи.

Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.

Друг лучше старый, а платье новое.

Сказка для знакомства детей с Годецким промыслом.

Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.

Есть на Волге город древний,

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки.

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит-

Вся земля под ним дрожит!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись. Скажите пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия? Правильно! Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный орнамент переплетается с Городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.

Читайте также:  Рассказ про кирилла и мефодия для 1 класса из энциклопедии слушать

Городецкие кони, Молодецкие кони. Гордо шею изогнули, Круто ножку повернули.

Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь? Давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будет участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки:

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи. Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами- выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у гего вороной конь, быстрый как ветер.». А дальше сказку придумаем вместе.

Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.

И на нас с тобой глядят.

Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.

Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера

Из липы доски сделаны.

И прялки, и лошадки.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники.

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Сейчас нам ребята споют частушки о Городце:

Веселись наш детский сад,

Мыс улыбкой на лице

Вам споем о ГОРОДЦЕ!

Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всв для красоты!

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Значит это ГОРОДЕЦ!

Где ковши, кони-качалки

Очень радостных тонов –

Это всё труды прекрасных

Красоте той нет конца –

Это всё из Городца!

Городец да Городец,

Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем знаменит Городец?

Как ты думаешь, что означает утверждение «Городецкая резьба тесно связана с живописью»? Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?

Что сегодня делают в Городце?

Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

А что бы вы хотели расписать?

Скажите, как называются элементы росписи?

Давайте вспомним, как получить розовый цвет? А нежно-голубой?

Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?

Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия?

Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям Городецкого промысла?

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Консультация для педагогов «Из истории Ямала. Легенды о племени сихиртя» Консультация для педагогов «Из истории Ямала…Легенды о племени Сихиртя…» Сиртя (а также сииртя, сихиртя) — в ненецкой мифологии мифический.

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Проект «Сказки и легенды дальневосточной тайги» Областной конкурс грантов молодежных авторских проектов «Измени жизнь к лучшему» «Сказки и легенды дальневосточной тайги» Автор проекта:.

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружево Для подготовительной логопедической группы Цель: Через декоративное рисование формировать художественно-творческие способности детей и.

Фотоотчет о творческом конкурсе «Легенды Жигулей» для детей 3–7 лет Творческий конкурс «Легенды Жигулей» проводился в целях сохранения и приумножения культурно-исторического наследия среднего Поволжья, всестороннего.

Викторина по русским народным сказкам для родителей и детей второй младшей группы «В гостях у сказки» Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках. образовательная: Закрепить знания детей о русских народных сказках; формировать.

Воспитание эстетического отношения детей к окружающему миру посредством знакомства с русским народным творчеством Актуальность проблемы Дошкольное детство – это очень важный период становления личности, когда у ребенка формируются первые представления.

Источник

Познавательное и интересное