Рассказы о северном сиянии для детей

Сказки

Рассказы о северном сиянии для детей

Легенда о северном сиянии

На самом берегу Белого моря в маленькой деревне жил мальчик. Его родители рано умерли и он жил с дедушкой. Холодными зимними вечерами дедушка рассказывал внуку разные истории и легенды о своем народе. Однажды вечером мальчик увидел на небе северное сияние и спросил:

— Почему зимой бывает северное сияние?

Дедушка улыбнулся и начал свой рассказ.

— Легенда гласит, что где-то далеко в тундре живет царь всех оленей. Он похож на других оленей, но ни у кого нет таких ветвистых огромных рогов, как у него. Олень и его рога обладают необыкновенной силой в зимнее время. Олень может скакать по небу. Когда он скачет над тундрой, то гордо вскидывает голову, а его рога задевают небо и оставляют на нём разноцветные всполохи. Люди называют это чудо северным сиянием.

— А зачем он это делает? – спросил мальчик.

— Зимой, темной и долгой полярной ночью звери, птицы, люди скучают по солнцу, ходят в печали. А когда на небе появляется такая необыкновенная красота, то все улыбаются и радуются. Олень очень любит приносить всем радость, потому, что у него доброе сердце.

На следующий день мальчик пошел в лес за хворостом. Вдруг он заметил, что за кустом кто-то шевелится. Сначала мальчик испугался, но потом подошел ближе. Это оказался олень. Он попал в капкан и не мог из него выбраться. Мальчику стало жалко зверя. Он освободил ногу оленя, перевязал рану. И тут обратил внимание, что олень очень внимательно смотрит на него. Потом мальчик посмотрел на его рога. Рога показались слишком большими. Вдруг олень сказал ему человеческим голосом:

— Спасибо, человек, за мое освобождение. Что я могу сделать для тебя?

Тут мальчик догадался, кого он спас. Это же был тот самый царь всех оленей из дедушкиной легенды! Мальчик набрался смелости и быстро сказал:

— Я хочу увидеть, как ты «зажигаешь» небо.

— Тогда садись ко мне на спину и держись покрепче за мою шею.

Мальчик вскарабкался на оленя и олень побежал. Он бежал все быстрее, быстрее и вдруг оторвался от земли и стал бежать по воздуху. Когда они поднялись выше, то олень вскинул голову и стал трясти своими рогами. Мальчик увидел со всех сторон красные, зеленые, синие ленты. Вскоре всё небо переливалось разными цветами. Когда олень и мальчик вернулись на землю, то сияние прекратилось. Мальчик поблагодарил оленя за такое прекрасное представление и побежал домой. Он рассказал дедушке о своей встрече. Дедушка не поверил внуку, потому что думал, что это только сказка. Но все, кто в тот вечер смотрел на небо, говорили, что такого красивого северного сияния еще никогда не было!

Источник

Волшебные огоньки Северного сияния. для дошк возр

На далеком Севере в таёжном лесу наступила настоящая морозная зима. Все деревья оделись в белые шубы, и землю укрыл толстый пушистый ковер из перламутровых снежинок. Лес стал чудесным – праздничным и светлым! Но почти все лесные жители спрятались в своих домиках, обустроенных на деревьях или под снегом на земле. И хотя там темно и неудобно, никому из них не хочется выглядывать на белый свет. Почему? Да, потому что этот вредина мороз уж больно щиплется за ушки и носы и даже может отморозить лапки!
– Матушка! Мне скучно! Я хочу гулять в лесу! – хнычет бельчонок в домике на высокой ели, глядя на свою маму, которая что-то ловко вяжет на тонких деревянных спицах.
– Скучно! – соглашается с ним белочка. – Но, тебе придется потерпеть. Сейчас в лесу холодно, а здесь, в нашем домике из еловых веточек и толстого мха, тепло. К тому же от сильного ветра нас защищает лес. А знаешь, на свете есть такие места, где не растут деревья, зимой там дует очень сильный и холодный ветер. Его не боятся только те звери и птицы, у которых есть очень теплые шубки. Я слыхала, что в тех краях живут северные олени, волки, лисы и песцы, полярные совы и куропатки.
– Матушка! А где это место? В какой стороне?
– Это место называется тундрой. Оно расположено еще дальше, на севере, почти у самого Северного Ледовитого океана. Хочешь, я расскажу тебе историю о необыкновенном олененке, который когда-то жил в этой тундре?
– Хочу!
– Тогда слушай!
И матушка-белочка начала свой рассказ:
– У маленького олененка было много родственников, целая большая семья оленей: мама, папа, бабушки, дедушки, дяди и тети. Они жили очень дружно и всегда приходили на помощь друг другу. Но, олени не зимуют на деревьях, как мы. Если олени дикие, и их не приручил человек, то у них вообще нет дома. Всю жизнь они ходят по земле, ночуют, где придется – в лесу или на поле, и ищут себе еду. Как-то раз, большая семья оленей, встречала зиму в холодной тундре. Не бойся, оленям там не холодно, ведь у них очень теплая шерсть, и, к тому же, они едят всё то, что находят под толстым слоем снега на земле – свежий мох и лишайники. Иногда, олени уходят еще дальше на север, поближе к океану, туда, где в небе часто вспыхивает Северное сияние, ведь там оно находится совсем рядом!
– Все знают, что Северное сияние обладает очень большой волшебной силой, – продолжала мама-белочка свой рассказ. – И если к нему подойти совсем близко, так, чтобы оно услышало твой голос, то можно попросить его исполнить какое-нибудь заветное желание, и Северное сияние обязательно его исполнит. Однажды, олененок так и сделал. Ему было очень интересно узнать, из чего сделано Северное сияние, и он попросил его подарить ему несколько перламутровых огоньков. Северное сияние тут же послало олененку свои волшебные огоньки. Они подлетели к олененку и осветили его со всех сторон.
Случилось чудо! В темноте полярной ночи олененок засиял, словно бенгальский огонек! Олени увидели сияющего олененка и страшно испугались!
– Зачем ты сделал это? – говорили они малышу. – Ты еще мал и не понимаешь, что такого тебя тут же увидят волки и могут съесть!
– Да, да! – плакала мама олененка. – Теперь моего сыночка может заметить любой волк, даже тот, который плохо видит!
– Тогда давайте как-нибудь снимем с него это яркое свечение! – решили олени. Они окружили олененка со всех сторон и начали тереться своими головами о его светящиеся бока. И тут же яркие огоньки побежали по оленьим головам, превращаясь на ходу в изумительно красивые причудливые рога. А надо сказать, что до тех пор все олени были безрогие. И только Северное сияние смогло подарить им такие шикарные ветвистые рога.
– Матушка! А олененок стал тоже с рогами? – спросил бельчонок.
– На головке олененка остался последний сияющий лучик. Он не успел соскочить и тоже превратился в рога. Но не сразу, а позже. Он долго светился, пока на головке олененка не появились маленькие перламутровые рожки.
Взрослые олени вначале очень хотели избавиться от неудобных ветвистых рогов, сделанных из огоньков Северного сияния. Они терлись ими о землю и деревья, но рога не хотели спадать. Ведь они волшебные, а волшебство Северного сияния невозможно отменить! Постепенно олени привыкли носить эти большие рога на своих головах. Но, после того случая с маленьким олененком уже никто не осмеливался что-то просить у Северного сияния. Все боялись волшебства, от которого потом никак нельзя будет избавиться, если вдруг оно тебе не понравится.
Матушка-белочка посмотрела на своего бельчонка. Он тихо сидел в углу домика и задумчиво поглядывал на свой пушистый хвостик.
– А я могу посмотреть на Северное сияние, хотя бы издалека? – спросил бельчонок.
– Конечно, можешь. Подожди немного. Я довяжу тебе теплые носочки, и тогда ты потихоньку заберешься на верхушку нашей ели. И, если тебе повезет, то увидишь, как на небе вспыхивают волшебные огоньки Северного сияния.
Матушка вязала, а бельчонок терпеливо ждал. Когда работа была закончена, он надел на свои лапки теплые носочки и выбрался из дупла на белый свет. Осторожно вскарабкался на самый верх высокой старой ели и посмотрел на север. На темном небе, усыпанном яркими точечками звезд, бельчонок почти сразу же заметил необычное свечение. Оно вспыхивало перламутровыми огоньками, и казалось, что где-то далеко на небе его зажигает настоящий волшебник.

Читайте также:  Рассказы бурлакова о природе 2 класс план

Источник

Конспект занятия «Северное сияние» в подготовительной группе

Ирина Шевцова
Конспект занятия «Северное сияние» в подготовительной группе

.Тема: «Северное сияние».

Цель: Совершенствовать технику рисования постелью, тушевки и штриховки. Вызвать интерес к изображению северного сияния в виде «каскадов» многоцветных штрихов. Развивать восприятие цвета. Поддерживать интерес к познанию явлений природы.

Ход занятия.

Ребята, вы знаете, что в природе круглый год происходят чудеса?

Какие это чудеса вы узнаете, если отгадаете загадку.

Там сверкают небеса!

Яркий всплох там и тут,

Только это не салют (северное сияние)

Сейчас же известно, что северное сияние появляется, когда на солнце происходят взрывы.

Северное сияние всегда интересно. Само название говорит нам о том, что данное явление происходит на крайнем Севере, за полярным кругом, а также на Кольском полуострове в Мурманске. Там это явление происходит довольно часто. Но подобные чудеса природы доступны не для всех жителей Земли. В России северное сияние можно увидеть во всех регионах, расположенных вблизи Полярного круга, начиная от Мурманска и заканчивая Чукоткой. Это зрелище захватывает дух, и может продолжаться от десяти минут до нескольких суток. В общей сложности жители Заполярья могут наблюдать это уникальное явление до двухсот ночей в году.

Воспитатель предлагает сравнить северное сияние с радугой (в радуге цвета размещены в определенном порядке и неподвижны: если радуга появляется, мы какое то время видим ее без изменений. Пока она не «растает», а в полярном сиянии нежные цвета переливаются и сверкают, как огоньки на новогодней елке.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Дети садятся за столы.

Ребята, давайте представим, что вы юные художники, а это ваша творческая мастерская. Вы сейчас посмотрели на чудо природы. Как называется это природное явление? Северное сияние! Это великолепие ни с чем не сравнимо! Скажите на что похоже северное сияние? (ответы детей) – на заборчик, зигзаги, волны, цветомузыку, гирлянду, цветной дождь, и т. д.

А что ж такое на севере сияние?

Когда оно сияет и крутится в узор,

И красотой своею притягивает взор.

То крутится в спирали, то тянется дугой,

И каждую минуту цвет разный и другой

Сверкает и играет, цветами небосклон,

Хотя на темном фоне ведь полон ночи он.

Бывает лишь зимою, когда полярная ночь,

А день такой короткий, уходит быстро прочь.

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

Дети приступают к рисованию.

Рассматриваем полярное сияние, добавляем цветные штрихи и пятна (растираем пальцем). Если вы хотите завершить ваш рисунок необычно. Можно взять клей карандаш и нанести на лист бумаги вот такие движения||||.Или же можно взять полоску фольги и приклеить на свой рисунок—вот так. Возьмем кисточку и обратной стороной процарапаем несколько неровных полосок в фольге. /\/\/\/\ вот так. Вот вы и нарисовали северное сияние.

Итог занятия.

Северное сиянье-

Это красок хоровод.

Мастер-класс по созданию композиции с применением техники граттаж «Северное сияние» «Северное сияние».Мастер-класс по созданию композиции с применением техники граттаж. Знакомя детей с темой «Север» нельзя обойти стороной.

Нетрадиционные техники аппликации. Аппликация из шерстяных ниток «Северное сияние» Вот такую интересную аппликацию мы решили сделать с детьми на кружке «Радуга красок», который я веду раз в неделю. Конечно,предварительно.

Конспект ООД по аппликации «Белый медведь и северное сияние» в подготовительной к школе группе Конспект ООД по аппликации «Белый медведь и северное сияние» в подготовительной к школе группе Цель: побуждать детей к самостоятельному.

Конспект урока по ДПИ (квиллинг) «Северное сияние» Конспект открытого урока Панно «Северное сияние» ФИО педагога Молчанова Л. В. Место работы ТМК ОУДО «Хатангский центр детского творчества».

Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста «Северное сияние для Умки» Доброго времени суток, друзья и коллеги! Вчера я познакомила своих трёхлетних художников с пульверизатором и с Умкой! Ни один ребёнок.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Малая родина-Северное Медведково» в речевой группе 5–6 и 6–7 лет НОД по ознакомлению с окружающим Малая родина –Северное Медведково речевая группа №6 комбинированного вида 5-6 и 6-7 лет ГБОУ Школа №1506.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной форме «Умка и северное сияние» Вид занятия: рисование в нетрадиционной форме. Цель: воплощение творческого замысла посредством выполнения работы в нетрадиционной технике.

Источник

Конспект «В гости к северному сиянию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 Берёзка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район

игровой образовательной ситуации

по образовательной области: «Познание»

для детей подготовительной к школе группе

« В гости к Северному сиянию »

воспитатель высшей квалификационной категории

Швыгарь Ольга Александровна

образовательной игровой ситуации в подготовительной группе

на тему «В гости к Северному сиянию» с использованием исследовательской деятельности»

Программные задачи: способствовать развитию познавательного интереса детей к окружающему миру, познакомить с техникой «граттаж», создать композицию «Северное сияние», развивать познавательную сферу детей, воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.

Оборудование: Вымпел с эмблемой «Юные путешественники-исследователи»; карта Мира с проложенным маршрутом путешествий; ленты длинной по 30 см 7 разных цветов: голубая, синяя, фиолетовая, светло-зеленая, темно-зеленая, розовая, малиновая; сундучок «Передвижная лаборатория» с набором ингредиентов для проведения исследовательской деятельности (альбомный лист, подготовленный для граттажа, зубочистки, влажные салфетки); значки «Северное сияние» из самоклейки; презентация «Северное сияние»; альбом «Мы исследователи».

Читайте также:  Рассказ никакой горчицы я не ел картинки

Предварительная работа: чтение сказок народов Севера, просмотр мультфильмов «Умка», «В яранге горит огонь», знакомство с легендами о северном сиянии, подготовка листов для гаттажа.

Ход игровой образовательной ситуации.

(воспитатель ставит на стол вымпел «Юные исследователи». Дети обращают внимание на вымпел и делают предположение, что их сегодня ждет еще одно увлекательное путешествие).

— Почему вы решили, что нас ждет путешествие? ( Потому что появился вымпел, а когда он появляется в нашей группе мы всегда отправляемся в путешествие). Мы с вами кто? (Мы путешественники, потому что посещаем разные места на нашей Земле, а еще мы – исследователи, потому что мы не просто смотрим, а изучаем, исследуем новые объекты: природные явления). Куда же мы сегодня отправимся? (Нам нужно посмотреть по карте с маршрутом). Давайте вначале вспомним, где мы уже были и с какими природными явлениями уже познакомились? (мы были в Антарктиде и узнали, что айсберги – это огромные глыбы льда, отколовшиеся от ледяных берегов и которые течение вынесло в открытое море. Они имеют самые причудливые формы, при ясной солнечной погоде айсберги очень красивы, они кажутся разноцветными. А еще бывают черные айсберги – просто они покрыты пеплом от вулкана).

А куда же мы отправимся сегодня? (на Северный полюс, изучать северное сияние) Вы знаете, что такое северное сияние? Где его можно наблюдать? Когда? (ответы детей)

Чтобы мы скорее оказались на Северном полюсе, что нам нужно сделать? (сказать волшебные слова)

По дорожке мы шагали

И совсем мы не устали,

Смело мы идем вперед,

Где северное сияние нас в гости ждет.

Когда в гости мы придем,

Новые знания мы там найдем.

Работа по презентации:

Слайд 1 : ребята, отгадайте загадку

Полюс Северный снега

Солнцу силы не хватает!

Небо радугой цветной

В ясные морозные ночи Северное небо, озаренное лишь светом луны и бесчисленных звезд, неожиданно окрашивается в разные цвета, настолько яркие, что становится светло, как днем.

Слайд 2: Это явление называют северным или полярным сиянием, потому что оно наблюдается не только у нас на севере, но и на Южном полюсе – Антарктиде. И чтобы не было обидно ни белым мишкам, ни пингвинам, ученые называют сияние полярным.

Слайд 3: северное сияние – это природное явление. Кто из вас помнит легенду о северном сиянии? (дети рассказывают)

Слайд 4: каковы же настоящие причины северного сияния? Наша Земля похожа на большой магнит с северным и южным полюсами. Когда солнечный ветер обдувает Землю, то создается трение ветра об атмосферу земли. Некоторые солнечные частицы собираются в слоях атмосферы у северного и южного полюсов. Там и возникает северное сияние.

Слайд 5: С чем его можно сравнить? В народе этому явлению давным-давно придумали меткие определения. Называют сполохи, потому что все небо вспыхивает и играет лучистыми дугами; пазори – вроде бы и зори, но полярные.

Слайд 6: говорить о полярном сиянии – то же самое, что пытаться словами описать музыку. С чем его только не сравнивали! Людям казалось, что они видят на небе извивающихся змей и гигантские птичьи крылья, огненные купола и короны, экзотические веера и занавеси, снопы и пучки разноцветных лучей, дуги, спирали, исполинские огненные столбы. Кстати, полярное сияние может петь, только звуки, издаваемые им не слышны человеческому уху. Чтобы услышать пение полярного сияния нужны специальные приборы.

Слайд 7: полярное сияние можно увидеть только в ночное время суток, так как днем его затмевает солнечный свет.

Слайд 8: полярное сияние можно увидеть таких городах, как Якутск, Мурманск, также на Таймыре, в Салехарде и на Аляске, в странах Исландии, Норвегии и в северной части Америки.

Слайд 9: а вот так полярное сияние выглядит из космоса. Это сияние над Антарктидой.

Ребята, северное сияние очень хочет с нами поиграть. А вы? Смотрите, мы выкладываем полоски в ряд в произвольном порядке и количестве. Вам дается 20 секунд, чтобы запомнить полоски. Затем убираем 1 полоску из ряда, а вам нужно отгадать, какая полоска исчезла из северного сияния. (в дальнейшем, когда дети захотят еще сыграть в такую игру, можно убирать по две или три полоски).

Работа в мини-лаборатории:

Ребята, а вы хотите научиться делать сами северное сияние? Тогда нам самое время посетить нашу передвижную лабораторию. Сначала давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (ответы детей). Надевайте костюмы исследователя и занимайте места. Для работы нам понадобятся: белый картон, гуашь (цветная и чёрная), парафин (любая свечка) и зубочистка.

Заполняем лист картона разноцветными мазками. Чем ярче они будут, тем лучше.

2. Покрываем парафином получившийся шедевр.

3. Парафин покрываем чёрной гуашью (она должна быть консистенции густой сметаны). Кисточку не мочить!

5. А чтобы нашему северному сиянию было для кого светить нужно на рисунок кого-нибудь поселить. Дополним работу аппликацией. Кто живёт на Северном полюсе? Нам на помощь опять приходит загадка.

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

(дети предлагают поселить белого медведя: по трафарету обвести, вырезать, нарисовать глаза и нос и приклеить на свою работу)

Работа с альбомом исследователя и картой:

Ребята, какое же красивое северное сияние у вас получилось. Кто хочет нам рассказать о своем? А сейчас нам пришла пора возвращаться назад в детский сад.

Смело мы идем вперед,

По дорожке мы шагали

И совсем мы не устали,

Смело мы идем вперед,

Детский сад уже нас ждет.

Из гостей домой пришли,

Новые знания мы там нашли.

Ребята, вот и закончилось наше очередное путешествие. Расскажите, что вы сегодня узнали? А что мы еще забыли? (отметить в карте. Дети приклеивают на карте флажок, указывающий на то, что северный полюс покорен и при помощи условных значков отмечают места на карте, где можно наблюдать северное сияние)

Итог: Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Мне с вами тоже понравилось путешествовать (педагог индивидуально хвалит каждого ребенка за что-то определенное, например, Дашу за то, что она вспомнила и рассказала нам легенду о северном сиянии, Ваню за то, что он лучше все выполнил граттаж и т. д.) А в конце вам на память я хочу подарить вот такие раскраски о северном сиянии.

Источник

Конспект «В гости к северному сиянию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 Берёзка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район

игровой образовательной ситуации

по образовательной области: «Познание»

для детей подготовительной к школе группе

« В гости к Северному сиянию »

воспитатель высшей квалификационной категории

Швыгарь Ольга Александровна

Читайте также:  Персонажи сказки лисичка со скалочкой картинки

образовательной игровой ситуации в подготовительной группе

на тему «В гости к Северному сиянию» с использованием исследовательской деятельности»

Программные задачи: способствовать развитию познавательного интереса детей к окружающему миру, познакомить с техникой «граттаж», создать композицию «Северное сияние», развивать познавательную сферу детей, воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.

Оборудование: Вымпел с эмблемой «Юные путешественники-исследователи»; карта Мира с проложенным маршрутом путешествий; ленты длинной по 30 см 7 разных цветов: голубая, синяя, фиолетовая, светло-зеленая, темно-зеленая, розовая, малиновая; сундучок «Передвижная лаборатория» с набором ингредиентов для проведения исследовательской деятельности (альбомный лист, подготовленный для граттажа, зубочистки, влажные салфетки); значки «Северное сияние» из самоклейки; презентация «Северное сияние»; альбом «Мы исследователи».

Предварительная работа: чтение сказок народов Севера, просмотр мультфильмов «Умка», «В яранге горит огонь», знакомство с легендами о северном сиянии, подготовка листов для гаттажа.

Ход игровой образовательной ситуации.

(воспитатель ставит на стол вымпел «Юные исследователи». Дети обращают внимание на вымпел и делают предположение, что их сегодня ждет еще одно увлекательное путешествие).

— Почему вы решили, что нас ждет путешествие? ( Потому что появился вымпел, а когда он появляется в нашей группе мы всегда отправляемся в путешествие). Мы с вами кто? (Мы путешественники, потому что посещаем разные места на нашей Земле, а еще мы – исследователи, потому что мы не просто смотрим, а изучаем, исследуем новые объекты: природные явления). Куда же мы сегодня отправимся? (Нам нужно посмотреть по карте с маршрутом). Давайте вначале вспомним, где мы уже были и с какими природными явлениями уже познакомились? (мы были в Антарктиде и узнали, что айсберги – это огромные глыбы льда, отколовшиеся от ледяных берегов и которые течение вынесло в открытое море. Они имеют самые причудливые формы, при ясной солнечной погоде айсберги очень красивы, они кажутся разноцветными. А еще бывают черные айсберги – просто они покрыты пеплом от вулкана).

А куда же мы отправимся сегодня? (на Северный полюс, изучать северное сияние) Вы знаете, что такое северное сияние? Где его можно наблюдать? Когда? (ответы детей)

Чтобы мы скорее оказались на Северном полюсе, что нам нужно сделать? (сказать волшебные слова)

По дорожке мы шагали

И совсем мы не устали,

Смело мы идем вперед,

Где северное сияние нас в гости ждет.

Когда в гости мы придем,

Новые знания мы там найдем.

Работа по презентации:

Слайд 1 : ребята, отгадайте загадку

Полюс Северный снега

Солнцу силы не хватает!

Небо радугой цветной

В ясные морозные ночи Северное небо, озаренное лишь светом луны и бесчисленных звезд, неожиданно окрашивается в разные цвета, настолько яркие, что становится светло, как днем.

Слайд 2: Это явление называют северным или полярным сиянием, потому что оно наблюдается не только у нас на севере, но и на Южном полюсе – Антарктиде. И чтобы не было обидно ни белым мишкам, ни пингвинам, ученые называют сияние полярным.

Слайд 3: северное сияние – это природное явление. Кто из вас помнит легенду о северном сиянии? (дети рассказывают)

Слайд 4: каковы же настоящие причины северного сияния? Наша Земля похожа на большой магнит с северным и южным полюсами. Когда солнечный ветер обдувает Землю, то создается трение ветра об атмосферу земли. Некоторые солнечные частицы собираются в слоях атмосферы у северного и южного полюсов. Там и возникает северное сияние.

Слайд 5: С чем его можно сравнить? В народе этому явлению давным-давно придумали меткие определения. Называют сполохи, потому что все небо вспыхивает и играет лучистыми дугами; пазори – вроде бы и зори, но полярные.

Слайд 6: говорить о полярном сиянии – то же самое, что пытаться словами описать музыку. С чем его только не сравнивали! Людям казалось, что они видят на небе извивающихся змей и гигантские птичьи крылья, огненные купола и короны, экзотические веера и занавеси, снопы и пучки разноцветных лучей, дуги, спирали, исполинские огненные столбы. Кстати, полярное сияние может петь, только звуки, издаваемые им не слышны человеческому уху. Чтобы услышать пение полярного сияния нужны специальные приборы.

Слайд 7: полярное сияние можно увидеть только в ночное время суток, так как днем его затмевает солнечный свет.

Слайд 8: полярное сияние можно увидеть таких городах, как Якутск, Мурманск, также на Таймыре, в Салехарде и на Аляске, в странах Исландии, Норвегии и в северной части Америки.

Слайд 9: а вот так полярное сияние выглядит из космоса. Это сияние над Антарктидой.

Ребята, северное сияние очень хочет с нами поиграть. А вы? Смотрите, мы выкладываем полоски в ряд в произвольном порядке и количестве. Вам дается 20 секунд, чтобы запомнить полоски. Затем убираем 1 полоску из ряда, а вам нужно отгадать, какая полоска исчезла из северного сияния. (в дальнейшем, когда дети захотят еще сыграть в такую игру, можно убирать по две или три полоски).

Работа в мини-лаборатории:

Ребята, а вы хотите научиться делать сами северное сияние? Тогда нам самое время посетить нашу передвижную лабораторию. Сначала давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (ответы детей). Надевайте костюмы исследователя и занимайте места. Для работы нам понадобятся: белый картон, гуашь (цветная и чёрная), парафин (любая свечка) и зубочистка.

Заполняем лист картона разноцветными мазками. Чем ярче они будут, тем лучше.

2. Покрываем парафином получившийся шедевр.

3. Парафин покрываем чёрной гуашью (она должна быть консистенции густой сметаны). Кисточку не мочить!

5. А чтобы нашему северному сиянию было для кого светить нужно на рисунок кого-нибудь поселить. Дополним работу аппликацией. Кто живёт на Северном полюсе? Нам на помощь опять приходит загадка.

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

(дети предлагают поселить белого медведя: по трафарету обвести, вырезать, нарисовать глаза и нос и приклеить на свою работу)

Работа с альбомом исследователя и картой:

Ребята, какое же красивое северное сияние у вас получилось. Кто хочет нам рассказать о своем? А сейчас нам пришла пора возвращаться назад в детский сад.

Смело мы идем вперед,

По дорожке мы шагали

И совсем мы не устали,

Смело мы идем вперед,

Детский сад уже нас ждет.

Из гостей домой пришли,

Новые знания мы там нашли.

Ребята, вот и закончилось наше очередное путешествие. Расскажите, что вы сегодня узнали? А что мы еще забыли? (отметить в карте. Дети приклеивают на карте флажок, указывающий на то, что северный полюс покорен и при помощи условных значков отмечают места на карте, где можно наблюдать северное сияние)

Итог: Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Мне с вами тоже понравилось путешествовать (педагог индивидуально хвалит каждого ребенка за что-то определенное, например, Дашу за то, что она вспомнила и рассказала нам легенду о северном сиянии, Ваню за то, что он лучше все выполнил граттаж и т. д.) А в конце вам на память я хочу подарить вот такие раскраски о северном сиянии.

Источник

Познавательное и интересное