Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне.
ольга пирожкова
Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне.
Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей дошкольного возраста можно посоветовать прочитать педагогам дошкольных учреждений?
Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях?
Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части: стихи и проза. Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Эти произведения наполнены информационной составляющей, требующей огромной предварительной работы как детей, так и самих педагогов. Дошкольники сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, ужасаются звертвам фашизма, нападения на мирных жителей.
Правила чтения дошкольникам литературы о войне:
Обязательно предварительно прочитайте произведение, при необходимости перескажите его детям, зачитав лишь небольшой кусок художественного произведения.
Проведите обязательную предварительную работу, раскрыв все необходимые информационные моменты.
Подбирайте художественные произведения по возрасту детей (дополнительную информацию расскажите своими словами).
Обязательно прочитайте произведения по несколько раз, особенно, если этого просят дети.
Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим дошкольникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже детям 3-5 лет. Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают, а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны:
Младшая группа:
Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».
«Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.
Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе.
Средняя группа:
Георгиевская С. «Галина мама»
Митяев Анатолий «Почему Армия родная»
Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский
Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,
Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,
Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,
Л. Кассиль «Твои защитники». Митяева А. «Дедушкин орден»
Когда дети становятся старше (5-7 лет, взрослые постоянно напоминают им о том, что они «уже не маленькие». Война не давала детям времени на взросление – они сразу становились взрослыми! Девчонки и мальчишки, оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного времени. Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни. Дошкольникам старшего дошкольного возраста можно предложить следующие литературные произведения:
Старшая группа:
Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г
Соболев Леонид «Батальон четверых»
Алексеев Сергей «Орлович-воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975
Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».
Я. Длуголенский «Что могут солдаты»
О. Высотской «Мой брат уехал на границу»
Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»
Подготовительная группа:
Л. Кассиль «Главное войско», 1987
Митяев Анатолий «Землянка»
Лавренев Б. «Большое сердце»
Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991
«Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)
Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»
С. Баруздин «Рассказы о войне»
С. Михалков «День Победы»
С. П. Алексеев «Брестская крепость».
Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».
пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
О том, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага может перевернуть всю жизнь человека, ребята узнают, прослушав книги о второй мировой войне. Война не заканчивается в один день – ее отголоски звучат в сердцах людей десятилетия. Именно благодаря произведениям авторов – современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить себе события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества. И, конечно же, лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких. Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.
«Читаем детям» Как правильно читать детям. Дети в возрасте пяти лет любят семейные традиции, и с удовольствием их поддерживают. В этом возрасте как раз.
Небольшая экскурсия. Доброго времени суток. Село, в котором я проживаю, носит название в честь Нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова. Это новй дизайн.
Конспект занятия для детей 4–5 лет «Давным-давно была война»
Галина Ильинова
Конспект занятия для детей 4–5 лет «Давным-давно была война»
занятия для детей 4-5 лет
1. Рассказать детям о Великой Отечественной Войне, донести суть происходившего доступно возрасту.
2. Вызвать чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма.
4. Закрепление навыков лепки образов военной техники из 3-х частей.
Материал: компьютер, аудиозапись «Давным-давно была война», ширма, плакаты, медали, плакаты для украшения зала, пластилин, оборудование для лепки.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети заходят в зал, встают полукругом около ширмы, на которой плакат «9 мая».
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
— Дорогие дети, сегодня мы побеседуем о Великой Победе. Как вы думаете, что такое Победа? (ответы детей). Послушайте мой рассказ.
Дети садятся на стульчики, включается тихая музыка. На экране презентация «День Победы»
Рассказ воспитателя о ВОВ
И вот настал день, когда советская армия погнала фашистов с родной земли. Наши солдаты дошли до Берлина. Весной 9 мая когда солнышко ярко светило, цвели сады в 1945 году фашисты признали свое поражение. С той поры прошло 70 лет. Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди,защищая от фашистов родную землю и сочинили об этом дне песню: «День Победы». Прослушивание песни
В каждой семье помнят о героях Великой Отечественной Войны. Вот и в нашей группе есть дети, чьи бабушки и дедушки видели войну. Они были такими как вы. Их мы называем дети войны.
Дети рассказывают о своих бабушках и дедушках,рассматривают семейные фотографии военных лет:
Бабушка Веры Баниной (фото)
Бабушка Саши Барыкина (фото)
Дедушка Леши Кольцова (фото)
За проявленные подвиги награждали медалями. (показ детям медалей и орденов).
Прошло 70 лет с той страшной поры. Давайте вспомним добрым словом дедушек и прадедушек, всех тех, кто принес нам победу. Поклонимся героям Великой Отечественной Войны.Стихотворение читает воспитатель:
ВЕТЕР ВОЙНЫ
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
Они сражались беззаветно,
Патрон последний берегли,
Их имена приносит ветром,
Печальным ветром той войны.
Сегодня мало кто заплачет
Придя к могилам той войны,
Но это все-таки не значит
Что позабыли героев мы.
Мы помним, помним это горе.
Осталась в памяти война,
И Русское, родное, поле
Приносит ветром имена.
— Нашей армии всегда нужна хорошая военная техника. Назовите, какие рода войск вы знаете. Какая техника помогает защищать нашу Родину? (ответы детей).
— Давайте сделаем из пластилина военную технику. Пусть она будет крепкой, поэтому надо постараться, сделать хорошо.
Отмечаем праздник мужества и отваги В феврале особый праздник есть, Самый главный, самый дорогой, Славим мы и мужество и честь Всех защитников страны родной! Дошкольный возраст.
«Урок мужества к 70-летию Великой Победы» в старшей группе Цель: Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к своей родине, гордость за свой народ, победивший в Великой Отечественной Войне. 1.
Алая гвоздика-символ памяти, мужества и отваги! К сожалению, с каждым годом остается все меньше очевидцев и участников тех страшных военных событий 1941-1945 годов. Но память о том подвиге,.
Общешкольное мероприятие. Урок мужества. «Горячее сердце.» «Урок мужества» Цель: Познакомить учащихся с героическими и трагическими страницами истории Отечества, с историей возникновения государственной.
Проект «По следам мужества и стойкости» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №174» Проект по военно-патриотическому.
Урок Мужества. Дети войны. Посвящено 70-летию Победы На занятиях воспитатели используют презентации, созданные самостоятельно или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные.
Урок мужества «Подвигу земляков посвящается» Цель. воспитывать чувство патриотизма, пополнять знания о подвиге земляков во время ВОВ. Оформление. плакаты, посвященные ВОВ: «В жизни.
Урок «Мужества» Старшая группа. Цель: Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников. Задачи: Образовательные: Расширять представления,знания детей о ВОВ, празднике.
Вечер поэзии «Поэзия мужества» Вечер поэзии «Поэзия мужества» Цели: 1) познакомить детей с поэзией посвященной Дню защитника Отечества; 2) развивать монологическую речь.
Рассказы о войне для самых маленьких
РАССКАЗЫ О ВОЙНЕ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Книги для самых маленьких о войне. Почему о ней? Конечно, пятилетка еще не способен осознать весь ужас войны, но цель не в этом. Наша задача – ввести новое знание и отследить реакцию. Некоторые – прямо скажем, очень немногие книги о войне написаны специально для дошкольного и младшего школьного возраста. Они просто красивые, мудрые, в них присутствуют замечательные описания русской природы, душевной доброты, стойкости и героизма. Без навязчивой идеологии. Вряд ли они забьют детскую голову чем-то лишним – повторюсь, высоких целей никто не ставит. Если ребенку понравится эта тема – замечательно. И, согласитесь, она не менее важна, чем проделки финских котов и английских поросят. Если сами родители адекватно относятся к военной теме без лишних страхов и расширенных глаз, значит, ребенок тоже примет ее нормально.
КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ «СТАЛЬНОЕ КОЛЕЧКО» (Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец)
СУСАННА ГЕОРГИЕВСКАЯ «ГАЛИНА МАМА » (В небольшой повести для малышей рассказывается о воинской доблести)
ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ «АРБУЗНЫЙ ПЕРЕУЛОК» (Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве)
ВЕРА ОСЕЕВА «АНДРЕЙКА» (О семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы)
НЕТ, СЛОВО «МИР» ОСТАНЕТСЯ ЕДВА ЛИ,
КОГДА ВОЙНЫ НЕ БУДУТ ЛЮДИ ЗНАТЬ.
ВЕДЬ ТО, ЧТО РАНЬШЕ МИРОМ НАЗЫВАЛИ,
ВСЕ СТАНУТ ПРОСТО ЖИЗНЬЮ НАЗЫВАТЬ.
И ТОЛЬКО ДЕТИ, ЗНАТОКИ БЫЛОГО,
ИГРАЮЩИЕ ВЕСЕЛО В ВОЙНУ,
НАБЕГАВШИСЬ, ПРИПОМНЯТ ЭТО СЛОВО,
С КОТОРЫМ УМИРАЛИ В СТАРИНУ.
Адрес (место нахождения ) : 142908, Московская область, г. Кашира-8, ул. А. Попова, д.10
Контактные телефоны: 25-70- зав.д/с; 25-71 – бухгалтерия; 25-72 – медицинский кабинет;
Конспект занятия «О той войне» для детей 4–5 лет
Юлия Гриценко
Конспект занятия «О той войне» для детей 4–5 лет
Конспект занятия
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: «О той войне»
Воспитатель: Гриценко Ю. Г.
Цель: Воспитание патриотических чувств; чувства гордости за свой народ; уважение к героям и ветеранам ВОВ.
— Закрепить знания детей о Великой Отечественной Войне.
— Закреплять умение классифицировать виды транспорта.
— Отрабатывать навыки расположения частей аппликации и навыки наклеивания.
— Развивать внимание, память, воображение.
— Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами.
— Развивать навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
— Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и чувство патриотизма, любовь к родине и родному городу.
— Воспитывать интерес к образовательной деятельности.
— Формировать навыки сотрудничества на занятии.
Словарная работа: Родина, границы.
Создание среды для организации и проведения занятия:
Телевизор, презентация к занятию; аудиозапись боевых действий, фонограмма «О той весне»; 2 коробки;в двух экземплярах: мыло, зубная паста, кружка, ложка, носки;
Раздаточный материал:на каждого ребенка: 2 голубя, палочка, 2 георгиевские ленты.
Предварительная работа с детьми: Чтение произведений художественной литературы о ВОВ; заучивание стихотворений, рассматривание открыток памятников, прослушивание песен ВОВ.
Виды детской деятельности в занятии:
Критерии оценки деятельности детей на занятии:
1. Ребенок задает вопрос.
2. Активно учувствует в деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
5. Эмоционально реагирует.
(Дети играют в группе, воспитатель обращается к детям)
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У вас хорошее настроение?
Я приглашаю всех встать в круг. Покажите мне свои ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете?
Воспитатель: Это тепло ваших добрых сердец!
Как вы думаете, что мы можем сделать с этим теплом?
Дети: (Передать тепло друг другу.)
Воспитатель: Покажите, как мы можем это сделать.
(Дети передают тепло др. др. любым способом)
Воспитатель: Молодцы, вот такие добрые и ласковые ребята живут в нашем городе.
Ребята, прислушайтесь, что происходит за окном?
Дети: Поют птицы, смеются дети.
Воспитатель: А теперь послушайте это.
(Воспитатель включает звуки военных действий).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за звуки?
Дети: Слышны звуки выстрелов, рев танка
Воспитатель: Когда раздаются такие звуки?
Дети: Когда идет война.
Воспитатель: Верно! Хотите узнать какая это была война? Что происходило в то время? Тогда я предлагаю вам присесть на стульчики и послушать мой рассказ.
Воспитатель: 22 июня 1941 года войска фашисткой германии под руководством Гитлера напали на нашу Родину.
Дети: (это место где живет и родился человек)
Воспитатель: Верно! Сотни самолетов и танков вторглись на нашу землю.
Воспитатель:На защиту Родины встал весь народ: и молодые и старые, женщины и дети. Даже дети иногда убегали из дома, чтобы воевать с захватчиками. Все, кто остались в тылу рыли окопы, заменили своих мужчин у станков и в поле, шили теплые вещи для фронта. Мирные жители помогали всем, чем могли, собирали на фронт посылки с необходимыми вещами. Давайте и мы сейчас соберем с вами посылки для солдат.
П/игра «Посылка на фронт»
Дети встают в две команды и по очереди отбирают предметы, необходимых солдатам на войне для личных нужд (мыло, зубная паста, алюминиевая кружка и ложка, теплые вещи, кисет)
Воспитатель: Молодцы ребята, все отлично справились с заданием! А теперь присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Во время войны дети взрослели очень быстро. Им приходилось работать за место своих отцов и матерей. На заводах подросткам небольшого роста ставили подставки, так как они не доставали до станка. Иногда они от голода и усталости падали прямо у станка.
Воспитатель: Боролись против фашистов в партизанских отрядах. И становились сынами полка, участвовали в боевых действиях и удостаивались наград.
Воспитатель: Женщины тоже участвовали в войне: они были связистками, снайперами, врачами и медсестрами.
Ребята, а кто такие герои?
А каким должен быть герой?
Дети: (Сильным, смелым, выносливым, отважным и пр.)
Воспитатель: Правильно! А чтобы стать сильными, нужно дружить с
физкультурой. Вставайте, немного разомнемся.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Посмотрите все на нас.
Завертелись наши ручки, Снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Д/игра «Каким видом транспорта защищают наши границы»
Воспитатель: Как вы думаете с помощью какого вида транспорта защищали воздушные границы? Морские, сухопутные?
Дети: (Самолеты, танки, машины, корабли)
Воспитатель: Верно, наши солдаты сражались и на море, и на суше, и в воздухе
Воспитатель: Защитники мужественно сражались за каждый город, за каждую улицу, за каждый дом. Среди этих героев есть и наши земляки.
Сейчас нам ребята расскажут о своих прабабушках и прадедушка, которые мужественно сражались и работали в тылу.
— Вахитов В. Слайд 17
— Щедромирская А. Слайд 20
Воспитатель: Спасибо ребята за ваши истории. Присаживайтесь.
Послушайте стихотворения посвященные этому празднику.
Майский праздник – День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Воспитатель: Война закончилась, но народ не забывает своих героев. О них поют песни, им посвящают стихи. В их честь поставили много памятников.
А в нашем городе есть такие памятники посвященные ВОВ?
Воспитатель: В нашем городе есть выставочный комплекс «Салют победа» в саду имени Фрунзе. Здесь находится монумент «Павшим за Советскую Родину в годы ВОВ» в виде огромного факела. И там горит вечный огонь.
Что такое Вечный огонь?
Дети: (это постоянно горящий огонь, который горит зимой и летом, днём и ночью. Он символизирует то, что память о подвиге защитников Родины будет жить вечно.)
Воспитатель: Верно, также в этом парке есть образцы военной техники.
Воспитатель: А также в нашем городе есть памятник «Дети войны», солдатская каска с алой гвоздикой, памятник военным шоферам.
Во время войны вместе с людьми несли совою службу и животные. Им также воздвигали памятники.
Воспитатель: Вот памятник, посвященный почтовым голубям в Самаре (скульптор Юрий Григорьев). В военное время с помощью голубей передавали сообщения.
Белый голубь это символ Мира и добра! Давайте ребята поможем людям всегда помнить о доброте и мире на нашей планете.
Сейчас я предлагаю вам сесть за свои рабочие места и сделать вместе со мной белого голубя.
Но перед тем как мы приступим к работе, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Бойцы молодцы»
Пальцы эти – все бойцы. Удалые молодцы.
Два – больших и крепких малых. И солдат в боях бывалых.
Два — гвардейца-храбреца. Два — сметливых молодца.
Два – героя безымянных, Но в работе очень рьяных.
Один, два, три, четыре, пять. Один, два, три, четыре, пять –
Будем молодцев считать. Пальцы встали дружно в ряд –
Десять крепеньких солдат.
Воспитатель: Ребята, на ваших столах есть все необходимое для создания голубей. Посмотрите как мы будем собирать голубей.
(Воспитатель показывает как сделать голубя)
Под фонограмму «О той весне» дети выполняют задание, воспитатель оказывает помощь затрудняющимся.
Воспитатель: ребята, посмотрите какие красивые голуби у нас получились! Этих голубей вы можете подарить своим родителям.
Ребята о чем мы сегодня говорили?
Кто напал на нашу Родину?
Какие границы защищают наши солдаты?
Что вам понравилось больше всего?
Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.
Художественно-творческая деятельность детей, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Как и обещала в предыдущей публикации, предлагаю вашему вниманию наши поделки к Великому празднику ПОБЕДЫ, которые мы с детьми выполнили.
Книга памяти «Великая Победа» (Создание альбома с рассказами детей о подвигах своих родных в великой войне) Книга памяти «Великая Победа». (Создание альбома воспитанников группы о вкладе своих родственников в Великую Победу над немецко-фашистскими.
Конспект беседы о войне с детьми старшей группы в рамках проекта «Детям о Великой Отечественной войне» Конспект беседы о войне с детьми старшей группы в рамках проекта «Детям о Великой Отечественной войне»[/h4] Задачи: познакомить детей со.
Конспект интегрированного занятия «Животные в гостях у детей» для детей второй младшей группы Конспект интегрированное занятие на тему: “Животные в гостях у детей” для детей второй младшей группы. Образовательные области: Познавательное.
Конспект НОД к 70-летие Победы в Великой Отечественной войне Цель: Познакомить детей, родителей с ветеранами Великой Отечественной Войны. Рассказ ветеранов. Поздравление Ветеранов и всех с 70-летием.
Конспект занятия по ФЭМП у детей в старшей группе «Чудо-квадратик в гостях у детей» Конспект по ФЭМП у детей в старшей группе. «Чудо-квадратик в гостях у детей»Цель: Закрепить порядковый счёт в пределах 9. Задачи:Образовательные:.
Конспект занятия для детей 2–4 лет «Что привез нам самосвал?» Конспект занятия для детей 2-3 лет: «Что привез нам самосвал?»Цель: Учить детей различать и называть противоположные качества «мягкий»,.
Конспект занятия по подготовке детей к школе с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Играя учимся» Мультимедийная дидактическая игра «Назови одним словом» к развивающему занятию для детей подготовительной группы Конспект комплексного.